Научная статья на тему 'Человеческий капитал как определяющий вектор развития экономики в XXI в'

Человеческий капитал как определяющий вектор развития экономики в XXI в Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КРЕАТИВНЫЙ КАПИТАЛ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / HUMAN CAPITAL / INTELLECTUAL CAPITAL / CREATIVE CAPITAL / MORAL AND ETHICAL PRINCIPLES / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Григорий Егорович, Чернова Елена Викторовна

В статье обоснована неразрывная связь сущности человеческого капитала с духовностью и нравственностью, показано, что без этих составляющих человеческий капитал приобретает утилитарную социально-экономическую функцию человека как работника и становится в один ряд с понятием «трудовые ресурсы». Авторы утверждают, что качество человеческого капитала в последние десятилетия меняется, причем однозначно утверждать, что эти изменения идут в сторону улучшения, не представляется возможным. Будущее человечества и России зависит не просто от креативного класса, а от того, какими морально-нравственными принципами будут обладать его представители. В этом, по мнению авторов, и состоит ключевой момент развития человеческого капитала в цивилизации планеты в целом и в России в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human capital as a key vector of economic development in the XXI century

The article justifies the indissoluble connection of human capital with spirituality and morality. It is shown that without these components the human capital becomes a utilitarian socio-economic function of a person as an employee and on a par with the concept of "human resources". The authors argue that in the last few decades the quality of human capital is changing, and one cannot say that these changes are positive. The future of humanity and Russia depends on not just the creative class, but also on what moral and ethical principles its representatives will have. The authors believe that this is the key moment of the human capital development in the world civilization in general and Russia in particular.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал как определяющий вектор развития экономики в XXI в»

УДК 330.142

Чернов Григорий Егорович

доктор экономических наук, профессор, генеральный директор ЗАО «Корпорация Отель»

Чернова Елена Викторовна

доктор экономических наук, профессор, профессор Высшей школы биотехнологии и пищевых технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В XXI В.

Chernov Grigory Egorovich

D.Phil. in Economics, Professor, General Manager of CJSC "Hotel Corporation"

Chernova Elena Viktorovna

D.Phil. in Economics, Professor, Higher School of Biotechnology and Food Technology, Saint Petersburg State Polytechnic University

HUMAN CAPITAL AS A KEY VECTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE XXI CENTURY

Аннотация:

В статье обоснована неразрывная связь сущности человеческого капитала с духовностью и нравственностью, показано, что без этих составляющих человеческий капитал приобретает утилитарную социально-экономическую функцию человека как работника и становится в один ряд с понятием «трудовые ресурсы». Авторы утверждают, что качество человеческого капитала в последние десятилетия меняется, причем однозначно утверждать, что эти изменения идут в сторону улучшения, не представляется возможным. Будущее человечества и России зависит не просто от креативного класса, а от того, какими морально-нравственными принципами будут обладать его представители. В этом, по мнению авторов, и состоит ключевой момент развития человеческого капитала в цивилизации планеты в целом и в России в частности.

Ключевые слова:

человеческий капитал, интеллектуальный капитал, креативный капитал, морально-нравственные принципы, трудовые ресурсы.

Summary:

The article justifies the indissoluble connection of human capital with spirituality and morality. It is shown that without these components the human capital becomes a utilitarian socio-economic function of a person as an employee and on a par with the concept of "human resources". The authors argue that in the last few decades the quality of human capital is changing, and one cannot say that these changes are positive. The future of humanity and Russia depends on not just the creative class, but also on what moral and ethical principles its representatives will have. The authors believe that this is the key moment of the human capital development in the world civilization in general and Russia in particular.

Keywords:

human capital, intellectual capital, creative capital, moral and ethical principles, human resources.

В течение последних десятилетий ученые и эксперты пытаются дать всеобъемлющее определение понятия «человеческий капитал». Кажется, что все понимают, о чем идет речь. Это некое свойство, присущее только человеку, которое используется в экономической, общественной, политической, социальной и иных сферах приложения труда. Человеческий капитал можно «умножить» путем систематического образования, улучшения здоровья, воспитания, повышения культуры и др. Но можно и «растратить», когда здоровые и образованные люди не совершенствуются, а живут за счет ранее накопленного, без его количественного и качественного улучшения. «Человеческий капитал» - не только научный термин, но и практический, так как сразу возникает вопрос: это капитал чей или для кого? Для государства? Для конкретного человека? Для общества? Для бизнеса?

