Научная статья на тему 'Чеховские мотивы в фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день»'

Чеховские мотивы в фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
109
10
Поделиться
Ключевые слова
КИНОИСКУССТВО / РЕМИНИСЦЕНЦИЯ / ГЕРМЕНЕВТИКА / ПЬЕСА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / КОМПОЗИЦИЯ / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Орищенко Светлана Серафимовна

В статье делается попытка осмыслить события в фильме «Юрьев день» Кирилла Серебренникова через литературные реминисценции. Рефлексирующее сознание отправляет зрителя к пьесам А.П.Чехова «Чайка», «Вишнёвый сад» и рассказу «Без названия». Мысленные отсылки к произведениям А.П.Чехова предполагают сравнение героев фильма с классическими образцами, созданными драматургом. Выявление точек сближения между ними позволяет нам рассматривать в фильме чеховские мотивы.

«CHEKHOV’S MOTIVES IN THE FILM «YURYEV DEN» BY KIRILL SEREBRENNIKOV»

In the article the author attempts to interpret the events in the film «Yuryev Den» by Kirill Serebrennikov through literary reminiscence. Reflexive consciousness sends the audience to Anton Chekhov's plays «Seagull», «The Cherry Orchard» and the story «Untitled». Mental reference to the Chekhov's works suggests comparison of the characters in the film with the classic patterns, created by the playwright. By way of identifying the points of convergence between them we are allowed to distinguish the Chekhov’s motives in the film.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Чеховские мотивы в фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день»»

УДК 8

ЧЕХОВСКИЕ МОТИВЫ В ФИЛЬМЕ КИРИЛЛА СЕРЕБРЕННИКОВА

«ЮРЬЕВ ДЕНЬ»

© 2012 С.С.Орищенко

Самарская государственная академия культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 09.04.2012

В статье делается попытка осмыслить события в фильме «Юрьев день» Кирилла Серебренникова через литературные реминисценции. Рефлексирующее сознание отправляет зрителя к пьесам А.П.Чехова «Чайка», «Вишнёвый сад» и рассказу «Без названия». Мысленные отсылки к произведениям А.П.Чехова предполагают сравнение героев фильма с классическими образцами, созданными драматургом. Выявление точек сближения между ними позволяет нам рассматривать в фильме чеховские мотивы.

Ключевые слова: киноискусство, реминисценция, герменевтика, пьеса, интерпретация, композиция, конфликт.

Героиня фильма «Юрьев день» Кирилла Серебренникова Любовь Павловна оперная певица с мировым именем едет в Юрьев, чтобы проститься с землёй предков, так как она с сыном покидает страну. Повод понятен: «Для человека, покинувшего провинцию, она остаётся пространством памяти»1. Память возвращает человека, по мнению С.А.Голубкова, в «значительное прошлое», которое перевешивает «тревожное настоящее и неопределённое будущее». Для героини важен этот шаг, а сын рассержен на мать. Он не видит никакого повода для столь дальней и ранней поездки. Он считает поездку бессмысленной. Он устал от дороги, устал от бездеятельности, устал от того, что мать приняла решения против его воли. Он раздражён в адрес матери. Сначала он ругается с ней в машине. Затем он пытается сразу исчезнуть в молочном тумане провинциального города. Потом продолжает ворчать и капризничать, когда узнаёт, что спросонья надел два разных ботинка, пытается остановить мать и вернуться назад, не задерживаясь в городке. Поведение сына кажется матери вполне объяснимым, она считает, что плохое расположение духа - это результат вечерней пирушки. Любовь Павловна не замечает подавленного состояния сына, она слишком стремилась сюда, чтобы сразу повернуть назад. Здесь всё для неё значимо: «Провинция, погружённая в вязкую бытовую повседневность, способна (по принципу контраста) развивать в человеке

Орищенко Светлана Серафимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сценической речи и ораторского искусства. E-mail: orichtchenko63 6@mail.ru

1 Голубков С.А. Семантика и метафизика города: «го-

родской текст» в русской литературе ХХ века: Учебное пособие. - Самара: 2010. - С. 112.

