Теории
и исследования
Проблемы развития и бытия личности
Валерия Мухина
ЧЕЛОВЕК НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ СОЗДАННЫХ ИМ РЕАЛИЙ
Аннотация. Обсуждаются сущностные особенности создаваемых в истории человечества внешние реалии: 1 - предметного мира; 2 - образно-знаковых систем; 3 - социально-нормативного пространства; 4 - природы. Показано позитивное влияние всех внешних реалий на сущностное развитие личностных качеств, а также их влияние на негативные личностные образования.
Ключевые слова: реалии предметного мира; реалии образно-знаковых систем; реалии социально-нормативного пространства; природные реалии; позитивные достижения личности; негативные образования личности.
Abstract. The following essential features of external realities, created in the history of the mankind, are discussed: 1 - objective world; 2 - figurative and symbolic systems; 3 - socio-normative space; 4 - nature. The positive influence of all external realities on essential development of personality qualities as well as influence on negative personality formations is shown.
Keywords: realities of objective world; realities of figurative and symbolic systems; realities of socio-normative space; natural realities; positive achievements of personality; negative formations of personality.
Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность
Альберт Эйнштейн
Мир как упорядоченная и познаваемая сущность
Человек в тех сущностях, которые он создал в своей истории
Возникновение амбивалентных позитивных и негативных качеств
Идея восприятия мира как упорядоченной и познаваемой сущности является весьма значимой для любого научного исследования [1, с. 142]. Действительно: если для нас мир - хаос, то он априори будет непознаваем.
До А. Эйнштейна эту мысль развивал еще Исаак Ньютон. Он писал: «Тяготение к Солнцу составляется из тяготения к отдельным частицам его при удалении от Солнца убывает в точности пропорционально квадратам расстояний даже до орбиты Сатурна...» [2, с. 662].
Платон и Аристотель так же относились к миру как к упорядоченной сущности. В своих суждениях об обществе и человеке они исходили из этого постулата. Вслед за ними в тысячелетиях философы и ученые придерживались того же мнения: мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность. Сия исходная позиция определяет научные подвиги в любой области знания.
Здесь мы будем обсуждать человека в тех его сущностях, которые он создал для себя в своей истории.
Человечество совершенно уникальным образом создало сущностные реалии, которые изначально взаимодействовали друг с другом. Внешних реалий, которые создавал, развивал и осваивал человек, четыре: это реалии предметного мира, образно-знаковых систем, социально-нормативного пространства и природы.
Реалии создавались человечеством для устроения комфорта жизни и для успешного овладения природой, рукотворными предметами, способами познания и общения. Человечество стремилось к позитивным достижениям - оно помышляло о благе для всего рода. Однако у позитивных достижениях оказалась оборотная сторона.
В процессе истории человечества внутри развивающихся внешних реалий появлялись побуждения к возникновению и развитию амбивалентных, так называемых позитивных и негативных качеств, которые сопутствуют человечеству во все века. Эти амбивалентные качества, возникнув в начале истории человечества, неизменно прорастают в определенные разнополюсные константы личностных качеств, которые сопровождают человечество во всей его истории.
Обратимся к сущностным характеристикам реалий, созданных человечеством в его истории.
1 — Реальность предметного мира
Всеобщее значение реальности предметного мира
Рис. 1. Изделия каменного века найденные в Мукачево (гора Малая)
Рис. 2. Палеолитические наконечники стрел, Закарпатье
История культуры это и история вещей
В своей истории человечество создавало натуралистически-предметное бытие вещи для войн, охоты, труда, обустройства своей повседневной жизни (быта, отдыха), а так же для духовного восхождения к потенциалу своей сущности [3, с. 49-97].
Возникающая в истории предметного мира реальность исподволь создавалась и сохранялась человечеством как особая реальность, которая начинала иметь и имеет по сей день фундаментальное всеобщее значение и, которая навязывается каждому человеку в отдельности. Появившись в истории человечества, рукотворные предметы стали предшествовать каждому новому поколению, каждому отдельному человеку как априорно данные*.
В истории возникали периоды, когда отдельные группы философов объявляли суетность, ненужность предметного мира для человечества (киники, например), или нивелировали значение частной собственности. Но эти всплески идей исчезали, оставляя за собой особое ценностное отношение человечества к предметному миру, которое нередко поддерживалось и законом.
Реальность предметного мира имеет фундаментальное значение для развития и бытия человечества [3, с. 49]. При этом каждая культура, демонстрируя значительные различия в видении назначения создаваемых ею предметов, сущност-но имела общее видение предметов в их функциональном назначении и в их художественно-образном воплощении.
