Научная статья на тему 'Чарльз Пирс и пирсоведение в России. Опыт библиографии'

Чарльз Пирс и пирсоведение в России. Опыт библиографии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
957
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ч. С. ПИРС / У. ДЖЕЙМС / W. JAMES / БИБЛИОГРАФИЯ / BIBLIOGRAPHY / ПИРСОВЕДЕНИЕ / ПРАГМАТИЗМ / PRAGMATISM / ПРАГМАТИЦИЗМ / PRAGMATICISM / CH. S. PEIRCE / STUDIES OF CH. S. PEIRCE'S PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нечаев Станислав Юрьевич

В статье представлен краткий анализ пирсоведения в России, обзор справочной литературы, первоисточников и специальных исследований. Обсуждаются проблемы и перспективы изучения философии Ч. С. Пирса в России. В конце статьи помещена библиография на русском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studies of Ch. S. Peirce Philosophy in Russia: An Attempt at a Bibliography

The author offers concise analysis of Ch. S. Pierce’s philosophy studies in Russia and a review of reference books, primary sources, and special studies, discussing the problems and perspectives of studying of Ch. S. Peirce’s philosophy in Russia and supplementing the article with a bibliography of all the above mentioned.

Текст научной работы на тему «Чарльз Пирс и пирсоведение в России. Опыт библиографии»

УДК 165.741:013=161.1[Пирс]

С. Ю. Нечаев

Чарльз Пирс и пирсоведение в России. Опыт библиографии

В статье представлен краткий анализ пирсоведения в России, обзор справочной литературы, первоисточников и специальных исследований. Обсуждаются проблемы и перспективы изучения философии Ч. С. Пирса в России. В конце статьи помещена библиография на русском языке.

The author offers concise analysis of Ch. S. Pierce's philosophy studies in Russia and a review of reference books, primary sources, and special studies, discussing the problems and perspectives of studying of Ch. S. Peirce's philosophy in Russia and supplementing the article with a bibliography of all the above mentioned.

Ключевые слова: Ч. С. Пирс, У. Джеймс, библиография, пирсоведение, прагматизм, прагматицизм.

Key words: Ch. S. Peirce, W. James, bibliography, studies of Ch. S. Peirce's philosophy, pragmatism, pragmaticism.

16-19 июля 2014 г. в Лоуэлловском университете штата Массачусетс (США) состоялся международный Конгресс, посвященный столетней годовщине смерти Чарльза С. Пирса (1839-1914)1. Среди организаторов и участников можно видеть известных философов и деятелей науки: Х. Патнэма, Н. Решера, Ли Смолина, С. Хаак, Я. Хин-тикку, М. Шапиро, У. Эко. Участвовали и известные исследователи философии Пирса: Дж. Брент, К. Л. Кетнер, В. Колапьетро, М. Мур, Н. Хаузер, К. Хуквэй, Дж. Эспозито и др. Тематика докладов созвучна трансдисциплинарному наследию Пирса: прагматицизм, история и философия науки, научная метафизика, философия математики, математическая логика и теория абдукции, семиотика/биосемиотика, этика, эстетика и риторика, вопросы образования, философия религии, компаративистика (прагматизм на Кубе, Пирс и китайская философия), наконец, экономика. Это событие, прошедшее под слоганом подбодрить философию XXI века (Invigorating Philosophy for the 21st Century), в нашей научной печати никак не освещалось.

© Нечаев С. Ю., 2016

1 Списки из заявленных десяти пленарных и более двухсот секционных докладов, а также поимённый состав комитетов международного Конгресса Peirce 2014 опубликованы в Интернете: URL: http://peirce-foundation.org/2014.html (дата обращения: 13.11.2015).

В то же время, в самом начале XX в. интеллектуальная жизнь России была воодушевлена идеями прагматизма в версии У. Джеймса при гораздо меньших отсылках к Пирсу (роль которого наиболее часто определяется в отечественной историко-философской литературе как «автора прагматизма» [1]). Характерная оппозиция «двух ветвей прагматизма» (Джеймса/Пирса), как увидим, напрямую отразится и в энциклопедическом знании.

