Научная статья на тему 'Человек и его язык в аспекте культурной антропологии'

Человек и его язык в аспекте культурной антропологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
372
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / HUMAN BEING / КУЛЬТУРА / CULTURE / КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / CULTURAL ANTHROPOLOGY / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / СМЫСЛЫ / SENSES / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / PRAGMATIST APPROACH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Красина Елена Александровна

Статья рассматривает отдельные аспекты деятельности человека как субъекта культуры и носителя языка, как языковой личности. Одновременно культурная антропология характеризуется как онтологически научная дисциплина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN BEING AND HIS LANGUAGE IN TERMS OF CULTURAL ANTHROPOLOGY

The article deals with certain aspects of human activity while a human being is treated as the subject of culture and the bearer of language, as a language subject. Simultaneously, cultural anthropology is characterizes as an ontologically scientific research.

Текст научной работы на тему «Человек и его язык в аспекте культурной антропологии»

человек и его язык в аспекте культурной Антропологии

Е. А. КРАСИНА

human being and his language in terms of cultural anthropology

E. A. KRASINA

Статья рассматривает отдельные аспекты деятельности человека как субъекта культуры и носителя языка, как языковой личности. Одновременно культурная антропология характеризуется как онтологически научная дисциплина.

Ключевые слова: человек, культура, культурная антропология, философская антропология, смыслы, деятельностный подход.

The article deals with certain aspects of human activity while a human being is treated as the subject of culture and the bearer of language, as a language subject. Simultaneously, cultural anthropology is characterizes as an on-tologically scientific research.

Keywords: human being, culture, cultural anthropology, philosophical anthropology, senses, pragmatist approach.

Философская антропология [7: 734] нацелена на всестороннее рассмотрение человека и в то же время дает название современной философской школе (М. Шелер, А. Гелен и др.) Центральная проблема - познание сущности человека во всей полноте его бытия, т.е. в единстве онтологического, естественнонаучного и гуманитарного изучения жизнедеятельности человека. Поэтому философская антропология получает у М. Шелера такое определение: «Базисная наука о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к различным сферам природы и основы всех вещей; о его сущностном происхождении, его физическом, психическом и духовном начале в мире; о силах, которые движут им и которыми движет он; об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действительности этих возможностей» [см.: 2: 350]. Уточнение вносит Г.-Э. Хар-стенберг: «Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делают это с региональных точек зрения: философической, биологической лингвистической и т. д.» [2: 78].

По М. Шелеру, положение человека «в порядке бытия» обусловлено антропологическим дуализмом духа и жизни. С одной стороны, в космологической перспективе жизнь человека проявляется в соотношении с другими формами органического мира в аспекте становления и эволюции психического начала: ему свойственны чувственный порыв, инстинкт, ассоциативная память и практический интеллект. В этом смысле человек мало чем отличается от животного, но существенное различие между человеком и остальным животным миром обусловлено наличием у человека духа. Дух человека способен преодолевать ограничения среды и выйти в открытый мир, осознавая его именно как мир, поэтому онтологически дух делает человека свободным, открытым навстречу миру. А через дух человек способен познать качественное бытие предметов и представить их объективное бытие. При этом у человека вырабатывается способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру. Таким образом, благодаря дуализму своей сущности, человек как микрокосм встраивается в макрокосм - открытый мир.

По А. Гелену, человек - это действующее существо, открытое миру. Весь процесс развития человека, его психофизическое и интеллектуальное совершенство, его социологизация предстают как становление культурного существа. Культура же выступает как «вторая природа человека».

Еще одно существенное отличие человека связано с его эгоцентричностью, зафиксированной в языке: человек способен отделять свое Я от физического существования, осознавать себя как личность, т.е. человек создает сам себя и тем выделяется из окружающего мира. Сравните утверждение отечественного лингвиста А. А. Потебни о том, что язык представляет собой постоянный переход от бессознательного к сознанию и далее к самосознанию.