История культуры - это и история вещей, которые создавались и сопровождали человечество испокон веков. Мной уже было показано, что натуралистически-предметное бытие вещи стало не только условием перехо-
* В рубрике «Реальность предметного мира» делается попытка представить некоторый визуальный ряд рукотворных изделий из их бесконечного множества, начиная от каменного века по настоящее время (орудия и оружия; жилища и дворцы; традиционная одежда и современная экипировка бойца; традиционная посуда и антиквариат). Делается попытка представить некоторые предметы как знаки-символы человеческой культуры. Иллюстрации (зрительный ряд), однако, не могут показать сущностные характеристики развивающихся у человечества разнообразных, разнопо-лярных свойств - они описаны в самом тексте работы.
Рис. 3. Чум. Традиционное жилище ненцев
Рис. 4. Юрта. Традиционное киргизское жилище
Рис. 5. Ангола. Традиционное жилище
Рис. 6. Традиционная русская изба (Байкал)
Рис. 7. Екатерининский дворец. Царское село. Пушкино
Рис. 8. Современный загородный коттеджный поселок
Развитие сущностных, присущих человеку, качеств
да человека с уровня эволюционного развития на уровень исторического развития, но стало и особым психическим орудием, преобразующим природу и самого человека.
Натуралистически-предметное бытие человечества в своей истории определяло не только бытие каждого отдельного человека, но и развитие всех его психических функций, развитие его как личности в высших нравственных проявлениях, а также развитие сущностных, присущих человеку, амбивалентных качеств: позитивных и негативных его проявлений.
Именно в отношениях человек - вещь - человек в реалиях предметного мира складывались амбивалентные, разнополюсные качества, которые в истории человечества не нивелировались, не сглаживались и не исче-
Рис. 9. Женщины в традиционной одежде. Племя Нианека. Ангола
Рис. 10. Традицион- Рис. 11. Тра- Рис. 12. Экипиров-ная одежда тореро. ^ружие^ ка сотрудника Испания ненцев спецподразделений
Рис. 13. Традиционная посуда африканских племен. Ангола
Рис. 14. Китайская фарфоровая
ваза эпохи династии Цин (ХУ11-Х1Х век) в Кунсткамере (Санкт-Петербург)
Рис. 15. Антикварный фаянс. Германия, XIX век
Разнополюсные качества
человеческого рода
Шлейфы родовых предтеч у современных представителей цивилизаций
зали, но напротив, становились разнополюсными константами неизменно сохраняющимися в плоти сущностных характеристик свойств человеческого рода. Именно эти разнополюсные константы легли в основу неких человеческих начал - архетипов и синдромов.
Реалии предметного мира в истории выступали как условие развития амбивалентных, разнополюсных качеств человеческого рода. Так, способности сохранять и беречь рукотворные предметы были рядополож-ны со скупостью и жадностью; доброта и щедрость, связанные с широтой и высотой человеческой души, были рядоположны с расточительностью; способности одаривать ближнего и иметь духовно-этические потребности в вещи, былирядоположны с такими ужасными проявлениями людей как вандализм, воровство, грабеж, убийства, а позже - циничное стремление низведения высокохудожественных предметов исключительной красоты к уничижительному состоянию. Эти амбивалентные качества человеческого рода неизменно просматриваются во всей истории человечества.
Мы можем говорить о шлейфах менталитета родовых предтеч у современных представителей цивилизаций, которые складывались и вырастали неким закономерным образом, создавая биполярные разнополюсные константы человеческих качеств. Очевидно, что эта биполяр-
Рис. 16. Крестьянский серп, XIX век
Рис. 17. Молот кузнечный, XIX век
Рис. 18. Мусор - останки
предметного мира. Мусор поглощает планету
Разнополюсные константы личностных качеств
Образы и знаки как феномены особой реалии
ность качеств человеческих проявлений усиливалась не только в связи с увеличением рукотворного и машинного производства предметного мира, но и с развитием потребительских потребностей человека.
У организованного в культурном отношении человека разумное понимание природы происхождения предметного мира тормозит алчущие потребности потребления. Когда человек достаточно разумен и образован, чтобы контролировать свои потребительские страсти, он может регулировать шопинговые и прочие увлечения. Когда человек обладает сформированными личностными позициями в отношении своего присутствия в пространстве предметного мира, - в этом случае человек встает над всеми провоцирующими соблазнами, удерживает свою внутреннюю позицию и сохраняет не только «свое лицо», но и свою духовную сущность.
Судя по многотысячелетней истории человечества сложившиеся разнополюсные константы личностных качеств неизменно остаются в общечеловеческой сущности и впредь, в будущем. Лишь каждый человек может индивидуально в своей индивидуальной истории может контролировать в себе негативные побуждения в отношении к предметному миру.
