Научная статья на тему 'ЧАТ-БОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ ПО МАТЕМАТИКЕ'

ЧАТ-БОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ ПО МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чат-бот / математическое образование / проверочная работа / математические навыки / голосовой помощник «Алиса» / chatbot / mathematics education / test work / mathematical skills / voice assistant «Alice»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекешева Ирина Сергеевна, Бобылева Оксана Владимировна

В статье рассматривается возможность применения искусственного интеллекта, в частности голосовых помощников («Алиса», «Маруся» и др.), при самостоятельной подготовке обучающихся к проверочным работам по математике. Приведены примеры использования голосового помощника «Алиса» для закрепления, повторения, повышения навыков по отдельным темам математических дисциплин. Представлен обзор информационных продуктов математических навыков голосового помощника «Алиса», имеющихся на сегодняшний день. Кроме того, выделены положительные стороны использования голосовых помощников при самостоятельной подготовке обучающихся к урокам математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHATBOTS AS A MEANS OF PREPARING STUDENTS FOR TEST WORKS IN MATHEMATICS

The possibility of using artificial intelligence, in particular voice assistants (“Alice”, “Marusya”, etc.), in the independent preparation of students for test work in mathematics is considered. Examples of using the voice assistant «Alice» to consolidate, repeat, improve skills on certain topics of mathematical disciplines are given. An overview of the information products of the mathematical skills of the voice assistant «Alice» available today is presented. In addition, the positive aspects of using voice assistants by students when independently preparing for mathematics lessons are highlighted.

Текст научной работы на тему «ЧАТ-БОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ ПО МАТЕМАТИКЕ»

УДК 372.851

ЧАТ-БОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ ПО МАТЕМАТИКЕ

Бекешева Ирина Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, физики и информационных технологий

Бобылева Оксана Владимировна,

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математики, физики и информационных технологий Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматривается возможность применения искусственного интеллекта, в частности голосовых помощников («Алиса», «Маруся» и др.), при самостоятельной подготовке обучающихся к проверочным работам по математике. Приведены примеры использования голосового помощника «Алиса» для закрепления, повторения, повышения навыков по отдельным темам математических дисциплин. Представлен обзор информационных продуктов математических навыков голосового помощника «Алиса», имеющихся на сегодняшний день. Кроме того, выделены положительные стороны использования голосовых помощников при самостоятельной подготовке обучающихся к урокам математики.

Ключевые слова: чат-бот, математическое образование, проверочная работа, математические навыки, голосовой помощник «Алиса».

CHATBOTS AS A MEANS OF PREPARING STUDENTS FOR TEST WORKS

IN MATHEMATICS

Bekesheva Irina Sergeevna,

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of the Mathematics, Physics and Information Technologies Department

Bobyleva Oksana Vladimirovna,

Ph.D. in Physics and Mathematics, Associate Professor, Associate Professor of the Mathematics, Physics and Information Technologies Department

Katanov Khakass State University (Abakan)

The possibility of using artificial intelligence, in particular voice assistants ("Alice", "Marusya ", etc.), in the independent preparation of students for test work in mathematics is considered. Examples of using the voice assistant «Alice» to consolidate, repeat, improve skills on certain topics of mathematical disciplines are given. An overview of the information products of the mathematical skills of the voice assistant «Alice» available today is presented. In addition, the positive aspects of using voice assistants by students when independently preparing for mathematics lessons are highlighted.

Key words: chatbot, mathematics education, test work, mathematical skills, voice assistant «Alice».

Пандемия 2020 года внесла в жизнь каждого человека и общества в целом значительные изменения. В первую очередь это коснулось личного общения: появилась необходимость соблюдать социальную дистанцию, по возможности прибегать к удалённой форме решения проблем. Сегодня время локдаунов прошло, однако востребованность в оперативной коммуникации остаётся, поэтому информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют находиться на связи и при этом быть разделёнными территориально, особенно актуальны.

Одной из социально значимых областей, ощутивших на себе влияние повсеместной

цифровизации, стало образование. Находясь под постоянной угрозой полного вынужденного перехода на дистанционную форму обучения, учебно-воспитательный процесс активно адаптировал то, что могут дать информационно-коммуникационные технологии.

Рассматриваемая проблема вызывает интерес у педагогов с момента появления мессен-джеров в телефоне практически каждого обучающегося. Современная педагогическая литература насчитывает значительное число научных работ, которые можно отнести к попыткам построения общей теории вопроса, методике применения онлайн-систем при преподавании отдельных дисциплин, особенно-

стям работы с различными категориями обучающихся и т. п. При этом сам предмет рассмотрения постоянно находится в развитии, появляются различные дополнительные функции чат-ботов, что даёт новые образовательные возможности, поэтому можно заключить, что теоретико-методологическая база вопроса находится в стадии формирования [1]. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью развивать новые образовательные возможности для помощи обучающимся при подготовке к Всероссийской проверочной работе (ВПР).

В педагогике проблема по использованию искусственного интеллекта через голосовое управление появилась в конце 2018 года [2]. С тех пор широкое распространение стали получать голосовые помощники, одним из которых является станция-робот «Алиса» (рис. 1).

