Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / КОНЦЕПЦИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Ирина Игоревна, Богуцкий Василий Сергеевич

Усиливающиеся с каждым годом процессы урбанизации, сложившаяся пространственная асимметрия в условиях и качестве жизни предопределили постоянный рост требований к сельскому человеческому капиталу. Однако в связи с отсутствием в настоящее время государственной политики, направленной на эффективное воспроизводство человеческого капитала и формирование механизма его развития на базе уровневого подхода, необходимо предложить комплекс мероприятий, направленных на воспроизводство, использование и развитие сельского человеческого капитала на каждом уровне. Цель работы - разработка концепции развития человеческого капитала сельских территорий. Методология и методы проведения работы. Теоретико-методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных ученых. Методика предусматривает следующую последовательность проведения исследования: ознакомление с законодательными и нормативно-правовыми документами, регламентирующими формирование и развитие человеческого капитала; изучение отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике; определение перспектив развития человеческого капитала сельских территорий. Результаты. Предложенные приоритетные направления будут способствовать получению селянами современного профессионального образования и повышению их квалификации, укреплению здоровья и поддержанию культурно-нравственного уровня, включению сельского сообщества в передовые социально-экономические процессы. Область применения результатов. Предложенные концептуальные направления по воспроизводству, использованию и развитию сельского человеческого капитала могут быть применены законодательными и исполнительными органами власти при разработке проектов и программ, направленных на социально-экономическое развитие села. Выводы. Предлагаемая концепция позволит более гибко реагировать на внутренние и внешние изменения, а именно: рационально использовать человеческий капитал для развития села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL OF RURAL AREAS: CONCEPTUAL DIRECTIONS FOR REPRODUCTION, USE AND DEVELOPMENT

The processes of urbanization that are increasing every year, the existing spatial asymmetry in the conditions and quality of life have predetermined the constant growth of requirements for rural human capital. However, due to the current lack of a state policy aimed at the effective reproduction of human capital and the formation of a mechanism for its development based on a level approach, it is necessary to propose a set of measures aimed at the reproduction, use and development of rural human capital at each level. The purpose of the work is to develop a concept for the development of human capital in rural areas. Methodology and methods of work. The theoretical and methodological basis was the works of domestic and foreign scientists. The methodology provides for the following sequence of research: familiarization with legislative and regulatory documents regulating the formation and development of human capital; study of domestic and foreign literature on this issue; determination of prospects for the development of human capital in rural areas. Results. The proposed priority directions will contribute to the receipt of modern vocational education and improvement of their qualifications by the villagers, health promotion and maintenance of the cultural and moral level, the inclusion of the rural community in advanced socio-economic processes. The scope of the results. The proposed conceptual directions for the reproduction, use and development of rural human capital can be applied by legislative and executive authorities when developing projects and programs aimed at the socioeconomic development of the village. Conclusions. The proposed concept will allow for a more flexible response to internal and external changes, namely, rational use of human capital for rural development.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ»

Экономика народонаселения и демография

УДК 332.12:316.442:304.4 НОВИКОВА ИРИНА ИГОРЕВНА

к.э.н., ведущий научный сотрудник отдела «Управление АПК и сельскими территориями» НИИЭОАПК ЦЧР - филиал ФГБНУ «Воронежский ФАНЦ им. В.В. Докучаева» г. Воронеж, Россия,

e-mail: [email protected]

БОГУЦКИЙ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ

аспирант НИИЭОАПК ЦЧР - филиал ФГБНУ «Воронежский ФАНЦ им. В.В. Докучаева», г. Воронеж, Россия,

e-mail: [email protected]

DOI:10.26726/1812-7096-2021-6-117-126 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ

Аннотация. Усиливающиеся с каждым годом процессы урбанизации, сложившаяся пространственная асимметрия в условиях и качестве жизни предопределили постоянный рост требований к сельскому человеческому капиталу. Однако в связи с отсутствием в настоящее время государственной политики, направленной на эффективное воспроизводство человеческого капитала и формирование механизма его развития на базе уровневого подхода, необходимо предложить комплекс мероприятий, направленных на воспроизводство, использование и развитие сельского человеческого капитала на каждом уровне. Цель работы — разработка концепции развития человеческого капитала сельских территорий. Методология и методы проведения работы. Теоретико-методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных ученых. Методика предусматривает следующую последовательность проведения исследования: ознакомление с законодательными и нормативно-правовыми документами, регламентирующими формирование и развитие человеческого капитала; изучение отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике; определение перспектив развития человеческого капитала сельских территорий. Результаты. Предложенные приоритетные направления будут способствовать получению селянами современного профессионального образования и повышению их квалификации, укреплению здоровья и поддержанию культурно-нравственного уровня, включению сельского сообщества в передовые социально-экономические процессы. Область применения результатов. Предложенные концептуальные направления по воспроизводству, использованию и развитию сельского человеческого капитала могут быть применены законодательными и исполнительными органами власти при разработке проектов и программ, направленных на социально-экономическое развитие села. Выводы. Предлагаемая концепция позволит более гибко реагировать на внутренние и внешние изменения, а именно: рационально использовать человеческий капитал для развития села. Ключевые слова: человеческий капитал, сельские территории, концепция, развитие.

