Научная статья на тему 'Человек и природа в неигровом кино о Казахстане (1925-1930)'

Человек и природа в неигровом кино о Казахстане (1925-1930) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
570
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕИГРОВОЕ КИНО / NON-FICTION FILM / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / INDIGENOUS PEOPLES / ПРИРОДА / NATURE / СТРОИТЕЛЬСТВО ТУРКЕСТАНО-СИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ / CONSTRUCTION OF THE TURKESTAN-SIBERIAN RAILWAY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беркова Надежда Николаевна

В статье на основе анализа раннего неигрового кино, снятого на территории Казахстана во второй половине 1920-х годов, рассматриваются проблемы взаимодействия природы и общества. Актуальность вопроса заключается в том, что в фильмах этого периода нашли отражение мероприятия новой власти, связанные с преобразованием края: природа подвергается воздействию со стороны человека, захваченного идеей научно-технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN AND NATURE IN NON-FICTION FILMS ABOUT KAZAKHSTAN (1925-1930)

The article examines the issues of interaction between nature and society based upon analysis of early non-fiction films shot on the territory of Kazakhstan in the second half of the 1920s. The relevance of the issue lie in the fact that the films of that period reflect the activities of a new regime involving the renovation of the krai where the environment is impacted by people, who are caught up with an idea of the scientific and technical progress.

Текст научной работы на тему «Человек и природа в неигровом кино о Казахстане (1925-1930)»

Н. Беркова

Казахская национальная академия искусств им.Т.К. Жургенова,

Алматы, Казахстан

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В НЕИГРОВОМ КИНО О КАЗАХСТАНЕ (1925-1930)

Аннотация:

В статье на основе анализа раннего неигрового кино, снятого на территории Казахстана во второй половине 1920-х годов, рассматриваются проблемы взаимодействия природы и общества. Актуальность вопроса заключается в том, что в фильмах этого периода нашли отражение мероприятия новой власти, связанные с преобразованием края: природа подвергается воздействию со стороны человека, захваченного идеей научно-технического прогресса.

Ключевые слова: неигровое кино, коренные народы, природа, строительство Туркестано-Сибирской магистрали.

N. Berkova

Kazakh national academy of Arts named after T. Zhurgenov,

Almaty, Kazakhstan

MAN AND NATURE IN NON-FICTION FILMS ABOUT KAZAKHSTAN (1925-1930)

Abstract:

The article examines the issues of interaction between nature and society based upon analysis of early non-fiction films shot on the territory of Kazakhstan in the second half of the 1920s. The relevance of the issue lie in the fact that the films of that period reflect the activities of a new regime involving the renovation of the krai where the environment is impacted by people, who are caught up with an idea of the scientific and technical progress.

Key words: non-fiction film, indigenous peoples, nature, construction of the Turkestan-Siberian railway.

Все более углубляющийся экологический кризис демонстрирует, к каким негативным последствиям привели амбиции человечества. Наступление на природу, игнорирование ее законов, ее прав на суверенное существование оборачиваются против человека, угрожают самой жизни на земле. Общеизвестно, что человек, являясь неотъемлемой частью природы, всегда взаимодействовал с ней, сначала не выделяя себя из природной среды. С развитием производительных сил процесс выделения человека из природы приобрел все более быстрые темпы. Утверждение индустриального общества и антропоцентристских приоритетов и установок привело к катастрофическим результатам — загрязнению окружающей среды, опустыниванию, сведению лесов, росту заболеваемости, глобальному потеплению.

С появлением в конце Х!Х века кинематографа как нового вида искусства и технического изобретения операторы не могли не фиксировать природу. Это была среда, окружающая человека и естественным образом становящаяся частью композиции кадра. Уже в ранних примитивах в немом кино запечатлевается не только природа, преображенная усилиями человека, но также девственная природная среда. Были сняты нетронутые цивилизацией природные территории, а также особенности взаимодействия представителей традиционных обществ и природы в документальных фильмах «Нанук с Севера» (1922), режиссер Р. Флаэрти (США), «Трава» (1926), режиссеры М.-К. Купер, Э.-Б. Шёдсак (США). К этому времени было сформировано понятие документального кинематографа как вида киноискусства, в основу которого положены съемки подлинных лиц и событий. Появилось научно-популярное кино. Заметим, что в дореволюционной российской традиции такой кинематограф назывался разумным. В современной эстетике и тот, и другой вид кино объединены в понятие неигрового кино.

