УДК 1 (14) ББК 87.216
Бурлуцкий Андрей Николаевич Burlutsky Andrew Nicolaevich
доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии кандидат философских наук, доцент.
Associate Professor, Department of Humanitarian Disciplines, Rostov branch of the Russian Customs Academy, PhD in Philosophy, Associate Professor. Тел.: 8 (928) 602-17-09.
Келеберда Нина Григорьевна Keleberda Nina Grigorevna
доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии кандидат философских наук, доцент.
Associate Professor, Department of Humanitarian Disciplines, Rostov branch of the Russian Customs Academy, PhD in Philosophy, Associate Professor. Тел.: 8 (928) 115-16-98.
Левин Владимир Михайлович Levin Vladimir Michailovich
доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии кандидат философских наук, доцент.
Associate Professor, Department of Humanitarian Disciplines, Rostov Branch of the Russian Customs Academy, PhD in Philosophy, Associate Professor. Тел.: 8 (928) 904-92-66.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО СУЩНОСТЬ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ М. ШЕЛЕРА
Man and his essence in M. Scheler's phenomenological conception
Статья посвящена проблеме человека в контексте поиска онтологического и экзистенциального смысла. Проанализировав феноменологическую концепцию М. Шелера, основоположника философской антропологии, авторы приходят к выводу, что феноменология в трактовке философа предстает в качестве способа найти точку соприкосновения человека с Богом, путь духовного возрождения. По мысли авторов, феноменологический подход играет важную роль в реанимации этической сферы как необходимого условия дальнейшего прогресса человечества.
Ключевые слова: философия, феноменология, философская антропология, сущность человека.
Макс Шелер, ученик и последователь Гуссерля, является основоположником философской антропологии, которая преемственно впитала в себя некоторые идеи и методологические приемы феноменологии (интенциональность, фундирование, интуицию, редукцию, априоризм и другие). С феноменологией Шелера (его считали феноменологом номер два после Гуссерля) связывают, прежде всего, недоверие к аб-
This article is devoted to a problem of the person in the context of search of ontological and existential sense. Having analysed the phenomenological concept of M. Sheler - a founder ofphilosophical anthropology, authors come to a conclusion that the phenomenology in an interpretation of the philosopher appears as a way to find a common ground of the person good luck, a way of spiritual revival. According to authors, phenomenological approach plays an important role in resuscitation of the ethical sphere as necessary condition offurther progress of mankind.
Keywords: philosophy, phenomenology, philosophical anthropology, essence of the person.
страктным конструкциям строго рационального подхода в философии и дар интуитивного постижения сущности человека и феноменов окружающего его мира. Феноменологическое наследие ученого помогает по-новому взглянуть на мировую культуру «.. .как единый поток движения человечества к своему "Абсолютному центру", к познанию самого себя, своей сущности, своего "сердца"» [1, с. 127].
Феноменологические идеи Шелера нашли свое отражение в таких работах, как «Положение человека в космосе», «Феноменология и теория познания», «К феноменологии и теории симпатии и о любви и ненависти», «Любовь и познание», «Ordo amoris» и других.
Важно отметить, что работа «Феноменология и теория познания» является одним из основных текстов, в которых Шелер формулирует свою концепцию феноменологии. В ней ученый осуществил свой авторский «поворот от факта науки к миру жизни», то есть актуализировал феноменологию и поднял ее изыскания на принципиальный философско-по-знавательный уровень.
Феноменология, указывает Шелер, дает возможность найти в себе точку соприкосновения человека с Богом, человека с миром и воспринять его сущностную структуру. Шелер видит смысл феноменологического подхода в реанимации этической сферы (в духе христианского учения Августина Блаженного) как необходимого условия дальнейшего прогресса человечества. Феноменология в этом контексте, обладающая интуитивно-созерцательной методологией познания трансцендентной сферы, является незаменимой философской базой. Она понимается Шелером в качестве философской дисциплины, направленной на раскрытие практических возможностей иррационального способа философствования, в центр которого выдвигается проблематика ценностного мира человека.
В феноменологической аксиологии Шелера ценности представляются как объективные качественные феномены, предписывающие человеку нормы долженствования, правила жизнедеятельности и образующие особую сферу трансцендентных неэмпирических сущностей, находящихся вне пространственно-временной реальности. «Ценность, по Шелеру, - это феномен, самообнаруживающийся в акте эмоциональной интуиции, феномен, которого нет вне направленности на него сознания. Философ решительно отвергает взгляд, будто ценность -это только общее понятие, значение или смысл. Напротив, ценность всегда дана в эмоциональном созерцании, ее невозможно вывести путем абстрагирования из общих свойств предметов и явлений и выразить в формах логического мышления» [2, с. 380].
