Научная статья на тему 'Частные механизмы становления цифровой экономики на региональном уровне'

Частные механизмы становления цифровой экономики на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / 4-Я ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / КИБЕРФИЗИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ЗОНЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ECONOMIC TRANSFORMATION / TECHNOLOGICAL STRUCTURE / REGION / STRATEGY / 4TH INDUSTRIAL REVOLUTION / CYBER-PHYSICAL SYSTEMS / ZONES OF TECHNICAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENTS / TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Казанчева Х. К., Кильчукова А. Л.

В российской экономике в ситуации, отягощенной санкционным давлением со стороны США и ряда стран Евросоюза, остро стоит проблема роста на пороге 4-ой промышленной революции, которая представляется необходимой предпосылкой технологической модернизации страны. В работе исследуются возможные механизмы для достижения модернизационно-инновационного роста в регионах РФ: особые экономические зоны, территории опережающего развития, индустриальные, технологические парки, промышленные кластеры, являющиеся механизмами по аккумулированию комплекса льгот в реализации новых векторов привлечения инвестиций. Обоснована, необходимость разработки стратегии устойчивого социоэкономического развития региона с учетом оценки его потенциала, анализа конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений. Внедрение данных механизмов предполагает ориентацию на долгосрочное развитие, горизонтальную диверсификацию, через лидерство высоких технологий, гармонизацию задач, инструментов промышленного и социоэкологоэкономического развития регионов с ориентированностью на достаточно высокий уровень жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separate mechanisms of digital economy formation at the regional level

In the Russian economy, in a situation aggravated by the sanctions pressure from the United States and several EU countries, there is an acute problem of growth on the threshold of the 4th industrial revolution, which seems to be a necessary prerequisite for technological modernization of the country. The work examines possible mechanisms for achieving modernization and innovation growth in the regions of the Russian Federation: special economic zones, advanced development areas, industrial and technological parks, industrial clusters, which are mechanisms for accumulating a set of benefits in implementing new investment attraction vectors. It justifies the need to develop a strategy for the sustainable socio-economic development of the region, taking into account the assessment of its potential, analysis of competitive advantages and resource constraints. The introduction of these mechanisms implies a focus on long-term development, horizontal diversification, through the leadership of high technologies, harmonization of tasks, instruments of industrial and socio-ecological and economic development of regions with a focus on a fairly high standard of living.

Текст научной работы на тему «Частные механизмы становления цифровой экономики на региональном уровне»

Частные механизмы становления цифровой экономики на региональном

уровне

Х.К. Казанчева, А.Л. Кильчукова Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН

Аннотация: В российской экономике в ситуации, отягощенной санкционным давлением со стороны США и ряда стран Евросоюза, остро стоит проблема роста на пороге 4-ой промышленной революции, которая представляется необходимой предпосылкой технологической модернизации страны. В работе исследуются возможные механизмы для достижения модернизационно-инновационного роста в регионах РФ: особые экономические зоны, территории опережающего развития, индустриальные, технологические парки, промышленные кластеры, являющиеся механизмами по аккумулированию комплекса льгот в реализации новых векторов привлечения инвестиций. Обоснована, необходимость разработки стратегии устойчивого социоэкономического развития региона с учетом оценки его потенциала, анализа конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений. Внедрение данных механизмов предполагает ориентацию на долгосрочное развитие, горизонтальную диверсификацию, через лидерство высоких технологий, гармонизацию задач, инструментов промышленного и социоэколого-экономического развития регионов с ориентированностью на достаточно высокий уровень жизни.

Ключевые слова: трансформация экономики; технологический уклад; регион; стратегия; 4-я промышленная революция; киберфизические системы, территория опережающего развития; зоны технико-экономического развития; инвестиции.

Необходимость новой индустриализации в РФ стоит остро вследствие деиндустриализации при переходе к рынку (минус 60% национальной промышленности, остановка деятельности свыше 75 тыс. промпредприятий) [1]. С 2014 г. в стране эндо- и экзогенные факторы активизировали процессы новой индустриализации: снижение темпов экономического роста с 2012г. достигло минимального уровня в 2014 г., в 2015 г. ВВП упал на 3,8%, а в 2016г. снижение уменьшилось до 0,2%, в 1 квартале 2017 г. наблюдался небольшой рост ВВП - 0,5% [2]. Вопросы восстановления национальной промышленности в мире актуальны и для других стран (США, Франция), что было спровоцировано переносом ряда отраслей промышленности из США и стран Евросоюза в Китай, Индию, Малайзию. Возрастание «деиндустриализации» в последние годы в высокоразвитых странах проецируют с мощной индустриализацией развивающихся стран [3, 9]: Китай

и страны Юго-Восточной Азии - Гонконг, Тайвань, Сингапур и Южная Корея.

