УДК 338
Новиков Н.Ю., аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
Степченко В.Г. - начальник отдела научных исследований студентов и молодых учёных, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия) Глушак Н.В., доктор экономических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
В настоящей статье представлен аналитический взгляд на состояние российского образования с позиции международных организаций в контексте устойчивого инновационного развития государства. Проведена сопоставительная оценка человеческого капитала в различных странах мирах, поскольку именно образование, через развитие человеческого потенциала, формирует и преобразует общество и рассматривается в мировой практике как инвестиция в развитие экономики.
Ключевые слова: экономика, интеллектуальный капитал, интеллектуальный потенциал, образование, инновации, инвестиции.
В ближайшее десятилетие большинство стран завершит переход на новую парадигму производства, которая связана с ускоренным применением передовых информационно-коммуникационных и производственных технологий (включая роботизацию), медицинских технологий и биотехнологий новых материалов, распространением в производственных практиках т.н. сквозных или «горизонтальных» технологий, которые обладают значительным мультипликативным потенциалом. Эти технологии могут применяться в разных секторах экономики, меняя структуру себестоимости и позволяя обеспечить прямой доступ к конечному потребителю. Возросшая активность по «Индустрии 4.0», промышленному Интернету, Интернету вещей — яркое тому подтверждение: по существующим оценкам, ежедневно к Интернету вещей присоединяется до полутора миллиона новых устройств, так что уже к 2023 году их количество может превысить численность населения всей планеты.
От того, насколько своевременно будут идентифицированы ключевые черты облика будущего, установлены «правила игры» между стейкхолдерами, выбрана стратегия развития во многом будет зависеть дальнейшая конкурентоспособность как стран в целом, так и отдельных регионов, городов и компаний.
Одним из значимых и неизбежных для России трендов будущего является глобализация экономических связей: цепочки создания добавленной стоимости носят все более
транснациональный, межстрановой характер, при этом положение и динамика собственно центров прибыли во многом определятся используемыми технологиями, которые стали триггером для развития целого класса «новых экономик». Распространение платформенных технологий и основанных на них бизнес-решений привело к развитию «сетевой экономики», в которой экономические агенты, погруженные в платформы и «мар-кетплейсы», меньше чувствуют на себе давление географических границ, традиционных производственных цепочек, действующих ранее экономических законов — платформы «Uber», «Alibaba» или «Amazon» за сравнительно небольшой временной период буквально вытеснили своих конкурентов, которые десятилетиями строили бизнесы в таких секторах как туризм, торговля, транспортные услуги и логистика.
В «экономике впечатлений» преобладают интеллектуальные услуги и креативные сектора, которые все активнее начинают составлять конкуренцию традиционным: спорт vs киберспорт, туризм vs дополненная реальность и т.д. Развитие цифровизации, новых материалов и технологий анализа больших данных приводит к тотальной кастомизации и персонализации — это быстрая и дешевая адаптация продуктов и услуг под нужды потребителей, что для многих отечественных компаний пока является слабой стороной.
Тотальная цифровизация и развитие т.н. киберфизических систем в рамках «умной
экономики» позволят на порядок сокращать сроки полевых испытаний в авиации, автомобилестроении, судостроении (эти изменения уже происходят благодаря созданию т.н. «цифровых двойников»), в скором будущем — клинической медицине и фармацевтике, основываясь на компьютерном моделировании и инжиниринге. Но, что такое «умная экономика» без «качественного» человеческого капитала.
Образование — это базовый элемент развития страны, развития «качественного» человеческого потенциала, снижения социального неравенства. Образование является нормой для экономически развитых стран и ориентиром для развивающихся стран, будучи при этом эффективным механизмом преодоления социальных барьеров, повышения человеческого потенциала. Образование через развитие человеческого потенциала формирует и преобразует общество и рассматривается в мировой практике как инвестиция в развитие экономики. Отдача от таких инвестиций (даже с учётом прямых и косвенных затрат на обучение и профессиональную подготовку) превышает размер вложений и ведёт к росту доходов человека и общества в целом.