«Алиса» - виртуальный голосовой помощник, созданный компанией «Яндекс». Она распознаёт естественную речь, имитирует живой диалог, даёт ответы на вопросы пользователя и благодаря запрограммированным навыкам решает прикладные и трудные задачи. Помощник работает на смартфонах, планшетах, компьютерах и автомобилях. Кроме основных функций «Алиса» постоянно осваивает новые полезные навыки. В последнее время достаточно активно разрабатываются навыки помощи школьникам по подготовке домашних заданий. Учёба интереснее и эффективнее в

игровой форме, поэтому формирование большинства навыков осуществляется в виде обучающих игр.

Например, для помощи в освоении и закреплении навыков по математике созданы такие игры, как:

- игра «Кассир» (помогает закрепить навыки по арифметике);

- игра «Икс на игрек» (помогает запомнить таблицу умножения без «зубрёжки» и научиться быстро умножать и делить в уме);

- игра «Сколько будет» (помогает легко рассчитать проценты от любого числа);

- «Математический помощник от "Алисы"» (помогает закрепить и усовершенствовать навык решения линейных и квадратных уравнений).

Покажем возможности применения помощника «Алиса» на уроке математики при закреплении темы «Решение уравнений» (в 5 классе - «Линейные уравнения» (рис. 3), в 8 классе - «Квадратные уравнения»). Включить «Алису» можно через «Яндекс.Станцию» или через браузер. При использовании чат-бота учителю или кому-то из учеников необходимо будет вводить уравнения в строку сообщения. Недостатком этого вида использования помощника является то, что уравнения записываются на «машинном» языке, который не очень привычен детям (рис. 2). При использовании голосового помощника «Алиса» уравнения нужно будет чётко проговорить.

Приветствую вас! Это навык Математический помощник, я помогу вам найти корни линейных, квадратных. Приступим к работе?

Сначала вам потребуется выбрать тип уравнения: линейное или квадратное, написав соответствующее слово. Далее помощник попросит вас ввести уравнение соответствующего вида. После ввода он выдаст вам ответ. Вы также можете его попросить показать решение. Вы можете отказаться, и тогда сможете перейти к следующему уравнению или завершить работу навыка. Если же вы попросите показать решение уравнения, то помощник покажет его вам и предложит также решить следующее уравнение или завершить работу навыка. Какое уоавнение вам оешить?

Квадратное ) ( Линейное

Рис. 2. Начало работы с чат-ботом «Алиса»

Решение уравнения: -0.3333333333333333 Хотите узнать решение?

Сначала мы перенесем 5 в правую часть, затем выполним сложение/ вычитание в правой части уравнения, получим число -1, потом поделим -1 на коэффициент при 3 и получаем такой ответ: -0.3333333333333333 Нужно ли еще решить какое-то уравнение?

Рис. 3. Решение линейных уравнений

Ещё одним из способов использования математических навыков «Алисы» является закрепление отработанных на уроках навыков во внеурочной деятельности. Например, игра «Математика» помогает закрепить быстрый

счёт во время внеурочной деятельности или при самостоятельной подготовке дома [3].

Запустить данный навык можно голосом или с помощью текстового ввода в диалоговом окне, используя фразу: «Алиса, давай поиграем в игру

"Математика"». После этого запроса «Алиса» выведет сообщение, представленное на рисунке 4.

Далее запускается репетитор по арифметике. Чат-бот предложит задачи на сложение, вычитание, умножение и деление. В зависимости от выбранной сложности виртуальный помощник может предложить одно-, двух- и многозначные числа для решения примеров. После решения примера Вы можете ввести результат голосом или с помощью текстового ввода в диалоговом окне (рис. 5).

Если Вы ответили неверно, последует подсказка и программа предложит выбор одного из возможных ответов.

На уроке учителю часто не хватает времени для дополнительного материала, нацеленного на развитие обучающихся. В настоящее время решить данную проблему помогают голосовые помощники. Конечно, они не могут полностью заменить учителя во время урока, но благодаря их применению школьники могут значительно повысить успеваемость не только присутствуя на уроке, но и во внеурочное время. Таким образом, школьники всегда включены в образовательный процесс, ежедневное регулярное общение с данным гаджетом может благотворно влиять на повышение учебной мотивации.

Привет! £5 Сейчас я буду спрашивать те5г математические примеры, а ты отвечай 0 Если будет сложно, можешь попросить подсказку, другой пример или уменьшить сложность Если же примеры слишком лёгкие, то попроси посложнее Когда устанешь решать, скажи "оыРти" Успехов! 23 - 10 = ?

Рис. 4. Сообщение от «Алисы»

Рис 5. Верный ответ

Рис. 6 Неверный ответ

Библиографический список

1. Быков А. А., Киселева О. М. Применение мессенджеров в образовательном процессе // Современные наукоёмкие технологии. 2022. № 5-1. С. 127-131.

2. Букатов В. М. Настольная книга воспитателей по социо-игровым способам проведения занятий в старших и подготовительных группах детского сада: монография. СПб, 2019. 216 с.

3. Кальчевский Я. Навык Алисы «Игра математика». URL: https://privet-alice.ru/navyki-alisy/navyk-igra-matematika (дата обращения: 10.10.2023).

© Бекешева И. С., Бобылева О. В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.