_Аннотация
В статье анализируются изменения российского и международного законодательства, связанные с регулированием деятельности кадровых агентств, и деятельность кадровых агентств на рынке труда Республики Бурятия.
Ключевые слова: частные агентства занятости, рынок труда, кадровые агентства, Международная организация труда
Балханов Александр Матвеевич
канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и права, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ [email protected]
Галсанова Ирина Дамдиновна
Бурятская государственная сельскохозяйственная академия
им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ
частные агентства занятости: регулирование деятельности
вроссии1
Увеличение числа кадровых агентств в России и в регионах свидетельствует о развитии рынка труда. При этом регулирование их деятельности на уровне государства и регионов в настоящее время осуществляется на недостаточном уровне. Существовавшая до начала 2000-х годов система лицензирования была отменена.
В настоящее время мы наблюдаем развитие кадровых агентств под руководством Ассоциации консультантов по персоналу, которая объединила рек-рутинговые агентства и взяла направле-
1 Материал из серии «Аналитические обзоры». - Прим. ред.
ние на формирование и развитие цивилизованного рынка кадровых услуг.
Регулирование деятельности кадровых агентств на международном уровне
В настоящее время Международная организация труда называет кадровые агентства «частными агентствами занятости», согласно принятой 3 июня 1997 года на генеральной Конференции международной конференции труда Конвенции № 181 «О частных агентствах занятости» (1) и Рекомендации № 188 «О частных агентствах занятости» (2). Регулирование, расстановка и трудоустройства рабочей силы частными агентствами
экономика и п
занятости на международном уровне происходит на основании действия вышеназванных Конвенции и Рекомендации, Чтобы действие данных нормативных актов осуществлялось на территории Российской Федерации их необходимо ратифицировать, К настоящему моменту данные документы Международной организации труда не ратифицированы,
Международное правовое регулирование частных агентств занятости в рамках международной организации труда в течение XX века претерпело значительную эволюцию: в 1933 г Конвенция «О платных бюро найма» (№ 34) установила запрет на деятельность частных агентств занятости; в 1949 г, в Конвенции № 96 деятельность частных агентств занятости была легализована в определенных и строго ограниченных случаях; в 1997 г, МОТ были приняты Конвенция № 181 «О частных агентствах занятости» (далее -Конвенция № 181) и Рекомендация № 188 «О частных агентствах занятости» (далее Рекомендация № 188) (1, 2], Таким образом, исторически существуют три основных подхода к регулированию частных агентств занятости: первый - строгий запрет любых услуг трудоустройства и других услуг, обеспечиваемых частными агентствами; второй - жесткое регулирование частных агентств занятости, разрешенных наравне государственной службой занятости; третий - минимальное регулирование частных агентств занятости, допущенных в качестве частных участников рынка труда (12],
Регулирование деятельности кадровых агентств России
В России регулирование деятельности кадровых агентств, частных агентств занятости было обусловлено Законом
РФ от 19,04,1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Статьей 19 было определено, что деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов службы занятости,
В последствии данная статья была исключена в связи с принятием Федерального закона от 10,01,2003 № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
Кроме того, до отмены лицензирования деятельности по содействию занятости населения в Российской Федерации действовало постановление Правительства РФ от 28,10,1995 № 1046 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан», Данным Положением определялся порядок получения лицензии, В настоящее время данный вид деятельности регулируется только на этапах открытия кадрового агентства и его отчетности перед налоговой службой, Необходимо отметить, что на ведение данного вида деятельности в настоящее время лицензии не требуется, за исключением содействия занятости населения за рубежом, На федеральном уровне постоянно поднимаются вопросы ратификации Конвенций Международной органи-
российское предпринимательство, № 1 (199) / январь 2012
зации труда. Так, Комитетом государственной думы по труду и социальной политике в 2009 году проводились парламентские слушания на тему: «Развитие Российского законодательства в социальной сфере: перспективы дальнейшей ратификации Российской Федерацией Конвенций Международной организации труда (МОТ)». В рамках данных парламентских слушаний исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала В.В. Оськин поднял вопрос о ратификации Конвенции № 181. В своем выступлении, отметил, что ратификацию данной конвенции необходимо включить в список, который необходимо принять в России в срочном порядке (10). В своем выступлении исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала В.В. Оськин отметил, что положение о бесплатном оказании услуг для кандидата на получение должности заложено в Конвенции № 181. А еще раньше, до принятия Конвенции № 181, в 1996 году Ассоциация консультантов по подбору персонала закрепила данное положение в своем Профессионально-этическом кодексе. Следование данному положению свидетельствует о цивилизованном рынке кадровых услуг. Кроме того, В.В. Оськин отметил, что в данной Конвенции имеется много положительного и полезного для российского рынка. Например, защита кандидатов от дискриминации по национальности, вероисповеданию, политическим убеждениям, по возрасту и т.д. Принятие данной конвенции повлечет за собой не только цивилизованным отношениям на рынке труда, но и будет способствовать, по мнению В.В. Оськина, росту производительности труда (10, с. 184).
