Научная статья УДК 141
https://doi.org/10.24158/fik.2023.11.18
Человек и искусственный интеллект: на пути к постантропологическому будущему
Людмила Николаевна Соловьева1, Василий Викторович Соловьев2
12Филиал Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (г. Серпухов), Серпухов, Россия
''Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-7490-7084 [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы современной цифровой трансформации и ее преломления в призме социокультурной реальности, анализируются различные аспекты взаимодействия человека и искусственного интеллекта. Обосновывается, что опережающее развитие информационно-коммуникационных технологий детерминировало процесс вхождения человечества в постантропологическую эру. Отличительными особенностями субъекта современной информационной эпохи является его глубокое погружение и длительное пребывание в цифровой среде, активное взаимодействие с искусственным интеллектом. Рассмотрены основные направления последнего. Заключено, что результатом такого человеко-машинного симбиотического взаимодействия является формирование субъекта нового типа, значительная часть жизнедеятельности которого протекает в глобальном информационном пространстве, предпочитающего виртуальную коммуникацию, обладающего новой цифровой атрибутикой и перманентно контактирующего с искусственным интеллектом. Обозначаются риски, возникающие в связи с разработкой сверхмощных систем, основанных на использовании «цифрового разума».
Ключевые слова: искусственный интеллект, человек, постчеловек, деантропологизация, информационная эпоха, постантропологическое будущее, цифровизация, информационно-коммуникационные технологии Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Соловьева Л.Н., Соловьев В.В. Человек и искусственный интеллект: на пути к постантропологическому будущему // Общество: философия, история, культура. 2023. № 11. С. 126-132. https://doi.org/10.24158/fik.2023.11.18.
Original article
Artificial Intelligence and Man: On the Way to a Postanthropological Future
Ludmila N. Solovieva1, Vasily V. Soloviev2
1Branch of the Peter the Great Military Academy of Strategic Missile Forces (Serpukhov), Serpukhov, Russia
1Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7490-7084 [email protected]
Abstract. The article discusses the current problems of modern digital transformation and its refraction in the prism of socio-cultural reality, analyzes various aspects of human interaction and artificial intelligence. It is substantiated that the advanced development of information and communication technologies and artificial intelligence determined the process of mankind's entry into the post-anthropological era. The distinctive features of a person of the modern information age are his deep immersion and prolonged stay in the digital environment, active interaction with artificial intelligence. The main directions of interaction between humans and artificial intelligence are considered and a conclusion is made about the transformative effect of artificial intelligence on traditional anthropological attributes. Conclusion dwells upon the fact that the result of such human-machine symbiotic interaction is the formation of a new type of subject, a significant part of whose life activity takes place in the global information space, preferring virtual communication, possessing new digital attributes and permanently in contact with artificial intelligence. The risks arising in relation to the development of super-powered systems based on the use of "digital intelligence" are outlined.
Keywords: artificial intelligence, human, posthuman, deanthropologization, information age, post-anthropological future, digitalization, information and communication technologies
© Соловьева Л.Н., Соловьев В.В., 2023
Funding: Independent work.
For citation: Solovieva, L.N. & Soloviev, V.V. (2023) Artificial Intelligence and Man: On the Way to a Postan-thropological Future. Society: Philosophy, History, Culture. (11), 126-132. Available from: doi:10.24158/fik.2023.11.18 (In Russian).
Введение. Современная эпоха - это знаковая историческая веха в развитии человеческой цивилизации, безусловным флагманом которой являются высокие информационно-коммуникационные технологии, сопоставимая по значимости с важнейшими историческими периодами, справедливо определяемая современниками созвучно им - «Новое время 2.0», «Новое время -2», «Осевое время - 2», «Новое осевое время» и т.д. Это вполне правомерно, учитывая безусловный глобальный масштаб трансформаций, спровоцированных современными технологиями, принципиально изменивших окружающую реальность, способы человеческой деятельности и межличностного взаимодействия, социум, культуру и самого человека, маркировав вступление в постантропологическую эру.
