УДК 004.8
М. Э. Рябова
ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ КОММУНИКАЦИЙ
Рассмотрена проблема осмысления усложнения коммуникаций как важнейшего сильнодействующего социокультурного фактора динамики субъекта. Сделан вывод о транснациональной специфике коммуникаций, ставящей личность в центр растущего разнообразия, что обусловливает рост ее значения для развития личности, общества.
Введение
Проблема усложнения коммуникаций как феномена социальной жизни неотделима от проблемы отношений людей, прежде всего общения, которое формирует человека как субъекта, развивающего в своей деятельности общество. М. К. Мамардашвили писал, что сущность человека раскрывается «в той мере, в какой человеческая личность поддерживает, воспроизводит и сохраняет общение. Если же этого постоянного поддерживания и воспроизводства общения нет, то нет и человека» [1, с. 142]. Человеческая способность к коммуникации часто принимается как нечто само собой разумеющееся, а осознание важности ее роли не происходит до тех пор, пока человек не оказывается в ситуации, чреватой коммуникативными сбоями. Возникает проблема осмысления усложнения коммуникаций в целом как важнейшего сильнодействующего социокультурного конструкта.
1 Современный человек в проблемной ситуации
Всеобщность происходящих в современном обществе трансформаций, разрушительных в одних случаях и созидательных в других, поставила перед человеком проблему реальной оценки современного состояния, возможностей, перспектив в решении задач выживания, воспроизводства. Само фиксирование факта массовых изменений, которые оцениваются как значимый рубеж больших эпох и исторических народов, обозначаемый «веком бифуркаций» (термин Э. Ласло), как наступление нового миропорядка (по З. Бзежин-скому), задает человеку сложную задачу организации жизни в новых условиях. Достаточно перечислить наиболее характерные преобразования усложняющегося общества (такие, как глобализация, технологизация, информатизация, виртуальная экономика и т.д.), как становится ясно, что человек живет практически уже в другом историческом мире, отличном от того его состояния, которое было еще 60 и даже 20 лет назад.
Человек как субъект - это высшая системная целостность всех индивидуальных сложнейших и противоречивых качеств, его сознания и бессознательного, обеспечивающая человеку авторскую и преобразующую позицию к себе и окружающей действительности. Сущность человека такова, что для него невозможно беспроблемное существование. Важнейшей характеристикой человека является то, что он может формировать свои способности, т.е. обеспечивать собственное развитие в усложняющемся обществе.
Каждая стадия человеческого развития включает в себя субъектную составляющую, которая усиливается в процессе восхождения от индивидуаль-
ности к массовости, наращивая субъектную активность, выдвигая на первый план то одну, то другую форму проявления этой субъектности. Субъектность в целом образует ценностно-смысловое отношение человека к своей деятельности, направляет и организует его развитие. Развитие субъектности происходит внутри событийной общности, в процессе взаимоотношений диалога одного субъекта с другими субъектами, где формируются многообразные способности человека, позволяющие ему приобщаться к существующим формам культуры и самому творить новые формы культурных инноваций. Проблема динамики субъекта, развития способности накапливать культурный опыт личности в этом процессе, всех составляющих форм ее деятельности - главное направление исследования человека в данной статье.
Полноценно функционировать в информационном усложняющемся обществе сможет лишь человек, достигший высокого уровня творчества, обладающий такими качествами, как инициативность, ответственность, способность самостоятельно выйти за пределы ранее усвоенной им культуры, информации, сделать правильный выбор, принять позитивное решение. Речь идет о человеке восходящего разума, осознающего свое бытие и место в мире и определяющего свободно и ответственно свою позицию.
2 Коммуникация как понятие и как проблема
В современном быстро изменяющемся обществе изучение человека требует исследований значимых социальных факторов, определяющих динамику развития общества, а следовательно, динамику способностей людей к собственному развитию. Среди факторов, которые привлекают к себе пристальное внимание ученых, следует отметить активизацию коммуникативной человеческой деятельности, в том числе благодаря экспансии иноязычия, т.е. давления на человека многообразия естественных языков, языков культур.
