Научная статья на тему 'Человек и искусство в пьесе А. П. Чехова «Чайка»'

Человек и искусство в пьесе А. П. Чехова «Чайка» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2992
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек и искусство в пьесе А. П. Чехова «Чайка»»

Мохаммади З.И.

Бакинский славянский университет

ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО В ПЬЕСЕ А.П.ЧЕХОВА «ЧАЙКА»

Потребность эпохи в новых героях острее всех почувствовал и впервые показал несостоятельность старых идеалов в новых общественных условиях А.П.Чехов. Им были бескомпромиссно отвергнуты все попытки идеализации «особых» начал русской жизни, от народнических общинных концепций до христианско-моралистических построений Достоевского и Толстого. Чехов чувствовал, что их концепция человека уходит в прошлое. Он отказывается от пассивного созерцателя, но он не создает образа деятельного человека, а дает пунктиром, каким не должен быть герой эпохи: он не должен быть слабым, пассивным, бездеятельным. Как полагает Г.Бялый, критический реализм «перестраивался, сбрасывал с себя старую оболочку и вырабатывал новую форму. Совершался процесс обновления русского реализма» [2, 12].

В произведениях А.П.Чехова мы встречаем другое отношение к человеку, другое понимание миссии человека - творческую значимость личности, следовательно, другую, совершенно новую концепцию человека. Чехов видел миссию человека в служении любимому делу. Это - новое понимание миссии человека-творца своей судьбы, миссии борца за свою жизнь. Идеал человека у Чехова - это гуманистическая личность, освободившаяся от чувства эгоизма, посвятившая себя практической творческой деятельности, служению во имя блага людей и общества. Для героя Чехова главное это красота и поэзия дела, творческого труда.

Попытка создать такой образ у Чехова была. Одним из таких произведений является пьеса «Чайка» (1896). Он здесь ставит тему искусства и проблему человека в искусстве, которые раскрываются как в его прозе, так и в драматургии. Но наиболее близко к этой проблеме А.П.Чехов подходит в пьесе «Чайка». В пьесе нет самого театра, игры актеров, кроме как сцены из пьесы Константина Треплева. А.П.Чехов показывает закулисный мир искусства, действие пьесы происходит вне театра, в реальном мире. Люди искусства у А.П.Чехова не идеализируют мир искусства, для них главное - это творческая деятельность, хотя живут и творят они в этом идеальном мире. А.П.Чехов через изображение мира искусства, через людей искусства показывает эволюцию самопознания и самоутверждения человека, на что он способен, каким он должен быть.

В «Чайке» улавливаются отклики А.П.Чехова на волновавшие его мысли об искусстве, о борьбе с рутиной в искусстве его времени, о поисках новых форм в драматургии, об ответственности таланта перед требованиями жизни. Справедливо отмечает Е.С.Добин: «А.П.Чехов писал для театра и создал новую маску для древней музы театра Мельпомены - об искусстве, о служении ему и о том, посредством чего искусство создается - о творчестве» [3, 109].

Итак, в решении проблемы положительной личности драматургия Чехова явилась новой, более высокой стадией развития реалистической литературы. Не ослабевающий интерес критики к пьесе, большое количество статей и монографий, споры на темы, поднятые А.П.Чеховым в пьесе «Чайка», дают основание определять актуальность поставленной в нашей работе проблемы.

Человек творческого труда - это только шаг вперед от человека-созерцателя к человеку-творцу. Чехов в пьесе «Чайка» создает новый тип личности, способный к реальному, созидательному труду. Здесь выявляется и новая концепция личности Чехова, которая связана с темой служения гражданским целям. В лице Константина Треплева он показал причины, по которым не удалась эта личность, показал то, какой не должна быть современная передовая и творческая личность. Как выясняется, творчество Чехова полно

оптимистических чаяний и мечты о большом, свободном, гармонически развитом человеке-творце будущего. Чехов утверждает эту свою мечту, рисуя столкновение стремлений обычных людей с окружающей их враждебной человеку действительностью.

Чехов в пьесе «Чайка» ставит проблему искусства через изображение судьбы людей искусства и литературы. Главная мысль такова: человек становится человеком не тогда, когда он любит, не тогда, когда он верит, не тогда, когда он смиряется, не тогда, когда он нравственно совершенствуется, а тогда, когда он творит, то есть творчество делает человека человеком. А творчество - это тоже борьба. В этом плане в понимании концепции человека Чехова, важное значение имеет его пьеса «Чайка», где Чехов показывает как человек проходит через неудачу в личной сфере, преодолевает ограниченный мир личных ощущений, неудачи в личной жизни и поднимается в область надличного - в сферу творчества. В этом плане через противопоставление любви и творчества, жизни для себя и жизни для любимого дела Чеховым решается проблема личности. Им изображаются два типа личности: человек, ставший жертвой неудачной любви и неудачного творчества, и человек, преодолевший неудачу в личной жизни и нашедшей себя в творчестве.