Доходы людей с высшим образованием превышают средние показатели, например, заработная плата работников, имеющих высшее профессиональное образование, на 14,4% превышает среднюю заработную плату в Российской Федерации [20].
В среднем по странам организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) с учётом всех прямых и косвенных расходов, доход государства вследствие получения студентом общего образования составляет 14 тыс. долл. США, а от получения высшего образования составляет порядка 52 тыс. долл. США, что почти вдвое превышает инвестиции в его образование [21].
В Руководстве по измерению человеческого капитала Организация Объединенных Наций (далее ООН) приводит предложенное ОЭСР определение человеческого капитала, как имеющего «всеобъемлющий характер»: «Человеческий капитал — это знания, навыки, умения и другие качества, воплощённые в людях и способствующие обеспечению личного, социального и экономического благополучия» [17]. Выделяют индивидуальный
человеческий капитал (навыки и способности отдельного человека) и человеческий капитал экономики, на основе оценки и анализа которого строятся международные сравнения.
Человеческий капитал как количественная оценка экономической ценности набора навыков может быть измерим, например, через индекс.
Тема индекса, измеряющего человеческий капитал стран, исследуется различными международными организациями. Анализ Индекса развития человеческого капитала 2017 года (Human Capital Index) опубликовала аналитическая группа Всемирного экономического форума в сотрудничестве с Гарвардским университетом и международной консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting [22]. Организацией Объединенных Наций с 1990 года в рамках Программы развития ООН публикуются ежегодные отчёты об индексе человеческого развития (ИЧР) [11].
В 2018 году внимание к оценке человеческого капитала с использованием индекса привлёк также Всемирный банк в рамках своего недавно представленного Проекта развития человеческого капитала [14] (далее — Проект) — глобальной инициативы, призванной помочь ускоренному осуществлению более масштабных и эффективных инвестиций в людей во имя упрочения социальной справедливости и роста экономики. Одним из компонентов Проекта является Индекс человеческого капитала (далее — Индекс) — комплексный показатель, который позволяет дать количественную оценку вклада здравоохранения и образования в производительность и в уровень дохода следующего поколения граждан [10]. Другими словами, Индекс оценивает будущую производительность труда человека, родившегося в определённом году, по достижении им 18 лет. При этом за максимальную (или идеальную) производительность принимается производительность взрослого, получившего полное образование и имеющего отличное состояние здоровья. Максимально возможной производительности взрослого присваивается оценка 1, а значения Индекса представляют собой долю от максимальной производительности.
По значению Индекса человеческого капитала, рассчитанного Всемирным банком для 157 стран, Россия занимает 34 место и
входит в группу стран с высоким уровнем человеческого капитала [14]. По оценкам Всемирного банка, производительность труда человека, родившегося в 2018 году в Российской Федерации, по достижении совершеннолетия составит 73% от потенциального уровня, ко-
торый возможен при условии получения полного образования и полноценного здоровья. При этом показатель Российской Федерации немного выше значений по региону Европа и Центральная Азия, а также значительно выше среднего значения среди группы стран с уровнем доходов выше среднего (рисунки 1, 2).
Рис. 1 - Индекс человеческого капитала в отдельных странах, 2018 год [14]
0,0 ОД 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9
Рис. 2 - Индекс человеческого капитала по группам стран, 2018 год [14]
Конкурентоспособность человеческих ресурсов на глобальном рынке труда и позиция страны на международной арене определяются успешностью реализуемой политики в области развития человеческого капитала. Выдающиеся показатели Японии, Сингапура, Южной Кореи и других азиатских экономик за последние десятилетия наглядно свидетельствуют о важности человеческого капитала: акцентируя госполитику на образование и науку, данные страны показывают устойчивый экономический рост.
Сравнивая группы стран по Индексу, важно отметить закономерность: чем выше уровень доходов страны, тем выше показатель
Индекса человеческого капитала. Наблюдается двукратное расхождение между максимальным и минимальным показателем Индекса между наиболее обеспеченными странами и странами с низким уровнем доходов.