Понятие «коммуникация» (от лат. соттытсайо - связь) трактуется в литературе неоднозначно и включает ряд значений. Наиболее общее из них -средство связи, сообщение. Часто также оно ассоциируется с выражением «средства массовой коммуникации» и предполагает передачу сообщения в одностороннем, монологическом порядке, хотя и рассчитано на адекватность понимания. Другими словами, имеется в виду информационная коммуникация, в которой акцент сделан на распространении, передаче. Как динамичное понятие, расширяющее свое содержание, термин «коммуникация» подвергся значительному переосмыслению. Он вобрал в себя ряд новых смыслов, связанных с таким аспектом человеческой деятельности, как общение. Коммуникация рассматривается как важнейший элемент общественных связей, социальной жизни в целом и служит средством регулирования и гармонизации межличностных отношений. Коммуникация стала обозначать состояние коммуникации как процесса, под которым понимается соучастие субъектов, их совместная деятельность. Такая коммуникация имеет диалогическую форму и рассчитана на взаимное понимание. Философский анализ коммуникации осуществляет Ю. Хабермас, который понимает коммуникацию как процессуально-созидательную, деятельностную форму общения, направленную на выработку новых целей, творчества. Значительная роль «коммуникации как производительной силы» в терминологии Ю. Хабермаса заключается в том, что ее результатом является нарастание в языке, культуре субъекта по-
добного рода реальных напряженностей, что может привести к повышению творческого потенциала личности, к развитию ее способностей. Суть и новизна концепции Ю. Хабермаса состоит не столько в конструировании каких-то новых социальных процессов, сколько в выявлении социокультурного потенциала, который открывает возможность на основе определенным образом организованных коммуникативных связей преодолеть существующие кризисные ситуации в усложняющемся мире.
Именно в этом смысле коммуникация представляет интерес для социальной философии в данной статье.
3 Усложнение коммуникаций
Человек на протяжении своей истории вольно или невольно усложняет свой мир, в результате чего происходит наращивание потенциала собственной деятельности, способностей теоретически и практически расширять и углублять проникновение в еще вчера неосвоенный мир. Важнейшей реакцией на усложнение общества является интенсификация коммуникаций, под которой понимаются возрастающие по масштабам и скорости изменения характера, содержания общения людей (носителей разных языков, разных культур), формирование более глубоких смыслов. Этот процесс реализуется через возникновение потребности человека в росте своей личной коммуникабельности, превращение этой потребности в личную ценность. Интенсификация коммуникативных отношений вызывает рост напряженной проблемности мыслительной деятельности человека, в частности увеличивая зазор между рассудком и разумом. Осмысляя этот зазор, преодолевая его, человек создает свои проекты, которые, будучи реализованы посредством деятельности, реально изменяют тот или иной аспект природного мира и создают на его месте мир культурный. При этом на всех этапах происходит развитие способности человека критически осваивать среду, что усиливает разнообразие его деятельности. Возникает противоречие между вновь появившимися формами культуры и существующими социальными отношениями. Данное противоречие вызывает особое состояние, названное А. Ахиезером конструктивной напряженностью, «воплощение которого через воспроизводство, воспроизводственную деятельность субъекта направлено дезорганизации энтропийных процессов, на преодоление социокультурных противоречий, против превращения любого воспроизводства в деструктивное» [2, с. 230]. Конструктивную напряженность следует понимать как существенное напряжение между полюсами дуальной оппозиции; повышение этого напряжения, например, между негативным отношением к компьютерным технологиям и стремлением владеть ими в совершенстве; превращение этого напряжения в содержание сознания и деятельности личности, сообщества.
Говоря о коммуникации, следует выделить такой важный ее аспект, как процесс распространения информации, под которым понимается соучастие коммуникантов, их совместная деятельность, их определенная организация. Такая коммуникация имеет диалогическую форму. Именно в этом смысле она вызывает интерес Ю. Хабермаса и рассматривается им как направленная на выработку новых целей. Следовательно, в процессе такой коммуникации не просто фиксируется в понятиях социальная реальность как таковая, но содержится конструктивная напряженность, которая характеризуется как осо-
бая деятельность, программа человеческой активности, когда требуется отойти от того, что есть, от устоявшихся ценностных смыслов и осуществить прорыв к новым представлениям, к новым ценностям. Особенностью такого рода коммуникации как формы созидательного общения является то, что ее осуществляет коммуникативно действующий субъект, который постоянно осознает себя в сфере реальности, состоящей из повседневных действий, и который сам совершает разного рода действия, ориентированные на Другого. В данном случае коммуникация является тем механизмом трансляции социального в логическое, тем институтом, который обеспечивает взаимоотношения людей в их совместной жизнедеятельности, в том числе и функционирование самих коммуникативных систем. В таком контексте коммуникация выступает как определяющий фактор конструктивной напряженности, создавая предпосылки для углубленного понимания движущих сил развития личности, общества.
