ПОЛИТОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 1. С. 149-159.
УДК 316. 2 С. П. Дуреев
Красноярский институт экономики
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ
The author of the article demonstrates that social and historical practice is a mode of social being of people, form of their self-affirmation and development in the world. Social and historical practice is first of all experience gained by the humankind. That is why the present practice is the result of the world history which expresses endlessly various relationships of people and nature, people with each other during different types of activity where the leading role belongs to government.
Ключевые слова: общество, управление, самоуправление, государство.
Естественным процессом мирового развития является возникновение способности материи познавать самоё себя. С появлением разума связаны новое качественное ускорение эволюционных процессов и качественно новая организация материи - общество.
Общество есть предмет изучения многих общественных наук, в том числе философии. Общественные науки стремятся познать общество как противопоставленный субъекту объект, как фрагмент объективной действительности, а философия изучает общество через призму его связей и взаимоотношений с человеком как основы и способа его бытия и, вместе с тем, как его собственное порождение и воспроизводство. Социальная философия призвана изучать общество как целостное и самодостаточное образование, отличное от составляющих его субъектов, как способ взаимодействия и взаимоотношения людей. Общество следует рассматривать как систему, которая в условиях изменяющейся внешней среды обладает способностью к устойчивому са-мовоспроизводству своей целостности, в основе которой лежат разнообразные формы деятельности людей, обеспечивающие их упорядоченное целенаправленное взаимодействие. При этом не следует забывать, что общество, будучи целостной самоорганизующейся системой, содержит для этого все структурные и функциональные основания.
История развития человеческого общества свидетельствует о том, что управление является ровесником человечества, что с момента возникновения общества появляются и процессы управления. Феномен управления известен ещё с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Одни авторы относят его к юридической науке, другие - к экономической или социально-психологической, третьи - к социологи-
© С.П. Дуреев, 2009
ческой. Например, экономическая наука склонна трактовать управление как способ получения экономического результата при наименьших производственных издержках. Правоведение трактует управление как государственное правовое регулирование с помощью законов. Политология понимает управление как воздействие на общество со стороны государства политическими методами и т. п.
Существует множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение к управлению. Часто вместо слова «управление» используются понятия: «регулирование», «руководство», «администрирование», «менеджмент», «организация» и т. п. В общем виде управление обществом рассматривается как целенаправленное воздействие, содержанием которого является динамика жизнедеятельности личности и (или) социальных общностей, социальных групп, взаимодействующих в качестве объекта и субъекта данного управленческого процесса. Методы и формы решения задач для достижения желаемых целей и результатов выбираются субъектом управления, с одной стороны, в зависимости от поставленных целей, а с другой - обусловливаются личностными качествами, ценностными ориентациями, интересами данного субъекта. Точно такие же факторы определяют сущность, содержание и направленность самоуправления. Тем не менее, в настоящее время на вопрос «Что такое управление обществом?» или «Что такое самоуправление?» непросто получить однозначный ответ. Всё зависит от позиции исследователя и научных интересов.
В самом широком смысле управление должно обеспечить целенаправленное поведение общества при изменяющихся внешних условиях посредством надлежащей организации и развития [1]. С позиции системного подхода, управление есть процесс, связанный с переводом системы из одного состояния в другое. По мнению С. А. Думлера, управление есть целенаправленное информационное воздействие одной системы (подсистемы) на другую. Цель такого воздействия состоит в изменении поведения одной системы (подсистемы) в определённом направлении [2]. А.И. Берг считает, что основной задачей целенаправленного управления является
«перевод динамической системы из одного состояния в другое» [3, с. 191]. По мнению А. М. Омарова, управление - это «научно аргументируемое воздействие субъектов управления на общественную систему с тем, чтобы ориентировать её на реализацию стоящих перед ней целей и задач» [4, с. 29]. С. Бир определяет управление как «гомеостатическую машину, предназначенную для саморегулирования» [5, с. 46]. В.Г. Афанасьев подчёркивает, что управление в широком смысле есть элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающих сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей, а управление обществом - это воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития [6].