Ситуация в Республике Бурятия
В настоящее время кадровые агентства зарекомендовали себя как необходимые участники рынка труда. Ими создана Ассоциация консультантов по подбору персонала, которая пытается регулировать не только деятельность кадровых агентств, но и воздействовать на рынок труда.
Отношение Международной организации труда к деятельности частных агентств занятости претерпело изменение от полного запрещения их деятельности, до минимального регулирования. Конвенция № 181 и Рекомендация № 188, принятые в 1997 году, позволили действовать частным агентствам занятости, при этом трудящиеся, пользующиеся их услугами, должны быть защищены. На региональном уровне, в частности в Республике Бурятия, отмечается бурное развитие кадровых агентств. Отмечается заинтересованность в их деятельности со стороны работодателей: по данным представителей ряда кадровых агентств, отдельные работодатели оплачивают предоставляемые ими услуги. В процессе исследования кадровых агентств республики Бурятия выявилось, что отдельные кадровые агентства сотрудничают между собой, при этом с Государственной службой занятости сотрудничество не выявлено; хотя в соседних регионах, в частности в Иркутской области, отмечается взаимодействие кадровых агентств с Государственной службой занятости. Поскольку кадровые агентства зарекомендовали себя как необходимые участники рынка труда, по нашему мнению, необходимо выработать механизмы взаимодействия кадровых агентств с Государственной службой занятости. Поскольку кадровые агентства и Государственная служба занятости работают на разных сегмен-
экономическая теория
тах рынка труда, это позволит более корректно способствовать развитию рынка труда,
Литература
1, Конвенция Международной организации труда № 181 «О частных агентствах занятости», Женева, 19,06,1997,
2, Рекомендация Международной организации труда № 188 «О частных агентствах занятости», Женева, 19,06,1997,
3, Закон РФ от 19,04,1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»,
4, Распоряжение Правительства РФ от 17,11,2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»,
5, Балханов А,М, Совершенствование деятельности кадровых агентств на региональном рынке труда, Диссертация на соискание ученой степени кандидат экономических наук, -Иркутск, 2001,
6, Беленко П,В, Хедхантинг: принципы и технологии, - СПб: Питер, 2006, - 192 с,
7, Заславский И,Е, Труд, занятость, безработица, - М,: Департамент труда и
занятости правительства Москвы, 1992.
- 160 с.
8. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг: найм персонала: учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Оде-гова. - М.: Экзамен, 2002. - 320 с.
9. Лютов Н.Л. Новейшее законодательство Европейского союза и проблемы легализации применения заемного труда в России // Труд за рубежом. -2009. - №3 (83). - С. 85-102.
10. Материалы парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике на тему: «Развитие Российского законодательства в социальной сфере:перспективы дальнейшей ратификации Российской Федерацией конвенций Международной организации труда (МОТ)» // Труд за рубежом. - 2009. - №4 (84). - С. 113-187.
11. Менеджмент. В 8 кн. Кн.7. Менеджмент персонала 2000: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш.
- Мн.: БГЭУ, 1998. - 288 с.
12. Руководство для частных агентств занятости. Регулирование, контроль и исполнение. - Женева: Международное бюро труда, 2007.
Alexandr M. Balhanov
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of Management and Law, Buryat State Academy of Agriculture named after V.R. Filippov, Ulan-Ude Irina D. Galsanova
Buryat State Academy of Agriculture named after V.R. Filippov, Ulan-Ude
Private Employment Agencies: Regulation of Their Activities in Russia
_Abstract
The article analyzes the changes in the Russian and international legislation related to the regulation of recruitment agencies as well as activities of recruitment agencies on the labor market of the Republic of Buryatia.
Keywords: private employment agencies, labor market, recruitment agencies, International Labour Organization
оссийское предпринимательство, № 1 (199) / январь 2012