Научная статья на тему 'Человеческий капитал как формирующий фактор устойчивого развития'

Человеческий капитал как формирующий фактор устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРқАРОР РИВОЖЛАНИШ / ИНСОН КАПИТАЛИ / ТАЪЛИМ / ХАЛқАРО РАқОБАТБАРДОШЛИЛИК ИНДЕКСИ / ХАЛқАРО ИННОВАЦИЯ ИНДЕКСИ / ИНСОН ТАРАққИЁТИ ИНДЕКСИ / ХАЛқАРО ЭЛЕКТРОН ҳУКУМАТ ИНДЕКСИ / ИНСОН КАПИТАЛИ ИНДЕКСИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ИННОВАЦИЙ / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султонов Фуркат Рустам Угли

Мақолада инсон капиталининг барқарор ривожланишда тутган ўрни ва роли ўрганилган, халқаро рейтинг кўрсаткичларининг инсон капиталини баҳолашдаги ўзига хос хусусиятлари таҳлил қилинган, барқарор ривожланишни таъминлаш доирасида инсон капиталини ташкил этувчи кўрсаткичларни ривожлантириш зарурлиги аниқланган ва асосланган. Олиб борилган изланиш асосида Ўзбекистонда инсон капиталини янада такомиллаштириш борасида бир қанча таклиф ва мулоҳазалар ишлаб чиқилган.В статье рассмотрены место и роль человеческого капитала в обеспечении устойчивого развития. Проанализированы характерные особенности составляющих мировых рейтингов для оценки человеческого капитала. Выявлена и обоснована необходимость развития индикаторов, составляющих человеческий капитал в рамках обеспечения устойчивого развития. На основе проведенного исследования разработаны предложения по повышению уровня развития человеческого капитала в Узбекистане.This article examines the role of human capital in the sustainable development, analyzes the characteristics of the components of the world rankings for the evaluation of human capital and reveals the necessity of indicators that make up the human capital in the framework of sustainable development. On the basis of the conducted research recommendations for improving the human capital development in Uzbekistan were worked out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал как формирующий фактор устойчивого развития»

г

V.

Султонов Ф.Р.,

стажер-исследователь Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФОРМИРУЮЩИЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СУЛТОНОВ Ф.Р. ИНСОН КАПИТАЛИ БАРЦАРОР РИВОЖЛАНИШНИ ТАШКИЛ ЭТУВЧИ ОМИЛ СИФАТИДА

Маколада инсон капиталининг баркарор ривожланишда тутган урни ва роли урга-нилган, халкаро рейтинг курсаткичларининг инсон капиталини бах,олашдаги узига хос хусусиятлари тах,лил килинган, баркарор ривожланишни таъминлаш доирасида инсон капиталини ташкил этувчи курсаткичларни ривожлантириш зарурлиги аникланган ва асосланган. Олиб борилган изланиш асосида Узбекистонда инсон капиталини янада та-комиллаштириш борасида бир канча таклиф ва мулох,азалар ишлаб чикилган.

Таянч иборалар: баркарор ривожланиш, инсон капитали, таълим, Халкаро ракобат-бардошлилик индекси, Халкаро инновация индекси, Инсон тараккиёти индекси, Халкаро электрон х,укумат индекси, Инсон капитали индекси.

СУЛТОНОВ Ф.Р. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФОРМИРУЮЩИЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены место и роль человеческого капитала в обеспечении устойчивого развития. Проанализированы характерные особенности составляющих мировых рейтингов для оценки человеческого капитала. Выявлена и обоснована необходимость развития индикаторов, составляющих человеческий капитал в рамках обеспечения устойчивого развития. На основе проведенного исследования разработаны предложения по повышению уровня развития человеческого капитала в Узбекистане.

Ключевые слова: устойчивое развитие, человеческий капитал, образование, Глобальный индекс конкурентоспособности, Глобальный индекс инноваций, Индекс человеческого развития, Индекс развития электронного правительства, Индекс развития человеческого капитала.

