Научная статья на тему 'Человеческий капитал в системе устойчивого развития'

Человеческий капитал в системе устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1344
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА SUSTAINABLE DEVELOPMENT / HUMAN CAPITAL / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / WELFARE / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Анастасия Сергеевна

Устойчивому развитию в XXI веке уделяют большое внимание, однако его достижение все еще кажется достаточно сложной и трудоемкой задачей. Именно поэтому следует более внимательно отнестись к тем составляющим, которые входят в систему устойчивого развития, а именно следует обратить внимание на место человека (человеческого капитала) в этой системе. В статье проведен обзор аналитической литературы, касающейся человеческого капитала и его места в системе устойчивого развития. Автор обращает внимание на то, что человек это центральное звено устойчивого развития. Достичь устойчивого развития можно будет только тогда, когда материальные потребности человека не будут превосходить духовные, когда между этими потребностями образуется некий баланс. Такой баланс можно получить благодаря воспроизводству качественного человеческого капитала, т. е. следует уделить больше внимания уровню образования, здоровья и благосостояния человека, а также его культуре. Культура человека обуславливает его отношение к окружающему миру, поэтому для достижения устойчивого развития человеку необходимо прививать правильную культуру, которая и будет учитывать социальный, экологический и экономический аспекты устойчивого развития.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the XXI century we pay much attention to sustainable development, however, its achievement still seems to be quite complicated and time-consuming. For this reason, these are components of the sustainable development system that should be treated more carefully, and human capital in this system appears to be of great importance. The article presents an analytical review of literature relating to human capital and its place in the system of sustainable development. The author draws attention to the fact that man is a Central element of sustainable development. To achieve sustainable development will be possible only when the material needs of man will not surpass the spiritual, when between these needs formed a balance. This balance can be obtained through the reproduction quality of human capital, i.e. you should pay more attention to the level of education, health and human well-being, as well as its culture. The culture of a person determines his attitude towards the world. Therefore, to achieve sustainable development one must instill the right culture taking into account social, environmental, and economic aspects of sustainable development.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал в системе устойчивого развития»

УДК 330.341

А. С. Романова

Белорусский государственный технологический университет

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Устойчивому развитию в XXI веке уделяют большое внимание, однако его достижение все еще кажется достаточно сложной и трудоемкой задачей. Именно поэтому следует более внимательно отнестись к тем составляющим, которые входят в систему устойчивого развития, а именно следует обратить внимание на место человека (человеческого капитала) в этой системе. В статье проведен обзор аналитической литературы, касающейся человеческого капитала и его места в системе устойчивого развития. Автор обращает внимание на то, что человек - это центральное звено устойчивого развития. Достичь устойчивого развития можно будет только тогда, когда материальные потребности человека не будут превосходить духовные, когда между этими потребностями образуется некий баланс. Такой баланс можно получить благодаря воспроизводству качественного человеческого капитала, т. е. следует уделить больше внимания уровню образования, здоровья и благосостояния человека, а также его культуре. Культура человека обуславливает его отношение к окружающему миру, поэтому для достижения устойчивого развития человеку необходимо прививать правильную культуру, которая и будет учитывать социальный, экологический и экономический аспекты устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, человеческий капитал, индекс развития человеческого потенциала, благосостояние, окружающая среда.

A. S. Romanova

Belarusian State Technological University

HUMAN CAPITAL IN THE SYSTEM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

In the XXI century we pay much attention to sustainable development, however, its achievement still seems to be quite complicated and time-consuming. For this reason, these are components of the sustainable development system that should be treated more carefully, and human capital in this system appears to be of great importance. The article presents an analytical review of literature relating to human capital and its place in the system of sustainable development. The author draws attention to the fact that man is a Central element of sustainable development. To achieve sustainable development will be possible only when the material needs of man will not surpass the spiritual, when between these needs formed a balance. This balance can be obtained through the reproduction quality of human capital, i.e. you should pay more attention to the level of education, health and human well-being, as well as its culture. The culture of a person determines his attitude towards the world. Therefore, to achieve sustainable development one must instill the right culture taking into account social, environmental, and economic aspects of sustainable development.

Key words: sustainable development, human capital, human development index, welfare, environment.

