Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ'

ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
308
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ПРИРОДА И НАТУРА ЧЕЛОВЕКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курегян С. В.

Статья посвящена изучению человека как экономической категории. В ней рассматривается место человека в системе производственных сил и производственных отношений. Показана роль креативности в изменении человеческой натуры и ее влияние на изучение экономической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN AND ECONOMIC THEORY

The article is devoted to the study of man as an economic category. It examines the place of man in the system of production forces and production relations. The role of creativity in changing human nature and its influence on the study of economic theory is shown.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 330.101 JEL A10; J24

https://doi.org/10.21122/2309-6667-2022-15-87-93

ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

С. В. Курегян

kuregyan@bntu.by доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и право» Белорусский национальный технический университет г. Минск, Республика Беларусь

Статья посвящена изучению человека как экономической категории. В ней рассматривается место человека в системе производственных сил и производственных отношений. Показана роль креативности в изменении человеческой натуры и ее влияние на изучение экономической теории.

Ключевые слова: человек, природа и натура человека, экономическая теория, человеческое поведение, креативность.

Цитирование: Курегян, С. В. Человек и экономическая теория / С. В. Курегян // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ. - Минск, 2022. - Вып. 15. -С. 87-93. https://doi.org/10.21122/2309-6667-2022-15-87-93

Введение. Несмотря на очевидную необходимость изучения человека как субъекта и объекта экономических отношений, экономическая теория упорно обходит тему «человека». Между тем именно рабочая и творческая сила человека являются первоисточником всего богатства общества в различных его формах.

Как материальное и духовное богатство, так и национальное богатство в целом являются результатом прошлого и живого труда человека, его физических и духовных усилий, не говоря уже о том, что сам человек является главным богатством общества. Мы неоднократно ставили человека в центр наших социально-экономических исследований, как бы подчеркивая, что пришло время экономического изучения человека. Человеческую природу и натуру изучали многие ученые. Вспомним хотя бы труды известных в прошлом философов, которые оставили большое теоретическое наследие в области природы и натуры человека, имеющие также экономическое значение. Мы имеем ввиду, прежде всего, работы в области этики Д. Юма, Б. Паскаля, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра и других.

Вопросы этики основательно рассмотрены великим экономистом А. Смитом в его философском произведении «Теория нравственных чувств», многие положения которого, в том числе и концепция «невидимой руки», были развиты в его основном экономическом труде «Исследование о природе и причинах богатств народов».

Другой великий экономист Дж. Милль фактически включал в предмет политической экономии вопросы этики, психологии и человеческой натуры, оказывающие влияние на экономическую организацию общества. В частности, он писал: «В той мере, в какой экономическая организация народов зависит от состояния естественных наук, она остается предметом изучения самих естественных наук и производных от них прикладных наук. Однако в той мере, в какой причины экономической организации общества кроются в моральных и психологических факторах, в институтах и общественных отношениях или свойствах человеческой натуры, исследованием этих причин должны заниматься не естественные, а этические и социальные науки, они яв-

ляются предметом науки, называемой "политическая экономия"» [1, с. 105]. Дж. Милль гениально обозначил этот факт, но не раскрыл его, глубоко не исследовал влияние чувств и эмоций на экономику, как бы оставив разрешение этой проблемы своим последователям.

В нашем обществе влияние этики на экономику, безусловно, должно быть связано с трансформацией экономики, которая коренным образом изменяет человека и внутренне, и во внешних его проявлениях и действиях. Возникновение частной собственности, капитала, наемного труда, рынка, конкуренции и т. д. изменяет не только экономические отношения, но и общественные отношения в целом, в том числе и человеческие отношения. Экономические отношения воздействуют на человека, формируют его личность, ценностную ориентацию и т. п. В этих условиях могут возрастать эгоизм, озлобленность, ненависть и т. д., определяемые уже зарождающимися новыми экономическими отношениями. При этом распространяется недоверие в обществе, усиливаются нигилизм и безысходность. Вместе с тем усиливается страх перед будущим, поскольку те социальные гарантии, которые они имели в старой экономической системе, постепенно утрачиваются и люди все больше убеждаются в том, что теперь, в новых условиях, они в большей степени должны надеяться на себя, а не на государство. Поэтому всеобщая лень и апатия постепенно уходят в прошлое, уступая место инициативности и желанию трудиться. Это, в свою очередь, вызывает всплеск положительных эмоций, мимо которых не может пройти экономическая теория, применяя ряд новых методов в экономических исследованиях, в частности, чувственно -логический и эмоциональный метод [2, с. 18-19].