Мониторинг развития человеческого капитала может способствовать созданию механизма ответственности правительств и капитала за инвестиции в здравоохранение и образование. По мнению Всемирного банка, страны могут использовать Индекс, чтобы определить, какую долю дохода они теряют из-за дефицита человеческого капитала, и насколько быстрее им удастся превратить эти потери в выгоды, если они начнут действовать без промедления.
Основные факторы мешающие прогрессировать России в международном индексе развития человеческого капитала рассматривают разные отечественные учёные [4,6,7,8,9,12,13,15,18]. Однако единой позиции по этому вопросу пока не сформировано. Все сходятся во мнении лишь по одному, что необходимы качественные реформы в отечественном образовании. И такие реформы начали проводиться.
В середине 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Подобная структура управления образованием и наукой не нова для России. В 1990-х годах похожий опыт уже был, однако он не обеспечил ожидаемых результатов.
В сфере ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ и соответствующего ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по оказанию госуслуг и управлению госимуществом в области социальной , .. в области молодежной поддержки и социальной зТщиты обучающихся политики
В сфере НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, нанотехнологий
развитие федеральных центров науки и высоких технологий
развитие государственных научных
центров и наукоградов, интеллектуальной собственности
развитие национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения, информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности
В сфере ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного
пользования, ведущих научных школ
Рис. 3 - Функции Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [2]
Процесс консолидации науки и высшего образования предопределён объективными причинами: начиная с изменения роли науки в высшем образовании, обновления инфраструктуры и до развития новых систем подготовки и переподготовки кадров. Вместе с тем в профессиональном сообществе можно наблюдать как положительное, так и отрицательное отношение к процессу объединения в рамках одного министерства сфер ведения высшего образования и науки.
При общем сокращении числа организаций, выполняющих исследования и разработки, количество вузов, занятых исследованиями и разработками, неуклонно растёт. Если в 1990-х годах количество вузов, занятых исследованиями и разработками, не достигало 10%, то к 2018 году показатель вырос практически до 100%.
Абсолютное большинство таких вузов находится в государственной собственности,
что накладывает отпечаток на особенности выполнения научных работ, выбор тематик, подбор соответствующих кадров. При этом приходится признать, что сохраняется традиционная проблема — недостаток включения предпринимательского сектора и низкая мотивация бизнес-организаций по взаимодействию с научным сектором вузов, который чаще всего компенсируется за счёт государственных расходов.
По показателю «Ожидаемая продолжительность обучения детей в школе» Россия также занимает лидирующие позиции в рейтинге Всемирного банка, опережая США, Канаду, Китай, Италию и уступая Великобритании, Франции, Германии и Сингапуру. Средняя продолжительность обучения ребёнка в возрасте от 4 до 18 лет в России составляет 13,8 лет при максимально возможном значении 14 лет.
При расчёте данного показателя учитывается также уровень охвата населения общим образованием и показатели зачисления в разные классы. Высокий уровень охвата
школьным образованием позволяет развитым странам обеспечить детям обучение в школе продолжительностью в 14 лет. При этом в
беднейших странах дети могут рассчитывать лишь на обучение в школе с вдвое меньшей продолжительностью (рисунок 4).
Рис. 4 - Ожидаемая продолжительность обучения в отдельных странах, лет [14]
В 1980 году в странах с низким уровнем дохода только 5 из 10 детей школьного возраста посещали начальную школу, к 2018 году этот показатель вырос в 1,8 раза. В 1980 году в странах с низким уровнем дохода лишь 84 из 100 детей доживали до своего пятого дня рождения, то к 2018 году их доля возросла до 94 из 100. Ребёнок, родившийся в развивающейся стране в 1980 году, мог рассчитывать прожить до 52 лет, к 2018 году показатель составил 65 лет.
Однако, несмотря на позитивные тенденции, показатели по развивающимся странам значительно уступают аналогичным показателям по развитым странам мира.
В России школьное образование является бесплатным и доступным. Конституцией Российской Федерации [1] и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2] начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательным.
Законом гарантируется общедоступность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Доступность общего образования обеспечивается государственными (более 99%) и негосударственными (менее 1%) образовательными организациями.
Однако доступность образования и продолжительность обучения не гарантируют качество полученного образования.