Как средство передачи мысли и даже ее образования, язык выступает как форма, как «некоторая упаковка», но знания, которые люди получают в языковой форме, не ограничиваются знаниями о самом языке. Наряду с рассмотрением способов представления в языке различных типов знаний, в первую очередь рассматриваются способы концептуальной организации знаний. Эти задачи принадлежат когнитивной науке, которая занимается изучением процессов и средств усвоения, накопления и овладения знаниями. Отдельные области связаны с развитием информационных технологий и разработкой модели искусственного интеллекта. Когнитология, или когнитивная наука, рассматривается как наука об общих ментальных принципах и процессах человеческой деятельности, которые сопряжены с языком. По этой причине в области языковедения возникает когнитивная лингвистика в рамках антропологической парадигмы лингвистики, уделяя особое внимание роли языка в познавательной деятельности. Несмотря на большое количество исследований в области когнитивных аспектов языка, когнитивная парадигма лингвистики находится в стадии формирования.

Уникальность человеческого бытия состоит в том, что будучи биосоциальным существом, в социальном плане он является субъектом деятельности, познания и общения, объединяя в единое целое самые различные жизненные функции и проявления. Свой онтологический статус человек сохраняет и как часть рода человеческого, и как часть отдельного народа. Это триединство «род человеческий - отдельный народ - индивидуум» было включено В. фон Гумбольдтом в число объектов языкознания, а наука о языке получила статус части антропологической философии.

Диалектика общего, отдельного и особенного устанавливает понимание человека-индивидуума как единичного представителя отдельного народа и рода человеческого, как конкретного носителя психофизиологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Одновременно в целях уточнения конкретно-исторических особенностей развития человека наряду с понятием индивидуума используется понятие личности. Индивидуум служит отправным моментом для формирования личности. Процесс формирования индивида осуществляется как переход человечества со стадии антропогенеза на стадию социогенеза, когда приоритеты природно-биологических факторов меняются на приоритеты социальной деятельности и отношений. В результате появляется личность как особый тип социальности человека.

Если индивидуум - это массовидное существо, то личность - это автономный человек, в определенной степени независимый от сообщества людей, способный противопоставить себя обществу. Постепенно самосознание личности трансформируется в жизненную позицию и объективируется в жизненном опыте и мировоз-

зренческих установках. Свобода - фундаментальное качество - характеризует личность как субъект культурно-исторической деятельности. Таким образом, в своем развитии человек проходит путь от безликого существа - части рода человеческого или другой общности людей - до отдельной личности, активного культурно-исторического субъекта. Дополнительно активность личности со стороны языка и благодаря языку обусловлена ролью личности как субъекта общения.

Рефлексивная психическая основа языка отражается в процессе человеческой деятельности как постоянная смена форм его психических и мыслительных состояний: от доязыкового к языковому и неязыковому; от мифических представлений к поэтическим образам и безобразному рациональному содержанию, а далее - к новым образам и мифам, фиксируемым для отдельных исторических этапов существования человека и его языка [4]. Рассуждая о связи языка и мышления, исходя из возможности существования различных видов мышления как наиболее организованной части психики человека, языковеды и философы приходят к заключению, что сознательное и бессознательное свойственны не только психической человеческой природе, но и находят свое отражение в языке. Как пишет В. фон Гумбольдт, «язык целиком зависит от бессознательной энергии, приводящей в действие человеческую индивидуальность», потому что в языке как идеальном объекте «то одновременно, то поочередно действуют инстинкт, чувство и рассудок, причем рассудок, в свою очередь исправляет действие чувства, а чувство - действие инстинкта» [1: 227; 414]. Иначе, язык предстает как единство чувственного и рационального, образного и безобразного, сознательного и бессознательного.

Культура - это одно из ключевых понятий гуманитарного и социального знания. Более 500 определений термина культура охватывают область человеческой деятельности от прикладной сферы возделывания или культивирования земли до культивирования общечеловеческих ценностей.

Антропологическое понимание культуры выдвинул Э. Тейлор (1832-1917), согласно которому культура представляет комплекс знаний, верований, морали искусства, законов, обычаев и ряд способностей и навыков, которые человек освоил как член общества [6]. Содержательное определение Э. Тейлора философы и социологи дополнили функциональным: культура оказывается специфическим способом организации и развития человеческой деятельности. Она представлена в системе социальных норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, к другим людям и к самим себе [3: 206]. Хотя культура и выражает специфику общественной жизни, но специфика самой культуры и ее содержание определяются сущностью человека, его характерологическими отличительными качествами и динамической деятельностью. Иными словами, культура представляет «человеческий содержательный аспект и параметр общественного бытия, гуманистическую сторону общественных отношений» [5: 249].