NOVIKOVA IRINA IGORE VNA

Ph. D. in Economics, Leading Researcher of the Department "Management of Agriculture and Rural Territories" of the NIIEOAPK Central Research Institute-branch of the V. V. Dokuchaev Voronezh FANC , Voronezh, Russia,

e-mail: [email protected]

BOGUTSKY VASILYSERGEEVICH

postgraduate student of the NIIEOAPK Central Research Institute-branch of the Voronezh FANC named after V. V. Dokuchaev, Voronezh, Russia,

e-mail: [email protected]

HUMAN CAPITAL OF RURAL AREAS: CONCEPTUAL DIRECTIONS FOR REPRODUCTION, USE AND DEVELOPMENT

Abstract. The processes of urbanization that are increasing every year, the existing spatial asymmetry in the conditions and quality of life have predetermined the constant growth of requirements for rural human capital. However, due to the current lack of a state policy aimed at the effective reproduction of human capital and the formation of a mechanism for its development based on a level approach, it is necessary to propose a set of measures aimed at the reproduction, use and development of rural human capital at each level. The purpose of the work is to develop a concept for the development of human capital in rural areas. Methodology and methods of work. The theoretical and methodological basis was the works of domestic and foreign scientists. The methodology provides for the following sequence of research: familiarization with legislative and regulatory documents regulating the formation and development of human capital; study of domestic and foreign literature on this issue; determination of prospects for the development of human capital in rural areas. Results. The proposed priority directions will contribute to the receipt of modern vocational education and improvement of their qualifications by the villagers, health promotion and maintenance of the cultural and moral level, the inclusion of the rural community in advanced socio-economic processes. The scope of the results. The proposed conceptual directions for the reproduction, use and development of rural human capital can be applied by legislative and executive authorities when developing projects and programs aimed at the socioeconomic development of the village. Conclusions. The proposed concept will allow for a more flexible response to internal and external changes, namely, rational use of human capital for rural development.

Keywords: human capital, rural areas, concept, development.

1. Введение. В условиях перехода к новому технологическому укладу экономика России претерпевает колоссальные изменения на всех уровнях ее функционирования - от микро-(отдельные организации) и мезоуровней (муниципалитеты, в т. ч. сельские поселения; регионы; макрорегионы) до макроуровня (государство). Стремительное инновационное развитие оказывает существенное влияние на трансформацию социально-экономических структур всех уровней и, в частности, на воспроизводство и развитие человеческого капитала села [1]. Это воздействие может привести как к положительным эффектам (повышение доступности передовых знаний; расширение для селян возможностей по обучению и переобучению; совершенствование существующих товаров и услуг и появление новых; формирование потенциала для повышения эффективности реализации инновационных идей в социальной сфере села; рост уровня сельской экономики и т.д.), так и к отрицательным (увеличение численности безработного сельского населения; усугубление социального неравенства; истощение прослойки среднего класса; снижение социального контроля над огромными территориями страны и нарастание угрозы потери территориальной целостности государства).

В целях своевременного и оперативного выявления факторов, ограничивающих воспроизводство сельского населения, получения информации о территориальной дифференциации развития трудовых ресурсов и миграции сельского населения, выработки рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных социальных процессов и принятия необходимых мер возникает необходимость в разработке концептуальных направлений по формированию, использованию и развитию человеческого капитал сельских территорий.

2. Основная часть.

2.1 Нормативно-правовое обеспечение вопросов воспроизводства, использования и развития человеческого капитала сельских территорий

Современное общество развивается в условиях и под влиянием глобальных мировых процессов в политике, экономике, здравоохранении, экологии. В результате воздействия процессов глобализации на социальную жизнь общества во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой под воздействием интенсификации международных экономических и неэкономических связей накапливаются и обостряются социальные противоречия. В России устойчиво воспроизводятся достаточно массовые слои населения, которым недоступны ни от-

носительный материальный достаток, ни медицинское обслуживание, ни дорогостоящее образование, открывающее путь к современному высококвалифицированному труду [2, 3, 4].

На решение вышеперечисленных проблем в последние годы направлены различные нормативно-правовые документы государства. Начало было положено 5 сентября 2005 г., когда на выступлении президента РФ В.В. Путина была объявлена Программа приоритетных национальных проектов России, позднее реализованная на федеральном и региональном уровнях (с 2006 по 2018 г.). В этот период в качестве важных направлений «инвестиций в человека» были выделены здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство, что заложило основы для создания соответствующих национальных проектов.