Во все времена технологии выступали фактором трансформации жизнедеятельности человека, но коренные социально-экономические, социально-политические и социокультурные преобразования обусловливали лишь некоторые из них. На современном этапе такими технологиями выступают информационно-коммуникационные и искусственный интеллект - апогей творческой, научной и технологической эволюции человека, запустивший механизм глобальной цифровой трансформации. Поставив под сомнение незыблемые до недавнего времени онтологические константы - реальность, пространство, время, а также статус самого человека как homo sapiens, именно эти технологии в ближайшем будущем могут сместить его с вершины эволюционной лестницы. Это детерминирует целый комплекс социальных, правовых, нравственно-этических проблем, порождает множество философских вопросов: мировоззренческих, онтологических, гносеологических, социально-философских, требующих безотлагательного решения и комплексного осмысления, поскольку от этого во многом будет зависеть благоденствие человечества и благополучие грядущего цифрового постантропологического будущего.
В какой бы терминологии не определялась современность, очевидно то, что она несет новые вызовы человечеству, побуждая переосмысливать действительность и искать новые ответы. Масштаб и последствия происходящей цифровой трансформации оценить пока достаточно проблематично. Руководствуясь доступным научным инструментарием, возможно только пытаться понять и спрогнозировать результаты наблюдаемых изменений, значение гуманитарного потенциала философских наук в этих условиях переоценить достаточно сложно. Именно они позволяют не только критически оценить изучаемый объект, а, следовательно, составить комплексное, всестороннее представление о нем, но и выработать аксиологическую и гуманистическую позицию относительно него. В условиях, когда закладываются новые мировоззренческие базисы, формируется иной образ духовности и ценностные системы, значение философской рефлексии нарождающихся проблем только усиливается. Одной из попыток ее реализации является данная научная статья, основная цель которой - социально-философское осмысление некоторых аспектов взаимодействия человека и искусственного интеллекта.
Методика. Теоретико-методологическую базу исследования составили научные исследования западных (Capurro, 2006; Lanier, 2010; Бодрийяр, 2000, Киссинджер и др., 2021; Курцвейл, 2021; Теркл, 2021; Фукуяма, 2004 и др.) и отечественных философов (Алексеева, Никитина, 2017; Лекторский, 2019; Черешнев, 2022 и др.), анализирующих процессы современной цифровой трансформации, взаимодействие человека и искусственного разума, аспекты их взаимовлияния.
В целях всестороннего исследования заявленного круга проблем оправдано применение комплексного подхода, интегрирующего эвристический потенциал системного, диалектического, междисциплинарного и социокультурного подходов, а также возможности общефилософских методов - индукции, дедукции, анализа, синтеза, абстрагирования. Это позволило составить наиболее целостное представление о проблеме взаимодействия человека и искусственного интеллекта, осмыслить ее в призме социума и культуры.
Результаты и обсуждение. Ни одна из технологий за всю историю человечества не вызывала столь пристального интереса, не захватывала так умы и воображение людей, как искусственный интеллект. Популярность его неуклонно растет, и это происходит повсеместно. В начале XXI в. искусственный интеллект активно преобразует экономику, медицину, образование, транспорт, сферу обслуживания, правовую сферу и мн. др. Специалисты полагают, что в ближайшем будущем системы с его применением будут глубоко интегрированы в повседневную жизнь человека, помогая не только ориентироваться в окружающем материальном мире, но и решать сложные комплексные задачи, выходящие далеко за пределы человеческих возможностей. Несмотря на то, что собственным интеллектом люди пользуются непрерывно, знание о нем очень ограниченно, поэтому «исследования в области искусственного интеллекта могут быть важным способом понимания естественного интеллекта, да и вообще всех познавательных способностей человека» (Лекторский, 2006: 13).
