Научная статья на тему 'Человеческий капитал Индии как фактор инновационного развития страны'

Человеческий капитал Индии как фактор инновационного развития страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ИНДИЯ / INDIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чолокян Екатерина Андреевна

В статье рассматривается один из ключевых факторов, обеспечивающих успешное инновационное развитие Индии, — человеческий капитал. Индия, население которой достигает 1,2 млрд человек, весьма богата человеческими ресурсами, а значит, потенциально и человеческим капиталом. Причем население страны молодое и англоговорящее. Долгое время Индия успешно использовала преимущества дешевой, но не всегда достаточно квалифицированной рабочей силы. Сейчас, если принимать во внимание «декаду инноваций», провозглашенную правительством Индии, недостаточно говорить о количестве трудовых ресурсов, нужно говорить об их качестве. И это основная проблема, которая стоит перед правительством страны. В статье анализируются состав человеческих ресурсов, вопросы неграмотности населения, системы образования, включая начальное и высшее (особенно техническое), обучающие программы, предоставляемые частными компаниями, проблемы «утечки мозгов» и престижности научной работы для молодых ученых и предпринимателей. Все эти вопросы очень актуальны, если смотреть на них через призму инновационного развития, так как именно большой человеческий ресурс может либо стать основным движущим фактором, либо сильно тормозить экономическое развитие Индии в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indian Human Capital as Factors for the Successful Innovative Development of Country

The article analyzes one of the key factors for the successful innovative development of Indiahuman capital. India with the population that reaches 1,2 billion people is rich with human resources, and thus potentially human capital. And what is more the country’s population is young and English-speaking. For a long time, India has successfully benefited from cheap, though not always skilled, labor. Now, if we are talking about the “decade of innovation”, proclaimed by the Government of India, is not enough to speak about the quantity of labor force, it is necessary to talk about the quality and this is the main issue the government is facing. The article analyzes the structure of human resources, issues and problems of illiteracy, education system, including primary education and higher education (especially technical), training programs provided by private companies, the problem of brain drain, and the prestige of scientific work for the young scientists and entrepreneurs. All these questions are relevant when looking at them through the prism of innovative development, as human resources may be either the primary driver, when transferred into capital, or greatly hinder the economic development of India in the coming years.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал Индии как фактор инновационного развития страны»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2013. № 6

Е.А. Чолокян1,

аспирант кафедры мировой экономики экономического ф-та МГУ имени

М.В. Ломоносова

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ИНДИИ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

В статье рассматривается один из ключевых факторов, обеспечивающих успешное инновационное развитие Индии, — человеческий капитал. Индия, население которой достигает 1,2 млрд человек, весьма богата человеческими ресурсами, а значит, потенциально и человеческим капиталом. Причем население страны молодое и англоговорящее. Долгое время Индия успешно использовала преимущества дешевой, но не всегда достаточно квалифицированной рабочей силы. Сейчас, если принимать во внимание «декаду инноваций», провозглашенную правительством Индии, недостаточно говорить о количестве трудовых ресурсов, нужно говорить об их качестве. И это основная проблема, которая стоит перед правительством страны. В статье анализируются состав человеческих ресурсов, вопросы неграмотности населения, системы образования, включая начальное и высшее (особенно техническое), обучающие программы, предоставляемые частными компаниями, проблемы «утечки мозгов» и престижности научной работы для молодых ученых и предпринимателей. Все эти вопросы очень актуальны, если смотреть на них через призму инновационного развития, так как именно большой человеческий ресурс может либо стать основным движущим фактором, либо сильно тормозить экономическое развитие Индии в будущем.

Ключевые слова: инновации, человеческий капитал, система образования, Индия.

