Научная статья на тему '«Человек информационный» – Дальневосточный вариант'

«Человек информационный» – Дальневосточный вариант Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
284
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / INFORMATION CULTURE / INFORMATION ACTIVITY / TECHNOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Курбанова Лариса Михайловна

В ситуации кардинального изменения социального бытия человека требуются новые подходы, учитывающие трансформации современного социума, в том числе связанные с изучением уровня информационной культуры. Для проведения диагностики исходного уровня сформированности информационной культуры у дальневосточных студентов были использованы функциональные показатели, разработанные Г.М. Клименко: информационная активность, готовность к информационному общению, информационный стиль мышления, технологическая готовность, эмоциональная и мировоззренческая активность личности. Было проведено анкетирование студентов различных специальностей ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (ДВГУПС) и ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» (ТОГУ). По результатам оценки информационной культуры студентов хабаровских вузов наименее сформированными оказываются информационный стиль мышления и эмоциональная активности. Для изменения ситуации необходимо активно обучать студентов владению методами аналитико-синтетической обработки информации, гармонично сочетать алгоритмический и рефлексивный типы мышления, быстро и правильно оценивать новую информацию, формировать навыки психогигиены информации и защиты от информационного шума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Курбанова Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«HUMAN INFORMATIONAL» - THE FAR EAST VERSION

In the situation of a radical change in the social life we need the new approaches, which take into account the transformation of modern society, including those associated with the study of the informational culture level. For diagnostic reference level of formation of information culture of the Far Eastern students the following functional indicators developed by G.M. Klimenko were used: information activity, willingness to informational communication, informational style of thinking, technological readiness, emotional and ideological activity of the individual. We conducted questionnaire survey of students of different specialties of the Eastern State Transport University and the Pacific State University. According to evaluation of the informational culture of Khabarovsk students’ informative style of thinking and emotional activity are developed in a less degree. To change the situation it is important to teach students analytical and synthetic methods of information processing actively, a harmonious combination of algorithmic and reflective types of thinking, quickly and correctly assess new information, develop learned behavior of mental health and protection from information noise.

Текст научной работы на тему ««Человек информационный» – Дальневосточный вариант»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-3-15 УДК 008:316.73

«ЧЕЛОВЕК ИНФОРМАЦИОННЫЙ» - ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ВАРИАНТ

Курбанова Л.М.

В ситуации кардинального изменения социального бытия человека требуются новые подходы, учитывающие трансформации современного социума, в том числе связанные с изучением уровня информационной культуры.

Для проведения диагностики исходного уровня сформированности информационной культуры у дальневосточных студентов были использованы функциональные показатели, разработанные Г.М. Клименко: информационная активность, готовность к информационному общению, информационный стиль мышления, технологическая готовность, эмоциональная и мировоззренческая активность личности. Было проведено анкетирование студентов различных специальностей ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (ДВГУПС) и ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» (ТОГУ).

По результатам оценки информационной культуры студентов хабаровских вузов наименее сформированными оказываются информационный стиль мышления и эмоциональная активности.

Для изменения ситуации необходимо активно обучать студентов владению методами аналитико-синтетической обработки информации, гармонично сочетать алгоритмический и рефлексивный типы мышления, быстро и правильно оценивать новую информацию, формировать навыки психогигиены информации и защиты от информационного шума.

Ключевые слова: информационная культура, информационная активность,

технологическая готовность

«HUMAN INFORMATIONAL» - THE FAR EAST VERSION

Kurbanova L.M.

In the situation of a radical change in the social life we need the new approaches, which take into account the transformation of modern society, including those associated with the study of the informational culture level.

For diagnostic reference level of formation of information culture of the Far Eastern students the following functional indicators developed by G.M. Klimenko were used: information activity, willingness to informational communication, informational style of thinking, technological readiness, emotional and ideological activity of the individual. We conducted questionnaire survey of students of different specialties of the Eastern State Transport University and the Pacific State University.

According to evaluation of the informational culture of Khabarovsk students' informative style of thinking and emotional activity are developed in a less degree.

