Научная статья на тему '«Человек культуры» и особенности его формирования на постсоветском пространстве'

«Человек культуры» и особенности его формирования на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2802
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / HUMAN OF CULTURE / CULTURAL POLICIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Токарева Юлия Васильевна

Даётся определение понятию «человек культуры». Представлена характеристика культурной политики России советского и постсоветского периодов. Выделены особенности человека культуры постсоветского периода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«A Person of Culture» and Especially his Formation in the Post-Soviet Space

The article defines the concept of human culture. Characteristic of the cultural policy of Soviet Russia and post-Soviet period is presented. The features of human culture of post-Soviet period are defined

Текст научной работы на тему ««Человек культуры» и особенности его формирования на постсоветском пространстве»

УДК 930.85

Токарева Юлия Васильевна Yliya Tokareva

«ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ» И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

«А PERSON OF CULTURE» AND ESPECIALLY HIS FORMATION IN THE POST-SOVIET SPACE

Даётся определение понятию «человек культуры». Представлена характеристика культурной политики России советского и постсоветского периодов. Выделены особенности человека культуры постсоветского периода

The article defines the concept of human culture. Characteristic of the cultural policy of Soviet Russia and post-Soviet period is presented. The features ofhuman culture of post-Soviet period are defined

Ключевые слова: человек культуры, культур- Keywords:humanofculture, culturalpolicies

ная политика

Культура — это живой динамичный процесс и, несмотря на условное деление её на различные эпохи, которые зачастую имеют полюсные оценки, мы не можем рассматривать эти временные отрезки как самостоятельные и независящие друг от друга. У каждого явления, периода, феномена культуры существуют как предпосылки, так и следствия, которые необходимо учитывать при анализе тех или иных процессов.

Человек и культура — два взаимосвязанных и взаимообусловленных явления. Человек живёт в той культуре, которую он формирует, при этом последняя также оказывает созидающую роль по отношению к человеку. Поэтому можно сказать, что отношения между человеком и культурой рефлексирующие, неразделимо связанные между собой.

В истории философии культуры и культурологи проблема человека культуры рассматривалась в историко-социальном плане: каждой культурной эпохе соответствовал свой тип человека. Например: в античности человек — это герой, мудрец, гражданин; в средневековье — праведник; в эпоху Возрождения — универсальный

человек и т.д. Диалектика формирования «человека культуры» не потеряла своей решимости и в ХХ-ХХ1 вв. Например, в начале XX в. человек — это гуманист с рациональным мышлением, а уже в конце XX столетия — потребитель.

Таким образом, культура и человек

— это два взаимообусловленных явления. С одной стороны, иод воздействием ряда факторов: исторической памяти, религиозных догм, семейных образцов, традиций, норм, ценностей, коллективного мнения и ощущения и др. в культуре формируется определённый тип личности. Например, патриархальный человек, американский тип личности формируется под влиянием протестантизма.

С другой стороны, человек сохраняет и распространяет культуру, т.к. является не только её созидателем, но целью её существования и развития. В культуре человек формируется как личность посредством созданных им социальных институтов. Проходя период социализации, он приобретает те нормы культуры, которые действенны в данный период времени. Он становится не только носителем культуры, но и человеком своего времени, следовательно, человеком

культуры. И даже несмотря на то, что некоторые творения человека обращены против него самого, личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей среде, но создаёт свой собственный микромир, не теряя способность проникать, анализировать и воспринимать чужие культурные пространства. Например, в эпоху великих завоеваний, первопроходцы не только несли коренным народам свой образ жизни, но и перенимали их обычаи и традиции, т.к. это являлось условием их выживания на новых территориях. Таким образом, человек культуры — это не только собирательный образ, используемый в культурологии для отражения всего многообразия историко-культурных традиций и новаций, духовных устремлений, мировоззренческих парадигм той или иной эпохи, но и творец всего этого многообразия. Человек является как бы лакмусовой бумажкой, отражая особенности той или иной социокультурной среды, но и главным строителем собственного культурного мира.

Как было отмечено, понятие «человек культуры» исторично. Как и культура любой другой эпохи, культура постсоветского периода многолика и во многом противоречива. Отразив на себе смену политического режима, координальное изменение системы ценностей, экономический кризис и другие многочисленные изменения, она не теряет своей актуальности по сей день.