Новые национальные проекты были утверждены 7 мая 2018 г., когда президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г». В соответствии с ними по направлению «человеческий капитал» выделены следующие приоритетные области развития: здравоохранение, образование, демография, культура. Помимо этого, в рамках направлений «комфортная среда для жизни» и «экономический рост» также намечены приоритетные области, имеющие непосредственное влияние на развитие человеческого капитала: жилье и городская среда, экология, наука, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, производительность труда и поддержка занятости.

На наш взгляд, наряду с обозначенными приоритетам, для обеспечения наибольшей комплексности необходимо также активизировать следующие направления государственной политики: оптимизация миграционной политики; повышение доходов населения; ликвидация бедности; формирование и совершенствование социальной и инженерной инфраструктуры; развитие социального партнерства; стимулирование развития гражданского общества.

Однако анализ реализуемых программ экономического и социального развития показывает, что в последние десятилетия во внутренней политике отсутствует целенаправленная, научно обоснованная стратегия социального развития общества и, в частности, касающаяся развития человеческого капитала. Поэтому в современных условиях, когда сущность социальной политики значительно изменилась и от обеспечения минимальных запросов населения эволюционировала в политику обеспечения качества жизни и качества человеческого потенциала, важным направлением деятельности государства становится осуществление социальной политики по развитию человеческого капитала [5].

В настоящее время все более актуализируется необходимость обеспечения образовательных, интеллектуальных, информационных и прочих возможностей для всех граждан с целью развития национального человеческого капитала, что позволит создать благоприятные условия для самореализации населения, ускорить темпы экономического роста и обеспечить обороноспособность страны. Кроме того, наблюдается существенная отстраненность государственных институтов от стратегического обеспечения формирования и развития человеческого капитала как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Все это свидетельствует о том, что назрела необходимость разработки концепции развития человеческого капитала [6, 7, 8].

Что касается развития человеческого капитала сельских территорий, то здесь сложились еще более неблагоприятные условия, связанные со значительным отставанием села в социально-экономическом развитии вследствие множества трудностей и противоречий. И даже несмотря на меры, принятые в рамках реализации широкого круга федеральных и региональных целевых программ (ФЦП «Социальное развитие села до 2013 г.», ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.»), дифференциация в социально-экономическом развитии сельских территорий до сих пор сохраняется. Одной из важнейших причин сложившейся ситуации стало то, что денежные средства на нужды села выделялись по остаточному принципу или сосредоточивались на решении довольно узких задач, а комплексный подход к решению сельских проблем так и не был сформирован.

В 2019 г. была разработана государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», которая вступает в силу с 1 января 2020 г. и предусматривает реализацию мер, направленных, главным образом, на повышение обеспеченности сельского населения жильем, развитие систем водоснабжения и водоотведения, средств связи и телекоммуникаций, увеличение уровня газификации, улучшение условий получения социальных услуг [9]. Среди ее пре-

имуществ по сравнению с ранее действующими программами отметим значительно более высокое финансирование (1597,0 млрд руб. за 6 лет, что более чем в 8,3 раза выше финансирования программ в 2014-2020 гг.), в основном, за счет средств федерального бюджета.

Следует отметить также и недостатки. В первую очередь, из Программы неясно, за счет каких мер планируется осуществить одну из трех ее основных целей: «достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80% в 2025 г.» [9]. Из того, что могло бы как-то поспособствовать реализации цели, в Программе заявлено направление «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях» и предполагается, что меры позволят повысить долю трудоспособного населения, прошедшего переобучение, до 80% и сократить уровень безработицы селян трудоспособного возраста до 5,7% к концу срока реализации программы. Однако денежные средства на осуществление мероприятий этого направления в Программе не заложены.

Другим значимым недостатком видится тот факт, что распределение средств под важнейшую группу мероприятий (инициативные проекты сельских муниципалитетов, отдельных жителей и их групп, бизнеса) планируется осуществлять на конкурсной основе комиссией Мин-сельхоза России. Причем направления расходования средств не определены и критерии поддержки не приводятся. Есть риски, что, в основном, будут поддерживаться инициативы крупного бизнеса, а не сельских муниципалитетов. Этот механизм уже изначально несет в себе риски несправедливого распределения субсидий. А если учесть, что на осуществление этой меры предполагается израсходовать более половины всех средств Программы, то можно прогнозировать, что дифференциация сельских территорий по уровню жизни населения и человеческому капиталу лишь усилится [10].

Приведенные факты доказывают необходимость принятия скорейших мер поддержки сельского населения и защиты его интересов, а также указывают на важность обеспечения условий для роста человеческого капитала сельских жителей. В связи с этим в данном исследовании представлен проект концепции развития человеческого капитала сельских территорий.