To change the situation it is important to teach students analytical and synthetic methods of information processing actively, a harmonious combination of algorithmic and reflective types of thinking, quickly and correctly assess new information, develop learned behavior of mental health and protection from information noise.

Keywords: information culture, information activity, technological readiness.

Стремительная информатизация общества сопровождается, в числе прочего, глубокой поляризацией точек зрения, нарастанием противоречий внутри различных культур и субкультур, возрастанием социального напряжения и конфронтации. В ситуации кардинального изменения социального бытия человека требуются новые подходы, учитывающие

трансформации современного социума, в том числе связанные с изучением уровня информационной культуры.

Для проведения диагностики исходного уровня сформированности информационной культуры у дальневосточных студентов были использованы функциональные показатели, разработанные Г.М. Клименко [4]: информационная активность, готовность к информационному общению, информационный стиль мышления, технологическая готовность, эмоциональная и мировоззренческая активность личности. Было проведено анкетирование студентов различных специальностей ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (ДВГУПС) и ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» (ТОГУ). Генеральная совокупность данных 829 человек, из них девушек - 47 %, юношей - 53 %.

Сопоставительный анализ состояния информационной культуры по данным 2003 - 2009гг. (таблица 1) позволил оценить развитость информационных потребностей и заинтересованность в получении новой информации, т.е. информационную активность. Значительная часть поисковых «интересов» респондентов обусловлена профессиональными потребностями. На вопрос о цели получения информации большая часть респондентов (81 % -2003г. и 95,7 - 2009 г.)1 ответили - к занятиям. За очевидностью этого выбора скрыта легкодоступность интернет-информации, в тоже время потребность в креативных навыках и умениях определяет достаточно высокие значения «самообразования»: 29 % в 2003 г. и 87,1 % в 2009 г. Во много раз возросшая цифра дает основания полагать, что, потребность в самостоятельном получении новых знаний возросла.

Показатель «готовность к информационному общению» информационной культуры характеризует ответственность за распространение информации, осознанное поведение в инфосреде, культуру общения. Несмотря на активное внедрение в обыденную жизнь различных технологических (невербальных)

1 Не сходимость некоторых числовых данных представленных в таблице 1 к 100% объясняется тем, что на некоторые вопросы было дано 2-3 варианта ответов.

способов общения, респонденты в большинстве выбирают традиционный (вербальный) способ общения, отмечая, что он не сможет заменить другие способы общения (рис. 1).

Таблица 1

Диагностика уровня сформированности информационной активности в студенческой и преподавательской среде г. Хабаровска

(2003 - 2009 гг; в %)

Цель получения информации: научная подготовка к занятиям самообразование другое

студенты 30 / 17,4 81 / 95,7 29 / 87 -

преподаватели 61 64 49 -

Где чаще всего Вы узнаете о новинках профессиональной литературы? библиотека интернет коллеги другое

студенты 22 /52,2 38 /78,3 48 /26,1 8,7

преподаватели 47 17 48 -

Рис. 1. Результаты выбора способов общения по данным анкетирования

2010-2012 гг.

На вопрос анкеты по поводу выбора языка «человеком информационным» большинство респондентов ответили, что человек будущего будет разговаривать на тех же языках, что и сейчас, т.е. ничего не изменится. Студенты технических специальностей в большей степени, чем «гуманитарии» выделили универсальный мировой язык как способ общения будущего. В качестве такого единодушно был отмечен английский язык как приоритетный. На последней позиции оказался язык кодирования, причем у «технарей» он, естественно, выбирался чаще, чем у гуманитариев. В целом был выявлен низкий уровень готовности к информационному общению.

Результаты исследования «информационного стиля мышления» студенческой молодежи и преподавателей хабаровских вузов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Диагностика сформированности информационного стиля мышления

вузовской среде г.Хабаровска (2003 / 2009 гг.)

