Научная статья на тему 'Человеческий потенциал современного российского региона: жизненные стратегии и инновационные ресурсы (на примере Ивановской области)'

Человеческий потенциал современного российского региона: жизненные стратегии и инновационные ресурсы (на примере Ивановской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
546
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА НАСЕЛЕНИЯ / ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аргунова Вера Николаевна

Предметом настоящей статьи является исследование человеческого потенциала как творческого начала и движущего фактора развития социальных систем. Представлен категориальный анализ «человеческого потенциала», выявлены методологические аспекты его социологического дискурса. В качестве ключевого условия реализации человеческого потенциала на личностном уровне обозначены индивидуальные жизненные стратегии. Представлена их типология на основе анализа социологических опросов жителей Ивановской области. Исследования состояния и реализации человеческого потенциала позволяют выявить инновационно активную часть населения, открывая новые возможности разработки стратегий устойчивого развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий потенциал современного российского региона: жизненные стратегии и инновационные ресурсы (на примере Ивановской области)»

I

РЕГИОНЫ РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 316.422

В.Н. Аргунова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЕГИОНА: ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Предметом настоящей статьи является исследование человеческого потенциала как творческого начала и движущего фактора развития социальных систем. Представлен категориальный анализ «человеческого потенциала», выявлены методологические аспекты его социологического дискурса. В качестве ключевого условия реализации человеческого потенциала на личностном уровне обозначены индивидуальные жизненные стратегии. Представлена их типология на основе анализа социологических опросов жителей Ивановской области. Исследования состояния и реализации человеческого потенциала позволяют выявить инновационно активную часть населения, открывая новые возможности разработки стратегий устойчивого развития региона.

Ключевые слова: социальная система, социальный потенциал, человеческий потенциал, социальные качества населения, жизненная стратегия.

Успешное и эффективное развитие региона как сообщества возможно при опоре на внутренние резервы. Решая научно-практическую проблему выявления внутренних источников развития, ученые в первую очередь рассматривают социальные качества населения - человеческий потенциал. Именно люди, со своими знаниями, способностями, жизненными установками и ценностями составляют основу социального потенциала региона.

Потенциал системы (потенциальное бытие) - это будущее, содержащееся в настоящем. Он представлен теми возможностями, способностям, ресурсами системы, которые позволяют ей прогрессивно развиваться. Он выступает источником самодвижения, самоизме-нения, а также преобразования условий и характеристик среды. Потенциал системы обладает такой, на первый взгляд, парадоксальной чертой как возрастание по мере использования: чем больше реализуется потенциал системы, тем богаче он становится. В противоположном случае, если потенциал не востребован, происходит его сокращение.

В сфере общественных явлений потенциал приобретает специфические черты и формы в силу особенностей строения и функционирования социальных систем. В специфических функциональных механизмах скрыты движущие силы развития системы. Функционирование так таковое порождает гомеостатические отношения системы и среды, стабилизирует отношения, вызывает циклическую повторяемость процесса, «движение на месте». Система вырабатывает такие способы существования, которые являются оптимальными с адаптационной точки зрения, позволяя уравновесить отношения с внешней средой. С другой сто-

роны, в обществе всегда имеются социальные силы, стремящиеся радикально изменить, преобразовать существующую действительность, сделать ее более совершенной. Таким образом, функционирование содержит в себе ряд противоположных моментов: стабилизирующий, мобилизующий, консервативный, революционный, адаптационный и дезаптационный. Все перечисленные аспекты в той или пропорции являются необходимыми. Вместе с тем исторический процесс осуществляется гораздо быстрее, чем природный. Это «убыстрение» течения социальной жизни снижает удельный вес стабилизирующих сил и повышает роль творческих сил.

Именно творческое начало человеческой деятельности является тем аспектом функционирования всех социальных систем, которое изменяет существующее положение дел, порождает изменения. Также существует и обратная связь - влияние развития системы на ее функционирование. Оно состоит в том, что развитие изменяет условия функционирования и тем самым закрепляет новаторские изменения, способствует их укоренению, завоеванию ими господствующего положения и, в тоже время, их вытеснению, преодолению, разрушению, когда логика движения позволяет ему выйти на более высокий уровень, а изменяющиеся потребности общества этого требуют.