В 1911 г. вышел перевод монографии о прагматизме М. Эбера [9], в 1913 г. - статья Н. А. Васильева [2]. В первом тексте перевод фамилии фигурирует как «Пирс», во втором - как «Пэрс». Интересно, что васильевское прочтение идёт вразрез c избранной традицией благозвучности перевода на русский язык фамилии Peirce. Ещё в генеалогической заметке1 конца XIX в. обрисована динамика произношения этого родового имени с начала XVII столетия до его современного варианта, который кириллицей, как ни странно, лучше всего передаётся болгарским «Пърс». Фактически уже здесь возникает один из аспектов проблематики исследований Пирса отечественными пирсоведами: сложный, терминологически насыщенный, синонимичный язык его философии и возникающие при этом трудности перевода. На этом фоне замечание У. Эко, будто «английский язык Пирса (обычно ужасный) обретает звучание своего рода поэзии дефиниций» [11, с. 312], вполне обретает звучание моветона, в духе так называемых «проективных философских словарей», никак не упоминаемых в этой статье.

До публикации полнотекстовых (и первых переводных) изданий Пирса с чего должен был начать своё исследование начинающий пир-совед, если не с энциклопедии? Однако в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона (1890-1907) нет статьи о Пирсе - взамен находим колонку о Джеймсе. В «Философском словаре» тех же издателей (под ред. Э. Л. Радлова, 1911) статьи о Пирсе также нет (а вот Джеймс назван «современным английским психологом»). Та же картина в «Энциклопедическом словаре» Гранат (1910-1948). Ситуация сохранялась вплоть до первого выпуска «Большой советской энциклопедии» (БСЭ, 1926-1947), где о Пирсе сказано буквально в двух словах: «Американский буржуазный философ. Основатель современного реакционно-идеалистического направления - прагматизма» (о Джеймсе написано много больше, естественно). В Britannica Ency-clopœdia первое сообщение о Пирсе появится лишь в 14-м издании (1929-1973, с учётом системы постоянного пересмотра), а вот амери-

1 Peirce C. F. Peirce Genealogy. C. H. Hamilton Press, 1880.

каннский психолог Джеймс упомянут ещё при жизни. Сейчас очевидно, что проблема «энциклопедического положения дел» для пирсове-дов самоустранилась только с выходом первых собраний трудов, и прежде всего Collected Papers of Charles Sanders Peirce1.

Настоящее распространение философии Пирса шло не через «прагматистский рупор», а сквозь умы, непосредственно впитавшие его идеи: Б. Рассела, К. Льюиса, А. Чёрча, Ф. Рамсея, Н. Хэнсона, Г. Спенсер-Брауна, Г. Бейтсона. По меткому замечанию Ю. Фримена и Г. Сколимовского:

«Труды Пирса как Библия: они столь всеобъемлющи, что допускают диаметрально противоположные толкования. Плодотворность пирсовской мысли видна во всем спектре его философских исследований - от мифов и символов до формальной логики» [10, с. 273].

Пожалуй, до 1980-х главным трудом о философии Пирса на русском языке (до появления специальных исследований и публикаций в периодике) оставалась монография Ю. К. Мельвиля [3]. Книга стала подспорьем для множества словарей и учебных пособий, на неё ссылаются практически все выходившие следом энциклопедии. Написанная в контексте «критики буржуазной философии» эта работа, основательно презентуя важнейшие философские взгляды Пирса, обошлась без каких-либо упоминаний о его вкладе в логику. Вероятно, автор решил, что между «абдуктивной логикой» и прагма-ти(ци)змом нет существенных связей, либо посчитал исчерпывающим параграф о логике Пирса в монографии Н. И. Стяжкина [6]. В то же время статья Ю. К. Мельвиля, вскоре опубликованная в Вестнике МГУ [4], становится своего рода «апологией Пирса». Автор осовременивает его взгляды на сущность математики и будто симпатизирует философу.