Для учёта качества образования при расчёте Индекса человеческого капитала используется показатель «Результаты тестирования по международным и региональным программам оценки образовательных достижений учащихся». Знания учащихся Российской Федерации оцениваются в 538 баллов, и по данному показателю Россия входит в десятку лучших стран, опережая США, Германию, Францию, Великобританию (рисунок 5).
о?- Л» <\г
Рис. 5 - Результаты тестирования по международным и региональным программам оценки образовательных достижений, учащихся в отдельных странах, баллы [14]
Несмотря на высокие результаты тестирования по международным и региональным программам оценки образовательных достижений учащихся, результаты международных сопоставительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS свидетельствуют о сохранении в России ряда проблем в сфере образования [19]. Около 20% выпускников средней школы показывают результаты ниже порогового уровня функциональной грамотности в каждой из проверяемых областей (математической, естественнонаучной и читательской), и около трети учащихся — ниже порогового уровня хотя бы по одной из областей. При решении заданий, призванных оценить уровень самостоятельности учащихся, наиболее высокие результаты связаны с воспроизведением знаний и решением задач по образцу, в то время как в сфере применения знаний в незнакомых или изменённых ситуациях обучающиеся демонстрируют более низкие результаты [19].
Наиболее проблемной областью для российских выпускников основной школы оказа-
лась метапредметная область — решение проблем в сотрудничестве в ходе проектной или исследовательской деятельности в компьютерной среде, имитирующей работу в группе учащихся и моделирующей различные взаимодействия между членами группы (значительно ниже среднего международного уровня — 473 балла по шкале PISA, 31 место в рейтинге стран).
Процент российских учащихся, демонстрирующих высокие результаты по функциональной грамотности (5 - 6 уровни PISA), значительно ниже, чем в 10 лидирующих странах и в среднем по странам ОЭСР. Результаты российских учащихся 8 и 11 классов, демонстрирующих высокие результаты (95-й процентиль TIMSS) по математике и естествознанию (физике) в 2015 году оказались ниже, чем в 1995 году [19].
Корректировка показателя продолжительности обучения в школе в России (13,8 лет) в соответствии с качеством получаемого образования снижает показатель ожидаемой продолжительности обучения в школе на 1,9 года до 11,9 лет (рисунок 6).
Рис. 6 - Ожидаемая продолжительность обучения с поправкой на качество обучения в отдельных странах, лет [14]
Важно заметить, что формальное образование — это не единственный способ получения образования. Обучение идёт и за пределами образовательных организаций. Развитие способностей идёт благодаря формальному и неформальному образованию. Отсутствие учёта неформального образования при оценке эффективной продолжительности
обучения (его продолжительность и результативность) не позволяет объективно оценить реальное положение.
Деятельность в области человеческого капитала включает в себя не только передачу знаний, но также и производство новых знаний, которые являются источником инноваций и технических изменений.
В этой связи представляется целесообразным при оценке человеческого капитала включение субпоказателя по оценке «производства новых знаний» (в контексте цифро-визации образования), связанных с «навыками 21 века» — функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.
По данным исследования PISA, в России наблюдается разный уровень образовательных достижений учащихся в зависимости от
типа населённого пункта. Средние баллы по математической грамотности учащихся в сельской местности на 53 балла ниже, чем у учащихся в больших городах (рисунок 7).
При этом результаты тестирования учащихся по математической грамотности в сёлах и небольших городах в России в среднем ниже, чем в ОЭСР. Исключение составляют результаты тестирования в больших городах: 513 баллов в Российской Федерации и 500 баллов в среднем по ОЭСР.
Рис. 7 - Результаты международных обследований качества российского образования российских учащихся (математическая грамотность), по типу населённых пунктов, баллы [11]
Анализ оценок развития человеческого капитала, связанного с экономической отдачей вложений в человеческий капитал, свидетель-
ствует, что инвестиции в раннее детство значительно эффективнее, чем все последующие программы (рисунок 8).