Сегодня искусственный интеллект - это технология, которая стремительно развивается и безоговорочно претендует на статус «технологии будущего», которой предстоит радикальным образом изменить мир, культуру и самого человека и которая уже запустила механизм этой глобальной трансформации, наделив компьютер творческими функциями, которые до недавнего времени были свойственны только людям. Показательными в этом плане являются объемы привлеченных финансовых средств стартапами в области искусственного интеллекта: американскими - около $38 млрд, китайскими - $25 млрд, европейскими - $8 млрд1.
За сравнительно небольшой период активных разработок (в 2021 г. праздновалось 60-летие первого робота) научные исследования в этой области значительно продвинулись, отчасти став важным атрибутом повседневной жизни и деятельности современного человека, делая эту жизнь удобной, менее рутинной, более интересной, насыщенной и творческой. Хотя большинству современных людей искусственный интеллект непонятен, но благодаря простоте его использования и широкого внедрения в обычные потребительские продукты, они активно с ним взаимодействуют, даже не осознавая этого, - поисковики, чат-боты, голосовые помощники и т.п. Причем правовые, социальные, моральные, духовные последствия этого взаимодействия также остаются за гранью рефлексии современного индивида.
Осмысливая темпы столь стремительного технологического прогресса, Ф. Фукуяма прогнозирует наступление иного времени: «Мы готовы войти в постчеловеческое будущее, в котором технология даст нам возможность постепенно изменить нашу сущность... <...> Может статься, что мы каким-то образом обречены на этот новый вид свободы, или что на следующей стадии эволюции. <...> мы сознательно возьмемся за наше биологическое строение, а не оставим его в руках слепых сил естественного отбора» (Фукуяма, 2004: 307). В конечном итоге человеку придется «распрощаться с природой» (Лем, 2021), наступит «конец антропологии» (Бодрийяр, 2000), которая, по заключению Ж. Бодрийяра, «тайным образом конфискована машинами и новейшими технологиями» (Бодрийяр, 2000: 41). Современный человек, исчерпав собственные возможности господства над Вселенной, передал эстафету искусственному интеллекту2. Уже сегодня он сам в значительной степени оцифрован и является частью большой базы данных. То, что компьютерный анализ сделал с образованием, по словам Дж. Ланье, в точности соответствует тому, что сделал Fasebook3 с дружбой - в обоих случаях жизнь превратилась в базу данных; биты информации становятся живыми, а люди - фрагментами информации, исчезающими во времени (Lanier, 2010: 116-117).
Именно цифровизация делает человеческое мышление менее контекстуальным и менее концептуальным. И тому причиной высокие скорости и большие массивы продуцируемой и транслируемой информации. Когда есть поисковые системы, естественным образом аннулируется потребность в развитии концептуального мышления. Только человек обладает знаниями, которые эволюционируют, увеличиваются по экспоненциональному закону и передаются от одного поколения другому, однако эволюция технологий привела к изобретению компьютера, благодаря которому в значительной степени расширилось научное знание в целом и смогла увязаться воедино информация из разных его областей. Глобальная сеть Интернет являет собой пример способности иерархической системы, способной охватывать большой объем информации при сохранении структур. Для обработки запросов пользователей поисковые системы используют искусственный интеллект. Таким образом, люди опосредованно и добровольно делегируют искусственному интеллекту некоторые аспекты своего мышления, до конца не осознавая того, что информация становится знанием только в призме истории и культуры. Интернет, выступая глобальным ее ресурсом, во-первых, лишает человека условий для того, чтобы он мог думать и ощущал в этом необходимость; во-вторых, Сеть транслирует образцы, стандарты рассуждений, способствуя развитию стереотипированного, некритического мышления у человека, его ценности формируются одобрением, а не самоанализом - в результате ключевое значение в цифровом мире имеет неограниченная, бесперебойная связь, а не разум и знания.
