Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ КОСМИЗМ / ОБЩЕЕ ДЕЛО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / БИОСФЕРА / БИОРИТМЫ / ОСВОЕНИЕ КОСМОСА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колганов Сергей Витальевич, Глухов Петр Сергеевич

Данная статья исследует вопрос человеческого потенциала в контексте русской философии космоса, который рассматривается в свете мировоззренческих интенций XX-XXI вв. Особый акцент в статье делается на то, что русский космизм является своего рода попыткой глубокого рассмотрения взаимодействий в системе «Человек - Космос», в первую очередь, со стороны будущего человечества, напрямую связанного с будущим всего мироздания. Наряду с этим определены основные сферы философии русского космизма как значимого явления в мировой философии. Философы, рассматривающие космическую проблематику, пытаются радикально по-новому взглянуть на предназначение человека в мире, явить перед ним ранее немыслимый идеал и предложить действенные методы его воплощения. Они априори исходят из безграничных возможностей проявления человеческого потенциала, который в ближайшем будущем должен превозмочь материально-природные границы нашего существования. Отсюда, выдвинутая в русском космизме, идея овладения природой, управления космическими процессами и расселения в космосе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN POTENTIAL THROUGH THE PRISM OF THE PHILOSOPHY OF RUSSIAN COSMISM

This article explores the issue of human potential in the context of the Russian philosophy of space, which is considered in the light of the worldview intentions of the XX-XXI centuries. Particular emphasis in the article is placed on the fact that Russian cosmism is a kind of attempt to deeply consider the interactions in the “Man-Space” system, first of all, from the perspective of the future of humanity, which is directly related to the future of the entire universe. Along with this, the main spheres of the philosophy of Russian cosmism are identified as a significant phenomenon in world philosophy. Philosophers who consider space problems are trying to radically take a fresh look at the destiny of man in the world, to reveal to him a previously unthinkable ideal and to offer effective methods for its implementation. They a priori proceed from the boundless possibilities of the manifestation of human potential, which in the near future should overcome the material and natural boundaries of our existence. Hence, put forward in Russian cosmism, the idea of mastering nature, controlling cosmic processes and settling in space.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА»

Человеческий потенциал сквозь призму философии русского космизма

Колганов Сергей Витальевич,

кандидат философских наук, доцент; кафедра 517 «Философия», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) E-mail: reality731@yandex.ru

Глухов Петр Сергеевич,

кандидат философских наук, доцент; кафедра 517 «Философия»; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) E-mail: gluhov.p.s@yandex.ru

Данная статья исследует вопрос человеческого потенциала в контексте русской философии космоса, который рассматривается в свете мировоззренческих интенций XX-XXI вв. Особый акцент в статье делается на то, что русский космизм является своего рода попыткой глубокого рассмотрения взаимодействий в системе «Человек - Космос», в первую очередь, со стороны будущего человечества, напрямую связанного с будущим всего мироздания. Наряду с этим определены основные сферы философии русского космизма как значимого явления в мировой философии. Философы, рассматривающие космическую проблематику, пытаются радикально по-новому взглянуть на предназначение человека в мире, явить перед ним ранее немыслимый идеал и предложить действенные методы его воплощения. Они априори исходят из безграничных возможностей проявления человеческого потенциала, который в ближайшем будущем должен превозмочь материально-природные границы нашего существования. Отсюда, выдвинутая в русском космизме, идея овладения природой, управления космическими процессами и расселения в космосе.

Ключевые слова: русский космизм, общее дело, человеческий потенциал, биосфера, биоритмы, освоение космоса.

В настоящее время среди большого количества самых разнообразных философских учений, важное место отведено русскому космизму, который представляет собой философское направление, которое возникло на стыке XIX и XX веков. Творческое переосмысление национального философского наследия, к сожалению, можно наблюдать только в течение последних двух десятилетий. В советское время тема русского космизма была недостаточно изучена, поскольку присутствовали некие идеологические ограничения (в частности, в сфере исследования религиозно-философского направления). Исследования советского периода, посвященные творческому наследию этих авторов, отличаются критическим подходом. Например, наследие такой оригинальной внутренней, но малоизвестной тенденции, как биокосмизм, не развивалось с 1920-1930-х годов. Их главные представители были подавлены [3].

Выделяют несколько направлений русского космизма:

1. Естественнонаучное (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский).

2. Религиозно-философское (Н.Ф. Фёдоров, Е.И. Рерих и др.).

3. Художественно-поэтическое (А.В. Сухово-Кобылин, А.Н. Скрябин, В.Ф. Одоевский и др.).

В рамках данной статьи целесообразно охарактеризовать представителей естественнонаучного и религиозного направлений.

В отличие от ортодоксального христианства, по мнению Н.Ф. Федорова (основателя русского космизма), воскрешение человека должно произойти не в потустороннем мире (вспомним христианский праздник Пасхи), а в материальном мире, и не духовно, а через восстановление физического тела. Николай Фёдоров (1829-1903) настоящий гений-энциклопедист. Он работал би-

277

блиотекарем и привлекал к себе неординарными душевными качествами много учеников. Для современников он был носителем высокого нравственного чувства и сократической мудрости.

