Научная статья на тему 'Человеческие ценности в современных экономических отношениях'

Человеческие ценности в современных экономических отношениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1695
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарецкий А. Д.

В статье рассматривается экономическая категория «ценность», которая присуща только рыночной экономике. Наиболее важной категорией ценности является процесс формирования человеческого капитала в обществе. Делая вывод о том, что экономическая теория должна трансформироваться в соответствии с развитием ценностных ориентиров человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human values in modern economic relations

The economic category of «value» is inherent only in market economy. Modern Russia masters market values. The most important category of value is the process of formation of human capital in a society. For this purpose creation of institute of inviolability of private life is necessary. The economic theory should be transformed in the way of development of a person and his most valuable guidelines.

Текст научной работы на тему «Человеческие ценности в современных экономических отношениях»

Человеческие ценности в современных экономических отношениях

ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 339.9:331.101.2

А.Д. Зарецкий* ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

В статье рассматривается экономическая категория «ценность», которая присуща только рыночной экономике. Наиболее важной категорией ценности является процесс формирования человеческого капитала в обществе. Делая вывод о том, что экономическая теория должна трансформироваться в соответствии с развитием ценностных ориентиров человека.

Ключевые слова: экономическая наука, ценность, стоимость, полезность, человеческий капитал.

Согласно классической экономической школе, системе ценообразования основана исключительно на интересах производителя экономических благ. Только теория маржинализма в 1870-е гг. начала ориентироваться на интересы потребителей, в ней стали доминировать ценностные представления об экономических благах. В экономическом образе мышления богатство — это то, что является ценным для людей. Поэтому экономический рост с точки зрения теории ценностей состоит не в увеличении производства вещей, а в увеличении богатства [1]. Конечно, материальные предметы вносят свой вклад в богатство. Вместе с тем многочисленные исследования показывают, что нет прямой связи между ростом богатства (например, богатства нации) и количеством материальных предметов. Более того, общее мнение известных экономистов и философов заключается в том, что отождествление богатства с материальными предметами необходимо отвергнуть в принципе. Материальное богатство ценилось в эпоху меркантилизма в ХУ—ХУ1 вв., когда появились первые научные подходы к экономике. Затем, в период индустриализации человечества (с XVII и до средины XX в.) и с появлением машин, техники и технологий, начала проявляться другая ценностная ориентация людей, которая заключалась в стремлении каждого человека определить свою значимость, свой статус. По мнению Ф. Фукуя-

мы, «...жажда признания есть самая фундаментальная человеческая потребность» [2].

Концептуальные разногласия между К. Марксом и Г. Гегелем как раз находятся в области человеческих ценностей. Первый сформулировал так называемую концепцию материалистического воззрения на историю. К. Маркс пришел к пониманию того, что движущая сила исторических изменений имеет скорее материальный, чем духовный характер. По его мнению, ключ ко всей истории лежит не в идеях, а в экономических условиях жизни.

При капиталистической системе труд есть нечто чуждое по отношению к рабочему, который работает не на себя, а на собственника материальных средств производства, присваивающего себе продукт труда. По мнению К. Маркса, ценность труда при капитализме является очень низкой, т. к. появляется «отчуждение» труда от человека. Он считал, что идеи, убеждения, мораль, право, политика, религия и философия — это надстройка над материальными производительными силами. Г. Гегель, напротив, разработал свою «теорию отчуждения», где познающий субъект противостоит объекту, отличному («чуждому») от него, но он предположил, что это различие субъекта и объекта может быть преодолено в процессе постепенного осознания Духом себя в мире [3]. Политические и социально-экономические события XX в.

* © Зарецкий А.Д., 2012

Зарецкий Александр Дмитриевич (zad94@mail.ru), кафедра мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного университета, 350040, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

показали, что гегелевская трактовка ценности труда предпочтительнее, т. к. она позволяет активно использовать метафизические и религиозные мотивы в жизни общества. М. Вебер и П. Сорокин развили подходы Г. Гегеля в своих работах и предложили духовно-культурологическую составляющую ценности труда. По их мнению, культурная стратификация общества является движителем исторических процессов [4; 5].