2.2. Концепция развития человеческого капитала сельских территорий

Целью концепции должно стать создание среды, способствующей реализации потенциала сельского населения, накоплению полезного опыта, профессиональных и универсальных знаний, умений, навыков и мотиваций и позволяющей осуществлять инвестирование в воспитание, здоровье и образование сельских жителей, а также обеспечивать ведение эффективной экономической деятельности.

Основой формирования и развития человеческого капитала сельских территорий должны стать следующие принципы:

- комплексность - обеспечение комплексного развития всех элементов человеческого капитала сельских территорий;

- социальная направленность - ориентированность на наиболее полное удовлетворение потребностей сельских жителей и соблюдение социальных стандартов жизнеобеспечения;

- иерархия и взаимодополняемость воздействий управляющих подсистем;

- инновационность - внедрение наиболее эффективных современных инструментов и технологий, способствующих развитию человеческого капитала села;

- вариативность - обеспечение возможностей для различных вариантов развития человеческого капитала с учетом территориальных особенностей.

Акцентируя внимание на степени участия субъектов всех уровней управления в процессе воспроизводства человеческого капитала сельских территорий, следует:

- на макроуровне (государство, макрорегион) - обеспечить формирование общественного сознания (образование, наука, просвещение, культура, искусство и др.) и социальное воспроизводство сельского населения (медицина, спорт, социальная защита, селективная миграционная политика, поддержка труда);

- на мезоуровне (регион, район, муниципалитет) - способствовать развитию отраслей и прочих элементов системы воспроизводства человеческого капитала, обслуживающих потребление материальных благ и обеспечивающих исполнение социальных гарантий государства, а также контроль миграционных процессов; сформировать комплекс отраслей, обеспечивающих производство услуг для личного потребления (бытовое и гостиничное обслуживание, общественное

питание, физическая культура, рекреация, организация досуга) [11].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что формирование отраслей, способствующих расширенному воспроизводству и развитию человеческого капитала сельских территорий, осуществляется на макро- и мезоуровнях, при этом на микроуровне, в основном, развиваются отрасли, обеспечивающие простое воспроизводство.

В связи с происходящим формированием новой парадигмы развития человеческого капитала сельских территорий и с учетом происходящих глобальных трансформационных процессов разрабатываемая концепция должна быть направлена на выполнение следующих задач:

- формирование комплекса условий для развития человеческого капитала;

- обеспечение воспроизводства человеческого капитала за счет предоставления сельским жителям качественных услуг сфер образования, здравоохранения, культуры и спорта;

- содействие развитию предпринимательских способностей сельского населения и гражданского самосознания;

- стимулирование вертикальной социальной мобильности сельских жителей, способствующей росту их человеческого капитала;

- обеспечение соответствия человеческого капитала сельских территорий новым тенденциям общественного развития в условиях глобализации.

Следует отметить, что на государственном уровне формирование и развитие человеческого капитала сельских территорий обеспечивается за счет реализации социальной политики, направленной на развитие общества и совершенствование социальных институтов, среди которых наиболее значимую роль играют семья, образование, наука, медицина, культура, спорт, объединения граждан, СМИ. Безусловно, развитие человеческого капитала села невозможно осуществить без стабилизации политической системы общества и совершенствования правовых основ государства, экономического роста, укрепления социальной сферы и общественных отношений, улучшения качества жизни людей, а также формирования национальной идеологии, объединяющей граждан и поддерживающей национальные ценности и исторические традиции [12].

В то же время конкретно для сельских территорий необходимо выделить такие концептуальные направления развития человеческого капитала сельских территорий:

1. Совершенствование социально-демографической политики.

2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры на селе, обеспечение доступности качественных социальных услуг.

3. Поддержка предпринимательской деятельности, совершенствование политики в сфере повышения занятости и оплаты труда селян.

4. Обеспечение для сельских жителей и товаропроизводителей расширенного доступа к информационным ресурсам.

5. Включение сельского сообщества в процесс формирования экономики знаний.

Рассмотрим каждое из концептуальных направлений развития человеческого капитала сельских территорий.

I. Совершенствование социально-демографической политики.

Развитие человеческого капитала села в значительной мере зависит от реализуемой социально-демографической политики государства, заключающейся в формировании условий воспроизводства сельского населения на долгосрочный период и ориентированной на закрепление или изменение тенденций в динамике движения и структуре населения, улучшение его здоровья, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, стимулирование рождаемости и укрепление института семьи, регулирование миграции и расселения.

Важной частью социально-демографической политики государства должна стать селективная миграционная политика, заключающаяся в создании специальных условий для притока на сельские территории населения с высоким образовательно-интеллектуальным потенциалом (в т. ч. за счет стимулирования миграции соотечественников из-за рубежа) [13].