По словам Р. Курцвейла, известного футуролога в области искусственного интеллекта, технического директора Google, первым шагом на пути к глобальному постантропологическому будущему станет тотальная интеграция человека и персонального компьютера, что сегодня вполне отчетливо проявляет себя - сложно представить современного человека без смартфона (поколение с опущенной головой). Футуролог заключает: «Мы создали такие инструменты, которые позволили нам понять наше собственное биологическое строение. <...> Углубление наших биологических знаний является важнейшим условием открытия секретов разума, которым наградила нас эволюция, и создания с помощью этих биологических концепций еще более разумных технологий»
1 AI Startups Raised USD73.4bn in Total Funding in 2020 [Электронный ресурс] // Private Equity Wire. URL: https://www.privateequitywire.co.uk/ai-startups-raised-usd734bn-total-funding-2020/ (дата обращения: 03.09.2023).
2 Жан Бодрийяр: Почему все еще не исчезло [Электронный ресурс] // Econet.ru. URL https://clck.ru/3652Qr (дата обращения: 07.09.2023).
3 Экстремистская организация, запрещенная на территории РФ.
(Курцвейл, 2021: 9-10). Действительно, после «взлома» шифра биологической жизни в середине ХХ в. и составления полной картины генома человека в 2003 г. можно констатировать, что все живые организмы созданы по одним и тем же правилам и по одним и тем же инструкциям. Биология внезапно оказалась полностью цифровой (Пронкина, Пронкин, 2014: 523), а жизнь превратилась в процесс из области «информационного менеджмента» (Бард, Зодерквист, 2004). А.В. Коротков считает, что сегодня как никогда становится актуален тезис Э. Фредкина, известного специалиста в области информатики, заявившего еще в 70-е гг. ХХ в., что «живые существа могут быть из плоти и крови, но основа жизни - цифровая. Мы не знаем, как конкретно она действует, но вместо компьютерных битов у нее есть один код из четырех состояний... <...> сочетание которых формирует генетический код. Существует процесс, интерпретирующий его.» (Коротков, 2009: 285). Таким образом круг замыкается: разумная жизнь эволюционировала до понимания жизни не только как способа существования белковых тел, но и как способа распространения информации.
Несмотря на то, что на сегодняшний день универсальный искусственный интеллект пока создать не удалось, однако вполне успешное применение находят методы машинного обучения с использованием глубоких нейронных сетей, способных продуцировать идеи, инновации, которые до этого не мог получить человек, генерировать текст, видео, изображения - подобия тех, что создает человек. Самая популярная нейросеть 2022 г. «Midjourney» умеет создавать изображения по текстовому описанию, а некоторые из ее работ уже конкурируют с произведениями опытных художников, и это при том, что на их создание уходят считанные секунды. Так, создатель поп-арта Э. Уорхол, заявив, что «количество - лучшее мерило всего» (Уорхол, 2005: 195), тиражировал свои трафареты, соревнуясь с Пикассо, которым за весь период творчества было создано 4 000 произведений, в то время как Э. Уорхол достиг этого же количества всего лишь за 8 месяцев, сильно сокрушаясь о длительности этого срока. Но в условиях современной цифровой революции и это оказалось далеко не пределом - современные нейросети с небывалой скоростью продуцируют «шедевры», но шедевры ли это?
Действительно, многие разработки в области промышленного дизайна свидетельствуют об успешности машин в самостоятельном создании впечатляющих идей, но можно ли это расценивать как творческие способности программы генеративного дизайна - вопрос сложный. Машина генерирует определенный продукт, опираясь только на загруженную в ее память информацию, а индивид руководствуется, помимо всего прочего или прежде всего - сказать сложно, творческой интуицией. Человеческий интеллект и его деятельность - наисложнейший эволюционный феномен, для генерирования которого недостаточно обширной информационной базы и рациональности логических и математических операций. И в этом смысле справедлив М. Минский, один из пионеров в области искусственного интеллекта, употребляя термин «слово-чемодан». Он писал, что большинство слов, которые мы используем для описания разума, такие как «сознание», «обучение», «память», похожи на чемоданы, поскольку в них вложена масса различных значений (Минский, 2018). Уникальная способность человека предлагать новые идеи - это то, что абсолютно и не поддается никакому программированию.