2 — Реальность образно-знаковых систем
В своей истории человечество создавало образы и знаки как феномены особой реалии [3, с. 102-143], которая, как и реалии предметного мира, имеет фундаментальное значение и навязывается каждому человеку в отдельности*. Л. Леви-Брюль гениально сформулировал идею о том, что язык «навязывает» себя каждой личности, «он предшествует ей и переживает ее» [4, с. 9]. Безусловно: образы и знаки, создаваемые в истории человечества формировали некие системы, которые предше-
* В рубрике «Реальность образно-знаковых систем» делается попытка представить некоторый ряд визуально самодостаточных образов и знаков из их бесконечного множества (скульптуры и картины великих мастеров). Помимо художественных предметов, несущих в себе символы времени, представлены самые разнообразные знаки и традиционные религиозные обряды и установления. Иллюстрации (зрительный ряд), однако, не могут представить сущностные характеристики развивающихся разнообразных, разнополярных свойств у человека в сфере образно-знаковых систем - они описаны в самом тексте работы.
В каждой культуре возникали свои особенные образно-знаковые системы
Рис. 19.
В. Мухина. Рабочий и колхозница (Серп и молот - знаки-символы союза рабочих и крестьян)
Образно-знаковые системы предшествуют отдельному человеку
Рис. 21. Дорожные знаки
Реальность образно-знаковых систем подняла человека на уровень исторического развития
ствовали каждому отдельному человеку, образуя реальность человеческого бытия.
В истории образно-знаковые системы, однажды появившись, оставались навсегда в числе реалий создающих условия развития и бытия человечества. В каждой культуре, развивающейся в разных человеческих сообществах, возникали свои особенные образно-знаковые системы, в том числе свои языки, образы и символы, свои мифы, свои особенные представления о себе и о других родах и этносах, свои особенные представления о жизни и смерти, о Земле и Космосе. Каждая культура и каждая религия порождали свое видение человека. При этом каждая культура имела и продолжает иметь общие черты с другими культурами в представлениях о прекрасном и о духовно-нравственном, что всякий раз подтверждало и подтверждает общую, феноменологически заданную, природу всего человеческого рода.
Культура в истории человечества формировала и продолжает формировать в себе образно-знаковые системы, которые предшествуют отдельному человеку и навязывают себя ему как объективную реальность, выступающую условием человеческого бытия. Реальность образно-знаковых систем имеет фундаментальное значение для развития и бытия человечества.
История культуры - это история образов и знаков, которые создавались и сопровождали человечество испокон веков.
Для каждого человека именно образы и знаки через их уникальную трансформацию во внутреннем психологическом поле становятся реальным основанием развития: сигнификативной функции сознания; высших психических функций; эмоционально-волевой сферы; личностных качеств, содействующих развитию потребности в свободе выбора и ответственности за себя, за других, за человечество.
Реальность образно-знаковых систем стала не только условием перехода человека с уровня эволюционного развития на уровень исторического развития, но и особым психическим орудием, преобразующим самого человека.
Рис. 20. Деньги - предмет и образно-знаковая система
ЛЕкгде
ЖЗН1КЛ ЖНОПРС
Тб()УФ?\с5
Рис. 22.
Старославянский алфавит
Условия развития
амбивалентных
качеств
человеческого рода
Рис. 23. Японские иероглифы
Реальность образно-знаковых систем в своей истории определяла не только бытие человека, но и развитие всех его психических функций, развитие его как личности в высших нравственных проявлениях, а также развитие сущностных, присущих человеку, амбивалентных качеств: позитивных и негативных его проявлений.
Именно в отношениях человек - образы и знаки - человек в реалиях образно-знаковых систем складывались амбивалентные, разнополюсные качества, которые в истории человечества не нивелировались, не сглаживались и не уничтожались, но напротив, становились разнополюсными константами, неизменно сохраняющимися в плоти сущностных характеристик человеческого рода. Именно эти разнополюсные константы легли в основу человеческих начал - архетипов и синдромов.
Реалии образно-знаковых систем в истории выступали как условие развития амбивалентных, разнополюсных качеств человеческого рода. Так, язык (речь), музыка, живопись и графика и многие другие образно-знаковые системы создали условия для развития в истории человечества взаимопонимания через обеспечение коммуникативной, сигнификативной, экспрессивной и др. функций в их прямом непосредственном предназначении; создали условия для вариативности человеческих помыслов и поступков, организации и контроля за взаимодействием людей друг с другом внутри человеческих сообществ и контроля каждого над самим собой, особые условия существования человеческой сущности, создали условия движения человека к себе как личности. Реальность образно-знаковых систем - это потенциально бесконечные условия для вариативности человеческого поведения. Это проницательное, взыскующее око общественного самосознания человечества. Реальность образно-знаковых систем как продукт развития и творчества человечества - это особенная форма существования человеческой сущности.
