Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_
можно объяснить дополнительным симметрирующим эффектом асинхронного электродвигателя [6];
• максимальное снижение несинусоидальности (33 %) на шинах РУ наблюдается в схеме «РГ», отвечающей отсутствию нагрузки на шинах 0,4 кВ РУ;
• на шинах 6 кВ ТП несинусоидальность при включении РГ снижается наиболее существенно (на 5,6 %) в схеме «РГ-СПЧ».
Выводы
На основании результатов можно сделать вывод о возможности использования установок РГ для улучшения качества электроэнергии в системах электроснабжения железных дорог.
Степень снижения несимметрии и несинусоидальности зависит от состава потребителей, подключенных к районной обмотке тягового трансформатора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Фотин В. П. Рассредоточенная энергетика [Электронный ресурс] URL: http: //www.vei.ru/ public/ public2.htm (Дата обращения 20.08.2012).
2. Крюков А. В., Закарюкин В. П., Арсентьев М. О. Свойства и характеристики систем
распределенной генерации для электроэнергетики железнодорожного транспорта // Энергосбережение: технологии, приборы, оборудование : сб. на-уч.тр / под ред. А.В. Крюков ; Иркут. гос. ун-т путей сообщ. Иркутск, 2009. С. 5-22.
3. Крюков А. В., Закарюкин В. П., Арсентьев М. О. Использование технологий распределенной генерации на железнодорожном транспорте // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2008. № 3 (19). С. 81-87.
4. Крюков А. В., Закарюкин В. П., Арсентьев М. О. Применение технологий распределенной генерации для электроснабжения нетяговых потребителей железных дорог // Вестник ИрГТУ. 2009. № 1(37). С. 190-195.
5. Закарюкин В. П., Крюков А. В. Сложнонесим-метричные режимы электрических систем. Иркутск: Иркутск. гос. ун-т, 2005. 273 с.
6. Крюков А. В., Ле Конг Зань. Анализ несимметричных режимов электрических сетей при наличии асинхронной нагрузки // Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири : материалы Все-рос. науч.-практ. конф. / Иркут. гос. техн. ун-т. Иркутск : ИрГТУ. 2012. С. 348-354.
УДК 658.012.1
Сольская Ирина Юрьевна,
д. э. н., профессор, директор Института дополнительного профессионального образования, Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС) e-mail: irina_solskaya_@mail. ru Власова Наталья Владимировна, к. э. н., ИрГУПС
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ВСЕГДА ЗА БАЛАНСОМ
I.Y. Solskaya, N.V. Vlasova
HUMAN CAPITAL: OUT OF BALANCE-SHEET
Аннотация. Рассмотрены возможности совершенствования методики составления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках организации с целью повышения степени информативности финансовой отчетности организации в части оценки эффективности использования трудовых ресурсов.
Ключевые слова: финансовая отчетность, экономический анализ, трудовые ресурсы организации.
Abstract. Opportunities for book-keeping modification have been investigated. This modification must amplify financial analysis usefulness, especially to labour resources.
Keywords: balance-sheet, financial analysis, personnel, human capital.
Приказ Министерства финансов № 66н от 02.07.2010 года «О формах бухгалтерской отчетности организаций» заменил понятие формы № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу» термином «пояснения» с приглашением организациям определять содержание данных пояснений самостоятельно.
В то же время Приложение № 3 к упомянутому приказу носит название «Пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках».
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Обзор отчетности нескольких десятков компаний в течение первого года применения Приказа № 66н показал практически полное совпадение приведенных в отчетности фактических пояснений и приведенных в Приложении № 3 примерных пояснений.
Объективные причины такого положения вещей очевидны: недостаточная заинтересованность собственников на фоне достаточного опыта финансовых работников в части неоднократно декларированной и впоследствии наказуемой инициативы.
Тем не менее, оговоренное изменение порядка составления пояснений позволяет значительно расширить возможности отчетности как инструмента аналитической оценки качества использования трудовых ресурсов компании, а в перспективе - реализовать в отчетности многочисленные теоретические изыскания в области человеческого капитала организации.
На сегодняшний день, несмотря на обоснование специалистов в области экономического анализа того факта, что «формирование, развитие трудовых ресурсов, повышение качества трудовой жизни, осуществляемое в рамках управления трудовыми ресурсами, является главным фактором обеспечения достижения целей предприятия и получения преимуществ в конкурентной борьбе» [1], возможности финансовой отчетности в данном вопросе практически равны нулю.
