Научная статья на тему 'Cаморегуляция и жизнестойкость на разных стадиях профессионального становления'

Cаморегуляция и жизнестойкость на разных стадиях профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъект труда / жизнестойкость / осознанная саморегуляция / стадии профессионального становления / техническая сфера деятельности / социально-гуманитарная сфера деятельности / subject of labor / hardiness / conscious self-regulation / stages of professional development / technical field of activity / social and humanitarian field of activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т Н. Банщикова, М Л. Соколовский, Е А. Фомина

Актуальность. Необходимость неоднократной смены вида профессиональной деятельности, сокращение продолжительности этапов профессионализации зачастую приводит к нарушению ощущения времени, потере смысла жизни, снижению эффективности стратегий совладания. В этой связи изучение роли личностных ресурсов, их мобилизации и интеграции на разных этапах профессионализации продолжает оставаться актуальной проблемой. Цель представленного исследования — выявить особенности осознанной саморегуляции и жизнестойкости на разных этапах профессионализации. В ходе работы проверялась следующая гипотеза: вид профессиональной деятельности субъекта труда и стадии его профессионализации влияют на общий уровень и структуру связей осознанной саморегуляции и жизнестойкости. Выборку составили 284 респондента (144 женщины и 140 мужчин) в возрасте от 17 до 59 лет. Методы. В диагностический комплекс вошли опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ-2020» и «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой. Сбор эмпирических данных осуществлялся при помощи бланкового тестирования и онлайн-тестирования с применением GoogleForms. Обработка результатов производилась с помощью расчета описательных статистик, расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена, однофакторного и двухфакторного дисперсионного анализа, U-критерия Манна‒Уитни. Результаты. Выявлено, что наибольшие значения и плотность корреляций между показателями осознанной саморегуляции и жизнестойкости наблюдается на стадии профессиональной адаптации. Связь между саморегуляцией и жизнестойкостью более выражена на стадиях адаптации и профессионализации у представителей технических профессий. Результаты исследования могут быть использованы в практике деятельности психологов-профконсультантов, кадровых служб, при разработке методических рекомендаций, направленных на развитие жизнестойкости, регуляторных ресурсов человека на стадии профессиональной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Т Н. Банщикова, М Л. Соколовский, Е А. Фомина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-regulation and hardiness at different stages of professional development

duration of professionalization stages often leads to the time sense disturbances, loss of the meaning of life, and a decrease in the coping strategies effectiveness. In this regard, investigating the role of personality resources, their mobilization and integration at different stages of professionalization remains a pressing issue. Objective. The study had its purpose to identify the features of conscious self-regulation and hardiness at the different stages of professionalization. In the course of the work, the following hypothesis was tested: the type of a subject’s professional activity and the stage of professionalization affect the general level and the structure of links between the conscious self-regulation and his hardiness. The sample consisted of 284 respondents (144 women and 140 men) aged 17 to 59 years. Methods. The diagnostic complex included V.I. Morosanova’s “Self-regulation profile questionnaire, SRPQM-2020” and the “Test of hardiness” by D.A. Leontiev and E.I. Rasskazova. Collecting empirical data was carried out using blank testing and online testing by means of “Google Forms”. The results were processed using the calculation of descriptive statistics, the Spearman’s rank correlation coefficient, one-way and two-way analysis of variance, and the Mann-Whitney U-test. Results. The data analysis has revealed that the highest values and density of correlations between the indicators of conscious self-regulation and hardiness are observed at the stage of professional adaptation. The relationship between subjects’ self-regulation and hardiness is more pronounced in the representatives of technical professions at the stages of their adaptation and professionalization. The study results can be used in the practice of occupational psychologists, personnel services, in the guidelines for developing hardiness, resilience, and regulatory resources of a person at the stage of professional adaptation.

Текст научной работы на тему «Cаморегуляция и жизнестойкость на разных стадиях профессионального становления»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • 2022 • Том 15 • № 2

педагогическая психология

Научная статья УДК 159.9.072

CAмоPEГУляция и жизнестойкость на разных стадиях профессионального становления

Т.Н. Банщикова1*, М.Л. Соколовский2, Е.А. Фомина3

1' 2' 3 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6694-6419

2 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2524-2500

3 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9809-5631

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Актуальность. Необходимость неоднократной смены вида профессиональной деятельности, сокращение продолжительности этапов профессионализации зачастую приводит к нарушению ощущения времени, потере смысла жизни, снижению эффективности стратегий совладания. В этой связи изучение роли личностных ресурсов, их мобилизации и интеграции на разных этапах профессионализации продолжает оставаться актуальной проблемой.