С точки зрения социальной философии, заслуживает внимания мнение
А. К. Белых, который уточняет, что «выделение, образование управляющих подсистем представляет собой результат разделения деятельности, а самоуправление -особый вид, который возникает вместе с выделением общества из природы одновременно с образованием социальной среды» [7, с. 84]. При этом управление, по его мнению, есть волевое выражение интересов субъекта собственности, которое выражается в понятии «власть». Следовательно, ключевым признаком самоуправления также является интерес субъекта собственности.
Известно, что управление любой системой или любым процессом определяется сущностью объекта, динамикой и направленностью его развития, с одной стороны, и целевыми установками, интересами и своеобразием субъекта управления - с другой. В связи с этим необходимо рассмотреть специфику объекта управления
- общества как социальной системы.
Основа любого общества - человек. Человек включён в природную среду, как и любое животное. Но как продукт биологической эволюции можно рассматривать лишь организм человека, а не его самого, так как он отличается от животного культурой, сознанием, религией, способностью производить необходимые ему жизненные средства, а значит, вступлением в общественные отношения, т. е.
созданием социокультурного объединения людей. Таким образом, человек представляет собой биосоциальное существо, где биологическое является основой становления человека в процессе приобретения им социальных качеств, формирующихся в обществе. Вне общества социальные качества, которые и представляют собой личностные, не могут ни создаваться, ни развиваться. В данном случае речь идёт о первичности человека как личности и главной производительной силы общества, исходя из чего должна строиться вся система управления обществом. Таким образом, люди, взаимодействуя друг с другом, приводят в действие механизм самоорганизации общества, т. е. историю общества делают именно люди. И это главное отличие общества как социальной системы от природы.
Подчёркивая общественную или социальную сущность человека, ни в коем случае нельзя принижать его специфических качеств как конкретной личности, наделённой характером, волей, способностями и страстями. В повседневной жизни обществом называют совокупность людей, объединённых какими-то конкретными интересами, потребностями, взаимными симпатиями или видом деятельности.
В процессе становления и развития научной мысли понятие «общество» по-разному определялось философами, политологами, социологами и др. Так, например, Платон и Аристотель общество практически полностью отождествляли с государством. Платон в своей работе «Государство» объясняет возникновение общества (государства) ростом населения и потребностей людей. Люди, по мнению Платона, на начальном этапе своего существования изолированы и не понимают пользу общежития. Однако постепенно приходят к мысли, что общество может им дать то, что каждый из них не может достичь сам по себе, индивидуально, ибо для удовлетворения очень многих своих потребностей люди нуждаются друг в друге. Общество, как и государство, «возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить себя сам, но во многом ещё нуждается... Многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: совместное поселение и получает название государства» [8, с. 110, 111]. Так,
по мысли философа, назревает необходимость упорядочения жизни отдельно взятого человека, а следовательно, возникает необходимость регулирования отношений между людьми обшдми законами, что соответственно ведёт к образованию государства, в котором должны править лучшие люди (философы).
Для Платона не существует различия между личностью и обществом, между гражданином и государством. Он конструирует вечное и неподвижное состояние не только отдельных группировок внутри государства (философы, воины, ремесленники), но и всего государства в целом, всех его идеальных законов, которые следует воспевать. Следовательно, в его понимании общество - некий «большой человек» некая самостоятельная реальность, имеющая свою внутреннюю гармонию, особые законы своего равновесия.
Аристотель углубляет учение Платона, он выявляет специфику человеческого общества (государства). Аристотель первым составным элементом всякой общественной единицы считает родовую общину, которую рассматривает как отношения внутри семьи: мужа и жены, отца и детей. Он считает государство (общество) объединением родовых общин. Философ указывает, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Однако не всякая общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся общность.
Итак, в первую очередь под термином «общество» понимают отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития. Однако в социальной философии при рассмотрении значения термина «общество» необходимо отличать конкретное историческое общество от «общества вообще», в котором выражается то общее, что присуще всем конкретным отдельным обществам независимо от их типа, индивидуальных особенностей и времени существования.
Известно, что общество, хотя и состоит из индивидов, но не представляет собой их простой совокупности. Оно есть целостное образование, имеющее своё существование, отличное от существования составляющих его людей, особый субъект, развивающийся по собственным,
только ему присущим законам. Такой взгляд в достаточно чёткой форме проявился у Аристотеля: «Итак, очевидно, -писал великий мыслитель, - государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшийся в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому» [9].
В трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля начинается разведение этих двух понятий. Общество стало восприниматься как идеал человечества, как морально-политическое единство, как выражение «общей воли», а в дальнейшем в социальных науках закрепляется определение общества, которое становится классическим и универсальным. Общество -это способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Основной критерий его - не только наличие совокупности людей и определённого взаимодействия между ними, но и результативность конкретных видов взаимодействия в социально-производственной, социально-экономической, социально-управленческой, социально-духовной и других сферах жизнедеятельности личностей и социальных общностей.
Итак, мы видим, что общество - сложно организованная система жизнедеятельности и жизнеотношений людей в материальном мире, это особый вид бытия. Познание его сущности и особенностей развития требует ответа на вопрос о том, что есть общество и каким образом осуществляется в нём регулирование жизнедеятельности людей.
Прежде всего необходимо различать термины «общность» и «общество». Общность мы понимаем как форму совместного бытия, форму взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, культурой. Общество же является продуктом целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности людей, объединённых не на основе общности, а на совместных интересах и договоре.
Понятие «общество» следует отличать и от понятий «народ», «нация» и «государство». Народ - это форма общности людей, связанных прежде всего языком, культурой и происхождением. Нация - это
форма организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство есть продукт исторического развития человеческой цивилизации. Оно форма организации жизни народов и наций, основанное на праве и законе. В реальной действительности все эти понятия взаимно пересекаются. В свою очередь, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.
Общество - это не суммарная, а целостная система взаимоотношений. Именно на уровне общества индивидуальные действия отдельного человека, его взаимоотношения и взаимодействия с другими людьми, связи и отношения образуют новое системное качество. Системное качество - это особое качественное состояние, которое не является простой суммой элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный, надличностный характер. Другими словами, общество, в нашем понимании, -некая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична: каждый индивид, рождаясь, в процессе своей социализации застаёт определённую структуру связей и отношений, в которую впоследствии и включается.
Рассматривая общество как особый вид бытия, как некий социально-исторический организм, можно выделить следующие его особенности. Во-первых, общество является социоисторическим организмом как относительно самостоятельная единица исторического развития, как конкретное общество, которое локализовано во времени и пространстве, т. е. занимает определённую территорию. Во-вторых, общество представляет собой систему социально-исторических организмов, имеющих общую территорию. Это пространственно ограниченная система социоисторических организмов, например российское общество и т. д. В-третьих, общество вообще, безотносительно к каким-либо конкретным формам его существования. В данном случае общество может представлять интерес не само по себе, а лишь как то объективное общее, что присуще всем без исключения
социально-историческим организмам. И в-четвёртых, общество можно рассматривать как «общество вообще», или особенное общество.
Если социально-исторический организм, локализованный во времени и пространстве, есть отдельное, то «общество вообще» есть объективное общее, но такое, которое представляет собой разновидность более широкого общего, а именно общества вообще, или особенного общего. Конкретное общество, а также общество, ограниченное определённой территорией, и общество вообще соотносятся как отдельное и особенное, и из этого следует, что, например, общество вообще определённого типа как таковое, как особое, самостоятельное явление не существует. На этом основании некоторые исследователи утверждают, что феодальное общество вообще, капиталистическое общество вообще и так далее представляют собой чистые мыслительные конструкции, что они существуют только в сознании учёных, но не на грешной земле [10].
В зависимости от подхода к пониманию общества в философии сформировалось два направления. Одни философы считают, что общество есть результат сознательного соглашения между отдельными людьми об устройстве совместной жизни. Такой подход получил название социального атомизма, так как он рассматривает общество как некий агрегат, определяющийся составляющими его личностями. Другие философы полагают, что всякое общество - это объективная реальность. Эта позиция носит название универсализма. Она исходит из того, что общество есть нечто большее суммы своих членов и больше суммы личных отношений, существующих в любой данный момент времени между любыми его членами. Однако указанные позиции социального атомизма и универсализма на практике не всегда имеют ярко выраженный характер и порой достаточно сложно определить, какую позицию отстаивает тот или иной исследователь.