Большинство идей русского космизма, как всеохватывающего направления русской философии, Н.Ф. Федоров изложил в своей работе «Философия общего дела». По Федорову, человечество не сможет искоренить зло, пока все мы разъединены (в т.ч. родители и дети, разные поколения).

Подлинного единства человечество может достичь, лишь объединившись с ушедшими от нас поколениями. Оживление отцов - это предпосылка реализации христианской мечты о всеобщем воскрешении и рае. Уход каждого человека - невосполнимая потеря, как для близких, так и для всех людей, проживающих на нашей планете.

Возможно, в далёком будущем, научные центры смогут расшифровать информацию, заложенную в останках людей и воскресить предков. Для ее выполнения, по Федорову, надо собрать атомы и молекулы, некогда входившие в тела умерших предков. Важнейшей задачей науки сначала является максимальное продление жизни человека, а затем и созидание его бессмертия -это есть главное дело (или «общее дело») всего человечества, победа над последним врагом - смертью.

Наш дом, по Федорову, это наша планета, превратившаяся в земноход, путешествуя на котором, человечество сможет покорить Космос, обеспечив себе место для достойного проживания. И при этом не нужно строить космические корабли и разрабатывать реактивные двигатели, разгоняющиеся до огромной скорости.

Другой представитель естественнонаучного космизма К.Э. Циолковский (1857-1935) - выдающийся русский ученый и философ, изобретатель ракетного двигателя. Он разработал теорию движения ракет (в том числе многоступенчатых), вдохновенно мечтал об орбитальных станциях и полетах человека к другим планетам.

В произведениях: «Монизм вселенной»; «Космическая философия»; «Вне земли»; «Научная этика»; «Нирвана» и многих других - он предстает перед нами как самобытный философ. Его философия исходила из убеждения, что весь Космос - это дом человечества, а Земля - только его колыбель. К.Э. Циолковский считал, что наша планета - это особая сфера, на которую высокоразвитые цивилизации занесли сознательную жизнь (т.е. придерживался теории панспермии).

По Циолковскому, все наши действия должны быть направлены на улучшение взаимодействия между Космосом и людьми [3]. Путь к этому лежит через исследование Космоса, как средствами науки, так и посредством изменения самого человеческого организма. Эта философия исходит из предположения, что в процессе освоения Космоса должен меняться сам физический организм человека. Здесь уделяется большое внимание искусственным аппаратам, которые расширяют возможности человека, дают человеку новые органы (приборы и машины, самолеты и космические корабли и т.д.).

В Калуге проживал не только знаменитый Циолковский, но и биофизик Александр Леонидович Чижевский. Оба эти человека встречались и подружились, считали себя «детьми космоса». Если Константина Эдуардовича сталинские репрессии не коснулись, то Чижевскому довелось познакомиться с лагерной жизнью. Посмертная реабилитация незаконно репрессированного Александра Леонидовича случилась в 1958 году.

Выдающийся русский биофизик А.Л. Чижевский (1897-1964) автор таких оригинальных работ, как: «Физические факторы исторического процесса», «Эпидемиологические катастрофы и периодическая деятельность Солнца» и др.

Изучая суточные биоритмы, француз Жан Меран в еще 1729 году экспериментировал с растениями. Особенно исследователя интересовал подсолнечник, «следящий за солнцем» в течение светового дня. Такие же опыты начал

278

делать и Чижевский много позднее. Биофизик открыл, что биоритмам подчиняются все живые организмы Земли вплоть до микробов. Исследования биофизиков СССР продолжались. В 1984 г. биологами был обнаружен и выделен ген - контролер биоритмов. Что касается человека, то каждый из нас имеет «внутренние часы», исправно действующие при изменении внешних условий обитания. Но спелеологами было открыто, что эти «часы» сбиваются с хода, если долго находиться в темноте пещер. А всего биоритмов у человека около трёхсот - от суточных до годовых. Физическая или эмоциональная деятельность подчинена биоритмам, как и интеллектуальная. Эти месячные промежутки времени действуют на протяжении жизни.

Можно ли биоритмами управлять? Как переводить свои биологические часы при дальних путешествиях, попадая в разные места планеты, а особенно в условиях космоса? Ведь страдает иммунная система при синдроме смены часового пояса, падает и работоспособность. Спортсменам приходится напрягать все силы, чтобы на чужой стороне выигрывать соревнования. Ученые говорят, что результаты уже есть, сдвигать биоритмы можно. Разрабатываются специальные препараты для этого и еще для адаптации космонавтов в условиях невесомости.

Различаются между собой физиологические и экологические ритмы. Есть среди них длинные и короткие (по времени). Солнце тоже «живет» ритмически, широко известен 11-годовой цикл нашей звезды. А у человека в течение суток наблюдаются еще циркадианные ритмы - околосуточные, продолжающиеся от 23 до 25 часов. Луна как спутник земной, воздействует массой на планету. Фазы же лунные влияют на поведение некоторых людей, особенно для них опасны новолуния с полнолуниями. Основных биоритмов у человека три. Они продолжаются от 23 до 32 суток. Но ученые отрицают наличие подобных циклических колебаний, считая это псевдонаучными представлениями.

