Научная статья на тему 'Человеческий капитал: экономическая сущность, развитие, формы проявления'

Человеческий капитал: экономическая сущность, развитие, формы проявления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1786
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / НАКОПЛЕНИЕ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АНАЛОГ / МОНЕТИЗИРОВАНО / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РАБОЧАЯ СИЛА / РЫНОК ТРУДА / ВРОЖДЕННЫЕ / REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL / INVESTMENT / CAPITAL FORMATION / FUNCTIONING / NON-MATERIAL COUNTERPART / MONETIZED / MATERIAL PRODUCTION / LABOR / BIRTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырева Г. Е.

В статье раскрыты вопросы экономической сущности, развития и форм проявления человеческого капитала. Проанализированы теоретические подходы ученых к определению понятия «человеческий капитал», сформулировано авторское определение человеческого капитала. Уточнены особенности человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL: ECONOMIC NATURE, DEVELOPMENT AND MANIFESTATIONS

This article deals with the issues of economic substance and the development of forms of human capital. The theoretical approaches of scientists to the definition of «human capital», formulated by the author ’s definition of human capital. Refined features of the human capital

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал: экономическая сущность, развитие, формы проявления»

Рис. 2. Модель региона «на основе принципа черного ящика»

и докторантов на 100 тыс. населения - 85. Красноярский край занимает 2 место в Сибирском Федеральном округе по количеству поданных заявок на изобретения, полезные модели и товарные знаки - более 800.

При оценке инновационного климата необходим системный подход, позволяющий рассматривать регион как сложную социально-экономическую систему, представляющую собой совокупность следующих основных подсистем:

■ местные органы власти (системообразующий комплекс);

■ частный капитал (системообслуживающий комплекс);

■ население.

Структурируя систему на элементы на основе принципа «черного ящика» (рис. 2), выделяется ресурсная группа элементов на входе в систему, на выходе - результирующая группа элементов, и, третья группа элементов - функционально-организационная.

На втором этапе структурирования системы выделяются следующие составляющие основных групп элементов:

1) Ресурсные группы элементов:

■ природные ресурсы (биоресурсы, водные ресурсы, полезные ископаемы);

■ климат;

■ трудовые ресурсы (предпринимательская активность);

■ частный капитал в лице хозяйствующих субъектов.

2) Функционально-организационная группа элементов:

■ миссия, стратегия инновационного развития региона, цели и задачи;

■ скорость принятия управленческих решений на уровне местных органов власти;

■ уровень мотивации населения.

3) результирующая группа элементов:

■ показатели результативности инновационнои деятельности;

■ показатели эффективности инновационной деятельности.

Вопросам оценки инновационного климата в отечественной и

зарубежной литературе уделяется достаточно много внимания. Однако, несмотря на явный интерес к проблеме анализа и оценки инновационного климата, в настоящее время дискуссионными остаются вопросы состава основных показателей, позволяющих оценить уровень инновационного климата.

По мнению автора, мониторинг инновационного климата, по результатам проведения которого возможно разработать методику формирования организационно-экономического механизма управления инновационным развитием территории, выбирать экономически обоснованные стратегии развития, является актуальным и имеет важное социально-экономическое значение.

Список литературы:

1. Лапин, Н.И.Теория и практика инноватики: учебное пособие / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2008. - 328 с. (Новая университетская библиотека)

2. Матузова И.В. К вопросу о содержании и сущности категории «инновационная активность» / Транспортное дело России, № 4 (101), 2012.

3. Матузова И.В. К вопросу построения модели инновационного развития промышленного предприятия / Транспортное дело России, № 3 (100), 2012.

4. Матузова, И.В. Теоретическое обоснование стратегий инновационного развития промышленных предприятий / Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. Серия Экономика, № 3, 2012.

5. Сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 02.07.2012)

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, РАЗВИТИЕ,

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

Болдырева Г.Е., соискатель НОУ ВПО «МАОК»

В статье раскрыты вопросы экономической сущности, развития и форм проявления человеческого капитала. Проанализированы теоретические подходы ученых к определению понятия «человеческий капитал», сформулировано авторское определение человеческого капитала. Уточнены особенности человеческого капитала.

Ключевые слова: воспроизводство человеческого капитала, инвестирование, накопление, функционирование, нематериальный аналог, монетизировано, материальное производство, рабочая сила, рынок труда, врожденные

HUMAN CAPITAL: ECONOMIC NATURE, DEVELOPMENT AND

MANIFESTATIONS

Boldyrev G., applicant NOU VPO «MAOK»

This article deals with the issues of economic substance and the development offorms of human capital. The theoretical approaches of scientists to the definition of «human capital», formulated by the author's definition of human capital. Refined features of the human capital

Keywords: reproduction of human capital, investment, capital formation, functioning, non-material counterpart, monetized, material production, labor, labor, birth

В современном обществе индивид представляет собой не просто «экономического субъекта», под которым понимается его экономическая функция в индустриальной экономике, а многостороннюю личность как решающий производительный фактор общества. Поэтому в современных условиях существенно возрастает роль высокообразованной личности, способной не только воспринимать ранее накопленное научное знание, но и анализировать, обобщать, создавать новые передовые информационные технологи, услуги и продукты.

