Научная статья на тему 'Человеческий потенциал - главный ресурс современных интеллектуальных войн'

Человеческий потенциал - главный ресурс современных интеллектуальных войн Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SAFETY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ВОЙНА / INTELLECTUAL WAR / МОДЕЛЬ / MODEL / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / HUMAN INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поликарпова Елена Витальевна

В статье рассматривается проблема национальной безопасности, имеющей комплексный характер, в контексте современных интеллектуальных войн, главным ресурсом которых является человеческая индивидуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Potential - a Primary Factor of Modern Intellectual Wars

The article is dedicated to the problem of the national safety which is considered to have complex character taking into account the up-to-date intellectual wars. The main resource of them is considered the human individuality.

Текст научной работы на тему «Человеческий потенциал - главный ресурс современных интеллектуальных войн»

определения стратегических направлений развития. Как отметил И. Пригожин, "в эту эпоху мир навсегда лишился гарантий стабильных непреходящих законов" [9, с. 47].

Для человеческого рода важно гармоничное сочетание сохранения и изменения, то, что называют устойчивым развитием. "Искусство управления, по-видимому, есть искусство оперировать положительными и отрицательными обратными связями, достигая при этом и надежности гомеостазиса и, одновременно, соответствующей динамики изменений" [11]. С этим трудно не согласиться.

В науке сегодня усиленно идут поиски принципиально новых парадигм. Основой нового стиля мышления и миропонимания становятся идеи синергетики. Синергетиче-ское мировидение предполагает установление внутренних связей на самых различных уровнях, в том числе между восточным и западным мировосприятием. Полагаем, что основные идеи и принципы китайской философии управления могут занять свою нишу в формировании новой философской основы управления современным обществом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева П. Синергетика и Восток // Си-нергетическая парадигма. М.: Изд-во Прогресс-Традиции, 2000. 564 с. С. 215-242.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. Сер. "Синергетика: от прошлого к будущему". М.: URSS, 2005. 240 с.

3. Дао де Цзин. Книга пути и благодати. М.: Экс-мо, 2006. 400 с.

4. И-Цзин. Древнекитайская "Книга перемен". М.: Эксмо, 2006. 560 с.

5. Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов: пер с кит. М.: АСТ, 2004. 446 с. С. 39-93.

6. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: АСТ, 2001. 632 с.

7. Зенгер X. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. М.: Прогресс, 1995. 384 с.

8. Жюльен Ф. Трактат об эффективности. М., СПб.: Моск. Филос фонд, универ.книга, 1999. 240 с.

9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 3-20.

10. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М.: URSS, 2003. 320 с.

11. Кужелева Г.И. Власть и управление в открытой системе // Власть и управление: Сб. докладов Всерос. научн.-практ. конф. Ростов н/Д: СКАГС, 1997. Вып. 2. 160 с. С. 31.

9 апреля 2009 г.

ББК 67.408+66.4(2Рос)

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - ГЛАВНЫЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЙН

Е.В. По.

В связи с особенностями новых интеллектуальных войн XXI столетия возникают проблемы обеспечения национальной безопасности России. Следует иметь в виду то существенное обстоятельство, что в этом сверхсложном мире национальная безопасность является комплексной по своему характеру. Поэтому в этом плане представляет немалый интерес исследования М.С. Алешенкова комплексной безопасности на основе научных методов познания, предполагающих в первую очередь систематизацию научных знаний о пространствах, их объектах, субъектах, причинно -следственных механизмах развития угроз,

Поликарпова Елена Витальевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Технологического института Южного федерального университета, 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский 44, е-шай: philosof@egf.tsure.ru, т. 8(8634)371615.