Немногие сведения в отчетности, имеющие отношение к кадровому потенциалу компании, -это сведения о расходах на оплату труда (сведения о расходах по обычным видам деятельности в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), оттоки денежных средств связанные с оплатой труда («Отчет о движении денежных средств»), а также задолженность по оплате труда, представленная в расшифровке краткосрочной кредиторской задолженности.
Это означает, что аналитик имеет возможность рассчитать следующие показатели:
- зарплатоёмкость как отношение суммы расходов на оплату труда к величине выручки организации;
- доля расходов на оплату труда как отношение суммы расходов на оплату труда к общей величине расходов по обычным видам деятельности;
- период погашения задолженности по оплате труда как отношение произведения средней величины задолженности на продолжительность периода к выплатам по заработной плате за аналогичный период;
- доля задолженности по оплате труда в общей величине кредиторской задолженности компании.
Невысокая ценность данных показателей объясняется отсутствием основного для аналитических исследований показателя качества использования ресурсов (капитала) - отношения расходов, связанных с использованием ресурсов (привлечением капитала), к величине использованных ресурсов (привлеченного капитала), а также отношение величины доходов, полученных за счет функционирования ресурсов (капитала), к величине функционирующих ресурсов (капитала).
Кстати, хотелось бы отметить, что само по себе понятие человеческого капитала не новость: оно было сформулировано во второй половине ХХ века в работах американских ученых-экономистов. С тех пор понятие и методы оценки человеческого капитала неоднократно были предметом исследований и обсуждений, однако в большинстве случаев человеческий капитал рассматривается как общеэкономическое, макроэкономическое понятие.
В то же время следует отметить, что расширение трактовки понятия «капитал организации» на сегодняшний день можно считать направлением весьма популярным.
Действительно, классическая трактовка капитала как аккумулированной совокупности активов, используемых для извлечения прибыли, постоянно дополняется за счет новых классификационных признаков.
Современные экономисты, анализируя особенности постиндустриального общества, вводят в оборот все новые определения, считая, например, что «технология приобретает функции капитала».
При этом формулируется «определение технологического капитала как совокупности экономических связей, возникающих между людьми по поводу создания и использования технологии как комбинаторного ресурса, выполняющего функции капитала в постиндустриальной экономике» [2].
Таким образом, определение человеческого капитала фирмы как части активов, функциональные особенности которой обеспечивают взаимодействие капитала и оказывают прямое влияние на результативность функционирования капитала, можно считать достаточно логичным эволюционным продолжением теории капитала. Это позволит в перспективе разработать методику стоимостной оценки трудовых ресурсов, включая их в активы организации и отражая соответствующую данным активам часть капитала как человеческий (трудовой) капитал организации.
Однако цель данной статьи менее глобальна и более прагматична - увеличить ценность аналитической информации, основанной на данных публичной финансовой отчетности, путем добав-
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_
ления в массив аналитических показателей критериев эффективности использования трудовых ресурсов компании.
В качестве первого шага можно предложить добавление в пояснения к финансовой отчетности информации о состоянии и движении трудовых ресурсов фирмы.
В самом простом варианте такие пояснения должны содержать сведения о кадровом потенциале (величине привлеченного капитала) и расходах, связанных с кадровым потенциалом (величине расходов, связанных с функционированием капитала), и могут быть названы соответственно «Наличие и движение трудовых ресурсов организации» и «Расходы, отнесенные к трудовым ресурсам организации». Такие пояснения должны содержать следующие сведения:
- списочная численность организации на начало периода, поступление и увольнение сотрудников в течение периода, численность на конец периода;
- в том числе численность работников, непосредственно занятых в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);
- из них работники соответствующего профессионального образования и соответствующего уровня квалификации;
- плата за использование трудовых ресурсов и вложения в человеческий капитал за период, в том числе начисленная и выплаченная заработная плата (с выделением заработной платы работников, непосредственно занятых в производстве продукции), затраты на повышение квалификации и образовательные программы (с выделением части, приходящейся на работников, непосредственно занятых в производстве продукции), затраты на аттестационные и контролирующие мероприятия.
Следует отметить, что предлагаемые пояснения ни в коей мере не заменяют и не повторяют статистическую отчетность по форме П-4, так как имеют принципиально другую цель и направленность, а именно: отразить наиболее полно качество использования трудового потенциала, расширить аналитические возможности публичной финансовой отчетности, включив в показатели финансового анализа характеристику использования одного из важнейших ресурсов производства и одной из важнейших составляющих капитала компании.