Выделим несколько особенностей развития культурной политики постсоветского времени и, по возможности, учитывая сложность и противоречивость постсоветского пространства, попытаемся дать краткую характеристику человека этого сложного времени, а также постараемся понять, какие факторы развития культуры постсоветского периода наиболее сильно повлияли на формирование человека культуры этого времени.

Не нарушая динамику развития культуры, необходимо уделить внимание рассмотрению того её пласта, который «достался» постсоветскому времени в наследство. Речь идёт о культуре советской эпохи, которая в своём развитии имела как положительные,

так и отрицательные черты. Так, например, активно развивалась нравственная культура, но имела жёсткую политическую окраску. В художественной культуре появляются новые стили и направления, но происходит неприятие культуры прошлого: гонения на церковь, несмотря на развитие национальной культуры и искусства, происходит недооценка национального фактора; репрессии на национальной почве; при высоком уровне идеологии — тоталитаризм; появление многих гражданских прав, отсутствовавших в дореволюционной России (право на образование) и в то же время — ограничение прав и свобод общества (жёсткая цензура). При устойчивом научном прогрессе запрет на развитие некоторых отраслей науки. Всё это предопределило судьбу человека культуры нашего времени. И в 1985-1991 гг. в период перестройки и гласности; после развала Советского союза страну ждали координальные изменения не только в политической, экономической сферах жизнедеятельности общества, но в первую очередь в системе ценностей. Общество России этого периода оказалось в условиях «культурного шока», старые ценности были уже не актуальны, а новые попросту ещё не успели сформировать. Возник конфликт поколений, когда «старое» поколение не могло принять формирующиеся ценности нового времени, а «новое» поколение стало отвергать «старые» ценности, т.к. они уже не отражали времени. К тому же, ни государство, ни общество не было готово к хлынувшему потоку западных продуктов культуры, зачастую имевших низкое качество, таким образом, человек того времени не был защищён в культурном плане, что не могло не отразится на формировании его личности. В 1991-1994 гг. уменьшились государственные отчисления на науку на 80 %, а за культурой государство закрепило 2 % средств от федерального и около от 6 % местного бюджета, в реальности же для этой отрасли выделяется федеральным бюджетом в пределах 0,9.. .1,1 % процента, региональным в среднем 1,3...1,5 % [1]. Возможно именно поэтому этот период характеризуется «утечкой мозгов», а как следс-

твие, сокращением научного потенциала. Но, несмотря на тяжёлые экономические условия, культура продолжала развиваться, переходя в сферу рыночной экономики, что, несомненно, отразилось на её качестве (активное развитие направления поп-культуры). Начинает развиваться законодательство в области культуры. Появляются законы, защищающие права человека в области культуры (закон от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; закон от 15 апреля 1993 г. № 4804-1-ФЗ «О ввозе и вывозе культурных ценностей»; Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ), но была ли возможность их полноценной реализации на фоне экономического упадка страны?! [4]. Учреждения культуры вынуждены выживать в условиях рыночной экономики при минимальных дотациях со стороны государства. Культура начинает переживать период комерционализации. «Служа народу» в прошлом, учреждения культуры в новых условиях становятся вынуждены зарабатывать для своего существования. Продолжается совершенствование законодательства в области культуры (Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» и др.). В 19992000 гг. наметилось заметное оживление в культурной жизни России. Участились зарубежные турне ведущих театральных коллективов, отдельных мастеров сцены

— певцов, музыкантов. Для эффективного применения законодательства о культуре постановлением Правительства Российской Федерации принят Закон от 17 июня 2004 г. № 301 «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия» [4] утвердило Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия [4]. Как справедливо заметил М. Салтыков-Щедрин: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения» [11]. Однако у эпохи гласности и гуманизма свои издержки. От-

сутствие цензуры в средствах массовой информации приводит к «засорению» ещё не окрепшего сознания молодёжи, отсутствие жёсткой идеологической политики и контроля со стороны государства приводит к вседозволенности. Тяжёлое материальное положение вынуждает родителей много времени тратить не на воспитание детей, а на достижение материальных благ и т.д. Всё вместе формирует человека культуры, которому ещё предстоит создавать, сохранять и распространять культуру в будущем. В двухтысячных намечается системность в регулировании культурной политики. Но, несмотря на попытку властей сделать культуру приоритетным направлением в развитии страны, проблема с хроническим недофинансированием остаётся актуальной.

