Научная статья на тему 'ЧАСТНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В РОССИИ НАЧАЛА XX В. (на примере Терской области)'

ЧАСТНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В РОССИИ НАЧАЛА XX В. (на примере Терской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ТЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД / ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗРЕНИЕ / NORTH CAUCASUS / TERSKY REGION / PRE-REVOLUTIONARY PERIOD / CIVIL INITIATIVES / CHARITY / SOCIAL CARE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туаева Берта Владимировна, Атаев Олег Юрьевич

Одним из условий современного развития гражданского общества является теоретическое обоснование его составных частей и системы в целом. Особую актуальность обретают исследования, посвященные изучению зарождения и становления институтов гражданского общества в дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the conditions of civil society development is theoretical substantiation of its constituents and the system in whole. Therefore, the researches devoted to the study of creation and formation of the institutes of a civil society in the pre-revolutionary Russia are particularly urgent.

Текст научной работы на тему «ЧАСТНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В РОССИИ НАЧАЛА XX В. (на примере Терской области)»

Берта ТУАЕВА, Олег АТАЕВ

ЧАСТНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В РОССИИ НАЧАЛА XX в. (на примере Терской области)

Одним из условий современного развития гражданского общества является теоретическое обоснование его составных частей и системы в целом. В связи с этим особую актуальность обретают исследования, посвященные изучению зарождения и становления институтов гражданского общества в дореволюционной России.

One of the conditions of civil society development is theoretical substantiation of its constituents and the system in whole. Therefore, the researches devoted to the study of creation and formation of the institutes of a civil society in the pre-revolutionary Russia are particularly urgent.

Ключевые слова:

Северный Кавказ, Терская область, дореволюционный период, гражданские инициативы, благотворительность, социальное призрение; North Caucasus, Tersky region, pre-revolutionary period, civil initiatives, charity, social care.

ТУАЕВА

Берта

Владимировна — д.и.н., доцент; ведущий научный сотрудник отдела истории СевероОсетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и РСО-А amaga@ru.ru

АТАЕВ

Олег

Юрьевич — аспирант отдела истории СевероОсетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и РСО-А oleg_shuma@mail.ru

К началу XX в. в Российской империи в связи с расширением числа общественных организаций различной направленности и увеличением количества приверженцев гражданских и политических свобод среди представителей интеллигенции, общественных и политических деятелей получили развитие отдельные элементы гражданского общества. Официальная власть была вынуждена спешно реагировать на новые явления общественной жизни, и вскоре происходит окончательное закрепление образовавшегося альтернативного звена негосударственной структуры в государственно-иерархической системе. Следует отметить, что именно с этого времени в России, стране с сильной традиционной государственностью, отношения между гражданами и государством впервые стали опосредованными.

Система общественного призрения как одно из направлений государственной политики в области социальной сферы формировалась на протяжении длительного времени и включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры в отношении различных слоев населения. Огромную роль в становлении социальной системы призрения в дореволюционный период играли частные и общественно-гражданские инициативы. Общественное призрение во многих регионах России получило развитие благодаря трем основным принципам: 1) самостоятельности местных благотворительных организаций; 2) привлечению к управлению местного населения; 3) обеспечению населения более или менее достаточными денежными средствами1. Добровольные пожертвования осуществлялись представителями различных слоев общества и были разными по объему. Пожертвования могли быть разовыми, адресными, систематическими, приуроченными к каким-либо знаменательным датам, праздникам или событиям в жизни государства, города, сообщества и пр.

На Северном Кавказе наибольшее количество городских общественных благотворительных учреждений было сосредоточено во

1 Зиннатуллина Д.Г. Роль частной инициативы в развитии системы общественного призрения Казанской губернии // Известия АлтГУ, Барнаул, 2009, № 4/2, с. 67.

Владикавказе (центр Терской области). Здесь были основаны: городской ночлежный дом, городской приют для престарелых и увечных и городской приют для душевнобольных. Из городских общественных сумм г. Владикавказа выдавались ежегодные пособия Обществу попечения

о сиротах и больных детях на воспитание подкидышей и содержание бесплатной частной Михайловской лечебницы. На средства, ежегодно ассигнованные городским управлением при содействии частных лиц, жертвовавших деньги и вещи, содержались городские общественные учреждения. Кроме того, городская Дума издавала постановления, согласно которым антрепренеры городского театра обязывались давать по два спектакля в течение каждого зимнего театрального сезона в пользу городского приюта для престарелых и увечных.

Еще одним из вариантов организации благотворительности в социальной опеке населения во Владикавказе стал Трудовой дом, предоставлявший бедным ночлег за 3 коп. с человека, а иногда и бесплатно. При нем был открыт трудовой пункт, где бедные женщины за 10 коп. в день могли пользоваться всем необходимым для шитья, а также учиться кройке и шитью за символическую плату. Трудовой пункт принимал заказы от частных лиц и учреж-дений1.

Местные власти стремились расширить благотворительную деятельность состоятельных людей, привлечь их к решению социальных проблем. Одним из насущных вопросов оставалось призрение сирот. Решая эту задачу, Общество попечения о сиротах и бедных детях г. Владикавказа, созданное еще в начале 1890-х гг., открыло детский приют. Председателем Общества был барон В.Р. Штейнгель, который в 1896 г. внес крупное пожертвование на организацию народного гулянья, чем обеспечил материальное содержание призреваемых детей на полгода вперед. Благодаря пожертвованиям со стороны владикавказской общественности, в 1898 г. было построено новое каменное двухэтажное здание, где содержались и воспитывались 30 питомцев. Оно состояло из двух очень больших и светлых комнат на нижнем этаже и двух таких же — на верхнем. При

1 Мартиросиан Г.К. Социально-экономические основы революционных достижений на Тереке. — Владикавказ, 1925, с. 107.