Символический характер и интерпретация культуры фиксируются в знаковой форме, которую реализуют искусство. Естественный и искусственный язык, различные программы деятельности, поведение и общение людей. Сложная иерархия разнородных культурных образований укладывается в три уровня:

1. Реликтовые программы прошлых исторических периодов, действующие через ментальные структуры и поддерживающие их стереотипы.

2. Программы воспроизведения и совершенствования отдельных типов общества, начиная от способа производства материальных благ и государства и заканчивая моралью.

3. Инновационные программы социальной жизни, направленные в будущее, а потому носящие проективный проспективный характер. Этот тип программ культура генерирует путем внутреннего оперирования знаковыми системами.

Многообразие культурных программ и явлений всех уровней организовано в целостную систему для определенного исторического периода и соответствующего ему конкретного общества. Систематизирующие мировоззренческие универсалии формируют обобщенный образ человеческого мира и глубинные структуры человеческого сознания. Однако сами универсалии обнаруживаются благодаря особым смыслам, выражающим специфику способов деятельности и общения людей, хранения и передачи общественного опыта, шкалу ценностей, характерных для данной культуры.

Именно смысл - это универсальный способ, позволяющий человеку осознать и присвоить окружающий мир, превратить его в поле осмысленного человеческого бытия. Таким образом, смысловая составляющая культуры, ее смысловая доминанта реализуются как интегративная функция, которая дает людям не только общий способ постижения мира, но и способ взаимопонимания и сопереживания, «язык» для выражения духовной деятельности.

Взаимодействие культуры и цивилизации очевидно, но оно зависит от содержания понятия цивилизация. Впервые это понятие встречается в очерке Мирабо «Друг людей» (1756 г.): «... цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития. (...). Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели» [см.: 5: 256]. Наиболее распространенное понимание цивилизации связано с достаточно высоким уровнем духовно-культурных и технологических достижений общества, с его социально-политическим развитием и т. п. или, по Ф. Энгельсу, со стадией развития общества , наступающей за дикостью и варварством. Цивилизация может пониматься как характеристика конкретного типа культуры и общества, и тогда она социально-культурный феномен. В этом смысле говорят о культуре майя, Древней Греции и Рима и др.

Цивилизация и культура имеют сходства и различия. Цивилизация может пониматься как продукт культуры, как система, создаваемая обществом в ходе культурного процесса, как система средств его функционирования и совершенствования. Здесь цивилизация выступает в качестве некоей формы, которая фиксирует достижения культуры, а культура несет смыслы, задает ценности человеческого и общественного бытия и выступает как сущность в отношении к цивилизации. Итак, во взаимодействии с цивилизацией культура представляет собой систему коллективных, общественно значимых смыслов, ценностей и убеждений, норм поведения, свойственных и индивидуумам, и сообществам. Будучи духовным образованием, культура базируется на ряде элементов, а именно:

- на знаково-символическом элементе, т. е. знаниях, сформулированных в определенной системе понятий и зафиксированных в языке;

- на ценностно-нормативной системе, обусловленной объективными причинами, мотивами и целями деятельности;

- на возможности самореализации человека.

Таким образом, с точки зрения человека и удовлетворения его потребностей культура в целом выступает как способ и мера овладения естественным и социальным мирами.

Антропологическая философия представляет специфику человеческого бытия и жизнедеятельности. Человек выделяется из окружающего мира, начинает осваивать и присваивать объективный мир в силу дуализма человеческой био-социальной природы. Сфера духовной деятельности человека организована его способностью понимать объективную действительность творчески, как открытый мир, одним из компонентов которого предстает культура. Функционально культура является деятельностью человека и общества в знаково-символической форме; она создает ценностно-нормативную основу общественной жизни и возможности для самореализации человека, в том числе и в языке. Будучи формой общественного сознания, культура выступает в неразрывном единстве с наукой, искусствами, философией моралью, религией и другими формами общественного сознания. Взаимодействуя с цивилизацией на уровне сущности и явления, культура выступает как способ и мера овладения человеком природным и социальным мирами.

Литература

1. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.

2. КимелёвЮ. А. Современная философско-религиозная антропология. М., 1985.

3. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003.

4. Потебня А. А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993.

5. Радугин А. А., Радугина О. А. Философия науки: общие проблемы: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Библиотека, 2006.

6. Тейлор Э. Б. Антропология. Введение к изучению человека и цивилизации. СПб.: Изд-во И. И. Билибина и Ко, 1882.

7. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.