Потенциал социальных систем, в т.ч. и региона, обладает рядом характерных черт.

1. Это общественная, надынвидуальная характеристика. Она не сводима к сумме потенциалов, входящих в данную систему индивидов. Интеграция личностных потенциалов создает новую целостность, которая значительно меньше зависит от психологических и индивидуально-личностных факторов. Этот феномен социален и по происхождению, и по проявлениям.

2. Потенциал системы имеет свою структуру. Элементы структуры также имеют свой потенциал, различающийся степенью наличия и развитости свойств, обеспечивающих поступательное развитие системы. Изменения этих свойств в разных элементах может осуществляться неравномерно. Потенциал целостности представляет собой не сумму, а «произведение» его компонентов.

3. Совокупный социальный потенциал определяет развитие составляющих его элементов. Существует тенденция к постепенному выравниванию их уровня.

4. Потенциал системы складывается под влиянием объективных и субъективных факторов; формирование и реализация потенциала носят управляемый характер.

5. Потенциал имеет пространственные и временные характеристики.

6. Потенциал концентрирует три уровня связей и отношений: отражает прошлое через совокупность свойств, накопленных системой в процессе становления; характеризует настоящее с точки зрения практического применения и ориентирует на будущее развитие.

Основу потенциала социальных систем составляет человеческий потенциал [1-6]. «Человеческий потенциал» как социологическая категория имеет несколько значений. В широком социальном контексте это понятие используется как характеристика мощи национальных государств с учетом их численности. Она выражает латентную силу и влияние страны на мировые процессы. Также категория «человеческий потенциал» отражает качество социальных общностей, оценивает их динамизм, способность к ускоренному развитию. Поскольку решающее влияние на жизнь современных обществ оказывает качественная сторона данного феномена, основное внимание исследователей сосредоточено именно на ней.

Человеческий потенциал закреплен в физических и духовных качествах граждан. Его можно определить как накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемой в разнообразных сферах деятельности [6].

Социологический дискурс изучения человеческого потенциала предполагает важные методологические моменты:

1) необходима структурная операционализация понятия: выделение его компонентов и индикаторов;

2) требуются сопоставление и корреляция его объективных и субъективных параметров; самооценка индивидом своих социальных качеств и жизненных установок, отношение к инновационным видам деятельности, субъективная оценка состояния региона, его перспектив и пр. не просто расширяют знание о человеческом потенциале, а помогают выработать наиболее оптимальные пути его реализации.

В научной литературе существуют различные представления о структуре человеческого потенциала. В рамках исследования по изучению социального потенциала Ивановской области прошла успешную апробацию схема выделения трёх компонентов: демографического, интеллектуального и профессионального [7].

Демографический потенциал составляет ресурсный блок потенциала региона - выступает его социально-биологической основой. Демографический потенциал фиксируется с помощью количественных и качественных показателей и включает в себя характеристики населения, как на популяционном уровне, так и на индивидуальном. Индикаторами качества популяции региона выступают: общая численность населения, численность городского и сельского населения, миграционные потоки, структура населения по поколениям и полу, численность трудоспособного населения, средняя продолжительность жизни мужчин и женщин, соотношение рождений и смертей, браков и разводов, доля матерей-одиночек, доля внебрачных, безнадзорных, лишенных родительского воспитания детей, состояние физического и психического здоровья, уровень жизни.

На индивидуальном уровне будут иметь значение следующие критерии: установки людей на создание семьи, рождение детей, оценка собственного здоровья, здоровый образ жизни. Эти субъективные показатели зависят от множества факторов, прежде всего объективного характера: уровня жизни в стране в целом и в регионе, социально-экономических перспектив территории, возможностей трудоустройства и т.д. Тем не менее, они могут изменяться под воздействием эффективных управленческих решений, направленных на поддержку молодых семей, поощрение рождаемости, здорового образа жизни и т.п.