Рис. 24. Обряд крещения в Православной церкви. Россия
Рис. 25. Похоронный мусульманский обряд. Турция
Рис. 26. Кладбище Пер-Лашез, Париж, Франция
Разнополюсные качества
человеческого рода
Важно повторить: феноменологическая особенность реалий образно-знаковых систем в истории выступала прежде и продолжает выступать как условие развития амбивалентных, разнополюсных качеств человеческого рода.
Так, создание в конкретные исторические периоды определенных систем образов и знаков - прежде всего знаков-символов (знаков, обозначающих отношения народов, слоев общества или групп), которые могли быть представлены в образах материального воплощения (гербы, ордена, медали, знамена и др. символы у государств; многочисленные символы в больших и малых религиях; культурные символы разных эпох и народов, др.), которые могли быть представлены в идеях и в отдельных знаковых словесных выражениях, которые могли быть представлены в музыкальных произведениях и во многих других воплощениях.
В некие исторические моменты эти символы вдруг (или не вдруг) переставали нести в себе те значения и смыслы, которые до недавнего времени взывали к высшим человеческим чувствам. Спустя время человечество повергало в тартар свои ценимые прежде знаки-символы: исторические памятники переставали иметь прежнее глубокое значение, их смыслы нивелировались и забывались.
Символы, значимые для иных культур, могут уничижаться с чувством злобной ярости к «другим», к не
истории переменных
^ ^ «мы». Это происходило и происходит во всей истории
Шлейфы возникающих в
Рис. 27. Сальвадор Дали. Постоянство памяти
Рис. 28 Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
Рис. 29. Микеланджело. Сотворение Адама
Рис. 30 Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды
Всеобщее значение
реальности
социально-
нормативного
пространства
человечества, на всех континентах в разных культурах. Мы можем говорить о шлейфах возникающих в истории переменных, состоящих во времени отрицаний бывших прежде значимых значений и смыслов, содержащихся в идеалах, которым люди поклонялись прежде.
Судя по многотысячелетней истории человечества, сложившиеся разнополюсные константы личностных качеств неизменно оставались в общечеловеческой сущности и, очевидно, останутся впредь. Лишь каждый отдельный человек в своей индивидуальной истории может стараться контролировать в себе удержание позитивных ценностей и избавление от негативных образов и знаков, сложившихся в истории его культуры. Человек способен контролировать любые побуждения в отношении к миру образно-знаковых систем.
3 — Реальность социально-нормативного пространства
В своей истории человечество, наряду с созданием натуралистически-предметного бытия предметного мира, наряду с созданием образов и знаков как феноменов особой реальности, исподволь создавало реальность социально-нормативного пространства [3, с. 181-265], которая приобретала фундаментальное значение и испокон веков навязывалась каждому человеку в отдельности*. Безусловно: реальность социально-нормативного пространства в истории человечества формировала
* В рубрике «Реальность социально-нормативного пространства» делается попытка представить некоторый визуальный ряд предметов, образов, знаков и событий, которые презентируют собой некоторые явления реальности, складывающиеся в истории человечества социально-нормативного пространства, столь зависимого от многих исторически и культурно возникающих установлений. Иллюстрации (зрительный ряд), однако, не могут представить сущностные характеристики развивающихся у человека разнообразных, разнополярных свойств в сфере социально-нормативного пространства - они обозначены в самом тексте работы.
Рис. 31. Декларация прав человека. 26 августа 1789
Рис. 32. Петр Войс, Сергей Денисов, Иван Колесников. Арт-Конституция
История культуры -это и история социально-нормативной системы
некие системные ожидания, которые предшествуют каждому отдельному человеку, образуя реальность человеческого бытия.
В истории развития социально-нормативных ценностных ориентаций в рамках предтеч родов возникали табу и разрешения, которые позволяли выстраивать эмпирически оправдываемые способы взаимодействия людей внутри своих сообществ, которые в более поздние периоды развития общественных отношений определяли законы, мораль и духовно-нравственные ценностные ориентации.
Каждая культура и каждая религия порождали свое, особенное, видение человека в них. При этом каждая культура имела общие черты с другими культурами в представлениях о долженствовании, о разрешениях и запретах, о том, что «хорошо» и что «плохо».