Много оригинальных идей можно найти в творческом наследии знаменитого отечественного биогеохимика и оригинального мыслителя В.И. Вернадского. Он создавал не только естественнонаучные произведения, но и философские, в частности широко известную работу «Философские мысли натуралиста» [1].

В сокровищницу мировой науки вошла его концепцию ноосферы. Здесь гениальная мысль Владимира Вернадского резко противоречит западному «новому экологическому мировоззрению» первых 2-х десятилетий ХХ1 века, согласно которому человек должен занять строго отведенное ему место в биосфере наряду с другими видами.

Геологической силой, по Вернадскому, является собственно вовсе не представитель человеческого рода, а его разум, научная мысль. Вернадский за гармоничные отношения между наукой, философией и религией, ибо только так возможно целостное понимание природы и Космоса. Любая конкретная наука не даст нового качественного скачка в своем развитии без философского взгляда на мир.

Видение космических процессов как движения направленного мы находим у В.И. Вернадского, для которого «появление в сфере разума, сознания, направляющей воли не может быть случайным»; более того, они «эволюционируют к новому жизненному проявлению» [2, с. 53]. В.И. Вернадский отмечал, что эволюционное развитие предрекает превращение человека из гетеротрофного животного в существо автотрофное. Уже сейчас на человека возложена задача поддержания жизни в структуре биосферы, а затем всеобщий опыт расширяется: сначала Земля, затем солнечная система, другие миры и Вселенная.

Помимо всего этого, русский космизм является философией, где произошло возрождение идеи античных философов относительно существования связей органичного характера между Вселенной и человеком. В результате этого русскими космистами человек

279

начал изучаться в качестве основного элемента Космоса, который находится в прямой зависимости от космического начала с одной стороны, с другой -как компонент эволюции. Это в свою очередь связано с тем, что произошло резкое ускорение научно-технического прогресса.

Для русских космистов человек -это существо, находящееся в процессе своего роста, в дальнейшем через эволюцию своей собственной природы. Речь также идет и об увеличении духовных сил каждого человека.

Важно указать на то, что космисты смогли объединить в себе общую заботу о Земле, биосфере, а также о Космосе с запросами каждого конкретного человека. Космизм призывает нас к целостному видению мира как единства в системе «Человек-Природа-Космос». Другой свойственной чертой русского космизма выступает гуманизм, базирующийся на всеобъемлющем знании, отражающем основные цели эволюции, как природы, так и Космоса. Эта философия не рассматривает естественную эволюцию лишенной внутренней закономерности, но утверждает ее решающий фактор в форме восхождения человеческого сознания.

Литература

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста - М.: Наука. 1988. - 522 с.

2. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки: 1922-1932 гг. / В.И. Вернадский. - Москва; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1940. - 249 с.

3. Дружинина И.А. Жизнь и смерть человека в философии эпохи поздней античности и русского космизма // Вестник Российского философского об-ва. - 2004. - № 4. - С. 133136.

4. Миркин Б.М. Русский космизм: ргое1соп1га // Экология и жизнь. -2009. - № 7. - С. 21-25.

HUMAN POTENTIAL THROUGH THE PRISM OF THE PHILOSOPHY OF RUSSIAN COSMISM

Kolganov S.V., Glukhov P.S.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

This article explores the issue of human potential in the context of the Russian philosophy of space, which is considered in the light of the worldview intentions of the XX-XXI centuries. Particular emphasis in the article is placed on the fact that Russian cosmism is a kind of attempt to deeply consider the interactions in the "Man-Space" system, first of all, from the perspective of the future of humanity, which is directly related to the future of the entire universe. Along with this, the main spheres of the philosophy of Russian cosmism are identified as a significant phenomenon in world philosophy. Philosophers who consider space problems are trying to radically take a fresh look at the destiny of man in the world, to reveal to him a previously unthinkable ideal and to offer effective methods for its implementation. They a priori proceed from the boundless possibilities of the manifestation of human potential, which in the near future should overcome the material and natural boundaries of our existence. Hence, put forward in Russian cosmism, the idea of mastering nature, controlling cosmic processes and settling in space.

Keywords: Russian cosmism, common cause, human potential, biosphere, biorhythms, space exploration.

References

1. Vernadsky V.I. Philosophical thoughts of a naturalist - M.: Nauka. 1988. - 522 p.

2. Vernadsky V.I. Biogeochemical essays: 1922-1932 / V.I. Vernadsky. - Moscow; Leningrad: Acad. Sciences of the USSR, 1940. - 249 p.

3. Druzhinina I.A. Life and Death of Man in the Philosophy of Late Antiquity and Russian Cosmism // Bulletin of the Russian Philosophical Society. - 2004. - No. 4. - S. 133136.

4. Mirkin B.M. Russian cosmism: proetcon-tra // Ecology and life. - 2009. - No. 7. -S. 21-25.

280

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.