Цель представленного исследования — выявить особенности осознанной саморегуляции и жизнестойкости на разных этапах профессионализации. В ходе работы проверялась следующая гипотеза: вид профессиональной деятельности субъекта труда и стадии его профессионализации влияют на общий уровень и структуру связей осознанной саморегуляции и жизнестойкости.

Выборку составили 284 респондента (144 женщины и 140 мужчин) в возрасте от 17 до 59 лет.

Методы. В диагностический комплекс вошли опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ-2020» и «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой. Сбор эмпирических данных осуществлялся при помощи бланкового тестирования и онлайн-тестирования с применением GoogleForms. Обработка результатов производилась с помощью расчета описательных статистик, расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена, однофакторного и двух-факторного дисперсионного анализа, Ц-критерия Манна-Уитни.

Результаты. Выявлено, что наибольшие значения и плотность корреляций между показателями осознанной саморегуляции и жизнестойкости наблюдается на стадии профессиональной адаптации. Связь между саморегуляцией и жизнестойкостью более выражена на стадиях адаптации и профессионализации у представителей технических профессий. Результаты исследования могут быть использованы в практике деятельности психологов-профконсультантов, кадровых служб, при разработке методических рекомендаций, направленных на развитие жизнестойкости, регуляторных ресурсов человека на стадии профессиональной адаптации.

Ключевые слова: субъект труда, жизнестойкость, осознанная саморегуляция, стадии профессионального становления, техническая сфера деятельности, социально-гуманитарная сфера деятельности.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования участника проекта, кандидата психологических наук, доцента В.А. Соломонова.

Для цитирования: Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л., Фомина Е.А. Саморегуляция и жизнестойкость на разных стадиях профессионального становления // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 2 (15). С. 67-92.

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

Scientific Article doi:

SELF-REGULATION AND HARDINESS AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Tatyana N. Banshchikova1*, Maksim L. Sokolovskii2, Elena A. Fomina3

1 2 3 North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6694-6419

2 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2524-2500

3 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9809-5631

* Corresponding author: [email protected]

Background. The need to repeatedly change the type of professional activity, reducing the duration of professionalization stages often leads to the time sense disturbances, loss of the meaning of life, and a decrease in the coping strategies effectiveness. In this regard, investigating the role of personality resources, their mobilization and integration at different stages of professionalization remains a pressing issue.

Objective. The study had its purpose to identify the features of conscious self-regulation and hardiness at the different stages of professionalization. In the course of the work, the following hypothesis was tested: the type of a subject's professional activity and the stage of professionalization affect the general level and the structure of links between the conscious self-regulation and his hardiness.

The sample consisted of 284 respondents (144 women and 140 men) aged 17 to 59 years.

Methods. The diagnostic complex included V.I. Morosanova's "Self-regulation profile questionnaire, SRPQM-2020" and the "Test of hardiness" by D.A. Leontiev and E.I. Rass-kazova. Collecting empirical data was carried out using blank testing and online testing by means of "Google Forms". The results were processed using the calculation of descriptive statistics, the Spearman's rank correlation coefficient, one-way and two-way analysis of variance, and the Mann-Whitney U-test.

Results. The data analysis has revealed that the highest values and density of correlations between the indicators of conscious self-regulation and hardiness are observed at the stage of professional adaptation. The relationship between subjects' self-regulation and hardiness is more pronounced in the representatives of technical professions at the stages of their adaptation and professionalization. The study results can be used in the practice of occupational psychologists, personnel services, in the guidelines for developing hardiness, resilience, and regulatory resources of a person at the stage of professional adaptation.

Keywords: subject of labor, hardiness, conscious self-regulation, stages of professional development, technical field of activity, social and humanitarian field of activity.

Acknowledgements. The authors are grateful for assistance in data collection to V. Solomonov.