Следует отметить, что органам государственной власти необходимо решать вопросы трансформации структуры сельского населения, его мобильности, брачности. Именно комплексный подход создаст условия для смягчение имеющейся демографической ситуации и предотвращения возможных нежелательных явлений в будущем.

Также для укрепления человеческого капитала сельских территорий необходимо уделить внимание вопросам социальной защиты селян, для чего следует принять систему мер, включающих:

- создание благоприятных условий для нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения (инвалидов, пенсионеров и др.) в части пользования общественными фондами потребления;

- прямую материальную и социально-психологическую поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых слоев сельского населения в различных формах.

II. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры на селе, обеспечение доступности качественных социальных услуг.

В части развития инженерной инфраструктуры наиболее актуальной мерой остается оснащение сельских территорий водопроводом, газом, канализацией, что позволит повысить удельный вес площади сельского жилого фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства. Также необходимо обеспечить доступность для сельских жителей всего комплекса социально-бытового и культурного обслуживания в соответствии с утвержденными социальными стандартами.

Следует отметить, что из всей совокупности элементов, обеспечивающих создание комфортных условий для жизни сельских жителей и развития их человеческого потенциала, приоритет отдается сферам образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Что касается сферы образования, то на сельских территориях необходимо обеспечить доступность и качественность образовательных услуг - дошкольного, дополнительного и среднего (общего и специального), а также предоставить возможность получения высшего образования на специальных условиях (целевые наборы и т.п.) [14].

В сфере здравоохранения на сельских территориях необходимо обеспечить удовлетворение потребностей селян в медицинских услугах на уровне, установленном государственными социальными стандартами и выше.

В сфере физической культуры и спорта необходимо провести реконструкцию и строительство новых спортивных объектов, обновить и дополнить материальную базу и техническое оснащение учреждений, а также обеспечить организации и учреждения квалифицированными кадрами. На сельских территориях с развитым туристическим бизнесом возможно оказание платных спортивных услуг по обучению туристов национальным видам спорта.

III. Поддержка предпринимательской деятельности, совершенствование политики в сфере повышения занятости и оплаты труда селян.

Для улучшения политики в сфере занятости селян и повышения их доходов первоочередными мерами выступают:

- организация системы ранней профессиональной диагностики и профориентации сельского населения;

- создание механизма государственного регулирования занятости и рынка труда на сельских территориях;

- закрепление молодых специалистов в сельской местности (денежные выплаты, предоставление благоустроенного жилья и социальных гарантий);

- формирование государственного заказа (на региональном уровне) на профессиональную подготовку кадров, исходя из потребностей сельского рынка труда;

Поскольку в нашей стране наряду с незанятостью трудоспособных членов сельских домохо-зяйств важнейшей предпосылкой недостаточного качества человеческого капитала сельских территорий является низкая доходная обеспеченность селян, то этому фактору также следует отвести должное внимание. В связи с этим необходимо предусмотреть меры по повышению оплаты труда работников на сельских территориях, в частности, повысить уровень МРОТ и т.д.

Важным инструментом корректировки занятости селян является регулирование трудовой миграции на сельских территориях. Реализация мероприятий по поддержке врачей, учителей и специалистов в области муниципального управления, а также обеспечению условий для развития агробизнеса в сельской местности в рамках НП «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК» позволила скорректировать в лучшую сторону структуру сельского рынка рабочей силы. В связи с этим реализацию подобных мер следует продолжить, опираясь на комплексный и си-

стемный подход и задействуя бюджетные ресурсы различных уровней.

Что касается совершенствования внешней миграционной политики, то необходимо контролировать качество миграционного потока иностранной рабочей силы посредством сокращения нелегальной трудовой миграции за счет мониторинга и контроля выполнения миграционного законодательства, а также привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, готовых его инвестировать в реальный сектор российской экономики с высокотехнологичным производством. В отношении неквалифицированных трудовых мигрантов следует ужесточить требования и проводить квотирование востребованных профессионально-квалификационных групп.

Поддержка развития предпринимательства является особенно актуальной в связи с тем, что предпринимательство становится своеобразной формой мобилизации человеческого потенциала и выражением свободы самореализации людей, а также движущей силой, позволяющей внедрять новые виды деятельности на селе и применять современные технологии в сфере производства и обслуживания.

IV. Обеспечение для сельских жителей и товаропроизводителей расширенного доступа к информационным ресурсам.

Это концептуальное направление подразумевает переход от стадии, когда телекоммуникационные услуги используются малой частью сельского населения и некоторыми организациями, практически нет стационарных компьютеров и связь нестабильна, к стадии, когда условия для получения доступа к информационным ресурсам созданы для большей части селян (есть почта, узел связи, компьютеры, очаги инноваций) и организации внедрили информационно-коммуникационные технологии в свою организационно-управленческую деятельность.