Мы знаем, что такое капитал банка, корпорации или даже отдельного вкладчика, более того, общественно-политический строй некоторых стран называется капиталистическим. Является ли человеческий капитал одной из разновидностей широкого понятия «капитал»? В определенном смысле, да. Человеческий капитал - это ценность, аккумулированная в каждом конкретном человеке и обществе в целом. Имеет ли эта ценность собственное развитие, как, например, увеличивается со временем стоимость картин старых мастеров? Исчезает ли она после смерти индивидуума? Ведь творения и идеи многих выдающихся представителей человечества живут и воздействуют на людей и через много лет после их ухода. Например, музыка Моцарта - это «музыкальный капитал»? В чем состоит его ценность? В партитуре? В количестве нот? В мелодии? В чем-то таком, что нельзя потрогать, увидеть, в том, отчего люди, слушая эту музыку, смеются,

плачут, задумываются, мечтают. Нам кажется, что если бы большинство людей понимали, что в человеческом капитале заключен еще и «музыкальный капитал», то в обществе стало бы значительно меньше варварства, а в экономике - кризисов.

В Большой советской энциклопедии, Большом энциклопедическом словаре термина «человеческий капитал» нет. Это связано с тем, что в середине XX в. как в нашей стране, так и во всем мире проблема человеческого капитала не была столь актуальной и данное понятие только формировалось. Экономики развитых стран экстенсивно развивались, мир глобализировался, международные корпорации активно проникали на рынки развивающихся стран, рабочая сила за пределами «золотого миллиарда» была относительно дешевой. Инвестиции приносили сверхдоходы, экологией еще серьезно не занимались, природные ресурсы казались неисчерпаемыми, и основной упор делался на совершенствование технологии и производства.

Прошло несколько десятков лет, и главным источником прибыли стало знание, носителем которого является конкретный индивидуум. Теперь в современных словарях наряду с термином «человеческий капитал» приводятся и другие, производные от него: «человеческий интеллектуальный капитал», «общий человеческий капитал», «специфический для фирмы человеческий капитал», «национальный человеческий капитал». К настоящему времени многие исследователи на основе обширного статистического и социологического материала серьезно и глубоко изучили теорию человеческого капитала. За работы в этой области профессору экономики и социологии Чикагского университета Г.С. Беккеру в 1992 г. была вручена Нобелевская премия.

В финансовом словаре «человеческий капитал» трактуется как «капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека; в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства» [1]. В экономическом словаре приводится понятие, данное С. Фишером: это «оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход», включающей «врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию» [2]. Социологи рассматривают человеческий капитал как совокупность приобретенных знаний, навыков, умений, опыта, жизненной мудрости, ценностей и норм, повышающую шансы индивида на рынке труда в терминах размера совокупной заработной платы и условий труда [3]. Интересная трактовка дана в Оксфордском толковом словаре: «Человеческий капитал - приведенная дисконтированная величина дополнительной производительности людей с опытом и квалификацией, превышающая производительность неквалифицированного труда» [4].

В Википедии дается несколько определений. Первое - «это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом». Второе - «это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития». И, наконец, третье определение: «Человеческий капитал - это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни» [5].

Сравнивая вышеприведенные определения, можно сказать, что принципиальных различий между ними нет. Человеческий капитал рассматривается как действующая часть человеческого потенциала, которая способна самовозрастать и приносить ее владельцу доход, а также как форма капитализации человеческого потенциала. Апофеозом подобных подходов является мнение, что человеческий капитал «базируется на неоклассическом экономическом подходе к человеку. В основании последнего - принципы методологического индивидуализма, ограниченной рациональности» и т. п. [6]. По нашему мнению, во всех представленных определениях превалирует технократический подход, в котором есть утилитарная и социально-экономическая функции человека как работника, но нет «музыкального капитала». С таким узким подходом к понятию «человеческий капитал» весьма сложно согласиться.

У человеческого капитала без «музыкальной» составляющей нет будущего, а вместе с ним нет будущего и у современной цивилизации. Если иметь в виду истинные интересы развития человечества, то технократического подхода, исходящего из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур и построения общества, к этой серьезнейшей теме совершенно недостаточно. По нашему мнению, ценность человеческого капитала измеряется в конечном итоге его способностью прямо или косвенно преобразовывать жизнь - в противном случае это просто бессодержательный экономический термин, штамп. Задачу совершенствования человеческого капитала и его места как ресурса развития современной цивилизации надо ставить несколько иначе.