В СССР руководство Госкино, согласно ленинской программе воспитания и просвещения масс средствами киноискусства, ставит в приоритет документальное, научно-популярное кино. Силами киногрупп Всероссийского акционерного общества «Востоккино» и «Совкино» впервые организуются съемки в

отдаленных территориях страны — с целью запечатлеть уходящую натуру, жизнь коренных народов [7, т. 1, с. 537]. Тогда же в период немого кино, начиная со второй половины 1920-х годов, были сняты первые репортажи, новостные сюжеты, фильмы в Казахстане.

Актуальность проблемы взаимодействия природы и общества на современном этапе побуждает обратиться к отечественным источникам. Ими являются ранние немые фильмы, новостные сюжеты, имеющиеся на хранении в Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан (ЦГАКФДЗ РК):

— «Пятилетие Казахстана» (1925, 22 мин. 22 сек.), арх. № 1461.

— «Жизнь и быт Казахстана» (1926 — 1927, ~ 35 мин. 22 сек.), арх. № 1458.

— «Турксиб» (1929, 53 мин.), арх. № 1417.

— «Первый поезд» (1929, 1 мин. 37 сек.), арх. № 1446.

— «Турксиб открыт» (1930, 6 мин. 38 сек.), арх. № 1702.

— «Знаешь ли ты животный мир Казахстана?» (1930, 20 мин.), арх. № 1467 [8, с. 6-7].

Этих лент немного, но даже в таком количестве они представляют серьезный материал для исследователя. Фильмы раннего периода являются частью коллекции казахстанского архива, организованного в Алма-Ате в 1943 году. Согласно датам на монтажных листах копии поступили в архив кинофотодокументов Казахской ССР из Центральных российских архивов с целью пополнения фондов в 1964 — 1965 годах. Если обратиться к текстам казахстанских специалистов, можно обнаружить, что эти ленты не стали предметом пристального внимания с позиций отражения проблем взаимодействия природы и общества [2, 3, 11].

Кто они, действующие лица исторических событий тех лет?

В разностилевом по характеру материале, визуальных фрагментах «запечатленного времени» (по А. Тарковскому) представлены типы национальностей и сословий, жителей молодой республики, построенные города, раскинувшиеся в

степи аулы, промышленные объекты. И природа, девственная и освоенная — ландшафты пустынь, степей, горные массивы, возделанные поля, животные — дикие и домашние.

В фильме-репортаже молодого оператора Якова Толчана «Пятилетие Казахстана», посвященном юбилею Казахской автономии, снята первая столица республики Кзыл-Орда. Разнообразен событийный ряд этого фильма: выступления партийных ораторов, демонстрации трудящихся в день празднования 1 Мая. В скоплении народа узнаваемы многоликие типы горожан и прибывших на весеннюю ярмарку кочевников-скотоводов. На крупных планах хорошо различима физиогномика людей, характерные черты представителей казахского населения, русских переселенцев, осевших на казахской земле, дунган, узбеков, каракалпаков и других народов/этносов. Различны типы сословий: среди городских жителей несложно распознать партийных служащих и управленцев, ремесленников, местную интеллигенцию, лица сельчан — земледельцев, хлопкоробов и коренных представителей края — кочевников-скотоводов. Примечателен кадр, в котором явлена социальная стратификация общества. Композиция из его представителей специально организована для демонстрации народного единства. На возвышении (борту грузовика) разместились ответственный работник в очках, в костюме, с папкой документов, в центре — в типичной одежде рабочий-мастеровой и крестьянин с окладистой бородой, крестьянка, подросток-пионер с красным галстуком (все славянского/европейского типа), скотовод-казах в чапане. Красноармейцы, расположившиеся за ними, замыкают композицию. Перед группой установлен хлебный сноп. Социальная стратификация явлена символически. Расстановка «персонажей» в этой группе демонстрирует классовый и возрастной ценз — рабочий, крестьяне, скотовод, служащий, солдаты, мальчик-подросток. Частично представлен национальный состав формирующегося советского общества. В кадрах прочитывается лозунг «Да здравствует союз рабочих и крестьян всех национальностей!». По Д. Вертову, это была распространенная в документальном кино композиция-клише, рассчитанная на демонстрацию единства трудящихся [4, с. 94]. Таким образом,

трудящиеся призваны действовать под руководством партии, выполнять ее решения. В первом фильме-репортаже из Казахстана немалое место занимает агитационная часть массового мероприятия — экспрессивные выступления ораторов, убеждающих людей в преимуществах новой власти.