The article analyzes one of the key factors for the successful innovative development of India — human capital. India with the population that reaches 1,2 billion people is rich with human resources, and thus potentially human capital. And what is more the country's population is young and English-speaking. For a long time, India has successfully benefited from cheap, though not always skilled, labor. Now, if we are talking about the "decade of innovation", proclaimed by the Government of India, is not enough to speak about the quantity of labor force, it is necessary to talk about the quality and this is the main issue the government is facing. The article analyzes the structure of human resources, issues and problems of illiteracy, education system, including primary education and higher education (especially technical), training programs provided by private companies, the problem of brain drain, and the prestige of scientific work for the young scientists and entrepreneurs. All these questions are relevant when looking at them through the prism of innovative development, as human resources may be either the primary driver, when transferred into capital, or greatly hinder the economic development of India in the coming years.

Key words: innovation, human capital, education system, India.

1 Чолокян Екатерина Андреевна, тел.: +7 (916) 178-55-63; e-mail: cholokyank@gmail. com

Сегодня уже немыслимо отделять экономическое развитие от развития человеческого потенциала. Революционные изменения в экономике и обществе, крупнейшие инновационные прорывы в каждый исторический период развития народа, страны, цивилизации осуществлялись на базе накопленного человеческого капитала.

Главной причиной промышленной революции стали рост знаний и появление профессионалов, способных изобретать машины и генерировать инновации. Сами машины — следствие выхода человеческого капитала на новую высоту, на новый уровень качества в своем развитии.

Главным фактором формирования и развития экономики знаний является креативный, инновационный человеческий капитал. Процесс развития экономики знаний состоит в повышении качества человеческого капитала, качества жизни и в производстве знаний, высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

Большую часть инвестиций развитые страны осуществляют в человеческий капитал. Это дает им огромное преимущество в научном, инновационном и интеллектуальном плане, что способствует росту качества жизни населения.

Ведущие страны мира создали близкие к оптимальным условия для быстрого и эффективного воплощения идей ученых в конкретные товары и продукты. Именно фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в человеческий капитал и порождаемые ими новые прорывные технологии обеспечивают лидирующие позиции этих стран в экономике.

Индия, население которой достигает 1,2 млрд человек, потенциально весьма богата одним из основных ресурсов — человеческим капиталом. Наличие такого огромного населения приносит экономическую пользу лишь в том случае, если правительство обеспечивает общество качественным образованием, поощряет экспериментирование и предприимчивость, дает работу многочисленным квалифицированным рабочим, инженерам, ученым, техникам и конструкторам. Стремительный рост населения может тормозить подъем благосостояния, если оно истощает материальные ресурсы страны, а народные таланты не получают развития. Задача выравнивания данного соотношения имеет две стороны. Первая заключается в ограничении роста численности населения, а вторая — в обеспечении качества человеческого капитала страны.

За последние 10 лет население Индии увеличилось на 181 млн человек и, согласно результатам последней переписи, достигло 1,21 млрд.

По этому показателю Индия вплотную приблизилась к Китаю, население которого, по последним имеющимся данным, превышает индийское лишь на 120 млн человек. В Индии проживает

17,5% населения всего земного шара, тогда как по площади на нее приходится не больше 2% территории планеты.

При огромном населении в стране достаточно остро стоит вопрос неграмотности. В обращении к нации накануне 2000 г. премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи среди важнейших вопросов, которые предстоит решить индийцам, назвал «двойную проблему — нищеты и неграмотности»2. Это весьма актуально. Несмотря на то что за полвека независимого развития Индия добилась немалых результатов в области образования (по количеству квалифицированных специалистов-инженеров, ученых, врачей, юристов, техников и т.д. она занимает третье место в мире), в начале XXI в. страна еще не решила проблему массовой неграмотности. Доля грамотных составляет сейчас 61%, для мужчин этот показатель 73,4%, для женщин — 47,8%3. Рост числа грамотных не успевает за приростом населения. Хотя в Индии отмечается преимущество динамичного молодого населения (примерно половина населения моложе 25 лет), только 17% населения старше 25 лет имеет высшее образование.

