Научная статья на тему 'Человеческий капитал - важнейший фактор экономического роста'

Человеческий капитал - важнейший фактор экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4513
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асланов Дмитрий Иванович

Рассмотрены различные подходы к определению понятия «человеческий капитал». Показано, что человеческий капитал является необходимым самостоятельным фактором, определяющим экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал - важнейший фактор экономического роста»

АСЛАНОВ Дмитрий Иванович

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента

Пятигорский государственный технологический университет

357500, РФ, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. 40 лет Октября, 56 Контактный телефон: (8793) 97-39-27 e-mail: [email protected]

Человеческий капитал -важнейший фактор экономического роста

Ключевые слова: человеческий капитал; экономический рост; факторы экономического роста; виды человеческого капитала; особенности человеческого капитала.

Аннотация. Рассмотрены различные подходы к определению понятия «человеческий капитал». Показано, что человеческий капитал является необходимым самостоятельным фактором, определяющим экономический рост.

При любых общественных формах производства и на разных ступенях его технологического развития неотъемлемым условием процесса производства материальных благ выступает наличие объективных (вещественных) и субъективных (личностных) факторов производственной деятельности. К числу последних относится и человеческий фактор, который является, несомненно, активным определяющим элементом любого производства. Сказанное объективно обусловлено тем, что люди, в которых этот фактор персонифицирован, обладают способностью к труду. Только человек создает средства производства, приводит их в движение, развивает и совершенствует и, следовательно, осуществляет их расширенное воспроизводство. Неслучайно в экономической и смежной с ней литературе проблемам структуры, качества и динамики человеческого фактора традиционно уделялось и уделяется большое внимание [1-4].

В эпоху научно-технических и инновационных преобразований в структуре производительных сил фактором экономического роста становится непосредственно сам работник. Эффективность использования основных ресурсов все больше зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов. «Человеческий капитал - наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности» [5. С. 38].

Если раньше возможности экономического роста связывались с накоплением основного капитала, труду отводилась пассивная роль, а фактор «земля» (природные ресурсы) рассматривался как ограничитель роста экономики, то дальнейший поиск источников и факторов экономического роста постепенно привел к переоценке и расширению исходной базы теоретических постулатов.

Главные научно-методические положения теории человеческого капитала (по аналогии с финансовым капиталом) были сформулированы во второй половине XX века такими американскими экономистами, как Т. У Шульц [6], Дж. Кендрик [7] и Г. Беккер [8-9], которые были признаны основоположниками данной теории. Важный вклад в формирование современной теории человеческого капитала внесли также известные английские и американские экономисты Б. Вейсброд, Д. Минцер, Л. Туроу, У. Боуэн, М. Фишер.

© Асланов Д. И., 2010

Различные научные подходы к определению понятия «человеческий капитал» можно разделить условно на три группы. Большинство авторов под человеческим капиталом понимают совокупность имеющихся у человека способностей и качеств, применяемых в процессе производства благ и услуг. Так, по мнению У. Боуэна, человеческий капитал «состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода в целях производства товаров и услуг» [10]. Э. Долан и Дж. Линдсей под человеческим капиталом понимают «капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование, либо практический опыт» [11].

Э. Тоффлер наиболее значимым шагом в экономическом развитии нашей эпохи считает возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности. Ученый ввел понятие символического капитала, под которым он понимает знания. По мнению Тоффлера, этот вид капитала, в отличие от традиционных форм, «неисчерпаем и одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений» [12. С. 25].

Другая группа ученых, сторонников «инвестиционного» определения человеческого капитала, подчеркивает факт накопления определенных способностей и качеств в результате вложений в человека или человеческой активности в различных формах. Так, по мнению С. А. Дятлова, человеческий капитал - это «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов данного человека» [13].

С начала 1970-х годов произошла смена организационной парадигмы: представления о человеке как об «индифферентном факторе производства», который надо учитывать и по возможности рассчитывать, сменились на представления о нем как о центральном элементе производства, связывающем своей активностью все остальные элементы и в значительной степени определяющем эффективность и рост производства в целом.

Человеческий капитал - это форма проявления производительных сил человека на постиндустриальной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой рыночного типа. Как многомерный феномен он неоднороден, имеет сложную внутреннюю структуру, в которой могут быть выделены относительно обособленные элементы, характеризующие разные стороны этого понятия [14].

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы [15].

Виды человеческого капитала экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в человеческий капитал. И. В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры [16]. По его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:

ЧК = Кз + Кк + Ко,

где ЧК - человеческий капитал; Кз - капитал здоровья; Кк - капитал культуры; Ко -капитал образования.

В частности, капитал здоровья, представляющий собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности, является несущей конструкцией, основой человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье, в его охрану, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, а следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья

человека - это его естественный капитал, одна часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровья признается национальным достоянием.

И. В. Ильинский в понятии «капитал здоровья» выделяет базовый и приобретенный капитал: первый, по его мнению, определяется совокупностью физиологических свойств человека, получаемых наследственным путем; второй образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производственной деятельности. В условиях инновационного производства от человека требуются высокая скорость обработки информации, выносливость, быстрота реакции, скорость принятия решений, что в итоге обеспечивает соответствующий экономический рост.

Обобщая сказанное, констатируем, что экономисты в определении понятия «человеческий капитал» выделяют и учитывают следующие особенности.

1. Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим, определяющим и неисчерпаемым фактором устойчивого экономического роста страны и ее регионов.

2. Формирование человеческого капитала требует значительных финансовых и иных затрат как от самого индивидуума, так и общества в целом.

