Человеческий капитал: сущность и структура
С.В. Ненашева, аспирантка, Оренбургский ГАУ
В силу особенностей развития экономики, экономической науки и мысли, общества, государственности в России в последние годы резко усилился интерес к понятию человеческого капитала со стороны учёных многих специальностей и направлений науки: экономистов, политологов, психологов, управленцев, медиков и т.д. Понятие «человеческий капитал» (ЧК) приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов-теоретиков, но и для практической деятельности отдельных фирм. В большинстве компаний начинают уделять особое внимание накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала.
Понятие человеческого капитала является естественным развитием и обобщением понятий человеческого фактора, человеческого ресурса, человеческого потенциала и интеллектуального капитала. В то же время человеческий капитал представляет собой более широкую экономическую категорию, которая в экономической науке трактуется по-разному.
Так, А. Смит указывал на то, что в состав основного капитала входят не только орудия и средства труда, но и капитализированная ценность полезных способностей всех членов общества. По его мнению, капитал, который воплощён в мастерстве, опыте и знаниях работников, должен приносить общую (среднюю) прибыль подобно тому, какую приносят составные части вещественного капитала. Исходя из этого, А. Смит сделал вывод о том, что расходы на обучение мастерству нужно считать капиталовложением в способность работника обеспечивать в будущем получение дохода, по аналогии с вложением средств в физический капитал. Следует заметить, что А. Смит включал знания, мастерство и опыт людей в основной капитал общества. Он определял капитал как
«такой элемент производства, который приносит доход или прибыль, не поступая в обращение и не меняя владельца». Таким образом, экономист указывал на необходимость дифференциации оплаты труда.
Важный вклад в осмысление данной проблемы внёс Ж.Б. Сей. Выдвинув трёхфакторную концепцию производства, он утверждал, что профессиональные навыки и способности, приобретённые посредством затрат, ведут к росту производительности труда и в силу этого могут рассматриваться как капитал. Полагая, что способности человека могут накапливаться, Ж.Б. Сей называл их капиталом. На наш взгляд, данное определение человеческого капитала представляется недостаточно полным, так как не содержит ответа на основные вопросы — причины и условия возникновения человеческого капитала, его структурно-функциональные особенности. Кроме того, упущен субъект экономического анализа. О нём можно лишь только предполагать, поскольку речь идёт о капитале человеческом.
Проводя различие между трудом и рабочей силой, К. Маркс считал, что последняя является одним из ключевых факторов процесса производства. По его мнению, затраты на её приобретение образуют переменный капитал. При этом он подчёркивал, что эффективное функционирование этого капитала определяется способностью работника к труду, его знаниями и умениями, которые используются в производстве определённого продукта. Стоит также иметь в виду, что в теории человеческого капитала понятие «капитал» трактуется иначе, чем в методологии К. Маркса, который писал, что «капитал — это не вещь, а определённо общественное, принадлежащее определённой исторической формации общества производственное отношение, которое представлено в вещи и придаёт этой вещи специфический обще-
ственный характер». В марксистской теории это понятие рассматривается с социально-классовых позиций, как отношения собственности и контроля над средствами производства [4]. К. Маркс разграничивал, с одной стороны, реализацию способностей человека к труду как предпосылки любого процесса производства, а с другой — их реализацию в условиях капиталистического производства, когда индивидуальная способность к труду отчуждается путём купли — продажи от работника, приобретает форму переменного капитала и как таковая принадлежит предпринимателю.
Сразу позволим себе возразить предложенному «разграничению»: например, если человек обладает способностью работы на компьютере, то эта способность не «отчуждается» от него после того, как произведена покупка ПК. Таким образом, рабочая сила по Марксу — это совокупность физических и духовных способностей человека, реализуемых в процессе производства.
Анализируя экономические воззрения учёных XIII—XIX вв., можно выделить два основных подхода к проблеме определения содержания человеческого капитала:
1) рассмотрение его как одного из факторов труда;
2) отождествление с живой человеческой личностью.
