Научная статья на тему 'Человеческий капитал как ресурс инновационного развития: теоретические подходы к исследованию'

Человеческий капитал как ресурс инновационного развития: теоретические подходы к исследованию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
706
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ТРУДОВОЙ КАПИТАЛ / КАПИТАЛ ЗДОРОВЬЯ / HUMAN POTENTIAL / HUMAN CAPITAL / INTELLECTUAL CAPITAL / LABOUR CAPITAL / HEALTH CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинкина Наталья Николаевна

Рассматриваются различные подходы к анализу человеческого капитала в условиях инновационного развития экономики, дана классификация форм человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL AS A RESOURCE FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT: THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY

The article discusses various approaches to the analysis of human capital in the context of innovation development of the economy. A classification of the forms of human capital is presented.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал как ресурс инновационного развития: теоретические подходы к исследованию»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 135-137

УДК 330

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

© 2012 г. Н.Н. Калинкина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ekalin2006@gmail.com

Поступила в редакцию 10.05.2012

Рассматриваются различные подходы к анализу человеческого капитала в условиях инновационного развития экономики, дана классификация форм человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, интеллектуальный капитал, трудовой капитал, капитал здоровья.

Переход на инновационный путь развития связан прежде всего с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет.

Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причинами возникновения и развития теории человеческого капитала.

Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в том числе к росту заработков работника, значит, происходит воспроизводство в кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что

В.В. Путин

и превращает их в особую форму капитала. В дальнейшем западные ученые обсуждали состав и структуру человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал.

Эта теория развивается в рамках неоклассического направления западной политэкономии и используется в исследовании таких сфер, как образование, здравоохранение, семья и другие сферы внерыночной деятельности.

Человеческий капитал - как определяют его большинство западных экономистов - состоит из определенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. Он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека.

Сторонники теории человеческого капитала разработали количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми

и их денежную отдачу для общества и семьи. Главное внимание в этом анализе уделяется производимым способностям человека и дифференциации доходов, вызываемой различными уровнями инвестиций в их производство.

Оппонентами этого направления выступают консервативные психологи и экономисты, приписывающие ведущую роль в дифференциации способностей наследственному, биологическому фактору. Они считают, что объяснение всей разницы в доходах у лиц с неодинаковым уровнем подготовки, получаемым образованием приводит к завышению эффекта обучения.

Оба указанных объяснения причин дифференциации способностей к труду и, соответственно, доходов населения подвергаются критике радикальных экономистов. По их мнению, образование выступает как посредник, преобразующий неравенство в социальном происхождении в неравенство доходов. Передача от поколения к поколению экономического неравенства, по их мнению, происходит как посредством связей в деловом мире, так и через усвоение ценностных установок, мотиваций и стереотипов поведения. Поэтому если на разных уровнях производственной иерархии требуются работники с разными поведенческими характеристиками, если развитие этих характеристик осуществляется в основном в семье, то социальное происхождение может быть важнейшей причиной воспроизводства экономического неравенства. К примеру, К. Дженкс на обширном выборочном материале показал, что корреляция между образованием и заработками обнаруживается лишь для агрегатных, групповых величин, тогда как при анализе индивидуальных данных связь эта практически исчезает. Отсюда делается вывод: дифференциация доходов имеет вероятностный характер, вызывается преимущественно случайными причинами. Таким образом, западные экономисты, несмотря на значительные усилия, потраченные на разработку теории рабочей силы и технику статистического анализа дифференциации доходов и факторов, их вызывающих, не смогли завершить создание стройной и подтверждаемой фактами теории.

Развитие современной экономической теории характеризуется колоссальным увеличением количества работ, посвященных проблеме расширенного воспроизводства рабочей силы. К настоящему времени теория человеческого капитала накопила достаточно большой научный инструментарий для определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала.

Теоретические позиции российских ученых отличает более четкое разграничение сущности, содержания, форм или видов, условий формирования, воспроизводства и накопления человеческого капитала. Группа ученых под руководством Л.И. Абалкина, исследующих проблему стратегического развития России в XXI веке, рассматривают человеческий капитал как сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход. В.Н. Костюк, исследуя социоэкономические процессы и разрабатывая свою концепцию теории эволюции, определяет человеческий капитал как индивидуальную способность человека, позволяющую ему успешно действовать в условиях неопределенности. В состав человеческого капитала он включает рациональную и интуитивную составляющие. Их взаимодействие может позволить владельцу человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма.

Социально-экономическую форму человеческого капитала и его качественную определённость характеризируют А.Н. Добрынин и С.А. Дятлов. Человеческий капитал, по их мнению, представляет собой форму проявления производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего творческого фактора общественного воспроизводства. Анализ содержания и условий капитализации человеческого капитала позволил авторам выработать обобщенное определение человеческого капитала как экономической категории современного информационно-инновационного общества.

Важное значение в анализе категории человеческого капитала имеет классификация видов человеческого капитала по разным основаниям и в разных целях. Практически все исследователи признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала. Исследования интеллектуального капитала наиболее продвинуты и доведены до методик его эффективного использования. Западные исследователи обычно выделяют виды человеческого капитала по видам инвестиций. К таким видам инвестиционной деятельности относят: школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья, растущий запас информации относительно экономики. Все эти виды деятельности

нацелены на формирование конкретных групп человеческих способностей, которые могут получать капитальную оценку и применяться как человеческий капитал. Многие ученые подчеркивают важное значение в формировании и накоплении способностей человека такого ресурса, как «человеческое время». Значение запаса жизненного времени осознается к закату жизни или в стрессовых, чрезвычайных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних потенций человека.

Классификация видов человеческого капитала основана также на разграничении групп способностей, необходимых для активной жизнедеятельности человека. В этой связи выделяют капитал здоровья. Инвестиции в здоровье обеспечивают нормальный оборот рабочей силы в производстве. В последнее время в России особую тревогу вызывает состояние психического здоровья населения, так как с ним непосредственно связаны интеллектуальный потенциал нации, развитие производительных сил, обороноспособность. Многие психические болезни равнозначны смерти человека с точки зрения возможностей реализации человеческого капитала. Очевидно, что хорошее здоровье является залогом большей продолжительности жизни и более высокой производительности труда, повышает качество трудового капитала.

Трудовой капитал формируется всю жизнь по мере накопления опыта, трудовых навыков, умений, образования, которое является главным способом в воспроизводстве квалифицированных работников. Увеличение инвестирования в образование в качестве инвестиций в трудовой

капитал является одной из приоритетных задач государства.

Необходимость разработки механизма возрастания человеческого капитала определяет значение применения современных методов изучения реального состояния человеческого потенциала (жизнеспособность, обучаемость), актуальность регионального мониторинга состояния человеческого потенциала, в том числе применительно к задачам научно-технической и инновационной политики, важность исследования механизмов усиления мотивации людей к развитию собственного «человеческого капитала» и ответственности за его состояние. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.

Список литературы

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 2008.

2. Амосов А. Вопросы перехода к инновационному типу воспроизводства // Экономист. 2008. № 5. С. 23-32.

3. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2007.

4. Ильинский И. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб., 2009.

5. Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. 2011. № 3.

С. 84-97.

6. Андреев Ю.Н. Человеческий капитал в инновационной экономике // http://regions.extech.ru/ puЫicatюn/andreev.doc

HUMAN CAPITAL AS A RESOURCE FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT: THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY

N.N. Kalinkina

The article discusses various approaches to the analysis of human capital in the context of innovation development of the economy. A classification of the forms of human capital is presented.

Keywords: human potential, human capital, intellectual capital, labour capital, health capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.