Введение. Устойчивое развитие - это такое развитие, при котором потребности людей удовлетворяются без вреда для будущих поколений, т. е. человек не наносит большого ущерба окружающей среде, а, наоборот, оберегает ее от отрицательного воздействия. Все это говорит о том, что человек играет важную роль в достижении устойчивого развития. В статье рассматривается место и значение человека в системе устойчивого развития, а также формы человеческого капитала, который необходим для его достижения.

Основная часть. Благодаря докладу «Наше общее будущее», в международный обиход вошло понятие «sustainable development», переводимое на русский язык как «устойчивое развитие», которое в своей первоначальной трак-

товке близко понятию «экоразвитие», а также понятию «поддерживающее развитие». Некоторые ученые считают более точным перевод «sustainable development» как «допустимое развитие». Основная идея устойчивого развития -постоянный рост благосостояния людей в условиях качественной окружающей среды.

Взвешенная система потребностей и потребления, физическая и нравственная их норма, соизмеренная с состоянием и качеством ресурсов, включая самого человека - ключевое положение концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие - это инновационный процесс - процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации природных ресурсов, направления инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные

изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями. Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

Экономическая составляющая. Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса - Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных - природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости-слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная - когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала).

Социальная составляющая. Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в недоминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые форми-

руют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.

Экологическая составляющая. С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранению их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Согласование этих различных точек зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития - задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций.

Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учета в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду.

Наконец, связь социального и экологического элементов вызвала интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений.

Исходя из вышеизложенных определений устойчивого развития, можно сделать вывод, что в его контексте как никогда является актуальным вопрос человеческого капитала.

Переосмысление роли человеческого капитала как главного фактора развития общества, экономики и государства в целом, ведет к формированию новой идеологии и стратегии развития экономической системы, что оптимальным образом вписывается в процесс становле-

ния и развития новой экономики, экономики знаний, инноваций, определяющим основанием которой выступают знания и интеллект, становящиеся основным ресурсом развития общества.

В научной литературе понятие человеческого капитала появилось в работах американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера во второй половине ХХ века. За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике. Впервые термин использовал Теодор Шульц. Он предложил следующее определение: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом». Его последователь Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Анализ реальных процессов роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.

Беккер в рамках теории человеческого капитала исследовал структуру распределения личных доходов, их возрастную динамику, неравенство в оплате мужского и женского труда и т. д. [1]. Он доказал на обширном статистическом материале, что образование является фундаментом увеличения доходов и наемных работников, и работодателей, и государства в целом. В результате политики, финансисты и предприниматели стали рассматривать вложения в образование как перспективные капиталовложения, приносящие доход.

Беккер рассматривал работника как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем человеческого капитала. Его заработную плату (доход) - как сочетание рыночной цены его простого труда и дохода от вложенных в человека инвестиций. Причем основную часть дохода работнику, по оценкам Беккера, приносит именно человеческий капитал.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду, - образование и профессиональные на-

выки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы - затраты семей на питание, одежду, жилище, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели [2]. Человеческий капитал включает в себя человеческий потенциал в виде способностей, знаний, квалификации, профессиональной компетенции и развитие получает через вложения в образование, профессиональную подготовку, здоровье [1].

Человеческий капитал сегодня - это главный фактор формирования «экономики знаний» (инновационной экономики), которая способна эффективно использовать любые полезные для общества инновации. За последние десятилетия ХХ века в странах ОЭСР доля высоких технологий в произведенной продукции и экспорте достигла 20-25%. Уже более 50% ВВП этих стран генерируется в отраслях, основанных на знаниях, которые являются самым мощным двигателем производства [3].

Человеческий капитал можно представить в виде двух аспектов [4]:

1. Человеческий капитал как запас. С учетом этого аспекта человеческий капитал понимается как имеющейся у человека запас здоровья, знаний, навыков, умений и способностей, который оказывает влияние на рост его производительности труда и уровня доходов. В таком случае в структуре человеческого капитала можно выделить следующие основные моменты: природные способности; общие и специальные знания; уровень культуры; приобретенные навыки, умения, способности и опыт; а также возможность применения всего вышеизложенного в нужный момент времени и в нужном месте.

2. Человеческий капитал как поток доходов. В данном аспекте важным становится понимание того, что вложения в человеческий капитал являются важным активом, который должен обеспечивать более высокий доход на протяжении всей жизни человека [4].