Важную роль в деле раскрытия человеческой сущности сыграл также психоанализ. Фундаментальные исследования З. Фрейда и особенно его учеников К. Юнга и А. Адлера имеют прямое или косвенное отношение к экономике.

Сексуально-психологическое состояние человека во многом определяет его настроение, в том числе и экономическое настроение. Человек без особых сексуальных проблем гармонично вписывается в систему экономических отношений, тогда как с сексуальными недугами, как правило, замкнут в себе, трудно сходится с людьми, в экономических отношениях бескомпромиссен, недоброжелателен, конфликтен и преследует исключительно свои экономические интересы, пренебрегая экономическими интересами других. Старается компенсировать свои сексуальные недостатки за счет унижения достоинств других. Такого рода человек озлоблен и свою злобу вымещает на других - компаньонах, партнерах, контрагентах, подчиненных и т. п. Вместе с тем он подавлен своими комплексами и внутренними противоречиями, которые не позволяют ему настроиться на оптимистический лад, а пессимизм в экономических делах -это прямой путь к неуспешности и неудачам.

Следует также заметить, что даже незначительная сексуальная патология способна перерасти в большую, а то и глобальную социально-экономическую и политическую проблему, разрешение которых часто требует объединения колоссальных усилий креативных личностей [3, с. 31] внутри страны, пассионарных людей [4, с. 16] различных стран, а также передовых (прогрессивных) представителей международных (глобальных) наций.

Сексуальность проявляется в сексуальной потребности, желании и способности ее удовлетворить. Сексуальная потребность тесно связана с экономической потребностью. Ущербность в области половой потребности сказывается на экономических потребностях людей, они проявляются в извращенном виде, в необузданном желании иметь как можно больше денег и богатств, тяготении к абсолютной власти, в том числе и экономической власти над другими людьми и т. д. Другими словами, будучи лишенными возможности получать наслаждение от полноценных, здоровых сексуальных отношений, они компенсируют их удовольствием, получаемым от использования

и потребления всевозможных материальных благ и подчинения других людей своей воле. Вместе с тем не исключено, что в основе экономического интереса может лежать сексуальное влечение, которое может заставить человека попирать все юридические законы и пренебрегать всеми нравственными принципами, лишь бы обладать большими деньгами для более полного удовлетворения сексуальных потребностей. Конечно, половая неудовлетворенность, психические отклонения сказываются на человеческих отношениях. Они не дают возможности полностью сосредоточиться на их экономической стороне, появляется излишняя раздражительность и нервозность, что приводит к конфликтным ситуациям и интригам на производстве и в быту. Между тем, застенчивость и неуверенность в своих сексуальных силах могут быть перенесены на бизнес. В силу привычки предприниматель начинает действовать чрезмерно осторожно, стремясь не рисковать, по крайней мере риски сводятся до минимума. Это мешает развитию бизнеса, предприниматель делает все наверняка, избегая решительных шагов. В своей деятельности все время оглядывается на власть, стараясь всячески угодить ей. Последнее нередко толкает такого рода предпринимателей на прямой подкуп власти. Тем более, что для нерадивых ее представителей выманивание денег является излюбленным способом разрешения экономических проблем [5, с. 90-91]. Это сковывает инициативу, что отрицательно сказывается на ведении дел. Потеря инициативы и стремительности не может не сказаться отрицательно на бизнесе, а страх перед конкурентами и вовсе может привести к финансовой нестабильности и в конечном итоге финансовой несостоятельности (банкротству). Поэтому устранение сексуальных недугов может положительно сказаться на экономической деятельности не только физических лиц, но и целых организаций.

