КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
%
КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 008(075.8) с. П. ИСАЧКИН
Омский государственный университет путей сообщения
ЧЕЛОВЕК И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА
С целью анализа содержания и перспектив социокультурных процессов в мире рассматриваются факторы взаимодействия человека, общества и природы, а также такие сложные явления современной культуры, как модернизация, глобализация и универсализация. В статье приводятся характерные черты техногенной цивилизации и указывается на опасность их дальнейшего распространения. Автор обращает внимание на важность диалога культур Запада и Востока, взаимного усвоения ими общезначимых ценностей и общечеловеческих приоритетов на современном этапе исторического развития.
Ключевые слова: человек, общество, природа, социокультурные процессы, культурная модернизация, глобализация культур, культурная универсализация, диалог культур.
По приблизительным данным археологии и антропологии, человек как живое существо появился на Земле 2 млн лет назад, но его первые зафиксированные «культурные проявления» имеют возраст не более 500 тыс. лет [1, с. 33]. В этих рамках взаимоотношений человека с природой необходимо выделить четыре качественно отличных этапа следующего содержания:
— погружение человека в природу для приспособления к ней;
— выделение человека из природы как социального существа;
— противопоставление человека природе и борьба с ней;
— обращение человека к природе с целью овладения ею.
Только пройдя через эти этапы в своем развитии человек стал способен творить культуру.
Таким образом, культура возникла как средство защиты человека от естественных сил природы и в этом смысле противопоставлена ей. Однако природа — это не только поля, леса, реки, горы, недра, стихийные явления, но и то, что человек получает от рождения генетически. В этом смысле культура связывает человека с природой, объединяет их в единое пространство и ландшафт. Окружающая природная среда влияет на социальную психологию народа, формирует национальный характер, детерминирует направлен-
ность практической деятельности людей. Природные факторы оказывают влияние на возникновение и развитие отдельных цивилизаций. На неразрывную связь между явлениями природы и культуры обращал внимание выдающийся русский ученый и мыслитель В. И. Вернадский. В его учении о ноосфере (сфере разума) утверждается, что мировая духовная и материальная культура возникла из растительного и животного мира, за миллионы лет превратившись в ноо-сферический фактор, который изменяет образ нашей планеты и ближайшего космоса [2, с. 309 — 310].
Таким образом, природа и культура представляют собой взаимосвязанные явления, а человек выступает одновременно и детищем природы, и творцом культуры. В этом смысле культура — воплощение сущностных сил человека, способ социально-исторического бытия личности.
Кого в обыденном смысле называют человеком, в научном — именуют индивидом. Единство человека и индивида составляет понятие «личность». Таким образом, личность — это отдельный индивид в той степени, в которой он реализовал в себе человеческую сущность, утвердил себя как субъект культуры. Личность — это еще и лик, обличие, нечто индивидуальное, не похожее на других. Всякий индивид особым образом воплощает в себе человека. Личность — это уникальное, неповторимое существо человеческого сообщества.
Личность человека начинает формироваться сразу после рождения в определенной культурной среде. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности. Именно культура является главным фактором, обучающим детей думать, чувствовать и действовать в жизни. Кроме того, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин, представителей разных поколений и социальных слоев. В свою очередь всякий индивид выступает по отношению к культуре, одновременно как ее продукт, потребитель, производитель и транслятор. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения, передачи и обновления культурного наследия.
Любой индивид становится личностью в процессе включения его в социум, поэтому культуру невозможно понять без ее соотнесенности с общественной жизнью. Как известно, культура представляет собой сугубо социальное явление. Ее возникновение, существование, совершенствование возможны только в обществе, в ходе социальных отношений. Если культура — это способ деятельности людей, то общественные отношения представляют собой плацдарм, основу и поле этой деятельности.
В процессе взаимодействия человека и общества определяющую роль играют социализация и инкуль-турация. Для дальнейшего исследования рассматриваемой темы необходимо остановиться на содержании данных понятий.