В рамках устойчивого развития человеческий капитал нельзя рассматривать только с точки зрения социальной составляющей, т. к. достижение устойчивого развития возможно только тогда, когда человек, удовлетворив свои материальные потребности, будет удовлетворять свои духовные потребности, благодаря чему будет улучшать экологическую составляющую устойчивого развития. Таким образом, мы видим, что человека можно и нужно рассматривать с разных точек зрения, как человека социального, экологического и экономического. И в основе этого всего лежит культура, культура не отдельно взятого направления, а

культура в целом, которая, прививая человеку те или иные взгляды, должна воспитывать в нем такого человека, который в разумных пределах будет удовлетворять свои экономические потребности, уделяя при этом большее внимание духовной составляющей. И только тогда получится достичь устойчивого развития.

На рисунке представлено место человеческого капитала в системе устойчивого развития.

Рис. Человеческий капитал в системе устойчивого развития

На рисунке видно, что человеческий капитал (человек) занимает центральное место в системе устойчивого развития, следовательно, его оценке и воспроизводству необходимо уделять большое внимание, чтобы спрогнозировать возможности достижения устойчивого развития. Оценивать человеческий капитал можно на различных уровнях, три основных -это уровень предприятия, региона и страны. Получить достоверную и точную оценку человеческого капитала может быть очень проблематично, например уровня предприятия может быть недостаточно для того, чтобы оценить человеческий потенциал какой-либо территории или же уровень страны будет очень отдаленно отражать текущую ситуацию. Для этого лучше оценивать человеческий капитал на уровне региона. Так мы получим более достоверные, хоть и укрупненные результаты.

Под влиянием институционалистов был разработан индекс, который сегодня используется для определения качества человеческого капитала - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Создатели этого индекса Мегнад Десаи и Амартья Сен предложили его в качестве альтернативы индикатору развития страны - ВНП на душу населения. Но это не одинаковые по-

казатели, ВНП характеризует уровень благосостояния, а создание ИРЧП - это попытка измерить уровень человеческого развития. Это международный индекс, который создан для сопоставления уровней развития стран мира и ежегодно публикуется в Докладах Программы развития ООН, начиная с 1990 г. Индекс развития человеческого потенциала основан на трех показателях:

- уровень жизни, который измеряется ВВП (ВРП) на душу населения;

- показатель уровня образования (включает долю неграмотного населения, долю учащихся в каждой группе (начального, среднего, высшего образования));

- средняя продолжительность жизни населения [4].

В соответствии с теорией экспертов ПРООН развитие человеческого потенциала представляет собой процесс увеличения возможностей для выбора личности и достижение увеличения уровня благосостояния людей. Увеличение выбора, которым обладает население, или возможность его использования достаточно велики (практически безграничны). Благодаря этому в рамках данного подхода максимальное внимание уделяется главным возможностям, при отсутствии которых люди утрачивают многие жизненные перспективы: вести долгую и здоровую жизнь, получать знания, доступ к ресурсам, требуемым для поддержания достойного уровня жизни [5].

Оценки качества жизни и качества человеческого капитала сложны. И это происходит не только из-за многомерности и сложности понятий. Представления о качестве жизни и качестве человеческого капитала для разных групп населения различаются, у всех свои субъективные методы оценки. Поэтому в западных исследованиях начали изучение субъективных измерений качества жизни населения на основе оценок и опросов населения. Такие субъективные результаты сочетают с объективными способами получения данных (статистические данные). Например, не существует объективных и статистических способов оценки развития института семьи и наличия семейных связей, политической стабильности, социального развития. Такие компоненты могут оцениваться только субъективно, но оказывают огромное влияние на социальное развитие. Использование субъективных данных в Беларуси пока затруднено, так как для этого нужно использовать социологические исследования. Поэтому пока можно использовать только объективные статистические способы оценки социального развития, но они не дают полного представления и не оценивают все компоненты общества [5].

Поэтому при оценке уровня развития человеческого капитала региона наиболее целесообразно использовать метод, который должен учитывать различные показатели, сгруппированные по элементам, которые характеризовали бы с одной стороны социально-экономическое развитие региона, а с другой стороны - качественные характеристики развития человека.

Воспроизводству человеческого капитала также следует уделять большое внимание, чтобы достичь поставленных целей в устойчивом развитии.