Для самого Шелера феноменология - это не название какой-то новой науки и не другое наименование философии, но название такой установки духовного созерцания, в которой удает-
ся усмотреть или ухватить в переживании нечто такое, что остается скрытым вне ее, то есть некую область «фактов» особого вида. «Я говорю "установка" - а не метод. Метод - это заданная какой-то целью мысленная процедура обработки фактов, например, индукция, дедукция. Здесь же речь идет, во-первых, о самих фактах нового типа, которые предшествуют всякой логической фиксации, а во-вторых, - о процедуре созерцания. Цели же, для достижения которых используется эта установка, задает мировая философская проблематика, в том виде, как она была сформулирована в основных чертах в ходе идущей на протяжении тысячелетий работы философии; хотя это и не значит, что как раз благодаря применению этой установки не может быть достигнута и многообразно изменена более точная формулировка этих проблем» [3, с. 198]. Под методом вообще Шелер понимает то, что используется в естествознании в процессе экспериментального обнаружения естественно-научных фактов, а под естественной установкой - то, что наблюдается и описывается как психические или физические факты.
Шелер отличает феноменологическую установку от установки естественно-научного наблюдения. В феноменологической установке пережитое и усмотренное дается только в самом акте переживания и усмотрения (оно являет себя только в нем). «Дело не обстоит так, что оно (пережитое и усмотренное) присутствует здесь и может быть наблюдаемо - таким образом, что выделяется то одна, то другая черта вещи без изменения самой вещи. При этом безразлично, как нечто усматривается: усмотрение может быть осуществлено и с помощью эксперимента. Но в таком случае эксперимент не имеет индуктивного смысла. Тогда он представляет собой то же самое, что и так называемый "наглядный эксперимент" математиков, с помощью которого они удостоверяются в возможности какого-либо заранее определенного понятия» [3, с. 198-199]. Феноменологическая установка обусловливает непосредственный, происходящий в переживании «контакт с самим миром». Причем переживаемые и усматриваемые предметы воспринимаются так, как они непосредственно представляют себя в актах переживания, как они «сами присутствуют» в нем.
Феноменологическая установка и акты переживания в рамках познания бытия мира даны в самом предмете переживания. Феноменология всегда стремится к познанию трансцендентных источников, в которых раскрывает себя
содержание мира. Феноменологическая рефлексия есть путь соприкосновения переживания и предмета в мире, которое касается всего, на что направлено познание (факты физического и психического мира, Бог и т. п.). Феноменология открывает сущность того, что переживается и усматривается, и того, что изначально присутствует в предмете. Критерий феноменологического анализа заключается в соприкосновении с предметами, которое на уровне иррационального опыта открывает их смысл.
Развивая феноменологические идеи Гуссерля, Шелер все же отходит от классической феноменологии, поскольку стремится соединить феноменологическое наследие с религиозной философской традицией. Этически ориентированную феноменологию Шелера иногда называют «феноменологией чувств». В интенцио-нальных актах религиозных верований философ видит процессы конституирования субъектом своей собственной сферы, наполненной ментальным и эмоциональным содержанием. Шелер заменяет идею формального наличия трансцендентального бытия Я на конкретную идею Бога (Бог как «бесконечная и совершенная личность») как коррелята существования индивида. Человек для Шелера - это, прежде всего, сущностная субстанция, которая через тело реализует духовные ценности, то есть открывает в себе и для себя Бога.
Предметом феноменологического познания у Шелера выступают абсолютные сущности, которые представляют собой элементы «базовых явлений» (подобно идеям Платона) и зафиксированы в человеческих ценностях. «В конечном счете феноменология сущностей Шелера - это феноменология ценностей, феноменологическая редукция, и феноменология сущностей только тогда имеет смысл, когда они служат увеличению нашего знания о мире и человеке и выявляют истинность наших ценностных позиций» [4, с. 34]. Феноменология сущностей стремится обосновать смысл ценностей человеческого бытия, которые имплицитно присутствуют в контексте реализации феноменологических редукций.
Шелер указывает, что феноменологическая редукция возможна только тогда, когда учитывается «верх» и «низ» человека, то есть анализируются все сферы человеческого бытия. Целью такой редукции выступает очищение сознания от обыденности до уровня созерцания и переживания «чистых фактов» или высших, абсолютных сущностей, каковой, напри-
мер, выступает Бог. «То, что можно показать и усмотреть после тщательного осуществления феноменологической редукции, то невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть в каком-либо эмпирическом исследовании: наблюдении, описании, индукции, дедукции или исследовании причин (в области реального); напротив, все эмпирические фиксации должны принимать его во внимание» [3, с. 203]. Таким образом, Шелер через феноменологическую редукцию обращается к трансцендентному, в котором истинное человеческое бытие коррелирует с божественной сферой.