>х
X
5
ш
I
а о «; О) У а >Х X
zS X
са X X
Дошкольное образование
Основное образование
Альтернативная стоимость денежных средств
Н
х с ° я
Профессиональная подготовка /
Дошкольники Школьники
Возраст
Взрослые
Рис. 8 - Отдача от инвестиций в человеческий капитал как функция возраста, в котором впервые производятся инвестиции [23]
Образование является фактором социальной мобильности только при условии, что дети из семей малообеспеченных родителей с низким уровнем образования будут иметь возможность получить более высокий уровень образования, чем их родители.
Эффективной общественной стратегией развития человеческого капитала в любой стране должно стать улучшение качества жизни детей, живущих в «неблагоприятных условиях». Чем в более ранний период детства будут сделаны эти инвестиции, тем эффективнее будет их финансовая и социальная отдача через 30 — 40 лет. В среднем отдача данных инвестиций составляет 6 — 10% [5]. Для детей, растущих в неблагоприятной и не-стимулирующей среде, эффект обогащённой среды развития будет особенно велик. При этом максимальной окупаемости инвестиций можно добиться, если начинать поддержку в первые годы жизни ребёнка, когда формируются структуры мозга и закладываются базовые навыки поведения; когда нервная система и ее механизмы максимально пластичны и восприимчивы. Навыки и способности, развитые в раннем детстве, обеспечивают дальнейшее развитие широкого круга способностей взрослого человека.
При использовании комбинации данных из общедоступных источников и инфор-
мации от международных организаций и экспертов показатель индекса человеческого капитала той или иной страны может иметь существенное расхождение.
Например, данные индекса человеческого капитала Всемирного банка в основном ниже данных ООН. Причин тому несколько: начиная с верификации открытых данных до различий в экспертной оценке того или иного процесса, явления, результата.
Организацией Объединённых Наций Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчётах об индексе человеческого развития с 1990 года. Опубликованный в 2018 году доклад содержит краткий обзор состояния человеческого развития и долговременных тенденций в отношении его показателей для 189 стран мира [24].
Индекс человеческого развития (ИЧР), являясь комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всем мире, используется для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни. По данным расчёта индекса человеческого развития наша страна, занимая 43 место, входит в группу стран лидеров [24] (рисунок 9).
Рис. 9 - Сравнение Индекса человеческого развития и Индекса человеческого капитала в отдельных странах, 2018 год [24]
Всемирный экономический форум в «Глобальном докладе о человеческом капитале» в 2017 году представил свой вариант Индекса человеческого капитала [16]. Данный Индекс
был рассчитан для 130 стран для пяти разных возрастных групп (до 14 лет, 15 — 24 года, 25 — 54 года, 55 — 64 года, 65 лет и старше). Для рас-
чёта Индекса человеческого капитала были оценены следующие группы показателей:
- уровень образования молодого и старшего поколений как результат прошлых инвестиций в образование;
- уровень образования «рабочей силы следующего поколения» и повышение квалификации работников;
применение и накопление навыков
взрослого населения;
- широта и глубина использования специализированных навыков на работе.
По оценке Всемирного экономического форума, по Индексу человеческого развития Российская Федерация находится на 16 месте, занимая лидирующие позиции в рейтинге стран (рисунок 10) [22].
Рис. 10 - Сравнение Индексов человеческого капитала в отдельных странах, 2018 год [22]
Таким образом, можно говорить, что эволюционные преобразования в системе образования России носят позитивный характер. Это подтверждают различные международные рейтинги, однако перед нами стоит ещё более амбициозная задача, а именно, стать мировым лидером в сфере образования. И, в этой связи, Правительству РФ необходимо и дальше проводить умеренную политику, направленную на повышение эффективности
существующей системы образования. Необходимо разрабатывать инновационные подходы к осуществлению мероприятий по стимулированию качественных и инновационных способов обучения и преподавания с применением новых технологий и цифрового контента. Все усилия необходимо направить на создание системы открытого образования, чтобы каждый желающий в любой момент времени мог получить качественное образование по любому направлению подготовки.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 14.05.2019)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01.05.2019 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения 25.05.2019)
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682 «Об
утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 20.05.2019)
4. Алексашина Т.В., Алексеев А.Н. Интеллектуальный капитал и промышленный потенциал: векторы инновационного развития. Монография / Москва, 2016. - 136 с.