Интеллектуальный аспект человеческого потенциал региона - это совокупность знаний и информации, ценностей, умений и навыков деятельности, которыми располагает население. Использование интеллектуального потенциала приводит к достижению социально значимых результатов и предполагает интеллектуальную активность индивида [8].

Интеллектуальный потенциал региона аккумулирует интеллектуальные потенциалы индивидов и может быть измерен по таким показателям:

1) наличному уровню образованности населения;

2) степени интеллектуальной активности.

Оценка уровня образования населения региона осуществляется на основе статистических данных и включает в себя:

а) уровень общей образованности взрослого населения (либо средний уровень образования всего занятого населения, либо средний уровень образования населения в возрасте старше 20 лет, что позволяет учитывать временно неработающих, пенсионеров и т.д.);

б) удельный вес в населении студенчества - количество студентов на 10 000 населения (измеряет роль образования в создании интеллектуального потенциала [9].

Интеллектуальная активность личности может быть охарактеризована как:

• инновационно-творческий потенциал - совокупность способностей человека в постановке и решении новых творческих задач, проявление инициативы и предприимчивости;

• духовно-ценностный потенциал - система ценностей и ценностных ориентаций личности, на основе которой формируются способности человека к реализации потенциала;

• информационный потенциал - сумма знаний, которая может быть использована в той

или иной деятельности.

Оценка уровня интеллектуальной активности производится количественными и качественными социологическими методами.

Профессиональный потенциал региона можно определить как совокупность профессионально-квалификационных характеристик населения. Показателями состояния профессионального потенциала региона выступают следующие качества людей трудоспособного возраста: уровень профессиональной подготовки и квалификации; степень реализации профессиональной подготовки; степень трудовой активности (желание повышать квалификацию, продолжать профессиональное обучение, обучаться новым или смежным профессиям); модель занятости; характер трудовой мотивации, уровень сознания и ответственности. Уровень профессионального потенциала региона лучше всего выявляется посредством анализа профессионально-квалификационных характеристик различных профессиональных групп.

В человеческом потенциале конкретного региона состояние каждого из его элементов - демографического, интеллектуального и профессионального - могут различаться. Однако в силу системной связи этих компонентов существует тенденция к постепенному выравниванию их уровня. Направленность системных изменений, их сбалансированность будет определяться не только объективными условиями, но и организационными усилиями региона как субъекта деятельности.

Человеческий потенциал региона представляет собой открытую социальную систему, находящуюся в динамике. Социальные качества населения имеют объективно-субъективную природу, формируются и используются под влиянием процессов и явлений макро-порядка, затрагивающих социум в целом, мезо-порядка, детерминированных спецификой каждого региона, результатами волевых усилий индивидов. Регион как субъект общественного развития, может способствовать или препятствовать формированию и реализации актуальных личностных качеств.

Социологическое исследование, проведенное среди 18-40-летних жителей Ивановской области, выявило противоречивый характер состояния компонентов человеческого потенциала. Демографический потенциал имеет тенденцию к сокращению. Показатели рождаемости в области ниже общероссийского уровня и соответствуют суженному воспроизводству населения. Вместе с тем, исследование зафиксировало наличие достаточно устойчивой части населения области, ориентированной на многодетную семью. Эту группу, преимущественно составляют жители сельской местности. Среди благополучных в материальном отношении респондентов также проявляется ориентация на многодетность. Можно предположить, что ее закреплению будет способствовать улучшение социально-экономической ситуации в регионе и меры, предпринимаемые руководством страны по укреплению семьи и повышению рождаемости. Повозрастные коэффициенты рождаемости являются самыми высокими в возрасте 20 - 29 лет, что подчеркивает важность мер стимулирования рождаемости у женщин этого возраста. Наметилась тенденция повышения среднего возраста матери при рождении ребенка.

К факторам, негативно влияющим на брачное поведение и репродуктивные установки, отнесены уровень и качество жизни, состояние здоровья и трудности в совмещении женщинами семейных и профессиональных обязанностей.

