Ermolenko S. I. Political Linguistics. 2024. No 3 (105). P. 301-304
РАЗДЕЛ 5. РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА
Политическая лингвистика. 2024. № 3 (105). Political Linguistics. 2024. No 3 (105).
УДК 821.161.1-3 (Чехов А. П.)
ББКШ33(2Рос=Рус)5-8,4 ГРНТИ 16.21.33; 17.07.51 Код ВАК5.9.8
Светлана Ивановна Ермоленко
Уральский государственный университет, Екатеринбург, Россия, ermolenko-1@mail.ru, SPIN-код: 4090-9303, https://orcid.org/0000-0002-5606-7007
«Чехов — писатель сокровенный»
(рецензия на монографию «Проза А. П. Чехова: от текста к контексту и интертексту» / А. В. Кубасов. — Екатеринбург : УрГПУ, 2024. — 468 с.)
АННОТАЦИЯ. Статья представляет собой рецензию на монографию А. В. Кубасова «Проза А. П. Чехова: от текста к контексту и интертексту», которая подводит итог двадцатипятилетней научной деятельности автора, открывая в то же время перспективы дальнейшего изучения литературного наследия классика отечественной словесности. Монография посвящена литературному и биографическому контекстам произведений А. П. Чехова, а также его литературным связям с предшественниками и современниками. Благодаря этим связям возникает феномен интертекстуальности, который рассматривается в монографии на материале произведений Чехова, относящихся к разным периодам его творческой деятельности. Монография состоит из трех разделов. В первом разделе «Биографический контекст прозы А. П. Чехова» раскрываются такие понятия, как внешняя биография и внутренняя биография на примере ряда рассказов писателя. Второй раздел «Литературный контекст прозы А. П. Чехова» — самый объемный и важный в монографии. В нем речь идет о творчестве А. П. Чехова как гипертексте, искусстве чеховской пародийной стилизации, о травестийной «игре в наивное письмо», имплицитном театральном коде, тургеневском интертексте Чехова и т. д. А. В. Кубасов демонстрирует мастерство литературоведческого анализа, способность проникать «в глубину чеховской строки», раскрывая потаенный смысл произведения. Раздел третий «Художественная полемика современников с А. П. Чеховым» посвящен спорам, которые вели беллетристы-«восьмидесятники» (О. Л. Щепкина-Куперник, А. С. Суворин, И. И. Ясинский) в художественном формате с Чеховым. Исследование А. В. Кубасова во многом расширяет и уточняет существующее представление не только о творчестве А. П. Чехова, но и о русской литературе конца XIX века в целом. Книга адресована профессиональным литературоведам, студентам-филологам, а также всем, кто любит творчество А. П. Чехова и интересуется его биографией.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: А. П. Чехов, русские писатели, литературное творчество, литературные жанры, прозаические жанры, художественные тексты, гипертекст, контекст, интертекст, внешняя биография, внутренняя биография, литературная полемика, рецензии.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ: рецензия.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Ермоленко Светлана Ивановна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры «Литература и методика ее преподавания», Институт филологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, ауд. 279; email: ermolenko-1@mail.ru.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ермоленко, C. И. «Чехов — писатель сокровенный» (рецензия на монографию «Проза А. П. Чехова: от текста к контексту и интертексту» / А. В. Кубасов. — Екатеринбург : УрГПУ, 2024. — 468 с.) / С. И. Ермоленко. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2024. — № 3 (105). — С. 301-304.
Svetlana I. Ermolenko
Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, ermolenko-1@mail.ru,SPIN: 4090-9303, https://orcid.org/0000-0002-5606-7007
"Chekhov Is a Unique Writer"
(A Review of the Monograph "A.P. Chekhov's Prose: From Text to Context and Intertext" by A.V. Kubasov. Ekaterinburg: USPU, 2024. - 468 pp.)
ABSTRACT. The article is a review of A. V. Kubasov's monograph "A. P. Chekhov's Prose: From Text to Context and Intertext", which summarizes the author's twenty-five years of scientific activity, at the same time opening up prospects for the further study of the literary heritage of the classic of Russian literature. The monograph is devoted to the literary and biographical contexts of Chekhov's works, as well as his literary connections with his predecessors and contemporaries. Due to these connections, the phenomenon of intertextuality arises, which is considered in the monograph based on the material of Chekhov's works relating to different periods of his creative activity. The monograph consists of three sections. The first section, "The Biographical Context of Chekhov's prose " deals with such concepts as outer biography and inner biography on the example of a number of short stories by the writer. The second section "The Literary Context of Chekhov's Prose " is
© Ермоленко С. И., 2024
the most voluminous and important in the monograph. It deals with the work of Chekhov as a hypertext, with the art of Chekhov's parody stylization, with the travesty "game of naive writing", the implicit theatrical code, Chekhov's Turgenev intertext, etc. Kubasov demonstrates the skill of literary analysis, the ability to penetrate "into the depths of Chekhov's line", revealing the hidden meaning of the work. The third section, "The Artistic Polemic of Contemporaries with A. P. Chekhov " is devoted to the disputes that the fiction writers of the "Eighties" (O. L. Shchepkina-Kupernik, A. S. Suvorin, I. I. Yasinsky) waged in an artistic format with Chekhov. Kubasov's research expands and clarifies the existing understanding in many ways not only of the creative activity of Chekhov, but also of the Russian literature of the late 19t century as a whole. The book is addressed to professional literary critics, students of philology, as well as to anyone who loves the creative activity of Chekhov and is interested in his biography.