Мы считаем, что это связано с тектоническими сдвигами, происходящими на планете, которые все чувствуют, о которых все говорят, но никто не может объяснить. Видимо, это связано

с тем, что изменения в экономической, политической, социальной, демографической, миграционной, психологической и прочих сферах пока еще не получили однозначного вектора, явных проявлений, т. е. имеет место начальная стадия глубоких принципиальных изменений всего образа жизни нашей цивилизации. Некоторые эксперты в различных областях науки, от экономики до психологии, условно называют данный период истории «переправа», имея в виду, что в мире происходит процесс переосмысления многих исторических этапов. Имеется множество признаков, на которые указывают лучшие умы планеты и на которые мы также после обзора этих мнений хотим обратить внимание читателя.

Авторы не являются профессиональными политологами или социологами, чтобы четко обрисовать современную картину мира, но анализ социологических и политологических материалов разных отечественных и иностранных источников показывает, что без учета происходящих изменений невозможно понять сущность человеческого капитала. Более того, авторы не имеют целью обрисовать некий абстрактный образ человеческого капитала безотносительно к его обладателю-человеку. Мы имеем в виду обобщенного гражданина России, так как считаем, что особенности каждой страны и нации, если их не рассматривать в чисто технократическом ключе, накладывают отпечаток на особенности человеческого капитала.

Продолжающийся с 2008 г. глобальный экономический кризис выявил, что разные народы по-разному на него реагируют. Следствием этого кризиса явились различные социальные революции и мелкие локальные войны, с помощью которых разные страны пытаются либо сохранить свое международное преимущество, либо модернизировать экономику в поисках новой более эффективной экономической парадигмы. Относительная стабильность мировой экономической и политической обстановки во второй половине ХХ в. осталась в прошлом. Эксперты всего мира утверждают, что нам предстоит жить во времена нестабильности, во времена перемен. Потрясаются основы мировоззрений нового поколения, грядут новые революции, и прежде всего революция сознания. Упрямые научные факты утверждают, что человек - не только экономическое или социальное существо, не только рациональный индивид, но нечто значительно большее.

Следующая очевидная революция - информационная: интернет, социальные сети и новые поколения телекоммуникаций. Результаты влияния этих инструментов на сознание человека можно увидеть на примерах «арабской весны» и событий на Украине. Не менее очевидной является и миграционная революция - новое великое переселение народов. В этом же ряду революций - наращивание потребления невосполнимых ресурсов, как минеральных, так и человеческих. Наиболее невосполнимый ресурс - земная жизнь человеческая. Поэтому в крупном бизнесе, на мировых фондовых биржах крепнет движение в пользу интегрированной отчетности, учитывающей не только финансовые результаты экономики, но и экологические и социальные. Так появляются совершенно новые в бизнесе индикаторы «счастья», «чистого благосостояния», «достижение целей тысячелетия» и т. п. Революцией можно назвать и принципиальное изменение в сфере коммуникаций. Это прозрачность, прозрачность во всем и всех. Примеры Дж. Ас-санжа и Э. Сноудена - это только начало в раскрытии тайн, секретов и загадок. Происходит также очевидная революция в военно-технологическом комплексе. Достаточно сравнить вооружения Первой мировой войны, Второй мировой войны и современные системы противоракетной угрозы.

В этих условиях человеческий разум столкнулся с историческими вызовами, не сравнимыми ни с чем происходившим в последние тысячелетия. В развитии человеческой цивилизации произошло два переворота. Первый такой переворот был связан с возникновением 2 тыс. лет назад христианства и некоторых других религий. Второй - с началом оформления 200 лет назад социально ориентированных теорий и движений, в том числе марксизма и социализма. Христианизация мира была связана, как известно, с развитием духовных начал в человеке и относительным разрывом с его животным природным прошлым. Второй переворот был связан с необходимостью преобразования сущности уже не только самого человека, но и социума [7].

Ведущие и развитые страны мира на базе теории и практики человеческого капитала в последние два-три десятилетия модернизировали свою экономику и достигли впечатляющих успехов в инновационной экономике и венчурном научно-техническом бизнесе. Выяснилось, что в наше время два-три десятилетия, этот по историческим меркам микроскопический срок, становятся мерой, которой можно измерять цикл эпох, так как это период жизни поколения людей. 30-летний период является основой долгосрочного планирования для глобальных систем. Если в прошлые столетия разницы между мировоззрением старшего и младшего поколений практически не существовало, т. е. опыт старших поколений практически неизменным переносился на жизненный цикл следующего за ним поколения, то уже в ХХ в. наблюдается резкое ускорение разрыва цивилиза-ционной цепи преемственности между двумя поколениями. ХХ1 век являет поразительные примеры переворачивания пластов сознания нового поколения и его отрыва от опыта старших. Особенно это заметно в развивающихся странах, и в том числе в России. Мы не можем рассуждать о

причинах этого планетарного явления. Разброс мнений по этому вопросу слишком велик: начиная от обвинения транснациональных корпораций в эгоистичных и корыстных интересах и заканчивая мнением, что это результат божественной воли. Факт налицо: ход исторического времени ускорился и человеческий капитал должен отвечать новым вызовам современности.