В развитии семейно-брачных отношений в регионе наблюдается положительная тенденция роста числа зарегистрированных браков и уменьшения количества разводов. В то же время анализ гражданского состояния матерей показал, что количество детей, рожденных женщинами, состоящими в зарегистрированном браке, продолжает уменьшаться. Около 1/3 всех детей рождается в незарегистрированном браке.

Анализ профессионально-квалификационных характеристик населения Ивановской области в возрасте 18 - 40 лет позволяет говорить об их соответствии рыночным условиям. Так, уровень профессиональной подготовки респондентов достаточно высок: более 83%

имеют специальное профессиональное образование. Большую активность в получении профессиональной подготовки проявляют люди в возрасте 25 - 35 лет. С повышением уровня образования расширяется сфера приложения профессиональных навыков за счет обретения более высокого уровня квалификации (ученой степени) или получения образования по нескольким специальностям. Респонденты стремятся к обновлению своих профессиональных знаний и навыков, овладению информационными технологиями, развитию навыков делового общения. Значительная часть населения обладает профессиональной мобильностью и адаптивностью, занимаясь видами трудовой деятельности, не совпадающими с их профессиональной подготовкой.

В ходе исследования выявлен противоречивый характер реализации профессионального потенциала области. К числу положительных моментов следует отнести реалистичную оценку респондентами возможности трудоустройства в регионе по своей специальности и удовлетворенность социальными гарантиями, обеспечивающими их трудовую деятельность, включая предоставление оплачиваемого отпуска и приемлемого режима работы. Негативным фактором, тормозящим и сдерживающим реализацию профессиональных знаний и навыков населения, выступает низкий уровень заработной платы. Для пополнения своего бюджета люди избирают различные модели экономического поведения: активные (занимаются индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством, работают в нескольких местах), и пассивные (экономят, пользуются материальной помощью родственников). Фактор неудовлетворенности уровнем заработной платы в регионе является, по мнению респондентов, главной причиной, побуждающей их уехать из области. Особенно сильны миграционные настроения среди наиболее адаптивных и мобильных в профессиональном плане людей.

Интеллектуальный потенциал опрошенной группы населения имеет высокие количественные и качественные характеристики. 71,4 % респондентов имеют высшее и незаконченное высшее образование, 4,3 % - ученую степень, 17,5 % - среднее специальное образование. Более высокие образовательные характеристики отмечены у жителей г. Иваново и других городов области. Респонденты чаще всего оценивают образование как инструментальную ценность, рассматривая его как способ получения желаемой профессии и путь к карьерному росту. Реже образование воспринимается как возможность самореализации и желание повысить свой культурный уровень (как терминальная ценность). Особенно это характерно для студенчества. Прагматичное отношение к образованию подтверждается желанием людей продолжить обучение. Почти 2/3 респондентов желают получить дополнительное образование. Особенно высоки эти стремления у людей моложе 30 лет.

Проявлением интеллектуальной активности респондентов является деятельность по обновлению своих знаний и навыков. Большую активность в этом плане проявляют люди с высшим и послевузовским образованием, а также в возрасте 18 - 24, 30 - 35 лет.

Важным показателем интеллектуальной активности выступает ее креативный характер, выражающийся в участии в инновационной деятельности. Более 1/3 респондентов принимали участи в инновационных разработках. Наибольшую степень включенности в инновационный процесс демонстрируют такие категории респондентов, как студенты вузов и колледжей, предприниматели, работники образования, науки, культуры, управления. Респонденты с высшим и послевузовским образованием, в возрасте старше 25 лет чаще являются непосредственными участниками инновационной деятельности. Однако вызывает сильную озабоченность тот факт, что респонденты, участвующие в инновационной деятельности как организаторы, часто не стремятся связать свою дальнейшую жизнь с Ивановской областью. Среди тех, кто участвовал в инновационной деятельности как исполнитель, такая уверенность выше. Можно предположить, что при наличии соответствующих условий жизнедеятельности, эти люди могут составить ядро интеллектуального потенциала региона.