Интенсификация коммуникаций проявляет себя как активный фактор общественного развития, стимулирующий развитие разума. Но одновременно коммуникации могут нести противоположную тенденцию. Следовательно, интенсификация коммуникаций носит двойственный характер.
С одной стороны, возникает тенденция интенсификации коммуникативных процессов, включения в сферу своего влияния возрастающей массы людей; нарастание скорости ее получения, глубины интерпретации, диалоги-зации. Такие знания накапливаются в рамках отдельных наук (социологии, истории, экономики, культурологии и т.д.) и выступают как основа для формирования новых понятий. Они развиваются в рамках частных наук как результат синтеза разрозненных знаний, аспекты которого можно рассматривать как абстрактные моменты формируемого целостного понятия (научной категории). Эти понятия, разумеется, могут затем использоваться и в других науках. Например, понятие «информация» (от лат. т/оттайо - сведения, разъяснения, изложение) обладает в наши дни широкой сферой употребления. Вхождению в научный обиход оно обязано гуманитарным наукам, а точнее, журналистике. В данной сфере деятельности в 20-е гг. ХХ в. возникла проблема социальной информации, связанной с массовой коммуникацией. Первоначальное толкование данного термина сводилось к значению «новость». Таким образом, на начальном этапе развития понятие информации приравнивалось содержательной стороне сообщения. Дальнейшее изучение информации связано с именами К. Шеннона и Н. Винера, чьи работы по теории информации дали почву для исследования количественного аспекта данного понятия. С этого момента понятие «информация» начинает расширять сферу своего применения, переходя в другие отрасли знания.
С другой стороны, роль интенсификации коммуникативных процессов в обществе столь велика, что этот подход недостаточен, необходим анализ интенсификации коммуникативных процессов как категории социальной философии. Рассматриваемое понятие по своей важности выходит за рамки отдельной науки и начинает носить характер всеобщей категории общественного целого. При интерпретации понятия «интенсификация коммуникативных процессов» как категории меняется содержание его определения, возрастает его обобщающий общесоциальный смысл, происходит возведение на другой уровень абстракции, возникает особая концепция социальной философии. В
усложняющемся мире двойственность перерастает в противоречия, накопление которых в обществе требует от личности способности им противостоять, их преодолевать. Однако усложнение несет в себе мощный потенциал повышения эффективности общества, который реализуется не автоматически, но как результат способности каждого человека превратить двойственность коммуникации в свою внутреннюю проблему, которая должна решаться личными усилиями. Интенсификация коммуникативных процессов становится важнейшим фактором развития общества, накопления его потенциала.
Усложнение коммуникаций приобретает форму развития многоязычной сети Интернет, обновления коммуникативной деятельности, получения новых знаний. Творческое их преобразование - довольно сложное и далее усложняющееся умение, которое стимулирует развитие соответствующих человеческих способностей (в первую очередь, способностей принимать эффективные решения), воплощаемых в культуре. В этой связи правомерно считать Интернет формой культуры. Проблема здесь заключается не просто в наличии разных культурных пластов и слоев в Интернете, но в существующих между ними границах и переходах, что стимулирует потоки новизны.
4 Особенность коммуникации в виртуальной реальности
В развитии коммуникационных технологий наблюдается качественный прорыв, связанный с активным распространением новых форм передачи и восприятия информации, получивших название «технологии виртуальной реальности». Виртуальная реальность, в которую человека вводит Интернет, лавинообразно охватывая все новые и новые сферы, становится своего рода символом действительности общества, на которую приходится реагировать. Данная коммуникационная система включает разнообразие систем отображения, это виртуализация реальности, где выдуманный мир есть выдумка в процессе своего создания. Бесспорно, что Интернет способствует формированию у человека своеобразной гиперреальности, т.е. галлюцинации реальности, спектакля образов, потерявших изначальный смысл.
Поскольку общественное мнение выражается через коммуникативное поле, формируемое в большей степени Интернетом, то возникают определенные «зазоры», приводящие к тому, что случайное становится системным из-за акцента на нем в виртуальной реальности. Г. Почепцов отмечает следующую закономерность: «то, что попало в информационное поле и стало объектом внимания, становится более реальным, чем то, что не попало» [3, с. 543]. Отсюда следует, что коммуникация выступает в роли «мостика» как между разнообразием ситуаций в поле виртуальной реальности, так и между реальной и виртуальной действительностью. То есть те или иные переходы в виртуальной реальности имеют в качестве своего стимула те или иные переходы в реальной действительности и наоборот.