Так, что же ценно для человека культуры постсоветской эпохи? Однозначного ответа здесь нет, как и многие явления нашей жизни, культура каждой конкретной эпохи является сосредоточением как достоинств, так и недостатков. Человек адаптируется к новой системе общественных и межличностных отношений в условиях рынка, на первое место в системе ценностей человека встаёт материальное благосостояние, вырастает уровень потребления. К окружающим людям человек часто относится как к источнику информации, которая может быть полезна. При общении отдаётся предпочтение тем людям, которые могут быть полезны, человек ищет то окружение, которое способно обеспечить безопасность и благополучие. В периоды резких социальных изменений обостряется потребность в творчестве. С запада приходит культ сильной личности, на первое место выходят такие человеческие характеристики, как предприимчивость, умение «выходить сухим из воды» и т.д., тогда как честность, справедливость, долг, бескорыстие падают в цене. В связи со слабой идеологической политикой государства не активно чувство патриотизма в сознании человека. Важнее становится форма, но не содержание (красивое тело, сексуальность и пр.). Увеличивается разрыв между поколениями, в культуре преобладает культ молодости. Образование

не пользуется авторитетом. Новые экономические условия формируют новый тип человека. В современной России новый тип личности, тип человека культуры формируется уже на экономической базе, которая на первый план выдвигает такие ценности, как конкурентоспособность, личный потребительский интерес, деловой подход, корпоративные интересы и т.д. Когда культура становится на «рельсы» экономических интересов, она диктует и такой тип человека, который закономерно будет её отражать. И

здесь уместно вспомнить одно из выступлений В.В. Путина в начале двухтысячных, в котором он отметил, что русская православная церковь должна взять на себя цель воспитания нравственных ценностей, с которыми государство справиться не может. И сегодня мы только отмечаем те тенденции, которые наметились в формировании человека культуры постсоветского периода, т.к. процесс этот динамичен и ещё не скоро можно будет сделать окончательные выводы.

Литература

1. Актуальные проблемы культурной политики современной России / Ред.-сост. Б.Ю. Сороч-кин.-М.: ЛЕНАНД, 2008.

2. Костина A.B., Гудима Т.М. Культурная политика современной России: соотношение этического и национального. — М.: ЛКИ, 2007.

3. Человек — Культура — история. В честь семидесятилетия Л.М. Баткина / Редколлегия: М.Л. Андреева, А.Я. Гуревича, Е.П. Шумилова. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2002.

4. Электронный ресурс. — Режим доступа: mkrf.ru.

5. Рудольф Э. Всеобщая история культуры: пер. с нем. — Изд-е 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.

6. Музычук В.Ю. Экономические основы социально-культурной политики современной России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Москва, 2002. — 150 с. РГБ ОД, 61:02-8/2176-5.

7. Фундаментальные проблемы культурологии: В 4 т. Т. 1: Теория культуры / Отв. ред. Д.Л. Спивак. — СПб.: Алтея, 2008.

8. Хоруженко K.M. Культурология. Энциклопедический словарь. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1997.

9. Дети и культура / Ред. сост Б. Ю. Сорочкин. — М.: КомКнига, 2007.

10. Человек и общество: история, культура, политика, экономика (формирование самосознания и процессы идентификации в современном обществе): сборник научных трудов. — М.: Изд-во Литературного института, 2009.

11. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей: В 2 т. Т. 1 / Предисл. В. Крейда. — М.: ТЕРРА

— Книжныйклуб; Республика, 1998.

Коротко об авторе______________________________________________Briefly about the author

Токарева Ю.В., аспирантка, Забайкальский госу- Y. Tokareva, post-graduate student, Zabaikalsky State дарственныйуниверситет (ЗабГУ) University

Служ. тел.: (3022) 26-22-29

Научные интересы: культурная политика, куль- Scientific interests: cultural policy, cultural studies, турология, философия культуры, культурная антро- philosophy of culture, cultural anthropology, cultural пология, история культуры history

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.