мечтательность»'2. Отсюда восторженность в словах Любови Павловны: вот она на мосту через речушку, вот запахло жареной на комбижире капустой, вот место, где когда-то стоял дом деда. Она призывает сына запоминать всё, что так значимо для неё, надышаться воздухом родного города, удивиться просторам, окружавшим Юрьев. С колокольни, на которую они поднялись с Андреем, она читает строки из стихотворения А.Блока: «О Русь моя, жена моя, до боли нам ясен долгий путь»... Кричит в пространство: «Я чайка!» Для нас важно, что героиня ощущает себя чайкой, белой птицей, окрылённой символом творческих сил, мощного полёта, способной бороться со стихией. Это вторая чеховская реминисценция, которая прозвучала в фильме. И к ней мы вернёмся чуть позже.

Чеховские мотивы стали проявляться в фильме с первых кадров. Сын, иронизируя о том, что мать забыла название речки, протекавшей в Юрьеве, предполагает, что речка никогда не имела имени, была без названия. Он пытается найти доказательства своему предположению и ссылается на рассказ А.П. Чехова. Андрей уточняет: «У твоего любимого Чехова рассказ «Без названия», он так и называется». Пройти мимо такой детали трудно. И хотя рассказ А.П. Чехова называется «Без заглавия», мы понимаем, что Андрей намекает на него. Героиня на секунду задерживается перед мостом, оператор показывает зрителям раздавленную птицу.

Обратимся к тексту рассказа и попробуем найти в нём линии пересечения с «текстом» фильма К.Серебренникова, потому что считаем фильм «культурным текстом». Подробнее об

2 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1553

этом можно узнать в нашей предыдущей статье о фильме «Художественный фильм «Юрьев день» Кирилла Серебренникова в контексте семантики и метафизики города»3. Рассказ А.П.Чехова «Без заглавия» предельно краток. Обитатели монастыря, отделённого от городской суеты пустыней, проводят дни в молитвах. Их дни скудны событиями: день сменяет ночь, никто не приходит в монастырь из-за его расположения вдали от города, за сто километров вглубь пустыни. Пополняется он безумцами, которые решили расстаться с жизнью и случайно набрели на него. Светлыми часами монахи слушают дивное пение и игру на органе настоятеля монастыря, ничто не омрачает жизни обители. Хлебом насущным стал голос настоятеля для монахов. Случайно забредший в монастырь грешник обвинил братию в бездействии, когда в городе жители предаются пороку, монахи молятся в отдалении, и некому напомнить горожанам о пути Господа. Настоятель монастыря направляется в город и проводит там около трёх месяцев. Вернувшись, он был безутешен и проплакал неделю. Настоятеля потрясла сила дьявольского прельщения и степень порока, поглотившего город. Когда он рассказал монахам о грешной жизни города, все братья покинули монастырь, устремившись в обитель порока.

На первый взгляд, рассказ не соотносится с событиями в Юрьеве. Но если обратить внимание на некоторые подробности текста, то можно выявить точки соприкосновения. О настоятеле сказано: «Его музыка, голос и стихи, в которых он славил Бога, небо и землю, были для монахов источником постоянной радости»4. В фильме К.Серебренникова обладательницей волшебного голоса является героиня.

«Любовь Павловна поёт на колокольне Юрьева начало 103 псалма: «Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело». Мощь голоса певицы роняет проезжающего мимо колокольни велосипедиста, что вызывает смех героини. Велосипедист падает от потрясения: с небес раздаётся голос ангела»5. Только Андрея не трогает это удиви-

3 Орищенко С. С. Художественный фильм «Юрьев день» Кирилла Серебренникова в контексте семантики и метафизики города // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - Т. 14. - № 2 (4). - С. 1017 - 1023.

4 Чехов А.П. Избранные сочинения. В 2-х т. Т. 1. -М.: 1979. - С. 250.

5 Орищенко С. С. Метафоры фильма «Юрьев день»

Кирилла Серебренникова // Известия Самарского

тельное пение, славящее Господа. Он не любит оперное искусство. Привычные для слуха звуки не производят на него впечатления, потому что были для него незначительными, обыденными...

Авторитет настоятеля в рассказе А.П. Чехова так велик, что его «.голос гремел, как гром, и монахи, слушая его, чувствовали, как его вдохновение сковывало их души; в такие великолепные, чудные минуты власть его бывала безгранична, и если бы он приказал своим старцам броситься в море, то они все до одного с восторгом поспешили бы исполнить его волю»6. Так и в фильме голос Любови Павловны роняет мимо проезжавшего велосипедиста, который потрясён пением героини.