For citation: Banshchikova, T.N., Sokolovskii, M.L., Fomina, E.A. (2022). Fundamentals about personal values and meanings (based on materials from Russian and foreign scientific sources). Teoreticheskaya i eksperimental'naya psykhologiya (Theoretical and experimental psychology), 2 (15), 67-92. doi:

Введение

Профессиональная жизнь современного человека характеризуется высокой динамичностью, появлением новых профессий, усложнением содержания и условий труда, изменениями смысла трудовой деятельности, увеличением продолжительности периода активной трудовой деятельности (Митина, 2016; Одинцова, 2016; Tsen et al., 2021). Необходимость неоднократной смены вида профессиональной деятельности, сокращение продолжительности этапов профессионализации зачастую приводит к нарушению ощущения времени, потере смысла жизни, снижению эффективности стратегий совладания. Вполне логичен вопрос: «Какие личностные ресурсы помогают человеку в условиях трансформации сложившихся систем отношений, ценностных ориентаций, паттернов профессионального поведения целесообразно адаптироваться под изменяющиеся условия, осознанно выстраивать новые программы будущих профессиональных действий? В числе таких психологических (личностных) ресурсов исследователи выделяют осознанную саморегуляцию (Д.А. Леонтьев, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий) и жизнестойкость (С. Мади, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Мы предполагаем, что осознанная саморегуляция и жизнестойкость выступают теми механизмами, которые могут обеспечить продуктивность построения жизненных и профессиональных планов человека на разных этапах профессионального становления, в том числе — в сложных жизненных ситуациях.

В своих исследованиях мы исходим из положения В.И. Моросановой о том, что важным универсальным метаресурсом достижения широкого спектра жизненных целей выступает осознанная саморегуляция. Ранее нами было установлено: осознанная саморегуляция выступает значимым предиктором адаптации человека к меняющимся условиям жизнедеятельности (Банщико-ва, Соколовский, 2021; Банщикова, Моросанова, 2017; Банщикова, Ширяева, 2019). Основываясь на теоретических положениях, исследовательских данных научной школы психологии саморегуляции О.А. Конопкина, В.И. Моросано-вой, осознанную саморегуляцию мы рассматриваем как рефлексивный психологический инструмент организации активности человека, как метасистему, которая координирует различные субсистемы психики человека (когнитивные, личностные, эмоциональные) и включает два уровня: когнитивный и личностный (Моросанова, 2017). Первый выступает базовым уровнем саморегуляции и включает ряд регуляторных процессов: планирование целей, моделирование значимых условий их достижения, программирование последовательности и способов действий, оценивание и корректирование их результатов. Второй уровень представлен регуляторно-личностными свойствами — гибкостью,

самостоятельностью, надежностью. В зарубежных исследованиях модель саморегуляции также включает когнитивные и метакогнитивные компоненты (Baumeister, Vonasch, Sjastad, 2020; Mead, Baumeister, 2021; Schunk, DiBenedetto, 2021; Winne, 2021; Zimmerman, Kitsantas, 2014).

В современной психологии отмечается рост интереса к интегративным моделям, раскрывающим не только непосредственные, но и опосредованные (медиаторные и модераторные) связи различных регуляторных механизмов в процессах достижения жизненных целей, преодоления жизненных трудностей (Моросанова, 2014; Фомина, 2020). Среди таких регуляторных механизмов выделяют, например, жизнестойкость (Наливайко, 2010; Фоминова, 2012а).

Жизнестойкость, как «системное психологическое свойство <...>, позволяет человеку превращать проблемные ситуации в новые возможности» (Богомаз, 2007, с. 25). Д.А. Леонтьев понимает под жизнестойкостью черту личности, которая характеризуется мерой преодоления заданных обстоятельств, мерой преодоления личностью самой себя (Леонтьев, Рассказова, 2006). Согласно концепции С. Мадди, жизнестойкость отражается в трех автономных компонентах: вовлеченности, контроле над событиями, принятии риска (Maddi, 2007; Maddi, Kobasa, 1984). Эксплицитность данных компонентов помогает человеку трансформировать внутреннее напряжение в новые возможности, тем самым влияя на успешность деятельности.

Можно предположить, что жизнестойкость человека во многом обусловлена его профессиональной направленностью. Так, гуманитарное образование погружает человека в сферу духовной культуры и не только отражает состояние духа человека, но и одновременно воздействует на него. Ассимилируя культуру, человек находит ресурсы, помогающие ему справляться с жизненными трудностями. Представители технических профессий в большей мере погружены в материальный мир, в достижения материальной культуры. Вероятнее всего, представители данной группы обращаются к иным внутренним источникам для обеспечения устойчивости к стрессам и неопределенности.