3. Человеческий капитал может быть накоплен, а именно: индивидуум может приобретать определенные навыки, способности, может увеличить (укрепить, улучшить) свое здоровье.

4. Инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю в будущем, как правило, более высокий доход. Обществу вложения обещают более длительный (по времени) и интегральный (по характеру) экономический и социальный эффект.

5. Инвестиции в человеческий капитал осуществляются довольно длительное время. И если инвестиции в человеческий капитал образования имеют период 12-20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всей жизни.

6. Человеческий капитал отличается от физического по степени ликвидности. Человеческий капитал не отделим от его носителя - человеческой личности.

7. Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций.

8. От решения человека, его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, его предпочтений, материальной и моральной заинтересованности, мировоззрения, наконец, от общего уровня культуры.

9. Человек на протяжении жизни приобретает знания, но его человеческий капитал изнашивается как физически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, т. е. экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия. Человеческий капитал постепенно амортизируется, но его амортизация происходит иначе, чем амортизация физического капитала, вещественных средств производства.

Амортизационные отчисления вещественных средств производства производят на следующий месяц после ввода их в эксплуатацию, а по окончании срока службы можно полностью списать стоимость объекта.

В экономической литературе рассмотрен процесс морального и физического старения накопленного научно-образовательного потенциала. По мнению экономистов, в первые годы использования человеческого капитала за счет физического взросления работника и накопления производственного опыта его экономическая ценность

не уменьшается, а возрастает. Интеллектуальный капитал в течение первого десятилетия увеличивается. К концу второго десятилетия темпы роста морального и физического износа запаса интеллектуального капитала перекрывают накопление другого актива человеческого капитала - производственного опыта. Начинается процесс обесценивания человеческого капитала, темпы которого нарастают к концу третьего десятилетия. Тем не менее и по окончании трудовой деятельности нельзя говорить о полной амортизации человеческого капитала.

Если в течение всех трех десятилетних этапов индивидуум постоянно производил инвестиции в человеческий капитал, в составные его части (образование, здоровье, искусство), то также нельзя говорить об обесценивании человеческого капитала.

Экономисты определяют затраты, произведенные в целях увеличения производительности труда и способствующие росту в будущем доходов индивидуума, как инвестиции в человеческий капитал. М. Блауг подчеркивает: «Все эти явления - здоровье, образование, поиск работы, получение информации, миграция и обучение на работе -могут рассматриваться скорее в терминах инвестиций, нежели потребления, независимо оттого, предпринимаются ли инвестиции индивидами самостоятельно или обществом, выступающим в их интересах. Все эти явления связывают воедино не вопрос, кто и какие действия предпринимает, а тот факт, что принимающий решение агент, кем бы он ни был, обосновывает свои действия в настоящем соображениями будущего» [17. С. 318-319].

Производство инвестиций - очень важный процесс в воспроизводстве человеческого капитала, в котором он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Особую роль в создании человеческого капитала играют «затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию», которые неизбежно включаются в общественные затраты на весь воспроизводственный процесс.

Производственная функция Кобба-Дугласа устанавливает математическую зависимость роста национального дохода от изменений двух факторов производства - капитала и труда:

Q = А х Ка х ЬЬ,

где Q - национальный доход; К, Ь - затраты капитала и труда соответственно; а, Ь - коэффициенты эластичности производства по капиталу и труду; К - физический капитал, т. е. овеществленный труд; Ь - человеческий капитал, т. е. целостная личность человека, участвующая в процессе производства.

Аппарат производственной функции располагает значительными аналитическими возможностями, что позволяет исследовать текущие соотношения затрат ресурсов и результатов производства.

Экономисты, рассматривая вопросы инвестирования в человеческий капитал, особое внимание уделяют анализу инвестиций в капитал образования, а также тому, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда, а именно - экономическому росту.

Таким образом, человеческий капитал - это сформированный с помощью инвестиций в человека и накопленный самим человеком совокупный потенциал здоровья, знаний, технологических навыков, способностей, трудовых и социальных мотиваций, которые, будучи взятыми в совокупности, ведут к росту квалификации работника, содействуют увеличению производительности и качества его человека и, как результат, -к повышению материального и социального статуса данного человека и формированию нового типа экономического развития общества в целом.

Источники

1. Тейяр де Шарден П. Феномен человека : пер. с фр. М. : Наука, 1987.

2. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М. : Наука, 1997.

3. Федоренко Н. П. Человеческая экономика. М. : Экономика, 2006.

4. Макарьян А. С. Глобализация и человеческий потенциал: демографическое измерение. Международный аспект. М. : Экономика, 2003.

5. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994.

6. Schultz Th. W. Investment in human capital: the role of education and of research. N. Y. : Columbia University Press, 1971.

7. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование : пер. с англ. М. : Прогресс, 1978.

8. Becker G. S. Human capital. Chicago: University of Chicago Press, 1993.

9. Becker G. S. Human capital: a Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. N. Y. : Columbia University Press, 1964.

10. Bowen H. Investment in Learning. San Francisco, 1978.

11. Долан Э., Линдсей Дж. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.

12. Тоффлер А. Футурошок : пер. с англ. СПб. : Лань, 1997.

13. Дятлов С. А. Теория человеческого капитала. СПб., 1994.

14. Минеева Н. Н., Неганова В. П. Характеристика видов человеческого капитала // Известия Урал. гос. экон. ун-та. 2009. № 4.

15. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб. : Наука, 1999.

16. Ильинский И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 1996.

17. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют : пер. с англ. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.