Современный искусственный интеллект пока не претендует на мировое господство, находясь на начальном этапе своей эволюции и характеризуясь узконаправленностью (ANI, artificial narrow intelligence). Несмотря на большое количество ошибок, он достаточно быстро учится, а его горизонтальный функционал растет (способность решать одновременно несколько задач, например, распознавать рентгеновские снимки не по одному, а по нескольким параметрам и т.д.), уверенно двигаясь к следующей эволюционной ступени - общему искусственному интеллекту (AGI, artificial general intelligence), который сможет выполнять любую работу, которая по плечу человеку. Пионером движения в направлении AGI является Google, обладающий уникальным массивом поисковых, финансовых, визуальных данных, в том числе и благодаря тому, что 68,5 % мировых интернет-пользователей используют браузер Chrome. Однако приблизиться к сознанию человека - для искусственного интеллекта непостижимая задача. Для машины пока загадка, как человеческое сознание может обобщать и находить закономерности и стратегии там, где, казалось бы, их нет (Черешнев, 2022: 32-34).
Благодаря растущим вычислительным мощностям возможно повсеместное распространение искусственного интеллекта, который будет способен всесторонне изучить и преобразовать окружающий мир, оказавшись для своего создателя - человека - непостижимым. Уже есть возможность оценивать поведение искусственного интеллекта, которое свидетельствует о том, что им иначе, чем человеком, воспринимается реальность. Более того, искусственный интеллект может оказывать влияние на те аспекты действительности, на которые не может влиять человек (Киссинджер и др., 2022: 20-21).
Закономерными следствиями столь стремительного цифрового развития является трансформация привычных способов детальности человека и, безусловно, изменения качеств субъ-
екта и его самого. Человек перестает быть центром рациональной автономии, как было это ранее. В эпоху Интернета и электронных коммуникаций происходит децентрализация субъекта, он множится в процессе создания и рассылки электронных текстов, рассеивается в пространстве коллективного авторства и игр с идентичностью, обретая цифровые компоненты и трансформируясь в субъекта с новой атрибутикой и взглядами на коммуникацию, телесность, смерть, субъективность и т.д. (Capurro, 2006).
Безусловно, появление искусственного интеллекта имеет важное историческое и философское значение, трансформируя характер мировосприятия индивида, разрушая традиционные социальные связи, делая мир, социум, реальность все более фрагментарными, а индивида - все более отчужденным и одиноким. Данная технология может приблизить человека к давней его мечте о бессмертии, но сделает ли это его по-настоящему счастливым? В «Диалогах» С. Лема1 герои размышляют о возможности создания электрического мозга машины, о бессмертии человека путем копирования и перенесения сознания в другое тело. В.А. Лекторский констатирует, что в грядущем постантропологическом будущем жизнь будет сохранена благодаря постоянному воссозданию при помощи специального аппарата информационных копий всего жизненного процесса человека, его мыслей, поступков, чувств и т.д.; но она (жизнь) уже будет находиться не в собственном теле, и это уже будет «постчеловек» (Лекторский, 2019: 159-160).
Уверенные шаги в этом направлении уже активно предпринимаются. Например, поисковые алгоритмы Google сегодня могут вести диалог, программа Siri умеет прогнозировать слова по первым буквам, вводимым на смартфоне, проект И. Маска «Нейролинк» позволяет интегрировать человека и компьютер, совмещая работу мозга и искусственного интеллекта, благодаря имплантам (Трансгуманизм: цифровой левиафан и голем-цивилизация ..., 2021: 38). Таким образом, вполне закономерно у человека современной информационной эпохи возникает соблазн общения не только посредством машин, но и с ними самими. Примером тому являются домашние роботы и цифровые помощники, главное предназначение которых - стать дружелюбным компаньоном человека, готовым всегда откликнуться, подстроиться под индивида, особенности его характера, предпочтения и т.д. В последние годы проекты «социально» компетентных машин обретают особую популярность и в конечном итоге могут в буквальном смысле переформатировать человеческую природу. Упомянутая выше программа Siri сегодня зарекомендовала себя как вполне успешный цифровой компаньон человека, так же, как и терапевтический робот Paro в виде детеныша гренландского тюленя, разработанный в 2001 г. японскими специалистами, для пациентов больниц и домов престарелых с целью вызывать у них положительные эмоции и оказывать успокаивающий эффект. Paro, имея тактильные сенсоры, реагирует на ласку, виляет хвостом, открывает и закрывает глаза, проявляет радость, удивление, гнев, издает голоса детенышей тюленей, бодрствует днем и «засыпает» ночью, успешно справляясь с функцией домашнего животного. И это не единичные примеры.