5. Бедность и развитие ребёнка / Под ред. Д.А. Александрова, В.А. Иванюшиной, К.А. Маслинского — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015. — 392 с.
6. Глушак Н.В., Муравьева М.А., Назарова О.Г., Ребрина Т.Г. Управление экономической компетентностью персонала в условиях конкуренции. Монография / Брянск, 2015.
7. Глушак О.В. Инновационный процесс в системе методов инновационного управления // Экономика. Социология. Право. 2016. - № 4. - С. 14-22.
8. Глушак О.В., Новиков Н.Ю. К вопросу об инвестиционной политике в Российской Федерации // Экономика. Социология. Право. 2018. - № 4 (12). - С. 20-28.
9. Грищенков А.И., Глушак О.В. Современные методические подходы к классификации инноваций // Вопросы экономики и права. 2011. - № 31. - С. 111-113.
10. Изменение характера труда. Доклад о мировом развитии — 2019. Группа Всемирного банка.
11. Индексы и индикаторы человеческого развития. Обновлённые статистические данные 2018. Программа развития Организации Объединённых Наций. [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Human_Capital_Report_2017.pdf. (дата обращения 19.05.2019)
12. Леонтьева Л.С., Орлова Л.Н. Управление интеллектуальным капиталом. Учебник и практикум / Москва, 2015. - 295 с.
13. Паникарова С.В., Власов М.В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом. Учебное пособие / Москва, 2017. - 142 с.
14. Проект развития человеческого капитала, Всемирный банк, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsemimyjbank.org/ru/publication/human-capital. (дата обращения 25.05.2019)
15. Пузыня Н.Ю. Интеллектуальный капитал: измерение и оценка стоимости. Учебное пособие / Санкт-Петербург, 2016. - 90 с.
16. Российское образование в контексте индекса человеческого капитала // Бюллетень о сфере образования. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/20277.pdf (дата обращения 21.05.2019)
17. Руководство по измерению человеческого капитала. Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк и Женева, 2016 год.
18. Рябцев А.Ю., Кочергина Т.В., Пяткова Т.В. Управление интеллектуальным капиталом. учебное пособие / Екатеринбург, 2017. - 73 с.
19. Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/issledovaniye/9058732-all_tests (дата обращения 04.05.2019)
20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/. (дата обращения 15.05.2019)
21. Education at a Glance 2009, OECD.
22. The Global Human Capital Report 2017. World Economic Forum. http://www3.wefo-rum.org/docs/WEF_Global_Human_Capital_Report_2017.pdf.
23. Heckman James J. «Skill formation and the economics of investing in disadvantaged chil-dren» / SCIENCE — 2006.
24. 2019 Human Development Report. [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update.pdf. (дата обращения 25.05.2019)
HUMAN CAPITAL IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA
This article presents an analytical view on the state of Russian education from the perspective of international organizations in the context of sustainable innovative development of the state. A comparative assessment of human capital in different countries of the world, because it is education, through the development of human potential, forms and transforms society and is considered in world practice as an investment in the development of the economy. Keywords: economy, intellectual capital, intellectual potential, education, innovations, investment.
References
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii» (prinyata vsenarodnyim golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyih Zakonami RF o po-pravkah k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrascheniya 14.05.2019)
2. Federalnyiy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 01.05.2019 g.) [Elektronnyiy resurs]. URL: https://base.gar-ant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (data obrascheniya 25.05.2019)
3. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 15 iyunya 2018 g. # 682 «Ob utverzhde-nii Polozheniya o Ministerstve nauki i vyisshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii i priznanii utra-tivshimi silu nekotoryih aktov Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyiy resurs]. URL: (data obrascheniya 20.05.2019)
4. Aleksashina T.V., Alekseev A.N. Intellektualnyiy kapital i promyishlennyiy potentsial: vektoryi innovatsionnogo razvitiya. Monografiya / Moskva, 2016. - 136 s.