В последние годы в стране осуществлялась такая программа, как «Национальная миссия грамотности», а также проводилась Программа непрерывного обучения, Программа начального образования в дистриктах и сопутствующая им Национальная программа поддержки начального образования в школах4. Но, несмотря на это, Индия и сегодня по уровню грамотности остается позади многих развивающихся стран. Средний показатель грамотности и образования ее населения чрезвычайно низок. Одной из причин отставания страны по данному показателю является слабое финансирование начального образования, которое до последнего времени составляло от трети до половины средств, выделяемых на всю систему образования, включая высшее. В последнее время под давлением индийской, а также мировой общественности наметилась активизация усилий, направленных на решение задачи ликвидации неграмотности и распространения начального образования.

Для понимания потенциала инновационного развития Индии необходимо также изучить обеспеченность ее экономики специалистами технических специальностей. Согласно Отчету по глобальной конкурентоспособности 2010—2011 гг. Всемирного экономического форума (ВЭФ), Индия занимает 15-е место в мире по числу ученых и инженеров, а в 2009 г. страна занимала 4-ю позицию5. Хотя место Индии остается очень высоким, такая тенденция

2 India Today. New Delhi, 1999. 31 December.

3 Данные CIA World Factbook.

4 См.: Юрлова Е.С. Социальные аспекты проблемы неграмотности в Индии // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 75—79.

5 The Global Competitiveness Report 2010—2011. World Economic Forum, Geneva, 2010.

настораживает. Это сигнал того, что экономике начинает не хватать квалифицированных кадров. На данную проблему указывают и низкие позиции страны по показателю количества студентов, получающих начальное (95-я позиция), среднее (108-я позиция) и высшее (101-я позиция) образование.

Согласно отчету консалтинговой компании McKinsey & Company, Индии необходимо провести обучение или переквалификацию 500 млн человек до 2020 г., чтобы обеспечить требования экономического роста. При этом текущие мощности помогут подготовить лишь 50 млн. Невосполненными остаются 90%. В другом исследовании, Boston Consulting Group, отмечается, что из 89 млн человек, которые войдут в состав трудовых ресурсов в период 2009—2013 гг., более 47 млн без высшего или хотя бы среднего специального образования.

Индийские вузы выпускают намного меньше инженеров, чем американские, хотя население Индии в 4 раза превышает население США. Даже в таких секторах, как информационные технологии, где Индия считается одним из мировых лидеров, количество людей со степенью измеряется сотнями, а не тысячами, как в США. Исследование также показывает, что из тех инженеров, которые выпускаются в Индии, только 25% считаются квалифицированными по мировым меркам.

Очевидно, что, имея исключительный ресурс молодого населения, Индия находится в очень непростом положении: если в настоящий момент страна не сможет обеспечить молодежь образованием и рабочими местами, это приведет к значительным социальным проблемам.

Задачи по развитию и улучшению человеческого капитала лежат прежде всего на системе образования.

Однако нужно отметить, что, по существующим статистическим данным, количество школьников, получающих базовое (начальное) образование, в Индии остается очень низким. Доля выпускников вузов в соответствующей возрастной группе 18—24 года всего лишь 2,5% (данные 2004 г.). Схожая ситуация отмечается и в Китае. Но в сравнении с развитыми странами, например с США, где доля учащихся за последние годы колебалась от 28 до 34%, ситуация в стране плачевная. Тем не менее, принимая в расчет, что Индия является второй по величине населения страной в мире, стоит рассмотреть ситуацию с образованием в абсолютных величинах. В этом случае она выравнивается: в 2003—2004 гг. количество выпускников вузов в Индии составило 5,6 млн (для сравнения: в Китае — 5,5 млн, в США — 8,9 млн).

