Научная статья на тему 'Characteristics of a modern higher school teacher'

Characteristics of a modern higher school teacher Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ОБЯЗАННОСТИ / ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / FUTURE TEACHERS / CHARACTERISTICS OF A TEACHER / REQUIREMENTS FOR HIGHER SCHOOL TEACHERS / RESPONSIBILITIES / MAIN CHALLENGES / HIGH SCHOOL / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидаш Наталия Сергеевна

Статья посвящена значению подготовки будущих преподавателей в высшей школе. Рассматриваются основные требования к преподавателям высшей школы, характеристики преподавателя и его обязанности на современном этапе развития образования, а также основные задачи, стоящие перед педагогами высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Characteristics of a modern higher school teacher»

УДК 159.923.2

ББК Ю952 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.01

Сидаш Наталия Сергеевна,

преподаватель, кафедра философских и гуманитарных дисциплин, Институт химических технологий (г. Рубежное), Восточно-Украинский национальный университет имени Владимира Даля (Луганск, Украина); аспирант, кафедра педагогики, Восточно-Украинский национальный университет имени Владимира Даля (Луганск, Украина); 91034, Украина, г. Луганск, Молодежный квартал, д. 20а; e-mail: natalija-sidash@rambler.ru.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: будущие преподаватели; характеристики преподавателя; требования к преподавателям высшей школы; обязанности; основные задачи; высшая школа; образование.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена значению подготовки будущих преподавателей в высшей школе. Рассматриваются основные требования к преподавателям высшей школы, характеристики преподавателя и его обязанности на современном этапе развития образования, а также основные задачи, стоящие перед педагогами высшей школы.

Sidash Nataliya Sergeevna,

Senior Lecturer, Department of Philosophical and Humanitarian Sciences, Institute of Chemical Technologies (Rubezhnoye) of East Ukrainian National University named after Vladimir Dahl; Post-graduate Student, Department of Pedagogy, East Ukrainian National University named after Vladimir Dahl, Lugansk, Ukraine.

CHARACTERISTICS OF A MODERN HIGHER SCHOOL TEACHER

KEY WORDS: future teachers; characteristics of a teacher; requirements for higher school teachers; responsibilities; main challenges; high school; education.

ABSTRACT. The article is devoted to the importance of future teachers training in higher school. The basic requirements for higher school teachers, the characteristics of the future teachers and their responsibilities at the present stage of development of education, as well as the main challenges facing teachers of higher school have been considered in the article.

Социально-экономические и политические преобразования, которые происходят в последние годы, обусловили радикальные изменения почти во всех сферах жизни общества, в том числе и в системе высшего образования. Высшая школа имеет первостепенное значение для социально-экономического развития государства, хотя бы потому, что именно высшие учебные заведения формируют интеллектуальный, культурный, творческий потенциал общества и несут ответственность за подготовку будущего преподавателя высокого уровня.

Развитие общества неразрывно связано с развитием образования. На современном этапе прогрессивное развитие педагогического образования страны тесно связано с образовательной деятельностью высшей школы, в частности, с подготовкой будущих преподавателей. Последние же призваны сегодня подготовить такое поколение, которое способно воплощать в жизнь лучшие ценности общества. От их педагогической компетентности, педагогической толерантности, педагогического сознания и самосознания зависит не только становление и развитие педагогического образования в стране, но и развитие самого государства, его стабильность, прогресс.

Однако какие бы изменения ни произошли в области образования или в высшей школе, они непременно будут касаться преподавателя. Ситуация, сложившаяся се© Сидаш Н. С., 2014

годня в сфере образования, требует разработки новой структуры специальной психо-лого-педагогической подготовки как будущих преподавателей вузов, так и действующих. Традиционное педагогическое формирование и воспитание будущих преподавателей вузов в пределах университетов становится уже недостаточным и малоэффективным.

