УДК 331. 101.3
С. В. Чупина
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ
Рассматриваются вопросы состояния человеческого капитала в России на современном этапе, раскрываются основные понятия и определения, исследуется влияние человеческого фактора на экономику России, а также проводится сравнительный анализ с развитыми зарубежными странами.
Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуальный потенциал, инвестиции, экономический рост.
В последние десятилетия интерес к роли человеческого фактора в экономике значительно возрос во всем мире. И в первую очередь связано это с тем, что конкурентные возможности и преимущества любой экономики в значительной степени определяются накопленным человеческим капиталом. Однако в России человеческому капиталу, как основному фактору дальнейшего развития страны на основе инновационной системы, уделяется недостаточное внимание. Долгие годы производительные и интеллектуальные способности человека рассматривались и оценивались как один из количественных факторов производства, что привело к нарастанию негативных процессов в накоплении человеческого капитала. Этому способствовал и приоритет развития сырьевого сектора, не сопряженный с развитием наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности, ориентация на краткосрочные цели, нарушение преемственности научных и технических знаний, значительная недооценка человеческого капитала [1] .
В основу теории человеческого капитала была положена идея, что расходы, связанные с производительными вложениями в человека, способствуют повышению производительности его труда, что, в свою очередь, приводит к существенному росту как самого экономического индивида, так в конечном счете и общества в целом. То есть, в процессе своего функционирования человеческий капитал создает стоимость большую, чем та, которая была в него инвестирована.
Категория «человеческий капитал» имеет различные трактовки в зависимости от позиций и взглядов авторов исследований. Пока нет единого мнения относительно того, что считать капиталом: самого человека или только его производительные способности, данные ему от рождения и приобретенные в процессе жизни знания, навыки, способности. В принципе отнесение человека к категории капитального товара очень удобно при проведении социально-экономического анализа. Но очевидно, что более правильно человеческим капиталом называть уровень образования, накопленный уровень знаний, здоровье, навыки, квалификацию, профессиональный опыт, нравственный и духовный потенциал [2] .
Формирование в России национальной инновационной системы требует наличия высокого качества и уровня человеческого капитала. Однако сравнительный анализ состояния человеческого фактора России и других развитых стран показал, что для России человеческий капитал имеет сегодня минимальное практическое значение.
Невостребованность высококвалифицированного труда является одной из основных причин «утечки мозгов», когда российские квалифицированные и талантливые специалисты предпочитают жить и работать за рубежом, так как в России их труд оказывается или невостребованным, или очень низко оплачиваемым. Например, многие совершенные в последние годы научные открытия в биологии и физике сделаны российскими учеными, проживающими в настоящее время за рубежом и имеющими лабораторные установки высокотехнологичного уровня, чего они не могли получить в России.
Международная трудовая миграция в виде «утечки мозгов» из России способствует накоплению творческого и экономического потенциала в развитых зарубежных странах и вызывает огромные экономические потери в результате снижения интеллектуального потенциала России. В свою очередь, трудовая миграция в Россию обеспечивает приток людских ресурсов достаточно низкой квалификации и невысокого уровня образования из стран ближнего зарубежья.
Устойчивое развитие экономики в виде постоянных темпов экономического роста в значительной степени обусловливает рост человеческого капитала: общие оценки показывают, что увеличение человеческого капитала на 1 % приводит к ускорению темпов роста ВВП на душу населения на 1-3 %. Прямыми каналами влияния человеческого капитала на экономический рост можно назвать накопление знаний и технический прогресс, инвестиции в физический капитал, трансфер технологий. Косвенными каналами соответственно являются здоровье нации, образованность, уровень нравственности и духовности, социальный климат и законодательная база, снижение преступности, ответственное воспитание детей и уровень доходов населения.
Очевидно, что качество человеческого капитала зависит от инвестиций в него, под которыми понимаются все виды вложений в развитие человека, способствующих росту производительности труда и производства и определяющих рост национального дохода и дохода каждого индивида в отдельности. Вектор инвестиционных вложений в этом направлении дает максимальную отдачу в увеличении ВВП страны.
Уровень производительности труда рассчитывается как частное от деления валового национального продукта на среднюю численность занятых в экономике. Это показатель, отражающий эффективность труда в стоимостном выражении.
В целом по России уровень производительности труда в среднем составляет 67 тыс. р. в год на одного занятого. Что значительно ниже, чем в развитых зарубежных странах, причем практически на порядок. При этом за рубежом уровень производительности труда не имеет значительного разброса (дисперсии) по регионам страны. В России этот разброс выражен достаточно ярко: если в целом по стране интервал разброса составляет примерно ± 35 тыс. р., то в г. Москве производительность труда в 3 раза выше, чем в среднем по стране, в Тюменской области - в 4.5 раза, а в Республике Саха - в 2.5 раза [3].