В отечественной психологии имеется значительный объем исследований жизнестойкости у представителей различных профессиональных групп в условиях сохранения ими своей профессиональной идентичности (Володина, Дмитриева, Калинина, 2011; Кузнецова, 2012; Титова и др., 2019; Фоминова, 2012б); в ситуации вхождения в профессиональную деятельность (Ванакова, 2012; Соломонов, Фомина, 2021).

Представляется, что изучение особенностей осознанной саморегуляции и жизнестойкости у представителей контрастных профессиональных групп, взаимосвязи и взаимовлияния данных феноменов на выполнение задач разных этапов профессионализации является новой и актуальной задачей, решение которой было бы востребовано в психологической практике.

Описание хода исследования

Цели исследования — выявить особенности осознанной саморегуляции и жизнестойкости на разных этапах профессионального становления у представителей социально-гуманитарных и технических профессий.

В отечественной психологии проблема профессионального становления личности нашла свое отражение в целостных концепциях Л.М. Митиной, Т.В. Кудрявцева, Э.Ф. Зеера, А.Т. Ростунова, Ю.П. Поваренкова, А.А. Дерка-ча, В.Г. Зазыкина. В представленном исследовании концептуальной основой профессионального становления личности выступили положения Э.Ф. Зеера (Зеер, 2003), чья периодизация профессионального становления опирается на возраст человека, социальную ситуацию развития и уровень реализации профессиональной деятельности. Для исследования были взяты респонденты, находящиеся на одной из трех стадий: стадии профессионального самоопределения, стадии профессиональной адаптации и стадии профессионализации (первичной и вторичной).

Основная гипотеза: вид профессиональной деятельности субъекта труда и стадия его профессионализации влияют на уровень и структуру связей осознанной саморегуляции и жизнестойкости.

Дополнительная гипотеза: связь саморегуляции и жизнестойкости более выражена на стадиях профессиональной адаптации и профессионализации у субъектов технических профессий.

Для проверки выдвинутых гипотез ставились следующие исследовательские задачи:

1. Сравнить показатели осознанной саморегуляции и жизнестойкости в зависимости от стадии профессионального становления у представителей социально-гуманитарных и технических профессий.

2. Установить характер взаимосвязи саморегуляции и жизнестойкости на разных стадиях профессионального становления у представителей социально-гуманитарных и технических профессий.

Сбор данных у слушателей программ профессиональной переподготовки, студентов магистратуры и заочной формы бакалавриата осуществлялся посредством бланкового тестирования и онлайн-опроса с применением Google Forms.

Обработка эмпирических результатов производилась в два этапа: 1) для выявления особенностей осознанной саморегуляции и жизнестойкости в зависимости от стадии профессионализации и сферы профессиональной деятельности респондентов проведено сравнение средних арифметических значений компонентов осознанной саморегуляции и жизнестойкости при помощи одно- и двухфакторного дисперсионного анализа; 2) для выявления динамики взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и жизнестойкости в зависимости от стадии профессионального становления и сферы профессиональной деятельности был проведен корреляционный анализ.

Методы

Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ-2020» был использован для оценки развития осознанной саморегуляции (Мо-росанова, Бондаренко, 2015). В опроснике имеется 7 шкал: планирование (Пл), моделирование (М), программирование (Пр), оценка результатов (Ор), гибкость (Г), самостоятельность (С), общий уровень саморегуляции (ОУС).

Тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой (Леонтьев, Расска-зова, 2006) был разработан на основе концепции жизнестойкости С. Мадди (Maddi, Wadhwa, Haier, 1996; Maddi, Khoshaba, Harvey, 2011). Методика включает 3 шкалы: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Для изучения сферы профессиональной деятельности респондентов, мотивации смены вида деятельности, стадии профессионализации использовалась биографическая анкета.

Эмпирические данные были собраны в период выполнения научного проекта № 19-013-00308 при поддержке гранта РФФИ.

Участие в исследовании носило добровольный и безвозмездный характер.

Математико-статистическая обработка данных осуществлялась посредством расчета описательных статистик, использования корреляционного анализа (коэффициент корреляции рангов Спирмена), однофакторного и двух-факторного дисперсионного анализа, U-критерия Манна-Уитни.

Выборка

Выборку составили 284 респондента (144 женщин и 140 мужчины) в возрасте от 17 до 59 лет. Среди них были безработные, обратившиеся в центры занятости; студенты заочной формы обучения бакалавриата; студенты магистратуры; слушатели программ профессиональной переподготовки (табл. 1).