При рассмотрении общества мы попытаемся избежать крайностей универсализма и атомизма. В нашем понимании общество следует рассматривать как систему с множеством взаимодействующих элементов, где все элементы этого множества являются частями в составе единого
функционирующего и развивающегося целого.
Главное отличие общества от его составных частей мы видим в самодостаточности. В действительности деятельность человека или социальной группы не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных социальных групп не способна обеспечить себя всем необходимым, такой способностью обладает лишь общество в целом. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные социальные группы и их разумное регулирование создают общество как самодостаточную социальную систему.
В то же время общество является особой подсистемой объективной реальности, оно предстаёт перед нами как специфическая социальная форма движения материи. Особенность этой подсистемы бытия заключается в том, что люди, из которых состоит общество, своей деятельностью совершенствуют его. Результат такого совершенства предстаёт перед нами в виде истории общества. Например, в живой природе происходит лишь приспособление организмов к природным условиям. В результате преобразующей практической деятельности общество приспосабливает вещества природы и её процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность есть способ существования социального, где всякое изменение социального, т. е. его движение, реализуется через деятельность.
В отличие от живой природы, общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении не только общим особенным законам, но и специфическим.
С научной точки зрения понятие «общество» можно представить как социальный организм, ограниченный пространством, т. е. имеющий конкретную территорию. Это относительно самостоятельная единица функционирования и развития жизнедеятельности людей. В этом значении общество выступает в качестве или отдельной страны, или группы стран, или региональной общность людей и т. п. Во-вторых, общество предстаёт как человеческий мир в целом, состоящий из когда-либо существовавших и ныне существующих социальных организмов. В-третьих, общество понимают как вид реаль-
ного взаимодействия людей без учёта каких-либо конкретных форм его существования. В этом значении говорят или об обществе вообще, или о каком-либо общественном образовании, например, о народе, нации и т. п. В-четвертых, исследование общества проводят по определённому его типу, этапу, стадии или формации (особенное общество, постиндустриальное, рабовладельческое, традиционное и тому подобные, т. е. общество со всеми присущими только ему особенностями).
Все указанные и используемые в науке значения понятия «общество» взаимосвязаны. Они подчёркивают, что общество является сложной системой многообразных реальных связей и взаимодействий людей друг с другом. Поэтому всё что есть в обществе, в его бытии (производство, культура, политика, управление и т. д.) - результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей, их воли и сознания. Каждое новое поколение людей ставит и решает свои задачи, опираясь в своей деятельности на достигнутый предшествующими поколениями уровень знаний. Благодаря этому создается связь, преемственность в деятельности разных поколений людей, из чего, собственно, и складывается история их общественной жизни, бытия общества. Таким образом, главная особенность развития и совершенствования общества состоит в том, что общество - это самовоспроизво-дящаяся, постоянно обновляющаяся система, причём причины самообновления находятся в нём самом: в людях, которые выступают субъектами исторического развития, всегда ставят перед собой определённые цели и добиваются их достижения.
Итак, современная теория социальной философии рассматривает общество как совокупность множества различных частей и элементов, которые тесно связаны и постоянно взаимодействуют между собой. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система. От других систем, существующих в природе, том числе и биологических, общество отличается своей особой сложностью и имеет ряд признаков. Среди них множественность составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений, а также разнородность, разнокачественность со-
циальных элементов, среди которых наряду с материальными имеются и идеальные, духовные.
Таким образом, общество необходимо рассматривать, во-первых, в широком понимании: как качественно отличное от природы сверхсложное, внутренне разветвлённое и, вместе с тем, органически целостное образование, которое возникает как совокупность сформированных способов и форм взаимодействия людей, объединения их деятельности, отношения, поведения, общения, регуляции и тому подобного, в которых находит своё проявление всесторонняя и многоуровневая взаимозависимость людей. Во-вторых, общество необходимо рассматривать в узком понимании: это конкретно-исторический, фиксированный социальный организм; сфера пересечения и наложения индивидуальных действий людей.