И. С. Добронравов, Н. И. Стяжкин, Б. Э. Быховский, Ю. К. Мель-виль - постоянные авторы-составители колонок Пирс/Прагматизм в коллективных программных трудах: «Философская энциклопедия» (1960-1970), БСЭ (3-е изд., 1970-1978), «Философский энциклопедический словарь» (1983), что и демонстрирует некоторое «родство» этих статей от издания к изданию. В «Логическом словаре-справочнике» Н. И. Кондакова (2-е изд., 1975) нет статьи об абдукции - проблеме, поставленной Пирсом более 100 лет назад. К сожалению, и в поздних трудах - «Этика. Энциклопедический словарь» (2001), «Энциклопедия эпистемологии и философии науки» (2009), «Новая

1 Collected Papers of Charles Sanders Peirce / Eds. C. Hartshorne, P. Weiss (Vol. 1-6); A. Burks (Vol. 7-8). Harvard University Press, 1931-1958.

философская энциклопедия» (2-е изд., 2010) - и в авторских статьях Абдукция/Пирс/Прагматизм (Г. И. Рузавина, В. К. Финна, В. Н. Поруса, Н. С. Юлиной, Р. Г. Апресяна) не обнаруживается ничего существенно нового: библиографические списки часто ограничиваются работами 2030-летней давности, отсутствует информация о продолжающемся издании Transactions of Charles S. Peirce Society (TCSPS, 1965-)1 или о работающем Институте по изучению прагматицизма (с 1972 г.) в Техасском технологическом университете (США) . Только в энциклопедическом словаре «Современная западная философия» (3-е изд., 2009) есть отсылка ко второму академическому хронологическому собранию сочинений Пирса (автор статьи В. Н. Порус). Обобщая, признаем: либо энциклопедические статьи по пирсоведению устарели, либо Пирс остаётся плохо изученным философом, несмотря на возрастающее число публикаций. Здесь уместна цитата о «колмогоровских заветах»:

«В ту пору энциклопедическая статья была устроена так: заглавное слово, тире, дефиниция, точка; дефиницией назывался текст, идущий сразу вслед за тире до ближайшей точки. В крайнем случае статья могла этим исчерпываться. Если же автору дают ещё место, то, учил Колмогоров, следует написать несколько фраз, доступных человеку с начальным образованием. Если допустимый объём исчерпан, этим и следует ограничиться. Если же объём позволяет, надо написать абзац, требующий уже [девятиклассного] образования, затем - [одиннадцатиклассного]. Если статья достаточно большая, можно перейти к сюжетам, предполагающим образование высшее, а в конце - даже требующим специальных знаний. Наконец, при очень большом объёме в самом конце автор - в качестве премии самому себе - вправе поместить текст, который понимает он один» [8, с. 170-171].

С 1982 по 2010 г. Индианским университетом (США) выпущено семь книг Writings of Charles S. Peirce: тома с 1 по 6 и 8-й том. Как утверждают издатели, запланирован выпуск порядка 30 книг, знаменующих одно из величайших научных усилий нашего времени. 7 и 9-й тома, используя различное программное обеспечение, после нескольких задержек планировалось выпустить в 2015 г. (сообщение из до-

Содержание выпусков скомпилировано в Интернете. URL: http://www.peircesociety.org/contents.html (дата обращения: 15.11.2015).

Институт разместил в открытом доступе оцифровку микрофишей полной коллекции опубликованных при жизни работ Пирса, выполненных по соответствующей библиографии: A Comprehensive Bibliography of Published Works of C. S. Peirce with a Bibliography of Secondary Studies / Ed. by K. L. Ketner. Philosophy Documentation Center, 1986. [Электр. ресурс]. URL: http://www.pragmaticism.net/works/csp-pub.html (дата обращения: 15.11.2015).