Мероприятия перехода к новой экономике стали объектом съемки в следующем фильме «Жизнь и быт Казахстана». Основным содержанием ленты является активное побуждение коренного населения к оседлости, объединению земледельцев в коллективные хозяйства, рекомендации по уходу за животными. Занимательно, что название ленты «Жизнь и быт Казахстана» звучит с претензией на этнографическую работу, усиленном в подзаголовке уточнением жанра — «культурфильм»[8, т. 1, с. 528]. Было бы любопытно увидеть экологический феномен кочевничества (номадизма) в подробностях, реальности, как «форму природопользования, связанного с периодической сменой пастбищ для скота или угодий для промысла <.. .> с переселением полностью (семьями, общинами)» [10, с. 247].

Экологическая тема. Как одна из визуально-смысловых тем впервые в «Жизни и быте Казахстана» возникает экологическая тема, показ тесных связей человека с природой. Великолепны пейзажи, в окружении которых живут, передвигаются со стадами кочевники: горы, ущелья, бурные горные реки, степи, луга — пастбища/джайляу. Из дикой природы население добывает волков, лис, сурков и других животных. На традиционной ярмарке в обмен на шкурки убитых на охоте зверей коренные жители получают одежду, мануфактуру, обувь, продукты. Трагический эпизод джута — гибели тысяч животных в период зимней бескормицы выразительно показан как повод решительно перестроить взаимодействие с окружающей природной средой, противостоять ее могущественной стихии. Это значит — перестроить формы природопользования, организовать животноводческие фермы с уходом за животными, заготовкой кормов, планомерной сдачей государству мяса, молока, шерсти и т.д. В копии, хранящейся в ЦГАКФДЗ РК, к сожалению, отсутствует вторая часть

ленты, но ее описание можно обнаружить в монтажных листах/ Титры подробно объясняют, как скотовод должен ухаживать за домашними животными, чтобы получить качественные мясные и молочные продукты. По жанру это учебно-методическая часть фильма, близкая научно-популярному кино. (Монтажные листы фильма «Быт и жизнь Казахстана». — Так записано название ленты в монтажных листах. — Прим. авт.) Снятый в конце десятилетия фильм «Знаешь ли ты животный мир Казахстана?», отмеченный как киножурнал, уместно отнести к тематике, близкой ко второй части «Жизни и быта...». Условно его можно определить как научно-популярный. В ленте о животном мире с помощью титров говорится о разведении промысловых животных и получении сырья и продуктов от ангорских коз, пушных зверьков (бобра, енота, нутрии) и маралов. Название фильма не совсем верно отражает его содержание, так как не ставит своей задачей ознакомление с многообразием животных, обитающих на территории Казахстана.

Эколого-этнографический материал. Напомним, неигровая лента «Жизнь и быт Казахстана» снималась в тот период, когда руководители Госкино РФ поставили цель запечатлеть уходящую этнографическую натуру в отдаленных уголках страны. К сожалению, такая натура присутствует в фильме в малой степени. Крупные планы казахов, казашек, обстоятельства перекочевки, разборка юрты, размещение ее частей на верблюдах, совсем немного материала, чтобы говорить об этнографической ценности ленты. Сравним с другим примером из истории кино того же времени. В 1926 — 1927 годах российская киногруппа работала на Дальнем Востоке над созданием уникальных лент («культурфильмов») — «По дебрям Уссурийского края» и «Лесные люди» [9, с. 9-34]. Особенности жанра этих фильмов можно определить как этнографические плюс экологические. Режиссер А. Литвинов и оператор П. Мершин выполнили исторически важную миссию — сохранили для будущих поколений экзотические особенности жизни и быта отдаленных от путей цивилизации коренных сообществ. Они зафиксировали особенности социально-экологической ниши народности удэ, находящейся в

уссурийской тайге, тщательно сняли окружающую природную среду, растения, животных. Показали традиции и обычаи: танец шамана, поведение соплеменников в отношении женщины-роженицы, организацию рыбной ловли в реке, охоту на медведя и другие, имеющие ценность для выживания в естественных и привычных для удэ/удэхейцев природно-климатических условиях. Авторы обеспечили фильмы как понятными, так и сложными титрами: особенности проживания удэ даны в титрах по-русски, названия растений и животных на латинском языке. Тем самым создатели лент удостоверяли зрителя в знании природной среды и ее особенностей. К сожалению, в фильме «Жизнь и быт...» доминировали пропагандистские установки, призывающие к кардинальным преобразованиям жизни кочевого народа. В результате фильм оказался структурно перегружен кадрами и титрами, служащими для разъяснения задач новой власти, почти лишен крупных планов людей, деталей, утвари, позволяющих увидеть жизнь в ее хрупкости, единственности и неповторимости. За счет преобладания дальних и общих планов, демонстрирующих масштабы территории, природа оказалась скорее фоном, запечатленным на втором дальнем плане.

