ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
АКУШЕРСТВО / ГИНЕКОЛОГИЯ
УДК 619: 618.1
Частота распространения и клиникоэхографическая диагностика гипофункции и кист яичников у высокопродуктивных коров
Е.С. Седлецкая, аспирант, Г.П. Дюльгер, доктор ветеринарных наук
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева (Москва)
Ключевые слова: гипофункция яичников, кисты яичников, коровы, фолликулярные и лютеиновые кисты, ультразвуковые исследования Сокращения: КРС — крупный рогатый скот, УЗИ — ультразвуковые исследования
Введение
Дисгормональная патология яичников занимает одно из ведущих мест в структуре послеродовых и гинекологических заболеваний КРС. Нарушения функциональной деятельности гонад многообразны, они могут носить транзиторный или устойчивый характер, клинически проявляться в виде гипофункции яичников, ановуляции, с трансформацией (или без нее) преовуляторных фолликулов в фолликулярные или лютеиновые кисты яичников, персистенцией желтого тела, формированием функционально неполноценного желтого тела и его преждевременной регрессией.
На современном этапе наиболее распространенным и доступным методом, с помощью которого можно диагностировать овариальные дисфункции у коров и контролировать эффективность проводимой гормонотерапии, является трансректальная пальпация, а наиболее информативным и точным — трансректальная визуальная (двухмерная) эхография. Посредством УЗИ удается не только четко визуализировать кистозные образования яичников и дифференцировать их от других объемных овариальных структур (крупных пузырчатых фолликулов, компактных и кистозных желтых тел), но и получать ценную диагностическую информацию об их размерах, числе, локализации, а самое главное, о морфотипе (по наличию/отсутствию пристеночной лютеиновой ткани); на основании этого назначать дифференцированную гормонотерапию фолликулярных и лютеиновых кист яичников, оценивать ее эффективность на ранних сроках лечения [1.. .3]. Высокая информативность и возможность многократных исследований обеспечивают приоритет УЗИ для диагностики и оценки результатов лечения и при других формах дисфункции яичников у коров, в частности, при овариальной гипофункции. Однако, особенности фолликулогенеза и нарушения функциональной деятельности гонад у коров при послеродовой гипофункции яичников изучены еще недостаточно.
Цель исследования
Изучить частоту распространения и особенности проявления послеродовой гипофункции и кистозной патологии яичников у коров по данным УЗИ.
Материалы и методы
Работа выполнена в 2008—2012 гг. на кафедре зоогигиены, акушерства и ветеринарии ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева» и на базе молочнотоварной фермы ЗАО Агрофирма «Подмосковное» Московской области.
Материалом для исследования служили данные журналов зоотехнического и ветеринарного учета и результаты динамического клинико-эхографического исследования половых органов 285 коров чернопестрой породы, из которых 115 были первотелками, 170 — полновозрастными коровами (2...10-й лактации). От коров в среднем было получено по 3,05±1,05 теленка. Удой за последнюю законченную лактацию у повторно рожавших коров составил 8436,0 ± 250,6 кг молока.
Первое клиническое исследование новотельных коров для общей оценки соматического и репродуктивного состояния их здоровья проводили на 14...20-й день после отела. Обращали внимание на упитанность животного, наличие/отсутствие и характер выделений вульвы, состояние наружных половых органов, яичников и матки, молочной железы, наличие генитальной и/или сопутствующей экстрагениталь-ной патологии. Из опыта исключали ослабленных, истощенных животных, с клинически выраженными признаками мастита и тяжелыми гнойно-воспалительными поражениями конечностей, парагениталь-ными абсцессами.
Первое клинико-эхографическое исследование (осмотр наружных половых органов, трансректальную пальпацию и ультразвуковое сканирование яичников и матки) у подопытных коров выполнили на 21. 30-й день после отела. При визуальном осмотре наружных половых органов обращали внимание на наличие/отсутствие и характер выделений, при ультразвуковом сканировании внутренних половых органов — на состояние матки и яичников. УЗИ яичников и матки проводили через стенку прямой кишки при помощи ультразвукового диагностического прибора LOGIQ а 100 МР (Индия), оснащенного линейным интраректальным датчиком с частотой 5 МГц.
Если на 21.. .30-й день после отела не выявляли желтое тело или кистозных образований в яичниках (посредством УЗИ), коров исследовали каждые 7 дней до установления диагноза, а затем — в процессе лечения.
Частота распространения и клинико-эхографическая диагностика гипофункции и кист яичников у высокопродуктивных коров
Если на 21...30-Й день после отела выявляли желтое тело или признаки его формирования (при еженедельном наблюдении за овариальной активностью), животных исследовали с перерывом в 1 мес (от 2 до 9 мес).