Какие навыки работы с информацией Вы хотели бы получить? умение работать с библиографически ми указателями умение работать с электронным каталогом умение использовать web-ресурсы не нужны

студенты 14 / 30,4 39 / 26,1 59 / 34,8 0 / 26,1

преподаватели 7 32 44 19

По результатам ответов на вопрос «Какие навыки работы с информацией Вы хотели бы получить?» ответы распределились следующим образом: возрос интерес у студентов получить навыки работы с вторичными источниками информации с 14% в 2003 г. до 30,4% в 2009 г. Несколько снизился интерес к получению навыков работы с электронными каталогами и интернет-ресурсами. Это можно объяснить активной работой сотрудников научно-технических библиотек вузов по проведению занятий «Информационная культура

специалиста». В разработке учебной программы данного курса принимала активное участие и автор данной статьи.

Важно добавить, что студенты нередко не видят разницы между конспектированием и компиляцией. Они полагают, что это одно и то же, поэтому их письменные работы не редко представляют собой копии. Бездумное копирование приводит к утрате способности к пониманию, рассуждению, анализу полученной информации. На проблемность данного поля информационной культуры обращают внимание многие российские и зарубежные исследователи, в частности Ю.Д. Калафати и К.В. Моисеев [5]. В целом, учитывая оценку экспертов и результаты собственных исследований, информационный стиль мышления 75% студентов находится на начальной стадии формирования.

Показатель «технологической готовности» выражается в умении гибко и осознанно использовать возможности компьютерных технологий и в уровне компьютерной грамотности (рис. 2).

Рис. 2. Уровень компьютерной грамотности в параметрах степени освоения

языков программирования

Выбор программных сред и освоенных языков программирования, которыми должен владеть «человек информационный», у испытуемых количественно и функционально беден. Word, Excel, Access, PowerPoint - это школьная программа. Для студентов вузов этот набор свидетельствует о низком уровне запросов, обусловленном их профессиональной несформированностью.

Показатель «эмоциональная активность личности» характеризуется эмоционально-эстетическим уровнем информационной культуры и выражается в поведении личности в инфосреде. Рубежный контроль состояния информационной культуры на этапе становления (2003 г.) и этапе окончания исследований (2012 г.) осуществлялся в анализе графических коллажных примитивов, содержание которых колеблется между «восхищением web-возможностями» и усталостью, пресыщенностью и страхом перед web-экспансией - рис. 3.

а) б)

Рис. 3. Сравнительное сопоставление графических представлений респондентов 5Т-26, 1Т-31, 1Т-28, 1Т-53,1Т-15, о «человеке информационном» и о жизни в информационном обществе с позитивным - а) и негативным - б) мировосприятием.

В частности, наибольший интерес вызывает работа респондента 1Т-31, который нарисовал себя работающим за компьютером над созданием шедевра. Графический анализ web-контента позволили выявить несколько специфических особенностей представителей «информационной диаспоры». Во-первых, процесс передачи авторской работы (CD-диска) происходит вручную, что можно рассматривать, как отголосок до e-mail эпохи. Во-вторых, весьма показателен третий «кадр» сериала. Люди смотрят «шедевр» респондента в кинозале. Опыт функционирования интернета показал, что видеоролики просматривают миллионы пользователей Сети, не выходя из дома (НЕ в кинозале!). В-третьих, четвертый «кадр» - «получение Оскара», подтверждение успеха в глазах респондента 2000-х годов также оказался «старомодным». Web-успех 2012 г. измеряется в количестве просмотров и в форматах «славы» и «денег». Таким образом, рисунок респондента оказался не только восторженным, но и в значительной степени идеализированным. В целом же динамика эмоциональной активности личности колеблется от восхищения техническими возможностями (2003 г.) до пресыщенности и страха (2012 г.)

«Мировоззренческая активность» - процесс, в котором проявляется отношение респондентов к происходящим в обществе процессам информатизации и связанная с этим трансформация ценностных ориентаций. В результате в числе важнейших предпочтений дальневосточной студенческой молодежи оказались: интернет, современная музыка и самообразование.

По результатам оценки информационной культуры студентов хабаровских вузов наименее сформированными оказываются информационный стиль мышления и эмоциональная активности. Для изменения ситуации необходимо активно обучать студентов владению методами аналитико-синтетической обработки информации, гармонично сочетать алгоритмический и рефлексивный типы мышления, быстро и правильно оценивать новую информацию, формировать навыки психогигиены информации и защиты от

информационного шума. При решении информационно-профессиональных задач и оценке альтернатив человек должен учитывать рациональные, эстетические и морально-этические критерии, моделируя и прогнозируя последствия принятых решений в интересах развития общества.