Любовь Павловна после пения предлагает Андрею раствориться в воздухе родины, и он, сопротивляясь её силе, нехотя, всё-таки воспринимает её пожелание буквально и исчезает в пространстве Юрьева. Кроме объединяющего двух персонажей необыкновенного голоса, есть в рассказе ещё один персонаж, который ассоциируется у нас с образом Любови Павловны. Это блудница. Настоятель так описывал её: «Трудно представить себе и найти в природе что-нибудь более прекрасное и пленительное. «Наглая женщина пила вино, пела песни и отдавалась всякому, кто только хотел»7. Последняя строчка, приведённая нами из рассказа, полностью совпадала с событиями фильма, которые происходили в Юрьеве. Да и внешняя привлекательность Любови Павловна также подтверждает наше предположение. В героине фильма всё время проявляются две стороны её сущности: Божественная и земная. Об этом можно прочитать в статье «Метафоры фильма «Юрьев день» Кирилла Серебренникова», в ней мы подробно рассказывали о слиянии в героине двух других, более для нас важных, характеров: Богоматери и Марии Магдалины.

Кроме этих эпизодов можно увидеть в рассказе и в фильме - монастыри. Когда Любовь Павловна потеряла Андрея, она стала искать его повсюду. В композиции фильма героиня станет кружить, как подстреленная птица, делая круги и постепенно спускаясь, теряя высоту. Сначала она узнаёт сына в утонувшем неизвестном молодом человеке. Узнаёт по одежде: ватнику и сапогам. При выяснении

научного центра РАН. - 2012. - Т. 14. - № 2 (5). - С. 1283 - 1289.

6 Чехов А.П. Избранные сочинения. - С. 250.

7 Там же. - С. 252.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1554

обстоятельств смерти неизвестного зрители понимают, что героиня ошиблась.

Любовь Павловна узнала о новом послушнике в монастыре и так же признала в нём своего сына, не приблизившись к нему, не рассмотрев, как следует, боясь поднять на него глаза. Она повела себя так же, как накануне при опознании утопленника. Деталь весьма показательная. Ведь для невоцерковленной семьи уход ребёнка в монастырь равнозначен смерти. Интересно, что в рассказе А.П.Чехова мы находим подтверждение подобной мысли: «Проходить пустыню решались только люди, которые презирали жизнь, отрекались от неё и шли в монастырь, как в могилу»8. Вот эта фраза для понимания поведения героини в монастыре необыкновенно важна. Не будь этой подсказки, зрители могли бы не совсем понять поведения героини. Но точно так же, как в пьесах А.П.Чехова каждое ружьё должно выстрелить, раз оно висит на стене, так и эта мысль из любимого рассказа Любови Павловны, помогает понять нам, почему она так угнетена решением сына уйти в монастырь. С одной стороны, она расстроена, что не нашла сына и со второй попытки, с другой стороны, героиня испытала облегчение. Смерть второй раз приблизилась и опалила душу, но не сожгла её. Третья попытка, предпринятая героиней, - поездка в туберкулёзное отделение тюремной больницы. И третий юноша оказался не сыном Любови Павловны, но именно он назовёт героиню мамой, после того, как она поделится с ним своим теплом, сочувствием и заботой. Так жизнь отбирает сыновей у матери, уводит из дома, делает их блудными сыновьями. И никто не знает, какая смерть нагонит путника в дороге. И вернётся ли он когда-нибудь к родному порогу.

Анализируя рассказ, задержимся ещё на одном эпизоде. По возвращении настоятеля из города он понял: «...Как могуч дьявол, как прекрасно зло и как слабы, малодушны и ничтожны люди»9. Героине фильма не надо посещать Юрьев, чтобы узнать силу прелести и порока. Юрьев - не средоточие зла, а небольшой периферийный городок. Городок, в котором по традиции должны жить чистые, добрые, светлые люди. Только традиции в этом мире давно трансформировались и исказились. А «ничтожность» человека заключена в его предположении своего пути.

8 Чехов А.П. Избранные сочинения... - С. 250.

