Научная статья на тему 'Человеческий капитал как фактор экономического роста'

Человеческий капитал как фактор экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2198
1367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main sing of social is the living standard of population. It characterizes the efficiency of economic policy held by the state. That based upon human needs and wants.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал как фактор экономического роста»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 2. С. 63-69 © Е.И. Лавров, Л.А. Лаврова, 2006

УДК 330.123

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Е.И. Лавров, Л.А. Лаврова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The main sing of social is the living standard of population. It characterizes the efficiency of economic policy held by the state. That based upon human needs and wants.

Интенсивный тип экономического роста характеризуется тем, что прирост продукции обеспечивается за счет более прогрессивных факторов производства и увеличения эффективности их использования: применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, повышения квалификации работников.

При этом перед обществом открывается возможность наряду с увеличением количества и качества производимых благ одновременно решать многообразные задачи, а именно: обеспечивать рост благосостояния членов общества, создавать материальную основу будущего развития производства, вкладывать средства в развитие науки и культуры, охрану окружающей среды. В условиях интенсивного экономического роста соотношение между его факторами изменяется резко, и основная роль смещается в сторону научно-технического прогресса и инноваций.

Хозяйственная система - это совокупность производительных сил и организационно-экономических отношений, находящихся во взаимодействии. Хозяйственная система выступает определяющим параметром социально-экономического развития национальной экономики [7]. Характеризуется она совокупностью конкретных взаимоувязанных форм хозяйствования, методов управления, порождаемых ими стереотипов экономического поведения, приводящих к определенным социальноэкономическим последствиям. При этом структурное содержание хозяйственной системы соответствует различным типам собственности: частной, государственной и общественной.

Современная экономика - это экономика смешанного типа, в которой одновременно сосуществуют несколько типов хозяйствования: аграрный, индустриальный, постиндустриальный, а также несколько форм хозяйствования: государственная, общественная, частная. В определенной стране, определенных исторических условиях господствующим становится определенный тип хозяйствования. И параллельно идет формирование соответствующего типа хозяйствующего субъекта (экономического человека) [3].

Любая система в экономике, в том числе и хозяйственная, содержит в себе множество относительно самостоятельных элементов и может рассматриваться как нечто сложное, составное. Сущность такой системы вытекает из взаимодействия субъектов, образующих органическое целое. Оно, это целое, включает в себя гражданское общество, государство, а также многочисленные хозяйствующие субъекты как участников хозяйственной деятельности.

Содержание механизма стимулирования экономического роста можно определить как совокупность взаимосвязанных элементов, посредством которых индивидуальный интерес преобразуется в реализацию интересов общества через экономический рост. Следует отметить, что механизм стимулирования экономического роста предполагает достижение трех типов целей:

- экономических (эффективность и устойчивость роста);

- социальных (удовлетворение потребностей всех слоев населения, повышение уровня жизни, снижение дифференциации населения);

- экологических (сохранение окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов).

Определим функции, присущие механизму стимулирования экономического роста.

1. Воспроизводственная функция - механизм, стимулирующий экономический рост, должен обеспечивать устойчивое расширенное воспроизводство, направленное на удовлетворение потребностей людей. Благодаря процессу воспроизводства экономическая система трансформирует природные и другие ресурсы в пригодные для потребления материальные блага, но не в ущерб окружающей среде.

2. Инновационная функция - механизм должен стимулировать экономический рост посредством повышения производительности труда, развития предпринимательской инициативы, экономии ресурсов, в основе которого лежит научно-технический прогресс, а также развитие и применение новых технологий. Цель функции - интенсивный тип экономического роста.

63

Е.И. Лавров, Л.А. Лаврова

3. Социальная функция - механизм должен стимулировать экономический рост путем улучшения материального благосостояния и повышения уровня жизни всех слоев населения. Механизм стимулирования должен быть социально ориентированным, т. е. направленным на качественный экономический рост.

Основной задачей политики в этом случае является формирование механизма стимулирования экономического роста.

На экономический рост и на регулирование экономических процессов в целом влияют складывающиеся отношения между собственниками. Преобразование собственности в соответствии с потребностями современного общества позволит экономической системе выполнять свою функцию в качестве основы роста и развития экономики.