Основатели классической политэкономии и трудовой теории стоимости (В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо и К.Маркс) исходили из того, что рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека является основой его способности предоставлять свою рабочую силу, что эта способность, в конечном счете, выступает предметом купли-продажи на рынке труда. В последующих исследованиях западных ученых трудовые способности человека рассматривались как основной источник доходов и основной фактор экономического развития страны.

Российская научная школа рассматривает накопление человеческого капитала как цель общественного развития, инвестирование в человеческий капитал - как фактор экономического роста, образование - как повышение ценности человеческого капитала в период его воспроизводства. [5]

Публикации по вопросам теории человеческого капитала до сих пор носят в основном критический характер. Предшественники считали, что понятие «человеческий капитал» отражает не только естественную оценку квалификационно-образовательного капитала, но и расширяет масштабы капитала. В подобной трактовке субъект рынка труда, имея определенный и постоянно растущий уровень образования и навыков, становится носителем человеческого капитала.

Обращение в социологической и экономической теории и практике к исследованию понятия «человеческий капитал» является логическим следствием сегодняшней ситуации как с доступным на рынке количеством рабочей силы, так и с ее качеством. [7] В центре внимания ученых прежде находились вопросы не формирования, а использования наличной рабочей силы. В современных условиях набирает силу тенденция, в рамках которой главным фактором устойчивого развития становится человеческий потенциал. Понятие человеческого капитала не идентично понятию рабочей силы. «Способность к труду» характеризует свойства рабочей силы; «рабочей силой» К.Маркс называл «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм», а человеческий капитал означает капитализированную стоимость этой совокупности способностей. К. Маркс полагал, что в основе «жизненных средств» лежат «естественные потребности, как то пища, одежда, топливо, жилище и т.д.», а способность к труду, «передачу и накопление искусства (работать) от поколения к поколению» он ставил на второе место. Эти две составляющие необходимого продукта имеют разную природу капитала: Маркс указывает, что «стоимость переменного капитала равна стоимости купленной им рабочей силы», а Смит включает человеческий капитал в состав основного капитала, т.е. в процессе труда та часть необходимого продукта, которая обеспечивает «естественные потребности», переносится на предмет труда полностью, а другая часть («искусство рабочего») - частично.

Человеческий капитал характеризует работника в развитии, формировании и совершенствовании одних трудовых способностей, смене их другими и т.д. В течение многих десятилетий созидательные способности индивида интересовали социологов и экономистов. Они считали, что приобретенные человеком способности к труду следует рассматривать как капитал в его «человеческой» форме. Инвестируя в человеческий капитал, общество откладывает текущий доход с целью увеличить будущий, так как инвестиции со временем окупаются, давая отдачу в виде более высокой прибыли.

Современное развитие материального производства, экономический рост, эффективность и качество все в большей степени определяет человек, его «человеческий капитал».

Теория человеческого капитала свидетельствует о необходимости переориентации экономической науки с проблем использования трудовых ресурсов на проблемы создания качественно нового человека труда в условиях постиндустриального общества. [7] Ее ключевые идеи были сформулированы еще А.Смитом (основателем школы трудовой теории стоимости), но стройное оформление и бурное развитие она получила во второй половине последнего столетия в трудах Т.Шульца, Г.Беккера, Я.Минсера и др.

Согласно этой теории человеческий капитал - это производительные способности, умение, навыки человека, которые принадлежат ему. Так как все эти свойства слиты с живой человеческой личностью, которая не продается и не покупается, то продаются и покупаются лишь услуги человеческого капитала, которые представляют собой форму проявления производительных способностей человека в ходе самих процессов труда. Кроме того, человеческий капитал неразрывно связан с самим работником и не может быть изъят в случае его увольнения, поэтому уход работника ведет к утрате предпринимателем всех выгод от вложений в его долговременное развитие. В такой ситуации объективно часть затрат по оплате расходов работника, связанных с поддержанием его способности оказывать трудовую услугу, вынуждено брать на себя государство и социальные институты.