Таблица 1. Структура выборки в зависимости от сферы профессиональной деятельности и стадии профессионального становления

Сфера профессиональной деятельности Стадии профессионального становления Итого

Стадия профессионального самоопределения (17-21 лет) Стадия профессиональной адаптации (22-25 лет) Стадия профессионализации (26-59 лет)

Социально-гуманитарная 48 40 73 161

Техническая 36 53 34 123

Итого (колич. чел.) 84 93 107 284

Table 1. Sample structure, number of subjects depending on the field of professional activity and stage of professional development

Sphere of professional activity Stages of professional development Total

Stage of professional self-determination Stage of professional adaptation Professionaliza-tion stage

Social and humanitarian 48 40 73 161

Technical 36 53 34 123

Total 84 93 107 284

В выборку вошли респонденты, находящиеся на разных стадиях профессионального становления:

- стадия профессионального самоопределения (возрастной диапазон 1721 год) — респонденты, не имеющие высшего образования, но имеющие опыт профессиональной деятельности, преимущественно студенты, обучающиеся на заочном отделении бакалавриата;

- стадия адаптации (возрастной диапазон 22-25 лет) — преимущественно студенты заочной формы обучения бакалавриата и магистратуры, а также лица, обратившиеся в службу занятости;

- стадия профессионализации (возрастной диапазон 26-59 лет) — профессионалы, характеризующиеся стремлением самосовершенствоваться, переосмыслением своего места в жизни, желанием реализовать свои способности, добиться успеха, выстроить профессиональную карьеру.

Сферы профессиональной деятельности респондентов данной выборки составляют довольно широкий спектр специальностей. Они были разделены на два кластера: профессии социально-гуманитарной сферы (воспитатель, журналист, дефектолог, психолог, юрист, дизайнер, медицинская сестра, врач, специалист по кадрам, менеджер, музыкальный работник, секретарь) и профессии технической сферы (автомеханик, рабочий, слесарь, инженер, плотник, прораб и т.п.).

Сравнение респондентов, находящихся на разных стадиях профессионального становления, неслучайно. Направленность деятельности, стадии профессионализации являются значимыми факторами в детерминации психических состояний субъекта труда (Зеер, Сыманюк, 2005; Мардахаев, 2001). При этом, исследования регуляторно-личностных ресурсов, актуализирующихся в трудных жизненных ситуациях у субъектов социально-гуманитарных и технических профессий, у субъектов, находящихся на разных стадиях профессионального становления, немногочисленны и противоречивы (Агаркова, Чернышова, 2010; Безносов, 2004; Водопьянова, Старченкова, 2017; Логинова, 2015).

Результаты исследования

Сравнение средних значений по каждому компоненту осознанной саморегуляции и жизнестойкости показало, что значимых различий по уровню осознанной саморегуляции у респондентов на всех этапах профессионального становления не установлено (табл. 2). Для показателя жизнестойкости «вовлечённость» наблюдается статистически значимая положительная динамика у респондентов социогуманитарных специальностей (табл. 3), что обусловливает рост вовлечённости по мере профессионального становления и на смешанной выборке (табл. 2).

Положительная динамика вовлеченности по мере перехода от стадии к стадии говорит о стремлении субъекта труда быть в курсе событий, участвовать в происходящем.

По результатам однофакторного дисперсионного анализа не выявлено статистически значимых различий в показателях осознанной саморегуляции у представителей социально-гуманитарных и технических профессий (табл. 3).

Таблица 2. Средние арифметические значения показателей осознанной саморегуляции и жизнестойкости у респондентов на разных стадиях профессионального становления

Стадии профессионального становления Стадия профессионального самоопределения Стадия адаптации Стадия профессионализации p

Показатели осознанной саморегуляции

Планирование (Пл) 6,3 6,2 6,1 0,788

Моделирование (М) 5,9 5,8 5,6 0,692

Программирование (Пр) 6,1 6,1 6,2 0,693

Оценивание результатов (Ор) 5,8 5,6 5,9 0,677

Гибкость (Г) 6,4 6,3 6,2 0,743

Самостоятельность (С) 5,3 5,5 5,5 0,628

Общий уровень саморегуляции (ОУрС) 30,7 30,1 30,5 0,783

Показатели жизнестойкости

Жизнестойкость 83 84 87 0,305

Вовлеченность 34 36 39 0,002

Контроль 32 31 32 0,809

Принятие риска 17 17 17 0,564

Table 2. Arithmetic mean values of indicators of conscious self-regulation and resilience among respondents at different stages of professional development