Как известно, теорию ценности разработали представители австрийской экономической школы в 1870-е гг. во главе с К. Менгером. По его мнению, «.ценность — это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, и поэтому вне их сознания она не существует» [6, с. 158]. Представитель школы маржинализма Е. Бем-Баверк отмечает: «Ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи» [7, с. 79]. Итак, ценность непосредственно связана с полезностью экономических благ. Но полезность субъективная категория: одному человеку полезен кофе, а другому противопоказан, т. к. одна чашка этого напитка может ухудшить состояние его здоровья. Итак, полезность имеет ценностный характер. Ценности — это переменная составляющая концепта полезности. Например, ценностями могут быть: повышение эффективности, результативности, производительности; изменение образа жизни, стоимости товаров и услуг, налогов, доходов, ставки процента, курса валюты и т. п.; развитие человеческих ресурсов, человеческого капитала и др.

Понятие природы ценности требует дальнейшего осмысления, т. к. здесь еще не все до конца понятно. Например, Р. Кох определяет ценности следующим образом: «Это культурные нормы, модели поведения, цели, убеждения, взаимоотношения, методы контроля, взгляды на окружающий мир, стиль, характер и философию бизнеса, которые разделяются всеми работниками компании» [8, с. 423]. Нужно отметить, что это определение также является недостаточно четким. В каждой науке есть свои концепты, т. е. отправные подходы, которые определяют главный вектор предмета исследования. Например, в физике — это масса тела, а в экономике — стоимость товара или услуги. Видным представителем английской классической политической экономии был Д. Рикардо, опубликовавший свои работы в начале XIX в. Ему принадлежит определение закона стоимости как фундамента всей теории политической экономии. По мнению Д. Рикардо, сфера производства является источником стоимости, и она формирует весь динамизм экономической жизни общества [9].

Марксистские идеи в значительной степени базируются на подходах Д. Рикардо. Как мы отмечали выше, уже намного позднее, в последней трети XIX в., австрийские основоположники маржинализма противопоставили стоимость и полезность экономических благ. При этом возникло понятие ценности, которое присуще только рыночной экономике. Трактовка ценности не есть что-либо неизменное, установленное навсегда. Она развивается и меняется вместе с развитием экономики и всего общества. По мнению маржиналистов, существуют понятия «стоимость» и «ценность» товара и услуги. В теоретической экономике бывшего СССР использовалось первое, т. к. принималась во внимание только затратная сторона процесса производства, а цена товара и услуги устанавливалась централизованно для всей страны. Производимая при этом продукция имела «вещный», а не «товарный» характер. Кстати, это обстоятельство способствовало появлению сверх-крупных предприятий, зачастую являвшихся единственными производителем в стране того или иного продукта1.

Для возникновения же цены в рыночной экономике очень важен товарный процесс оценивания благ теми людьми, которые в них нуждаются [10]. Как известно, категория ценности не использовалась в советской экономике, т. к. идеология экономических отношений предполагала коллективистские, а не индивидуальные желания, и ценностные характеристики при этом не принимались во внимание, поскольку они относились к буржуазным, отвергаемым и считавшимся не соответствующими социалистическому образу жизни.

Ценность товара или услуги в рыночной экономике определяется, исходя из желаний потребителей. Конечно, такой подход существует в рыночных экономических отношениях, но зачастую современный потребитель не в состоянии самостоятельно оценить новый товар или услугу, и его требуется убедить в необходимости покупки. Поэтому и возникает необходимость в появлении такого направления, как маркетинг, где реклама занимает центральное место в формировании ценности товара и услуги. Для того чтобы новый товар или услуга приобрели необходимую ценность для потребителя, ему нужно предложить что-либо необычное и удивительное. Как правило, необходимо удовлетворить ранее не существовавшую потребность. Мы уже отмечали, что люди нуждаются в статусе и собственной значимости. Эту потребность удовлетворить сложнее всего.