Каждая культура имела и продолжает иметь свое особенное видение человека внутри самой себя. При этом каждая культура имела и продолжает иметь общие черты с другими культурами в представлениях о долженствовании, о решениях и запретах, о том, что «хорошо» и что «плохо», о духовно-нравственном. Это неизменно подтверждало и подтверждает общую, феноменологически заданную сущностную природу всего человечества.
Культура в истории человечества формировала и продолжает формировать в себе социально-нормативные системы, которые предшествуют отдельному человеку и навязывают себя ему как объективную реальность, выступающую условием человеческого бытия. Реальность социально-нормативного пространства имеет фундаментальное значение для развития и бытия человечества. При этом каждая культура, демонстрируя значительные или невыраженные различия в видении значения реальности социально-нормативного пространства, сущностно имела общее видение человека внутри социальных отношений.
История культуры - это и история развития социально-нормативных систем, которые создавались и сопровождали человечество испокон веков.
Для каждого отдельного человека социально-нормативное пространство становится реальным основанием для выбора личностной позиции в системе общественных отношений для выбора пути к своим целям и
Рис. 33. Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах
Рис. 34. Илья Репин.
Манифестация. 17 октября 1905 года
Рис. 35. Митинг «За честные выборы». Проспект Академика Сахарова, Москва, 24 декабря 2011 г.
Типические особенности человека как существа социального
Чувство долга
способам их реализации. Особое значение обретают духовно-нравственные ценности для человека в качестве целостной личности.
Социально-нормативным пространством является вся материальная и духовная сторона человеческого бытия наряду со стилем общения в обыденной жизни и в экстремальных ситуациях, наряду со всеми существующими в обществе видами деятельностей и системой прав и обязанностей.
Социально-нормативное пространство вбирает в себя все реальности, которые создал человек во всей своей истории: реальности предметного мира, образно-знаковых систем и природы. В рамках социально-нормативного пространства соединяются все названные реальности в сущ-ностно единое целое через сложные и простые глубинные и легко определяемые связи и отношения.
Собственно социально-нормативному пространству присущи и подконтрольны: общение, деятельности, а также система обязанностей и прав [3, с. 181-265].
Многими философами, натуралистами и исследователями других наук, заинтересованными в познании психики человека, на протяжении тысячелетий устанавливались типические особенности человека как существа социального, как общественного животного.
Обращусь лишь к исторически недавним идеям о значении социальных эмоций и чувств человека.
Так, И. Кант и вслед за ним Ч. Дарвин настаивали на значении могущественного социального чувства, которое резюмируется в значимом слове «должен», полном столь высокого значения. В своем исследовании человека, ссылаясь на И. Канта, Ч. Дарвин писал: « Чувство долга! Чудное понятие, действующее на душу не посредством увлекательных доводов лести или угроз, но одной силой ничем не прикрашенного, непреложного закона и поэтому внушающее всегда уважение, если и не всегда покорность...» [5, с. 214].
Идеал как высшая цель, к которой стремится человек
Разнополюсные качества
человеческого рода
Социальное качество человека - чувство долга -формировалось в процессе социального контроля и построения идеалов.
Идеал как высшая цель, как высшая сущность, некий образ того, как человек должен проявлять себя в жизни, чтобы быть признанным обществом. Однако этот образ весьма синкретичен и нестабилен: он ускользает от абстрактного идеала и трудно поддается вербальному конструированию в силу амбивалентной сущности человека во все времена истории.
И. Кант высказывался весьма определенно относительно того, что идеалы обладают практической силой и лежат в основе возможности совершенства определенных поступков. При этом он писал, что «высшая сущность остается... только идеалом, однако безукоризненным идеалом, понятием, которое завершает и увенчивает все человеческое знание и объективную реальность которого этим путем, правда, нельзя доказать, но и нельзя также опровергнуть.» [6, с. 395].
И. Кант тонко подчеркивал особенности человеческой природы, в которой присутствует, во-первых, некоторая склонность затаивать свои спонтанные чувства, не всегда похвальные, а во-вторых, стремление к добрым проявлениям. Он писал: «В человеческой природе есть некоторая порочность, которая в конце концов, как и все исходящее из природы, должна содержать в себе задатки к добрым целям; я говорю о склонности [человека] скрывать свои настоящие чувства и выставлять напоказ другие, считающиеся благородными и похвальными. Без сомнения, благодаря этой склонности скрывать свою природу и придавать себе лучший вид люди не только цивилизовались, но и постепенно в известной степени морализировались, так как, не будучи в состоянии сорвать маску благопристойности, честности и благонравия, всякий находил для себя школу для совершенствования в мнимых примерах добра, которые он видел среди окружающих. Однако эта склонность показывать себя лучше, чем на самом деле, и высказывать убеждения, которых в действительности нет, служит только предварительно для того, чтобы вывести человека из грубости и заставить его сначала по крайней мере усвоить манеры добра.» [6, с. 453].