Но одного психоанализа недостаточно для понимания человека и его деятельности. Он должен быть дополнен анализом чувств и чувствительности и, прежде всего, любви и влюбленности. На наш взгляд, прав Н. Бердяев, полагая, что нет «никакой прямой и обязательной связи между половым влечением и влюбленностью» [6, с. 221]. Но и без сексуального влечения нет истинной любви. В области философии и психология любви и влюбленности преуспели В. Соловьев, Стендаль, А. Моруа, А. Арма-линский, М. Айванхов и другие. Чувства любви и влюбленности касались и мы, особенно с экономической точки зрения, как, впрочем, и красоты как экономической категории [7, с. 26-31, 197-202].

Любовь делает лучше и того, кто любит, и того, кого любят. Тот, кто любит, совершенствует себя, стремится быть лучше, достойным своей любви, а тот, кого любят, тоже стремится стать лучше, чтобы оправдать это чувство, понимая, что при любви оценка всегда завышена, преувеличена, и старается соответствовать чувству того, кто любит. В этом не последнюю роль играет стремление повысить свой общественный статус. Человек трудится лучше, повышает свою квалификацию, добивается высоких трудовых и творческих результатов, успехов в карьерном росте, при этом совершенствует свои человеческие качества, старается быть благородным, менее корыстным и жадным, ставит перед собой возвышенные цели, способствующие его благополучию и процветанию, а последние являются материальной основой для его любовных отношений и создания семьи. Но это предмет особого специального рассмотрения.

В данной статье мы попытаемся раскрыть некоторые аспекты изучения человека как экономической категории, т. е. рассмотреть его в системе производительных сил и общественных отношений.

Результаты и их обсуждение. Прежде всего следует остановиться на вопросе, что же представляет из себя человек. На этот счет существуют различные точки зрения. Нами уже были рассмотрены некоторые позиции определения человека и его изучения [7, с. 189]. Вместе с тем мы согласны и поддерживаем мнение А. Печчеи о том, что «с тех пор как существует человечество, люди всегда бились над вопросом, что значит

быть человеком и в чем состоит его земное предназначение. Поиски ответов на этот вопрос служили вечной темой философских и религиозных размышлений» [8, с. 63]. Но сейчас настало время экономического изучения человека, от которого во многом зависит экономическое развитие не только отдельных стран, но и современной цивилизации в целом. В этом процессе исключительную роль играют изменения самого человека, его совершенствование. Новый гуманизм, проповедуемый А. Печчеи, не может обойтись без духовного развития человека и удовлетворения его духовных потребностей. Поэтому нельзя сосредотачиваться на удовлетворении материальных потребностей, игнорируя духовные потребности, считая их не главными, второстепенными. Только так можно преодолеть односторонний подход к человеку и его существованию. Ведь «душа гуманизма в целостном видении человека» [8, с. 214].

Но одно очевидно, что человек - это продукт природы и общества. Поэтому человек - с одной стороны биологическое, а с другой - социальное существо. Человек в любом обществе является главной, в определенном смысле можно сказать единственной производительной силой, поскольку все средства производства созданы человеческим трудом и служат повышению производительности его труда, начиная от примитивных средств производства и завершая современными информационными технологиями и искусственным интеллектом. Нет сомнения, что и будущие более совершенные средства труда будут созданы при его непосредственном участии. Люди также создают те или иные общественные отношения и, прежде всего, экономические отношения, становятся субъектами и объектами этих отношений, открывая новые просторы для развития материальных и духовных производительных сил. Говоря о человеке в системе экономической теории, следует, прежде всего, его трактовать как благо. Человек является главной ценностью общества. Человек - это то, по-настоящему самое важное, что создает человек в своей жизни. Человек является результатом воздействия человека на человека и с момента своего рождения представляет собой благо для тех, кто его произвел и для общества в целом. В данном случае человек представлен как живой индивид со своими врожденными качествами и чертами характера.

Человек становится экономическим благом, когда формируется как личность, носитель определенных общественных отношений, в том числе и экономических отношений. Человек в этом своем качестве формируется в результате воздействия на самого себя и внешних факторов на него. Но человек это и экономический продукт, когда выступает как экономический человек, достигший трудоспособного возраста и способный производить те или иные блага или обладать капиталом для производства благ. Другими словами, человек становится экономическим продуктом, когда приобретает способность трудиться под воздействием экономических, социальных, правовых, нравственных и других факторов. Когда возникают отношения обмена по поводу этих способностей, рабочая сила или творческая сила человека выступает как товар и может продаваться на рынке труда. Но товаром может служить не только рабочая или творческая сила человека, но и его тело, части его тела (органы) и даже сам человек в зависимости от господствующих экономических и других общественных отношений. Человек, занятый в общественном производстве, является его фактором, и как фактор производства участвует в создании благ в различной форме [7, с. 22-23].