Проблемы с общим уровнем образования потенциально могут ограничить инновационную активность. Тем не менее если рассмотреть такой показатель, как количество выпускников техниче-

ских специальностей, то Индия подготавливает более 2 млн выпускников ежегодно, или около 2% населения соответствующей возрастной группы 20—24 года. Этот показатель сравним с показателем как Китая, так и США. Отсюда несложно сделать вывод, что большинство студентов получают высшее образование в Индии по техническим специальностям. Данная ситуация вызвана требованиями рынка.

Что касается качества индийского образования, то страна имеет одну из крупнейших сетей высшего образования в мире. Число студентов и учащихся на сегодняшний момент составляет около 250 млн человек. В Индии существуют 23 центральных университета, 251 университет штатов, 119 негосударственных университетов, 13 институтов государственной важности и несколько образовательных советов. Университеты учреждаются центральным правительством или правительствами штатов на основе законодательства, в то время как колледжи создаются либо правительствами штатов, либо частными организациями. Все колледжи являются филиалами какого-либо университета6. Кроме перечисленных учреждений в Индии работает 136 институтов, занимающихся исключительно исследовательской деятельностью.

Три из пяти лучших технологических институтов Азии находятся в Индии. Качество образования в некоторых областях, например техническое образование в Институте технологий Индии (11Т) или Индийском институте менеджмента (11М), признается очень высоким. Но при этом число выпускников, заканчивающих данные институты, не слишком высоко, что означает нехватку квалифицированных кадров, необходимых для экономики.

В Индии более 80% выпускников инженерных специальностей заканчивают колледжи с частным финансированием, большая часть которых была создана за последние 20—25 лет. Штаты, раньше других разрешившие создание частных технических колледжей, оказались в выигрыше, когда спрос на инженеров и разработчиков в области, например, программного обеспечения сильно возрос в начале 1990-х гг.7 Проводившееся в 14 штатах, на которые приходится 85% населения и весь экспорт программного обеспечения, исследование А. Арора и С. Багда8, где анализировалась зависимость между экспортом программного обеспечения и частными

6 Сайт посольства Индии в Туркменистане. URL: http://www.indianembassy-tm. org (дата обращения: 15.04.2013).

7 Arora A. Deconstructing India's Software Success: The Human Capital Story. Center for the Advanced Study of India and the Trustees of the University of Pennsylvania. Philadelphia, USA, 2007.

8 Arora A., Bagde S. Private Investmant in Human Capital and Industrial Development: The Case of the India Software Industry. Carnegie Mellon University. Pittsburgh, USA, 2008.

техническими колледжами за период 1989—2003 гг., показало, что, даже несмотря на прочие факторы, например уровень дохода или индустриализацию, лидерами оказались территории, решившие открыть частные колледжи еще до 1992 г.

Популярность частных инженерных колледжей в Индии значительна. За период 1985—2004 гг. количество поступивших в такие колледжи возросло с 59 человек на миллион до 405 (более чем восьмикратное увеличение). До 1981 г. наибольшее количество мест по инженерным специальностям приходилось на государственные вузы. После этого более 80% новых мест было открыто в колледжах с частными инвестициями.

Однако минусом указанных колледжей оказалось то, что большинство из них имело неопытных преподавателей и плохую инфраструктуру, давало знания плохого качества.

Как же тогда Индии удалось совершить технологический прорыв? В этом, безусловно, большая заслуга принадлежит крупнейшим компаниям. В последние годы крупные индийские компании активно инвестируют в развитие и обучение своего персонала, в некоторых случаях затраты достигают 3—4% доходов фирм. Но здесь следует упомянуть и другой аспект. Все же до сих пор многие компании получают выгоду не от качества рабочей силы, а от ее количества и дешевизны. Например, крупнейшие фирмы — производители программного обеспечения (TCS, Infosys, Wipro, Satyam, HCL) используют труд талантливых, но неопытных и плохо подготовленных инженеров, что позволяет предоставлять ИТ-услуги клиентам по более дешевой цене, чем у их конкурентов в Америке и Европе9.