SULTONOV F.R. HUMAN CAPITAL AS A FORMING FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

This article examines the role of human capital in the sustainable development, analyzes the characteristics of the components of the world rankings for the evaluation of human capital and reveals the necessity of indicators that make up the human capital in the framework of sustainable development. On the basis of the conducted research recommendations for improving the human capital development in Uzbekistan were worked out.

Keywords: sustainable development, human capital, education, Global Competitiveness Index, Global Innovation Index, Human development index, Global E-Government Development Index, Human capital index

Удовлетворение человеческих потребностей всегда было главной задачей развития. В течение нескольких десятилетий, и особенно в прошлом веке, экономический рост и развитие привели к значительному улучшению состояния здоровья, образования и качества жизни многих людей, особенно в западных странах. Тем не менее, на сегодняшний день стало очевидно, что мировое сообщество в течение этих десятилетий проводило путь развития, который явно не является устойчивым.

Сегодня мир борется с огромным и беспрецедентным кризисом. К нему относятся массовые разрушения естественной экосистемы; глобальное изменение климата; обширная деградация земель, включая катастрофическое обезлесение; крайняя бедность; усиливающееся неравенство доходов и увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными слоями населения.

С целью облегчения и решения данных проблем была разработана концепция «Устойчивого развития», которая подразумевает непрерывное развитие общества без разрушений всяких благ.

В литературе можно встретить более сотни определений термина «устойчивого развития». Однако они не определяют термин полностью и не передают основный смысл достаточно точно. Среди них самым оптимальным является определение, предложенное Комиссией Брундтланд (Международная комиссия по окружающей среде и развитию). Согласно данным комиссии, устойчивое развитие - это «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»1.

Другими словами, чтобы развитие могло считаться устойчивым, оно должно осуществляться с учетом достижения экономического роста, но при обеспечении его

1 «Наше общее будущее»: Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. - М.: «Прогресс», 1989.

сбалансированности с потребностями общества по улучшению качества жизни и предотвращением деградации окружающей среды. При этом уместно отметить, что фундаментальным и основным фактором успеха в реализации развития устойчивости является человеческий капитал.

В формирование концепции человеческого капитала впервые внесли свои вклады представители классической школы экономической теории такие, как В. Петти, Д. Рикардо, А. Смит. В. Петти еще в семнадцатом веке предпринял попытку оценки денежной стоимости производительных свойств человеческой личности. По его мнению, ценность большинства людей равна 20-кратному годовому доходу, который они приносят. В его работах были заложены основные идеи и подходы к оценке свойств людей, их живых действующих сил. Он был первым, кто включил полезные свойства человека в их денежной оценке в понятие «капитал»2.

Наиболее яркими представителями школы человеческого капитала являются Т.Шульц и Г.Беккер. Шульц трактовал категорию «человеческий капитал» в самом общем смысле как наколенные в стране затраты на воспроизводство рабочей силы независимо от источника их покрытия (семейные бюджеты, текущие издержки производства, государственные расходы на социальные

2 Савченко В.В. Развитие теория человеческого капитала. - Ставрополь, Ставропольский государственный университет.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 8

нужды и т.д.). По мнению Г.Беккера человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций.

Человеческий капитал является составляющей частью интеллектуального капитала и входит в состав нематериальных ресурсов фирм и государств. Человеческий капитал включает в себя не только качественные характеристики людей такие, как креативность, способность к обучению и опыт работы, но также и инновационный потенциал страны и ноу-хау.

Понятие человеческого капитала является обширной и включает в себя различные компоненты. С точки зрения перехода к инновационной экономике, ключевыми факторами, формирующими человеческий капитал, являются образование, наука и инновации. В большинстве стран с высоким уровнем развития человеческого капитала, данные факторы рассматриваются как взаимосвязанные, поскольку именно комплексное и последовательное их развитие способствует обеспечению динамичного и устойчивого экономического роста и занятость населения.