KEYWORDS: A. P. Chekhov, Russian writers, literary creative activity, literary genres, prosaic genres, literary texts, hypertext, context, intertext, outer biography, inner biography, literary polemic, reviews.
TYPE OF PUCBLICATION: review.
AUTHOR'S INFORMATION: Ermolenko Svetlana Ivanovna, Doctor of Philology, Professor of Department of Literature and Methods of Its Teaching, Institute of Philology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
FOR CITATION: Ermolenko S. I. (2024). "Chekhov Is a Unique Writer" (A Review of the Monograph "A.P. Chekhov's Prose: From Text to Context and Intertext" by A.V. Kubasov. Ekaterinburg: USPU, 2024. - 468 pp.). In Political Linguistics. No 3 (105), pp. 301-304. (In Russ.).
Новую монографию А. В. Кубасова «Проза А. П. Чехова: от текста к контексту и интертексту» можно рассматривать как продолжение книги, опубликованной четверть века назад, — «Проза А. П. Чехова: искусство стилизации» [Кубасов 1998]. Это свидетельствует о верности исследователя избранной теме, основанной на уже тогда сформировавшемся убеждении в принципиальной неисчерпаемости глубины чеховского текста1. А. В. Кубасов подчеркивает, что «концептуальные основы» новой монографии «не изменились по сравнению с давней книгой». Уже в той книге А. П. Чехов предстал как «блестящий стилизатор», закрывающий одну главу в истории русской литературы и открывающий другую. Именно это качество творческого дарования А. П. Чехова, по мнению А. В. Кубасова, определило своеобразие его поэтики, во многом обусловленное «активным обращением писателя к литературному контексту прошлого и современности». А также — к интертексту, что находило «опору в осознании А. П. Чеховым исхожен-ности всех прежних путей и как следствие необходимости выработки новой художественной системы на иных основаниях». И Чехов создает эту систему «не путём „сбрасывания с корабля современности" прежних достижений литературы, а на их основе, на уважительном отношении к ним и вместе с тем активной полемике с ними» (6)2.
В названии новой книги четко обозначены объект и предмет исследования: чеховская проза исследуется как системное единство (или, согласно терминологии автора, «гипертекст»), которое «погружено» в кон-
текст своей эпохи, в атмосферу литературного диалога, полемики между Чеховым и его современниками.
Та же четкость в структуре монографии, состоящей из трех разделов. Первый раздел посвящен биографическому контексту прозы А. П. Чехова. В самом начале уточняются важные не только для данного раздела, но и для всей книги понятия, определяющие теоретическую базу исследования: «внешняя биография» писателя («я-для-других», по М. М. Бахтину3) — «последовательность фактов из жизни писателя, событий, реалий, свидетельств родных и знакомых», зафиксированных в фотографиях, мемуарах современников, письмах, и «внутренняя биография» («я-для-себя» или «другие-для-меня»), которая создается с помощью художественного дискурса писателя («его собственных разно-кодовых текстов»). Это биография «литературной личности», «где авторские устремления выражаются не прямо, а с той или иной степенью преломления, опосредованности». Цельный же образ писателя, «константный в основных чертах и вместе с тем динамический, подвижный, эволюционирующий», возникает, когда объединяются внутренняя и внешняя биографии (8-10).
Справедливо утверждается, что, в отличие от внешней биографии, внутренняя биография писателя никогда не может обрести полной завершенности, поскольку меняются литературный и социально-исторический контексты и, следовательно, читательское восприятие как отдельных произведений, так и творчества писателя в целом, в котором открываются все новые и новые смыслы.
1 Подступы к теме относятся к концу 80-х — началу 90-х годов. См.: [Кубасов 1990].
2 Здесь и далее цит. по: [Кубасов 2024] с указанием страниц в тексте рецензии.
3 См.: [Бахтин 1986: 371].