Особенностью коммуникации в Интернете является возможность ее существования в нетрадиционной форме. Интернет-текст не нуждается в распечатке, он позволяет связывать текстовую часть, аудио- и фотоматериалы, чертежи и карты в единое целое и создается как нелинейная форма представления и передачи знаний, воплощая переход от одной формы культуры к другой.
Развитие интернет-коммуникации, в частности электронной почты, оказывает свое влияние также на традиционные формы письменной и устной
коммуникации, а следовательно, становится фактором воздействия на культуру межличностного общения в целом, порождая противоречия между традиционными формами коммуникации и нетрадиционными. Наиболее показательными являются следующие процессы. Представляется возможным говорить о том, что электронное письмо как форма оперативного обмена информацией характеризуется сжатостью и краткостью, отказом от некоторых правил, принятых в традиционном письме. В электронном письме допустимы более простые и разговорные с точки зрения функционального стиля формулы. Следовательно, электронное письмо представляет собой диалог старого и нового, эпистолярного жанра и устной речи, обеспечивающей переход к новым формам культуры. Создается иллюзия того, что электронное письмо как бы имитирует устное общение. Однако это процесс неоднозначный. Как показывают специальные наблюдения, доступность и распространенность электронной почты приводит также к тому, что процесс устного общения (например, в рамках одной конкретной организации) вытесняется письменным общением через Интернет. В связи с этим следует отметить изменения словарного состава языка личности. Общение становится торопливым и предельно упрощенным. Как показывают исследования, смысл, извлекаемый получателем из сообщения, зависит не только от самого сообщения, но и от степени подготовленности языкового словаря получателя для восприятия такой информации. Когда человек получает какое-то сообщение, он прежде всего сравнивает содержащуюся в этом сообщении информацию со всей внутренней информацией. При этом сами механизмы поиска в глобальных сетях ведут к размыванию границ языкового словаря в предметных областях и, соответственно, снижению их объективности. Противоречие между внешней информацией и внутренней держит человека в состоянии конструктивной напряженности. Если деятельность по преодолению этого состояния конструктивна, то она приводит к установлению более прогрессивных социальных отношений, чем были ранее. Общество благодаря этому поднимается на более высокую ступень своего развития.
Таким образом, коммуникация в Интернете имеет противоречивую природу и воплощает в себе дуальную оппозицию «старое - новое», служит одновременно и продуцирующим социальный прогресс фактором, и фактором, сдерживающим чрезмерно быстрые социальные изменения.
При пользовании электронной почтой, участии в конференциях, форумах нивелируются некоторые параметры, составляющие часть личности в реальном общении (пол, раса, внешность, акцент). И еще один важный момент. Субъект в виртуальной коммуникации, как правило, пользуется псевдонимом, что не может не оказывать влияния на самоидентификацию личности. Результатом может стать развитие псевдоидентичности, т.к. в коммуникацию вступает не реальная личность, а та, за которую человек себя выдает.
С точки зрения самого процесса коммуникации важной чертой интернет-коммуникации является возможность общаться в реальном времени, преодолевая любое пространство. Новая коммуникационная система радикально трансформирует пространство и время, фундаментальные измерения социальной среды человека. Местности лишаются своего культурного, исторического, географического значения и реинтегрируются в функциональные сети или в образные коллажи, вызывая к жизни пространства потоков, заменяющие пространства мест. Происходя в реальном времени, общение может быть
активным и интерактивным. По отношению к развитию временного фактора в интернет-коммуникации вполне применимо то понимание временного фактора, которое мы находим в трудах М. Бахтина. Он писал, что словесное, речевое произведение дает нам «ориентацию в данном контексте и в данной ситуации, ориентацию в становлении, а не ориентацию в каком-либо неподвижном пребывании» [4, с. 363]. В новой коммуникационной системе время стирается: прошлое, настоящее и будущее можно программировать так, чтобы они взаимодействовали друг с другом в одной и той же социальной среде.