В связи с этим большое внимание и значение приобретает сегодня личность преподавателя высшей школы. Как отмечал

А. Н. Леонтьев, «личностью не рождаются, личностью становятся». Рассматривая требования к преподавателю высшей школы в контексте современных требований к высшей школе, нужно отметить, что, к сожалению, в наше время в отечественных вузах не все преподаватели занимаются научноисследовательской работой по своим предметам, а потому и качество знаний по этим предметам не соответствует современным требованиям. Современной высшей школе необходимы такие преподаватели, которые не только владеют требуемыми для успешной педагогической деятельности компетенциями, но и способны обновлять, совершенствовать, развивать свою педагогическую деятельность, более качественно обучать студентов, применяя современные технологии обучения. По нашему мнению, в аудитории высших учебных заведений должны прийти преподаватели, которые на высоком уровне владеют современными об-

разовательными технологиями и развивающими методиками обучения, в совершенстве знают и эффективно используют мультимедийные программы и видеофильмы, создают и используют в работе различные проекты, тесты и др. Имеющий глубокие знания и высокий интеллект преподаватель способен активизировать учебную деятельность студентов и помочь им в формировании последующего направления обучения. В соответствии с общепризнанным мнением сильного, опытного студента должен готовить более сильный и более опытный преподаватель.

Однако, к сожалению, система преподавания в высших учебных заведениях, как правило, имеет традиционный характер и ориентирована на пассивное обучение, т. е. на получение студентами необходимых им знаний из разных источников: учебников, пособий, журналов, методичек и лекций преподавателей. Среднестатистический преподаватель высшей школы использует в своей педагогической работе только традиционные технологии (формы, методы, средства) обучения, а это, как мы видим, тормозит инновации в системе высшего образования при подготовке будущих специалистов.

Таким образом, для качественного педагогического обучения студентов необходима качественная педагогическая подготовка преподавателя высшей школы.

Студенческая молодежь с каждым годом становится все более разнообразной по многим параметрам: языка, культуры, вероисповедания, образа жизни и др. Это требует от преподавателя высшей школы особых компетенций.

Если учесть, что некоторые преподаватели вузов не имеют специальной педагогической подготовки, то одним из важных направлений подготовки или повышения квалификации является обучение современным педагогическим технологиям.

Безусловно, при подготовке будущих преподавателей высшей школы определяющей является предметная и научная подготовка. Эта тесная связь обучения на высшем уровне с научными исследованиями сегодня является характерной особенностью системы высшего образования почти во всех развитых странах мира. Но на современном этапе развития высшего образования, в частности при подготовке будущих преподавателей, большое значение приобретает и особая психолого-педагогическая подготовка.

Итак, педагогическую компетентность преподавателя высшей школы составляет фундаментальная профессиональная педагогическая подготовка с учетом современных инновационных технологий в тесной

связи с профессионально направленной психолого-педагогической подготовкой.

В ходе реформирования отечественного образования постепенно сформировались и требования к преподавателю высшей школы.

Основные требования к преподавателю высшей школы в Украине:

- наличие законченного высшего образования; фундаментальность подготовки;

- для педагогической деятельности в вузе желательно последипломное образование (аспирантура, докторантура, курсы повышения квалификации);

- высокий уровень подготовки по предмету, который преподается, наличие публикаций и исследовательская работа в соответствующей сфере;

- наличие методических разработок и методических работ по предмету, который преподается.

В связи с необходимостью владения и оперирования технологиями обучения можно привести следующий набор требований к преподавателю:

- профессиональная компетентность (содержит в себе научную, практическую и психолого-педагогическую подготовку);

- гуманитарная компетентность (учитываются личные гуманитарные качества, ответственность);

- креативность (творческая деятельность, нестандартность мышления);

- коммуникативность (важно иметь четкую речь, дикцию, знать иностранные языки, обладать компьютерной грамотностью);

- социально-экономическая компетентность (знание основ экономики и права).