За прошедшие годы большинство предприятий стали приспосабливаться к рыночным условиям, существенно изменяя характер хозяйственной деятельности: снизился удельный вес нерыночных расчетов особенно по естественным монополиям, возрастает прибыль. Способствуя поддержанию макроэкономической стабильности, бюджетная политика государства стала более взвешенной, бюджет стал сводиться с общим профицитом, что позволяет последовательно снижать долговую нагрузку на будущие поколения.

Экономический рост России нужен не сам по себе, не любой ценой, но сопровождаемый прогрессивными структурными сдвигами, диверсификацией экономики и экспорта, развитием «новой экономики», он должен быть устойчивым, т. е. продолжаться достаточно длительно; должен обеспечивать сокращение разрыва с наиболее развитыми странами мира, т. е. превышать их темпы роста.

Актуальность вопросов содержания экономического роста и разработки концепции его активизации в рыночной экономике подчеркивает необходимость системного анализа этой проблемы. Основное внимание должно быть уделено инвестициям как форме, обеспечивающей прирост производительного капитала, и инновациям как содержательному процессу прироста ВВП на базе научно -технических нововведений.

Говорить о социальной ориентации нынешней российской экономики пока крайне сложно. Возможность формирования такой ориентации может возникнуть лишь за пределами переходного периода, но и это не предопределено природой нынешних преобразований, хотя в общеисторической перспективе - это генеральная тенденция человеческого развития.

Основные черты, присущие механизму стимулирования экономического роста:

- объективная экономическая основа,

- субъективная деятельность людей,

- он является составной частью эволюционной формы развития,

- его постоянное совершенствование.

Как известно, в современной рыночной экономике человек выполняет различные функции, играя «полифункциональную роль» как активный творческий субъект. С позиций экономической теории человеческая личность обладает совокупностью атрибутов, представляющих производительные силы человека, в структуре которых можно выделить как минимум две стороны:

1 - способность к труду, т. е. рабочая сила;

2 - способность к потреблению, т. е. потребительная сила [1].

Весьма важно, что программы социально-экономического развития нашей страны на среднесрочную перспективу до 2008, до 2012 и до 2015 г. в качестве компонента должны учитывать национальную стратегию. Включение новых механизмов стимулирования создаст дополнительные условия для устойчивого роста экономики, что приведет к созданию новых рабочих мест, росту объемов и качества предоставляемых услуг. В конечном итоге будут активнее решаться проблемы бедности, совершенствоваться условия достойной жизни и свободного развития человека.

Процесс экономического развития страны, как было доказано классиками экономической теории, опирается на накопление капитала. Начиная с А. Смита, накопление капитала рассматривается как важнейший фактор, способствующий экономическому росту, а недостаток сбережений - как фактор, сдерживающий экономический рост. В исторически изменившихся условиях Д.М. Кейнс обратил внимание экономистов и практиков на развитие эффективного спроса.

В настоящее время постиндустриальное общество выдвинуло в качестве центральной проблемы экономического роста человеческий фактор. Нет никаких сомнений в том, что для формирования и развития человеческого капитала в соответствии с требованиями современного экономического развития необходимо задействовать значительные ресурсы.

64

Человеческий капитал как фактор экономического роста

Рассмотрим три вида инвестиций в человеческий капитал. Каждый вид нацелен на повышение производительности труда работников и, соответственно, на увеличение их заработной платы и доходов.

1. Расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовка по месту работы и т. д. - наиболее важный вид инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной, следовательно, более производительной.

2. Расходы на здравоохранение имеют большое значение. Хорошее здоровье - следствие расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий - удлиняет срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда работников.

3. Расходы на мобильность, благодаря которой работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с более высокой производительностью, являют собой значимую форму инвестиций в человеческий капитал. То есть нанимаемые работники воплощают в себе будущий поток трудовых услуг [4].

С точки зрения экономической теории определенный интерес в исследовании представляют теоретические аспекты, дающие объяснение зависимостей, что позволяет количественно соизмерить затраты ресурсов с результатами производственной деятельности.

Вполне четко прослеживается взаимосвязь между инвестициями в человеческий капитал и созданием предпосылок экономического роста. Именно результаты экономического роста в форме объема ВВП, идущего на инвестиции в человеческий капитал, превращаются в главный инструмент роста экономики. Считается, что доля ВВП, идущая на потребление, является, по существу, инвестиционным ресурсом, обеспечивающим развитие человеческого капитала.