Феноменология Шелера, в отличие от феноменологии Гуссерля («новая философия как строгая наука»), не претендует на строгость в исследовании. Для Шелера феноменология -это новое средство, используемое в решении извечных философских проблем. Это точка соприкосновения с человеком, проявляющим себя в эмоциональной сфере. Чувства индивида, как полагает Шелер, есть основа феноменологической аксиологии, поскольку интенциональные акты на эмоции человека (например, любовь и ненависть и т. п.) обнаруживают объективное ценностное содержание. Другими словами, ценности суть интенциональное содержание эмоциональных актов, независимое от целей человеческого поведения. Интенция в данном случае понимается как прорыв одного «сердца к другому», выход навстречу друг другу человека и мира, человека и Бога.
В феноменологической концепции Шелера ценности представляются как абсолютные сущности с априорными характеристиками, которые открывают свой смысл в феноменологическом созерцании. Они выступают необходимой базой феноменологического наблюдения (созерцания) и восприятия (переживания), поскольку представляют собой интенциональный предмет сознания. Постижение смысла этих сущностей носит открытый характер и никогда не может быть окончательным в силу их абсолютности. Для Шелера абсолютные сущности, или ценности, имеют свою иерархию, наиболее значимое место в которой занимаетлюбовь.
Следует отметить, что в феноменологии Шелера концепция априорности абсолютных сущностей рассматривается с точки зрения аксиологии. Для Шелера a priori - явление материальное (в отличие от формального a priori Канта), то есть непосредственно выраженное в силу усмотрения сущности в феноменологическом созерцании. Шелер считает, что мате-
риальное (данное в восприятии) a priori может быть основано на усмотрении одной личности (проблема интерсубъективности). Такое a priori есть изначально данный смысл содержания феноменов, который основывается на «фактах» эмоционального созерцания. По мысли философа, к материальному a priori относятся только те факты, которые даны нам в эйдетической интуиции. Феноменологическое свойство a priori присуще только абсолютным сущностям.
Материальное a priori, по Шелеру, невозможно вывести логическим путем, поскольку оно лежит вне компетенции рациональных исследований и может проявлять (фиксировать) себя только в интуитивном созерцании. «Здесь вообще отказывает аппарат интеллекта, ибо материальное априори есть вещная, предметная структура, которая проявляется в широких областях опыта и которой соответствуют только определенные акты и функциональные соотношения. Таким образом, для объяснения структуры материального априори Шелер привлекает один из высших принципов феноменологии - гуссерлевский закон о соответствии акта предмету» [2, с. 382].
Феноменологический априоризм Шелера основывается на порядке фундирования, в соответствии с которым феномены как содержание непосредственного переживания становятся данными. Феноменологический априоризм имеет свою основу «.. .не в каком-то "рассудке", но в их (феноменов) сущности, (он) делает возможным то, что, например, все предложения, относящиеся к "пространственности", имеют силу и для тел, все предложения, имеющие силу для ценностей, имеют силу и для благ и действий, несущих в себе эти ценности. То есть все, что значимо для (самоданной) сущности предметов (и для связей сущностей), a priori значимо и для предметов этой сущности». Априоризм Шелера - это обнаружение истинных смыслов предметов окружающего мира, данных человеку вследствие интенционально-го переживания и созерцания.
Шелеровское a priori делает возможным непосредственное видение сущности предмета. Оно не связано с ассоциативной деятельностью естественно-научно ориентированного познающего субъекта и не может быть рационально и логически выведено. Феноменология человеческого духа, направленного на a priori, есть опосредование (материализация в понимании Шелера) в определенном порядке данных фактов окружающего бытия, прежде всего
трансцендентного характера. Такое a priori лежит в основе феноменологического опыта, который через интуитивное видение представляет смысл проявленных феноменов, открывающих истинное предназначение человеческого существования, поскольку предоставляют абсолютные знание и ценности.
В рамках феноменологии Шелер создал «... особое направление - прикладную феноменологию, в которой феноменологический подход применяется к анализу ценностных (главным образом этических) феноменов и феноменов религиозного сознания под специфическим углом зрения - в аспекте их освоения человеком, приобщения к ним и превращения их в "факты" человеческого внутреннего мира» [5, с. 119]. Ученый пытается обосновать познавательную роль интуиции, без которой невозможен анализ эмоционального внутреннего мира человека. Проникновение в сущность человека, по мнению Шелера, возможно только посредством контролируемой интуиции, которая учитывает его «душу» и «сердце», его ценностные ориентации. Феноменологический метод -это, прежде всего, метод понимания, основанный на интуитивном видении.