Таким образом, в первых ранних работах собраны, сняты, констатированы «факты» (по Д. Вертову). Сюжеты решены с характерной для эпохи социально-экономической ангажированной информацией, — собрания, демонстрации с массами людей, продовольственные ярмарки, этапы культурной революции как обучение грамоте и новым профессиям, реформирование экономики в связи с освоением новых пространств. Обычный человек в этих лентах традиционно связан с природой как труженик, добывающий естественный продукт для обеспечения собственной жизнедеятельности и пользующийся благами природы. Но «зрительно-смысловой ряд» (по Д. Вертову) довольно-таки беден.

Особое место отражение природы и места в ней человека нашло в самом значительном фильме этого периода — полнометражной неигровой ленте «Турксиб». Этот фильм и последовавшие за ним короткие новостные сюжеты «Первый

поезд» и «Турксиб открыт» посвящены реализации проекта века — строительству железнодорожной магистрали. Дорога строилась с целью связать сельскохозяйственные районы юга Казахстана с промышленными центрами севера республики и Российской Федерации. В степной край все более интенсивно проникали прогрессивные идеи нового времени. Они основывались на убежденности сциентистов в силе научно-технического прогресса и праве управлять природой, организации решительных действий, чтобы поставить ее богатейшие ресурсы на службу человеку. Командированная ведомством «Востоккино» группа под руководством режиссера Виктора Турина (операторы Е.Славинский, Б. Франциссон) снимала материал с установкой на кардинальные перемены в жизни молодой республики. В масштабные мероприятия оказались втянуты тысячи и тысячи казахстанцев из тех, что запечатлела камера в первых лентах о республике «Пятилетие Казахстана» и «Жизнь и быт...»

В советское время лента получила высокую эстетическую оценку в стране и за рубежом. В «Истории советского кино», «Очерках истории казахского кино» киноведы в восторженных тонах описывали победу новых форм хозяйствования под руководством партии и правительства. «Величественная поступь нового государства, поступь социализма, осваивающего новые районы, ощущалась в документальных кадрах "Турк-сиба..." — писали историки кино [7, т. 2, с. 164]. Киноведы отмечали, как в заказном кино работают амбициозные установки «усмирить упрямую природу» и как «тема строительства железнодорожной магистрали решается в "Турк-сибе" как диалектическое взаимодействие, борьба природы и человеческого разума» [там же, т. 1, с. 519].

Казахский киновед К. Сиранов верно определяет жанр документальной ленты, утверждая, — «фильм построен в форме лирико-героической поэмы». Согласно социальному заказу автор утверждает, что «в нем показан пафос созидательного труда, биение пульса большой жизни. Красочно, романтично предстает в картине пустынная степь, где широко развертывается грандиозное по своему масштабу и значению строительство. Выразительны лица строителей и местных

жителей-казахов, которым дорога несет богатство, культуру, счастье». Для оценки К. Сиранова характерен излишний пафос и искусственно преувеличенное романтическое восприятие строительства магистрали [11, с. 31-32].

Разумеется, что на форму и содержание «Турксиба» оказала немалое воздействие общая авангардистская атмосфера 20-х годов. Российская кинематографическая общественность творила в богатой духовной среде. Яркие художественные идеи, литературные, поэтические новации, образы получили распространение в период авангарда. Оттого отдельные эпизоды «Турксиба» построены на конфликте противопоставления старого и нового способа хозяйствования. Но в кинопоэме о строительстве магистрали намечен конфликт, вырастающий из реальности, в которой укоренены скотоводы-кочевники, и требований новых социально-экономических отношений. Стройка проходила через территории, издревле освоенные номадами. Известно, что жизнь кочевника характеризуют определенные особенности взаимодействия с природой. Степи, пустыни, горы, реки — природа, окружающая человека, представляет привычную для номада экологическую нишу — «ойкос». Степные пастбища, горные джайляу онтологически связаны с их жизнью и бытом, с тем, что дают ему земля, произрастающая на ней растительность, домашние и дикие животные. В основе духовного взаимодействия с окружающим миром природы лежит свойственное миросозерцанию кочевника мистическое приятие ее могущества, ее неодолимых стихий. С одной стороны, можно предположить, что для проникновения вглубь миропонимания народами связей с природой еще не совсем был разработан киноязык, не освоен эстетический ресурс (цвет, звук, операторские приемы), с другой — такие задачи, очевидно, не входили в программу действий, задач, поставленных перед киногруппой и самими кинематографистами. Ныне с развитием новых технологий стало возможно средствами киноязыка отразить мистическое взаимодействие человека с природой. Таким впечатляющим примером является этно-экологическая лента «Страна Удэхе» (2016), созданная российскими кинематографистами — режиссером И. Головневым и оператором

М. Дроздовым. Их лента стала результатом проекта нового времени. В 2014—2015 годах они отправились по следам экспедиции А. Литвинова и снимали жизнь сообщества удэхе на современном этапе, обратившись к трудам известного краеведа В.К. Арсеньева [5, с. 94-96].