Основная тема пьесы «Чайка» - это тема искусства. Через нее Чехов раскрывает настоящее положение современного театра, который его сильно волновал. В пьесе он с исчерпывающей полнотой определил свою позицию по вопросам, которые были подняты в эстетических спорах 90-х годов. Поэтому эту пьесу можно считать не только классическим образцом новаторской драматургии Чехова, но и его литературным манифестом.

Особенность «Чайки» состояла в том, что действия в привычном смысле в ней не было, зато с небывалой силой раскрывался внутренний мир человека как арена напряженной борьбы и исканий. Поэтому событийная сторона сюжета как бы перенесена за кулисы. На сцене нет ни рождения ребенка Нины Заречной, ни гибель этого ребенка. Зато есть рассказ героини о своих внутренних переживаниях и творческих усилиях. Г.П.Бердников полагает, что «эти искания есть в то же время попытки осмыслить жизнь и свое место в ней, а вместе с тем найти и точку опоры, путевой огонек, который только и может вселить в человека бодрость, дать ему силы идти вперед по жизненному пути, не боясь никаких препятствий» [1, 347]. Так для Нины Заречной «путевым огоньком» стал театр, искусство, творчество.

Для основных героев пьесы проблемы искусства жизненно важные, кровные вопросы. И у Нины Заречной, и у Константина Треплева, и у Тригорина, и у Аркадиной -у каждого из них свои убеждения, свой творческий путь, каждый из них в пьесе представляет определенную тенденцию развития современного искусства. Поэтому в пьесе разгораются столкновения и борьба мнений, споры об искусстве.

Константин Треплев один из тех героев, для которого подлинное искусство, свободное, чистое, не знающее рутины, дороже жизни. Вначале пьесы Треплев как молодой влюбленный и в Нину Заречную и в искусство выступает со своим бунтом против рутины и предрассудков в искусстве, он еще полон и жизни, и надежд, и творческих планов. Треплев не приемлет современное искусство Тригориных и Аркадиных и смотрит на него как на искусство, потерявшее свою ценность. Он убежден, что «нужны новые формы» в искусстве. Он считает, что искусство должно быть свободно от грубой реальности и «надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах» (XIII, 11). Треплев понимает мир искусства как мир чего-то необычайного, как мир мечты. Пьеса, которую он ставит на домашнем театре, и есть его первая попытка осуществить свою мечту о новых формах. Она вызывающе необычна, чем и обусловлен провал ее домашней постановки. О его пьесе

отзывается Дорн: «В ней что-то есть... у меня от волнения дрожали руки. Свежо, наивно...» [4, 18].

В развитии образа Константина Треплева прослеживается точка пересечения любви и творчества, которая составляет главный драматический момент в его жизни, потому что у него две великие страсти: любовь и искусство. В первом действии пьесы Чехов показывает влюбленного Треплева, овеянного высокими чувствами любви и драматурга-дебютанта, поставившего свою пьесу. Он безумно счастлив от любви к Нине Заречной и не может жить без нее. Но наступает конфликт между любовью и творчеством, когда наступает провал пьесы Треплева, потому что наступает и провал любви Треплева. Глубочайшие переживания Треплева, потерпевшего крушение в своих надеждах приводят к душевному надлому.

В пьесе роль человека искусства в обществе является особой ролью. С деятельностью человека искусства у людей связывается представление о чем-то возвышенном и значимом, не похожем на прозу будничного существования. Поэтому отношение к нему необычное и тогда, когда Нина Заречная идеализирует творчество, и когда ей приходится сталкиваться с купеческими «любезностями», хорошо знакомыми по пьесам Островского.

Главное для Нины Заречной - артистическая деятельность, которая выделяет основную черту ее характера и мировоззрения, характеризует строй ее мыслей. Нина Заречная появляется в пьесе как мечтающая войти в число избранных, людей искусства, баловней славы. Вначале она подсознательно связывала эту мечту с Треплевым, который казался ей талантливым писателем, находящимся в среде людей искусства. Она признается Треплеву: «Меня тянет сюда. Мое сердце полно вами. боятся, как бы я не пошла в актрисы» [4, 10]. Но ее тянет сюда, в среду людей искусства, творчества, в «чудный мир». Это ее судьба, призвание, идеал юности. Она не понимает треплевскую пьесу, недооценивает ее: «В ней нет живых лиц» [4, 10], ведь Нина Заречная полна жизни, мечты и ей нужна пьеса, где непременно должна быть жизнь.