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stages of professional development Stage of professional self-determination Stage of professional adaptation Professiona-lization stage p

Indicators of conscious self-regulation

Planning (Pl) 6.3 6.2 6.1 0.788

Modeling (M) 5.9 5.8 5.6 0.692

Programming (Pr) 6.1 6.1 6.2 0.693

Evaluation of results (Er) 5.8 5.6 5.9 0.677

Flexibility (F) 6.4 6.3 6.2 0.743

Independence (I) 5.3 5.5 5.5 0.628

General level of self-regulation (GLSR) 30.7 30.1 30.5 0.783

Hardiness indicators

Hardiness (H) 83 84 87 0.305

Involvement (Iv) 34 36 39 0.002

Control (Ct) 32 31 32 0.809

Risk acceptance (RA) 17 17 17 0.564

Однако у представителей технических профессий показатели осознанной саморегуляции и жизнестойкости более выражены, чем у представителей социально-гуманитарных профессий. Исключение составляют такие компоненты саморегуляции, как планирование и самостоятельность. Возможно, для представителей социально-гуманитарных профессий более привычной является самостоятельная прорисовка реалистичных детализированных планов, тогда как для представителей технических профессий в достижении профессиональных целей необходимо быть более событийно-вовлеченными, стараться повлиять на исход событий, воспринимать риск как естественную часть жизни.

В двухфакторном дисперсионном анализе в качестве факторов (независимых переменных) выступали такие качественные показатели, как сфера профессиональной деятельности, представленная дихотомической шкалой (социально-гуманитарная — техническая) и стадии профессионального становления, в виде качественной шкалы из трех градаций: стадия профессионального самоопределения, стадия профессиональной адаптации и стадия профессионализации. В роли зависимых (количественных) переменных выступали показатели осознанной саморегуляции и жизнестойкости.

Таблица 3. Средние арифметические значения показателей осознанной саморегуляции и жизнестойкости у представителей социально-гуманитарных и технических профессий

Стадии профессионального становления Социально-гуманитарные профессии Технические профессии

Стадия самоопределения Стадия адаптации Стадия профессионализации P Стадия самоопределения Стадия адаптации Стадия профессионализации P

Показатели осознанной саморегуляции

Планирование (Пл) 6,5 6,0 6,3 0,494 6,1 6,3 5,8 0,500

Моделирование (М) 5,6 5,6 5,6 0,994 6,1 6,0 5,6 0,529

Программирование (Пр) 6,0 5,8 6,3 0,216 6,2 6,3 6,1 0,845

Оценивание результатов (Ор) 5,4 5,5 5,9 0,235 6,2 5,7 5,7 0,377

Гибкость (Г) 6,4 6,0 6,5 0,380 6,5 6,5 5,7 0,096

Самостоятельность (С) 5,5 5,7 5,7 0,848 4,9 5,4 5,1 0,622

ОУС 30,4 29,0 31,0 0,163 31,1 31,0 29,5 0,400

Показатели жизнестойкости

Жизнестойкость 79 79 87 0,059 88 88 89 0,964

Вовлеченность 32 34 39 0,000 37 36 40 0,398

Контроль 30 29 31 0,239 33 33 33 0,947

Принятие риска 17 16 17 0,821 18 18 17 0,261

Table 3. Arithmetic mean group values of indicators of conscious self-regulation and hardiness among representatives of the social, humanitarian and technical spheres of professional activity

Stages of professional development Social and humanitarian professions Technical professions

Stage of professional self-determination Stage of professional adaptation Professionaliza-tion stage p Stage of professional self-determination Stage of professional adaptation Professionaliza-tion stage p

Indicators of conscious self-regulation

Planning (Pl) 6.5 6.0 6.3 0.494 6.1 6.3 5.8 0.500

Modeling (M) 5.6 5.6 5.6 0.994 6.1 6.0 5.6 0.529

Programming (Pr) 6.0 5.8 6.3 0.216 6.2 6.3 6.1 0.845

Evaluation of results (Er) 5.4 5.5 5.9 0.235 6.2 5.7 5.7 0.377

Flexibility (F) 6.4 6.0 6.5 0.380 6.5 6.5 5.7 0.096

Independence (I) 5.5 5.7 5.7 0.848 4.9 5.4 5.1 0.622

General level of self-regulation (GLSR) 30.4 29.0 31.0 0.163 31.1 31.0 29.5 0.400