В рамках реализации этого направления должна быть предусмотрена приоритетная информационная поддержка развития в сельской местности тех сфер человеческой деятельности, в которых преимущественно и происходит развитие человеческого капитала: прикладной науки (в области агрономии, зоотехнии, селекции и других направлений производства новых знаний на селе); воспитания и образования подрастающего поколения, самообразования и творческого общения; переобучения и повышения квалификации; формирования здорового образа жизни (здоровое питание, физкультура и спорт); медицинского обслуживания и т.п.

Для организаций, расположенных в сельской местности, необходимо выбирать индивидуальные модели информатизации, соответствующие их потребностям. Это могут быть простейшие модели, основанные на пассивной информатизации, когда ее направления и масштаб находятся в прямой зависимости от задач информационного взаимодействия с государством.

Применение любой из приведенных моделей позволит не только создать предпосылки для повышения управляемости производственными и управленческими процессами в хозяйствующих субъектах, но и сформировать новые информационно-сетевые свойства, функции и компетенции человеческого капитала этих организаций.

V. Включение сельского сообщества в процесс формирования экономики знаний.

Данное направление предполагает формирование оптимальной среды для развития креативного среднего класса на сельских территориях - представителей сельской общины, прикладывающих усилия по наращиванию и обновлению своего человеческого капитала и сознательно развивающих такие свойства личности, как самообучаемость, новаторство, креативность, экономическая мобильность, а также приобретающих навыки цифрового предпринимательства (Е-business) и участвующих в формировании и развитии электронных профессиональных сообществ.

Для этого нужно создать и поддерживать эффективное функционирование «механизма социального лифта», обеспечивающего условия для включения способных и талантливых сельских жителей в передовые социально-экономические процессы посредством грантовой поддержки значимых инициатив сельских жителей (социальных инноваций) и стимулирования самоорганизации молодежи. Особое внимание следует уделять частным гражданским инициативам селян по улучшению сельской жизни, обеспечивающим мультипликативное влияние на экономическое развитие сельской общины и всей территории. Для этого имеет смысл ввести программы для поддержки организации местных инициативных групп и формирования лидеров сельских сообществ, которые смогут разрабатывать проекты и стратегии местного развития и про-

водить их практическую реализацию на сельских территориях. Это позволит мотивировать сельских жителей к развитию путем распространения новых знаний и улучшит качество их жизни.

Важную роль в развитии сельского человеческого капитала могут сыграть изменения в системе сельского образования. Прежде всего, для селян необходимо создать условия для непрерывного и доступного обучения в течение всей активной жизни. Этому будет содействовать: восстановление и развитие сети дошкольных учреждений и малокомплектных школ и формирование необходимого уровня их материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения; внедрение дистанционных образовательных технологий в сельских учреждениях общего среднего и специального среднего образования.

Поскольку в современных условиях требуется качественно новая рабочая сила, обладающая высоким уровнем образования и значительным интеллектуальным и профессиональным потенциалом, то с целью формирования конкурентоспособных трудовых ресурсов на селе целесообразно предоставить селянам особые условия для дистанционного обучения в высших учебных заведениях и получения неформального образования высокого качества (в т. ч. на онлайн-семинарах, практикумах и тренингах, помогающих развить «сложный интеллект», где не только передаются определенные профессиональные знания, но и учат учиться: анализировать, думать, находить новые пути решения многоаспектных современных проблем).

Все это позволит создать на селе человеческий капитал, не зависимый от изменений параметров функционирования рынка труда на селе или от трансформаций в бизнес-сфере аграрного сектора экономики.

Для эффективной реализации обозначенных концептуальных направлений следует сформировать необходимые условия для развития человеческого капитала сельских территорий, основными из которых являются экологическое благополучие, достаточность финансирования и

ЦЕЛЬ: создание социальной среды, способствующей реализации потенциала сельского населения, накоплению полезного опыта, профессиональных и универсальных знаний, умений, навыков и мотиваций и позволяющей осуществлять инвестиций в воспитание, здоровье и образование индивидов, а также обеспечивать ведение эффектив-

ЗАДАЧИ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Формирование комплекса условий для развития человеческого капитала.

2. Обеспечение воспроизводства человеческого капитала за счет предоставления сельским жителям качественных услуг сфер образования, здравоохранения, культуры и спорта.

3. Содействие развитию предпринимательских способностей сельского населения и гражданского самосознания.

4. Стимулирование вертикальной социальной мобильности сельских жителей, способствующей росту их человеческого капитала.