В рейтинге Всемирного экономического форума, который состоялся в мае 2015 г., Россия заняла 26-е место среди 124 стран по развитию и применению «человеческого капитала». Эксперты учитывали 46 различных факторов, в том числе уровень и качество образования, возможности для повышения квалификации и использования полученных навыков на рынке труда, уровень занятости, а также продолжительность жизни. Специалисты стремились оценить способность государств «воспитывать таланты через образование, развитие навыков и их применение на всех этапах человеческой жизни». Этот достаточно высокий и объективный рейтинг имел также чисто технократическую задачу - выяснить эффективность инвестиций в человеческий капитал. Это и понятно, так как человеческий капитал на современном этапе становится одним из основных конкурентных преимуществ любой страны [8].

На 19 Петербургском международном экономическом форуме в июне 2015 г. в одном из четырех основных блоков «Мировая экономика: новые вызовы и горизонты» весьма активно обсуждался вопрос «Развитие человеческого капитала и компетенций». В частности, в своем выступлении на форуме президент России В.В. Путин сказал: «Сегодня и инженерная, и рабочая профессии требуют высочайшей компетенции. В соответствии с этим мы выстраиваем систему современных профессиональных стандартов. Основными участниками здесь также являются работодатели, бизнес-объединения в рамках Национального совета по компетенциям и квалификации при Президенте России» [9]. Мы внимательно просмотрели материалы этого Совета и увидели, что это своего рода инструкция для государственных органов и бизнес-структур по подготовке и переподготовке специалистов высшего и среднего профессионального образования. Но реалии настоящего времени таковы, что только формированием необходимых навыков и компетенций не обойтись.

В последнее время появились работы, в которых дается расширенное, более емкое толкование понятия «человеческий капитал»: «креативный капитал», «интеллектуальный капитал», «социальный капитал», «культурный капитал», «информационный капитал» [10], «витальный капитал» [11]. Имеются исследования об «отрицательном человеческом капитале», «положительном человеческом капитале» и «пассивном человеческом капитале» [12]. Это означает, что научная мысль отходит от технократического подхода к человеческому капиталу и пытается более объемно осмыслить процессы, происходящие в этой сфере. Например, Т. Стюарт так определяет роль человеческого капитала: «...Это место, откуда берут начало все пути, неиссякаемый источник обновления... Если интеллектуальный капитал - дерево, то отдельные люди - живительный сок (в некоторых компаниях - соки), стимулятор роста. Деньги могут говорить - но не думать; машины выполняют задания (иногда лучше людей), но не изобретают» [13, с. 164]. Человеческий капитал нельзя передать от одного человека другому. Это означает, что в человеческом труде имеют место не только количественные характеристики, но и качественные; не только образование, навыки, опыт, здоровье и т. п., но и нравственность, морально-этические принципы, психология, талант, культура.

В последние годы много говорится об инновациях, инновационном подходе, инновационных технологиях. В советское время термин «инновация» не применялся, пользовались термином «новаторство», смысл которого заключается в творческом подходе к трудовому процессу, в генерировании идей, их развитии и превращении в ценности. В советское время существовало подразделение общества на классы: рабочий класс, интеллигенция, буржуазия. Теперь в экономике России появился так называемый креативный класс, который состоит из людей, производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности. Члены креативного класса обычно не владеют какой-либо существенной собственностью в материальном смысле. Их собственность, проистекающая из творческих способностей, не имеет физической формы, поскольку располагается буквально у них в мозгу [14].

Предполагается, что локомотивом инновационной экономики, движения инновации от идеи до товара и покупателя, генератором идей и инноваций является конкуренция во всех видах деятельности. Утверждается, что свободная конкуренция и есть основной стимулятор новых знаний, инноваций и эффективной инновационной продукции. Такие выводы основаны все на том же технократическом подходе к развитию экономики и общества. Конечно, в определенной степени можно утверждать, что работники производят идеи, чтобы выдержать конкурентный пресс, получить бонус за инициативу, увеличить прибыль. Но это слишком упрощенное допущение. При такой логике за бортом оказываются миллионы ученых, которые продуцируют идеи, не имеющие

на сегодняшний день четкой связи с реальным производством. По нашему мнению, не люди являются инициаторами идей, а развитие цивилизации, исторический ход общества выносит на поверхность потребность в новых решениях, которые проявляются через людей, сконцентрированных на разработке той или иной задачи. Только когда создаются новые экономические, социальные и прочие условия, когда определенным образом складывается ситуация и формируются некие предпосылки, появляются люди, которые выдвигают новые идеи для разрешения назревших или назревающих проблем. Идея, как кажется, появляется в мозгу человека ниоткуда, - но в действительности она «притянута» возникшими новыми условиями в окружающей среде и требует реализации отнюдь на ради того, чтобы победить в конкуренции с кем или с чем бы то ни было. Если бы не постоянно возникающие проблемы развития цивилизации, которые непрерывно стимулируют мозговую деятельность человека, его разум атрофировался бы.