Чтобы оценить, какие факторы оказывают наибольшее влияние на величину производительности труда, а также на ее дифференциацию по регионам, необходимо рассмотреть уравнение линейной множественной регрессии, в котором в роли объясняемой переменной выступает производительность труда (у), а объясняющими переменными являются уровень человеческого капитала (х^, доля сырьевых отраслей (х2), доля сельского хозяйства (х3) и доля услуг в ВВП (х4):
у = ах1 + Ьх2 + сх3 + dx4.
Решение уравнения показывает, что данные факторы объясняют 91 % наблюдаемого разброса [4]. При этом человеческий капитал играет статистически значимую роль в объяснении данной величины разброса. То есть в величине производительности труда человеческий фактор играет весьма существенную роль. Поэтому стремление к увеличению роста человеческого капитала в России всегда будет оказывать положительный эффект в приращении национального дохода путем увеличения производительности труда.
Здоровье нации - это здоровье всей экономики. Поэтому страны мирового сообщества, и развитые и слаборазвитые тратят на национальное здравоохранение более 10 % валового продукта. А в США 16 % валового продукта идет на охрану здоровья населения. При этом ВВП США составляет более 14 трлн долл., т. е. Америка тратит на здравоохра-
нение больше, чем весь валовой продукт России. Россия тратит на охрану и поддержание здоровья населения 3.7 % произведенного ВВП. При этом дополнительные расходы населения составляют 1.1 %, т. е. суммарные расходы составляют около 5 % ВВП. Ни одна развитая страна мира не тратит на здравоохранение нации так мало, как Россия [5] .
Средняя продолжительность жизни в России на данном этапе развития составляет 69 лет: мужчины живут немногим более 62 лет, а женщины -чуть дольше 74 лет, т. е. разница составляет 12 лет, в то время как в развитых странах она равна 4-6 лет. По средней продолжительности жизни Россия занимает 105-е место в мире.
В то время как по уровню экономического развития Россия на 43-м месте, по образованию - на 40-м, по индексу социального развития - на 65-м, по качеству здравоохранения - на 130-м месте в мире. Россия опережает все развитые и слаборазвитые страны и по общей смертности на тысячу человек. Коэффициент смертности составляет в настоящее время 14.2. Для сравнения: в Западной Европе Ксм = 9, а в слаборазвитых странах Ксм = 12.
Большим уроном для экономики России является то, что среди умерших 28 % составляют люди трудоспособного возраста. В это же время в развитых странах эта цифра составляет 10 %, а в слаборазвитых - 20 %. Такая высокая смертность наносит огромный экономический ущерб стране, так как потери в денежном выражении значительно превышают все расходы страны на здравоохранение.
Большой проблемой в России является материнская и детская смертность. Несмотря на то, что в последнее время стало уделяться большое внимание строительству перинатальных центров не только в европейской части России, но и в Сибири, и на Дальнем Востоке, младенческая смертность составляет 7.5 на тысячу родившихся живыми. В то же время в развитых странах она не превышает четырех. Материнская смертность в России -это 20 погибших матерей на 100 тыс. родившихся детей, а в Западной Европе - 2-5.
Огромное значение для профилактики ранней смертности трудоспособного населения от заболеваний имеет всеобщая диспансеризация. Это позволяет на ранней стадии выявлять наиболее тяжелые заболевания. Сейчас в России достаточно высока смертность от онкологических заболеваний, которые диагностируются, как правило, на 3-4-й стадии, практически неизлечимой. А в той же Японии смертность от онкологии практически сведена к нулю посредством всеобщей диспансеризации населения, позволяющей выявлять болезнь на ранней стадии, на которой возможно успешное лечение.
Если учесть, что численность населения России за последние 20 лет не выросла, а уменьши-
лась в результате как отделения ряда союзных республик, так и снижения рождаемости, особенно в 90-е гг., превалирования смертности над рождаемостью, а также за счет оттока трудоспособного населения за рубеж, то становится очевидным, насколько важно для России увеличивать вложения в здоровье нации хотя бы до уровня мировых стандартов.
Человеческий капитал страны формируется прежде всего с помощью образования. Этот факт признается всеми направлениями общественных наук - от античной философии до классической экономической теории. Любой капитал есть результат человеческой деятельности: в его физической форме (средства производства и технологии) - это результат труда в сфере науки и производства, а в денежной - это результат сбережений доходов, полученных индивидом в процессе его деятельности. Таким образом, очевидны роль и значение человеческого труда во всех сферах создания экономических и социальных ценностей.