9 Там же. - С. 251.

Мир утратил способность любить. Любить так, как это прописано в «Новом завете»: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит»10. Попытаемся соотнести эти качества и образ героини с символикой её имени. Любовь Павловна становится к финалу истории терпеливой, милосердной. Она «не гордится» прошлыми достижениями, «не превозносится», «не завидует». Она «не мыслит зла», а раздражается только на несправедливость и неправду, «не бесчинствует». Она «сорадуется истине». А истина для неё в том, что она дождётся сына там, где его потеряла. Она «всё покрывает, всему верит, всего надеется и всё переносит». Любовь Павловна, пройдя через зло, закаляется и становится ещё сильнее, потому что её сила духа гораздо выше силы физической. Приближение к покою внутри себя и твёрдая уверенность, что Андрей вернётся, может быть продиктована только верой в силу Божественного провидения.

Если певица в начале киноповествования на колокольне поёт красиво, завораживающе, академически торжественно, солирует в концерте, показанном по телевидению, то в конце фильма она поёт душой, сердцем в полуразрушенном храме, в кругу хористов. В церковном хоре не стоит выделяться, там важно слушать поющих в душе ангелов, своё сердце и Бога. Значение псалма 103 очень важно.

«Обратимся к тексту псалма 103. В комментарии к нему читаем, что псалом поётся, «если чувствуешь себя одиноким или боязли-вым»11. На колокольне Любовь Павловна не выглядит ни одинокой, ни боязливой. Перед нами успешная певица, перед которой открыты все дороги. Псалом 103 - песнь о красоте и величии мироздания. Он «.представляет собой хвалу Богу как Творцу мира, в котором раскрывается его премудрость, могущество и величие»12.

Мы понимаем, что слова стихотворения и слова псалма обращены не к жителям Юрьева.

10 Новый завет. - М.: 2000. - С. 1 Кор. 1:3-7

11 Википедия. Псалом 103. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.ru.wikipedia.org / wiki / Псалом 103 (20.03.12.)

12Орищенко С. С. Метафоры фильма «Юрьев день» Кирилла Серебренникова // Известия Самарского научного центра РАН.. - С. 1283 - 1289.

1555

Они звучат для сына. Любовь Павловна пытается словом воздействовать на него и обратить его внимание на праздничность и гармоничность мироздания, обратиться к непреходящим духовным ценностям: к памяти, к вере, к традициям. Но слова псалма прозвучали бесплодно: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно»13. «Боязливые - это те, о которых говорил Господь в притче: «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется14«. Боязливые стыдятся открыто верить в Бога. Они маловеры. Их очень легко заставить отказаться от Бога. Но в 103 псалме читаем о всемогуществе Господа, о Его величии, о Его славе. Именно это должен постичь маловерный и проникнуться жаждой веры и любви к Богу, любви совершенной и всеобъемлющей. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в люб-ви»15. Одинокие и боязливые должны читать псалом 103, чтобы проникнуться жаждой бытия, жаждой жизни, подаренной нам Творцом, должны возлюбить дар Божий, должны испытать совершеннейшую любовь. Желание Любови Павловны - передать Андрею понимание красоты Божественного мира, чтобы сквозь хаос жизни просвечивала гармония мироздания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И ещё одна деталь для понимания целостности образа Любови Павловны, связанная с этим пением. Последние строки псалма, которые зрители не услышат: «Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа», - требуют особого толкования16. Грешницы и безза-конницы исчезнут не пожираемые огнём греха, а «исчезнут они в сонме благословляющих Бога, потому что Господь удалит их от жребия лукавых и сподобит жребия святых»17. Становится понятным, что «странный» путь Любови Павловны - это путь, который удаляет греш-

13Новый завет. - М.: 2000. - С. Мф. 13:22.

14Там же. - С. Мф. 13:20-21.

15Там же. - С. 1 Иоан. 4:18.

16 Азбука веры «Библиотека Святых отцов и Учителей Церкви». Афанасий Великий. Толкование на псалмы. Псалом 103. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www /azbyka.ru/7otechnik /Л£апа5Л УеПкп / Ык 22=103 (20.03.12.)

17 Там же.

ницу от «жребия лукавых»18. Бог привёл блудницу в Юрьев и оставил её в нём, чтобы очистить от греха, открыть дорогу к духовному возрождению, приблизить к себе.