Так, ненавязчиво в привычную жизнь современного человека интегрируются «заботливые» машины, хотя расценивать их подлинно таковыми не представляется возможным. На самом деле это всего лишь программа и не более того. Специалисты (Теркл, 2021; Киссинджер и др., 2022; Черешнев, 2022 и др.) полагают, что в ближайшем будущем человеку будет достаточно общения с машиной, поскольку персонализированный цифровой помощник окажется максимально комфортен в общении и будет «настроен» на конкретного человека, в отличие от живого собеседника, способного демонстрировать непредвиденную, спонтанную, не всегда приятную реакцию в ходе коммуникации. Интеллектуальная машина может имитировать человеческие эмоции, хотя не может их испытывать, однако ее владелец, даже зная это, готов принимать их как подлинные. Очевидно, что в результате кардинально изменится коммуникация, социализация, общественное взаимодействие, но каковы будут глубинные следствия всего этого, пока судить сложно.
Заключение. Предпринятый анализ некоторых аспектов взаимодействия человека и искусственного интеллекта на современном этапе развития позволяет заключить следующее.
Несомненным фактором современного этапа как цивилизационного, так эволюционного развития являются технологии. Человек информационной эпохи в большей степени, чем когда-либо ранее, оказался связан со своим технологическим продолжением - умными машинами. Под постоянным технологическим прессингом меняется не только окружающая реальность - социальная, экономическая, культурная и т.д., но и сам человек, претерпевающий определенный технологический апгрейд. Особое значение в этом процессе имеют информационные технологии и непосредственно искусственный интеллект. Вместе они составляют настоящий фактор человеческой эволюции, порождая новое онтологическое измерение человека - информационное (Соловьева, 2014: 42).
Современные технологические преобразования настолько радикальны и стремительны, что человек не успевает адаптироваться к ним, как следует, их осмыслить, внутренне принять,
1 Лем С. Диалоги. М., 2005. С. 101-107.
что разбалансирует его мировосприятие. В этой связи в полной мере оправданы опасения относительно предстоящих перспектив цифрового постантропологического будущего. Будет ли нарождающийся технико-человеческий симбиоз результатом предстоящей гармоничной коэволюции, технологическим расширением биогенной природы человека и окружающего его материального мира, которое выведет человечество на новую ступень цивилизационного развития, окончательно закрепив приоритетный статус не только в мире живого, но и в цифровом мире, или это будет реализация одного из пессимистических сценариев в стиле «Терминатора», «Матрицы», «Генезиса - 2075» - прогнозировать сложно.
В 1951 г. А. Тьюрингом, пионером искусственного интеллекта, было сделано предостережение, запечатленное в знаменитом тезисе: «Если машина сможет думать, то она будет делать это лучше нас, и этой новой угрозой определенно стоит обеспокоиться» (Тьюринг, 2016). На сегодняшний день нет доказательств того, что искусственный интеллект способен уничтожить человечество, что нейросети обретут сознание и станут перестраивать мир под себя. Однако есть современное предостережение - открытое письмо, подписанное в марте 2023 г. И. Маском, С. Возняком и другими экспертами, с требованием приостановки разработки систем искусственного интеллекта мощностью более GPT-4. Авторы настаивают на том, что дальнейший прогресс подобных исследований возможен только в случае гарантированной уверенности в их положительном эффекте и управляемых рисках1. Уважаемому мнению вышеупомянутых экспертов нет оснований не доверять, и в этой связи есть смысл еще более сконцентрировано и настороженно задуматься о грядущих постчеловеческих перспективах.