Вышеупомянутые качественные характеристики креативного класса сами по себе капиталом не являются. В какой валюте можно определить правду Сноудена? Жизненный подвиг матери Терезы? Героизм космонавтов? Просто честный и добросовестный труд? Но на деле, если это полезно для общества или конкретной корпорации, такие действия, поступки, качества резко увеличивают добавленную стоимость и являются заразительным положительным примером в обществе. В этом случае они действительно становятся не просто капиталом, а человеческим капиталом и как каждый фактор могут способствовать или угнетать развитие экономики и общества. Из истории последнего столетия мы знаем, что человеческий капитал являлся одним из основных факторов развития, предопределивших успехи одних стран и неудачи других. Человек может иметь хорошее образование, быть здоровым, трудиться в компании или государственной структуре и тем не менее иметь низкий уровень человеческого капитала. Но если он обладает такими качествами, как правдивость, честность, трудолюбие, ответственность за порученное дело и другими «музыкальными» качествами, то уровень его человеческого капитала, его отдача становятся несравненно выше. По нашему мнению, этим человеческий капитал отличается от трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы могут быть квалифицированными или неквалифицированными, образованными или необразованными и тоже являются носителями человеческого капитала. Но у них нет будущего в зарождающейся цивилизации ХХ1 и тем более ХХ11 вв.

В соответствии с прогнозами ООН, Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, ряда других организаций и исследовательских центров, уже к 2050 г. численность населения мира стабилизируется на уровне 10-12 млрд человек и дальше расти не будет. Происходит глобальный демографический переход от репродуктивной стратегии «высокая смертность - высокая рождаемость» к императиву «низкая смертность - низкая рождаемость». Любопытно, что некоторые футурологи прогнозируют падение численности людей на планете после 2050 г. до 4-5 млрд. Вместе с тем развитие человеческой цивилизации в мире, в том числе и в России, имеющее взрывной характер с середины ХХ в. и, безусловно, фантастические перспективы в будущем, будет все больше нуждаться не в трудовых ресурсах, а в качественном человеческом капитале. До середины прошлого века был уместен анекдот, что «рота солдат с лопатами заменяет экскаватор». «Рота солдат» - это трудовые ресурсы, а «экскаватор» - это человеческий капитал. Разница в эффективности этих «работников» очевидна. Будущее принадлежит креативному классу, инновационной экономике и людям, обладающим высокими морально-нравственными принципами. И хотя сегодня, конечно, рано говорить об этом, но весь ход истории последнего столетия со всей очевидностью указывает на эту тенденцию.

В этой парадигме возникает естественный вопрос: имеет ли специфику человеческий капитал населения России? Можно даже поставить вопрос более четко: есть ли русская специфика в понятии человеческого фактора? При этом, конечно, подразумевается не этническая составляющая, а географическая. Принадлежность к русскому народу определяется не биологическим составом крови. Такое в принципе исключено для русского миропонимания. Совершенно естественно мы жителей Америки называем американцами, Германии - немцами, а России - русскими. Также естественно мы находим множество специфических черт в характерах народов, отмечая в них разные природные и житейские качества. По нашему мнению, эта специфика имеется. Но в чем она состоит?

Если мы возьмем среднестатистических мужчин 30 лет из двух разных стран и дадим каждому задание выкопать по траншее в течение рабочего дня, то получим примерно одинаковый результат. Никакого специфического влияния на «человеческий капитал» представителей разных народов здесь не будет. Аналогично мы не увидим этого влияния, если поручим им более сложные виды работ, например с компьютерами, станками, в науке или бизнесе при условии сходного образования и навыков работы. Однако если расширить поиск специфических влияний на человеческий капитал от конкретного индивидуума до нации, народа, страны, то заметим не

только разные уровни развития разных народов, государств, но и их своеобразную специализацию по видам производства товаров и услуг. В одних странах почему-то делают лучшие в мире автомобили, в других - компьютерную технику, в третьих - телевизоры, в четвертых - ракеты и т. д. Мы не видим некоего дирижера, который поручает тем или иным странам «вести партию» или концентрироваться на решении тех или иных технологических проблем, однако такое международное разделение труда существует.