них имелись две небольшие комнаты для заведующей и ее помощницы и кладовая. Ежегодно в приюте для живущих в нем и приходящих детей устраивалась новогодняя елка с подарками.

Кроме членских взносов, на содержание детского приюта шли сборы с гуляний, спектаклей, концертов, а также пожертвования благотворителей, пособие от города, составлявшее сумму в 300 руб. ежегодно, проценты от неприкосновенного капитала в 2 500 руб. и ежегодные личные взносы барона В.Р. Штейнгеля в размере 720 руб.2 В 1903 г. барон Штейнгель уступил свой дом Владикавказскому обществу в обмен на обязательство со стороны города ежегодно выплачивать Обществу сумму в

1 000 руб. В 1916 г. на одном из заседаний правления Общества было принято решение ходатайствовать о присвоении приюту имени барона Штейнгеля.

Добровольные негосударственные организации совместно с городскими властями пытались решить и другую социальную проблему — искоренение пьянства. С этой целью был образован Комитет попечительства о народной трезвости, который предлагал горожанам альтернативные способы проведения досуга. Было открыто несколько народных чайных, дешевая столовая, где устраивались вечера, концерты, беседы общеобразовательного характера. В феврале 1908 г. в бесплатной чайной побывало более 2 000 чел., в августе — 5 920 чел., в июне 1909 г. — 7 850 чел.3 Эту инициативу поддержало местное управление Красного Креста, открыв аналогичные заведения в Осетинской слободке и при городском ночлежном доме.

Благотворительной деятельностью занимались и конфессиональные организации — православные церкви, мусульманские мечети, римско-католические, григорианские церкви и религиозные секты. Храм всегда был центром благотворительности и кроме духовного воздействия оказывал и материальную помощь нуждающимся.

Храмы живо откликались и на новые городские формы участия в социальных проблемах населения. Например, с 1889 г. при Александро-Невской Владимирской

2 Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А), ф. 199, оп. 1, д. 12, л. 16.

3 Терские ведомости, 1908, № 4, 9, 51; Терские ведомости, 1909, № 78.

церкви действовало Общество трезвости в честь Божией матери и святителя Феодосия Черниговского. К шестилетнему юбилею Общество насчитывало 6 тыс. чел. — трезвенников. В 1913 г. при Свято-Троицкой церкви также было открыто общество трезвости «для борьбы с пьянством и сквернословием». Общество владикавказских молокан также осуществляло помощь неимущим — занималось их трудоустройством, борьбой с пьянством, призрением сирот.

Особое место в социально-экономической сфере Терской области отводилось добровольным объединениям с профессионально-корпоративной направленностью. В 1906 г. инициативной группой, в которую входили С. Логвинов, Д. Брусенцов и Г. Цаголов, было создано профессиональное общество приказчиков для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, имевшее целью защиту правовых, экономических и профессиональных интересов своих членов; постоянное содействие умственному, профессиональному и моральному развитию тружеников; оказание материальной помощи своим членам1. Общество намеревалось открыть бюро, чтобы обеспечивать им оказание юридической помощи; добиваться соглашения как с отдельными хозяевами, так и с целыми группами или союзом о нормировании заработной платы и полном рабочем дне; организовывать примирительные камеры для разбора недоразумений, возникших между предпринимателями и их представителями, а также разбирать и решать все недоразумения и споры, возникшие между членами на почве профессиональных интересов; выдавать денежные пособия во время безработицы, стачки, болезни; организовывать дорожное пособие при перемене места жительства; содействовать оказанию своим членам врачебной помощи и выдаче лекарств (бесплатно или по удешевленной цене). Средства Общества составлялись из вступительных взносов членов, ежегодных, ежемесячных, единовременных членских взносов, процентов с капитала Общества, доходов от принадлежащих Обществу имуществ и предприятий и от устройства лекций, вечеров и спектаклей.

Из поступивших в кассу сумм образовывались запасный и оборотный капиталы. В запасный отчислялись вступительные взносы членов Общества и 20% ежегодных, ежемесячных и единовременных членских взносов и всех остальных поступлений. Оборотный капитал составлял все прочие средства Общества и расходовался на пособия членам Общества, наем помещения, плату должностным лицам и прочие текущие расходы.

К 1908 г. в г. Владикавказе уже функционировали Клуб собрания лиц, служащих в правительственных и общественных учреждениях (клуб чиновников) и Клуб общества ремесленников. Клубы приказчиков и ремесленников отличались тем, что, наряду с обычными городскими культурными мероприятиями, их деятельность предполагала и материальную поддержку своих членов2.

Несомненно, что посредством благотворительных и общественно-гражданских акций невозможно было решить все проблемы в социальной сфере. Но нужно также отметить и то, что все филантропические начинания передовой общественности, в т.ч. и в провинциальной России, существенно облегчали жизнь огромному количеству нуждающихся, способствовали развитию и становлению гражданского общества. Со временем учредители добровольных объединений поняли необходимость консолидации всех сил, заявляя, что государство, местное самоуправление и частные инициативы должны помогать друг другу. С другой стороны, появление множества подобных обществ, комитетов и кружков поставило перед самой общественностью вопрос о необходимости координации усилий в целях предотвращения дублирования в работе, направив все усилия на успешное сотрудничество.

Подводя итоги, нужно отметить, что именно в пореформенное время обнаружилась тенденция к объединению частной благотворительности и общественного призрения, что имело результатом создание специального ведомства — Министерства государственного призрения, объединившего эти два типа социальной опеки.

1 ЦГА РСО-А, ф. 199, оп. 1, д. 16, л. 1.

2 ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 2, д. 586, л. 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.