Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В XXI ВЕКЕ'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
635
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«общество потребления» / дружба / любовь / семья / система общечеловеческих ценностей / consumer society / love / friendship / family / system of human values

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костарева А.А., Рожкова К.Л.

В статье анализируется проблема общечеловеческих ценностей через призму экономических условий XXI века. Этот век характеризуется как «общество потребления». Авторами показано влияние экономики на такие общечеловеческие ценности как любовь и дружба и семья. Также авторами статьи будут показаны изменение общечеловеческих ценностей в условиях «общества потребления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN VALUES IN XXI CENTURY

In this article the problem of human values in XXI century. This century describe how consumer society. Authors will show how economy influence for love, friendship and family. Also authors will show how change human values in the conditions of consumer society.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В XXI ВЕКЕ»

2.Васильев Г. А., Поляков В. А. Рекламный маркетинг: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 276 с.

3.Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2010. - 576 с.

4.Рапай К. Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему. / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 168 с.

УДК 1.17.173

Костарева А. А. ассистент кафедры философии Пермский Государственный Национальный Исследовательский Университет

Рожкова К.Л. студент 3 курс философско-социологический факультет специальность философия Пермский Государственный Национальный Исследовательский

Университет

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В XXI ВЕКЕ Аннотация: В статье анализируется проблема общечеловеческих ценностей через призму экономических условий XXI века. Этот век характеризуется как «общество потребления». Авторами показано влияние экономики на такие общечеловеческие ценности как любовь и дружба и семья. Также авторами статьи будут показаны изменение общечеловеческих ценностей в условиях «общества потребления».

Ключевые слова: «общество потребления», дружба, любовь, семья, система общечеловеческих ценностей

Kostareva A.A. teaching assistant Perm State University Rozkova K. L. student Perm State University HUMAN VALUES IN XXI CENTURY. Annotation: In this article the problem of human values in XXI century. This century describe how consumer society. Authors will show how economy influence for love, friendship and family. Also authors will show how change human values in the conditions of consumer society.

Key words: consumer society, love, friendship, family, system of human values.

В данной статье будет рассматриваться изменение общечеловеческих ценностей в условиях современной экономики. Во все времена ценились дружба, честь, любовь, семья, доброта, порядочность, совесть. Однако сегодня мы живем в таком обществе, где старые ценности рушатся, а им на

смену приходят новые. Это объясняется тем, что XXI век характеризуется как «общество потребления» (англ. Consumer society). Общество потребления — метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества. «Счастье для современного человека в том, чтобы с трепетом созерцать витрины магазинов и покупать все, что позволяют средства; за наличные или в кредит». [10, с. 15] Такое общество возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления. Характерными чертами такого общества являются:

1) В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения;

2) В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает шопинг, который становится популярной формой досуга и самоцелью (когда товары приобретаются не в связи с практической необходимостью, а для некоего морального удовлетворения, "покупки ради покупок");

3) Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения; 4) Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие слои сознания и так далее. Сегодня одним из ярких представителей общества потребления является современная Америка.

Рассмотрев понятие «общество потребления», прейдем к анализу таких понятий, как дружба, любовь и семья, через призму общества XXI.

Дружба - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. д. По преданию, Пифагор словом «дружбой» обозначил принцип единения в мире всех со всеми. Ему же принадлежит высказывание: «Дружба — это равенство». Со времен ранней античности это понятие символизировало возвышенные человеческие отношения и рассматривалось как воплощение подлинной добродетельности и мудрости. Именно такой образ дружбы был развит Аристотелем. Содержание понятия, по Аристотелю, заключается в

особенных, нравственно-прекрасных отношениях. В дружбе люди благодетельствуют; друг представляет для друга ценность сам по себе; друзья проводят время совместно (или живут сообща); они «наслаждаются взаимным общением», они схожи во всем и делят друг с другом горе и радости. Друзей отличает единомыслие, которое проявляется также в поступках. Друг — это другое Я. При всей разноплановости характеристик дружбы наиболее важной, по Аристотелю, является та, что, человек желает блага другому ради него самого, старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому благу, и к другу «относится, как к самому себе». Однако сегодня многие забывают глубинный смысл этого понятия, и приписываю ему новое товарное значение. Иначе говоря, люди стремятся купить себе друга на время на несколько часов. То есть друг из человека, с которым можно поделиться сокровенным или положиться в трудную минуту, переходит в товар временного пользования, употребляемый для совместного время провождения. Иллюстрацией выше сказанного является статья Василисы Ващенко «Дружба за деньги».