Правительство страны пытается решать проблемы с качеством образования, проводя институциональные реформы и наращивая финансовые средства университетов. В рамках 11-го пятилетнего плана (2007—2012) правительство увеличило расходы на образование с 7,7% всех бюджетных средств (10-й план) до 19%. Вдобавок правительство огласило план по открытию 8 новых IIT, 7 новых IIM, 14 центральных университетов, которые будут отвечать мировым стандартам, и 16 центральных университетов в штатах, где таковые еще не были открыты10.

Очевидно, что на высшее образование в Индии тратятся большие средства. При этом начальное образование в государственных школах по-прежнему часто игнорируется. Это неверно, так как базовое образование играет неменьшую роль в поощрении инновационной активности населения. Поэтому правительству необходимо не только фокусироваться на подготовке специалистов

9 Arora A. Ibidem.

10 Buse S., Herstatt C., Tiwari R. India's National Innovation System: Key Elements and Corporate Perspectives // TIM/TUHH Working Paper. 2008. N 51. January.

инженерных специальностей, но также развивать систему начального и среднего образования.

В Индии существует лишь несколько институтов мирового класса, остальные предоставляют образование ниже среднего уровня. Таким образом, качество индийского образования разнится в зависимости от учреждения, и дипломы разных вузов нельзя сравнивать, даже если специальности в них значатся одинаковые.

Стоит отметить еще один момент, который в будущем может привести к нехватке ученых и инженеров для национальных производств и компаний. Это уже имеющая долгую историю проблема эмиграции высококвалифицированного персонала из Индии на Запад. Долгое время считалось, что Индия получает выгоду от «утечки мозгов». Так, наличие рабочих мест и востребованность научных кадров приводят к ситуации, когда многие из эмигрантов, покинувших страну в прошлые десятилетия, охотно возвращаются на родину. Более того, Индия весьма привлекательна и для специалистов из других стран, так как здесь созданы условия для приложения их знаний и навыков. Кроме того, многие индийские ученые, инженеры и техники добились значительных успехов, работая за рубежом, в основном в американских компаниях, где занимают ключевые позиции. И сейчас они либо инвестируют сами в создание рабочих мест в Индии, либо продвигают идеи инвестирования в Индию в компаниях, где они работают.

Но последние статистические данные указывают на изменение тенденции. По некоторым оценкам, процент индусов-эмигрантов, имеющих высокую квалификацию, от общего числа получающих высшее образование возрос с 2,6% в 1990-е гг. до 4,2% в 2000-е гг.11

Индия занимает лидирующие позиции по количеству студентов, получающих образование за рубежом. Эта тенденция существует уже не одно десятилетие. В 2008 г. около 200 тыс. индусов получили образование за рубежом, что составляет 10% от общемирового количества студентов, обучающихся вне дома. Несмотря на увеличение мест в университетах, данная тенденция будет иметь место и в последующие годы. Причин тому несколько. Первая — нехватка мест в престижных университетах для способных студен-тов12. Для примера можно привести следующую ситуацию: в 2008 г. вступительные экзамены в Индийский институт технологий сдавал о более 320 тыс. кандидатов, в то время как мест было всего 5,5 тыс.13 Вообще около 99% всех поступающих в технологические

11 UNESCO Science Report 2010: The Current Status of Science around the World. UNESCO, Paris, France, 2010.

12 Innovate India: National Innovation Mission. Confederation of Indian Industry, New Dehli, 2007.

13 Economic Times. 2008. 14 April.

институты и институты управления Индии отсеиваются по причине нехватки мест. Из них 40%, как правило, имеют возможность получить места в лучших университетах мира, если способны оплатить обучение. Престиж зарубежного образования имеет особую привлекательность. Как говорилось выше, количество поступающих будет только увеличиваться, а значит, будет возрастать число студентов, ищущих возможность получить образование за рубежом и в эмиграции.