Интернет как новая форма массовой коммуникации оказывает влияние на всю систему межличностного общения. Интернет может рассматриваться как средство развития интеллектуального и эмоционального самосознания человека, которое позволит в дальнейшем полнее раскрыть творческий потенциал саморазвития человека. Все большее распространение получает теория, согласно которой переработка и порождение идей происходит на ассоциативной основе. В этой связи многомерное пространство, которое создается формами подачи информации в Интернете (текст, звук, картинка, т.е. сочетание вербальных и невербальных форм), позволяет развивать более сложные смысловые и структурные связи на уровне его составляющих, нацеливать человека на тип конструктивной напряженности, воплощающий возможность перехода между любыми личностями, между институтами, между личностями и институтами во всех возможных вариантах. Правомерен вопрос, являются ли особенности коммуникации в Интернете развитием коммуникации, языка или, наоборот, их упрощением. С одной стороны, Интернет отражает тенденции стремительного развития, с другой - налицо негативные тенденции. В итоге становится очевидным, что тема соотношения позитивного и негативного в интернет-коммуникации требует специального исследования.
5 Интернет-перекресток культур
Интернет оказывается в центре проблематики «человеческого измерения» стремительно формирующегося информационного общества. Интернет изо дня в день сводит и сталкивает людей из разных социальных слоев и культур, дает возможность пересекать границы государств и культур. При этом люди оказываются не анонимами по отношению друг к другу, а воспринимают друг друга как конкретных личностей. Здесь следует иметь в виду Интернет в единстве всех его составных частей и аспектов, т.е., наряду с программным обеспечением, учитывать как передаваемую всевозможную информацию, так и людей и их организации (в том числе и преступные сообщества), действующих посредством сети Интернет. В этой связи, рассуждая по аналогии с примером Канта об «инструментальной» роли врача (врач может вылечить человека, а может его и погубить), можно сказать, что в целом сеть Интернет обладает потенциалом двойственности и результаты его воздействия складываются, с одной стороны, в зависимости от того, кто, что и кому передает, с другой стороны, от того, каким образом Интернет «сам по себе» влияет на человека и общество.
Интернет расширяет состав культурной аудитории, облегчает ей доступ ко всему накопленному богатству. В Интернете становятся подвижными границы между культурами и людьми, перемещающимися из одного культурного пространства в другое. Он связывает людей не какой-то единой для
всех культурой, в которой исчезают все различия, а правом каждого быть тем, кем он пожелает сам. Фактически человек оказывается на перекрестке культур, в ситуации перехода между культурами, ее основными формами: личностной культурой, локальной субкультурой, глобальной культурой. В этих условиях любая культура обретает шанс стать «моей» культурой, а граница между своим и чужим проводится личным выбором. В этом переходе субъект получает возможность обновления культуры. Возможно, происходит изменение образа жизни людей. Эту тенденцию отметил еще В. Библер, который писал, что человек «оказывается в промежутке различных встречных смысловых и ценностных кривых, а не точкой на единой траектории прогресса. Он должен сам решать за прошлое и на будущее» [5, с. 383]. Следовательно, налицо усиление феномена самодетерминации, когда человек самостоятельно принимает решение «быть или не быть».
Характерной чертой Интернета является то, что нет такой организации, которая могла бы быть ответственна за действия человека в коммуникативной сети в изоляции от других структур. На национальном уровне требуется взаимодействие всего общества как целого. Отсюда все возрастающее требование времени к тому, как и почему человечество все больше вовлекается в единый поток коммуникативных, культурных трансформаций при сохранении, развитии культурного многообразия.
Заключение
Массовая коммуникация стала одним из важных факторов в обществе, усиливая не только более мощные страны, но и давая шанс стать на равных странам второго и третьего мира. Рост зависимости от коммуникации наблюдается повсеместно, что вынуждает нас более внимательно относиться к ней. Резкая интенсификация коммуникативных процессов привела к новым положительным и отрицательным тенденциям в обществе. Коммуникация представляет собой особую форму массовой культуры, обладает транснациональным характером. Ее специфика заключается в том, что она заполнила собой нишу между личностью и динамикой культуры во всем ее объеме. Она ставит личность в центр растущего разнообразия, что открывает новые возможности личностного творчества, культурных инноваций. Обозначенная проблематика и является центральной, на наш взгляд, в теме усложнения, интенсификации коммуникаций, роста ее значения для развития личности, общества.
Список литературы
1. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. -Прогресс ; Культура, 1992. - 365 с.
2. Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта / А. С. Ахиезер. - Новосибирск : Сибирский хронограф : в 2 т. - 1998. - Т. 2. - 594 с.
3. Почепцов, Г. Информационные войны / Г. Почепцов. - М. : Рефл-бук ; Ваклер,
2000. - 576 с.
4. Бахтин, М. М. Тетралогия / М. М. Бахтин. - М. : Лабиринт, 1998. - 607 с.
5. Библер, В. С. Замыслы : в 2 кн. - М. : РГГУ, 2002. - Кн. 1. - 879 с.