Противоречивые характеристики компонентов человеческого потенциала свидетельствуют о процессе их трансформации. Так, в профессиональном потенциале отчетливо прослеживается тенденция адаптации трудоспособного населения, особенно его образованной

части, к условиям рыночной экономики. Вместе с тем, трудовая деятельность остается для большей части респондентов способом и средством достижения материального благополучия, а не самореализации.

В интеллектуальном потенциале позитивная трансформационная линия представлена возрастанием ценности образования, интеллектуальной активности, проявляющейся в стремлении к получению дополнительного образования, обновлению имеющихся знаний, участию в инновационной деятельности. В то же время, имеющийся запас знаний, информации и навыков рассматривается преимущественно как инструментальная, а не терминальная ценность. Таким образом, в этих компонентах человеческого потенциала обозначаются вполне согласованные друг с другом тенденции, направленные на адаптацию к меняющимся социально-экономическим условиям. Их реализация способствует воспроизводству и расширению человеческого потенциала региона.

Неравномерность состояния элементов человеческого потенциала подтверждает сложность развития социальных систем, меняющихся не сразу, а постепенно. Тем не менее, характер дальнейшего процесса не предрешен. Взаимовлияние структурных компонентов может привести к различным последствиям. Возможны варианты выравнивания содержания элементов, как на основе положительных тенденций, так и негативных. Воплощение того или иного «сценария» будет определяться условиями реализации потенциала.

Условием реализации человеческого потенциала на личностном уровне являются индивидуальные жизненные стратегии. В соответствии со своими ценностными ориентациями человек выстраивает межличностные отношения, трудовое поведение, отношения с государством, формирует и реализует жизненные планы. Жизненные стратегии характеризуют способность человека к самостоятельному построению своей жизни, к осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением жизнедеятельности. Жизненная стратегия, с одной стороны, выбирается в соответствии с ценностными ориентациями личности; с другой стороны, она является своеобразным «социальным характером», отражением той среды, в которой происходит их формирование. Фромм, рассуждая о социальном характере, отмечает, что функция социального характера заключается в выработке определенных способов поведения, соответствующих требованиям социальной и культурной среды, и в то же время удовлетворяющих самого человека. Социальный характер формирует и направляет человеческую энергию внутри данного общества во имя продолжения функционирования данного общества [10].

Для характеристики «социальных характеров» населения Ивановской области использовались типологии жизненных стратегий, разработанные О. А. Хасбулатовой и Л. С. Егоровой, а также Ю.М. Резником. Первая типология различает три вида стратегий: стратегию выживания, патерналистскую стратегию и стратегию развития - на основе способов обеспечения себя и своей семьи. Патерналистская стратегия предполагает надежду на государство в деле материального обеспечения. Отличительными особенностями стратегии выживания является ориентация на собственные силы, но при этом используются такие способы обеспечения, как работа на приусадебном участке, сокращение расходов на литературу, отдых, приобретение одежды. Под стратегией развития понимается такой тип поведения и конструирования жизнедеятельности, которому соответствует осознанный отказ от иждивенческих настроений, опора на собственные силы при достижении целей, ориентация на профессиональный успех, самореализацию и саморазвитие [11].

Оптимальную основу для реализации человеческого потенциала региона в современных условиях составляет стратегия развития, предполагающая отказ от иждивенческих настроений, опору на собственные силы, ориентацию на профессиональный успех, самореализацию и саморазвитие. Исследование показало, что данная стратегия свойственна трети опрошенных. Это в основном жители областного центра, имеющие достаточно высокий уровень жизни. Около половины респондентов придерживаются стратегии выживания. Они обеспокоены, преимущественно, улучшением своего материального положения, но рассчи-

тывают только на собственные силы. Данная стратегия характерна, в основном, для сельских жителей. Патерналистской стратегии следует 1/10 часть респондентов, проживающих в районных центрах и сельской местности. Вместе с тем, ожидания материальной помощи от государства по-прежнему высоки. Они проявляются даже у достаточно обеспеченных слоев населения.