Первая промышленная революция началась в 1780 г., базовой основой которой была паровая машина и текстильное производство. В основе второй промышленной революции, которая произошла через 100 лет - двигатель внутреннего сгорания. Третья, так называемая «цифровая» периодизируется с 1960 г. Четвертую промышленную революцию характеризует текущий тренд развития автоматизации и обмена данными, который включает в себя киберфизические системы, Интернет Вещей и облачные вычисления и представляет собой новый уровень организации производства [4, 8].

Число установленных промышленных роботов на 10000 рабочих в обрабатывающей промышленности в 2016 г. по данным Международной федерации робототехники (IFR) составляло в Южной Корее - 631, Сингапуре - 488, Германии - 309, Японии - 303, Швеции - 223, Дании - 211, США - 180, Италии - 185, Бельгии - 184, Тайвани - 177, Нидерландах - 163 [5, 10].

Следовательно, проблема социально-экономического развития РФ, и составляющих ее регионов в русле становления цифровой экономики представляется абсолютно актуальной. Поскольку без роста уровня инвестиционной привлекательности не добиться модернизации региональной экономики, то Россия старается достичь уровня инвестиций как в экономиках Бразилии, Индии и Китая. Возможно, механизм создания территорий опережающего развития реализует модернизационно-инновационный рывок РФ [6], поскольку является способом организации совокупности преференций для реализации эффективных способов привлечения инвестиций: ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» № 47З-ФЗ утверждён 29.12.2014 г. В 2015 г. отобраны и утверждены первые три инвестиционных проекта - ТОР «Хабаровск», «Комсомольск» и «Надеждинская», что связано с развитием Азиатско-Тихоокеанского рынка экспорта и реализации взаимовыгодных отношений с

ними. Организуя территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в РФ, решалась задача преодоления последствий мировых санкций с последующим выходом на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Опыт стран (Корея, Китай, Сингапур, США, Канада, Япония) [7] показывает, что создание благоприятных условий при организации ТОСЭР обязательно для формирования производственной инфраструктуры региона. Стратегия ее формирования должна укладываться в программу нового технологического уклада инновационного развития как РФ, так отдельного региона. В связи с отсутствием унифицированной методологии организации ТОРов (территорий опережающего развития) желательно использовать методы системного анализа в развитии региональных экономических систем. В данном контексте опережающее развитие нами рассматривается как инструмент экономического инвестиционного роста региона и повышения его конкурентоспособности. Алгоритм достижения поставленной цели на уровне региона предусматривает решение ряда задач, в частности концептуальное обоснование общего эффекта взаимодействия традиционных и эволюционных факторов производства, инвентаризация конкурентного потенциала эволюционно-наращиваемых инновационных факторов и информационный ресурс (формирование, хранение, защита, предоставление), чья роль в обеспечении конкурентных преимуществ растёт.

Ранее на основании Постановления Правительства РФ № 1244 от 18.12.1995 г. «О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон» была создана Программа с приоритетной целью формирования бюджета, реализующего самофинансирование субъекта в 2000г. в размере 900-100 млрд. руб. Создание данной зоны, предполагалось, станет инструментом стимулирования «точек роста» в экономике региона, работавшей в основном на привозном сырье и комплектующих, и находящейся в состоянии депрессивности. Однако, недостаточно последовательная законодательная

политика к тому времени как на федеральном, так и региональном уровнях не способствовало решению проблем на мезо-уровне, тем более, что проблемность ситуации на Северном Кавказе итак понижала инвестиционную привлекательность региона, независимо от стабильности ситуации в отдельно взятом субъекте - Кабардино-Балкарской Республике. Вследствие чего, планы по созданию на территории КБР международного офшорного центра не были реализованы.

Использование форм регионального развития, ориентированных на комплексность развития территорий, включает ряд механизмов: особые экономические зоны, территории опережающего развития, зоны территориального развития, территориальные кластеры, городские агломерации. Дальнейшую реализацию перспективных подходов к формированию госпрограмм по территориальному принципу желательно реализовывать в русле выделения территорий опережающего развития (ТОР) и конкурентных достоинств развития отдельных субъектов.

Вместе с тем растёт роль согласования стратегий социоэкономического развития федеральных округов и координации работы субъектов по реализации мероприятий по формированию позитивного инвестклимата и привлечению как отечественных, так и иностранных инвестиций [8].