их переменных характеристиках, способах и средствах оптимального прогнозирования [1]. В этом исследовании предлагается систематизировать любые расчетно-вероятностные пространства негативных факторов и дается следующее структурирование опасностей и угроз: 1) по объектам (субъектам) расчетного пространства той или иной системы; 2) по величине ущерба; 3) по степени вероятности наступления негативного события; 4) по масштабу проявления негативных факторов; 5) по причинам возникновения; 6) по характеру проявления; 7) по типу нанесенного (прогнозируемого) ущерба; 8) по виду интенсивности угроз. На основе данных понятий

Polikarpova Elena - candidate of рЫ^орИу, assistant professor of the philosophy department of the Taganrog Institute of Technology Southern Federal University, 44 Nekrasovsky Street, Taganrog, 347928, е-mail: philosof@egf.tsure.ru, ph. +7(8634)371615.

выписывается общая характеристика опасностей и угроз в следующих расчетных пространствах: социальное; экономическое; культурно-образовательное; экологическое; техногенное; энергоинформационное; военное; медицинское; демографическое; правовое; геополитическое; космическое. Возникает проблема обеспечения комплексной по своему существу национальной безопасности России в контексте интеллектуальных войн.

Прежде всего России необходимо найти новые возможности, которые помогут ей не только адаптироваться к вызовам и угрозам XXI в. ради выживания, но и добиться успехов в условиях неопределенности системы мира. Для этого ей необходимо трансформировать свои организации в интеллектуальные организации, примером чего служит опыт западных компаний, показавших способности преобразоваться в научающиеся организации, проводить слияния, поглощения и консолидации. Стратегия интеллектуальной организации сочетает в себе минимум планирования и максимум адаптации, она фокусируется на желаемом будущем, ориентируясь на четко сформулированную цель. В данном случае интеллектуальная организация, подобно любой сложной системе, имеет алгоритм защиты, который кажется созданным на основе иммунологических принципов. Речь идет о представлении иммунной системы как самоотождествляющей, чье функционирование в условиях постоянного контакта с внешней средой возможно только благодаря ее непрерывной внутренней реорганизации как на структурном, так и на параметрическом уровнях. Иными словами, иммунные сети обладают двойной пластичностью, что характерно для множества биологических систем: «Термином "параметрическая пластичность" обозначают механизм адаптации, позволяющий системе в ходе выполнения некоторой задачи изменять параметры функционирования для повышения ее эффективности. Типичным примером параметрической пластичности служит изменение силы синапти-ческих связей между нейронами (т.е. весовых коэффициентов синапсов) как неотъемлемый элемент эффективного функционирования нервной системы. Структурная пластичность дает системе новые возможности для адаптации. В системах взаимодействующих элементов структурная пластичность сводится к способности добавления и исключения уже

имеющихся элементов. В случае нейронных сетей это означает способность нейронов вовремя исчезать или появляться, так что в процессе функционирования системы могут изменяться не только весовые коэффициенты, но и общая структура сети» [2, с. 44-45]. В настоящее время сфера применения искусственных иммунных систем включает в себя моделирование самоорганизации, автономных распределенных систем, коллективного интеллекта, компьютерной безопасности и пр. Эти искусственные иммунные системы можно использовать и для моделирования стратегии развития и обеспечения комплексной безопасности России. В этом случае она превращается в живой организм, способный "встречать неопределенное и полное сюрпризов будущее с необходимым разнообразием незапланированных объектов" [2, с. 15]. Только метаморфозы России в интеллектуальный "организм" позволят ей адаптироваться к полному хаосу и неопределенности миру XXI столетия, которые она будет воспринимать в качестве своей стратегии.

Осуществление данной стратегии с необходимостью влечет за собой реальное обеспечение именно комплексной национальной безопасности России в том случае, когда она станет интеллектуальной цивилизацией. В условиях нарастания интенсивности интеллектуальных войн это означает, что российская цивилизация должна сменить траекторию развития на основе принципа двойной пластичности. Это возможно только в случае изменения менталитета, которое заключается в установлении приоритета знания и образования как фундамента общества. Тогда наш социум будет обладать, используя выражение Э. Дрекслера, интеллектуальной иммунной системой [3], которая обеспечит комплексную национальную безопасность России.