Список источников:
Алексеева И.Ю., Никитина Е.А. Интеллект и технологии. М., 2017. 96 с.
Бард А., Зодерквист Я. №1ократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., 2004. 252 с.
Бодрийяр Ж. Америка. СПб., 2000. 203 с.
Киссинджер Г., Шмидт Э., Хаттенлокер Д. Искусственный разум и новая эра человечества. М., 2022. 200 с.
Коротков А.В. Послесловие к матрице. Искусственный интеллект, виртуальные миры и искусственная жизнь. М., 2009. 438 с.
Курцвейл Р. Эволюция разума, или Бесконечные возможности человеческого мозга, основанные на распознавании образов. М., 2021. 352 с.
Лекторский В.А. Философия, искусственный интеллект и когнитивная наука // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. М., 2006. С. 12-21.
Лекторский В.А. Цифровизация жизни как глобальный антропологический вызов // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости. СПб., 2019. С. 159-161.
Лем С. Дилеммы XXI века. М., 2021. 640 с.
Минский М. Сообщество разума. М., 2018. 592 с.
Пронкина С.В., Пронкин Д.Д. Инженерия Бытия, или Неизбежность совершенства. СПб., 2014. 560 с.
Соловьева Л.Н. Виртуальная реальность как феномен современного информационного общества // Известия Института инженерной физики. 2014. № 2 (32). С. 39-42.
Теркл Ш. Живым голосом. Зачем в цифровую эпоху говорить и слушать. М., 2021. 560 с.
Трансгуманизм: цифровой левиафан и голем-цивилизация / В.В. Аверьянов [и др.]. М., 2021. 320 с. Аверьянов В.В., Шнуренко И.А., Делягин М.Г., Калашников М., Ларина Е., Баранов С.
Тьюринг А. М. Может ли машина мыслить? М., 2016. 110 с.
Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот). М., 2005. 318 с.
Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. М., 2004. 349 с.
Черешнев Е. Форма жизни № 4: Как остаться человеком в эпоху расцвета искусственного интеллекта. М., 2022. 484 с.
Capurro R. Towards an Ontological Foundation of Information Ethics // Ethics and Information Technology. 2006. Vol. 8, iss. 4. Р. 175-186. https://doi.org/10.1007/s10676-006-9108-0.
Lanier J. You are Not a Gadget: A Manifesto. N. Y., 2010. 209 p.
References:
Alekseeva, I. Y. & Nikitina, E. A. (2017) Intellekt i texnologii [Intelligence and technology]. Moscow. 96 p. (In Russian)
Aver'yanov, V. V., Shnurenko, I. A., Delyagin, M. G., Kalashnikov, M., Larina, E. & Baranov, S. (2021) Transgumanizm: tsifrovoi leviafan i golem-tsivilizatsiya [Transhumanism: digital leviathan and golem-civilization]. Moscow. 320 p. (In Russian)
Bard, A. & Zoderkvist, Ya. (2004) Netokratiya. Novaya pravyashhaya e'lita i zhizn' posle kapitalizma [Netocracy. The new ruling elite and life after capitalism]. St. Petersburg. 252 p. (In Russian)
Bodriiyar, Zh. (2000) Amerika [America]. St. Petersburg. 203 p. (In Russian)
Capurro, R. (2006) Towards an Ontological Foundation of Information Ethics. Ethics and Information Technology. 8 (4), 175186. Available from: doi:10.1007/s10676-006-9108-0.
Chereshnev, E. (2022) Forma zhizni № 4: Kak ostat'sya chelovekom v ehpokhu rastsveta iskusstvennogo intellekta [Shape of life № 4: How to remain human in the heyday of artificial intelligence]. Moscow. 484 p. (In Russian)
Fukuyama, F. (2004) Nashe postchelovecheskoe budushhee: Posledstviya biotekhnologicheskojrevolyutsii [Ourposthuman future: the implications of the biotechnological revolution]. Moscow. 349 p. (In Russian)
1 Бенгио, Маск и Возняк призвали приостановить обучение систем ИИ мощнее GPT-4 [Электронный ресурс] // Хабр. URL: https://habr.com/ru/news/725522/ (дата обращения: 27.09.2023).