Основные психолого-педагогические особенности преподавателей высшей школы:

- преподаватель высшей школы должен четко осознавать личную ответственность за проведение занятий;

- должен быть ориентирован на поиск и выявление истины, должен логически мыслить, уметь находить главное в разных источниках и логично связывать факты между собой;

- иметь активную социальную позицию и быть носителем общечеловеческих ценностей;

- обязательными нормами для преподавателя высшего учебного заведения является интеллигентность в общении, порядочность в отношении к студентам, к их инициативам;

- преподаватель вуза должен быть эрудированным, осведомленным в сфере образования для усовершенствования своей преподавательской деятельности;

- объективное оценивание достижений студентов вместе с последовательной требо-

вательностью необходимы каждому преподавателю;

- преподаватель должен быть терпеливым к студентам, которые допускают ошибки при обучении, но не допускать наглости и бескультурья со стороны нерадивых студентов.

Формирование личности будущего преподавателя высшей школы не обойдется и без воспитания у него любви и уважительного отношения к своей профессии, чувства гордости за свое учебное заведение, за выбранную профессию. Для этого необходимо, чтобы студенты как можно больше знали об истории своего учебного заведения, о профессорско-преподавательском составе, о научно-педагогических работниках, занятых в системе образовательного учреждения.

По нашему мнению, преподавателю высшей школы надо неуклонно работать и воспитывать в себе личные качества, связанные с точностью и пунктуальностью. Если преподаватель требует от студента пунктуальности - то и сам должен быть точным и пунктуальным. В данном вопросе преподаватель должен быть для студента постоянным примером и образцом. Уместно вспомнить слова выдающегося педагога

А. С. Макаренко, который говорил: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Недопустимо для преподавателя высшей школы и задерживать студентов после звонка. Такие нарушения будут иметь негативное влияние на учебный процесс в целом. Необходимо всегда помнить о том, что преподаватель отвечает за воспитание у студентов личностных качеств. Студенты высших учебных заведений в большинстве своем сохранили способность прислушиваться к своим преподавателям и подражать их лучшим качествам.

Педагогическая деятельность является самой главной и самой полезной деятельностью для общества. Об этом очень точно сказал Е. Энгельгардт: «Любая деятель-

ность, какой бы она не была прилежной, остается деятельностью единичной, между тем, как педагог, воспитав и научив хотя бы только 10 юношей, этим удесятерил свою деятельность на пользу общества. Я считаю, что нет более полезного и высшего призвания педагога, посвятившего себя полностью образованию прекрасных граждан для своего Отечества» [6, с. 136].

Во время учебы в высшем учебном заведении студенты, как будущие преподаватели, должны не только получать профессиональные знания, умения и навыки, но и формироваться как личности, приобретая целый ряд таких качеств, которые им будут необходимы в течение всей жизни. Сегодня

очень важно, чтобы будущий преподаватель высшей школы был осведомлен и в области экономики, и в области правоведения, истории, политологии и др.

В связи с этим возникает необходимость в разработке и внедрении общей концепции преподавания гуманитарных дисциплин. Гуманитарное образование должно быть полноценным, ибо только при этом условии может произойти формирование педагогического сознания у будущих преподавателей.

Мы должны четко понять и осознать, что педагогическое образование нуждается сегодня в радикальном реформировании. Реформы в педагогическом образовании зависят не только от решений правительства или министерства образования, а еще и от того, какой преподаватель придет в образование, от его компетентности, осведомленности, от его педагогического сознания и ценностных ориентиров. Существует мнение, что от преподавателя высшей школы зависит не только успех учебного заведения, но и развитие государства. Это метко выражает народная мудрость: учитель создает нацию.

По утверждению Ш. Амонашвили, духовность и гуманность должны стать фундаментом в современном педагогическом образовании. Использование же в отечественном образовании этих ценностных понятий будет способствовать формированию педагогического сознания у будущих преподавателей высшей школы. Толерантность, гуманность, доброта, духовность -это вечные понятия, и они должны быть нормой жизни не только для преподавателей, но и для каждого человека. Интересное мнение по поводу гуманности и духовности выразила доктор филологии Р. Г. Силласте. Она отмечала: «Когда мы говорим о духовности, то можно четко заложить в это понятие наши представления о том, что в нации нет духовности, если у нее нет своей идеологии, нет идеалов, нет веры и главной цели, ради которых люди готовы жить, работать и даже умереть» [1, с. 39].