Исследователи утверждают, что человеческий капитал накапливается путем получения знаний, навыков и играет важную роль в достижении экономического роста (Номура, 2007). Многие ученые нашли положительные корреляции между образованием и экономическим ростом, среди них Барро (1991), Ромер и Вейл (1992), Барро и Ли (1993), Крюгер и Линдаль (2001) и др. Барро утверждал, что темпы экономического роста страны и ВВП на душу населения были тесно связаны со школьным образованием. Между тем, Ромер (1990) утверждает, что качество человеческого капитала является необходимым для по-

следующего технического прогресса и экономического роста1.

Таким образом, в условиях повышения международной конкуренции за интеллектуальные ресурсы человеческий капитал становится одним из ключевых факторов устойчивого экономического роста.

Для оценки человеческого капитала применяются показатели, составляющие данные глобальных мировых рейтингов, что обусловлено возможностью определения скрытых тенденций в его развитии и установлении взаимосвязи с ключевыми комплексными индикаторами.

Особенностью глобальных мировых рейтингов является высокая роль качественных показателей социально-экономического развития, определенных экспертным путем, что обеспечивает определение не только лидеров по результатам, но и предпосылки этого лидерства2.

Глобальный индекс конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума является одним из основных показателей, характеризующих состояние государства на мировом уровне, и включает в себя следующие составляющие:

• основные составляющие: институты; инфраструктура; макроэкономическая среда; здоровье и начальное образование;

• катализаторы эффективности: высшее образование и профессиональная подготовка; эффективность товарных рынков; эффективность рынка труда; развитие финансовых рынков; технологическая готовность; размер рынка;

• инновации и факторы сложности: сложность ведения бизнеса; инновации.

1 Кабилов А.Э. Хайдарова М.Ш. Человеческий капитал как определитель роста. // «Молодой ученый», 2015, июль. -С. 262.

2 Мальцева А.А., Ободец Р.В. Оценки человеческого капитала на основе глобальных экономических рейтингов (на примере России и Украины).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 8

Рисунок 1. Рейтинг стран мира по ключевым составляющим глобального индекса конкурентоспособности, характеризующие качество развития человеческого капитала в 2015 г.1

Рисунок 2. Рейтинг стран мира по ключевым составляющим глобального инновационного индекса, характеризующие качество развития человеческого капитала в 2015 г.

117

108

82 _ I

97

47 45 43

35 ■ 36

О О

О о

Iii

60

48

35

1

40

47

39

4шШ

15

i i

107

54

13

92

04

ю о

(й И К К

'Tj v ^ &

£ о

Л ей

К v

S ^

(Q S е к

о

Он m

03 S tl П 03

о Он О Ю

и. о

О

о <-. о к

ä

о к tt

о

к

И

g «

S £

О) V

ET Р о

Среднее образования

t? к к

8 ё W К

К

и

м л У к

>, ¡т4

Е Ю

В

Ф о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

84 я

<D R

S s

п ю

к °

О) S

и

о

Высшее образование

9

<Й X

3

Ki

I ®

ö 8

5 £

к &

>-1 и

S s

о

•7j -Г4

и й

g i И

а £

g S

p O)

S о

Рн У

Исследование и развитие (R&D)

Россия "Корея «Япония "Казахстан "Узбекистан

1 Доклад «Глобальный индекс конкурентоспособности, 2015 г.», стр. 178-179, 214-215, 218-219, 222-223,360-361(http://www3.weforum.org/docs/gcr/2015-2016/Global_Competitiveness_Report_2015-2016. pdf)

2Доклад «Глобальный индекс инноваций, 2015 г.», стр. 317-326 (https://www.globalinnovationindex. org/userfiles/file/reportpdf/GII-2015-v5.pdf)

Рисунок З.Тенденции Индекса человеческого развития, 1990-2014

Узбекистан

Очень высокий уровень Высокий уровень Средный уровень Низкий уровень

1990

2000

2010

2014

В ходе детального изучения составляющих субиндексов и методик их расчета были выявлены факторы, которые оказывают определяющее влияние на итоговый показатель индекса и характеризуют качество человеческого капитала (рис. 1).

Глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index) — это глобальный рейтинг, который показывает уровень развития инноваций в странах мира и в его расчете используется методика международной бизнес-школы INSEAD, Франция.

Глобальный индекс инноваций составлен из 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Авторы исследования считают, что успешность экономики связана, как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Поэтому Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей:

1. Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input):

• институты;

• человеческий капитал и исследования;

• инфраструктура;

• развитие внутреннего рынка;

1Доклад «Индекс человеческого развития, 2015 г.», стр. 212-215 (http://hdr.undp.org/sites/ default/files/2015_human_development_report.pdf)

• развитие бизнеса.

2. Достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output):

• развитие технологий и экономики знаний;

• результаты креативной деятельности2.

Оценка человеческого капитала с позиций составляющих глобального инновационного индекса более оптимистична и демонстрирует достаточно высокие позиции по определенным показателям.

Ёще одним ключевым глобальным показателем, характеризующим уровень развития и качество человеческого капитала, является индекс человеческого развития, который формируется в рамках Программы развития Организации объединенных наций.

В методике исчисления ИЧР используются три разных компонента:

• ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

• уровень грамотности населения страны. Данный компонент определяется двумя показателями:

1) средняя продолжительность обучения.

2) ожидаемая продолжительность обучения.

2 Глобальный индекс инноваций (http://gtmarket. ru/ratings/global-innovation-index/info)

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 8

Рисунок 4. Государственные расходы на образование в Узбекистане (2005-2015, в %)1

Доля р а сходов на образованней структуре государственных р а сх о дов, л ев а я шка л а

- Доля р а сходов на обр а зование. в 0 о к ВВП.праваяшкала

• Уровень жизни, определяемый показателем ВНП на душу населения по ППС в долларах США.

Индекс развития электронного правительства (The UN Global E-Government Development Index) Организации Объединённых Наций — это совокупный индикатор, который показывает готовность и возможности национальных государственных структур в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для предоставления гражданам государственных услуг.

Исследование содержит данные об уровне развития электронного правительства в различных странах, а также системную оценку тенденций в использовании ИКТ государственными структурами. Все страны, охваченные данным исследованием, ранжируются в рейтинге на основе взвешенного индекса оценок по трем основным составляющим2:

1 Расчеты Института прогнозирования и макроэкономических исследований на основе данных Министерства Финансов Республики Узбекистан. (http://archive.mf.uz/mf-resources-menu/mf-state-budget-menu.html)

2 http://gtmarket.ru/ratings/e-government-survey/ info

1. Степень охвата и качество интернет-услуг.

2. Уровень развития ИКТ-инфраструк-туры.

3. Человеческий капитал.

Индекс развития человеческого капитала является одним из основных глобальных индексов, показывающих уровень развития человеческого капитала в странах мира. Индекс был составлен и опубликован в виде доклада аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ) впервые в 2013 году и охватывал в себя 122 экономики мира. В докладе индекс рассчитывается по пяти возрастным группам (до 15 лет, 15-24 год, 25-54 год, 54-64 год и 64 лет и свыше). В последней редакции доклада были выключены 124 стран мира.

При определении уровня развития человеческого капитала изучаемых стран учитывались 46 показателей, объединённых в четыре основные группы:

1. Образование (высшее, среднее, начальное) и профессиональная подготовка.

2. Здоровье, физическое и психологическое благополучие.

3. Трудоустройство и занятость.

4. Инфраструктура, правовая защита, социальная мобильность.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 8

Таким образом, по результатам анализа различных подходов к оценке человеческого капитала выявлено что, основным фактором, приводящим к устойчивому развитию человеческого капитала, является образование. Мир сталкивается с новой парадигмой где интеллектуальный капитал становится ключевым фактором экономического роста. Высокая стоимость и высококвалифицированные специалисты исходят из тех целей, которых все страны мира хотят достичь и становится явно, что первым шагом к достижению этих целей является развитая система образования.