Следующим понятием, которое будет рассмотрено, выступает любовь. Изначальный смысл любви, хорошо раскрыт в работе Эриха Фромма «Искусство любить». Любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того кого мы любим. «Любовь есть связь, предполагающая сохранение целостности личности. Любовь -действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграды между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими...» [10, с. 50]. Как пишет Фромм любить - значит, прежде всего, давать, а не получать. Однако сегодня человек с «рыночной» психологией охотно отдает, но в обмен непременно хочет что-то получить; отдать, ни чего не получив - значит для него, быть обманутым. В то время как любовь это бескорыстная сама отдача тому, кто нам дорог. Однако не только в этом отношении искажается истинный смыл. Сегодня молодые люди смотрят друг на друга лишь как на привлекательные вещи. А привлекательность зависит от требований моды. Влюбленность имеет смысл обычно лишь по отношению к такому человеческому товару, который нам «по карману», на который мы можем обменять себя. «Влюбляются друг в друга тогда, когда каждый из двоих чувствует, что нашел наилучший из имеющихся на рынке объектов с учетом своей собственной обменной ценности». [10, с. 56]

Также в рамках данной работы авторы рассматривают кризис института семьи. Изначально семья понималась как институт саморазвития двух личностей, однако капиталистическое общество превратило его в средства выживания двух людей. В работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» можно встретить следующее определение семьи: «Семья - выражение фактически существующих взглядов на близость и дальность, одинаковость и неодинаковость кровного родства. ..».[11, с. 20] Семья это не стихийно возникшая форма общества, а складывающаяся на протяжении всей истории человечества. «Семья -

активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей». [11, с. 22]. Энгельс выделяет несколько ступеней развития семьи:

1) Кровнородственная семья. Здесь брачные группы разделены по классам. Родственное отношение брата и сестры включают в себя половую связь между ними.

2) Пуналуальная семья. На этом этапе исключается половая связь между братьями и сестрами. Структура семьи: ряд или несколько рядов сестер становятся ядром одной общины, их единоутробные братья - ядром другой.

3) Парная семья. Мужчина живет с одной женой, однако так что многоженство и при случае нарушение верности остаются правом мужчины, от женщин в течение всего времени сожительства требуется строжайшая верность. На этом этапе происходит смена матриархата на патриархат и ограничении свободы женщины.

4) Моногамная семья. Она возникает из парной на рубеже между средней и высшей ступенью варварства; ее окончательная победа - один из признаков наступления цивилизации. Она выражена на господстве мужа. Здесь наряду с моногамией существует женское рабство. Реакцией на такую форму становится борьба женщин за равноправие полов и независимость от мужчины «Профессиональная деятельность дает женщине независимость от самого важного для нее мужчины, то есть от денег, которые он выдает...» [6, с. 114] Каждая из перечисленных форм семьи соответствует определенному этапу развития человечества: дикости, варварству и цивилизации.

В современных исследованиях, посвященных изучению семьи выделяют два основных подхода - фамилистический и социально-конструкционистский.

Фамилизм характеризуется пониманием семьи "как ячейки, которая обладает объективно установленными свойствами и должна соответствовать определенным критериям...научное познание изучает эту структуру как неизменную , а государственные и консервативные социальные институты охраняют эту ее неизменность" [5, с. 9]. Главными критериями семьи в данном подходе выступают гетеросексуальность, приверженность к моногамии и заключение официального брака.

Социально-конструкционистский подход понимает семью как процесс, в котором важно не то, что такое семья, а что значить быть семьей.

Маргрит Айхлер определяет семью, как "социальную группу, в состав которой могут входить, а могут и не входить взрослые обоих полов, дети; взрослые в составе семьи могут состоять, а могут не состоять в браке, могут проживать в вместе или по отдельности, могут иметь сексуальные отношения или не иметь таковых" [5, с. 15]

Однако сегодня мы можем наблюдать кризис этого института, который выражается в ряде положений.

Во-первых, частые измены, как со стороны мужчины, так и женщины, что возвращает нас к парной семье. Еще одним шагом назад является половая связь между сестрами и братьями и создание семьи между ними с целью сохранения чистоты крови.

Во-вторых, сегодня можно наблюдать, семьи, которые строятся только на корыстных интересах младшего поколения по отношению к старшему. Большинство семейных конфликтов основывается на том, что родители лишают детей наследства (денег, квартиры). Однако такое построение внутри семейных отношений ложно, ведь испокон веков считалось, что семья это основанное на кровном родстве браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Также корыстный момент можно наблюдать в брачных договорах между мужчинами и женщинами. Это объясняется тем, что женщины стремятся вернуть себе прежние права, которые были утрачены в ходе развития института семьи «С точки зрения закона, в отношении брака, имущественного положения, развода женщины имеют равные права с мужчинами». [9, с. 116]

В-третьих, сегодня распространена ситуация с гражданскими браками. Такие отношения становится популярными, потому что в них уменьшается ответственность перед другим человеком.

В-четвертых, деформации понятия институт семьи проявлений в становление ЛГБТ-браков в качестве одного из вариантов нормы. Это выражется в публичном проявлении данного вида отношений, в возможности узаконить данный брак в некоторых странах. Сегодня отменяются законы, дискриминирующие ЛГБТ-людей, вносятся поправки в законодательства, кодексы, правила. Можно сказать, что поправки претерпевает и общественная мораль, ведь семья выполняет одну из важнейших социальных функций - воспитательную, которая непосредственно связана с передачей будущему поколению определенных норм морали. Таким образом, меняется семья - меняется и мораль.