Последнее во многом определяет его экономическое поведение. Экономическое поведение людей - это то, как они ведут себя в процессе экономического общения, создания каких-либо экономических благ, хозяйственной, экономической деятельности, какие цели преследуют и как их добиваются. Человек в процессе хозяйственной, экономической деятельности проявляет свои личностные качества. Социально-экономическое взаимодействие с другими людьми позволяет данному человеку проявлять свое «Я», свои преимущества и недостатки и, исходя из этого, строить свое экономическое поведение. Экономическое поведение человека зависит не только от

внутренних его ценностей и ценностей, выработанных обществом, а также корпоративных или коллективных ценностей, но и от экономических условий его жизнедеятельности, от господствующих экономических отношений. Например, если человек честен, справедлив, благороден, а система отношений требует от него проявления эгоизма, нечестности, несправедливости и т. п., то у него существует по крайней мере три выхода: либо изменить свои внутренние ценности и подстроиться под требования экономических отношений, либо изменить сами эти отношения, что маловероятно, поскольку он часто бессилен это сделать, либо самоустраниться в надежде найти такое приложение своих усилий, которые соответствовали бы его внутренним ценностям. Но во всех случаях ему следует стремиться максимально эффективно использовать свои созидательные силы, не поддаваясь всевозможным искушениям и соблазнам, и сосредотачиваться на выполнении своих трудовых функций и вообще своей жизненной миссии.

Человек является не только главным фактором общественного производства любого общества, но и потребителем созданных с помощью природных факторов различных благ. Самый массовый потребитель - это производительный класс любого общества. Господствующий класс по массовости уступает производительному классу как потребителю предметов потребления, но зато у него есть такое потребление, которого нет у непосредственных производителей - производительное потребление. Без личного и производительного потребления жизнь не только лишена смысла, но и практически невозможна.

Производительная и творческая сила человека представлена его способностями, талантом, даром, образованием, квалификацией и т. д., которые позволяют ему работать и творить в различных областях экономики и видах деятельности, создавать пригодные для потребления материальные, социальные и духовные блага. Современный человек - это создатель информационных и цифровых технологий, искусственного интеллекта, которые во много раз повышают производительную и творческую силу его труда.

Государство воздействует на человека путем создания «правил игры», норм и нормативов его деятельности, принятия юридических законов, которые регламентируют его деятельность. Но при этом государство не должно ущемлять его права. Оно должно создавать такие условия, чтобы человек чувствовал себя свободным и реально располагал экономическими, социальными, политическими свободами.

Общество, в свою очередь, воздействует на человека с помощью общественных институтов, создавая благоприятные условия для созидательной деятельности, максимально устраняя существующие в обществе противоречия. Общество должно стремиться избавиться от своих пороков, оберегать человека от поступков, последствия которых отрицательно скажутся не только на обществе, но и на нем самом. В этом процессе многое зависит от самого человека. Воздействие человека на человека имеет место в процессе образования, воспитания, эстетического развития и т. п. Человек как носитель производственных отношений - это не абстрактный человек, а человек, взятый в конкретной исторической форме. В современном обществе это прежде всего капиталисты (предприниматели) и наемные работники. Первые обладают и распоряжаются средствами производства, а вторые лишены их, но обладают своей рабочей силой и творческой силой и распоряжаются своими экономическими возможностями. Но независимо от этого и те, и другие должны оставаться прежде всего «людьми». Люди несовершенны, поскольку несовершенно общество. Но люди несовершенны и по причине их естественной природы. У них ограниченные способности, они склонны воровать, быть бесчестными, несправедливыми и т. п. Люди эгоистичны, завистливы, склочны, ревнивы и т. п. Это сказывается на экономике и экономических отношениях между ними.