Для нас важно так подробно исследовать значение этого эпизода, поскольку мы понимаем, что Андрей, «обольщённый богатством», не в состоянии понять переживаний матери. В ответ на слова Любови Павловны о плодородии здешних земель, сын в духе героя Лопа-хина из комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад» говорит о своём видении освоения этих бескрайних просторов. Время сегодняшнего дня повторяет времена «Вишнёвого сада», Андрей мыслит, как Лопахин, который предлагает Раневской разбить сад на дачные участки и сдавать их в аренду. Андрей говорит матери: «Была бы моя воля, я бы кемпингов и мотелей настроил, как во Франции, и жил бы на «бабки» от туризма». В отличие от Лопахина, Андрею не придётся губить сад, вырубая его. Леса, окружавшие Юрьев, по словам матери, вырублены во времена Екатерины.

Другая характерная особенность, объединяющая эти произведения, - это полифония. Многоголосие «Вишнёвого сада», когда герои не слышат друг друга, каждый из них ведёт свою речевую партию, напоминает эпизоды «Юрьева дня». Там мы постоянно слышим, как одна речь накладывается на другую. Это эпизоды, когда Люба попадает в рюмочную, когда разговаривает с уборщицей в отделении милиции, когда пытается подать заявление об исчезновении ребёнка, когда прибегает к реке, чтобы в утонувшем опознать сына, когда разговаривает с настоятелем монастыря. В шуме компьютерной игры в отделении милиции, в телефонных разговорах, и телефонных звонках, слышных отовсюду, случайных репликах прохожих, скрежете железных качелей и других звуках усиливается эффект «разноголоси-цы».Любовь Павловна напоминает чеховскую героиню. Отсюда утонувший Валёк, ведь у Раневской утонул сын Петя. И от дома деда Любови Павловны, как и от имения Любови Андреевны, ничего не осталось. Кассирша Таня рассказывает подруге историю о снарядах, которая произошла в городке Сене. Раневская - в Париж, Любовь Павловна - в Цюрих. Но Раневская обречена, а Любовь Павловна выживет, потому что Раневская не хочет тратить себя на других, не умеет заботиться о близких, сострадать им. «Чехов в письмах о постанов-

18 Орищенко С.С. Метафоры фильма «Юрьев день»...

1556

ках «Вишнёвого сада» выражал крайнее неудовлетворение, что Раневскую «подают исключительно положительной персоной, вызывая в зрительном зале сочувствие к ней». Чехов настойчиво подчёркивал, что в его пьесах «как нет чисто положительных, так нет и определённо отрицательных типов...»19 А Любовь Павловна вся растворилась в заботе о «близких» и «дальних» Юрьева.

Не было бы удивительным, если бы авторы наградили героиню фамилией Раневская, или фамилией, сконструированной наподобие этой, или любой другой - чеховской, настолько много в этих произведениях общего. Фамилии Любови Павловны не упоминается, ведь мать и сын могут носить разные фамилии, если учесть, что она оперная певица с мировым именем. Практика показывает, что такие люди не меняют фамилию при замужестве. Зато имена героинь совпадают. Линий пересечения в характерах двух женщин так много, как будто Раневская в третий раз вернулась на родину, чтобы посмотреть, уцелел ли сад, а там и дом снесен.

В фильме К.Серебренникова чеховские мотивы оживают, очень тонко. Главная героиня фильма - певица без фамилии, без названия, сын говорит о рассказе Чехова «Без названия». И вновь мы возвращаемся к началу киноповествования, на колокольню, к эпизоду, когда Любовь Павловна кричит в пространство: «Я чайка!» В литературоведении принято считать, что реминисценция - «это неявная цитата, цитирование без кавычек». Героиня произносит одну из реплик Нины Заречной из пьесы А.П.Чехова «Чайка». Почему мы считаем эту цитату неявной? Дело в том, что Нина Заречная произносит эту фразу в конце пьесы. Фраза звучит в финале рефреном, как символ несбывшихся надежд. Нина как будто вспоминает начало пути и сразу забывает его под грузом жизненных обстоятельств. Во фразе звучит если не разочарование, то автоматическое произнесение её, как будто девушка пытается вспомнить, какое отношение чайка имеет к её судьбе и никак не может этого сделать. Любовь Павловна произносит фразу в начале фильма. Говорит она её ярко, торжественно, видя себя в образе этой прекрасной птицы. Мы понимаем, что для героини фильма образ чайки стал не просто фразой из драматургического произведения, а стал символом творческого начала, полёта творческих сил, приятия