Анализ показателей позволил составить представление об уровне развитости информационной культуры дальневосточного «человека информационного».

Список литературы

1. Водяненко Г.Р. Информационное пространство человека // Интеграция образования. 2012. № 3. С. 42-48.

2. Гордилов А.В. Информационно-коммуникативное поведение молодых людей-участников интернет-сообществ как социальная проблема // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2. С. 79-87.

3. Калафати Ю.Д., Моисеев. К.В. Компьютерная программа «Антиплагиат» для оценки степени заимствования материалов при выполнении учащимся (студентами) самостоятельных учебно-исследовательских работ. М., 2004.

4. Клименко Г.М. Развитие информационной культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе гуманитарного образования: диссертация конд.пед.наук. М., 2004. 206 с.

5. Кравченко В.И. Особенности трансформации «информационного» человека // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. № 1. С. 113-119.

6. Курырев В. От какого наследства мы отказываемся // Человек. 2005. № 2. С.45-53

7. Погорский Э.К. Некоторые проблемы перехода к информационному обществу: кризис в сознании человека // Информационное общество. 2011. № 6. С. 64-67.

8. Соловьев А.В. Динамика культуры информационного общества: монография. Рязань, 2009.158 с.

References

1. Vodyanenko G.R. Informatsionnoe prostranstvo cheloveka [Information space man]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education], no. 3 (2012): 4248.

2. Gordilov A.V. Informatsionno-kommunikativnoe povedenie molodykh lyudey-uchastnikov internet-soobshchestv kak sotsial'naya problema [Information and communicative behaviours of young people participating in online communities as a social problem]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsialnye nauki [Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and social sciences], no. 2 (2012): 79-87.

3. Kalafati Yu.D., Moiseev. K.V. Kompyuternaya programma «Antiplagiat» dlya otsenki stepeni zaimstvovaniya materialov pri vypolnenii uchashchimsya (studentami) samostoyatel'nykh uchebno-issledovatel'skikh rabot [Computer program «Antiplagiat» to assess the extent of borrowing materials if students (students) independent educational and research works]. М., 2004.

4. Klimenko G.M. Razvitie informatsionnoy kul'tury uchashchikhsya starshikh klassov obshcheobrazovatel'noy shkoly v protsesse gumanitarnogo obrazovaniya [Development of information culture of the students of the secondary school in the Humanities]: thesis a/c Pedagogics Sciences. M., 2004. 206 p.

5. Kravchenko V.I. Osobennosti transformatsii «informatsionnogo» cheloveka [Peculiarities of transformation information person]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University], no. 1 (2012): 113-119.

6. Kuryrev V. Ot kakogo nasledstva my otkazyvaemsya [From a heritage we refuse]. Chelovek [Person]. no. 2 (2005): 45-53.

7. Pogorskiy E.K. Nekotorye problemy perekhoda k informatsionnomu obshchestvu: krizis v soznanii cheloveka [Some problems of transition to the information society: the crisis in human consciousness]. Informatsionnoe obshchestvo [Information society], no. 6 (2011): 64-67.

8. Solovev A.V. Dinamika kultury informatsionnogo obshchestva [Cultural Dynamics of the information society]: monograph. Ryazan, 2009.158 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Курбанова Лариса Михайловна, старший преподаватель кафедры «Социально-культурный сервис и туризм»

Дальневосточный государственный университет путей сообщения ул. Серышева, д.47, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680021, Россия e-mail: lamiku@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kurbanova Larisa Mikhaylovna, senior teacher of faculty «socio-cultural service and tourism»

Far Eastern State University of means of communication (Khabarovsk) 47, Serysheva Str., Khabarovsk, 680021, Russia e-mail: lamiku@mail.ru

Рецензент:

Брейтман Александр Семенович, доктор философских наук, профессор кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.