Никому не приходит в голову говорить, что немцы более умные, чем русские, но, как бы ни старались в России производить автомобили, они всегда были по качеству хуже немецких. В то же время русские достижения в космосе или, например, в балете, почему-то не могут быть повторены в Германии. Конечно, мы понимаем, что вышеприведенные сравнения достаточно грубы, но тем не менее они демонстрируют наличие специфики человеческого капитала в разных странах. Более того, мы могли бы с осторожностью сказать, что имеется исторически обусловленная специфика между человеческим капиталом в странах Западной Европы и в России. По нашему мнению, это связано с разным развитием западной и восточной (русской - евразийской) цивилизаций в последние столетия.

Человеческий капитал зависит от общественно-экономической формации, которая исторически сложилась в разных странах. В СССР строилось социалистическое общество с идеологией создания в перспективе коммунизма. Нет необходимости доказывать, что в СССР значительные средства вкладывались в человеческий капитал. В другой части Европы было капиталистическое общество, которое также вкладывало значительные средства в человеческий капитал. Обе общественно-экономические формации за последние десятилетия значительно интегрировались, прошли этап конвергенции, перенимая друг у друга наиболее выигрышные направления развития. Например, страны Западной Европы вводили элементы народно-хозяйственного планирования, а в СССР после распада страны перешли к рыночной экономике.

В настоящий момент на планете «царствует» капитал, т. е. большинство стран идут по пути капиталистического развития, и Россия в том числе. Капиталистическая экономика основана на принципах спроса и потребления. Чем выше спрос, чем больше потребление, тем больше производство. Ныне мы знаем, что, когда транснациональные корпорации упираются в пределы естественных норм потребления, они применяют специальные технологии, чтобы убедить население планеты потреблять не только больше, но и то, что не совсем и не всегда нужно и полезно человеку. Но гонка роста производства и потребления в последние 2-3 десятилетия начинает давать сбои. Это связано с тем, что планета конечна, конечно количество людей и ресурсов на ней, т. е. конечен объем потребления. Маркетинговые методы стимуляции спроса становятся менее эффективными, возникает системный структурный перекос экономики. Получается, по логике, что эра капитализма конечна. А что будет дальше? На какие цели в будущем будет ориентирован человеческий капитал? Сегодня он ориентируется в основном на создание средств производства и потребления, а также используется в сферах вооружения и науки.

По мнению известного экономиста М. Хазина, логика учения Адама Смита и Карла Маркса состоит в том, что политэкономия построена от макроэкономики к микроэкономике. Однако в западном мире возобладала теория «экономикс», где табуировалась тема конечности капитализма. Эта политэкономия идет от микроэкономики к макроэкономике, когда пытаются на основе поведения человека и фирмы вывести закономерности всей экономики в целом. В этом случае на авансцену экономических сценариев развития выносится индивидуализм в противовес соборности, т. е. интересам общества. Таким образом, в основе ценностей западного человека лежит концепция индивидуальности, его права на самовыражение во всех областях жизни, вплоть до извращений. В основе ценностей российского человека лежат «космичность», мессианство, соборность. Порядок жизненного бытия западного человека определяет Закон, а русского - Справедливость, которая выше Закона. В некоторых странах делается упор на Силу. В этом, нам кажется, возникает определенная разница между внутренним содержанием человеческого капитала разных стран, которая совершенно очевидно проявляет себя и внешне.

Этой проблеме посвящены серьезнейшие труды гигантов духа России и Европы, которые обращают внимание на то, что расширение объемов экономики в капитализме было напрямую связано с экстенсивным территориальным расширением, захватом новых рынков, деструкцией и подчинением всех альтернативных капитализму государств и культур. Социалистическая идея, напротив, с одной стороны, была устремлена в будущее, основана на принципе использования плодов техники и науки во благо самых широких слоев общества, а с другой стороны, вырастала из традиционного, общинного прошлого. Описанные теоретиками инновационные циклы и технологические уклады последних столетий не отражали существо капиталистической системы, но рисовали внутри общества с господством капитала развитие чуждого ему человеческого капитала - мира изобретателей, жертвенных творцов, мечтателей, фантазеров и экспериментаторов:

именно этот капитал и был главным источником научных и социальных трансформаций. Капитализм же олицетворялся всегда с миром приобретателей, потребителей чужого труда и чужих усилий, не склонных к новизне.