Writings of Charles S. Peirce: A Chronological Edition: Vol. 1-6, 8 / Peirce Edition Project. Indiana University Press, 1982-2010. [Электр. ресурс]. URL: http://www.iupui.edu/~peirce/index.html (дата обращения: 15.11.2015).

клада на Конгрессе Peirce 20141). Продолжается работа над 11 томом и онлайн-версией издания. Каждая книга содержит историческое и интеллектуальное введение, опубликованные и ранее неопубликованные тексты и хронологию жизнедеятельности Пирса за выбранный период, аннотации включённых работ и примечания, библиографию, документальные каталоги, указатели.

Перевод Кембриджских лекций Пирса [5], выполненный Д. Г. Лахути с оригинального издания , представляет собой первое последовательное изложение его взглядов, адресованное широкой публике. Заслугой Д. Г. Лахути помимо всего прочего является акцентирование внимания исследователей на специфике терминологии Пирса. Трудности перевода терминов believe/belief, пирсовских категорий Firstness/Secondness/Thirdness, выстраивание контекстов вокруг ключевых философских понятий «непрерывности», «привычки» или «фанерона» связаны с отсутствием школы - даже простой договорённости в научном сообществе (а часто речь идёт об элементарном незнании терминологической проблематики).

(Такая школа, может и условно, но активно функционирует на примере издающегося Болгарской Академией Наук (БАН) журнала «Философски алтернативи», в международном редакционном совете которого в разное время участвуют известные неопрагматисты или участники Конгресса Peirce 2014: Н. Решер, Р. Рорти, Н. Хаузер, К. Хуквэй)3.

Различные варианты перевода наименований категорий Пирса (рудиментарные «первичность», «вторичность», «троич-ность/третичность» взамен на более обоснованные - Пер-вость/Вторость/Третьесть [см. 5, с. 348]) формируют не просто разночтения, но принципиальные расхождения в понимании концептов и присущей им сложности. В данном случае концепт - это нераз-

1 De Tienne A. 1914-2014: One Hundred Years of Editing and Publishing Peirce (2014). [Электр. ресурс]. URL: http://www.commens.org/papers/paper/de-tienne-andre-2014-1914-2014-one-hundred-years-editing-and-publishing-peirce (дата обращения: 15.11.2015).

Reasoning and the Logic of Things: The Cambridge Conference Lectures of 1898 / Ed. by K.L. Ketner. Harvard University Press, 1992.

См.: Петров В. Онтологико-космологичните възгледи на Чарлз Пърс и схващането му за непрекъснатостта // Философски алтернативи. 2004. № 6. С. 108-121 [В начале статьи автор настаивает на произношении «Пърс» вместо перенятой из советской литературы транскрипции «Пиърс»]; Иванов Н. Съмнение, вярване и истина - теорията за научното изследване на Ч. Пърс // Философски алтернативи. 2005. № 2. С. 133-136; Хаузър Н. Пърс в XXI век: шанс за разкайващия се фалибилизъм (първа част) // Философски алтернативи. 2007. № 6. С. 13-27; Хаузър Н. Пърс в XXI век: шанс за разкайващия се фалибилизъм (втора част) // Философски алтернативи. 2008. № 1. С. 46-58; Сто години от смъртта на Чарлс Пърс // Философски алтернативи. 2014. № 6. С. 157-158.

ложимое понятие, которое содержит элементы других понятий и объясняется посредством их же, а не тех следствий, которые рассматриваемое понятие или входящие в него производят (предельным концептом эпистемологии Пирса является фанерон, т. е. понятие «фа-нерон» не обладает собственным значением). Все полученные Пирсом концепты, в частности теорию абдукции, нужно верифицировать к категориям. Вместе с этим можно обнаруживать и другие «полярности»: «абдукция/ретродукция» - понятия-синонимы или качественно различимые понятия, какую методологию мы называем прагматизмом, а какую прагматицизмом?