Гипофункцию и кисты яичников диагностировали по данным многократных (с интервалом 7 дней) УЗИ. При ультразвуковом сканировании гонад за овариальные кисты принимали тонкостенные жидкостные образования с анэхогенным содержимым размером более 20 мм при отсутствии при первом и втором исследовании желтого тела. О морфотипе кисты судили по наличию/отсутствию пристеночной люте-иновой ткани.
Результаты и обсуждение
Данные о частоте распространения овариальной гипофункции и кист яичников у коров с учетом их возраста приведены в таблицах 1 и 2.
Анализ данных таблицы 1 свидетельствует, что практически у каждой третьей новотельной коровы (101 гол, или 35,4 %) в первые 40.60 дней после родов яичники находятся в гипофункциональном состоянии. При этом на заболеваемость существенное влияние оказывает возраст животного. Так, у коров-первоте-лок гипофункцию яичников диагностировали в 1,8 раза чаще (48,7 % против 26,5%; Р < 0,001), чем у полновозрастных коров.
1. Частота распространения послеродовой
гипофункции яичников у высокопродуктивных коров черно-пестрой породы
При динамическом клинико-эхографическом наблюдении без лечения у коров с гипофункциональны-ми яичниками отмечали состояние анэструса, отсутствие желтого тела, признаки частичной депрессии фолликулогенеза и ановуляцию. Из-за абортивной формы роста антральные фолликулы, хотя и достигали крупных размеров (9.19 мм, в среднем 12,3±3,4 мм), но до овуляторной стадии не развивались и подвергались атрезии. При многократных УЗИ было также установлено, что нарушения фолликулогенеза при гипофункции яичников могут носить транзиторный или персистентный (устойчивый) характер.
Овариальные кисты у коров диагностировали в среднем в 3,4 раза реже (Р < 0,01), чем гипофункцию яичников. В общей сложности они были выявлены у 30, или 10,5 %, коров (табл. 2). У полновозрастных коров кисты яичников диагностировали в 1,2 раза чаще, чем у коров-первотелок. Однако эта разница была недостоверной.
У большинства коров (19 гол, 63,3 %) развитие кист яичников отмечали в первые 90 дней после отела. Средняя продолжительность периода от отела до постановки диагноза составила 89,80 ±10,90 дней (с колебаниями от 24 до 256 дней).
По данным УЗИ (по наличию/отсутствию эхопозитивной пристеночной лютеиновой ткани) кисты яичников подразделяли на лютеиновые и фолликулярные. От общего числа исследованных коров частота распространения фолликулярных кист яичников составила 7,7 %, лютеиновых — 2,8 %. При раздельном анализе установили также, что как у первотелок, так и у полновозрастных коров фолликулярные кисты яичников встречаются чаще (в среднем в 2,8 раза), чем лютеиновые.
2. Частота распространения кист яичников у высокопродуктивных коров черно-пестрой породы
Возрастная группа Число исследованных Выявлено коров с кистами Число животных, гол (%), у которых по данным УЗИ определены кисты
гол (%) фолликулярные лютеиновые
Первотелки 115 11 (9,6) 8 (6,9) 3 (2,6)
Полновоз- растные коровы 170 19 (11,2) 14 (8,2) 5 (2,9)
Всего 285 30 (10,5) 22 (7,7) 8 (2,8)
Примечание: разница между сопоставляемыми группами не достоверна
Лютеиновые кисты на эхограммах идентифицировали как одиночные односторонние жидкостные (ан-эхогенные) образования округлой или овальной формы, диаметром 27,5.42 мм, в среднем 33,38±1,77 мм. При полипозиционном сканировании на внутренней поверхности кистозного образования (на всем протяжении или только ее части) отчетливо можно было визуализировать ободок эхопозитивной лютеино-вой ткани толщиной до 4.7 мм.
Фолликулярные кисты на эхограммах определялись как одиночные односторонние или двусторонние тонкостенные жидкостные образования округлой, овальной или неправильной формы, с однородным анэхогенным содержимым и зоной усиления эхосигнала по задней поверхности. Среднее количество кистозных фолликулов на корову составляло 1,27±0,09. В отличие от лютеиновых кист, они не содержали пристеночной эхопозитивной лютеиновой ткани и в среднем достигали 27,88±1,52 мм в диаметре (с колебаниями от 20,5 до 53,5 мм). Эхографически от пузырчатых фолликулов фолликулярные кисты отличались только более крупными размерами.
Выводы
Таким образом, гипофункция яичников — основная форма овариальной дисфункции у высокопродуктивных коров в первые 40.60 дней после родов. В среднем патология встречается у 35,4 % бесплодных коров. У коров-первотелок данную форму дисфункции гонад регистрируют в 1,8 раза чаще (Р < 0,001), чем у полновозрастных коров.