Другая типология жизненных стратегий учитывает степень активности/конформности индивида, его установку на коллективизм и индивидуализм, идентификацию с первичными группами или символическими общностями. По этим параметрам выделяются три вида стратегий: стратегия жизненного благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации личности. Стратегия жизненного благополучия сходна со «стратегией выживания» из предыдущей типологии. В жизни людей, придерживающихся стратегии жизненного успеха, преобладают стремление к стабильной жизни, материальному комфорту, известности и общественному признанию. Эта цель достигается посредством собственных усилий и действий человека. Стратегия самореализации предполагает практическую и осознанную установку личности на творческое изменение и преобразование собственной жизни. Смысл жизни в данной стратегии определяется чаще всего через понятие свободы [12-14].

Полученные данные показали, что жители области ориентируются на определенные интегративные стратегии: с одной стороны, в качестве жизненных приоритетов большинство обозначило семью и ее благополучие. С другой стороны, значительное количество опрошенных, особенно более молодого возраста, понимает, что в современных условиях достичь этой цели невозможно без проявления инициативы, предприимчивости, иногда риска.

Стратегия жизненного благополучия в большей степени характерна для сельских жителей, а стратегии жизненного успеха и самореализации — для городских, особенно проживающих в областном центре. Вместе с тем, жители сельской местности и районных центров чаще, чем жители г. Иваново, готовы проявлять инициативу, предприимчивость, искать новое в работе и жизни, быть готовым к риску. Это связано с большими сложностями, которые необходимо преодолеть сельскому жителю, стремящемуся пробиться «наверх».

Также выявилась связь между выбором жизненной стратегии и уровнем благосостояния семьи. Чем ниже уровень благосостояния, чем больше доля респондентов, выбирающих стратегию материального благополучия. С ростом доходов респонденты переходят к стратегиям самореализации и жизненного успеха.

Таким образом, распределение населения по жизненным стратегиям оказалось примерно равным. Это означает, что треть людей, принимавших участие в опросе можно рассматривать как потенциальных сторонников инноваций. Однако среди них много студентов вузов, которые хотели бы уехать или планируют покинуть область. Сохранение населения, создание условий, необходимых для реализации потребностей высококвалифицированных кадров, для обеспечения стабильности и достойных доходов семей, выступает ключевым моментом сохранения и развития человеческого потенциала Ивановской области.

Опрошенные жители Ивановской области более старшего возраста (30-40 лет), которые уже имеют определенный профессиональный опыт, многие из которых имеют детей, реже ориентированы на миграцию. Однако очень часто респонденты данной группы оценивают уровень своего благосостояния как низкий, но они не готовы к неопределенности, риску, с которым сопряжен переезд или переход на новую работу, боятся сменить привычный уклад жизни.

Респонденты, оценивающие уровень своих доходов как недостаточно высокий, либо все усилия направляют на обеспечение семьи (заработать даже в ущерб самореализации и т.п.) либо занимают пассивную позицию (ключевая установка — профессиональное самосовершенствование бессмысленно, нет необходимости качественно выполнять обязанности, поскольку «мало платят», «не ценят» и т.д.). Это приводит к тому, что их личностный потенциал не раскрывается в полной мере, что в свою очередь влияет на воспроизводство потенциала области.

Анализ состояния и реализации человеческого потенциала Ивановской области позволяет выявить ту часть населения, которая является носителем инновационных качеств и инновационной активности. В области определилась группа, хотя и не очень многочисленная, имеющая активную жизненную позицию. Большинство в ней составляют люди, которые успешно адаптировались к рыночным условиям, поскольку обладают большими доходами или хорошим уровнем профессиональной подготовки, позволяющим рассчитывать на высокую оплату в будущем (для студентов); они уверены в завтрашнем дне, более оптимистичны. Эти люди убеждены в необходимости проявлять инициативу, планировать свой профессиональный рост.

Население, находящееся в объективно более сложных условиях (жители сельской местности) преимущественно придерживаются стратегии выживания. Те же из них, кто стремится к самореализации и жизненному успеху, планируют переезд либо «в город», либо за пределы области, что в перспективе может привести к дальнейшему сужению потенциала сел.