В этой интеллектуальной иммунной системе немалое место принадлежит этике, или этосу как совокупности ценностей, убеждений и норм жизни, глубже которого является только генетическая основа человека [4]. Этика представляет собою весьма слабую силу, однако она оказывается весьма действенным фактором существования и развития общества. Не случайно в современном бизнесе много внимания уделяется этическим основам деятельности человека и общества, ибо они служат прочным фундаментом всей социальной жизни в качестве духовного

фактора. "И именно поэтому ваша честность в измерениях и просчетах способна наделить вас таким ощущением духовной чистоты, какого вам не достичь ни одним религиозным ритуалом" [5]. Именно этика дает возможность эффективного управления государством и обществом, поведением индивидов, что обеспечивает им защиту от различного рода угроз и опасностей.

Значимость этики как мягкого и одновременно самого мощного средства защиты в контексте интеллектуальных войн объясняется тем, что ядром сущности человека является система нравственных ценностей, интериори-зованных в процессе освоения культуры [6]. В обществе знания, точнее, в обществе научного знания, или информационном обществе, именно культура с присущей ей этическими ценностями играет первостепенную роль. К тому же планировщики цивилизаций включают в себя те или иные этические ценности, часто представленные в религиозной оболочке. Исследования показывают, что в информационном обществе в немалой степени повышается релевантность культуры, культурной программной поддержки психополитической структуры влияния. Еще в 1998 г. представителями Кубы на мировой конференции ЮНЕСКО в Гаване было сформулировано положение, согласно которому культура является "оружием XXI столетия". Действительно, в современных интеллектуальных (психологических, информационных) войнах используется весьма эффективно сконструированные мифы. Последние позволяют устанавливать психокультурные параметры на уровне подсознания посредством медиации и интерпретации, что делает культуру "самым современным видом оружия" (К. Беккер).

Особенно рельефно значимость культуры как самого современного вида оружия, используемого в интеллектуальных войнах, проявляется в потенциальном конфликте между планировщиками западной и китайской цивилизаций (между Америкой и Китаем). Этот потенциальный конфликт обусловлен не только различием экономических моделей, но и разными параметрами их цивилизаций, разными системами ценностей. Западные ценности основаны на посылке о неотъемлемых правах человека, которые неправомерно отчуждать от индивида ни при каких обстоятельствах, даже во имя достижения высшего общественного блага.

Характер интеллектуальных войн диктует необходимость планировщикам современных цивилизаций, в том числе и российской цивилизации, как участникам глобальных игр [7], уделять внимание своему человеческому капиталу, который формируется в определенной этнической культуре. Ведь функционирование планировщика цивилизации неразрывно связано с этносом, поэтому вполне логично, что в интеллектуальных войнах стратегическая цель заключается в разрушении или переконфигурации планировщика цивилизации. "Если в предыдущие века человек определял себя прежде всего как представитель сословия, житель определенной местности, последователь той или иной религии - одной из ветвей христианства, ислама, буддизма, индуизма и т.д., то теперь для населения большинства стран характерно прежде всего осознание принадлежности к этносу или нации" [8]. Существенным является то, что значимость этничности в отношениях между индивидами и народами весьма ярко просматривается в сфере политики, ибо государств сейчас насчитывается около двухсот, тогда как этносов - более четырех тысяч. Существует всего несколько этнически однородных государств, большинство же - полиэтничны, что делает этническую проблематику осью политической жизни этих стран.