После разочарования в Треплеве как в талантливом писателе, она опять подсознательно связывает свою мечту стать актрисой, но на этот раз с Тригориным. Ее, провинциальную девушку, волнует мысль о творчестве: «я думаю, кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют» [4, 17]. Здесь идеализм творчества проявляется вполне. Она наивно размышляет об искусстве и о людях искусства. Ей кажется странным то, что Тригорин, знаменитый писатель, о ком пишут во всех газетах, чьи портреты продаются, чьи произведения переводят на иностранные языки, ведет обычную жизнь: ловит рыбу, радуется, что поймал двух головлей, или Аркадина, знаменитая артистка плачет по пустому поводу. Нина Заречная находится в недоумении. Ведь она представляла мир искусства как «чудный мир» славы избранных людей: «Я думала, что известные люди горды, неприступны, что они презирают толпу и своею славой, блеском своего имени как бы мстят ей за то, что она выше всего ставит знатность происхождения и богатство» [4, 27]. Когда Нина рассуждала о людях искусства, какими они должны были быть по ее понятиям, Треплев кладет к ее ногам убитую чайку и признается: «Скоро таким же образом я убью самого себя». Но она отказывается понимать этот символ погибшей любви: «Я слишком проста, чтобы понимать вас» [4, 27].

Отношение Нины Заречной к искусству тонко раскрывается в беседе с Тригориным. Она не скрывает одержимости своей мечтой и готова перенести нелюбовь близких, нужду, разочарование, готова жить под крышей и есть только ржаной хлеб, но иметь славу. «Я отдала бы толпе всю свою жизнь, но сознавала бы, что счастье ее только в том, чтобы возвышаться до меня, и она возила бы меня на колеснице» (XIII, 31). Таким образом, мечта об искусстве начинается для Нины Заречной с мечты о славе. Это

показывает ее корыстность в отношении творчества и искусства в сравнении с Треплевым. Путь первоначальных творческих исканий Нины Заречной представляется в тщеславии и суетности ее устремлений. Вначале любовь к Треплеву, затем к Тригорину, тяга к «чудному миру» избранников искусства, кумиров толпы для Нины были неразделимы.

Связав свою судьбу с бесхарактерным Тригориным, в личной жизни она потерпела поражение. Тригорин не верил в театр, смеялся над ее мечтами, и это повлияло на то, что Нина Заречная перестала верить и пала духом. Когда у нее родился ребенок, постоянный страх за маленького, заботы любви, ревность сделали свое дело, она стала мелочной, играла бессмысленно. Она не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним привязанностям. Нина Заречная пережила трагедию любви, потому что она и потом страстно, до отчаяния любила Тригорина. Затем у нее умер ребенок. Нина Заречная пережила и трагедию матери. Вот это трагедия любви, трагедия материнства, словно все потеряно для женщины, казалось бы, для нее открывается прямой путь к самоубийству. Но она в себе находит силы, эта трагедия закалила ее, сделала сильной. «Груба жизнь», но она не сломала Нину Заречную, она с новыми силами продолжает свой тернистый путь в искусстве.

Переломную ситуацию в жизни героев драматург изображает через стремление Нины Заречной и Константина Треплева обрести иную жизнь, прорваться сквозь власть пошлости и обыденности к духовно осмысленной, приносящей удовлетворение деятельности.

Любовь и искусство - эти две мечты давали Треплеву силы жить и творить. Но когда для него кончается любовь, кончается и творчество. Здесь явствует мысль, что любовь для него была источником вдохновения, он жил, писал, пока Нина Заречная была рядом, пока она его любила. Но в его душе все же была надежда, что когда-то Нина вернется к нему. Самое важное в этом ожидании счастья было то, что Треплев снова взялся за литературную деятельность, снова стал писать и даже издавать свои рассказы. Внешне в пьесе не указывается об этом, оно выводится из контекста во время последней встречи: «О, моя добрая, моя ненаглядная, она пришла!» [4, 56]. Незадолго до прихода Нины в финале пьесы Треплев, вычеркивая в своей рукописи заезженные обороты, сознается: «Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души» [4, 56]. Этим он отвергает то направление в искусстве, за которым прежде шел, как ложным и способным привести к новой рутине и дать бескомпромиссную и суровую оценку своего творчества. Это важный переломный момент в творческой деятельности Треплева, что опровергает мнения некоторых критиков, которые изображают Треплева как декадента. Его творчество эволюционирует «от мечты» до «свободы в творчестве». Таким образом, Треплев в писательской деятельности делает шаг вперед. Но когда Треплев убедился, что его любимая никогда не вернется к нему, окончательно потеряв веру в себя как в писателя, кончает свою жизнь самоубийством. «Я одинок, не согрет ничьей привязанностью. и, что бы я ни писал, все сухо, черство, мрачно. Останьтесь здесь, Нина, умоляю вас, или позвольте мне уехать с вами!» [4, 57]. Как правильно замечает Т.К.Шах-Азизова, «большинство специфически чеховских событий совершается внутри, в сознании героев, и они достаточно результативны», как, например, суд Треплева над самим собой (5; 350). Его убило то, что он потерял свою «путеводную звезду», запутался в хаосе грез и образов, не веруя и не зная, в чем его призвание.