Социализация — это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает и вводит в свою систему поведения те нормы и правила, которые приняты в данном обществе, группе людей. В свою очередь, под инкультурацией понимается процесс вхождения индивида в определенную этническую культуру. Конечным результатом инкультурации является сам человек, компетентный в языке, ритуалах, ценностях своей культуры.
Социализация и инкультурация протекают одновременно, представляя собой две стороны единого процесса вхождения человека в социокультурную
систему. Для его ускорения и регулирования существуют социальные институты.
Социальный институт — это устойчивый комплекс правил, норм, установок поведения, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в определенную систему социальных ролей и статусов. Социальные институты могут быть экономические, политические и культурные. К последним из них относятся институты воспитания, образования, науки, искусства, массовых коммуникаций, спорта, религий, а также семьи, родства, брака и пр. Процесс взаимодействия и взаимовлияния общества, его социальных институтов и культуры не носит постоянного характера. Это во многом предопределяет важнейшее свойство культуры — ее подвижность и способность к развитию.
Изменения культуры во времени и пространстве в ходе развития общества называются динамикой культуры. В свою очередь динамика культуры невозможна без закономерных изменений в самом обществе. По этой причине вполне логичным представляется употребление термина «социокультурная динамика». Спектр ее изучения определяется двумя основополагающими проблемами: сущность и критерии культурного прогресса; характер культурных изменений в обществе (революционный или эволюционный).
Исследуя эти проблемы, ученые решают вопросы: почему меняется мир, можно ли регулировать данный процесс, каковы скорости и направления изменений в обществе? Очевидно, если сумма позитивных последствий изменения культуры превышает негативные, речь следует вести о культурном прогрессе. Если произошло комплексное изменение большинства сторон культурной жизни, то есть основание говорить о революции в сфере культуры.
Важнейшим процессом динамики культуры является культурная модернизация. Она тесно связана с культурным прогрессом и революцией в сфере культуры. Авторы теории модернизации считают, что этот термин относится только к современному этапу социального прогресса (Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, С. Хантингтон). Суть модернизации они связывают с распространением ценностей и достижений капиталистического общества, т. е. рационализмом, урбанизацией, индустриализацией и т.д. [3, с. 62].
Модернизация — это революционный переход от доиндустриального общества к индустриальному или капиталистическому, осуществляющийся во всех сферах общественной жизни. В свою очередь, культурная модернизация представляет собой процесс превращения традиционных культур в современные под воздействием материальных факторов. Глобальную роль в процессе модернизации общества играют наука и техника, которые уже достаточно полно изучены как социокультурные явления.
Общепризнанно, что наука представляет собой сферу человеческой деятельности, главной функцией которой является выработка, накопление и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука является составной частью культуры. В задачи науки входят получение знаний о природе, обществе и мышлении, а также изучение, объяснение и прогнозирование процессов и явлений окружающего мира на основе открываемых ею законов. Наука также представляет собой область духовного производства, которая развивается в тесной связи с общественным сознанием конкретной исторической эпохи. Целью и содержанием науки является поиск истины.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
В свою очередь техника («1есЬпо») в переводе с греческого языка означает ремесло, мастерство, искусство, поэтому в узком смысле ее следует понимать как технологию того или иного процесса. В широком смысле слова техника определяется как совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Под техникой подразумевается целенаправленное преобразование природных тел в инструменты человеческой деятельности. Техника — особое явление культуры. Она всегда находится между человеком и природой, так как, с одной стороны, она представляет собой природное тело, а с другой — орудие человека, продукт социального развития. Являясь частью культуры, техника определяет способ существования и уровень цивилизации. Создавая технические средства, человек изменяет не только природу, но и самого себя, свое общество. Таким образом, в процессе социального развития техника проявляет себя в следующих качествах:
— как инструмент преобразования природной среды;
— как посредник между человеком и природой;
— как средство, изменяющее самого человека и общество в целом.