Бизнес западных стран на практике убедился в эффективности инвестиций в персонал (челов е-ческий капитал) и сделал соответствующий вывод: фирмы проводят политику роста заработной платы высокообразованных работников. В России, заметим, в ходе экономической реформы не придали должного значения профессионализму работников. Больше того, именно труд работников с высшим образованием обесценился сильнее всего. Конкурентоспособность на внутреннем рынке обеспечивалась в основном за счет экстенсивных факторов: более полного использования дополнительной дешевой рабочей силы. И только в последние годы стал очевиден дефицит квалифицированной рабочей силы в отдельных отраслях. Коренная причина слабого потока инвестиций в человеческий капитал в фирмах России - именно дешевизна рабочей силы. И до тех пор, пока бизнес на практике не увидит, что инвестиции в персонал эффективнее, чем в средства производства, он не станет их форсировать. Доля заработной платы в национальном ВВП России составляет примерно одну треть, что вдвое ниже по сравнению с экономически развитыми странами. Это свидетельствует о недостаточном уровне вложений в человеческий капитал в нашей стране.

С распространением концепции человеческого капитала, неоинституциональных и эволюционных взглядов в экономической теории усилилось внимание к эндогенным факторам экономического роста. Ранее в моделях экономического роста такие факторы, как технический прогресс, образование и квалификация работников, рассматривались в качестве эгзогенных, внешних по отношению к экономической системе общества. В настоящее время оценка этих составляющих экономического роста изменилась. Их стали рассматривать в качестве внутренне присущих элементов производственного и экономического процесса в целом. В основе такого подхода лежит трактовка социально-экономической системы как целостности, объединяющей экономические, социальные, научно-технические и другие стороны.

По данным моделям возникают вопросы в связи с большими различиями в темпах экономического роста у развивающихся стран. Так, согласно традиционным моделям, страны, получившие равный доступ к современным технологиям, должны иметь (при выходе на траекторию равновесного роста) сближающиеся между собой темпы роста производительности. Но в реальной экономике говорить о чем-то похожем можно лишь в отношении наиболее развитых стран, но невозможно при их сравнении со странами Латинской Америки, Африки и большинства стран Азии.

На основе моделей экономического роста исследуют рост валового внутреннего продукта в зависимости от режимов функционирования соответствующих национальных экономик. Известно, что технический прогресс играет немалую роль при формировании параметров экономического роста. При этом в новой теории роста утверждается, что технический прогресс является не единственно возможной причиной экономического роста в долгосрочном периоде. В моделях эндогенного роста дает-

65

Е.И. Лавров, Л.А. Лаврова

ся объяснение противоестественного перелива капитала из бедных стран в богатые, который углубляет разрыв в доходах между развитыми и развивающимися странами. Потенциально высокая рентабельность инвестиций в развивающихся странах часто сводится к нулю низким уровнем инвестиций в человеческий капитал, инфраструктуру и научные исследования. Индивидуальный инвестор получает для себя очень мало из тех косвенных выгод, что создают его вложения в указанные сферы [8].

Качественную сторону экономического роста характеризует состояние и степень использования прежде всего человеческого потенциала. С точки зрения количественных показателей экономика может быть определена как падающая, но при этом обладать большим потенциалом природных, финансовых, информационных, человеческих ресурсов, которые представляют реальные возможности развития экономики на перспективу. Таким образом, повышение степени использования имеющегося потенциала ресурсов приводит к повышению качества экономического роста и достижению более высоких его темпов.

Вместе с тем в современной экономике богатые развитые страны демонстрируют более низкие темпы роста, чем некоторые развивающиеся страны, активно модернизирующие производство на основе использования новейших технологий. Это связано с тем, что развитые страны уже не могут свободно вовлекать в производство все новые и новые дополнительные ресурсы при высокой степени использования имеющегося потенциала обеспечения экономического роста, и прежде всего полезного потенциала человека, который практически не имеет пределов развития. Однако высокая степень реализации потенциальных возможностей экономики в этих странах позволяет говорить о более высоком качестве экономического роста, что находит выражение в более высоком качестве жизни.

С точки зрения качества экономического роста можно выделить агрегированные типы экономического роста: мобилизационный и инновационный.

Мобилизационный тип экономическою роста предполагает жесткую определенность целей, высокую интенсивность функционирования общественного производства в направлении выполнения поставленных задач в максимально короткие сроки.

В основе инновационного экономического роста лежат технологические уклады более высокого уровня, в которых доминируют наукоемкие высокотехнологичные производства. Суть нового типа экономического роста составляют новаторство, хозяйственная инициатива и творчество, связь с нововведениями и одновременно отказ от стандартизации и централизации [5].