Kissinger, G., Schmidt, E. & Hattenlocker, D. (2022) Iskusstvennyjrazum inovaya ehra chelovechestva [Artificialintelligence and the new age of humanity]. Moscow. 200 p. (In Russian)
Korotkov, A. V. (2009) Posleslovie k matritse. Iskusstvennyj intellekt, virtual'nye miry i iskusstvennaya zhizn' [Afterword to the matrix. Artificial Intelligence, virtual worlds and artificial life]. Moscow. 438 p. (In Russian)
Kurzweil, R. (2021) Evolyutsiya razuma, ili Beskonechnye vozmozhnosti chelovecheskogo mozga, osnovannye na raspoznavanii obrazov [The evolution of the mind, or the infinite possibilities of the human brain based on pattern recognition]. Moscow. 352 p. (In Russian) Lanier, J. (2010) You Are Not a Gadget: A Manifesto. New York. 209 p.
Lektorsky, V. A. (2006) Filosofiya, iskusstvennyj intellekt i kognitivnaya nauka [Philosophy, artificial intelligence and cognitive science]. In: Iskusstvennyi intellekt: mezhdistsiplinarnyi podkhod. Moscow, рр. 12-21. (In Russian)
Lektorsky, V. A. (2019) Tsifrovizatsiya zhizni kak global'nyj antropologicheskij vyzov [Digitalization of life as a global anthropological challenge]. In: Mirovoe razvitie: problemy predskazuemosti i upravlyaemosti. St. Petersburg, рр. 183-186. (In Russian) Lem, S. (2021) Dilemmy XXI veka [Dilemmas of the XXI century]. Moscow. 640 p. (In Russian) Minskii, M. (2018) Soobshchestvo razuma [Community of mind]. Moscow. 592 p. (In Russian)
Pronkina, S. V. & Pronkin, D. D. (2014) Inzheneriya Bytiya, ili Neizbezhnost' sovershenstva [Engineering of being, or the inevitability of perfection]. St. Petersburg. 560 p. (In Russian)
Solovyova, L. N. (2014) Virtual'naya real'nost' kak fenomen sovremennogo informatsionnogo obshhestva [Virtual reality as a phenomenon of modern information society]. Izvestiya Instituta inzhenernoj fiziki. (2 (32)), 39-42. (In Russian)
Terkl, Sh. (2021) Zhivym golosom. Zachem v tsifrovuyu epokhu govorit' i slushat' [With a live voice. Why talk and listen in the digital age]. Moscow. 560 р. (In Russian)
T'yuring, A. M. (2016) Mozhet li mashina myslit? [Can a machine think?] Moscow. 110 p. (In Russian) Uorkhol, E. (2005) Filosofiya Endi Uorkhola (ot A k B i naoborot) [Andy Warhol's philosophy (from A to B and vice versa)]. Moscow. 318 p. (In Russian)
Информация об авторах Л.Н. Соловьева - кандидат философских наук, доцент, преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Филиала Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (г. Серпухов), Серпухов, Россия; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=794077
В.В. Соловьев - кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры применения систем и комплексов связи РВСН Филиала Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (г. Серпухов), Серпухов, Россия.
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors L.N. Solovieva - PhD, Associate Professor, Lecturer of the Department of Military and Political Work in the Troops (Forces), Branch of the Peter the Great Military Academy of Strategic Missile Forces (Serpukhov), Serpukhov, Russia; Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=794077
V.V. Soloviev - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Application of Strategic Missile Forces Communication Systems and Complexes, Branch of the Peter the Great Military Academy of Strategic Missile Forces (Serpukhov), Serpukhov, Russia.
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.11.2023.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.