Если благодаря работе переводчиков (может, по причине амбивалентной трактовки терминов самим Пирсом) появляются подобные вопросы, то возникает необходимость продолжать переводческую деятельность, однако без неопрагматистского «выпадения в осадок» постмодернизма [7].

В библиографическом списке, составленном по рубрикам в хронологическом порядке публикаций, указана большая часть выпущенных на русском языке первоисточников и специальных исследований по Пирсу предпочтительно философского характера. В некоторых записях постранично отмечена имеющаяся внутри самого источника содержательная библиография, как правило, англоязычная. Список, по возможности, обходится без вузовских и других учебных посо-бий1. Ресурсы, использованные при составлении библиографии: каталоги библиотеки Академии наук, Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, указатель ИНИОН (с 1985 по 2015), eLIBRARY (научная электронная библиотека РФФИ), Google Scholar, личные источники автора. Литература подбиралась в соответствии с принципом дополнительности (понятие, которое первым использовал Джеймс для обозначения отношений взаимоисключения).

Список литературы

1. Ванчугов В. В. Русская мысль в поисках «нового света»: «золотой век» американской философии в контексте российского самопознания. - М.: УНИКУМ-центр, 2000.

1 См. выпущенные при участии А. С. Богомолова, И. С. Нарского, А. М. Каримского, А. Ф. Зотова и др. историко-философские труды и пособия: «Современный субъективный идеализм» (1957), «Современный объективный идеализм» (1963), «Современная идеалистическая гносеология» (1968), «Современная буржуазная философия» (1972), «Буржуазная философия кануна и начала империализма» (1977), «Современная буржуазная философия и религия» (1977), «Буржуазная философия середины XIX - начала XX века» (1988) и т. д.

2. Васильев Н. А. Логика и металогика // Логос. - 1912-1913. - Кн. 1, 2. -С. 53-81.

3. Мельвиль Ю. К. Чарлз Пирс и прагматизм. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 500 с.

4. Мельвиль Ю. К. Ч. Пирс о природе математики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. Философия. - 1970. - № 1. - С. 65-70.

5. Пирс Ч. С. Рассуждение и логика вещей: Лекции для Кембриджских конференций 1898 г. / с «Введением» К. Л. Кетнера и Х. Патнема и «Комментариями к лекциям» Х. Патнема; пер. с англ. Д. Г. Лахути и др. - М.: РГГУ, 2005. -376 с.

6. Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. - М.: Наука, 1967.

- 508 с.

7. Труитт У. Г. Предшественники постмодернизма и его связь с классическим американским прагматизмом / пер. с англ. Д. Г. Лахути // Вопр. философии.

- 2003. - № 3. - С. 154-167.

8. Успенский В. А. Апология математики. - СПб.: Амфора, 2009.

9. Эбер М. Прагматизм: исследование его различных форм: англоамериканских, французских, итальянских, и его религиозного значения / пер. с фр. - М., 1911.

10. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики / сост. Д. Г. Лахути и др.; пер. с англ. Д. Г. Лахути; вступ. ст. и общ. ред. В. Н. Садовского; послесл. В. К. Финна. - М.: УРСС, 2000. - 463 с.

11. Эко У. Роль читателя. Исследование по семиотике текста / пер. с англ. и итал. С.Д. Серебряного. - СПб.: Симпозиум; М.: РГГУ, 2005. - 502 с.

Избранная библиография на русском языке

(в хронологическом порядке по рубрикам)

Первоисточники

1. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения [сб.] / пер. с англ. К. Голубович и др. - М.: Логос, 2000. - 412 с. - Библиогр.: с. 408-410.

2. Пирс Ч. С. Принципы философии: в 2 т. / пер. с англ. В. В. Кирющенко и М. В. Колопотина; вступ. ст. В. В. Кирющенко. - СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. - 541 с.