Так как пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, согласно рекомендациям, оформляются в табличной форме, предлагаемые сведения можно свести в таблицы, содержащие данные за отчетный и предыдущий периоды (табл. 1, 2).
Т а б л и ц а 1
Показатель На- Движение Ко-
чало поступ- выбы- нец
года ление тие года
Численность ра-
ботников, всего
в том числе ра-
бочие
из них выс-
шей квалифи-
кации
в том числе спе-
циалисты
из них соот-
ветствующей профессио-
нальной под-
готовки
в том числе ру-
ководители
из них соот-
ветствующей
профессио-
нальной под-
готовки
Примечание. В данном случае термин «рабочие» подразумевает работников организации, непосредственно связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), а не работников, занятых преимущественно физическим трудом.
Т а б л и ц а 2
Показатель Остаток о но
начало н ле н £
периода у ча аН ы т
Оплата труда, всего
в том числе рабочие
в том числе специалисты
в том числе руководители
Из расходов на оплату труда: Х Х
тарифная составляющая
Из расходов на оплату труда: Х Х
мотивационная составляющая
Расходы на повышение квали- Х Х
фикации и образовательные
программы, всего:
в том числе рабочие Х Х
Расходы на проведение атте- Х Х
стации, всего:
в том числе премирование (депремирование) по ито- Х Х
гам аттестации ( +/- )
Представленные сведения позволят рассчитать полноценный свод показателей качества использования трудовых ресурсов организации, определить качество структуры персонала и струк-
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
туру фонда оплаты труда, провести сопоставление динамики производительности труда и средней заработной платы, а также провести факторный анализ обобщающих показателей.
В заключение хотелось бы отметить, что предложенные дополнения в пояснения к финансовой отчетности, несомненно, не являются ни бесспорными, ни исчерпывающими. Однако представляется очевидным то, что заинтересованными пользователями финансовой отчетности такая информация будет востребована не менее, чем информация о рентабельности продаж или степени финансовой независимости, так как эффектив-
ность работы персонала - фактор, во многом определяющий перспективное значение результативных финансовых показателей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Басовский Л. Е., Лунева А. М., Басовский А. Л. Экономический анализ. М.: Инфра-М, 2008. 220 с.
2. Иванова Е. В. Технологический капитал и его системные характеристики // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 30 (285). С. 6-11.
УДК 658
Сурков Леонид Петрович
к. э. н., профессор,
Иркутский государственный университет путей сообщения,
тел. 8 914 943 7328
ГЕНЕЗИС МОДЕЛЕЙ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
L.P. Surkov
THE GENESIS OF THE RAILROAD TRANSPORT SERVICE
MARKETING MODELS
Аннотация. Рассмотрены принципы и проблемы формирования целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг. Показаны этапы трансформирования модели рынка и приведены схемы взаимодействия субъектов на рынке грузовых перевозок.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, реформирование, инфраструктура, транспортный рынок, модели, субъекты рынка.
Abstract. This article considers the foundations and problems of the railroad transport service destination marketing model formation. The transformation stages of the marketing model have been shown. Interaction patterns of the freight market parties have been contributed in this paper.
Keywords: railroad transport, reforming, infrastructure, transport market, marketing models, freight market parties.
В настоящее время на железнодорожном транспорте проводятся крупномасштабные структурные преобразования, которые коренным образом меняют действующий механизм его функционирования, формируют новую идеологию работы отрасли, транспортный рынок и новые взаимоотношения между участниками рынка. Особенности реформирования заключаются не только в изменении форм собственности, но и в смене всей архитектуры управления компанией. Построение
системы управления российскими железными дорогами в условиях их реформирования требует адекватного подхода к создаваемому хозяйственному комплексу и целевой модели рынка железнодорожных перевозок.
Если в промышленно развитых странах этот процесс был эволюционным, то странам с переходной экономикой присущи многочисленные трудности ломки общественных, экономических и организационных отношений. В настоящее время не только организация управления, но и старые традиционные методы хозяйственной деятельности должны постепенно заменяться новыми подходами, увязанными с требованиями рынка [1].
В рамках завершаемой «Программы структурной реформы железнодорожного транспорта» предусматривается реализация «целевой модели железнодорожных транспортных услуг» на третьем этапе структурной реформы. Причем реализация этой модели должна обеспечивать создание условий для развития конкуренции в сфере железнодорожных транспортных услуг и роста частных инвестиций в железнодорожную отрасль. Более того, «приоритетные направления совершенствования нормативно-правового регулирования на железнодорожном транспорте должны быть направлены на реализацию целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг» [4].