Необходимо, чтобы педагогическое сознание будущих преподавателей высшей школы получило духовное содержание, только тогда произойдет переосмысление и переориентация ценностных направлений в педагогическом образовании. Будущим преподавателям необходимо как можно чаще обращаться к педагогам-классикам для осознания общечеловеческих и педагогических ценностей. Гуманная педагогика была ценностной ориентацией для таких классиков педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, А. И. Макаренко, В. А. Сухомлинский,

Ш. А. Амонашвили, В. Г. Александрова,

В. И. Вернадский и др. После знакомства с трудами мыслителей педагогики становится ясно, что без духовности и гуманности невозможно качественное воспитание. Только гуманная педагогика способна воспитать гармонично развитого, культурного, интеллигентного специалиста, наделенного целым комплексом необходимых личностных качеств.

Современное общество возлагает большие надежды на преподавателей высшей школы в вопросе качественной подготовки студентов как будущих преподавателей. Если в высшем учебном заведении правильно поставлен учебный процесс, если он осуществляется преподавателями ответственно, честно, вдумчиво, а не формально, то и вся педагогическая деятельность преподавателей имеет положительный результат в формировании личностноценностных качеств студентов - деловых, интеллектуальных, моральных, эстетических, этических и др. В народе говорят, что учитель является врачом человеческих душ. Об этом очень точно сказал русский поэт

Н. С. Гумилев:

Только змеи сбрасывают кожи, Чтоб душа старела и росла.

Мы, увы, со змеями не схожи,

Мы меняем души, не тела.

Большое значение в современном учебно-воспитательном процессе имеют следующие характеристики современного преподавателя:

- чувство меры (решительность и непоколебимость во время педагогической деятельности);

- педагогический такт (уважение чести и достоинства каждого студента и студенческого коллектива в целом);

- организаторские умения и способности (объединение и сплочение студенческого коллектива);

- личный пример и авторитет (заключается в том, что преподаватель высшей школы должен оставлять след в душах студентов на всю жизнь). «Золотым правилом», по определению К. Д. Ушинского, считается тезис «Учителю нужно быть таким, каким он хочет видеть своих воспитанников».

Преподаватель является центральной фигурой педагогического процесса, и очень важно, на каком языке он общается со студентами и педагогическим коллективом. Поэтому, по определению Н. П. Волковой, «еще одной важной характеристикой деятельности учителя является его речевая культура. Язык - важнейшее средство общения учителя с учениками, главный инструмент педагогического труда. Он является

средством непосредственного воздействия на сознание и поведение учащихся. Важные показатели речевой культуры педагога -содержательность, логичность, точность, ясность, краткость, простота, эмоциональная выразительность, яркость, образность, красочность речи, правильное литературное произношение, свободное, непринужденное оперирование словом, интонационное разнообразие, четкая дикция, правильное использование логических ударений и психологических пауз, взаимоотношение между содержанием и тоном, между словами, жестами и мимикой» [4, с. 415].

На современном этапе развития образования главной обязанностью преподавателя высшей школы является обучение и воспитание студентов. В осуществлении учебно-воспитательного процесса прослеживаются следующие функции.

• Учебная (дидактическая) функция -формирование у студентов умений и навыков приобретать знания самостоятельно (т. е. преподаватель должен быть организатором процесса усвоения знаний).

• Развивающая функция. Заключается в том, что преподаватель с помощью креативности способствует развитию творчества студентов, их умений и способностей.

• Воспитательная функция. Заключается в воспитании общечеловеческих ценностей и раскрытии положительных личных качеств студентов.

Вся педагогическая деятельность современного преподавателя высшей школы основывается на педагогическом сознании, педагогическом опыте, общей культуре и профессионализме.