В индивидуальных действиях людей мы выделяем объективную и субъективную стороны общественного бытия. Под объективной стороной следует понимать то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и так далее, которые заставляют человека действовать в определённом направлении. Под объективными факторами развития общества обычно понимают условия, которые не зависят от сознания и воли людей, но которые определяют характер их деятельности. Это прежде всего природно-климатические факторы, влияющие на характер и уровень общественного производства.
Объективные условия деятельности людей постоянно расширяются, претерпевают качественные изменения, обогащаются за счёт результатов человеческой деятельности, за счёт изменяемых, совершенствуемых и заново создаваемых предметов «второй природы», а также природы естественной. Развивается производство, создаются новые социальнобытовые и культурные объекты. Являясь результатом субъективной деятельности человека, они становятся объектами для новых поколений людей, включаются в систему детерминации их дел и поступков, целей и намерений во всём многообразии.
К объективной стороне общественного бытия следует отнести и то состояние ма-
териального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение застаёт уже сложившимся. Для него это объективная данность, в условиях которой оно вынуждено начинать свою общественную жизнь.
Таким образом, в реальности история предстаёт как переплетение и взаимодействие двух факторов - субъективного и объективного. Слово «субъективизм», по мнению Ж.П. Сартра, имеет два смысла. Субъективизм означает, с одной стороны, что индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой стороны, что человек не может выйти за пределы человеческой субъективности. Именно второй смысл и есть глубокий смысл экзистенциализма. Действительно, наш исходный пункт - это субъективность индивида, он обусловлен и причинами чисто философского порядка. В исходной точке не может быть никакой другой истины, кроме: «Я мыслю, следовательно, существую». Это абсолютная истина сознания, постигающего самое себя. Любая теория, берущая человека вне этого момента, в котором он постигает себя, есть теория, упраздняющая истину, поскольку вне картезианского cogito все предметы лишь вероятны, а учение о вероятностях, не опирающееся на истину, низвергается в пропасть небытия. Чтобы определять вероятное, нужно обладать истинным. Следовательно, для того чтобы существовала хоть какая-нибудь истина, нужна истина абсолютная. Абсолютная истина проста, легко достижима и доступна всем, она схватывается непосредственно [11].
Понятно, что объективное и субъективное различны, противоположны, но различие между ними нельзя абсолютизировать. Они различны, поскольку объективное вне человека (субъекта) и определяет его деятельность, а субъективное в самом человеке, само его состояние и деятельность. Но они едины, взаимосвязаны, относительны. Во-первых, как мы ранее показали, субъективная деятельность человека объективизирует идеи, мысли, превращает их в предметы второй природы, орудия и средства производства, предметы потребления. Во-вторых, сам человек объективен и в том смысле, что предметен, являет собой самую высокоорганизованную форму материи, и в
том смысле, что он объективен для любого другого человека, и, наконец, в том смысле, что его сущностью является совокупность общественных, объективных по своей природе отношений. В-третьих, один и тот же объект, явление, процесс в одних условиях относится к объективным условиям, а в других условиях, в другой связи - к субъективному фактору. При различении объективного и субъективного важно постоянно учитывать конкретные условия, о каком субъекте (человеке, коллективе, обществе) идёт речь и с каким объектом этот субъект взаимодействует. Духовное производство, его формы и результаты (политические идеи, нравственные принципы и т. д.) суть субъективное по отношению к обществу в целом, но по отношению к отдельному человеку, коллективу они компонент объективных условий. В-четвертых, порождаясь объективными условиями, субъективный фактор активно воздействует на них, изменяет, преобразует, руководствуясь закономерностями движения объективного.
Можно выделить несколько подходов в понимании управления обществом и объяснении общественного устройства. Во-первых, рамки объективных условий, в которых осуществляется деятельность человека, не являются жесткими, однозначно определяющими человеческую деятельность. В этих рамках человек (коллектив), общество получают определённый простор, определённую свободу выбора того или иного вида деятельности. Причём эта свобода тем шире, чем в большем объёме, в большей степени люди познали объективные условия, чем многообразнее, эффективнее методы, средства воздействия, преобразования объективной действительности. Объективные условия создают возможности для субъективной деятельности людей, но насколько успешно используются эти возможности, зависит от их знаний и умений. При наличии объективных возможностей для решения той или иной исторической задачи субъективный фактор приобретает решающую роль в её реализации.