Объективно реальность социально-нормативного пространства создаваемая человечеством в своей истории определяла не только бытие каждого отдельного человека, но и особенности развития всех его поведенческих проявлений, развитие его отношений к моральным и нравственным установлениям, сложившимся в пределах той культуры, к которой принадлежал этот человек.
)#)Д Л
Рис. 36. Судейский молоток
Рис. 37. Конвоирование осужденных
Амбивалентные качества присущие человеку
Разнополюсные
константы,
неизменно
сохраняющиеся
в плоти сущностных
характеристик
человечества
Реалии социально-нормативного пространства определяли развитие потенциала человека как личности в высших нравственных проявлениях, а также развитие сущностных, присущих человеку, амбивалентных качеств: позитивных и негативных его проявлений.
Именно в отношениях человек - социально-нормативное пространство - человек в реалиях создаваемого человечеством социального мира складывались амбивалентные, разнополюсные качества, которые в истории человечества не нивелировались, не сглаживались и не уничтожались, но напротив, становились разнополюсными константами, неизменно сохраняющимися в плоти сущностных характеристик человеческого рода. Именно эти разнополюсные константы легли в основу человеческих начал - архетипов и синдромов.
Реалии социально-нормативного пространства в истории выступали как условие развития амбивалентных, разноплановых качеств человеческого рода. Так, способность сохранять и беречь рукотворные предметы, способность проявлять по-человечески ценностно-духовно-этические человеческие качества в отношении к предметному миру стала рядоположена с негативными проявлениями человека ко всем сущностным особенностям предметного мира. Так, язык (речь), музыка, живопись и многие другие образно-знаковые системы в качестве феноменальных способностей человечества, развивавших его психические функции, а вместе с ними представления, знания и идеи о мире человека и космосе, стали рядоположны с теми образованиями человеческого рода, которые переоценивали и нивелировали ценностные системы, сложившиеся в истории. В то же время в поле самих нормативов человеческого общежития, связанных с долженствованием, моральными и нравственными ожиданиями, складывались амбивалентные, разнополюсные качества, которые в истории
Шлейфы родовых предтеч у современных представителей цивилизаций
Амбивалентная сущность человеческих качеств
Человечество остается амбивалентным по своей феноменологической природе
человечества не нивелировались, не сглаживались и не уничтожались, но становились разнополюсными константами. Повторюсь: именно эти разнополюсные константы легли в основу человеческих начал - архетипов и синдромов.
Реалии социально-нормативного пространства в истории выступали как условие развития амбивалентных, разноплановых качеств человеческого рода. Так, способность к послушанию, дисциплине, исполнению долга могла стать рядоположной с непослушанием, нарушением дисциплины и неисполнением долга; способность быть преисполненным совести и стремление отстаивать свою честь могла стать рядоположной с бессовестностью, бесчестностью и бесчестием; стремление утвердить себя в ценностях морали и нравственности могло быть рядопо-ложно с аморализмом и безнравственностью; правдивость могла быть сопряжена с лживостью, а сопереживание и радость за достижения другого могли быть сопряжены с завистью и злорадством; духовное видение хорошего начала в другом человеке могло быть сопряжено с мерзостью цинизма. Эти сопоставления можно продолжить...
Амбивалентные качества человеческого рода неизменно просматриваются во всей истории, начиная с незапамятных времен по сей день. Мы можем говорить о шлейфах менталитета родовых предтеч у современных представителей цивилизаций, которые складывались и вырастали неким закономерным образом, создавая разнополюсные константы человеческих качеств.
Амбивалентная сущность человеческих качеств прорастала на пересечении и вместе с развитием всех реалий, создаваемых человечеством. Опыт взаимодействия человечества с создаваемыми им реалиями и возникающими в этом взаимодействии амбивалентными сущностными человеческими качествами закреплялся в языках народов мира, входил в сферы Великого идеополя общественного самосознания и проявлялся воочию в каждом поколении людей, а также в индивидуальных проявлениях каждого отдельного человека - будь то монах, жаждущий очищения и душевно-духовной благодати, будь то простой человек, стремящийся соответствовать нормам морали и нравственности. Исключение, возможно, несли в себе святые отцы христианства, ислама или представители буддизма.
Человек до сего времени в своих проявлениях сущ-ностно остается амбивалентным по своей феноменологической природе из-за закономерно неоднозначных условий бытия, которые исстари складывались на пересечении создаваемых человечеством реалий.