5. Обеспечение соответствия человеческого капитала сельских территорий новым тенденциям общественно-

Человеческий капитал сельских территорий

Уровни формирования условий для развития человеческого капитала сельских территорий:

- мегауровень (межстрановый);

- макроуровень (государство);

- мезоуровень (регион, район, муниципалитет);

- микроуровень (хозяйствующие субъекты,

ПРИНЦИПЫ:

1. Комплексность - обеспечение комплексного развития всех элементов человеческого капитала сельских территорий.

2. Социальная направленность - ориентированность на наиболее полное удовлетворение потребностей сельских жителей и соблюдение социальных стандартов жизнеобеспечения.

3. Иерархия и взаимодополняемость воздействий управляющих подсистем.

4. Инновационность - внедрение наиболее эффективных современных инструментов и технологий, способствующих развитию человеческого капитала села.

5. Вариативность - обеспечение возможностей для различных вариантов развития человеческого капитала с учетом территориальных особенностей.

К О Н Ц Е П Т У А Л Ь Н Ы Е Н А П Р А В Л Е Н И Я Р А З В И Т И Я

Совершенствование социально-демографической политики

Развитие социальной, инженерной инфраструктуры на селе и обеспечение доступности качественных соци-

Поддержка предпринимательской деятельности, совершенствование политики в сфере повышения заня-

Обеспечение для сельских жителей и товаропроизводителей расширенного доступа к информацион-

РЕЗУЛЬТАТ: развитие человеческого капитала сельских территорий удовлетворение потребностей сельского населения, определяющих его качество жизни

Рис. Концепция развития человеческого капитала сельских территорий

развитие институтов гражданского общества.

Поддержание экологического благополучия сельских территорий предполагает проведение экологического мониторинга качества снабжения населения питьевой водой, охрану биологического разнообразия окружающей среды, стимулирование производства экологически чистых продуктов питания на селе и многое другое.

Также важно обеспечить формирование на селе институтов гражданского общества, оказывающих существенное влияние на эффективность социального развития личности и изменение внутреннего устройства сельского сообщества. Организация самодостаточных институтов гражданского общества на селе - прежде всего, местного самоуправления и некоммерческих организаций позволит создать новую структуру управления на муниципальном уровне. Это отразится как на повышении эффективности управления сельским сообществом, так и на росте сельской экономики, что приведет к увеличению инвестиций в человеческий капитал сельских территорий. Поэтому необходимо сформировать условия для быстрых и качественных изменений в этой области.

В первую очередь, разработать меры по институциональной поддержке названных институтов гражданского общества, включая прямое содействие их развитию. Это может быть сделано через принятие поправок в действующие нормативно-правовые акты.

Отдельно следует отметить, что для обеспечения выполнения планируемых задач следует сформировать достаточную финансовую базу развития человеческого капитала сельских территорий и разработать соответствующий механизм финансирования.

Кроме того, увеличить наполняемость доходной части местных бюджетов можно посредством разработки эффективной системы межбюджетного выравнивания. Так, в настоящее время средства для поддержки финансово малообеспеченных сельских территорий перечисляются из поселений с достаточной базой доходов напрямую в региональный центр, а затем поступают в поселения с низкой бюджетной обеспеченностью. Чтобы упростить этот механизм и увеличить ресурсы на уровне района, предлагаем сначала проводить выравнивание в муниципальном районе, а затем уже перечислять отрицательные трансферты из района в регион.

Отметим, что, на наш взгляд, в последующем необходимо разработать отдельную Феде-

Литература

1. Закшевский, В. Г., Гаврилова, З. В. Возможности и перспективы развития сельских территорий после пандемии // Научные труды вольного экономического общества России. 2020. № 3. С. 496-501. DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-496-501.

2. Bolshov, A. V., Shakirova, D. S. Problems of assessment and management of investments in human capital development // Turkish online journal of design art and communication. 2017. Vol. 7. P. 788-797.

3. Kulzhanova, Zh., Kulzhanova, G., Kerimov, T., Mukhanbetkaliyev, Y., Sadykova, T. Assessment of the level of human capital reproduction in the EAEU countries //Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8. No. 20. P. 16-27.

4. Zamfir, A.-M. Urban-Rural Educational Inequalities and Human Capital Polarization in Romania //Revista Romaneascapentru Educatie Multidimensionala. 2017. Vol. 9. No.. 3. P. 157-165.

5. Меренкова, И. Н., Перцев, В. Н. Приоритеты социально-ориентированного развития сельских территорий и поселений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 4. С. 54-57.

6. Koziol, W., Mikos, A. The measurement of human capital as an alternative method ofjob evaluation for purposes of remuneration // Central european journal of operations research. JUN 2020. T. 28. Vol. 2. Special issue: SI. P. 589-599.