Воздействие субъективного фактора на объективные условия может быть различным: положительным, способствую-
щим развитию объективного положения вещей, или отрицательным, тормозящим объективное движение. Данное воздейст-
вие может быть также противоречивым -положительно влиять на одни элементы объективного движения и препятствовать развитию других.
Второй подход к объяснению управления обществом и общественного устройства может быть назван идеалистическим. Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией.
Третий подход связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер.
Ключевым, решающим элементом общества всегда является человек как субъект истории. Существование человека обусловлено наличием всех видов деятельности, осуществляемых им в обществе, а реализация их потенциальных возможностей обусловлена прежде всего наличием активных людей.
Свою роль субъекта истории человек реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах, причём формы деятельности и её виды с ходом истории становятся всё более разнообразными. Деятельность и предстаёт в качестве второго элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной системы - общественные отношения, складывающиеся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Именно деятельность как способ существования социального объединяет социальные атомы, цементирует их, превращая через систему общественных отношений простую сумму индивидов в нечто большее -в некоторую органическую целостность, в общество.
Общество представляет собой сложнейшую самоорганизующуюся, самовос-станавливающуюся и саморазвивающую-ся систему, жизнедеятельность которой определяется большим числом внешних и
внутренних факторов. Общество - многогранная система взаимодействия всех отношений: экономических, политических, культурных и других, а носитель этих отношений - личность, социальные группы.
Под системой в первом приближении понимают множество взаимосвязанных элементов, выступающих как определённая целостность. При исследовании системы описание её элементов производится с учётом того, как они расположены в системе. То есть их анализ производится не как отдельного объекта, а как неделимых частей единого целого - системы. При этом свойства системы как единого целого определяются не только и не столько свойствами его отдельных элементов, сколько их взаимодействием, создающим интегративные качества рассматриваемой системы. Каждая система характеризуется набором определённых свойств, среди которых нелинейность, целостность, устойчивость структуры, процессы её становления и самоорганизации, системный «эффект сложения», приводящий к тому, что входящие в систему элементы определяются в зависимости от целого, от координации с другими её элементами и ведут себя совершенно иначе, нежели в случае их независимости.
Социальные системы не являются линейными, так как в разное время, при разных внешних воздействиях их поведение определяется различными законами и элементами случайных связей. Нелинейная система имеет устойчивые и неустойчивые стационарные состояния. Причём одно и то же стационарное состояние такой системы при одних условиях может быть устойчивым, а при других - неустойчивым. Устойчивые стационарные состояния присущи самой системе, а неустойчивые характеризуют моменты собственно изменений в ней.
Понятие «нелинейность» начинает использоваться всё шире и приобретает мировоззренческий смысл. Идея нелинейности включает в себя многовариантность, альтернативность выбора путей эволюции и её необратимость. Нелинейные системы испытывают влияние случайных, малых воздействий, порождаемых неравновес-ностью, нестабильностью, выражающихся в накоплениях флуктуации, бифуркации, фазовых и самопроизвольных переходах. В таких системах возникают и поддер-
живаются локализованные процессы (структуры), в которых имеют место интеграция по некоторым законам построения эволюционного целого, а также вероятностный (хаотический) распад этих структур на этапе нарастания сложности.
При рассмотрении общества как социальной системы необходимо учесть её сложность, наличие в ней ряда подсистем: пространственно-временной, социально-структурной, структурно-организационной, социально-политической и социально-институциональной.
А для того чтобы исследовать общество как систему, представляется необходимым рассмотреть его отдельные составляющие - подсистемы, определить законы их функционирования и управления ими, затем вновь синтезировать их как единое целое и в результате разработать систему управления общими процессами, характерными для общества с учётом закономерных и случайных факторов функционирования его подсистем.
Прежде всего необходимо выделить данную систему из среды. Итак, на определённом витке своего развития возникла качественно новая организация материи
- общество. При этом не наблюдалось какой-то целенаправленности, так как целесообразность подразумевает наличие сознательной деятельности. Просто на этапах эволюции природы появилась живая среда, которая и сконструировала более развитое эволюционное образование. Поэтому исходным моментом при определении общества будет его взаимодействие с окружающей средой. Именно на этой основе возникает пространственно-временная подсистема общества, социальные особенности которой определяют не только способ и место расселения жителей, хронологические параметры истории, а также экономическую, политическую и социокультурную направленность всей жизнедеятельности её членов.