Инновационный тип экономического роста предусматривает максимальную степень реализации полезного потенциала, которым обладает экономика, и в первую очередь способностей и знаний человека. При этом в качестве измерителя объема имеющегося потенциала выступают не количественные характеристики ресурсов, а их качественные показатели. Так, конкурентоспособность современного производства определяется не численностью занятых работников, а наличием людей, которые обладают творческой инициативой, способностью максимально эффективно реализовывать накопленный человеческий капитал.

Таким образом, проведенный анализ взаимосвязи инвестиций в человеческий капитал и типов экономического роста позволяет сделать следующие основные выводы:

- влияние инвестиций в человеческий капитал на экономический рост происходит через систему сложных связей, которая обусловлена, как правило, соответствующим типом экономического неравновесия, формами и методами воздействия хозяйствующих субъектов на воспроизводственный процесс, организационной структурой управления, а также способами реализации человеческого капитала;

- инновационный тип экономического роста предусматривает максимальную степень реализации полезного потенциала человека, его способностей, знаний, поэтому его формирование тесно связано с необходимостью наращивания инвестиций в человеческий капитал и приведение его в соответствие с потребностями современной экономики.

Коренные изменения, происходящие в социальной и экономической жизни общества в эпоху научно-технической революции, обусловили формирование теории человеческого капитала как самостоятельной научной концепции. При этом человек, его производительный интеллектуальный потенциал, становится решающим фактором общественного прогресса и экономического роста. Ключевыми факторами роста постиндустриальной экономики становятся человеческий капитал и инновационно-инвестиционная деятельность. Данные изменения обусловили определенные причины для формирования социально стабильной экономики.

1. Современная экономика представляет совокупность производственных, технических, финансовых и информационных систем, которые взаимно дополняют друг друга.

66

Человеческий капитал как фактор экономического роста

2. Резко возросла роль человеческого фактора в экономике. Ключевая роль труда и человека в экономике воспроизводится через повышение роли человеческого капитала. Современная высокотехнологическая экономика и информатизация требуют крупных вложений в развитие человека.

В то время, когда человеческий капитал непосредственно вовлекается в производственный процесс и соединяется с вещественным капиталом, принося своему владельцу соответствующую отдачу в течение длительного периода времени, осуществляется процесс превращения потенциальных способностей человека в реально действующую силу. При этом возможность и степень реализации производительных способностей человека носят субъективный характер и зависят от его воли и имеющейся свободы выбора. Именно в данном случае можно говорить о действии человеческого капитала как фактора развития экономики.

Развитие человеческого капитала становится основной предпосылкой экономического роста для трансформируемой российской экономики. Для обоснования положения о развитии человеческого капитала как основной предпосылки экономического роста требуется определить метод оценки уровня его развития. Этот метод позволит установить, в какой степени развитие человеческого капитала может оказывать влияние на экономический рост. Представляется, что основным критерием такой оценки является качество человеческого капитала [6]. Именно через качественную определенность человеческого капитала можно установить его связь с другими категориями в системе отношений экономического роста посредством его воздействия на повышение эффективности хозяйственной деятельности. В то же время качество человеческого капитала характеризует и результаты экономического роста. Если они обеспечивают повышение качества человеческого капитала, то можно считать, что происходит экономическое развитие. В таком случае можно утверждать, что мы имеем новое качество экономического роста, основанное на использовании наукоемких технологий, прогрессивных инновационных процессов, высококачественной рабочей силы. Воспитание личности считается приоритетным на всех стадиях общеобразовательной и специальной подготовки, начиная с дошкольных учреждений.

Повышение качества человеческого капитала способствует экономическому развитию и требует как увеличения инвестиций в человека, так и наполнения новым содержанием всех его свойств. Процесс воспроизводства человеческого капитала должен стать одним из важнейших направлений при разработке экономической политики, а образование и наука - основным ее приоритетом. Проблема формирования эффективной политики воспроизводства человеческого капитала, направленной на интенсивный экономический рост, является сложной задачей, решение которой невозможно без совместного участия хозяйствующих субъектов. Главная роль в этом процессе отводится государству и гражданскому обществу.