Роль науки и техники в истории человечества огромна. Благодаря их взаимодействию меняется мир, осуществляется научно-технический, а вместе с тем и социальный прогресс. Однако последствия развития техники наряду с положительными результатами имеют и отрицательные стороны. На определенной стадии развития техника освобождается из-под власти своего творца и приобретает самостоятельное значение, а природа, в свою очередь, начинает мстить человеку за свои прошлые поражения и стремиться к реваншу.
Что мы наблюдаем сейчас в природной и техногенной среде? Современный мир находится на грани экологической катастрофы, что выражается в тотальном загрязнении окружающей среды, потеплении климата в результате производственной деятельности человека, нарушении естественного баланса в биосфере. По-прежнему велика угроза ядерной катастрофы, причем не столько в ходе войны, сколько вследствие природных катаклизмов и технических сбоев. В последние годы существует опасность информационной катастрофы в результате глобального распространения компьютерных вирусов.
Еще в начале прошлого столетия О. Шпенглер предупреждал: «Механизация мира оказывается стадией опаснейшего перенапряжения, так как меняется образ Земли» [4, с. 487]. Не менее категоричен был Н. А. Бердяев, утверждавший, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры [5]. Все это относится к современной западной цивилизации, которую принято называть техногенной.
Основное содержание и отличительные черты техногенной цивилизации можно выразить в следующих тезисах:
— мир и природа — это поле для приложения сил человека, где природа — мастерская, а человек работник в ней (на Востоке в обществе пропагандируется принцип невмешательства в природу);
— человек — активное существо, призванное преобразовать мир (на Востоке считается, что мир не следует изменять, а надо адаптироваться к нему);
— направленность деятельности людей на преобразование предметов и явлений, а не самого человека
(в восточной культуре доминирует стремление к самосовершенствованию человека, что проявилось и в технических изобретениях);
— процесс развития техники и технологии осуществляется вне человеческого, социокультурного измерения (в рамках восточного мышления проявляется принцип «прогресс ради человека», а не наоборот);
— универсализация бытовой культуры, чему способствуют средства массовой информации и коммуникации (на Востоке действует установка на сохранение основ традиционного быта).
В настоящее время данные черты стали проявляться и в некоторых восточных культурах, что вызывает серьезные опасения ученых-обществоведов. Однако у человечества есть шанс в преодолении техногенного кризиса современной цивилизации. Это реально осуществить, во-первых, посредством изменения приоритетов в шкале культурных ценностей, формирования нового отношения к природе, развития экологической культуры, а во-вторых, что является главным, — в диалоге культур Запада и Востока.
Диалог культур осуществляется в процессе меж-культурных коммуникаций. Межкультурные коммуникации обусловливают, в свою очередь, процессы аккультурации и этнической межкультурной адаптации.
Аккультурация — это результат длительного контакта этнических групп, народов с разными культурами, в ходе чего происходят определенные изменения в элементах и образцах культуры того или иного народа.
Этническая межкультурная адаптация представляет собой социокультурный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия, совместимости с культурой чужого народа. Наиболее распространенным источником культурных изменений в этнической среде являются культурные заимствования. Они могут носить как прямой, так и косвенный характер (через средства массовой информации, потребляемые товары, образовательные учреждения и т.д.). Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяют следующие факторы:
— интенсивность контактов;
— условия межкультурных контактов (естественные, искусственные, насильственные и пр.);
— наличие социокультурных групп, готовых принять нововведения;
— степень восприимчивости к чужой культуре.
Культурные заимствования способствуют развитию тенденций культурной универсализации в мировом сообществе, особенно в современный период. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для их влияния и расширяющееся общение представителей разных этносов позволяют говорить о неизбежной глобализации современной культуры.
Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации. В ходе этих контактов исчезает множество традиционных форм жизни и типов мышления, происходит универсализация целого ряда культурных составляющих. В ходе культурной универсализации определенные идеи и общественные структуры распространяются по всему миру. В то же время культурные особенности отдельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более рез-
кие очертания, поэтому национальные культуры разных регионов мира не исчезнут окончательно. Таким образом, неизбежность процесса глобализации не отменяет дифференциации по линии «Восток — Запад», а лишь усиливает необходимость диалога их культур.
Культурная глобализация — не автоматический процесс, который в обязательном порядке должен завершиться бесконфликтным и устойчивым миром. Она заключает в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для человечества могут быть более значительными, чем во все предыдущие эпохи
В сложившейся ситуации многократно возрастает роль процессов культурной универсализации, взаимного усвоения общезначимых ценностей и общечеловеческих приоритетов, которые объективно выдвигаются на первый план самой жизнью.
Библиографический список
1. Мартишина, Н. И. Вопросы истории и философии науки и техники / Н. И. Мартишина, С. П Исачкин, О. В. Хлебникова. — Омск : ОмГУПС, 2007. — 89 с.
2. Вернадский, В. И. Несколько слов о ноосфере / В. И. Вернадский // Русский космизм: антология философской мысли / Сост. С. Г. Семёнова, А. Г. Грачёва. — М. : Педагогика-
Пресс, 1993. - С. 303-311.
3. Исачкин, С. П. Основы культурологии / С. П. Исачкин. — Омск : ОмГУПС, 2010. — 88 с.
4. Шпенглер, О. Человек и техника / О. Шпенглер // Культурология. ХХ век: антология / Под ред. С. Я. Левита. — М. : Юристъ, 1995. — С. 454 — 494.
5. Бердяев, Н. А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. — 1989. — № 2. — С. 22 — 34.
ИСАЧКИН Сергей Павлович, доктор исторических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой «История, философия и культурология».
Адрес для перписки: 18асЬктош8к@гашЪ1ег.ш
Статья поступила в редакцию 09.11.2012 г.
© С. П. Исачкин
УДК 008:930.85
ОТНОШЕНИЕ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА К ПОЯВЛЕНИЮ
АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МОДЫ___________________________________
Статья рассматривает взаимоотношение общества и модной советской молодежи. Внимание авторов сосредоточено на механизмах воздействия на общественные настроения в крупном региональном центре. Авторы приходят к выводу о том, что по всей стране происходило привлечение общественности к противодействию отклонениям от модных образцов, одобренных властью.
Ключевые слова: советское общество, массовый вкус, контркультура, альтернативная мода, стиляги, борьба за вкус советской молодежи.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Федерального агентства по образованию в рамках Федеральной целевой программы!«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2М2ггл, государственный контракт 14740.11.0569.
И. В. ВИНИЧЕНКО Ж. М. НАЙМАНХАНОВА К. А. ШТИБ Л. Р. КУРМАНОВА
Омский государственный институт сервиса
Современный мир переживает глобальные изменения, связанные с переходом к новой стадии развития общества и охватывающие все сферы его жизни. Трансформируются взгляды на смысл жизни, критерии оценок, нормы нравственности, взаимоотношения между обществом и властью, личностью и коллективом. Тенденции развития культуры и общества носят противоречивый характер, сопровождаются одновременными процессами стандартизации, унификации и утверждением самобытности. В такой ситуации происходит постоянная переоценка ценностей — современное общество стре-
мится обрести новый образ жизни. В результате возрастает значение моды, как важнейшего механизма смены культурных образцов и стандартов поведения. Будучи необходимым элементом культуры и неотъемлемой частью образа жизни людей, мода транслирует все происходящие в обществе изменения.
В разных странах и в разные эпохи можно наблюдать появление в существующем стиле жизни каких-то течений, которые резко контрастируют с ним и предстают как своего рода вызов традиционным культурным ценностям. Появление контркультурных тенденций обусловлено различными меха-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