Рис. 38. Иван Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены
Рис. 39. Остров Кунашир. Кальдера вулкана Головнина. Россия
Рис. 40. Остров Сахалин. Охотское море. Россия
Рис. 41. Клод Моне. Белые кувшинки. Живерни
Рис. 42. Исаак Левитан. Июньский день
Рис. 43. Мехмед Али Уйсал. Пространство значимо (Инсталляция)
Однако каждый отдельный человек в своем движении к духовным вершинам имеет возможность осилить влияния исторически складывающихся шлейфов амбивалентных сущностных свойств всех реалий.
Совсем по другим поводам Н.А. Бердяев писал: «Никакое a priori само по себе ничего не гарантирует, потому что находится во внечеловеческой, трансцендентальной сфере» [7, с. 113]. Философ совершенно справедливо полагал, что само развитие познания и ценностных ориентаций человека зависит от ступени социальной общности людей.
4 — Реальность природы
Человек сущностно Как известно, природа - все сущее в бесконечном
зависит от природы многообразии возможных проявлений. Человек сущностно зависит от природы - он часть ее*. Вся история человеческого рода связана с его неоднозначно меняющимся отношением к Природе: «Он то рабски трепещет перед силами природы, то возносится над природой
* В рубрике «Реальность природы» приведены некоторые фото и пейзажи великих художников для того, чтобы обозначить образы природы, отраженные как предмет восторга человека перед исконной красотой. Зрительный ряд завершает инсталляция, символизирующая ущемление человеком природы. Приведенный здесь ряд визуально представленных реалий бытия человека лишь скромное обозначение бесконечного множества разнообразных сущностных отношений к природе, сотворенных человечеством в его истории.
Человечество одухотворяло природу и отчуждалось от нее
Природа как субъект, как значимый другой
Отношение к природе формировалось на пересечении всех других реалий
в своей гордыне <...>. Человек питался плодами природы, создавал орудия из ее материалов и постепенно сотворил новый мир, доселе не существующий на Земле - рукотворный мир вещей» [3, с. 152]. В результате многовекового развития цивилизации природные условия существования человека претерпели кардинальные перемены.
В своей истории в процессе создания выше названных реалий человечество то одухотворяло природу, то ставило природу на место меняющегося в его самосознании рукотворного мира, отчуждаясь от нее и проявляя равнодушие или холодный расчет. Отношение к природе (как и к предметному миру) трансформировалось в своей истории через особенности развития реалий образно-знаковых систем и социально-нормативного пространства. Человек в своей истории строил многообразные отношения. Природа была в сознании родовых людей субъектом, а сами они - объектом. Научные достижения, гордыня и амбиции привели к тому, что человек стал строить свои отношения с природой как субъект с объектом, полагая себя субъектом, а природу - объектом.
Однако отчужденный от природы человек отчуждается и от самого себя - ведь он часть природы.
В то же время человечество продолжает сохранять способность относиться к природе как к значимому другому, что имеет принципиальное значение для развития человеческого духа. Человек интеллектуально постигает значение природы, выражая это постижение в образно-знаковых системах и социальных нормативах, сложившихся в истории. Человек эмоционально постигает сущность природы, оставаясь один на один с дарованными ему небом, звездами, солнцем, родным ландшафтом, отдельными природными сущностями: холмами, деревьями, травой, горами, океаном, - всем тем, что составляет вселенную. Оставаясь один на один с природой, созерцая ее, растворяясь в ней, цивилизованный человек испытывает совершенно особое чувство. Он познает и принимает природу во всем многообразии ее значений и смыслов.
На пересечении реалий предметного мира, образно-знаковых систем и социально-нормативного пространства в процессе своей истории человек формирует особое отношение к природе, которое слито со всеми феноменами сложившимися внутри истории предметного мира, мира образно-знаковых систем и социально-нормативного пространства. Человек научился видеть в природе не только объект, но и субъект. Природа стала пони-
маться не только как условие развития и бытия человека как личности, но и как субъект в субъект-субъектных отношениях с человеком во всем многообразии возможных диспозиций самой природы и человека.
Человек, развивая свой личностный потенциал в своей истории, учится не только относить природу к рукотворному миру, отражая ее в своем самосознании через богатство созданных им образно-знаковых систем и социальных нормативов, но учится относиться к природе как к особой сущности, в недрах которой происходило и происходит развитие и бытие родов, племен, предэтносов, этносов и цивилизаций.
Развивающееся в истории человечества отношение к природе рефреном многократно повторяло все достижения в духовном восхождении и все негативные образования, которые выстраивались в тысячелетиях.
