Научная статья на тему 'ЧАТХАН В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАКАССКОГО НАРОДА'

ЧАТХАН В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАКАССКОГО НАРОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
281
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАТХАН / ИНСТРУМЕНТ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ХАКАССКИЙ НАРОД / CHATHAN / INSTRUMENT / MUSICAL CULTURE / KHAKASS PEOPLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Балгазина Ч.Б.

Статья посвящена историческому развитию музыкального инструмента чатхана. С течением времени инструмент претерпел некоторые изменения, которые положительно отразились на качестве его звучания. Чатхан является одним из ведущих и любимых музыкальных инструментов хакасского народа и активно используется в любительских и профессиональных ансамблях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHATHAN IN THE MUSICAL CULTURE OF THE KHAKAS PEOPLE

The article is devoted to the historical development of the chathan musical instrument. Over time, the instrument has undergone some changes that have had a positive impact on the quality of its sound. Chathan is one of the leading and favorite musical instruments of the Khakas people and is actively used in Amateur and professional ensembles.

Текст научной работы на тему «ЧАТХАН В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАКАССКОГО НАРОДА»

УДК 78

Балгазина Ч.Б. студент

4 курс, направление «Народная художественная культура» Институт искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова научный руководитель: Александрина В.А.

старший преподаватель Россия, г. Абакан

ЧАТХАН В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАКАССКОГО НАРОДА

Аннотация: Статья посвящена историческому развитию музыкального инструмента чатхана. С течением времени инструмент претерпел некоторые изменения, которые положительно отразились на качестве его звучания. Чатхан является одним из ведущих и любимых музыкальных инструментов хакасского народа и активно используется в любительских и профессиональных ансамблях.

Ключевые слова: чатхан, инструмент, музыкальная культура, хакасский народ.

Balgazina CH.B.

student

4 course, the direction of the «folk arts and culture» The art Institute of KSU them. N. F. Katanova scientific director: V.A. Alexandrina

senior lecturer Russia, Abakan

CHATHAN IN THE MUSICAL CULTURE OF THE KHAKAS PEOPLE

Annotation: The article is devoted to the historical development of the chathan musical instrument. Over time, the instrument has undergone some changes that have had a positive impact on the quality of its sound. Chathan is one of the leading and favorite musical instruments of the Khakas people and is actively used in Amateur and professional ensembles.

Key words: chathan, instrument, musical culture, Khakass people.

Музыкальное искусство хакасов издревле передавалось из поколения в поколение, отражая результаты развития творческой мысли народа. Инструментальная музыка хакасского народа, наряду с устным народным творчеством, являлась одной из важнейших сторон духовной культуры. Музыка была неразрывно связана со становлением мировоззрения хакасов. Она имела огромное значение в различных сферах жизнедеятельности народа и сопровождала человека с момента его рождения до смерти. В конце XX века хакасский народ начал активно возрождать национальные традиции.

Музыкальная культура хакасов конца ХХ века претерпела ряд положительных преобразований. В связи с огромным интересом к музыке и музыкальным традициям народа появились новые фольклорные ансамбли, в задачи которых входили интенсивные творческие поиски по созданию оригинального и самобытного музыкального репертуара, принципиально нового подхода к хакасскому национальному мелосу, возрождению и одновременно усовершенствованию хакасских народных музыкальных инструментов.

Чатхан - струнно-щипковый музыкальный инструмент. Один из ведущих музыкальных инструментов хакасского народа. Он играл важную роль в сказаниях, передавая их настроение и характер содержания, вводя слушателя в загадочный мир легенд и исторических событий. Без чатхана не обходились состязания тахпахчи и даже в похоронных ритуалах играли на этом удивительном неподражаемом инструменте.

Современный чатхан практически не изменился, немного изменилась его форма. Первоначально инструмент выглядел как перевернутое корытце, выдолбленное из цельного куска дерева. Размер инструмента был небольшим из-за не очень длинных струн, которые были свиты из конского волоса или жил. Изначально на инструменте было только 3-4 струны, но со временем инструмент модернизировался, струны добавлялись и соответственно размер чатхана увеличился.

Чатхан издавал мягкие, но очень тихие звуки. Струны инструмента были очень слабо натянуты, из-за этого происходило смещение подставки, которой изначально служила баранья лодыжка, и исполнителю приходилось часто подстраивать чатхан прямо во время исполнения, делая необходимые паузы. Применение металлических струн, улучшило звучание и увеличило размер инструмента до 1,5 метров. Чатхан имел до двенадцати струн.

Слово «чат-хан» состоит из двух частей: оба слога образуют сочетание «лежащий хан». Поэтому играют на чатхане таким образом: играющий кладет один конец инструмента себе на колени, обращая его к себе струнами высокой настройки, а другой конец инструмента кладется на пол (на стул).