В современных развитых странах, особенно в США, удалось в XX в. сделать невероятное эко-

1 Это привело в конце концов к монополизму, который как камень тормозит развитие современной экономики России в виде многочисленных моногородов.

Человеческие ценности в современных экономических отношениях

141

номическое достижение: создать ценность для людей в виде стремления сформировать для каждого человека качественный человеческий капитал (высокий профессионализм, ценность труда как объективной необходимости) для удовлетворения желания в необходимом статусе, который затем позволяет ему решать задачи по приобретению нужных товаров и услуг. Например, такой подход к ценностным желаниям людей позволил США развить креативную, инновационную экономику. В частности, доллар США является мировой валютой при расчетах между странами. Очевидно, что российскому обществу необходимо овладевать искусством создания ценности человеческого капитала как национального богатства. Современная экономическая теория предпринимает попытки интенсифицировать процесс формирования ценности человеческого капитала в обществе, но для этого пока недостаточно методологических инструментов, которые имеют свою специфику в каждой стране.

В настоящее время Программа развития ООН (ПРООН) направлена на то, чтобы развивать лучшие черты в природе человека за счет экономической науки. Для этого необходимо модифицировать арсенал экономической теории в сторону ее гуманизации, т. е. большей направленности к человеку [11]. Очевидно, что это возможно при трансформации ценностных установок человеческих желаний в сторону дальнейшего ноосферного развития, определенного В.И. Вернадским [12]. Сфера разума — ноосфера — это качественный ориентир для дальнейшего развития экономической науки.

Современная Россия осуществляет освоение тех ценностей, которые присущи рыночным экономическим отношениям. Безусловно, формирование ценностных характеристик в обществе, которое не имеет для этого фундаментальной либерально-демократической базы, весьма непростое занятие. В стране постепенно вводятся необходимые социальные институты, которые эволюцион-но создают базу для восприятия в обществе ценностей либерализма. Основная ценностная категория при этом — создание и развитие института неприкосновенности частной жизни каждого че-

ловека. Ценность — это субъективная категория экономических отношений между людьми, которая позволяет им удовлетворять свои потребности в получении необходимых благ.

Таким образом, рышочная экономическая наука сформировала систему человеческих ценностей, которые руководят желаниями людей и товарно-денежными отношениями в обществе, создают потребительский спрос и всю технологию экономической динамики. В рышочной экономике человек перманентно находится в системе ценностей, они регулируют его желания и мотивы. При этом и экономическая культура складывается как ценностно-ориентированная система человеческих взаимоотношений. Перспектива развития экономической науки заключается в придании ей вектора ценностной ориентации для улучшения человеческой природы.

Библиографический список

1. Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления; пер. с англ. 10-е изд. М.: Вильямс, 2005. 544 с.

2. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 443.

3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Спб.: НАУКА, 2002. 445 с.

4. Вебер М. Избранное. Образ общества; пер. с нем. М.: Юрист, 1994. 704 с.

5. Сорокин П.А. Система социологии. М.: Астрель, 2008. 1008 с.

6. Менгер К. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005.

7. Хрестоматия по экономической теории / сост. Е.Ф. Борисов. М.: Юристь, 2000.

8. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб.: Питер, 1999.

9. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное. М.: Эксмо, 2007. 960 с.

10. Лушин С.И. Ценность. Цена. Стоимость. М.: Юристь, 2001. 80 с.

11. Реальное богатство народов: пути к развитию человека: доклад о развитии человека 2010 ПРООН; пер. с англ. М.: Весь Мир, 2010. 244 с.

12. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 261 с.

A.D. Zaretskiy* HUMAN VALUES IN MODERN ECONOMIC RELATIONS

The economic category of «value» is inherent only in market economy. Modem Russia masters market values. The most important category of value is the process of formation of human capital in a society. For this purpose creation of institute of inviolability of private life is necessary. The economic theory should be transformed in the way of development of a person and his most valuable guidelines.

Key words, economic science, value, cost, utility, human capital.

* Zaretskiy Alexander Dmitrievich (zad94@mail.ru), the Dept. of World Economy and Management, Kuban State University, Krasnodar, 350040, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.