Еще раз напомним, что природа в «Турксибе» запечатлена операторами, принадлежащими к киноавангарду. Снимая более или менее короткими кадрами, они предстают созерцателями окружающего мира. В этом неторопливом ее рассматривании - попытка понять, что таят в себе ее стихии. Впечатляет съемка пустыни, самума, барханов с кружением перекати-поле. Оператор наблюдает природу, словно пребывая в ожидании, что она «скажет» ему. С нескрываемым интересом вместе с геодезистами, нивелирами, прибывшими произвести разметку, киногруппа открывает для себя жизнь кочевника. Образы природы и представителей коренного населения органично складываются в монтажно-ритмическую композицию одной из частей фильма «Турксиб». В кульминации как демонстрации вышеназванного конфликта человека и природы показано, с каким упрямым и могущественным противником пришлось столкнуться строителям магистрали в преодолении преград, создаваемых природной стихией. «Вместе с операторами мы становимся свидетелями уничтожения "поэзии пустыни", но тут же на наших глазах рождается другая песнь — Гимн труду!» — с восторгом пишет ангажированный автор-пропагандист [6, с. 4].

Примечательно, что на экологическую проблематику фильма «Турксиб» уже в новом веке обратили внимание организаторы Environmental Film Festival in The Nation's Capital — Фестиваля экологических фильмов, г. Вашингтон (США), включив советский фильм в программу фестиваля в 2001 году. В фестивальной программе написано: «Turksib (USSR, 1929, 60 min.) This archival film captures the former USSR's efforts to create the Turkistan/Siberian Railroad. Brilliantly constructed sequences, displaying a characteristically staccato Soviet style of editing, show the harnessing of destructive forces of nature. Utilizing many different indigenous peoples for the railroad's construction as well as the making of the actual film, Turksib examines the creation of an

incredible public works project. Written and directed by Victor Turin" [15, с. 9]. «Этот архивный фильм показывает, с каким напряжением сил строилась Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль в бывшем СССР. Блистательно выстроенная композиция, последовательность кадров, характерное стаккато советского монтажного стиля демонстрируют укрощение, обуздание разрушительных сил природы. Немалое количество местных народов, занятое на железной дороге, также характеризует Турксиб как неслыханную по масштабам народную стройку. Текст к фильму подготовлен режиссером Виктором Туриным». (Перевод на русский язык — Н.Н. Бер-кова.) Составители каталога утверждают, что литературный текст титров был написан В. Туриным. Но во вступительных титрах к фильму и многих источниках отмечены имена сценаристов — Виктор Шкловский, Александр Мачерет, Ефим Арон и Виктор Турин.

Еще раз обратим внимание: изобразительный ряд «Турк-сиба» показывает, как прагматическое отношение к природе удивительным образом сочетается с эстетически выразительным, чувственным и волнующим ее отражением на экране. Природа снята европейцами, знающими иные ее образы. Обладая острым профессиональным видением, мастерством, они смогли отразить особенности среднеазиатских пейзажей с учетом освещения, времени суток, рельефа местности. Таковы песчаные барханы с волнистой поверхностью, сформированной движением песка под воздействием ветров, высокогорные ландшафты со скальниками и снежными вершинами. Именно в этом фильме на крупных планах выразительно явлены как портреты коренных жителей, взрослых мужчин и женщин, стариков и детей, так и портреты инженеров-строителей, геодезистов, партийных работников — покорителей природы. Именно в этой работе появятся кадры, снятые с птичьего полета (съемка производилась с самолета), демонстрирующие зеленый наряд молодого города-сада: в кадре крупно яблоки и титр «Алма-Ата — город яблок». В новостном сюжете «Первый поезд» на платформе подготовлены к отправке по новой магистрали ящики с яблоками сорта «апорт верненский». «"Город фруктовых садов" перестраива-

ется в крупный узловой железнодорожный пункт Турк-сиба», — говорит титр. Зеленый наряд новой столицы, яблоки особого сорта — вот те уникальные маркеры, отличавшие Алма-Ату от многих других городов республики, черты, которыми будут гордиться последующие поколения казахстан-цев. Бывшая в свое время столицей Кзыл-Орда в кадрах о «Пятилетии Казахстана» проигрывает Алма-Ате — скудная растительность, неухоженные улицы.