Становление будущего преподавателя происходит в процессе педагогической подготовки в вузе. Основными задачами преподавателей высшей школы, кроме учебной деятельности, являются:

- создание студенческого коллектива;

- организация активной общественной жизни студентов в высшем учебном заведении;

- привитие студентам любви к избранной профессии и учебному заведению. Важным для педагогической деятельности преподавателя высшей школы при обучении студентов является понимание партнерства «преподаватель - студент».

На современном этапе развития высшей школы большое внимание уделяется роли преподавателя как человека, через деятельность которого формируется другой человек, развиваются его моральные и духовные способности, происходит развитие общества.

Преподаватель высшей школы должен быть для студентов и советчиком, и помощ-

ником, и консультантом. Преподаватель высшей школы в своей работе не должен допускать ошибок, потому что от его профессионализма, компетентности, толерантности, доброты зависит то, какого педагога он подготовит. Хочу сослаться на мнение Ш. А. Амонашвили: «Нельзя воспитывать нравственность, будучи аморальным. Любовь воспитывается любовью. Доброта -добротой. Благородство - благородством. Личность - личностью и т. д. Отсюда необходимость постоянного творческого подъема преподавателя к вершинам нравственности и соблюдения правил: “Обучая - учимся”, “Воспитывая - воспитываемся”, “Образовывая - образовываемся сами”» [1, с. 41].

Перед началом педагогической деятельности будущий преподаватель должен быть психологически подготовлен. Он должен обязательно знать и осознавать важность и необходимость своего труда, творческого подхода к нему, почтительно относиться к студенческому и педагогическому коллективам. «Изучение психологических характеристик личности педагога, - отмечал С. Л. Рубинштейн, - включает в себя три вопроса: “Чего хочет педагог, что его привлекает, к чему он стремится? А что он может? Что он собой представляет, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?” [7, с. 199].

В работе Ю. Ю. Верланова «Три актуальные проблемы высшего образования» говорится, что «для педагога приоритет составляют социально-психологические характеристики, а только потом профессионально-педагогические» [3, с. 32]. В педагогической деятельности очень большое значение имеют такие психологические характеристики, как адекватность, любовь и уважение как к студентам, так и к коллегам по работе, толерантность, патриотизм, педагогический такт. А к профессиональным педагогическим характеристикам можно отнести методическую, практическую и теоретическую подготовку будущего преподавателя.

Современная высшая школа требует от преподавателя:

1) профессиональной направленности;

2) осознания принятия правильного решения педагогических задач;

3) уверенности в правильности выбора преподавательской профессии;

4) преодоления трудностей в профессиональной деятельности;

5) зависимости мастерства от личных качеств и педагогических способностей.

Технологии деятельности, функциям преподавателя и его умениям посвящено много исследований. Среди них работы

В. А Сластенина, Н. В. Кузьминой, М. Г. Романовой, И. Н. Митиной и др. Однако в этих

исследованиях не дана оценка профессиональной компетентности современного преподавателя. Необходимо обобщить требования, касающиеся качественной подготовки современных преподавателей и их педагогических способностей. По характеристике Н. В. Кузьминой, «педагогические способности - это черты личности, отвечающие требованиям педагогической деятельности и обеспечивающие личностное владение этой деятельностью и достижение в ней высоких показателей» [5, с. 26].

В современной педагогике существует очень много общеизвестных понятий, таких как «педагогическое мастерство», «педагогическая культура», «профессиональная компетенция», «педагогическая квалификация» и др. Каждое из них невозможно истолковать без понятия профессионализма педагога. Все эти понятия указывают на уровень педагогических умений будущего преподавателя. Профессионально компетентный педагог, по определению

Н. Бутенко из работы «Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте реализации его миссии», должен иметь следующие профессиональные компоненты:

« - умение системно воспринимать педагогическую реальность;

- способность свободно ориентироваться в предметной области;

- технологичность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умение интегрироваться с другим опытом;

- способность к педагогической рефлексии;

- креативность» [2, с. 36].