Неравномерность развития между странами на современном этапе связана прежде всего с качеством труда в них и, следовательно, прямо или косвенно с развитием и уровнем образования. Уровень образования можно оценивать как среднее число лет обучения занятых в экономике. В среднем по регионам России число лет обучения рабочей силы составляет 13.1, что соответствует среднему профессиональному или начальному высшему образованию. Уровень образования можно оценивать также по доле населения, имеющего диплом о высшем образовании. В США в 2008 г. доля населения в возрасте 25-64 лет, имеющая диплом о высшем образовании, составляла 42 %, в то время как в России дипломы о высшем профессиональном образовании имели 26 % занятых. Этот показатель соответствует уровню Франции и Германии. Повышение квалификации работников производства происходит в России с периодичностью 13-15 лет. В то время как в развитых странах эта периодичность составляет 3-5 лет.
Уровень полученного образования напрямую влияет на положение человека в обществе и на его доход. В развитых странах такая зависимость существует довольно давно. В России связь между уровнем образования и доходом начинает устанавливаться сравнительно недавно, и сейчас люди с высшим образованием имеют доход, практически в 2 раза превышающий доход людей со средним образованием. На рынке труда в выигрыше оказываются кадры высокого образования и квалификации, которые могут рассчитывать на высокооплачиваемую работу и уверенность в завтрашнем дне.
Эффективность инвестиций, вкладываемых в образование, можно оценить как положительную
разницу между суммарными дополнительными доходами в будущем, связанными с получением образования, и суммарными расходами на получение этого образования. Суммарные дополнительные доходы от высшего образования можно оценить как различие в заработках человека, не имеющего образования, и человека, получившего его.
На данном временном этапе уровень дохода человека в России в большинстве случаев напрямую зависит от уровня образования. Возросший уровень доходов приводит, как правило, к увеличению потребления. Потребление в свою очередь через мультипликатор автономных расходов способствует экономическому росту в стране.
Высокий уровень образованности общества обеспечивает интеллектуализацию экономического роста, что определяется эффектом мультипликатора знаний через создание высоких технологий, качественно улучшающих производственно-технологическую платформу экономического роста. Этот рост определяется увеличением доли нематериальной составляющей в стоимости ВВП. Однажды созданное знание может практически без сяких дополнительных затрат тиражироваться в каждой единице создаваемого продукта. Умножение в конечном продукте стоимости интеллектуальной составляющей человеческого капитала создает добавленную стоимость и может оцениваться как эффект мультипликатора знаний [6] .
Уровень развития человеческого капитала России и развитых зарубежных стран по высшему образованию практически совпадает. Однако по реальной отдаче, выражающейся в создании и экспорте высоких технологий, Россия несравнимо отстает. Если в 2008 г. США создали и экспортировали высокие технологии на 85 млрд долл., Германия - на 40, Япония - на 20, то Россия - почти ничего в этом сравнении не экспортировала. Не лучше было положение России и в 2009-2010 гг.
Интегральный индекс интеллектуализации экономики (ИИИЭ) показывает значительное отставание России по сравнению с «большой восьмеркой»:
Страна США Япония Германия Англия
ИИИЭ 1.98 1.46 0.88 0.78
Страна Канада Франция Италия Россия
ИИИЭ 0.53 0.50 0.37 0.26
То есть и при наличии высокообразованного населения необходим вектор направленности на создание новых знаний, подкрепленный высокотехнологичной производственной базой. Инвестиции в человеческий и интеллектуальный капитал вносят значительно более весомый вклад в экономический рост страны в долгосрочной перспективе, чем инвестиции в материальное производство. В сов-
ременной мировой экономике «индустрия знаний» стала наиболее динамичным и ведущим сектором в странах, ускоряющих свое развитие. России также необходимо выделять средства на здоровье на-
ции, образование, культуру и науку не по «остаточному принципу», а в объеме, необходимом для полного и всестороннего развития способностей населения страны.
Список литературы
1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2006-2007 гг . / под общ . ред . проф . С . Н . Бобылева . М . : Весь мир, 2007 . 156 с .
2 . Смирнов В . Т . и др . Человеческий капитал: содержание и виды . Оценка и стимулирование: монография / под ред . В . Т . Смирнова . М . :
Машиностроение, 2005. 285 с .
3 . Социальный атлас российских регионов . URL: http://atlas . socpol . ru
4 . Бабешко Л . О . Основы эконометрического моделирования . М .: КомКнига, 2006 . 432 с.
5 . Вопросы статистики . URL: http://www. infostat.ru
6 . Цитленок В . С ., Сизов В . В . Экономический прогресс как мера реализации творческого потенциала геопланетарного работника // Вестн .
Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2005. Вып . 5 . С . 5-7 .
Чупина С. В., кандидат физико-математических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.09.2011.
S. V Chupina
HUMAN CAPITAL AND THE MODERN ECONOMY OF RUSSIA
The article discusses the state of human capital in Russia at the present stage, revealed the basic concepts and definitions, we investigate the influence of human factors on the Russian economy, and comparative analysis with other developed countries.
Key words: human capital, intellectual potential, investment, economic growth.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]