19Кокорин А.К. Вам привет от Станиславского. - М.: 2002. - С. 149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жизни. Находим подтверждение нашему предположению в работе Станиславского. К.С. Станиславский говорил: «В реальной жизни и в высокохудожественных произведениях скрытое содержание каждой фразы всегда богаче прямого логического смысла. Скрытое содержание текста - это и есть подтекст. Если текст определяет - что говорить, то подтекст определяет истинный смысл сказанных слов, словесного действия»20.

Любовь Павловна на колокольне с радостью, исходящей из глубины души, кричит: «Я чайка!». Фраза, эмоционально произнесённая в фильме, отсылает нас к «.мотиву ранее известного произведения искусства». Исследуя текст пьесы драматурга А.П.Чехова «Чайка», можно остановиться на нескольких важных эпизодах. Прежде всего, чайка ассоциируется с образом Нины Заречной, которая будет называть себя чайкой в пьесе. Это молодая девушка, подающая надежды, грезящая сценой, мечтающая о славе, готовая многое отдать за свою мечту. Мечта Нины сбывается. Она становится актрисой. За мечту она отдаёт большую плату. Нина пройдёт мимо человека, искренно и самозабвенно любящего её. Она потеряет невинность, порвёт отношения с родными, похоронит ребёнка и подтолкнёт к самоубийству того единственного, кто мог составить её счастье. Чайка, подстреленная на озере Константином Треплевым, роковым образом повлияет на судьбу Нины Заречной. Известный литератор Тригорин, увидев Нину с убитой птицей, сначала набросает сюжет рассказа на листе бумаги, а затем проживёт его по заданному сценарию: «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живёт молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришёл человек, увидел и от нечего делать погубил её, как вот эту чайку»21. Только погубит Нину не тот, кто убил чайку, а тот, кто воспользуется чувствами провинциальной девушки. Из чайки теперь сделали чучело по просьбе литератора Тригорина, который через два года забудет и об экспонате, и о девушке...

Любовь Павловну и Нину Заречную роднит чувство творческого порыва, влюблённости в профессию, желание брать новые высоты: «Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую

20Кокорин А.К. Вам привет от Станиславского...- С. 128.

21 Чехов А.П. Пьесы. - М.: 1982. - С. 107.

1557

себя прекрасной»22. Нина после мытарств и невзгод, свалившихся на неё, в разговоре с Константином говорит о качествах, которые характеризуют и Любовь Павловну, вынужденную задержаться в Юрьеве: «А теперь, пока я живу здесь, я всё хожу пешком, всё хожу и думаю, думаю и чувствую, как с каждым днём растут мои душевные силы...главное не слава, не блеск, не то, о чём я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не боюсь жизни»23. Любовь Павловна, бродя по Юрьеву, в поисках сына несёт свой крест и верит в то, что её Ан-дрюша найдётся.

В характере Любови Павловны проявляются и черты Ирины Николаевны Аркадиной -известной актрисы, избалованной любовью почитателей, матери Константина Треплёва. Любовь Павловна, в отличие от Аркадиной, любит сына, волнуется за него, считает бессмысленными все достижения, если с сыном что-нибудь случится. И наше предположение о том, что их характеры схожи, скорее касается их взаимоотношений с сыновьями. У них с детьми складываются непростые, конфликтные отношения. Сын Аркадиной в начале пьесы в беседе с дядюшкой признаётся: «Я люблю мать, сильно люблю; но она ведёт бестолковую жизнь. имя её постоянно треплют в газетах, - и это меня утомляет. Иногда же просто во мне говорит эгоизм обыкновенного смертного; бывает жаль, что у меня мать известная актриса, и кажется, будь это обыкновенная женщина, то я был бы счастливее»24. Нам становится понятен эгоизм Андрея - сына Любови Павловны, который решил пойти своим путём, не пересекаясь с дорогой матери. Аркадину отличает от Любови Павловны «глухое» безразличие к жизни сына: «Эти постоянные вылазки против меня и шпильки, воля ваша, надоедят хоть кому! Капризный, самолюбивый мальчик»25. Она, будучи известной и почитаемой актрисой, может восхищаться только собой, жить только для себя. И хотя зритель не узнает, как поведёт себя Аркадина после того, как узнает о гибели сына, но скорее всего её горя хватит только на то, чтобы соблюсти правила поведения, диктуемые её статусом. Любовь Павловна другая. Ошибки, допущенные ею при воспитании сына, она переживает по-