Вопреки точке зрения, согласно которой попытки этнического размежевания являются бессмысленными в силу того, что благодаря миграции возрастает этническая мозаичность большинства стран и что глобализация и Интернета влекут за собой превращение всего мира в "глобальную деревню", в информационную эпоху все общественные движения консолидируются вокруг культурных ценностей. «Борьба за изменение смысловых кодов, - подчеркивает М. Кастельс, - в государственных институтах и общественной практике - это весьма важная стадия процесса общественных изменений в новом историческом контексте, что я показал в своей книге "Власть идентичности"; эта точка зрения основывается на результатах широкого спектра исследований общественных движений» [9]. В эпоху интеллектуальных войн связь ценностей и консолидация вокруг фундаментальных идей необходимы для защиты заданного планировщиками цивилизаций особого образа жизни и мышления (культурной идентичности). Особенность современной жизни состоит в

том, что сохранение культурной идентичности и нормального функционирования планировщиков цивилизаций возможно на основе коммуникационных систем, главным образом Интернета и СМИ, позволяющих объединить всех, кто придерживается подобных ценностей. Интернет и масс-медиа становятся в данном случае важным инструментом самосохранения планировщиков цивилизаций, ибо последние воздействуют на соответствующие институты и учреждения через общественное мнение, опираясь на силу интеллекта. Интернет сейчас выступает не просто орудием организации бизнеса и средством коммуникации, он становится материальной основой процесса создания нового общества и рычагом социальных трансформаций.

Экспертные оценки социальной роли знания (речь идет прежде всего о научном знании) показывают, что «распространение знания влечет за собой не только "непредвидимые" риски и неопределенности, но и создает "освобождающий потенциал действий"» [10]. Растущее распространение в обществе знания благодаря использованию новых информационных и телекоммуникационных технологий (Интернет-технологии, WEB-технологии, технологий виртуальной реальности и др.) приводит к тому, что основанные на знании общества оказываются политически хрупкими и социально непрочными. «Современные общества суть образования, которые отличаются прежде всего тем, что "сами производят" свои структуры, сами определяют свое будущее - а стало быть, обладают способностью к саморазрушению» [10]. Таким образом, хрупкость информационного общества является производной освобожденного потенциала знания, которое приобретено индивидом в процессе социализации и связанного с ним образования. Вполне естественно, что, вопреки широко распространенному стереотипу, индивид фактически неуязвим, тогда как различного рода группы весьма хрупки [11].

Таким образом, социальные группы, различные сообщества и социум в целом являются хрупкими системами, которые

способен разрушить индивид, обладающий определенным творческим потенциалом. Данное положение особенно применимо к информационному обществу, или обществу научных знаний, "сырьем" для которого является образование и профессиональная переподготовка. Именно последние факторы лежат в основе деятельности "воинов знания", ведущих интеллектуальные войны, причем следует учитывать такие сущностные характеристики человеческой природы, как потенция и интенция. Именно последние позволяют понять значимость виртуальных технологий, создающих виртуальную среду интеллектуальных войн как часть мультимедийной символической среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешенков М.С. Комплексные угрозы российскому обществу XXI века: онтологические и методологические основы прогнозирования. М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, 2003. 168 с.

2. Берсини У. Двойная пластичность иммунной сети как источник инженерных решений // Искусственные иммунные системы и их применение / Под ред. Д. Дасгупты. М.: Физматлит, 2006. С. 35-64.

3. Drexler K.E. Engines of Creation. N.Y.: Anchor/ Doubleday, 1990. 320 р.

4. Пригожин А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с.

5. Барон Д. Тора менеджмента от Моисея. 50 уроков от величайшего лидера в истории человечества. М.: ЭКСМО, 2008. 256 с. С. 228.

6. Поликарпова В.А. Социокультурные проблемы генной инженерии человека: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д. 1999. 48 с.

7. Поликарпов В.С. Сталин - властелин истории. Сталин: великий планировщик советской цивилизации. Ростов н/Д: Изд. Дом "Владис", М.: Изд. Дом "РИПОЛ Классик", 2007. 448 с.

8. Этнос и политика. Хрестоматия / Автор-сост. А.А. Празаускас. М.: УРАО, 2000. 400 с. С. 4.

9. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория. 2004. 435 с. С. 167.

10. Штер Н. Мир из знания // Deutschland. Политика, культура, экономика и наука. 2001. № 1. С. 44.

11. Фарсон Р. Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства. К.: Ника, 2001. 168 с.

6 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.