Режиссер фильма В. Турин с операторами Б. Франциссоном и Е. Славинским сняли произведение авангардное, способное восхищать и сегодня [16]. В ритмически организованной монтажной композиции, где немалое место занимает строительство магистрали в жару и в холод, в пустыне, степи, гористой местности, природа словно вырвалась на первый план, заняла собственное место. Об интересе, проявленном в Казахстане к шедевру киноавангарда, свидетельствует торжественная демонстрация «Турксиба» в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая в Алматы в декабре 2016 года, затем вновь в октябре 2017 года. К этому событию был выпущен буклет. В нем говорится, что инициаторы проекта получили обновленную копию фильма из Британского киноинститута [12]. Эта копия была показана широкому зрителю и вызвала бурные отклики в СМИ. В возвращении шедевра актуальными оказались не только гуманитарно-искусствоведческий, но и экологический аспект: лента напомнила казахстанцам, какими были природа и социально-экологическая ниша их соотечественников около 90 лет назад.

Торжественный показ фильма и разноречивость оценок стали одними из побудительных мотивов для подготовки этого текста.

Выводы. Анализ архивного киноматериала второй половины 1920-х годов помогает выявить особенности взаимодействия природы и общества:

— природа занимает место фона, второго плана разворачивающихся в крае общественно-экономических преобразований (в фильмах «Пятилетие Казахстана», «Жизнь и быт Казахстана»);

— рекомендуется разведение на животноводческих фермах домашних и диких животных в промышленных целях (в фильмах «Жизнь и быт Казахстана», «Знаешь ли ты животный мир Казахстана?»);

— наряду со строительством магистрали на первый план выходит поэтическое отражение могущества и красоты природы на экране, любование экзотическими пейзажами (в фильме «Турксиб»);

— наблюдается изменение облика пейзажа, ландшафтов в связи со строительством магистрали — вырубка леса, с решением сельскохозяйственных задач — проведения каналов для орошения земель (в фильме «Турксиб», новостном сюжете «Турксиб открыт»);

— отмечено использование природных ресурсов для выполнения задач по преобразованию края: заготовка древесины (в фильме «Турксиб»).

Формы взаимодействия природы и общества, связанные с наступлением цивилизации, нашли отражение в раннем неигровом кино с антропоцентристских позиций. Человек выступает в качестве господствующего лица, сциентистские установки подвигают к управлению природой. Зависимость скотоводов-кочевников от капризов природы: сезонность традиционного хозяйствования, суровый изменчивый климат побуждают новую власть к поиску прогрессивных форм использования природных богатств. Но изменение традиций, сложившихся за длительное время существования этносов, может привести к уничтожению природы.

Как следствие природа в этих фильмах предстает как:

— традиционный объект хозяйствования — домашние животные, сезонные пастбища, реки, каналы для водопоя, изъятые из природы дикие животные для разведения в промышленных целях;

— суверенная, непокорная, мощная стихия, в самых разнообразных ее проявлениях — бурные горные потоки, ветры (самум), палящее солнце, безжизненные пустыни;

— противник, с которым человек борется.

На примере раннего неигрового кино о Казахстане, очевидно, что с развитием производительных сил ускоряется про-

цесс выделения человека из природы. Индустриализация затребовала огромные человеческие ресурсы. Сначала в виде неквалифицированной рабочей силы, затем для обслуживания магистрали. Получив первичные знания, полуграмотные крестьяне, скотоводы меняли социальный статус и становились железнодорожными служащими: связистами, машинистами, стрелочниками. Новостной сюжет «Турксиб открыт» показывает перемены в жизни степняков. Смена статуса вела к отрыву от корней, земли, природы.

Утверждение индустриального общества и антропоцент-ристских приоритетов превращается в «просвещенное господство над природой» (по Т. Адорно и М. Хоркхаймеру). Выполнение задач покорения природы («взнуздать упрямую природу» — титр в «Турксибе») ведет к подавлению свободной природы человека. «Господство над внешней природой имеет условием подавление внутренней природы и, наконец, осуществляет себя через общество как насилие над индивидуумом» [1, с. 94]. Так в неигровом кино 1930 —1950-х годов в отношении природы нашли отражение антропоцентристские приоритеты. И только к середине 1960-х годов с изменением научной парадигмы и общественно-культурного сознания проявились идеи биоцентризма, ростки «благоговения перед жизнью» (по А. Швейцеру). В 1970 — 1980-е годы собственное место в неигровом кинематографе заняло экологическое кино. В Казахстане сформировался и заявил о себе многогранный талант режиссера и оператора-натуралиста Вячеслава Белялова.