Играют на чатхане щипком правой руки, без использования медиатора. Левой рукой регулируют высоту звука, нажимая на струну за передвижными подставками - хазых.

В настоящее время повсеместно распространенный чатхан имеет вид длинного прямоугольного ящика-резонатора, закрытого сверху и открытого снизу. Чаще всего используют чатханы следующих размеров: длина от 1200 до 1600 мм, ширина от 120 до 180 мм, высота от 100 до 120 мм.

Инструменты изготавливались кустарно, самими исполнителями и были далеки от совершенства. Мастером А. Чебодаевым были изготовлены первые концертные чатханы, отличавшиеся от тех, которые существовали в быту. Сейчас изготовлением хакасских музыкальных инструментов занимаются мастера Сергей Трофимович Чарков и Петр Яковлевич Топоев, которые являются еще и профессиональными музыкантами. Творческий союз мастеров, композиторов и исполнителей на чатхане дал большой

толчок к его совершенствованию. Мастер изготавливает, а исполнитель дает сценическое рождение новому инструменту. Сергей Чарков является и мастером, и исполнителем на всех хакасских народных инструментах.

Современный чатхан изготавливается из специальных пород дерева -из кедра или ели. Струны инструмента натягиваются на специально изготовленные на фабрике подставки из твердых пород деревьев. Для натяжения струн используются колки. Все эти новшества сделали чатхан не только бытовым музыкальным инструментом, но и концертным, так как он стал соответствовать по звучанию и по форме сценическому. Появились профессиональные исполнители - солисты хакасской филармонии Евгений Улугбашев, Ирина Ахпашева, артист ансамбля «Айланыс» Олег Чебодаев.

Со временем семиструнный чатхан перестал отвечать музыкальным потребностям исполнителей, и в настоящее время играют на 9 -ти и 12-ти струнном чатхане. Инструмент прекрасно звучит в ансамбле народных инструментов не только как сольный, но дает хорошую оркестровую педаль и ритмическую фигурацию.

Струнные инструменты - чатхан и хомыс справедливо считаются основой фольклорных ансамблей. Они наиболее богаты по своим выразительным возможностям. Главным их преимуществом являются большой диапазон, тембровая однородность, ровность, мягкость звучания, способностью к значительному продлению звука, его усилению и ослаблению, большая подвижность и гибкость в артикуляции, динамических оттенках, штрихах, флажолетных звуках. Благодаря различным приемам звукоизвлечения, звучание струнных инструментов отличается разнообразием, различными тембровыми качествами.

В настоящее время репертуар для хакасских музыкальных инструментов постоянно пополняется различными обработками и переложениями народных песен, мелодий, наигрышей, отрывками из эпоса, обрядовыми и жанровыми танцами. Существует множество авторских сочинений таких хакасских музыкантов и композиторов, как В. Кученов, А. Саможиков, Т. Шалгинова, С. Ким, Е. Улугбашев, Ю. Киштеев, Г. Челбораков и др. При этом сохраняются художественная целостность, национальная самобытность хакасской песенной культуры, ее глубина и открытость.

С изготовлением профессиональных инструментов появились и профессиональные исполнители - солисты хакасской филармонии Евгений Улугбашев, Ирина Ахпашева, артист ансамбля «Айланыс» Олег Чебодаев. Студенты музыкального колледжа и Института искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова совершенствуют игру на хакасских музыкальных инструментах в созданном Кирбижековой Л.В. оркестре хакасских инструментов. Постоянно растет техника исполнения, расширился диапазон исполняемых произведений, делаются обработки и пишутся пьесы для сольного исполнения на чатхане, применяются новые лады (мажор, минор и т.д.).

В музыкальном колледже института искусств Хакасского государственного университета для одаренных детей Хакасии открыта Академия эстетического развития «Лествица». Ее учениками осваивается мастерство игры на чатхане. Активное обучение ведется и в музыкальных школах и школах искусств Хакасии.

Чатхан существовал много веков и сохранился только у хакасского народа. Этот удивительный инструмент в настоящее время используется и в звучании хакасских спектаклей и сказок, он придает национальный колорит, что не может сделать ни один другой музыкальный инструмент.

Благодаря талантливым мастерам и исполнителям в Хакасии существует множество профессиональных и самодеятельных ансамблей, которые широко известны и популярны далеко за пределами Хакасии. Их целью является сохранение, развитие и обогащение культурного наследия хакасского народа.

Использованные источники:

1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996. - 224 с.

2. Стоянов А.А. О хакасском чатхане. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996. - 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.