ЧАСТНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2014.2.4
Магомедов Руслан Юрьевич, военнослужащий, инженер-технолог (контроль качества нефтепродуктов), начальник службы горючего воинской части. Магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected].
Аннотация. Нормативные правовые акты обладают определенными
признаками, наличие которых определяет их свойства. Исторически развитие форм права в мире шло различными путями, что привело к появлению нескольких правовых систем. Поэтому понятие и значение нормативных правовых актов в них не всегда совпадают. В статье рассматриваются понятие частного нормативного правового акта и вопрос об их наличии в российской правовой системе. В связи с этим исследуются понятие нормативного правового акта и его признаки.
Ключевые слова: нормативный правовой акт, частный нормативный правовой акт, публичный нормативный правовой акт, нормативность, сервитут, частный сервитут, публичный сервитут, юридическое лицо, государственные корпорации, государственные компании, Банк России.
1. Историческую эволюцию нормативного правового акта целесообразно рассматривать как один из аспектов эволюции права в целом. Выделяют две тенденции развития права и закона - европейскую и восточную. При этом Восток в данном случае - понятие цивилизационное, а не географическое. Речь идет о странах, которые (исключая Африку южнее Сахары) относятся к неевропейской, восточной цивилизации1. В рамках каждой из них существуют свои разновидности верховенства права (и закона): в Европе - англосаксонская и романо-германская, на Востоке -индусская, исламская и т. д.
Впервые доктрина и структура права формируется в античном Риме.
1 См.: Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983.
Возникнув, она оказала заметное влияние на развитие понимания законов в странах Европы. Европейская доктрина предполагает формальное закрепление закона в системе источников права и наличие политикоправовых гарантий верховенства закона. При этом верховенство закона характерно в странах с континентальной системой права.
Множественность источников права наиболее ярко проявляется как отражение возрастающей роли и объема нормотворческой деятельности органов исполнительной власти в таких странах, как Великобритания и США.
В Англии к нормативным актам относятся постановления, приказы, правила, указания, распоряжения, циркуляры, уведомления. Множественность источников права типична и для США. К разнообразию видов нормативных актов, издаваемых органами исполнительной власти, добавляются еще и неопределенность их соотношения, регулирование однородных вопросов разнородными нормативными актами.
Следовательно, здесь необходимо заметить, что в англосаксонской системе нормативный характер приобретают любые формы (источники) права. В континентальной системе права, наоборот, не допускается множественность источников права, закон является основной формой права.
В США выделяют публичные и частные нормативные акты (билли). При этом под публичными (общественными) биллями понимаются стандартные (в понимании континентальной системы права) законопроекты, предполагающие утверждение общих, универсальных правил поведения, касающихся общественного интереса и нужд всего народа. Частные билли выступают как законодательные (правовые) акты, относящиеся к деятельности отдельных (частных) лиц - как физических, так и юридических, фактически выступают как акты индивидуального применения1.
В странах с континентальной системой права выделяют нормативные и ненормативные акты, которые выделяются по признаку общей (общеправовой) либо индивидуализированной регулирующей направленности. Эта градация имеет важное юридическое свойство - ею порождается определенный правообязывающий смысл2.
При этом в настоящее время в Российской Федерации отсутствует законодательно установленное понятие нормативного правового акта. Однако в судебной практике3 утвердилось применение понятия, закрепленного в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-11 ГД4.
В соответствии с Постановлением нормативный правовой акт - это
1 См.: Политическая система США: Актуальные измерения. - М.: Наука, 2000.
2 Юртаева Е.А. Нормативность законодательства: современные модуляции в российском правотворчестве // Журнал российского права. - 2012. - № 11. - С. 28-39.
3 См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 № 11253/06 «Об отмене решения ВАС РФ от 31.05.2006 № 3894/06 и о прекращении производства по делу об оспаривании положений абзаца девятнадцатого и второго предложения абзаца двадцатого письма ФНС РФ от 13.01.2006 № ММ-6-03/18@» // СправочнаяПравоваяСистема «КонсультантПлюс».
4 Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5506.
письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Таким образом, наличие в правовых установлениях правового акта норм права (правовых норм) является основанием отнесения его к числу нормативных правовых актов1. Поэтому для признания того или иного правового документа нормативным правовым актом необходимо выявить, что его правоустанавливающие положения по своему юридическому содержанию являются правовой нормой: характеризуются общей регулирующей направленностью, обязывающими свойствами и компетентным изданием.