Доминантным вектором региональной политики должна стать организация комплекса инструментов, ориентированных на мотивацию роста собственного экономического потенциала территорий через диверсификацию структуры экономики, конкурентных преимуществ, реализация привлекательной социальной инфраструктуры, обеспечения потребности экономики регионов профессионально-квалификационными трудовыми ресурсами.

Недостаток четких приоритетов региональной политики отрицательно действует на эффективность задействования инструментов федерального

влияния: федеральные целевые программы, инвестиционный фонд, особые экономические зоны, венчурное финансирование.

Госпрограммы должны быть направлены на формирование механизмов реализации конкурентных достоинств с учетом возможного вклада субъектов в целостный вектор долгосрочного развития. Поскольку, доминантные механизмы реализации комплексных инвестпроектов на сегодняшний день это особые экономические зоны, территории опережающего развития, индустриальные, технологические парки, промышленные кластеры, то они и являются механизмами по организации комплекса льгот по реализации новых векторов привлечения инвестиций как госуровня, так и частных секторов, т.е. специнструменты развития территорий. Внедрение данных механизмов предполагает ориентацию на долгосрочное развитие, горизонтальную диверсификацию, через лидерство высоких технологий, гармонизации задач, инструментов промышленного и

социоэкологоэкономического развития регионов.

Литература

1. Белокрылова О.С. Смена технологических укладов или 4-я промышленная революция?: Институционализация 4.0 индустрии на Юге России // Вестник экспертного совета. 2017. №3 (10). С. 3 - 11.

2. Кришталь И.С. Территория опережающего развития как фактор инвестиционной привлекательности региона: особенности и проблемы развития // Инновации и инвестиции. 2016. № 10. С. 148—153.

3. Рязанов В.Т. Неоиндустриализация России и возможности преодоления экономической стагнации // Новое индустриальное общество: Истоки. Реальность. Грядущее. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2017. С. 16-31.

4. Казанчева Х.К., Кильчукова А.Л. Россия в контексте глобальных экономических трендов // Инженерный вестник Дона, 2018, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2018/4898.

5. Казанчева Х.К., Кильчукова А.Л. Экономика России в условиях глобальных трансформаций // Под ред. Г.Б. Клейнера, Х.А. Константиниди, В.В. Сорокожердьева Сборник статей международной научно-практической конференции. М.: АНО "Научно-исследовательский институт истории, экономики и права", 2018. С. 62 - 66.

6. Скрыль Т. В. Территории опережающего развития: новые возможности для бизнеса или инвестиции в неопределенность // Вестник НГИЭИ. 2016. №7 (62). С. 182 - 189.

7. Gurtuev A. O., Ivanov Z. Z., Derkach E.G. and oth. Investor-expert interaction model in the innovation investment system with knowledge asymmetry // OPCION. 2018. №14. pp. 1549 - 1574.

8. Кильчукова А.Л. Особенности трансформации социально-экономических систем в условиях развития экономики интеллекта // Инженерный вестник Дона, 2016, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3862.

9. Побегайлов О.А., Голотайстрова Е.Ю. Инновационный бизнес -двигатель прогресса // Инженерный вестник Дона, 2013, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1894.

10. The World Economy. URL: ereport.ru/en/articles/weconomy.htm. (date of access: 13.03.2019)

References

1. Belokrylova O.S. Vestnik ekspertnogo soveta. 2017. №3 (10). pp. 3 - 11.

2. Krishtal' I.S. Innovatsii i investitsii. 2016. № 10. pp. 148-153.

3. Ryazanov V.T. Neoindustrializatsiya Rossii i vozmozhnosti preodoleniya ekonomicheskoy stagnatsii [Neo-industrialization of Russia and the possibility of overcoming economic stagnation]. Novoe industrial'noe obshchestvo: Istoki. Real'nost'. Gryadushchee. SPb.: INIR im. S.Yu. Vitte, 2017. pp. 16-31.

4. Kazancheva Kh.K., Kil'chukova A.L. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2018, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2018/4898.

5. Kazancheva Kh.K., Kil'chukova A.L. Ekonomika Rossii v usloviyakh global'nykh transformatsiy [Russian economy is in the context of global transformations]. Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M.: ANO "Nauchno-issledovatel'skiy institut istorii, ekonomiki i prava", 2018. pp. 62 - 66.

6. Skryl' T. V. Vestnik NGIEI. 2016. №7 (62). pp. 182 - 189.

7. Gurtuev A. O., Ivanov Z. Z., Derkach E.G. and oth. OPCION. 2018. №14. pp. 1549 - 1574.

8. Kil'chukova A.L. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3862.

11. O.A. Pobegajlov, E.Ju. Golotajstrova. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1894.

9. The World Economy. URL: ereport.ru.en.articles.weconomy.htm. (data of access: 13.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.