Интересным является замечание Т. Шульца, который предложил следующее определение: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врождёнными, или приобретёнными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врождённый человеческий потенциал. Приобретённые человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом». Т. Шульц внёс значительный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе её развития, в её принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввёл понятие человеческого капитала как производительного фактора. Исследователь сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной, постиндустриальной экономик и инновационно-информационной экономики [1].
Г. Беккер одним из первых перенёс понятие ЧК на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. Также он утверждал, что на макроуровне человеческий капитал включает вклад региона, страны в уровень образования, профессиональной подготовки и компетентности и т.п. На уровне предприятия человеческий капитал представляет совокупную квалификацию и продуктивные способности
всех его работников. На уровне индивида человеческий капитал — это знания, умения, накопленный опыт и другие производственные характеристики, приобретаемые человеком в процессе учёбы, профессиональной подготовки, практического опыта, с помощью которых он может получать доход. Позволим себе заметить, что данное определение шире охватывает человеческие способности, но не охватывает почему-то природные источники его происхождения. К сожалению, Г. Беккер ничего не говорит о лимитирующих факторах, которые способны ограничить любые инвестиции в человеческий капитал. Ведь для того, чтобы получить профессиональные способности, индивид должен быть здоровым, способным к потенциальной трудовой деятельности.
Русский экономист А.Ф. Лысков отмечает, что важнейшим свойством человеческого капитала является его динамический характер. В человеческий капитал постоянно добавляются элементы под воздействием тех или других обстоятельств, а значение уже существующих уменьшается, увеличивается или совсем удаляется. Так, изменяется величина самого человеческого капитала [2]. Данная позиция указывает на значение изучаемого понятия в историческом аспекте, что не даёт представления о его природе возникновения, структуре и формах проявления. Следует отметить, что А.Ф. Лысков рассматривает не только позитивную, но и негативную динамику человеческого капитала, которая также влияет на производственный процесс и на успешность предприятия в целом.
Наиболее удачным, по нашему мнению, следует признать определение «человеческого капитала», предложенное О.А. Гришновой, которая считает, что человеческий капитал — это экономическая категория, характеризующая совокупность сформированных и развитых в результате инвестиций производительных способностей, личных черт и мотиваций индивидов, которые находятся в их собственности, используются в экономической деятельности, способствуют росту производительности труда и благодаря этому влияют на рост доходов (заработков) своего владельца и национального дохода [3].
Анализ изученных подходов, результатов теоретических и практических работ отечественных и зарубежных исследователей позволил систематизировать основные характеристики человеческого капитала и выделить его из общей совокупности ресурсов как особый их вид, носителем которого является человек:
человеческий капитал — это капитализированная ценность полезных способностей всех членов общества, воплощённая в мастерстве, опыте и знаниях работников, приносящая прибыль;
профессиональные навыки и способности, приобретённые посредством затрат, могут накапливаться, ведут к росту производительности труда;
эффективное функционирование человеческого капитала определяется способностью работника к труду, его знаниями и умениями, которые используются в производстве определённого продукта;
человеческий капитал играет роль главного двигателя и фундамента индустриальной, постиндустриальной экономик и инновационноинформационной экономики;
человеческий капитал предприятия представляет совокупную квалификацию и продуктивные способности всех его работников; на макроуровне человеческий капитал включает вклад региона, страны в уровень образования, профессиональной подготовки и компетентности и т.п.;
производительные способности, личные черты и мотивации индивидов находятся в их собственности, используются в экономической деятельности, способствуют росту производительности труда и благодаря этому влияют на рост доходов (заработков) своего владельца и национального дохода;
величина человеческого капитала изменяется — в него постоянно добавляются новые элементы, существующие элементы удаляются совсем, уменьшается или увеличивается их значение.
Литература
1. Критский М.М. Человеческий капитал. JL: Изд-во ЛГУ, 1991. 117 с.
2. Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 6. С. 3—11.
3. Гришнова О.Л, Тартична Л.С. Экономическая природа и значение категории человеческий капитал // Украина: Аспекты практики. 2003. № 7. С. 33-37.
4. Shultz Т.Е. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences // N.Y. 1968, 6 p.