Второй момент касается возрастающих прямых иностранных инвестиций в исследования и разработки. Зарубежные центры способны предоставить местным ученым и персоналу больше стимулов (как материальных, так и иных) для работы по сравнению с местными компаниями. В результате то малое количество ученых и инженеров, которое имеется, может перейти в иностранные фирмы. Такая ситуация оказывается крайне неблагоприятной для страны, когда дело касается создания собственных инновационных разработок и продуктов14.

Состояние фундаментальной науки также пока оставляет желать лучшего. Исследование, проведенное Советом по техническому образованию (А1СТЕ), показало, что существует серьезная проблема: у большинства институтов просто отсутствует стремление проводить исследования. Количество человек в Индии, имеющих научную степень по техническим специальностям, около 10 тыс., в США этот показатель — 400 тыс.15 Это связано с тем, что многие выпускники бакалавриатов технологических вузов спешат устроиться на работу и не продолжают образование в магистратуре и аспирантуре. Для студентов существует мало стимулов продолжать образование, поэтому лучшие умы уходят из университетов. В результате разрушается система образования страны.

Кроме того, выпускники лучших индийских университетов стремятся уехать за рубеж для проведения своих исследований, где они зачастую остаются. За период 1992—2001 гг. средний процент профессоров, получивших степень в США и оставшихся там, возрос с 72 до 86%, хотя многие из них и сохраняют академические связи с родиной.

Подводя итоги, стоит отметить несколько важных моментов. Индия обладает огромным ресурсом — молодым населением. Это огромный плюс и огромная проблема одновременно. Сегодня уже исчерпан ресурс дешевой индийской рабочей силы, зарплаты растут быстрыми темпами, и соответственно основное конкурентное

14 UNESCO Science Report 2010: The Current Status of Science around the World. UNESCO, Paris, France, 2010.

15 Innovate India: National Innovation Mission.

преимущество исчезает. Для обеспечения конкурентоспособности индийских предприятий в будущем потребуется наращивать качество человеческого капитала. Сейчас очевидно, что, не инвестируя в человеческий капитал, страна не сможет поддерживать высокие темпы роста, во многом обеспечиваемые высокотехнологичными отраслями. Для создания инновационного продукта требуются не просто образованные кадры, а высококвалифицированные, опытные, предприимчивые. Поэтому правительству страны нужно обеспечить соответствующий уровень их подготовки. Первоочередная задача, безусловно, — это создание необходимого количества мест в учебных заведениях всех уровней и качественной системы образования. Не стоит также забывать о проблеме «утечки мозгов». Необходимо постараться вновь обернуть данный процесс, как это удалось в 1990-х гг. И последний, не менее важный момент — это удержание молодых ученых в науке, ведь именно они могут помочь стране совершить инновационный прорыв. Следовательно, особое значение следует уделять повышению престижности и востребованности научной деятельности, не забывая, конечно, о материальной поддержке.

Список литературы

Корчагин Ю. Человеческий капитал — интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности: Мат-лы научного семинара «Человеческий капитал как междисциплинарная область исследований». М., 2011.

Юрлова Е.С. Социальные аспекты проблемы неграмотности в Индии // Социологические исследования. 2000. № 12.

Arora A. Deconstructing India's Software Success: The Human Capital Story. Center for the Advanced Study of India and the Trustees of the University of Pennsylvania. Philadelphia, USA, 2007.

Arora A., Bagde S. Private Investment in Human Capital and Industrial Development: The Case of the India Software Industry. Carnegie Mellon University. Pittsburgh, USA, 2008.

Buse S., Herstatt C., Tiwari R. India's National Innovation System: Key Elements and Corporate Perspectives // TIM/TUHH Working Paper. 2008. N 51. January.

Innovate India: National Innovation Mission. Confederation of Indian Industry. New Dehli, 2007.

The Global Competitiveness Report 2010—2011. World Economic Forum, Geneva, 2010.

UNESCO Science Report 2010: The Current Status of Science around the World. UNESCO, Paris, France, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.