Для успешного учебно-воспитательного процесса преподаватели должны обладать педагогическими способностями. Проблемами педагогических способностей и их классификацией занимались ученые разных отраслей наук. Благодаря исследованиям Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитова и других были определены качества личности преподавателя, благодаря которым педагог достигает высоких результатов в педагогической деятельности. Наиболее распространенными являются следующие виды способностей.

1. Дидактические способности - это умение подать необходимый материал студентам доступно, четко и интересно. В этих способностях проявляется креативность преподавателя, которая направлена на заинтересованность, творческое мышление и активность студентов.

2. Организаторские способности - обнаруживаются в умении сплотить студентов, направить их деятельность на выполнение полезных дел, построить дружный студен-

ческий коллектив. Благодаря организаторским способностям преподаватель и сам приобретает такие качества личности, как точность, аккуратность, дисциплинированность и ответственность.

3. Коммуникативные способности - это способности, которые формируют доверие и доброжелательность студентов по отношению к своему преподавателю. За счет коммуникативных и организаторских способностей обеспечивается руководство студенческим коллективом.

4. Перцептивные способности - это умение видеть внутренний мир студента. Преподаватель, обладающий перцептивными способностями, умеет распознавать психическое состояние и понимать сложные вопросы психики. Перцептивные способности обусловливают живой контакт преподавателя и студентов.

5. Суггестивные способности - это способности внушать решительным словом и эмоционально-волевым влиянием достигать необходимых результатов. Данные способности тесно связаны с личными качествами преподавателя, с его поступками, поведением и действиями.

6. Научно-познавательные способности -это способности быть человеком информированным, осведомленным, грамотным в любой ситуации. Владение данными способностями помогает преподавателю творчески мыслить, на высоком уровне владеть учебным материалом, последовательно и правильно решать любые проблемы, которые стоят перед учебно-воспитательным процессом.

Как видно, все эти способности тесно взаимосвязаны.

Будущим преподавателям высших учебных заведений необходимо понимать, что учебно-воспитательная деятельность сложна и для того, чтобы достичь определенных успехов, необходимо систематически и напряженно овладевать теорией и практикой, много работать над формированием профессионального мастерства, серьезно готовить себя к педагогической деятельности. Современный преподаватель должен быть не просто предметником, но в первую очередь преподавателем соответствующей науки, грамотным и опытным воспитателем.

Подготовка высококвалифицированных преподавателей должна отвечать современным требованиям высшей школы. Для решения образовательных проблем в высшей школе на современном этапе необходим такой преподаватель, который видит в каждом своем студенте не объект педагогического воздействия, а самостоятельную личность, находящуюся в постоянном развитии, имеющую право на самоутверждение, умеет жить в реальном мире.

Таким образом, преподаватели вузов должны демонстрировать высокий уровень психологической культуры, психологической осведомленности, психологической компетенции, владеть практическими умениями и навыками, которые будут помогать в отношениях со студентами, будут способствовать личностному развитию и профессиональному становлению будущих преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш. А. Духовная основа образования // На орбите познания : сб. науч.-популярных ст. Ростов н/Д : Феникс, 2006. С. 36-42.

2. Бутенко Н. Компетенції сучасного викладача вищої школи в контексті реалізації його місії // Вісн. Львів.ун-ту. Сер. пед. 2009. Вип. 25.4л. С. 3i-39.

3. Верланова Ю. Ю. Три актуальні проблеми вищої освіти // Сучасні проблеми вищої освіти. Миколаїв, i999.

4. Волкова Н. П. Педагогіка : посібник для студентів вищих навчальних закладів. Київ : Академія, 2002.

5. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., i96i.

6. Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (i8ii-i8i7 гг.) : историкопедагогический очерк. М., i999.

7. Савчин М. В. Соціальна педагогічна психологія : навчальний посібник для студентів вузів. Дрогобич : Відродження, i998.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Г. П. Шевченко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.