3. Пирс Ч. С. Рассуждение и логика вещей: Лекции для Кембриджских конференций 1898 г. / с «Введением» К. Л. Кетнера и Х. Патнема и «Комментариями к лекциям» Х. Патнема; пер. с англ. Д. Г. Лахути и др. - М.: РГГУ, 2005. -376 с. - Библиогр. в примеч.: с. 321-345.

4. Пирс Ч. С. Что такое знак? // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Политология. - 2009. - № 3 (7). - С. 88-95 / пер. с англ. А.А. Аргамаковой; с предисл. к публ. С. 86-87.

Монографии

5. Мельвиль Ю. К. Чарлз Пирс и прагматизм. (У истоков амер. буржуазной философии XX в.). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 500 с. - Библиогр. в примеч. в конце глав.

6. Кирющенко В. В. Язык и знак в прагматизме. - СПб.: Европ. ун-т в СПб., 2008. - 199 с. - Библиогр.: с. 195-199 и в подстроч. примеч.

7. Кирющенко В. В. Чарльз Сандерс Пирс, или Оса в бутылке. Введение в интеллектуал. историю Америки1. - М.: Территория будущего, 2008. - 374 с. -Библиогр.: с. 366-370.

Части, главы, параграфы в монографиях, пособиях, коллективных трудах (с указанием страниц)

8. Кедров Б. М. Классификация наук: в 3 кн. II. От Ленина до наших дней. - М.: Мысль, 1965. - 544 с. (Ч. 1. Гл. 1, § 4. Субъективизм и формализм в подходе к классификации наук в США в конце XIX и начале XX в. Субъективизм в прагматической философии. Пирс. С. 78-88).

9. Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. - М.: Наука, 1967. - 508 с. (Гл. 9, § 6. Алгебро-логическая проблематика у родоначальника семиотики Ч. С. Пирса. С. 436-446. [Библиогр.: с. 481-482.]

10. Сидоров И. Н. Философия действия в США: От Эмерсона до Дьюи. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. - 148 с.

11. Якобсон Р. Язык и бессознательное [сб.] / пер. с англ., фр. К. Голубович и др.; сост., вступ. слово К. Голубович и К. Чухрукидзе. - М.: Гнозис, 1996. -248 с. (Несколько слов о Пирсе, первопроходце науки о языке. С. 162-169).

12. Пассмор Дж. Сто лет философии / пер. с англ. И. В. Борисовой и др.; под общ. ред. А. Ф. Грязнова. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 496 с. - Библиогр. в примеч.: с. 419-427.

13. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики [сб.] / сост. Д. Г. Лахути и др.; пер. с англ. Д. Г. Лахути; вступ. ст. и общ. ред. В. Н. Садовского; послесл. В. К. Финна. - М.: УРСС, 2000. - 463 с. -Библиогр. в примеч. в конце ст. и в подстроч. примеч. (Н. Решер. Пирс, Поппер и методологический поворот. С. 210-221. Ю. Фримен, Г. Сколимовский. Поиск объективности у Пирса и Поппера. С. 222-279. К. Поппер. Фримен и Сколимовский о пирсовских предвосхищениях Поппера. С. 280-290).

14. Апель К.-О. Трансформация философии [сб.] / пер. с нем. В. Куренного и Б. Скуратова. - М.: Логос, 2001. - 340 с. (От Канта к Пирсу: семиотическая трансформация трансцендентальной логики. С. 171-192).

15. Ямпольский М. О близком (Очерки немиметического зрения). - М.: Новое лит. обозрение, 2001. - 240 с. (Гл. 6. Логика иллюзии (Гельмгольц, Милль, Пирс). С. 105-123).

16. Эко У. Роль читателя. Исслед. по семиотике текста / пер. с англ. и итал. С. Д. Серебряного. - СПб.: Симпозиум; М.: РГГУ, 2005. - 502 с. (Гл. 7. Чарльз Пирс и семиотические основы открытости: знаки как тексты и тексты как знаки. С. 289-336).