Процесс воспроизводства человеческого капитала происходит в контексте, включающем:

- обучение в семье в период раннего детства;

- формальное образование и профессиональную подготовку, включая раннее детство, школьное обязательное образование, профессиональное или общее образование сверх обязательного уровня, высшее образование, профессиональное образование на рынке труда, обучение взрослых и т. д.;

- профессиональную подготовку на рабочем месте, а также информационное обучение на работе посредством специфической деятельности, такой как исследования и инновации или участие в различных профессиональных объединениях;

- неформальное информационное обучение на рабочем месте и в повседневной жизни и гражданской деятельности.

Процесс воспроизводства человеческого капитала требует немало инвестиций, однако, если их умело вложить, можно получить колоссальную отдачу, которая в последствии станет большим вкладом в достижении устойчивого развития.

Можно выделить следующие формы человеческого капитала, в которых нуждается Республика Беларусь для достижения устойчивого развития:

- концептуальная форма человеческого капитала, ориентированная на создание принципиально новых парадигм, подходов, концептов;

- организационно-технологическая форма, ориентированная на создание принципиально новых технологий и способов организации;

- уникальный уровень развития ключевых компетенций в традиционной деятельности (предметная конкретизация новых технологических и организационных возможностей в уже известном продукте).

Повышение эффективности использования человеческого капитала для достижения устойчивого развития связано с изменением в государственных масштабах стратегии и тактики инновационного развития Беларуси, суть которого состоит в разработке механизмов развертывания новых технологических укладов производства и перестройки научно-технической сферы.

В сфере науки - это повышение ее финансирования и одновременно - оптимизация отраслевой структуры для концентрации усилий на прорывных направлениях новых технологических решений. В сфере образования - перестройка внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения удельного веса, главным образом, высшего и поствысшего образования. В сфере здравоохранения - это ускоренная реализация государственных специальных программ, нацеленных на повышение уровня и качества жизни, выполнение государственных обязательств в плане обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными препаратами. Действия, предпринимаемые в этих направлениях, имеют стратегической целью создание нормальной по мировым стандартам системы научной деятельности, а также систем образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и эффективного использования человеческого капитала в Республике Беларусь.

Заключение. Человеческий капитал в системе устойчивого развития занимает центральное место, т. к. человек - важнейший фактор достижения устойчивого развития, как регионов, так и страны в целом. Именно поэтому воспроизводству и оценке человеческого капитала необходимо уделять большое внимание, чтобы достичь поставленных целей в устойчивом развитии.

Литература

1. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.: Columbia University Press for NBER, 1964. 465 р.

2. Константинов И. В. Человеческий капитал и стратегия национальных проектов. Электронная газета. URL: http://forum- msk.org/material/economic/310895.html (дата обращения 23.12.2014).

3. Солодовников С. Ю. Современная социоэкологическая динамика Республики Беларусь в контексте экономической безопасности / научн. ред. П. Г. Никитенко; Ин-т экономики НАН Беларуси. Минск: Беларус. навука, 2009. 503 с.

4. Нуреев Р. М. Развитие человеческого капитала как реальная альтернатива сырьевой специализации страны // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. № 3. С.111-129.

5. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004. 258 с.

References

1. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.: Columbia University Press for NBER, 1964. 465 p.

2. Konstantinov I. V. Chelovecheskiy kapital i strategiya natsional'nykh proektov. Elektronnaya gazeta [Human Capital Strategy and national projects. Electronic newspaper]. Available at: http: // forum-msk.org/material/economic/310895.html (accessed 23.12.2014).

3. Solodovnikov S. Y. Sovremennaya sotsiojekologicheskaya dinamika Respubliki Belarus' v kontekste ekonomicheskoy bezopasnosti [Modern socio-ecological dynamics of the Republic of Belarus in the context of economic security]. Minsk, Belarus. Navuka Publ., 2009. 503 p.

4. Nureyev R. M. Development of human capital as a real alternative raw specialization of the country. Ecomomicheskiy vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta [Economic Journal of the Rostov State University], 2007, no. 3, pр. 111-129.

5. Pchelintsev O. S. Regional'naya ekonomika v sisteme ustoychivogo razvitiya [Regional economy in the system of sustainable development]. Moscow, Nauka Publ., 2004. 258 p.

Информация об авторах

Романова Анастасия Сергеевна - магистрант кафедры менеджмента и экономики природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: romanova_asya@belstu.by

Information about the authors

Romanova Anastasiya Sergeevna - undergraduate student, the Department of Management and Nature Management Economics. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: romanova_asya@belstu.by

Поступила 13.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.