Егто!епко в. I. Ро!Шса! Ыпдшзйсз. 2024. N0 3 (105). Р. 301-304
В первом разделе акцент сделан на внутренней биографии писателя и способах ее выражения. В нем устанавливаются прототипы, послужившие основой для создания литературных персонажей. Имеются в виду не только коллеги по писательскому цеху, критики, но и члены его семьи (братья Александр и Михаил Павловичи, сестра Мария Павловна), то есть самые близкие писателю люди.
Касаясь «семейной» темы, можно отметить «литературный спор» братьев Чеховых, которому уделяется внимание в монографии, — младшего Антона Павловича и старшего Александра Павловича. Речь идет о рассказах «В рождественскую ночь» (1883) первого и «Ночной трезвон» (1887) второго, в основе которых лежит событие из таганрогской детской жизни братьев — спасение рыбаков, застигнутых бурей в море на льду. В результате сопоставительного анализа выявляются «диалектика сходства и различия» писателей, «особенности творческих методов», определившие их дальнейшую судьбу. Одному будет суждено стать классиком русской литературы, другому — представителем массовой литературы. И здесь дело не только в том, что такого рода сопоставление высвечивает творческую оригинальность Антона Чехова, но и в том, что вводятся в научный оборот, вызываются «из литературного забытья произведения Александра Чехова» (33). Уместно вспомнить в этой связи суждение Ю. Н. Тынянова, который предупреждал об опасности изучения лишь «главных, но и отдельных... художественных явлений», вследствие чего история литературы неизбежно превращается в «историю генералов» [Тынянов 1977: 270].
Отдельной темой в разделе стали особенности функционирования семейного словаря в рассказах А. П. Чехова, который, по мнению автора книги, был важен для создания идиостиля писателя. Семейный словарь рассматривается как «одна из форм проявления лингвокреативной деятельности личности в кругу семьи». С его помощью между людьми создаются особые отношения: интимности, душевного родства, взаимопонимания, короткой дистанции (74). А. В. Кубасов образно назвал семейный словарь «кастальским ключом», откуда на протяжении всей своей творческой жизни «писатель черпал и вдохновение, и необходимые для его воплощения слова-краски» (84).
Второй раздел «Литературный контекст прозы А. П. Чехова» — «самый объёмный и самый важный», по словам автора монографии, для ее проблематики. В поле зрения исследователя оказываются около 130 про-
изведений (и это только чеховские рассказы, не считая произведений современников писателя, о которых речь пойдет в третьем разделе книги). Анализируя произведения А. П. Чехова, А. В. Кубасов исходит из понимания всего его творчества как гипертекста, то есть «системного смыслового единства различных текстов, скреплённого однокаче-ственными творческими интенциями автора, пронизанного сквозными мотивами и образами, дополняющими и уточняющими друг друга» (87). Текст книги «устроен» таким образом, что ее можно читать фрагментарно, воспринимая анализ конкретного рассказа как самодостаточный текст внутри ее. И все же, по мнению автора монографии, «смысловой потенциал рассказа» (даже такого, казалось бы, «простого» и «детского», как «Мальчики», 1887) «полнее раскрывается при погружении его в системный гипертекст творчества Чехова» (92). Нельзя не отметить высокий уровень профессионализма, который демонстрирует А. В. Кубасов, анализируя такие чеховские шедевры, как «Скучная история» (1889), «Попрыгунья» (1891), «Дом с мезонином» (1896), «Душечка» (1898), «Архиерей» (1902) и др. Кажется точным сформулированное автором монографии утверждение: «Чехов — писатель сокровенный. Свои выстраданные чувства и важные мысли он скрывает в глубине строки» (11). Можно сказать, что А. В. Кубасов именно тот исследователь, который способен проникать «в глубину чеховской строки», открывая заложенные в ней смыслы.
В третьем разделе монографии А. В. Кубасов исследует творчество Чехова в полемическом контексте газетно-журнальной борьбы 80-90-х годов XIX века, обращаясь к произведениям писателей второго ряда «из артели восьмидесятников». Остроту «литературно-критических баталий» исследователь объясняется тем, что Чехов «в сознании некоторых коллег не выходил за рамки общего литературного потока», воспринимался ими как «один из множества» (396). А. П. Чехов полемизировал со своими современниками в художественной форме, и они спорили с ним также в художественной форме, не всегда понимая природу его новаторства. Предметом сопоставительного анализа в разделе становятся: роман «В конце века. Любовь» (1893) А. С. Суворина, где возникает образ Чехова «под маской» одного из центральных персонажей; повесть «Открытие» (1886) и роман «Ординарный профессор» (1891) И. И. Ясинского — «Скучная история» Чехова; рассказ «Одиночество» (1894) Т. Л. Щепкиной-Куперник — «Скучная история», «Попрыгунья» (1891),
«Палата № 6» (1892) Чехова. Изучение творческого («межтекстового») диалога не только углубляет понимание идейно-художественного своеобразия чеховских произведений, но и, считает автор книги, может выступать в качестве «скрытого комментария» к ним.