1 См. рецензию: Anellis I.H. Vitalij Kiryushchenko, Charl'z Sanders Pirs, ili Osa v butylke: Vvedenie v intellektual'nuyu istoiyu Ameriki [Charles Sanders Peirce, or the Wasp in the Bottle: Introduction to the Intellectual History of America] // Transactions of the Charles S. Peirce Society. 2011. Vol. 47, No. 1. P. 111-115.

17. Сухачёв Н. Л. Концепции языка в европейской философии (Очерки о Г. В. Ф. Гегеле, Ч. С. Пирсе, М. Хайдеггере). - СПб.: Нестор-История, 2007. -318 с.

18. Американская философия. Введение [сб.] / под ред. А. Т. Марсубяна и Дж. Райдера; пер. с англ. Л. Бугаевой и др. - М.: 2008. - 576 с. (Ч. 1. Гл. 3. Дж. Марголис. Первые прагматисты. С. 68-91.Ч. 2. Гл. 5. В. Колапьетро. Ч. С. Пирс, 1839-1914. С. 121-156).

19. Басин Е. Я. Семантическая философия искусства. 4-е изд., доп. - М.: Гуманитарий, 2012. - 348 с. (Гл. 11. Прагматизм, семиотика и искусство: Ч. Пирс. С. 253-274).

20. Драгалина-Чёрная Е. Г. Онтологии для Абеляра и Элоизы [сб.]. - М.: ВШЭ, 2012. - 231 с. (Гл. 2, § 1. Диаграмматическая квантификация Ч. С. Пирса. С. 49-69).

21. Рузавин Г. И. Методология научного познания. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с. (Гл. 7. Абдукция и поиск объяснительных гипотез. С. 126-144).

22. Шилов В. В. История логических машин [сб.]. - М.: URSS, 2013. - 248 с. (Гл.10. Логические машины Аллана Маркванда1. С. 141-149).

23. Филатов Д. И. Общая методология. - Саратов: Наука, 2014. - 144 с. (Гл. 4, § 8.3. Абдуктивная возгонка. С. 128).

Статьи

24. Мельвиль Ю. К. Ч. Пирс о природе математики // Вестн. Моск ун-та. Сер. 8. Философия. - 1970. - № 1. - С. 65-70.

25. Бернацкий Г. Г. Ч. С. Пирс как исследователь силлогистики Аристотеля // Проблемы законов науки и логики научного знания [межвуз. сб]. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. - С. 149-156.

26. Порус В. Н. Чарлз Пирс и современная «философия науки» // Вопр. философии. - 1982. - № 3. - С. 137-144.

27. Андрюшенко М. Т. Кант и Пирс: единство и различие в отношении к познавательному статусу веры // Кантовский сб. - Вып. 12. - Калининград: Ка-линингр. ун-т, 1987. - С. 107-113.

28. Бажанов В. А. Об эвристическом влиянии идей Ч. Пирса на логическое творчество Н. А. Васильева // Проблемы методологии: сб. науч. ст., посвящ. памяти проф. В. Н. Борисова. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. -С. 131-136.

29. Нёт В. Чарлз Сандерс Пирс // Критика и семиотика. - Вып.3/4. - 2001. -С. 5-32 / пер. с нем. Н. Сироткина гл. из «Справ. по семиотике» (1985) Нем. о-ва по семиотике.]

30. Сидоров И. Н. Философия тематического сравнения: проблема ясности идеи в учениях Рене Декарта и Чарльза С. Пирса // Компаративистика: Альманах сравнит. социогуманит. исслед. - СПб. : Социолог. о-во им. М. М. Ковалевского, 2001. - С. 78-91.

1 Машины сконструированы под руководством Ч. С. Пирса в университете Джона Хоп-кинса.

31. Васюков В. Л. Научное открытие и контекст абдукции // Философские науки. - Вып. 9: Эволюция творческого мышления. - М.: ИФ РАН, 2003. -С. 181-203.