Возрастная группа Число исследованных животных, гол. Число животных, гол. (%), с диагностированной на 40...60-й день после родов гипофункцией яичников
Первотелки 115 56* (48,7)
Полновозрастные коровы 170 45* (26,5)
Всего 285 101 (35,4)
* — разница между возрастными группами статистически достоверна (Р < 0,001)
РВЖ • СХЖ • № 3/2012
Е.С. Седлецкая, Г.П. Дюльгер
Заболеваемость высокопродуктивных коров кистами яичников достигает 10,5 %. Фолликулярные кисты яичников встречаются чаще, чем лютеиновые
Библиография
1. Дюльгер Г.П. Кистозная патология яичников у коров и совершенствование методов ее диагностики и терапии. — М.: Изд-во РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2010.
2. Farin P.W., Youngquist R.S., Parfet J.R., Garverick H.A. Diagnosis of luteal and follicular ovarian cysts in dairy cows by palpation
(7,7 % против 2,8 %). Возраст животного не оказывает существенного влияния на частоту распространения кистозной болезни яичников.
per rectum and linear array ultrasonography in dairy cows // J. Am. Vet. Med. Assn, 1992; 200:1085—1095.
3. Ribadu A.Y., Dobson H., Ward W.R. Ultrasound and progesterone monitoring of ovarian follicular cysts in cows treated with GnRH // Br. Vet. J., 1994; 150 (5): 489—497.
Summary
E.C. Sedletskaya, G.P. Dyulger. Occurrence and Ultrusonic Identification of Hypoactive Ovaries and Cystic Ovarian Diseases in a High-producing Dairy Cattle. Ultrasonography was used to study the occurrence of postpartum anestrous associated with hypoactive ovaries and the lactational incidence rate of cystic ovarian diseases in a 285 high-producing dairy cows. The occurrence of postpartum anestrous associated with hypoactive ovaries in primiparous cows was higher (48,7 % vs 26,5 %) than in multiparous cows. The prevalence of cystic ovarian diseases was 10,5 %. The occurrence of follicular cysts was higher (7,7 % vs 2,8 %), than luteal ones.
ПАРАЗИТОЛОГИЯ
УДК 636.58:619.576.895.42
Опыт борьбы с Argas persicus [Oken, 1818] на частном подворье
С.В. Криворучко, Н.А. Кошкина, кандидат биологических наук
ГНУ «Ставропольский НИИ животноводства и кормопроизводства» Российской академии сельскохозяйственных наук
Ключевые слова: клещ, комплексный метод борьбы, куры, нимфы
Сокращения: ДВ — действующее вещество, ИИ — интенсивность инвазии, ЭИ — экстенсивность инвазии
Введение
В настоящее время птицеводство в Российской Федерации успешно развивается, обеспечивая население страны продуктами питания. Однако, частой проблемой, с которой сталкиваются как крупные производители, так и представители частного сектора, являются эктопаразитозы птиц.
Один из самых вредных паразитов домашних птиц — персидский клещ Argаs persicus [3]. Его тело уплощенное, овальное, длиной от 3 до 10 мм (рис. 1). Покровы кожистые, окраска у напившихся крови клещей лиловатая, у голодных — сероватая, желто-бурая [2]. Самки мало отличаются от самцов. Нимфы похожи на взрослых паразитов, личинки со складчатым покровом, имеют спинной щиток и присоски на лапках. Цикл развития: яйцо, личинка, 2.7 стадий нимф, имаго. В умеренных широтах самки откладывают яйца 1 раз в год, осенью. В отличие от иксодовых, ар-гасовые клещи насасываются кровью в самые сжатые сроки — от 3 до 30 мин, редко дольше. A. persicus спо-
собны к длительному голоданию (некоторые виды до 14 лет и более). Аргасовые клещи заселяют глинобитные постройки (жилища, сараи, загоны для скота), обитая в трещинах стен, под штукатуркой, в норах грызунов, в пыли и мусоре на полу Имаго нападают на добычу ночью (в затененных местах) и днем. Все фазы развития активны в теплое время года (при 10°С и выше).
Методы борьбы с персидским клещем сводятся к использованию инсектоакарицидных препаратов, подтвердивших свою эффективность в условиях промышленного птицеводства. Однако, как показывает практика, при массовой заклещеванности птичников на личном подворье применение только химиопрепаратов недостаточно.
Цель исследования
Разработать оптимальные для частного подсобного хозяйства методы борьбы с клещем A. persicus.
Материалы и методы
Эксперимент был проведен в 2009—2011 гг. в населенном пункте Татарское городище Шпаковского района Ставропольского края. Начало опыта — первая декада апреля 2009 г. В эксперимент включили 30 взрослых кур, естественно зараженных клещами