Что касается "общества потребления", то оно трансформирует несколько иной аспект института семьи. "Общество потребления" не отрицает ЛГБТ-браки и ЛГБТ-людей, чайлдфри и остальные меньшинства, а стремится извлечь выгоду из дискриминируемых меньшинств, выстраивая целую индустрию: видеоролики, бары, кафе, специализированные журналы и т.д.

Мы видим, что "опошление" понятия семьи здесь совершается не самими членами семьи (которые могут быть вполне нетрадиционными людьми в понимании "здравого" смысла), а теми, кто стремится извлечь выгоду из индивидуальных особенностей каждого. Существующая инаковость, выходящая за пределы установленной нормы, становится становится способом заработать на редком товаре.

Анна Варг и Гранжина Будинайте в статье "Современный брак: новые тенденции" выделяют "точки перелома"[4], которые привели к расшатыванию традиционного брака с его традиционными ценностями.

К "точкам перелома" Варг и Будинайте относят:

1) эмансипацию женщин;

2) все большее осознание роли сексуальных отношений и возрастающий к ним интерес;

3) появление противозачаточных современного типа;

4) урбанизация;

5) легитимизация разводов.

Также Варг и Будинайте отмечают, что посредством этих "точек перелома" семья стала более мобильной и утратила ряд "сакральных" черт, присущих традиционной семье.

Таким образом, проанализировав, вышеуказанные понятия, мы можем наблюдать как «общество потребления» со своей системой ценностей и взглядами на жизнь, разрушает давно сложившиеся ценности, которые составляют основу общественных и личностных отношений в духовном плане. В связи, с чем люди становятся одинокими и ненужными. А человек по своей природе стремится преодолеть отчуждение и одиночество. И у него есть всего несколько способов, либо найти «родственную душу» и разделять с ней радости и тягости своего бытия, либо создать вокруг себя иллюзию о большом количестве друзей, а это можно сделать с помощью средств затуманивающих сознание. А поскольку в современном обществе мы наблюдает подрыв духовных связей, то не удивительно, что уровень алкоголизма и наркомании возрастает, что является одним из выводов данной работы. Также можно отметить, что молодые люди становятся бездушными, они утрачивают способность к сопереживанию и взаимовыручки.

Использованные источники:

1)http://www.l - navigator.ru/index.php?option = com_content&view =article&id =3666 :druzhba -za-dengi&catid =2:kultura&Itemid=81 21.11.2013

2)Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А.Ивина. 2004. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/357/ДРУЖБА 21.11.2013

3)Eichler M. (1986). Families in Canada Today: Recect Changes and their Policy Consequenses Gage: Toronto.

4)Анна Варга, Гринжина Будинайте. "Современный брак : новые тенденции". Многообразие семей: что значит быть семьей?". Сблрник статей по материалам конференции . ЛГБТКИА-браки и партнерства. Вызовы современным ценностям в современном обществе. - Москва, 2016.-200 с.

5)Данила Гуляев. "Многообразие семей: что значит быть семьей?". Сблрник статей по материалам конференции . ЛГБТКИА-браки и партнерства. Вызовы современным ценностям в современном обществе. - Москва, 2016.200 с.

6)Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. — СПб: Интерсоцис, 2007.

7)Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность

8)Ильин В. И. Потребление как дискурс. — СПб: Интерсоцис, 2008

9)Майнхоф. Ложное сознание. - М.: Гилея 2004

10)Эрих Фромм. Искусство любить. - М.: Астрель, 2012

11)Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. -СПб: Лениздат, 2013

УДК 334.7

Куранова Н. А. студент магистратуры Рязанский государственный радиотехнический университет

г.Рязань

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Аннотация. Статья посвящена анализу состояния отрасли водоснабжения и водоотведения в России на современном этапе. Определены пути развития отрасти водоснабжения и водоотведения. Проведен анализ основных нормативно - правовых актов государственно -частного партнерства в области жилищно - коммунального хозяйства.

Ключевые слова: водоснабжение, водоотведение, государственно -частное партнерство, нормативно - правовые акты, развитие.

Kuranova N. student magistratury Ryazan state radio engineering University

the city of Ryazan

ANALYSIS OF THE STATE AND WAYS OF DEVELOPMENT OF WATER SUPPLY AND SANITATION IN RUSSIA AT THE PRESENT

STAGE

Abstract. The article analyzes the state of the industry of water supply and sanitation in Russia at the present stage. The ways of development of branch of water supply and sanitation. The analysis of the main legal acts of public - private partnership in housing and communal services.

Key words: water supply, sanitation, public - private partnership, regulatory legal acts, development.

Жилищно - коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики Российского государства. Годовой оборот отрасли превышает 4 трлн. руб. Хозяйственную деятельность в области жилищно -коммунального хозяйства осуществляют более 37 тысяч организаций различных форм собственности, с привлечением более 2 миллионов сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.