32. Брент Дж. Чарльз Сандерс Пирс: Жизнь // Логос. - 2004. - №3-4 (43). -С. 231-278 / пер. с англ. А. Смирнова гл. из кн. (1998), того же назв.

33. Головко Н. В. Абдуктивный вывод и практический разум: к постановке проблемы // Философия образования. - 2007. - № 3. - С. 35-40.

34. Головко Н. В. Абдуктивный вывод и критическое мышление: к постановке проблемы // Философия образования. - 2008. - № 1. - С. 23-28.

35. Светлов В. А. Методологическая концепция научного знания Чарлза Пирса: единство абдукции, дедукции и индукции // Логико-философские штудии. - 2008. - № 5. - С. 165-188.

36. Долгоруков В. В. Первичность, Вторичность, Третичность: прав ли Ч. С. Пирс? // Философия математики: актуальные проблемы: тезисы Второй междунар. конф.; 28-30 мая 2009 г. - М., 2009. - С. 88-90.

37. Бунько В. А. Пути к теории Чарльза Пирса и Карла Поппера // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2010. - № 2. - Т. 2. - С. 123-132.

38. Бунько В. А. Гипотеза как гештальт // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2010. - № 4. - Т.2. - С. 70-80.

39. Финн В. К. О логико-семиотических проблемах теории понимания текстов: (неопубл. послесл. к пер. на рус. яз. кн. У. Эко «Роль читателя: Исслед. по семиотике текста» (2005) // Научно-техническая информация. Сер. 2: Информационные процессы и системы. - 2010. - №9. - С. 1-11.

40. Бурмистров С. Л. Антропология американского прагматизма // Человек. - 2011. - № 4. - С. 104-115.

41. Лахути Д. Г. Милль, Пирс и Поппер о логике научного открытия // Вопр. философии. - 2012. - № 3. - С. 101-109.

42. Боброва А. С. Неограниченный семиозис и повторное вхождение // Вестн. РГГУ. - 2014. - № 10. - С. 113-120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43. Боброва А. С. Пирс и Луман: диаграмматическая логика в социальных науках // Вестн. РГГУ. - 2015. - № 5. - С. 92-100.

Специальные исследования

44. Достоверный и правдоподобный вывод в интеллектуальных системах. 2-е изд., испр. и доп. / В. Н. Вагин, Е. Ю. Головина, А. А. Загорянская, М. В. Фомина; под ред. В. Н. Вагина и Д. А. Поспелова. - М.: URSS, 2008. - 712 с.

45. Автоматическое порождение гипотез в интеллектуальных системах [сб.] / сост. Е. С. Панкратова, В. К. Финн; под общ. ред. В. К. Финна. - М.: URSS, 2009. - 526 с.

46. ДСМ-метод порождения гипотез: логические и эпистемологические основания [сб.] / сост. О. М. Аншаков, Е. Ф. Фабрикантова; под общ. ред. О. М. Аншакова. - М.: URSS, 2009. - 430 с.

47. Финн В. К. Искусственный интеллект: Методология, применения, философия [сб.]. - М.: КРАСАНД, 2011. - 448 с.

Авторефераты кандидатских диссертаций

48. Крылова Л. В. Философская сущность семиотики Ч. С. Пирса: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Иркутск, 1973. - 27 с.

49. Закомолдина Л. П. Логика Ч. С. Пирса. Семантико-прагмат. аспекты силлогистики: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Л., 1982. - 16 с.

50. Шкробова Е. Л. Философия науки Ч. Пирса (критический анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Л., 1985. - 16 с.

51. Сироткин Н. С. Поэзия русского и немецкого авангарда с точки зрения семиотики Ч. С. Пирса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2003. - 19 с.

52. Боброва А. С. Теория рассуждений Ч. Пирса (проблема абдукции): автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2005. - 20 с.

53. Нечаев С. Ю. Концепция абдуктивного мышления Ч. С. Пирса и философия искусственного интеллекта: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 2013. - 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.