Нельзя не обратить внимание на то, как свободно ориентируется А. В. Кубасов в жур-нально-периодической печати конца XIX века, расширяя таким образом материал своего исследования: «Осколки», «Будильник», «Наблюдатель», «Исторический вестник», «Вестник Европы», «Северный вестник», «Русская мысль», «Русское обозрение», «Русское богатство», «Русский вестник», «Отечественные записки», «Новое время», «Дело» и т. д. Автор книги не ограничивается только литературно-художественными изданиями. В его поле зрения оказываются и медицинские журналы, а также монографии того времени по неврологии, психологии, психиатрии, которые, надо полагать, читал Чехов (известны сохраненные в памяти современника слова Чехова: «Если бы я не сделался писателем, из меня вышел бы психиатр...»). Благодаря этому приоткрывается не так уж часто освещаемая в чехове-дении грань творческой личности писателя. Так, анализируя рассказ «Встреча» (1887), А. В. Кубасов приходит к выводу о том, что профессиональный опыт Чехова-врача сказывается на особенностях творческой манеры Чехова-писателя: «.в художественные суждения Чехов умел вложить тонкую медицинскую проницательность». При этом, подчеркивает исследователь, «в произведениях Чехова мы находим не болезни героев как таковые, а художественные образы болезней, имеющие опору в научных исследованиях» (Курсив автора. — 42).
Продуктивное использование автором рецензируемой монографии периодики позволяет воссоздать достаточно полную и во многом противоречивую картину литературного процесса конца позапрошлого столетия, в котором различимы диалоги разных идеологических и художественных позиций, «голоса» художников первого ряда, к которым относится А. П. Чехов, и современных ему беллетристов, в частности недостаточно изученных представителей писательской «артели восьмидесятников». Можно с уверенностью говорить о том, что исследование
А. В. Кубасова во многом расширяет и уточняет существующее представление об отечественной словесности 80-90-х годов XIX века.
Монография снабжена справочным и научным аппаратом. Развернутые постраничные комментарии, указатели упоминаемых авторов и произведений Чехова позволяют читателю быстро найти интересующий его фрагмент. Обширный список использованной литературы будет полезен не только профессиональным литературоведам, но также и студентам-филологам. Книга может быть адресована также и тем, кто любит творчество Чехова и интересуется его биографией.
Рецензируемая монография является важным исследованием прозы А. П. Чехова, которое не только подводит итог двадцатипятилетней научной деятельности ее автора, но также открывает перспективы дальнейшего изучения «глубины» творчества классика русской литературы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — 2-е изд. — Москва : Искусство, 1986. — 445 с. — Текст : непосредственный.
2. Кубасов, А. В. Рассказы А. П. Чехова : поэтика жанра / А. В. Кубасов ; Свердловский государственный педагогический институт. — Свердловск : [б. и.], 1990. — 72 с. — Текст : непосредственный.
3. Кубасов, А. В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации : моногр. : / А. В. Кубасов ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 1998. — 399 с. — Текст : непосредственный.
4. Кубасов, А. В. Проза А. П. Чехова: от текста к контексту и интертексту : моногр. / А. В. Кубасов ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2024. — 468 с. — Текст : непосредственный.
5. Тынянов, Ю. Н. О литературной эволюции / Ю. Н. Тынянов. — Текст : непосредственный // Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. — Москва : Наука, 1977. — С. 270-281.
REFERENCES
1. Bakhtin, M.M. (1986). Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of Verbal Creativity]. (2nd ed.). Moscow: Iskusstvo, 445 p. (In Russ.)
2. Kubasov, A.V. (1990). Rasskazy A.P. Chekhova : poetika zhanra [Stories by A. P. Chekhov: Poetics of the Genre]. Sverdlovsk: Sverdlovsk St. Ped. Univ., 72 p. (In Russ.)
3. Kubasov, A.V. (1998). Proza A.P. Chekhova: iskusstvo stilizatsii [Prose by A. P. Chekhov: Art of Stylization] [Monograph]. Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ., 399 p. (In Russ.)
4. Kubasov, A.V. (2024). Proza A.P. Chekhova: ot teksta k kontekstu i intertekstu [A. P. Chekhov's Prose: From Text to Context and Intertext] [Monograph]. Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ., 468 p. (In Russ.)
5. Tynyanov, Yu.N. (1977). O literaturnoy evolyutsii [On literary evolution]. In Poetika. Istoriya literatury. Kino (pp. 270281). Moscow: Nauka. (In Russ.)