Сравнивая физический и человеческий капиталы, современные исследователи отмечают, что их формирование имеет общие черты: оба требуют значительных средств в ущерб текущему потреблению; оба типа вложений требуют длительного времени для своей окупаемости; от них зависит уровень социально-экономического развития общества в будущем; навыки и способности у работников развива-

ются со временем и накапливаются. [9]

Но в то же время человеческий капитал имеет свои особенности: он неотделим от субъекта труда; должен рассматриваться как потенциальные способности индивидов на протяжении определенного времени создавать продукты и доходы; эффективность использования инвестиций в человеческий капитал зависит от его срока службы, поэтому формирование субъекта выгодно осуществлять в начальной период жизни человека; его доходность по мере накопления возрастает, а не снижается. [6]

Значимость понятия «человеческий капитал», соответствующего современной оценке роли и места человека в социально-экономической системе общества, объясняется следующим:

- человек рассматривается в единстве своих экономических, социальных и индивидуальных качеств;

- выделяются следующие группы качеств и способностей, комплексно характеризующих человека в трудовой деятельности, - физические, интеллектуальные, психологические и социальные; [9]

- использование понятия «человеческий капитал» для определения роли человека в социально-экономической системе общества указывает на необходимость инвестирования в развитие потенциальных возможностей человека с целью получения длительного эффекта от этих вложений;

- «человеческий капитал» - понятие, характеризующее свободного индивида, являющегося самостоятельным субъектом на рынке труда.

Формирование теории человеческого капитала пришлось на вторую половину ХХ столетия, когда в США стала признаваться трактовка национального богатства, связанная с именем Т.Шульца, автором работ по теории «человеческого капитала» и «инвестиций в человека». Кроме того, Г.Беккер разработал аппарат теории «человеческого капитала», применяя социально-экономический подход к человеческому поведению. [1] Такой подход подразумевает принцип рационального оптимизирующего (максимизирующего) поведения индивидуумов.

Г.Беккер одним из первых осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Но это по нашему мнению только потребительская сторона, а сколько доходов выпускники вузов принесли своему предприятию? Позволим себе уточнить метод Г.Беккера тем, что эти доходы реальны и их нужно также суммировать при анализе экономической эффективности образования.

Исходя из того, что в экономической теории под человеческим капиталом понимается мера воплощенной в человеке способности приносить доход, в научной литературе зарубежных стран имеется достаточно много различных подходов к определению понятия «человеческий капитал»:

- по Г.Беккеру, «человеческий капитал» - это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, целесообразное использование которой способствует увеличению дохода (на уровне индивида, предприятия или общества); [1]

- по мнению И.Фишера, капиталом является все то, что в течение определенного времени приносит доход, причем, любой доход есть продукт капитала; [11]

- по А.Маршаллу, «он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков или будущих удовлетворений или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека». Прирост же человеческого капитала в отличие от прироста основного производственного капитала имеет не только количественную, но и качественную сторону и практически неограничен, что связано с пространственной емкостью знаний и других составляющих человеческого капитала, способностью знаний к обновлению и накоплению, непрерывностью процесса их приобретения.

- С.Дятлов считает, что человеческий капитал - это «социально-экономическая форма организации производительных сил человека в социально-ориентированной экономике смешанного типа». [2, 3.]В то же время под человеческим капиталом он понимает, с одной стороны, форму выражения производительных сил человека, с другой -денежную оценку сформированной в результате инвестиций в человека его потенциальной возможности приносить доход. Следовательно, человеческий капитал, по мнению С. Дятлова, - «это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые це-

лесообразно используются в той или иной сфере общественного производства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека». [2, 3]

Рассмотрев различные подходы к определению человеческого капитала, обобщая наиболее достоверные научные взгляды экономистов, мы пришли к выводу, что

человеческий капитал - это нематериальный аналог физического капитала, который представляет собой врожденные и приобретенные способности индивида приносить доход в результате осуществления экономической деятельности в течение всего периода его трудовой жизни, при этом следует подчеркнуть, что хотя человеческий капитал и не является материальным, он, тем не менее, может быть монетизирован, поскольку приносимый им доход материален.

Исходя из нашего определения, можно выделить структуру человеческого капитала:

1) врожденные составляющие элементы - унаследованные генетические факторы: здоровье, интеллектуальные способности, социальный статус, полученный от родителей;

2) приобретенные составляющие элементы - образование, навыки, профессиональный опыт, развитые в течение жизни интеллектуальные способности, мотивация, приобретенный социальный статус, накопленное за время жизни влияние экологии места проживания.

Наличие врожденных способностей не означает их автоматической реализации, так как врожденные способности могут реализоваться полностью либо частично лишь настолько, насколько этому благоприятствует социальная среда.

Все приобретенные элементы человеческого капитала - это результат инвестиций, как со стороны индивида, так и со стороны государства.

Данное нами определение подтверждает основополагающее значение человеческого капитала в системе рыночной экономики на всех ее региональных уровнях. Человеческий капитал приобретает форму капитала в связи с непрерывностью процесса его накопления, он способствует росту производительности труда и влиянию на рост доходов человека и экономики в целом. Человеческий капитал можно считать мерой воплощенной в человеке способности приносить доход.[6]

Как производственный и финансовый, человеческий капитал имеет важное, определяющее значение в воспроизводственном процессе. [5] Как нами уже отмечалось выше он включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию.