К инвестициям в человеческий капитал относят расходы на образование, здравоохранение, затраты, связанные с трудоустройством, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, созданием семьи и т. д. При этом следует помнить, что не всякие инвестиции в человеческий капитал могут быть оценены в денежной форме. Кроме денежных доходов или более высокой заработной платы человек может получать, например, моральное удовлетворение от проделанной работы. Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности или, другими словами, производительность труда работников. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, так как текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы притоком экономических выгод, или доходов в будущем.

М. Блауг разработал теорию скрининга, которая связана с теорией двойных рынков труда, или сегментации рынка труда. Согласно его теории человеческого капитала, рынок труда способен постоянно поглощать работников с более высоким уровнем образования при условии, что связанные с образованием дополнительные заработки могут снижаться. При этом не имеет большого значения, поглощаются ли более образованные работники менее высокооплачиваемыми профессиями при неизменных средних заработках для каждой профессии или той же профессией, что и раньше, при более низких средних заработках.

Саморегулирующиеся рынки труда могут работать без сбоев, поддерживая спрос на образованных работников на одном уровне с предложением, или со сбоями; но они вообще не будут работать, если работодатели, при прочих равных условиях, не будут предпочитать более образованных работников менее образованным. Перед работодателем, следовательно, встает проблема отбора: поскольку он не может точно предсказать будущую производительность соискателей, он склоняется к использованию уровня образования как скринингового, или фильтрующего, устройства, с помощью которого

67

Е.И. Лавров, Л.А. Лаврова

можно судить о способностях новых работников, их целеустремленности и, возможно, социальном происхождении, т. е. скорее о личностных чертах. Следовательно, работодатели в первую очередь озабочены отбором соискателей с высшим уровнем образования. Может быть, это и не вся суть проблемы, но существенная ее часть. Вклад образования в экономический рост, таким образом, состоит в том, что оно служит своего рода устройством, с помощью которого работодатели осуществляют отбор. В этом заключается так называемая гипотеза скрининга, или теория креденциализма [2].

Недостаточный объем инвестиций в человеческий капитал тормозит использование новых наукоемких технологий, применение современной техники, повышение производительности труда. В конечном итоге все это сдерживает экономический рост. Поэтому для трансформируемой российской экономики основной предпосылкой ее роста становится развитие человеческого капитала. Рост качества человеческого капитала, содействующий экономическому развитию, требует не только увеличения инвестиций в человека, но на этой основе наполнения его новым содержанием.

Процесс воспроизводства человеческого капитала должен стать одним из важнейших направлений при разработке экономической политики, а образование и наука - основным ее приоритетом. Проблема формирования эффективной политики воспроизводства человеческого капитала, направленной на интенсивный экономический рост, заключается не в том, чтобы осуществлять максимально широкую социальную помощь, а в том, чтобы создавать условия, когда в такой помощи будет минимальное число нуждающихся. Решение данной задачи невозможно без совместного участия хозяйствующих субъектов, и лежит оно не в делении, а в умножении, т. е. в развитии общественного производства, а это ведет к росту доходов и сокращению числа нуждающихся.

Целью поддержания справедливого численного соотношения между учащимися, принадлежащими к разным имущественным группам, которые определяются, исходя из реально располагаемых денежных доходов населения с учетом официальных показателей прожиточного минимума и среднедушевого дохода в стране и регионе, может стать квотирование в системе образования. Такое соотношение должно отражать численность таких групп в населении, что позволит обеспечить продолжение обучения способным детям из необеспеченных семей за счет государственных средств.

Тенденции мирового развития свидетельствуют о том, что государственное регулирование в сфере воспроизводства человеческого капитала имеет под собой все более расширяющуюся экономическую основу. Среди экономических мер регулирования государством процессов воспроизводства человеческого капитала следует выделить прежде всего прямое бюджетное финансирование инвестиций в человеческий капитал. Урезая или наращивая государственные инвестиции, правительство тем самым либо сдерживает, либо стимулирует накопление совокупного человеческого капитала в общегосударственных интересах. Причем государство из собственных источников финансирует не только государственные структуры образования, здравоохранения, культуры, но и учреждения негосударственного сектора, если последние соответствуют государственным стандартам.

Большую роль играют субсидии, дотации, направляемые на реализацию конкретных программ, связанных с накоплением человеческого капитала, ростом его качественных и количественных характеристик, и носящие узконаправленный характер. Значение таких методов довольно велико, поскольку это позволяет непосредственно стимулировать наиболее важные и перспективные направления деятельности. Практика такого воздействия путем финансирования на конкурсной основе под определенные программы представляет особенный интерес для российской действительности в условиях ограниченных бюджетных средств.