Качество человеческого капитала в последние десятилетия меняется. При этом мы не берем на себя ответственность утверждать, в какую именно сторону идут изменения - улучшения или ухудшения. Но совершенно очевидно, что появились факторы, с которыми человечество в Х1Х и первой половине ХХ в. почти не сталкивалось. Вот некоторые из них:

- Курс на формирование нового типа человека: толерантного, свободомыслящего, сексуально раскрепощенного. В связи с этими новыми факторами происходит ревизия традиционных религиозных, духовных, нравственных и семейных ценностей.

- В целях манипуляции общественным мнением производится снижение уровня образования, вульгаризация массовой культуры, наркотизация населения.

- Наблюдается рост и распространение феминизма, гендерной философии, ювенальной юстиции, права на суицид (в форме эвтаназии), распространение индустрии порнографии и т. д. и т. п.

Если принять за основу, что человеческий капитал - это всего лишь специфический придаток к средствам производства и необходимый элемент потребления, то вышеуказанные факторы достаточно быстро низведут человека, высшее творение Создателя, до примитивного уровня, находящегося на стадии вырождения. Если же принять за основу, что в человеческом капитале имеется «музыкальная» составляющая, духовность, то перед человечеством, преодолевшим искусы капитализма, открываются поистине непостижимые возможности.

Мы отдаем себе отчет, что такое предположение звучит фантастически. Но логика развития цивилизации четко показывает направление: от человека материального к человеку интеллектуальному и далее к человеку духовному. Сегодня на этапе «переправы» можно встретить все три типа представителей человечества. Можем ли мы предположить, что цивилизация готова вернуться к человеку материальному, т. е. человеческий капитал будет деградировать? Сомнительно. Может ли цивилизация остановиться на этапе человека интеллектуального? Также сомнительно. Разница между этими человеческими типами неоднозначна, особенно в наше время, такое разделение достаточно условно, и любой эксперт поднимет на смех подобную классификацию людей. С определенной натяжкой можно сказать, что эта разница может быть представлена как дихотомия «рабочий - инженер (ученый)». Человеческий капитал этих типов людей не равнозначен, равноценен, но не равнозначен. Человек духовный - это явный цивилизационный скачок, это предводители человечества сегодня и очень отдаленное будущее для остальных. Однако если сопоставить времена царя Ирода и нынешние, то прошедшие два тысячелетия нам не покажутся чрезмерно отдаленными друг от друга. По крайней мере, немного мыслителей можно найти за последние пятьсот лет, идеи которых можно поставить в один ряд с идеями Платона.

Литературные источники сохранили для потомства множество примеров как необычайного пожертвования собой ради идеалов и развития человечества, так и отвратительных деяний, отбрасывающих целые страны в эпоху варварства. В любом случае сложилось мнение, что человеческий капитал набирает потенциал. Однако в последние десятилетия появились работы, которые аргументированно доказывают, что на планете имеются силы, не заинтересованные в развитии человеческого капитала. В основном они представлены транснациональными компаниями, различными экстремистскими и террористическими организациями, сектами и радикалами разных мастей. Все они имеют разнонаправленные цели, но сходятся в одном - в желании иметь управляемого человека: от однолинейного потребителя до одурманенного наркотиками камикадзе. Для них целью является создание генетически откорректированного человека, потребителя массовой культуры, унифицированного, имеющего некие «альтернативные» ценности, уходящего в виртуальную реальность. В связи с этим можно сказать, что человеческий капитал находится под угрозой остановки в своем развитии.

Приоритет человеческого капитала над финансовым, материальным и прочими состоит в том, что с его помощью можно придать приемлемый смысл тому хаосу, в котором мы живем. Человеческий капитал есть сила. Утверждение, что распространение машин во всех сферах жизни позволит усовершенствовать, развить современную цивилизацию, - иллюзия. Мир машин так же быстро рассыплется, как и возник, но человеческий капитал - единственный инструмент подлинного господства над миром.

В ситуации, когда ключевым пунктом в развитии цивилизации становится не качественное увеличение человеческого капитала, а эра глобализации всего мира со свободным движением капитала (так называемая неолиберальная политика), весь мир начинает делиться на «золотой миллиард» и остальное человечество с низкой покупательной способностью и социальной незащищенностью. Наш экскурс в столь высокие сферы геополитики и геоэкономики связан с тем,

что в России можно наблюдать все признаки попыток остановить цивилизационное развитие российского человеческого капитала. И хотя государство по возможности борется с наркотизацией, алкоголизацией и бедностью населения, результаты пока еще оставляют желать лучшего, слишком велик пресс со стороны средств массовой информации и прочих коммуникаций открытого информационного пространства.