Человеческий капитал может быть приобретен как в процессе образования, так и в процессе труда, по мере накопления опыта. Экономическая ценность работника определяется не столько узкой квалификацией, сколько общими знаниями, способностями эффективно решать сложные проблемы, что позволяет работнику быстро приспосабливаться к меняющимся экономическим и социальным условиям жизни. В целях предупреждения обесценивания «человеческого капитала» узкая специализация должна быть отодвинута на последнюю стадию обучения. Разносторонне образованный индивид намного быстрее адаптируется в быстроменяющихся условиях. Он быстрее переквалифицируется на другую специальность в соответствии с потребностями рынка. Следовательно, процесс обучения и повышения квалификации должен быть непрерывным.

Затраты, производимые государством в науку и образование, следует рассматривать в качестве долговременных инвестиций, которые в дальнейшем принесут прибыль в виде научных знаний, навыков и опыта населения. [5] Принимая решения сегодня, не следует забывать, что их результаты проявятся только через некоторое время, так как это необходимый диапазон преемственности поколений.

Процесс воспроизводства человеческого капитала состоит из следующих стадий: формирование - распределение - функционирование (использование) - развитие (восполнение) - инвестирование. Развитие человеческого капитала реализуется через совокупность социальных и социально-экономических процессов. [5, 10]

Цель формирования человеческого капитала - обеспечение достаточного уровня профессионально-деловых и личностных качеств у субъектов труда, необходимых для функционирования производства.

Становление человеческого капитала осуществляется через механизм социализации и профессионализации. [6]

Развитие человеческого капитала реализуется посредством организационно-экономического механизма финансирования на различ-

ных уровнях организации общества: макроуровне (общество), мезо-уровне (отрасль), микроуровне (предприятие). С помощью системы рынков труда человеческий капитал распределяется и используется в системе производства, включающей в себя подсистемы организации, оплаты, стимулирования труда, условия для служебного роста, отбора и расстановки кадров.

Функционирование человеческого капитала заключается в следующем:

- инвестиции в человеческий капитал осуществляются как в денежной, так и неденежной форме - затраты времени, психологических усилий, социальной поддержки;

- его реализация может приносить как экономический, так и социальный эффект субъекту труда и обществу;

- социально-психологические качества работников, такие как творческая активность, коммуникабельность и др., являются производительными, способными приносить доход.

Восполнение профессиональных знаний осуществляется в образовательных и информационных системах, восстановление физических и психических особенностей к производительному труду - в системах рекреации и здравоохранения; механизмом восполнения кадрового потенциала является система рынка труда. [9]

Под качеством человеческого капитала понимается совокупность свойств его элементов, постоянно обогащающихся в процессе накопления и обновления знаний. Важнейшими элементами качества человеческого капитала являются:

- профессиональные способности как совокупность свойств профессиональных знаний, умений, навыков работника, обеспечивающих качественное выполнение специфически определенного вида труда;

- квалификационные способности как совокупность свойств знаний, умений, навыков, обеспечивающих выполнение труда определенной сложности;

- интеллектуальные способности как совокупность свойств, накопленных знаний, умений, навыков, обеспечивающих создание новых знаний;

- духовные способности как совокупность личностных свойств работника, характеризующих общую его культуру, нравственные ценности и т.д.

В заключение можно подчеркнуть, что теория человеческого капитала служит методологической основой для разработки стратегии развития и использования человеческих ресурсов в условиях современной экономики. Она определяет направления наиболее эффективной инвестиционной политики в области образования, использования накопленных знаний и опыта, овладения передовыми технологиями, повышения производительности и социализации труда.

Литература:

1. Беккер, Гэри С. Человеческое поведение : экономический подход : избр. труды по экон. теории / Гэри С. Беккер ; пер. с англ. - М. : ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с. : Б.ц. ББК 65.011 Чз1-1

2. Добрынин А., Дятлов С., Коунов В., Курганский С. Производительные силы человека: структура и формы проявления. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006

3. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.

4. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансфор-мационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. N 4. С. 13 - 25.

5. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996. С. 30, 163.

6. Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями / Менеджмент в России и за рубежом/ №6, 2004.

7. Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Серия «Высшее образование». - М. - Московский экономический институт. Ростов - на Дону: Издательство Феникс, - 2004. - 448 с.

8. Моисеев Н.Н. «Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода» // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. №1-2. 1995 г. с. 30.

9. Панкратов А.С. www.lib.socio.msu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Редько Л.Л. Воспроизводство человеческого капитала: фило-софско-экономический анализ: Монография //Изд-во СГПИ, 2010. -180 с.

11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. -М., Юнити, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.