Когда речь идет об отношениях между человеческим капиталом и развитием, основная идея заключается в производительности (эффективности) экономики, точнее говоря, о ее росте. В то же время мы должны обратить большое внимание на инвестиции в человеческий капитал, так, как эти инвестиции приносят самый высокий положительный вклад в экономический рост. Однако надо отметить, что неравенство и различия между образованием и экономикой может привести к увеличению безработицы и неполной занятости. Поэтому, гармоничное развитие образования и экономики считается очень важным для устойчивого развития.

Государственные расходы на образование в Узбекистане являются высокими. В период с 2005 по 2015 годы доля расходов на образование в структуре расходов Госбюджета увеличилась с 29 до 33,5% (Рис.4). Значение данного показателя превышает не только аналогичные показатели других стран Центральной Азии, но и показатели стран ОЭСР. В структуре государственных расходов на образование наибольшая доля приходится на общее среднее образование (56,1%), далее следуют расходы на среднее специальное профессиональное образова-

ние (21,4%), дошкольное образование (10,2%) и высшее образование (5,4%)1.

Необходимо отметить, что показатель, характеризующий уровень охвата населения высшим образованием в Узбекистане очень низкий (8,9%)2. Рейтинг, приведенный в докладе Глобального индекса инноваций, показывает, что данный показатель в Республике Корее является самым высоким в мире (98,4%). В США и Финляндии данный показатель составляет 94,3% и 93,7% соответственно. Кроме того, среди стран СНГ Белоруссия занимает первое место (92,9%), в то время как в России и Кыргызстане данный показатель составил 76,1% и 47,6% соответственно3.

Таким образом, мировой опыт показывает, что вложение в человеческий капитал является самым эффективным фактором при достижении экономического роста.

В целях повышения уровня человеческого капитала в Узбекистане необходимо обратить внимание на совершенствование методов преподавания в университетах, при этом сохраняя универсальность и фундаментальную основу самого образования.

Вместе с тем, государственные программы должны лежать в основе формирования человеческого капитала с помощью высшего образования. Влияние высшего образования на формирование человеческого капитала должно осуществляться на основе государственно-регулируемых программ. Эти программы должны учесть усовершенствование структуры ВУЗов и финансирование фундаментальных и прикладных исследований на конкурсной основе.

1 Доклад « Цели развития тысячелетия в Узбекистане, 2015 г.», стр. 36.

2 Относительно населению в возрасте 18-25 лет.

3 Доклад «Глобальный индекс инноваций, 2015 г.», стр. 312 (https://www.globalinnovationindex.org/ userfiles/file/reportpdf/GII-2015-v5.pdf)

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 8

г 16 к. ИКТИСОДИЁТ НАЗАРИЯСИ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА \ *

Литература:

1. Савченко В.В. Развитие теория человеческого капитала. - Ставрополь, Ставропольский государственный университет.

2. Кабилов А.Э., Хайдарова М.Ш. Человеческий капитал как определитель роста. // «Молодой ученый», 2015, июль.

3. Мальцева А.А., Ободец Р.В. Оценка человеческого капитала на основе глобальных экономических рейтингов (на примере России и Украины). / Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. Выпуск 1, часть 1. -С. 15-21.

4. «Наше общее будущее». / Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. - М.: «Прогресс», 1989.

5. Доклад «Цели развития тысячелетия в Узбекистане», 2015 г.

6. Доклад «Индекс человеческого развития», 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Доклад «Глобальный индекс конкурентоспособности», 2015 г.

8. Доклад «Глобальный индекс инноваций», 2015 г.

9. Доклад «Индекс развития электронного правительства», 2015 г.

10. Доклад «Индекс человеческого капитала», 2015 г.

11. gtmarket.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.