5 — Реальность внутренней позиции личности
У каждого Реалии, созданные и создаваемые далее человече-
отдельного человека ством, со всеми достижениями и грузом обременитель-
есть шанс „
ных шлейфов, хотя и выступают для каждого вновь
выделаться
в человека входящего в них человека как a priori, не могут абсо-
лютно довлеть над его сознанием. Конкретный человек, доколе возьмет на себя труд совершать поиск своего пути в мире и формировать в себе значимые для себя и для общества личностные качества, может успешно «выделаться в человека» [8, с. 47] или осуществить так называемый закал личности [7, с. 113]. Помимо условий, которые многое предопределяют в жизни каждого человека, есть еще феноменальная сущность человека - его внутренняя позиция [3, с. 573, 739, 793-832, 913, 918, 921, 950].
Внутренняя позиция Самосознание каждого отдельного человека,
стимулирует выстраиваемое им через реалии внутренней позиции,
к преодолению
J включающие его ценностные ориентации, может сти-
амбивалентных
влияний среды мулировать к преодолению амбивалентных влияний складывающихся на пересечении всех внешних реалий,
Рис. 44. Михаил Врубель. Рис. 45. Рис. 46. Виктор Васнецов.
Демон сидящий Иван Крамской. Витязь на распутье
Христос в пустыне
Рис 47. Огюст Роден. Мыслитель
Внутренняя позиция укрепляет дух
возникающих в истории развития условий бытия человеческого рода. При этом каждого человека может ждать борьба со всеми соблазнами, предлагаемыми рожденными в пространстве и времени истории человечества внешними реалиями*.
В этой связи нельзя не согласиться с К. Марксом, который полагал, что задача истории - утвердить правду посюстороннего мира [9, с. 2]. Согласно истории человечества, человек по природе своей социален и потому включен в общественное бытие, в конкретную государственную структуру, в которой должны осуществляться его права и свободы. При этом человек феноменологически представлен в двух ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность [3, с. 14]. В личности проявляется бытие общественных отношений, все присвоенные из Великого идеополя ценностные ориентации человечества: образы, знания, нормативы отношений, а также все ценностные ориентации самого конкретного человека, которые он выстраивает в процессе своего жизненного пути как исключительно свою внутреннюю позицию.
Именно внутренняя позиция делает человека личностью. Человеку важно самому выде-латься - научиться управлять развитием своей личности, вникая и понимая закономерности этого развития, понимая необходимость обособления в экстремальных для себя ситуациях, когда уже сложилось определенное отношение к миру людей, к миру вещей, к природе и к самому себе [3, с. 808-832].
Нельзя не согласиться с Ф.М. Достоевским в том, что апелляция лишь к условиям развития и бытия и сама теория социальных условий в качестве учения о среде « доводит человека до совершенной безличности, до совершенного освобождения его от всякого нравственного личного долга...» [10, с. 16].
Внутренняя позиция личности отражает ценностные ориентации, концентрируемые через контекст всех звеньев структуры самосознания, а также через индивидуальное понимание человеком общественных отношений людей и своего места в этих отношениях.
* Средствами изобразительного искусства не просто выразить сложную гамму внутренних состояний человека в связи с выбором им своего пути, особенно в связи со сложной гаммой мыслей, чувств, глубокой ответственности за себя, других, за все человечество. Художникам-гениям это подчас удается.
Для каждого человека его система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных ориентаций. Личность создает индивидуально окрашенные ценностные ориентации, которые складываются у человека в его жизненном опыте, которые определяют его общую позицию и выбор той линии поведения, которую он проецирует на свое будущее. Внутренняя позиция, направленная на поиск своего места в мире и на развитие собственной личности, пробуждает и укрепляет дух.
1. Эйнштейн А. О науке // Статьи, рецензии, письма: Собр. науч. Трудов: В 4-х т. Т. IV. - М., 1967.
2. Ньютон И. Математические начала натуральной философии: Пер. с лат.: 3-е изд. - М., 2008.
3. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 2-е изд., исправл. и доп. - М., 2010.
4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994.
5. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Собр. соч.: В 9 т. Т. 5. - М., 1953.
6. Кант И. Критика чистого разума. - СПб., 2008.
7. Бердяев НА. Самопознание. - М., 1990.
8. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1887 год. Январь - Август // Полн. собр. соч.: В 30-и т. Т. 25. - Л., 1983. - С. 47.
9. Маркс К. К критике гегелевской философии. Введение // Избр. соч.: В 9-и т. Т. 1. - М., 1984. -С. 1-14.
10. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1873: Полн. собр. соч.: В 30-и т. Т. 21. - М., 1980.