ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
О.В. Пастушкова, О.С. Широкова, Е.В. Ловягина Воронежский государственный технический университет
Проблема достоинства человека в современной философской и общественной мысли занимает огромное место. Это вполне объяснимо, и причина заключается в том, что вопросы достоинства человека на сегодня объективно стали наиболее острыми проблемами общественной жизни. Человеческое достоинство - это та самая абсолютная ценность человека прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Человек есть и духовная особь - личность; как личность он не терпит морального насилия, насилия над своим внутренним миром, тем самым защищая собственную уникальность.
Понятие «достоинство» - универсально. Это сама суть, стержень ценностей человека. Мы должны уважать человеческое достоинство - свое собственное и других людей. «Уважение к достоинству безразмерно» [1; 383].
Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях. Только благодаря достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека», в преамбуле которой записано: «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи».
Достоинство любого человека подлежит защите, независимо от его социальной ценности. «Право на собственное достоинство - наиболее фундаментальное и неотторжимое от человека право. Даже в ситуациях, в которых могут распоряжаться жизнью человека, как например, на войне, никто не вправе отнять у человека его достоинство, право оставаться самим собой» [1; 384].
Согласно библейскому откровению, природа человека не только сотворена Богом, но и наделена им свойствами по божьему образу и подобию. Только на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством. Таким образом, в христианской традиции понятие «достоинство» имеет в первую очередь нравственный смысл, а представления о том, что достойно, а что недостойно, крепко связано с нравственными или безнравственными поступками человека. Достоинство является абсолютной духовной ценностью для личности.
Достоинство является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. Человек, который берет на себя ответственность и становится полноправным автором своей жизни, не позволяя обстоятельствам и мотивам сломить себя, посягнуть на его ценности, является обладателем чувства достоинства. Необходимо признать достоинство как цен-
ность, которая реализуется в поступке, при условии, что человек не только реализует суверенное право выбора поступка, но и принимает на себя нравственную ответственность за его результаты [2; 211].
Таким образом, в онтологическом смысле с понятием достоинства связывается, во-первых, представление об уникальности человека как образа Божьего, как носителя нравственного и религиозного сознания. Во -вторых, достоинство человека следует понимать как неисчерпаемость, богатство внутреннего мира человека. В этическом смысле достоинство есть не что иное, как следование нравственному закону и указаниям праведной совести. В религиозно -духовном смысле достоинство человека - проявление духовной силы, духовной энергии для защиты внутренней свободы.
Список использованной литературы:
1. Абелев Г.И. Очерки научной жизни. М.: Научный мир, 2006. 383 с.
2. Боранецкий П.С. О достоинстве человека. М.: Париж, 1950. 132 с.