В сущности, своеобразие пространственно-временной подсистемы состоит в том, что она детерминирует специфику формирования и развития общества. Причём следует подчеркнуть, что пространство - это протяженность, социальный процесс, позволяющие рассматривать общество не просто как место, географическую точку, а как протяжённость, имеющую своё время, генезис и
пространственную систему координат, определяющих границы исследуемого объекта. Кроме того, данный уровень обусловливает функционирование и развитие общества, его целостность как сложной социальной системы, обладающей всеми признаками и характеристиками социума.
Как форма организации пространственно-временного единства, как часть общества вообще конкретное общество является местом жизнедеятельности человека, его жизненной средой, где все процессы имеют взаимное влияние. Образуется общность людей, общность по поселению со своей спецификой, характеристиками и признаками.
В рамках такого общества в его структуре присутствует целый набор элементов в виде локальных сообществ. Отношения и связи внутри них могут быть охарактеризованы как более тесные, что обусловлено общностью интересов, статусов, положения в обществе и другими социальными проявлениями. Первичным признаком локального сообщества становится интенсификация связей и взаимодействия.
Такой подход позволяет характеризовать следующую подсистему общества -социально-структурную. Можно привести множество критериев, по которым происходит объединение людей в социальные группы: власть, собственность, культура и т. д. Нам представляется, что исходным принципом формирования социальных общностей людей являются объективные процессы общественного разделения труда, т. е. социум как система основывается на широком разделении труда и функциях людей в процессе общественного воспроизводства. В соответствии с этим они различаются по месту, которое занимают в обществе. Это различие фиксируется в понятии «статус», показывающем социальное положение человека в социуме. Статус - обобщённая характеристика. В современном обществе она охватывает профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические признаки человека. Каждому статусу предписаны определённые права и обязанности. Они могут носить формальный или неформальный характер. Для каждого человека типичен определённый набор статусов. Наиболее характерный
статус человека, выделяющий его из массы других людей, называется главным статусом. Биологические характеристики отражаются в понятии «прирождённый статус». Человек имеет множество статусов, однако его реальное положение характеризуется определённым набором ролей - способов выполнения функций, связанных с его местом в социальноструктурной подсистеме.
Социальная структуризация начинается с появлением общества и продолжается в процессе его дифференциации. К видам разделения труда можно отнести поло-возрастное, технологическое и географическое, которые, в свою очередь, обусловливают появление социально-профессиональных и социально-этнических групп в обществе. Кроме того, в процессе развития общества происходит ещё одно разделение труда на три вида: отделение скотоводства от земледелия; ремесла от скотоводства и земледелия; появление обмена и торговли. Они обусловили переход человечества на новую ступень развития и одновременно подготовили экономическое разделение труда: отделение результатов труда от его производителя, одним словом, детерминировали появление социально-классовой структуры общества.
Таким образом, в целостной системе общества сложились взаимодействие и взаимообусловленность отдельных социальных структур, создав социально-структурную подсистему общества.
Вышеуказанные социальные подсистемы функционируют в обществе, меняются, развиваются, благодаря человеку, социальным группам, объединённым в социально-организационную подсистему. К ней относятся производственные, учебно-воспитательные и научные группы, финансово-торговые и сфера обслуживания, социокультурные, оздоровительные.
Особое место в обществе занимает социально-политическая подсистема, представляющая собой организацию, управляющую населением на определённой территории на основе сформированных общих и специальных законов, регулирующих взаимодействие личностей и социальных групп при помощи законодательных и исполнительных (бюрократический аппарат) органов власти.