5. Bednost i razvitie rebYonka / Pod red. D.A. Aleksandrova, V.A. Ivanyushinoy, K.A. Mas-linskogo — M.: Rukopisnyie pamyatniki Drevney Ru-si, 2015. — 392 s.
6. Glushak N.V., Muraveva M.A., Nazarova O.G., Rebrina T.G. Upravlenie ekonomicheskoy kompetentnostyu personala v usloviyah konkurentsii. Monografiya / Bryansk, 2015.
7. Glushak O.V. Innovatsionnyiy protsess v sisteme metodov innovatsionnogo upravleniya // Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. 2016. - № 4. - S. 14-22.
8. Glushak O.V, Novikov N.Yu. K voprosu ob investitsionnoy politike v Rossiyskoy Federatsii // Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. 2018. - № 4 (12). - S. 20-28.
9. Grischenkov A.I., Glushak O.V. Sovremennyie metodicheskie pod-hodyi k klassifikatsii in-novatsiy // Voprosyi ekonomiki i prava. 2011. - № 31. - S. 111-113.
10. Izmenenie haraktera truda. Doklad o mirovom razvitii — 2019. Gruppa Vsemirnogo banka.
11. Indeksyi i indikatoryi chelovecheskogo razvitiya. ObnovlYonnyie statisticheskie dannyie 2018. Programma razvitiya Organizatsii Ob'edi-nYonnyih Natsiy. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Human_Capital_Report_2017.pdf. (data obrascheniya 19.05.2019)
12. Leonteva L.S., Orlova L.N. Upravlenie intellektualnyim kapitalom. Uchebnik i praktikum / Moskva, 2015. - 295 s.
13. Panikarova S.V., Vlasov M.V. Upravlenie znaniyami i intellektualnyim kapitalom. Uchebnoe posobie / Moskva, 2017. - 142 s.
14. Proekt razvitiya chelovecheskogo kapitala, Vsemirnyiy bank, 2018. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/human-capital. (data obrascheniya 25.05.2019)
15. Puzyinya N.Yu. Intellektualnyiy kapital: izmerenie i otsenka stoimosti. Uchebnoe posobie / Sankt-Peterburg, 2016. - 90 s.
16. Rossiyskoe obrazovanie v kontekste indeksa chelovecheskogo kapitala // Byulleten o sfere obrazovaniya. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/20277.pdf (data obrascheniya 21.05.2019)
17. Rukovodstvo po izmereniyu chelovecheskogo kapitala. Evropeyskaya ekonomicheskaya komissiya Organizatsii Ob'edinennyih Natsiy. Nyu-York i Zheneva, 2016 god.
18. Ryabtsev A.Yu., Kochergina T.V., Pyatkova T.V. Upravlenie intellektualnyim kapitalom. uchebnoe posobie / Ekaterinburg, 2017. - 73 s.
19. Federalnyiy institut otsenki kachestva obrazovaniya (FIOKO) [Elektronnyiy resurs]. URL: https://mel.fm/issledovaniye/9058732-all_tests (data obrascheniya 04.05.2019)
20. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.gks.ru/. (data obrascheniya 15.05.2019)
21. Education at a Glance 2009, OECD.
22. The Global Human Capital Report 2017. World Economic Forum. http://www3.wefo-rum.org/docs/WEF_Global_Human_Capital_Report_2017.pdf.
23. Heckman James J. «Skill formation and the economics of investing in disadvantaged children» / SCIENCE — 2006.
24. 2019 Human Development Report. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://hdr.undp.org/sites/de-fault/files/2018_human_development_statistical_update.pdf. (data obrascheniya 25.05.2019)
Об авторах
Новиков Никита Юрьевич - аспирант кафедры экономики и управления, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, E-mail: [email protected] Степченко Варвара Г. - начальник отдела научных исследований студентов и молодых учёных Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected] Глушак Николай Владимирович - доктор экономических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, E-mail: [email protected]
Novikov Nikita Yurievich - postgraduate of the Department of Economics and management, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, E-mail: [email protected] Stepchenko Varvara G. - Head of research Department of students and young scientists Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, [email protected]
Glushak Nikolay Vladimirovich - doctor of economic Sciences, Professor, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, E-mail: [email protected]