Очевидно, что киноматериал, взятый для анализа в данной статье, не столь обширен. Возможно, вне поля зрения остаются еще не обнаруженные источники. Но даже эта часть кинематографических сюжетов позволяет убедиться, что во второй половине 1920-х годов еще не имели хождение прогрессивные экологические идеи. В основе таких идей — приоритеты биоцентризма: каждая жизнь самоценна, природа обладает непреходящей ценностью для человечества как обеспечивающая его всем необходимым и как обладающая собственной ценностью.

Автор выражает глубокую признательность директору ЦГАКФДЗ РК А.Ф. Сеитовой и сотрудникам архива Л.В. Гусаковой и В.М. Сойко за содействие в поиске киноматериалов, организации просмотров.

Список литературы References

1. Адорно Tеодор, Хоркхаймер Макс. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Перевод на русский язык М. Кузнецова. СПб., 1997. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5521. (дата обращения 22. 05. 2016 ). См. также Современная западная философия: Словарь / Сост.: В.С. Малахов, В.П. Филатов. М., 1991.

Adorno Teodor, Horkhajmer Maks. Dialektika prosveshheniya. Filosof-skiye fragment. Perevod na russkiy yazyk M.Kuznetsova. SPb, 1997 Elek-tronniy resurs. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5521 data o brashcheiya 22.05.2016 Centr gumanitarnykh tekhnologiy. URL: 22. 05. 2016. Sm. Takzhe Sovremennaja zapadnaja filosofija: Slovarj sost.: Mala-hov V.S., Filatov V.P. M., 1991.

[Adorno Teodor, Horkheimer Max. The Dialectic of Enlightenment. Philosophical Fragments. M., 1977. [Electronic resource] The Centre of Humanitarian Investigations. URL: http://gtmarket.ru/laboratory /basis/5521. (date of access 22. 05.2016).] See also: Modern Western Philosophy. Dictionary, comp. by Malakhov V.S. Filatov V.P. M. Politizdat, 1991. P.94].

2. Ахметжанова А. Документальное кино Казахстана // Мысль. 2012 № 12. URL: http://mysl.kazgazeta.kz/?p=169. (дата обращения 29. 01. 2018).

Ahmetzhanova A. Dokumentalnoe kino Kazahstana Myslj, 2012, № 12. URL: http://mysl.kazgazeta.kz/?p=169. (data obrashcheniya 29. 01. 2018).

[Ahmetzhanova A. The Documentaries of Kazakhstan]. Myslj №12б 2012 http: URL: http://mysl.kazgazeta.kz/?p=169. (date of access 29. 01. 2018)].

3. Байгожина А. Документальное кино Казахстана / Киноэнциклопедия. Алматы, 2010. С. 21-79.

Bajgozhina A. Dokumentaljnoe kino Kazahstana Almaty 2010 бы 2179 [Bajgozhina A. The Documentaries of Kazakhstan] / Cinoexpedition. Almaty, 2010. P. 21-79].

4. Вертов Дзига. Статьи. Выступления. М., Эйзенштейн-центр: 2008.

Vertov Dziga. Statji. Vystuplenija M., Einshtein centr, 2008 [Vertov Dziga. Articles. Speeches]. M., 2008 ].

5. Головнев И. «Лесные люди» — феномен советского этнографического кино// Этнографическое обозрение, 2016. № 2. С. 83 — 98.

Golovnev I. «Lesnye lyudi»— fenomen sovetskogo etnograficheskogo kino. Etnograficheskoye obozreniye, 2016, № 2. P. 83-98 [Golovnev I. "Forest people" — the Phenomenon of the Soviet Ethnographic Cinema] // Ethnographic Review, 2016, № 2, p. 83-98].

6. Документальный экран Казахстана. Алма-Ата: Информационно-методическая редакция Госкино Казахской ССР, 1978. 18 с.// Dokumentalniy ekran Kazahstana,

Alma-Ata, I(nformatsionno-merodicheskaya redaktsiya Goskino Kazakhskoy SSR- 1978- 18p. [The Documentary Screen of Kazakhstan. Alma-Ata, The Information and Methodical Editorial Office of Goskino of Kazakh SSR, 1978, p.18].

7. История советского кино: В 4 т. Под ред. С. Гинзбурга, М. Зака и др. М., 1969 — 1978.

[Istorija sovetskogo kino v 4 tomah Pod red. S.Ginzburga, M.Zaka I dr. M., 1969 — 1978. [The History of the Soviet Cinema. Edited by. S. Ginzburg, M. Zak and others. M., 1969—1978].