Большую роль в превращении всех вышеперечисленных социальных подсистем в единую целостную систему - общество - играет социально-институциональная подсистема. В понятии «институт» Н.В. Андреенкова подчёркивает в его содержании «совокупность и устойчивость формальных и неформальных норм и правил, регулирующих определённый
круг общественных отношений... Под институциональными изменениями в обществе имеются в виду изменения в организационной структуре - ликвидация одних и возникновение других звеньев в структуре управления» [12]. В данном определении акцент сделан на социальности института как активном взаимодействии личностей, определённых общностей. Но при этом произошло смешение двух ипостасей социальных институтов, во-первых, как элементов социально-организационной подсистемы и, во-вторых, как регуляторов функционирования и развития тех или иных организаций, что и является, в сущности, основным содержанием социально-инсти-туциональной подсистемы. Но, тем не менее, в связи с наличием не только общих признаков, но и специфических в процессе управления различными формами и сферами жизнедеятельности личностей и социальных групп необходимо социальные институты рассматривать в качестве формальных и неформальных норм, принципов, правил, регулирующих деятельность соответствующих организаций. В этом случае социальные институты представляют собой весьма значимую для отдельного человека и общества социально-институциональную подсистему, которая в значительной степени коррелируется с социально-идеологической подсистемой.
Идеологию принято рассматривать как систему идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп.
Идеология как учение о формировании понятий, представлений в виде системы идей и взглядов на мир, общество, место человека в мире и в обществе играет роль не только основы, стержня мировоззренческой структуры личности, но и регулятора его деятельности. Как извест-
но, природа не терпит пустоты. Не терпит пустоты и мировоззрение человека. На уровне сознания формируется личностно значимое представление о мире, обществе, о своём месте в конкретных социальных группах, в конкретном социуме. При этом свои представления, ценностные ориентации человек реализует в практической деятельности, в межличностных отношениях, в формах поведения.
Социально-идеологическая подсистема находится в тесном взаимодействии с другими подсистемами социума, выступая существенным базисным фактором и регулятором всей жизнедеятельности личности и социальных групп.
В практике управления и самоуправления обществом определяющим фактором становится специфика конкретного взаимодействия всех выше рассмотренных подсистем. И прежде всего мы выделяем пространственно-временную. Именно данная подсистема, по нашему глубокому убеждению, способствует формированию общества, обусловливает специфику его деятельности, его организационную структуру и направленность. Другими словами, пространственно-временная подсистема лежит в основе развития самоуправления, а точнее сказать, местного самоуправления.
Итак, способом бытия людей в обществе, формой их самоутверждения и развития в мире является общественноисторическая практика. Основу общественно-исторической практики людей составляет их деятельность, в ходе которой осуществляется не только активное преобразование, изменение природных и социальных условий жизни людей, но и их самих. Общественно-историческая прак-
тика людей развивается на основе опыта всего человечества. Именно поэтому современная практика - это результат всемирной истории, выражающей бесконечно разнообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе различных видов деятельности, где ведущая роль принадлежит управлению.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кобринский И.Е. Экономическая кибернетика /
И.Е. Кобринский, Е.З. Майминаз, А.Д. Смирнов. М., 1982. 405 c.
[2] Думлер С.А. Управление производством и ки-
бернетика / С.А. Думлер. М., 1969. 250 с.
[3] Берг А.И. Кибернетика - наука об оптимальном
управлении / А.И. Берг. М., 1964. 320 с.
[4] Омаров А.М. Социальное управление. Некото-
рые вопросы теории и практики / А.М. Омаров. М., 1980. 280 с.
[5] Бир С. Кибернетика и управление производст-
вом / С. Бир. М., 1965. 390 с.
[6] Афанасьев В.Г. Системность и общество /
B.Г. Афанасьев. М., 1980. 368 с.
[7] Белых А.К. Управление и самоуправление. Со-
циалистическое самоуправление: сущность и перспективы развития / А.К. Белых. М., 1979. 208 с.
[8] Платон. Государство. Закон. Политика / Пла-
тон. М., 1998. 798 с.
[9] Аристотель. Политика // Соч.: в 4 т. / Аристо-
тель. М., 1983. Т. 4. С. 379.
[10] Гуревич А.Я. К дискуссии о докапиталистических формациях: формация и уклад / А.Я. Гуревич // Вопросы философии. 1968. № 2.
C. 118-119.
[11] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http: // www. elch. ehem.. msu. ru/ pobelov / рЫ1 / www. volkogonova by. ru / about. Htm
[12] Андреенкова Н.В. Институт. Социологическая энциклопедия / Н.В. Андреенкова. М., 2003. Т. 1. С. 370.