Государственная политика, направленная на обеспечение воспроизводства человеческого капитала и качества экономического роста, проводится в жизнь, как правило, при значительной финансовой и организационной поддержке предпринимателей и иных социальных институтов общества. Поэтому российским государственным органам необходимо совершенствовать механизм льготного налогообложения учреждений социальной сферы с целью экономической привлекательности для инвесторов вложений в накопление человеческого капитала.

Кредитование инвестиций в человеческий капитал обеспечивает целевое расходование средств и их рациональное использование. Так, в целях стимулирования занятости в определенных сферах и секторах экономики государство может ставить условия, что при погашении займа, в течение нескольких лет после окончания учебы заемщик должен отработать в указанной области. Например, в Омском государственном университете на 2004/05 учебный год были созданы целевые группы студентов.

Среди механизмов политики регулирования государством сферы воспроизводства человеческого капитала можно выделить, например:

68

Человеческий капитал как фактор экономического роста

- предоставление студентам работы на время каникул;

- выплату стипендий, минуя учебное заведение.

Одним из перспективных направлений государственной политики в сфере воспроизводства человеческого капитала может стать стимулирование развития кооперативных связей между учебными заведениями и фирмами, а также создания совместных исследовательских предприятий, ориентированных на разработку научных достижений. Проводить это целесообразно службам местного самоуправления, муниципальным предприятиям, при этом оплачивать подготовку специалистов за счет средств местных бюджетов.

Реализация такой схемы должна происходить при поддержке нормативной базы, на основании заключения договоров между оплачивающим предприятием, учебным заведением и самим студентом. Данный договор должен обеспечить выпускника вуза конкретным рабочим местом, на котором необходимо будет отработать определенный срок.

Такая схема обеспечивает, с одной стороны, самостоятельный выбор человеком направления воспроизводства собственного человеческого капитала в соответствии с его интересами и способностями, с другой - будет стимулировать качественное накопление человеческого капитала. Кредитование инвестиций в человеческий капитал обеспечивает целевое расходование и рациональное использование бюджетных средств и позволяет при этом контролировать возврат вложенных средств отработкой в указанной области.

Поэтому систему подготовки кадров с самого начала следует переориентировать с узкопрофессионального на более широкое образование, которое делает интересы и знания человека более разносторонними, что позволяет ему быстро адаптироваться к постоянным изменениям потребностей общества и производства. Это - важнейшее направление воздействия государственного регулирования на экономический рост, так как общие фундаментальные знания надолго остаются актуальными и позволяют человеку гибко реагировать на изменения условий работы, получать новую специальность.

Поэтому и государство, и гражданское общество в регулировании развития современной системы воспроизводства человеческого капитала должны акцентировать внимание на накопление знаний, развитие способностей, дающих возможность человеку при необходимости за относительно непродолжительный период времени сменить сферу деятельности без существенных потерь в период адаптации. Основные источники экономического роста и повышения благосостояния людей все больше перемещаются к накопленным передовым научным знаниям и информационным ресурсам (информационному богатству). Сегодня, когда традиционные ресурсы и источники близки к исчерпанию, экономический рост все в большей мере обеспечивается за счет использования информационных ресурсов и источников, главным носителем которых является человек. Такой человек должен обладать высоким уровнем общеобразовательной, научной и специальной подготовки. В силу этого в современных условиях неизмеримо возрастает роль высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее накопленные знания, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых информационных технологий, услуг, продуктов.

1. Астратова Г.В. Особенности индивидуального потребления в России // Журнал экономической теории. 2005. № 2. С. 48.

2. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют: Пер. с англ. / Науч. ред. В.С. Автономов. М.: НП «Журнал “Вопросы экономики”», 2004. 416 с.

3. Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. 160 с.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Республика, 1992. Т. 2. 400 с.

5. Нестерова Д.В. Экономический рост: Проблемы управления и гуманизации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. 192 с.

6. Ольсевич Ю., Мазарчук В. О специфике экономических институтов социальной сферы // Вопросы экономики. 2005. № 5.

7. Попов А.И. Хозяйственная система России: Теория становления. Институциональное устройство. Экономическая безопасность. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 324 с.

8. Тодаро М.П. Экономическое развитие / Пер. с англ. под. ред. С. Яковлева, Л. Зевина. М.: Экон. фак. МГУ, ЮНИТИ, 1997. 671 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.