Следовательно, под ненормативным актом, как правило, понимается индивидуально-определенный правовой акт, принимаемый по организационно-распорядительным вопросам, например предписание антимонопольного органа, уведомление органа Федерального казначейства и т. д. Понятие «решение» следует трактовать широко не только как отдельный документ, например постановление судебного пристава-исполнителя, но и в качестве иных видов ненормативных правовых документов, таких как информационные письма, методические рекомендации, разъяснения, резолюции на документах и др.2
2. Органы государственной власти в отличие от теории допускают принятие частных нормативных правовых актов. Например, правило о публичном сервитуте3 согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть публичным или частным.
При этом публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления при условии, что это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. То есть сервитут устанавливается в отношении определенного земельного участка, устанавливая в его отношении определенные ограничения. Очевидно, что подобным актом регулируются правоотношения с частным лицом.
Необычной законодательной практикой является создание юридических посредством принятия о них специального федерального закона (Банк России, государственные корпорации, государственные компании).
Главной их особенностью является то, что они создаются в узкой сфере и большей частью для выполнения определенных государственных
1 Бошно С.В. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. - 2009. - № 4-6.
2 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Разделы 111-У11: постатейный научно-практический комментарий / В.А. Баранов, О.В. Белоусов, А.Н. Береснев и др.; под общ. ред. В.А. Гуреева; науч. ред. В.В. Гущин. - М.: Библиотечка «Российской газеты», 2013. - Вып. 111-1У. - 576 с.
3 Семенихин В.В. Земельный налог. 3-е изд. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. - С. 99.
полномочий. При этом создаются они на основании федерального закона1.
С одной стороны, указанные акты просто определяют правовой статус юридических лиц. С другой - они определяет права и обязанности отдельного юридического лица. Подобное регулирование некоторые авторы2 пытаются оправдать с помощью деления юридических лиц на частные и публичные, что противоречит действующему законодательству.
Следовательно, можно сказать, что в современной российской правовой системе существуют частные нормативные правовые акты. Причины их появления заключаются в значительном увеличении количества нормативных актов. В результате в них происходит сочетание норм частного и публичного права. При этом авторы путают дуализм права (его деление на частное и публичное), и принятие актов, одни из которых являются нормативными, содержат нормы права, а другие не являются нормативными, являются индивидуально определенными и регулируют права и обязанности частных лиц. Согласно классическому разделению публичное право содержит нормы, призванные обеспечивать общезначимые (публичные) интересы, т. е. интересы общества, государства в целом, а частное право включает нормы, защищающие интересы частных лиц и регулирует отношения между частными лицами. Поэтому данное деление не имеет отношения к делению нормативных правовых актов на нормативные и ненормативные, публичные и частные.
Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод. Хотя теория и практика нормативного регулирования в Российской Федерации не допускает деления нормативных правовых актов на частные и публичные, фактически законодатель давно вышел за рамки классического представления о нормативном правовом акте. Государственным органам намного проще и быстрее принять нормативный правовой акт по необходимому вопросу, чем вдаваться в подробности, какой он будет иметь характер, последствия. Поэтому и у многих теоретиков возникает желание оправдать подобные действия. В странах с англосаксонской системой права принятие подобных актов давно стала законодательной традицией. В России подобную практику ввели действующие органы власти. Следовательно, законотворчество не должно быть сиюминутным и конъюнктурным. Принятию новых законодательных положений должны предшествовать процедуры правового мониторинга действующих норм, иных современных юридических технологий оценки правовой практики. Кроме того, российское право нуждается в совершенствовании, поиске и закреплении правовых
1 См., например: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Сергеев В.В. О юридических лицах публичного права // Банковское право. - 2013. - № 2. - С. 3-15.
понятий в действующем законодательстве.
Библиографический список
1. Земельный кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
5. Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 № 781-11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации».
6. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 № 11253/06 «Об отмене решения ВАС РФ от 31.05.2006 № 3894/06 и о прекращении производства по делу об оспаривании положений абзаца девятнадцатого и второго предложения абзаца двадцатого письма ФНС РФ от 13.01.2006 № ММ-6-03/18@» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Разделы Ш-УП: постатейный научно-практический комментарий / В.А. Баранов, О.В. Белоусов, А.Н. Береснев и др.; под общ. ред. В.А. Гуреева; науч. ред. В.В. Гущин. - М.: Библиотечка «Российской газеты», 2013. - Вып. ИМУ - 576 с.
8. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983.
9. Политическая система США: Актуальные измерения. - М.: Наука, 2000.
10. Семенихин В.В. Земельный налог 3-е изд. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. - 312 с.
11. Сергеев В.В. О юридических лицах публичного права // Банковское право. - 2013. - № 2. - С. 3-15.
12. Юртаева Е.А. Нормативность законодательства: современные
модуляции в российском правотворчестве // Журнал российского права.
- 2012. - № 11. - С. 28-39.
13. Бошно С.В. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс.
- 2009. - № 4-6.
14. Бошно С.В. Об интернет опубликовании // Право и современные государства. - 2013. - № 2.