Следует отметить еще одну группу, которая очень значима для развития потенциала региона, — это студенты вузов. Среди них больше всего тех, кто нацелен на профессиональный успех, проявление инициативы, творчество. Однако сомнения в возможности реализовать свои стремления в сочетании с высокой мобильностью (многие еще не состоят в браке, не имеют детей) могут выражаться в оттоке кадров из области.

Жизненные стратегии, социальные и личностные установки населения Ивановской области неоднородны. Они содержат: консервативный компонент (патерналистские стратегии), стабилизирующий компонент (стратегии выживания) и инновационный компонент (стратегии развития). Все эти компоненты являются необходимыми элементами функционирования системы. Будущее состояние региона зависит от соотношения компонентов: в случае преобладания консервативных и стабилизационных компонентов человеческий потенциал будет либо снижаться, либо стагнировать. Если преобладающим элементом станет жизненная стратегия развития, то будет иметь место расширение человеческого инновационного потенциала.

Жизненные стратегии поведения представляют собой жизненный мир личности, который трансформируется достаточно медленно. Однако выбор жизненных стратегий часто определяется внешними для индивида жизненными обстоятельствами, среди которых ведущую роль играет социально-экономическая ситуация в регионе. Внешние условия в гораздо большей степени изменяются под влиянием целенаправленных управленческих действий. Это означает, что сохранение и развитие человеческого потенциала, расширение его инновационного компонента возможно лишь в условиях реализации сильной социальноэкономической политики в сочетании с раскрепощением инициативы активной части населения на основе надежных социальных гарантий и уверенности в завтрашнем дне.

Стратегическую цель такой социально-экономической политики можно сформулировать как движение и наращивание экономического потенциала государства, устойчивое социальное развитие и высокое качество жизни населения.

Библиографический список

1. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода [Текст] / под ред. И.Т. Фролова - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 562 с.

2. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение [Текст] / под ред. Б.Г. Юдина - М.: Институт человека РАН, 2002. - 265 с.

3. Заславская, Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе [Текст] // Общественные науки и современность. 2005. №3. С. 5-16.

4. Римашевская Н. М. Человеческий потенциал России и проблемы сбережения населения [Текст] // Российский экономический журнал. 2004. №9/10. С. 22-40.

5. Саксельцев, И.Г. Человеческий потенциал современного российского общества (социологический анализ): автореферат дис... .канд. соц. н. [Текст] / И.Г. Саксельцев - Саратов, 2006.

6. Соболева, И.В. Воспроизводство человеческого потенциала: теория, методология, приоритетные направления: автореф. дис.д. эк. н. [Текст] / И.В. Соболева. - М., 2006.

7. Человеческий потенциал Ивановской области: состояние и перспективы развития [Текст] / под ред. В.Н. Аргуновой - Иваново: ИвГУ, 2008. - 156 с.

8. Аглямова, Г.Р. Интеллектуальный потенциал молодого города: структура, содержание, социальные функции [Текст] / Г.Р. Аглямова, М.А. Нугаев // Вестник ТИСБИ. 2002. №3.

9. Руткевич, М.Н. О понятии интеллектуального потенциала и способах его измерения [Текст] М.Н. Руткевич, В.К. Левашов // Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение. - М.: Институт человека РАН, 2002. С.24-28.

10. Фромм, Э. Из плена иллюзий [Текст] // Э. Фромм. Душа человека. М.: Республика, 1992. С.330-331.

11. Хасбулатова, О.А. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России [Текст] / О.А. Хасбулатова, Л.С. Егорова // Социологические исследования. 2002. №11. С. 48-54.

12. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности (Опыт комплексного анализа) [Текст] / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов - М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. - 260 с.

13. Костюченко, Л. Г. Введение в теорию личности: социокультурный подход [Текст] / Л.Г. Кос-тюченко, Ю.М. Резник - М.: Независимый институт гражданского общества, 2003. - 268 с.

14. Резник, Т.Е. Жизненные стратегии личности [Текст] / Т.Е. Резник, Ю.М. Резник // Социологические исследования. 1995. № 12. С. 100-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.