Вместе с тем все совсем не так плохо, как может показаться из вышесказанного. Курс государства на утверждение традиционных (без кавычек) ценностей: культуры, семьи, образования, прав и свобод в духе христианских ценностей, отстаивание самоидентификации русского народа и суверенитета страны уже начинает приносить нужные плоды. Меняется духовная составляющая народа: от угнетенности, бедности, безысходности, отсутствия перспектив к положительной настроенности, оптимизму и самоутверждению, что является исключительным стимулом развития человеческого капитала. Надо понимать, что с массовой культурой, культом тьмы, распада, бездуховности мы не построим новую гармоничную и творческую личность. Однако не случайно в течение столетий Россия демонстрирует эффект птицы феникс. Более того, в православии утверждается, что страдания целых народов создают духовность нации, формируют ее жизнестойкость. Экономические, политические, экологические катаклизмы сотрясают Россию последние десятилетия. Все они являются проявлением и следствием духовного кризиса, и спасение надо искать на путях духовных. В этом, по нашему мнению, и состоит ключевой момент развития человеческого капитала в цивилизации планеты в целом и в России в частности.

Ссылки:

1. Человеческий капитал [Электронный ресурс] // Финансовый словарь. URL: http://www.finam.ru/dictionary/wordf0075D/ (дата обращения: 16.10.2015).

2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. М., 2002 ; Человеческий капитал [Электронный ресурс] // Экономический словарь. URL: http://gufo.me/content_eco/chelovecheskij-kapital-18473.html (дата обращения: 04.05.2016).

3. Капитал человеческий [Электронный ресурс] // Социологический словарь. URL: http://gufo.me/content_soc/kapital-che-lovecheskij-11343.html (дата обращения: 16.10.2015).

4. Человеческий капитал [Электронный ресурс] // Экономика. Оксфордский толковый словарь. URL: http://vocable.ru/ter-min/chelovecheskii-kapital.html (дата обращения: 04.05.2016).

5. Человеческий капитал [Электронный ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D 0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1 %82%D0%B0%D0%BB (дата обращения: 16.10.2015).

6. Дроздов О.А. К вопросу о трактовке человеческого капитала [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами : электрон. науч. журн. URL: http://uecs.ru/marketing/item/2308-2013 (дата обращения: 16.10.2015).

7. Лепехин В. Новая идеология российской цивилизации: основные параметры [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/zinoviev_club/20151105/1314204696.html (дата обращения: 04.05.2016).

8. ВЭФ: Россия заняла 26-е место среди 124 стран по развитию «человеческого капитала» [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/obschestvo/1966653 (дата обращения: 04.05.2016).

9. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс]. URL: http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/49733 (дата обращения: 28.11.2015).

10. Сбойчакова Е.В. Новейшие концепции человеческого капитала // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 5. С. 37-40.

11. Чернова Е.В. Сущность витального капитала человека как экономической категории // Экономика и управление. 2008. № 3 (35). С. 55-57.

12. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал как фактор роста и развития или стагнации, рецессии и деградации [Электронный ресурс] : монография. Воронеж, 2016. URL: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=314 (дата обращения: 03.10.2016).

13. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М., 2007.

14. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Электронный ресурс]. М., 2005. URL: http://migha.ru/richard-florida-kreativnij-klass-lyudi-kotorie-menyayut-bu-stranica-4.html (дата обращения: 04.05.2016).

References:

Chernova, EV 2008, 'The essence of the vital human capital as an economic category', Ekonomika i upravleniye, no. 3 (35), pp. 55-57, (in Russian).

Drozdov, OA 2013, 'To a question on the interpretation of human capital', Upravleniye ekonomicheskimi sistemami : e-zine, viewed 16 October 2015, <http://uecs.ru/marketing/item/2308-2013>, (in Russian).

Fischer, S, Dornbusch, R & Schmalensee R 2002, Economic theory, Moscow, (in Russian).

Florida, R 2005, Creative class: people who change the future, Moscow, viewed 04 May 2016, <http://migha.ru/richard-florida-kreativnij-klass-lyudi-kotorie-menyayut-bu-stranica-4.html>, (in Russian).

Korchagin, YA 2016, Human capital as a factor of growth and development or stagnation, recession and degradation: monograph, Voronezh, viewed 03 October 2016, <http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=314>, (in Russian).

Lepekhin, V 2015, The new ideology of Russian civilization: the main parameters, viewed 04 May 2016, <https://ria.ru/zino-viev_club/20151105/1314204696.html>, (in Russian).

Sboychakova, EV 2010, 'The latest concept of human capital', Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta, no. 5, pp. 37-40, (in Russian).

Stuart, TA 2007, Intellectual capital. A new source of wealth of organizations, Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.