7. Pravdiuk, N., Pokynchereda, V., Pravdiuk, M. The human capital of an enterprise : theory and assessment methodology // Baltic Journal of Economic Studies. 2019. Vol. 5. No. 2. P. 176-183.

8. Fernando, J., Garrigos-Simon, M., Botella-Carrubi, D., Gonzalez-Cruz, T. F. Social Capital, Human Capital, and Sustainability : A Bibliometric and Visualization Analysis // SUSTAINABILITY. 2018. Vol. 10. No. 12. P. 4751.

9. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Комплексное развитие сельских территорий "и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326085/(дата обращения: 03.06.2021).

10. Меренкова, И. Н., Савенкова, О. Ю. Социально-ориентированное развитие сельских территорий : проблемы и пути решения // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-1. С. 156-159.

11. Меренкова, И. Н., Новикова, И. И. Устойчивость сельскохозяйственных предприятий как фактор развития сельских территорий. - Воронеж : ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России Россельхозакадемии, 2013.

12. Маргулян, Я. А. Приоритетные направления управления развитием человеческого капитала //Научная мысль : ежеквартальный научно-методический журнал. 2016. № 3 (21). С. 5-10.

13. Tanaka, M. Human capital investment, credentialing, and wage differentials // Public Econ Theory. 2020.

P. 1- 25.

14. Кусмагамбетова, Е. С., Кусмагамбетов, С. М. Сфера обслуживания в развитии человеческого капитала сельских территорий // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2019. № 3 (62). С. 131-138. DOI: 10.17238/issn2071-2243.2019.3.131.

References:

1. Zakshevskij, V. G., Gavrilova, Z. V. Vozmozhnosti i perspektivy razvitiya sel'skih territorij posle pandemii // Nauchnye trudy vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2020. № 3. S. 496-501. DOl: 10.38197/20722060-2020-223-3-496-501.

2. Bolshov, A. V., Shakirova, D. S. Problems of assessment and management of investments in human capital development // Turkish online journal of design art and communication. 2017. Vol. 7. P. 788-797.

3. Kulzhanova, Zh., Kulzhanova, G., Kerimov, T., Mukhanbetkaliyev, Y., Sadykova, T. Assessment of the level of human capital reproduction in the EAEU countries //Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8. No. 20. P. 16-27.

4. Zamfir, A.-M. Urban-Rural Educational Inequalities and Human Capital Polarization in Romania //Revista Romaneascapentru Educatie Multidimensionala. 2017. Vol. 9. No.. 3. P. 157-165.

5. Merenkova, I. N., Percev, V. N. Prioritety social'no-orientirovannogo razvitiya sel'skih territorij i poselenij // Ekonomika sel'skohozyajstvennyh ipererabatyvayushchihpredpriyatij. 2016. № 4. S. 54-57.

6. Koziol, W., Mikos, A. The measurement of human capital as an alternative method ofjob evaluation for purposes of remuneration // Sentral european journal of operations research. JUN 2020. T. 28. Vol. 2. Special issue: SI. P. 589-599.

7. Pravdiuk, N., Pokynchereda, V., Pravdiuk, M. The human capital of an enterprise : theory and assessment methodology // Baltic Journal of Economic Studies. 2019. Vol. 5. No. 2. P. 176-183.

8. Fernando, J., Garrigos-Simon, M., Botella-Carrubi, D., Gonzalez-Cruz, T. F. Social Capital, Human Capital, and Sustainability : A Bibliometric and Visualization Analysis // SUSTAINABILITY. 2018. Vol. 10. No. 12. P. 4751.

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.05.2019 № 696 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Ros-sijskoj Federacii Kompleksnoe razvitie sel'skih territorij"i o vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_326085/ (data obrashcheniya: 03.06.2021).

10. Merenkova, I. N., Savenkova, O. YU. Social'no-orientirovannoe razvitie sel'skih territorij : problemy i puti resheniya //Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 9-1. S. 156-159.

11. Merenkova, I. N., Novikova, I. I. Ustojchivost' sel'skohozyajstvennyh predpriyatij kak faktor razvitiya sel'skih territorij. - Voronezh : GNU NIIEOAPK CCHR Rossii Rossel'hozakademii, 2013.

12. Margulyan, YA. A. Prioritetnye napravleniya upravleniya razvitiem chelovecheskogo kapitala //Nauchnaya mysl': ezhekvartal'nyj nauchno-metodicheskij zhurnal. 2016. № 3 (21). S. 5-10.

13. Tanaka, M. Human capital investment, credentialing, and wage differentials // Public Econ Theory. 2020. P. 1- 25.

14. Kusmagambetova, E. S., Kusmagambetov, S. M. Sfera obsluzhivaniya v razvitii chelovecheskogo kapitala sel'skih territorij // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2019. № 3 (62). S. 131138. DOI: 10.17238/issn2071-2243.2019.3.131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.