8. Кино Казахстана: Киносправочник / Под общей редакцией Т. Смайловой. Алматы, «Казахфильм», 2000.

Kino Kazahstana. Kinospravochnik. Pod obshhej redakciej T. Sma-jlovoj. Almaty, 'Kazakhfilm'2000. [Cinema of Kazakhstan. Cinema Manual]. Under editorship of T. Samylova. Almaty'Kazakhfilm'2000].

9. Поляновский М. Два кинопохода //Вестник «Зеленое спасение». Вып. 16. «Непреходящая ценность природы». Алматы, 2003. С. 9-34. Публикация, предисловие, примечания А. Дерябина. URL: http://www.greensalvation.org/uploads/Publish/vest_11.pdf. (дата обращения: 04. 05. 2015).

Polyanovskij M. Dva kinopohoda //Vestnik «Zelenoe spasenie» Vy-pusk 16 'Neprehodyashchaya tsennostj prirody' Alma-Aty, 2003 -s.9-34. Publikatsiya, predisloviye, primehaniya A.Deryabina URL: http://www.greensalvation.org/ uploads/Publish/vest_11.pdf (data obrashcheniya 04.05.2015)

[Polyanovskiy M. Two Movie Travels //Herald "Green Salvation" issue 16.The Intrinsic Value of the Nature ',Alma-Aty, 2003, p.9-34. Publication, Preface and Remarks by A. Deryabina. http://www.greensal-vation.org/uploads/Publish/vest_11.pdf. (date of access 04. 05. 2015)].

10. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., Мысль, 1990.

Reymers N.F. Prirodopoljzovanie: Slovarj-spravochnik [Rejmers N.F. Nature Management: Dictionary-reference. M., 1990].

11. Сиранов К. Начало большого пути// Очерки истории казахского кино. Алма-Ата, 1980. С. 8-50.

Siranov K. Nachalo boljshogo puti // Ocherki istorii kazahskogo kino. Alma-Ata, 1980. P. 8-50 [Siranov K. The Beginning of a Long Way. Essays on the History of Kazakh Cinema. Alma-Ata, 1980. P. 8-50].

12. «Турксиб». Буклет к торжественному показу фильма в ГАТОБ им. Абая, 16 декабря 2016 года. 'Turksib'. Buklet k torzh-estvennomu pokazu filjma v GATOB im. Abaya 16 dekabrya 2016 goda. [ 'Turksib' // Booklet for the Grand Opening of the Film at the Abay State Opera and Ballet Theatre. December 16th, 2016].

13. Черненко М. Виктор Турин. URL: http://chernenko.org/ 163.shtml. (дата обращения 12. 05. 2017).

Chernenko M. Viktor Turin. http://chernenko.org/163.shtml. (data obrashhenija 12.05. 2017).

[Chernenko M. Viktor Turin. http://chernenko.org/163.shtml. (date of access 12.05. 2017)].

14. Киноэнциклопедия / Под ред. Т. Смайловой. Алматы, 2010. С. 21-79. Kinoentciklopediya. Pod . red. T. Smaylovoy. Almaty, 2010 - s. 21-79. [The Encyclopedia of Cinema under Editorship of T. Smaylova. Almaty, 2010, p. 21-79].

15. Environmental Film Festival in The Nation's Capital. 2001. URL: http://www. dcenvironmentalfilmfest.org. (date of access: 10.11.2013).

16. Турин и его фильм «Турксиб». URL: http://www.film reference.com/Films-Thr-Tur/Turksib.html#ixzz2w3bYkbLh: http://www.filmreference.com/Films-Thr-Tur/Turksib.html#ixzz55fA-OyTcy. (дата обращения 30. 01. 2018).

Turin i ego filjm «Turksib http://www.filmreference.com /Films-Thr-Tur/Turksib.html#ixzz2w3bYkbLh: http://www.filmrefe-rence.com/Films-Thr-Tur/Turksib.html#ixzz55fAOyTcy (data obras-hhenija 30. 01.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Turin and his film 'Turksib'http://www.filmreference.com /Films-Thr-Tur/Turksib.html#ixzz2w3bYkbLh: http://www.filmrefe-rence.com/Films-Thr-Tur/Turksib.html#ixzz55fAOyTcy. (date of access 30. 01. 2018) ].

Данные об авторе:

Беркова Надежда Николаевна — доцент кафедры истории и теории кино Казахской национальной академии искусств им. Т.К. Жур-генова. E-mail: berkova.n@inbox.ru

About the author:

Berkova Nadezhda — PHD of the Department of history and theory of cinema of Kazakh National Academy of Arts named after T.K. Zhurgenov. E-mail: berkova.n@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.