22 Чехов А.П. Пьесы.. - С. 130.

23 Там же.

24 Там же. - С. 85.

25 Там же. - С. 91.

настоящему. Уход Андрея потрясает героиню. Жить без него, беззаботно, как прежде, она не может. Совмещение двойственности характеров двух героинь из пьесы А.П. Чехова «Чайка» с героиней фильма «Юрьев день» только на первый взгляд может показаться натянутым. Мы уже говорили, что совмещение в характере Любови Павловны образов Богоматери и Марии Магдалины, двух актрис - Нины Заречной и Ирины Николаевны Аркадиной, настоятеля монастыря и блудницы, примадонны Любови Павловны и уборщицы Люси прослеживается на протяжении всего фильма. Такое совмещение, с нашей точки зрения, оправдано. Оно делает характер Любови Павловны, сложнее, многогранней, доказывает двойственность человеческой натуры, её принадлежность свету и тьме, Божественному и человеческому, духовному и телесному, небесному и земному.

Ни одно из упомянутых нами произведений не закончено, то есть каждое из них может быть продолжено, домыслено зрителем или читателем. Открытым остаётся финал в рассказе «Без заглавия» А.П. Чехова, в его пьесах «Чайка» и «Вишнёвый сад», остаётся он открытым и в художественном фильме К. Серебренникова «Юрьев день».

Вновь обратимся к наблюдениям Н.А. Бердяева, который исследовал категорию зла: «Достоевский свидетельствует о положительном смысле прохождения через зло, через бездонные испытания и последнюю свободу.»26 Героине придётся в Юрьеве пережить потрясение - потерю сына. Зло, сконцентрировавшись, проведёт Любовь Павловну дорогами мытарств в поисках Андрея. Бездонность испытаний, выпавших на долю героини, трудно измерить. С потерей сына, утрачена душа: «Я здесь буду ждать Андрюшу». Поиски сына меняют Любовь Павловну. Сила судьбы, смирение и вера оставляют её в Юрьеве на неопределённое время...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

День в судьбе героини в провинциальном городке. Это не простой день. Этот день Юрьев. День, который не выпускает героиню из своих цепких объятий. По воле Божьего провидения героиня превращается из всемирно известной оперной дивы в уборщицу Люсю, чтобы через искупление грехов вновь обрести себя и придти к свободе творчества.

Так в фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» благодаря скрытым и явным реминисценциям оживают чеховские мотивы.

26 Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.: 2004. - С. 6.

1558

А нам остаётся только поздравить авторов и создателей фильма с творческой удачей. Наша попытка восприятия, истолкования и оценки работы создателей фильма «Юрьев день» тоже

не закончена. Многоуровневость погружения в кинопространство Кирилла Серебренникова, интерпретация его «культурного текста» продолжается.

«CHEKHOV'S MOTIVES IN THE FILM «YURYEV DEN» BY KIRILL

SEREBRENNIKOV»

© 2012 S.S.Orischenko° Samara State Academy of Culture and Art

In the article the author attempts to interpret the events in the film «Yuryev Den» by Kirill Serebrennikov through literary reminiscence. Reflexive consciousness sends the audience to Anton Chekhov's plays «Seagull», «The Cherry Orchard» and the story «Untitled». Mental reference to the Chekhov's works suggests comparison of the characters in the film with the classic patterns, created by the playwright. By way of identifying the points of convergence between them we are allowed to distinguish the Chekhov's motives in the film.

Keywords: cinematic art, reminiscence, hermeneutics, the play, interpretation, composition, conflict.

Svetlana Serafimovna Orischenko, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сценической речи и ораторского искусства. E-mail: orichtchenko63 6@mail.ru

1559