Итак, прослеживая судьбу Константина Треплева, становится очевидным, что любовь к Нине была для него единственной связующей нитью с жизнью. Крушение любви окончательно опустошает его и он не видит смысла своего существования и

творчества. Следовательно, для него любовь как личное дело было выше творчества как общественного дела. Таким образом, Треплев не смог перейти от состояния пассивного созерцателя в состояние активного борца и поэтому он погибает.

Для Нины Заречной начинается новая полоса в ее творческой жизни. Это уже настоящая актриса. Она играет с наслаждением, с восторгом, пьянеет на сцене и чувствует себя прекрасной. С каждым днем растут ее душевные силы, потому что она понимает: «. в нашем деле - все равно, играем мы на сцене или пишем - главное не слава, не блеск, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни» [4, 58]. Успех в творчестве побеждает неудачу в личной жизни. Творчество становится ее жизнью. Творчество заменяет для нее все: и ребенка, и любовь, и семью. Взамен она получает возможность творить и становится знаменитой актрисой. Дальнейший путь в ее творчестве связан с отказом от прежних эгоистичных притязаний. Трагедия в личной жизни, первые неудачи на сцене помогли ей глубже понять жизнь и искусство, помогли отказаться от личного счастья и славы во имя творчества и творческой радости. Таким образом, Нина Заречная воплощает свой идеал молодости в жизнь, то есть становится знаменитой актрисой. Но в этом воплотившемся идеале главным для нее является служение любимому делу, а не слава.

Идейным центром в финале становятся мысли героев о жизни, высказанные вслух, подводящие итог прошлому и в тоже время обращенные к будущему. Нина Заречная через два года приходит к Треплеву с выстраданным представлением о жизни как о терпеливом несении «креста» и верности призванию: «.когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни» [4, 58]. Образ Нины Заречной эволюционирует от мечтающей о «чудном мире славы» провинциальной девушки до «верующей в свое дело» знаменитой актрисы, она серьезно и философски размышляет о жизни, начинает понимать треплевскую пьесу, которую вначале недооценивала.

Проникновение в глубь совершающихся событий, в духовный мир Нины дает понять, что главное в судьбе Заречной не трагедия поруганной любви, а трудный путь к самосознанию и творчеству, который проходит через трагедию в личной жизни и приводит к победе в творчестве. Увидев Тригорина и вспомнив, как он третировал ее, как он смеялся над ее мечтой стать актрисой, наконец, она находит ответ: «Я - актриса. Ну, да!» [4, 58]. Ее мысли проясняются, их подводное и внешнее течения сливаются воедино, и она приходит к пониманию истины, что главное в жизни человека это ее призвание и творчество. Итак, Нина Заречная сумела сохранить свою изначальную веру в высокое призвание художника, в то большое счастье, которое приносит творческая деятельность, свою готовность пожертвовать ради достижения избранной цели, смогла найти в себе силу продолжать жить и творить в мире искусства. В ее образе Чехов показал всепобеждающую силу подлинного творчества.

Таким образом, прослеживая жизненный путь героев пьесы, можно сделать вывод о том, что Чехов видел миссию современной положительной личности и смысл человеческой жизни в служении любимому делу, в вере в него и умении «нести свой крест» во имя творческой деятельности. Так решается Чеховым концепция человека, которая отличается от концепции его предшественников.

Литература:

1. Бердников Г.П. Идейные и творческие искания. М.: Худ. лит., 1984..

2. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Л.: Советский писатель, 1981.

3. Добин Е.С. Искусство детали. Л.: Советский писатель, 1975.

4. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти т. Т.13. М.: Наука, 1986.

5. Шах-Азизова Т.К. Современное прочтение чеховских пьес // В творческой лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.