И тем не менее общественный прогресс неминуем, он все в большей мере оказывает влияние на человека. Это сказывается на человеческой натуре. В последние годы особенно большие изменения произошли в человеческой натуре, связанные с творческим началом. Мы имеем ввиду креативные изменения, которые коренным образом сказались на современной экономике, создали целые креативные отрасли (виды) бизнеса [9, с. 91-154]. Эти креативные изменения касаются всего общественного труда, но в большей степени и прежде всего духовного труда и его практических результатов.

Выводы. Из всего вышеизложенного можно заключить, что креативная натура человека станет превалирующей в XXI в., поскольку творческое начало человеческой личности будет проявляться все в большей степени, постепенно охватывая все общественное производство в целом. Это, в свою очередь, скажется на предмете экономической теории, экономических отношениях между людьми, делая их более цивилизованными.

Список использованных источников

1. Милль, Дж. С. Основы политической экономии (Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии): в 3 т. : пер. с англ. / Дж. С. Милль. - М.: Издательство «Прогресс», 1980. - Т. 1. - 495 с.

2. Курегян, С. В. Вопросы методологии экономической теории / С. В. Курегян // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ. - Минск, 2021. - Вып. 14. -С. 16-19. https://doi.org/10.21122/2309-6667-2021-14-16-19

3. Флорида, Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее / Р. Флорида. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 384 с.

4. Гумилев, Л. Н. От Руси до России / Л. Н. Гумилев. - М. : Издательство АСТ, 2006. - 415 с.

5. Курегян, С. В. Парадигма финансов и финансового рынка / С. В. Курегян. -Минск: Право и экономика, 2015. - 179 с.

6. Бердяев, Н. А. О назначении человека. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев. - М. : Издательство АСТ, 2006. - 637 с.

7. Курегян, С. В. Экономическая теория: методическая парадигма / С. В. Курегян. - Минск: Право и экономика, 2014. - 248 с.

8. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М. : Прогресс, 1985. - 312 с.

9. Курегян, С. В. Креативный бизнес / С. В. Курегян. - Минск: Право и экономика, 2016. - 156 с.

_Статья поступила в редакцию 20 января 2022 года

HUMAN AND ECONOMIC THEORY

S. V. Kuregyan

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of "Economics and Law" Belarusian National Technical University Minsk, Republic of Belarus

The article is devoted to the study of man as an economic category. It examines the place of man in the system of production forces and production relations. The role of creativity in changing human nature and its influence on the study of economic theory is shown.

Key words: man, human nature and nature, economic theory, human behavior, creativity.

References

1. Mill, J. S. (1980) Osnovy politicheskoi ekonomii (Osnovy politicheskoi ekonomii i nekotorye aspekty ikh prilozheniya k sotsialnoi filosofii) [Fundamentals of Political Economy (Fundamentals of Political Economy and Some Aspects of Their Application to Social Philosophy)]. Moscow, Progress publ. (In Russian).

2. Kuregyan, S. V. (2021) Voprosy metodologii ekonomicheskoi teorii [Questions of methodology of economic theory]. Ekonomicheskaya nauka segodnya. (14). 16-19. Avialible from: https://doi.org/10.21122/2309-6667-2021-14-16-19 (In Russian).

3. Florida, R. (2016) Kreativnyi klass. Lyudi, kotorye sozdayut budushchee [Creative class. People who create the future]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber. (In Russian).

4. Gumilev, L. N. (2006) Ot Rusi do Rossii [From Rus to Russia]. Moscow, AST. (In Russian).

5. Kuregyan, S. V. (2015) Paradigma finansov i finansovogo rynka [Paradigm of finance and financial market]. Minsk, Pravo i ekonomika. (In Russian).

6. Berdyaev, N. A. (2006) O naznachenii cheloveka. O rabstve i svobode cheloveka [About the appointment of a person. About slavery and human freedom]. Moscow, AST. (In Russian).

7. Kuregyan, S. V. (2014) Ekonomicheskaya teoriya: metodicheskaya paradigm [Economic theory: methodical paradigm]. Minsk, Pravo i ekonomika. (In Russian).

8. Peccei, A. (1985) Chelovecheskie kachestva [The Human Quality]. Moscow, Progress. (In Russian).

9. Kuregyan, S. V. (2016) Kreativnyi biznes [Vreative business]. Minsk, Pravo i ekonomika. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.