В контексте феноменологии Шелера разум противопоставляется эмоциям как сфере внутреннего для человека плана, в которой он находит истинное предназначение своего существования. Сфера эмоций - это, прежде всего, сфера ценностей, не конституируемая трансцендентальным, или чистым, сознанием, а представляющая собой откровения Бога, в которой ценности структурированы согласно строгой иерархии. Высшее место в этой иерархии занимает любовь, интенциональный характер которой обусловливает этические мысли и волевые акты. Ценности, имеющие сверхъестественную (трансцендентальную) природу, даны человеку благодаря эмоциональным действиям. Эмоциональные процессы и состояния как интенцио-нальные акты обнаруживают свой смысл непосредственно через созерцания и переживания.
В эмоциональном переживании, носящем абсолютный, космический характер, человек непосредственно чувствует сам предмет. «Это "принимающее чувствование" чего-либо (например, ценностей) Шелер называет "классом интенциональных функций". Такие функции не требуют опосредования через "объективирующие акты" представлений и суждений, и, таким образом, интенциональные акты отличаются от чувственных состояний» [2, с. 390].
Именно в процессе интенционального чувствования человеку открываются предметы мира с их ценностной стороны.
Шелер указывает, что источником эмоциональных действий является сердце, поскольку оно соединяет человека с трансцендентными ценностями и Богом, «...ведь сплачиваемая в сердце духовная энергия человека находит свое воплощение в эмоциональных актах, которые возможны только исходя из этой связи. Таким образом, сердце и идущие из него эмоции перестают рассматриваться как психические состояния, а предстают во всем величии своей космической и трансцендентной фундаментальности» [6]. Рассмотрение человека как существа любящего (наделенного сердцем - связующим звеном с Богом) обусловило формирование специфических черт феноменологии Шелера, в которой «меньше говорят, больше молчат и больше видят, видят и те миры, которые, возможно, вообще не выразимы». Осознание взаимосвязи человека и Бога, обнаруживающей себя в любви, осуществляется в акте чистого усмотрения сущностей данного мира, в порыве в трансцендентное или феноменологическом опыте.
Феноменологический смысл существования человека заключается в реализации феноменологического опыта, который имеет два характерных признака. Во-первых, только через феноменологический опыт возможно непосредст-
Литература
1. Черная Л. А. «Новая философская антропология» Макса Шелера и история культуры // Вопросы философии. 1999. № 7.
2. Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
3. Шелер М. Феноменология и теория познания. Феноменологическая установка // Избранные произведения. М., 1994.
4. Бюль В. Феноменологическая редукция, функциональное понимание и интуиция сущностей: измерения и принципы понимающей социологии в работах Макса Шелера // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: реферативный журнал. Сер. 11: Социология. 1 994. № 1.
5. Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига, 1991.
6. Дорофеев Д. Ю. Феноменология М. Шелера. URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/shel-er/sheler i3.htm.
венное усмотрение смыслов «фактов» мира самих по себе, без каких-либо (в том числе и социокультурных) общепризнанных привязок. Именно в феноменологическом опыте вся совокупность таких привязок находит свое окончательное очищение, так как они онтологически возможны только в рамках чистых сущностей. Фиксация их в символах представляет факт чистого созерцания. Во-вторых, феноменологическому опыту принадлежит только то, что являет себя в соответствующем интенцио-нальном акте как данное усмотрение в созерцании и переживании. «В нем нет ничего, что предполагалось или полагалось бы извне, его суть как раз и состоит в совпадении полагаемого и являющегося, совпадении, обнаруживающем содержание феноменологического опыта, в котором, в свою очередь, и предстает раскрывающий себя феномен. Поэтому ценности являются здесь не в своей относительной, а в своей абсолютной значимости - ведь человек, микрокосм, имеющий с ними изначальную связь в сердце своем, сделал все от себя зависящее, так сказать, подготовил себя благодаря феноменологической редукции» [6] к взаимосвязи с Богом посредством любви. В феноменологическом опыте непосредственно проявляются «факты» и обнаруживается содержание феноменологического опыта, то есть «дается» сам феномен.
Bibliography
1. Chemaya L. A. «New philosophical anthropology» of Max Sheler and cultural history // Philosophy questions. 1999. № 7.
2. Chukhina L. A. Man and his valuable world in phenomenological philosophy of Max Sheler // Sheler M. Chosen works. Moscow, 1994.
3. Sheler M. Phenomenology and theory of knowledge. Phenomenological installation // Chosen works. Moscow, 1994.
4. Byul V. Phenomenological reduction, functional understanding and intuition of entities: measurements and the principles of the understanding sociology in Max Sheler's works // Social and the humanities. Domestic and foreign literature: abstract magazine. Series11: Sociology. 1994. № 1.
5. Chukhina L. A. Man and his valuable world in religious philosophy. Riga, 1991.
6. Dorofeyev D. Yu. Sheler's phenomenology. URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/sheler/ sheler_i3.htm.