Hardiness indicators

Hardiness (H) 79 79 87 0.059 88 88 89 0.964

Involvement (Iv) 32 34 39 0.000 37 36 40 0.398

Control (Ct) 30 29 31 0.239 33 33 33 0.947

Risk acceptance (RA) 17 16 17 0.821 18 18 17 0.261

По результатам анализа было установлено:

— влияние фактора «сфера профессиональной деятельности» на зависимые переменные жизнестойкость, контроль, самостоятельность (рис. 1-3);

— независимое влияние факторов «сфера профессиональной деятельности» и «стадия профессионального становления» на зависимую переменную «вовлеченность» (рис. 4);

— совместное влияние факторов «сфера профессиональной деятельности» и «стадия профессионального становления» на зависимую переменную «регу-ляторная гибкость» (рис. 5).

На следующем этапе исследования был проведен корреляционный анализ, который показал, что компоненты осознанной саморегуляции тесно и статистически значимо связаны с показателями жизнестойкости.

Для смешанной выборки выявлены статистически значимые положительные связи когнитивно-операциональных показателей осознанной саморегуляции «моделирование», «программирование», «оценивание результатов» и регуляторно-личностного свойства «гибкость» со всеми компонентами жизнестойкости (г = 0,22-0,45; N = 284).

s

£

90

85

80

75

70

Стадия профессионального Стадия профессиональной самоопределения адаптации

Стадия профессионализации

Социально-гуманитарная Техническая

Рис. 1. Влияние сферы профессиональной деятельности на жизнестойкость

90

85

80

75

79

79

70

Stage of professional self-determination

Stage of professional adaptation

Professionalization stage

■ Social and humanitarian

Technical

Fig. 1. Professional activity influence on hardiness

34

33

32

л 31

ч

п 30

а

X

о sc 29

28

27

26 -

33

33

33

31

29

Стадия профессионального Стадия профессиональной Стадия

самоопределения адаптации профессионализации

Технические

Социально- гуманит арн ые

Рис. 2. Влияние сферы профессиональной деятельности на показатель жизнестойкости «контроль»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34

33

32

31

30

с 0 29

и

28

27

26

33

33

33

31

29

Stage of professional self-determination

Stage of professional adaptation

Professionalization stage

Social and humanitarian

Technical

Fig. 2. Professional activity influence on the "Control" indicator of hardiness 6,0

5,5

5,0

47,5

5,5

5,1

4,9

Стадия профессионального Стадия профессиональной Стадия

самоопределения адаптации профессионал изации

Технические

Социально-гуманитарные Рис. 3. Влияние сферы профессиональной деятельности на самостоятельность

Я 5.5

Stage of professional self-determination

Stage of professional adaptation

Professionalization stage

■ Social and humanitarian

Technical

Fig. 3. Professional activity influence on independence

41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31

Стадия профессионального Стадия профессиональной Стадия

самоопределения адаптации профессионализации

■Социально-гуманитарные

Технические

Рис. 4. Влияние факторов «сфера профессиональной деятельности» и «стадия профессионального становления» на показатель жизнестойкости «вовлеченность»

41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31

Stage of professional self-determination

Stage of professional adaptation

Professionalization stage

Social and humanitarian

Technical

Fig. 4. Influence of the factors "Sphere of professional activity" and "Stage of professional development" on the "Engagement" indicator of hardiness

7,0

6,5

6,0

5,5

6,5

Стадия профессионального Стадия профессиональной самоопределения адаптации

Стадия профессионализации

I Социально-гуманитарная

Техническая

Рис. 5. Совместное влияние факторов «стадия профессионального становления» и «сфера профессиональной деятельности» на регуляторную гибкость

7.0

6.5

6.5

6.5

6.5

J2 X

tu

с

»

6.4

о

6.0

5.7

Stage of professional self-determination

Stage of professional adaptation

Professionalization stage

Social and humanitarian

Technical

Рис. 5. Совместное влияние факторов «стадия профессионального становления» и «сфера профессиональной деятельности» на регуляторную гибкость

Определены особенности взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и жизнестойкости на разных стадиях профессионального становления (табл. 4).

На стадии профессионального самоопределения у представителей социогума-нитарных профессий сформированность и устойчивость субъективных критериев оценки результатов своей деятельности (Ор) повышает способность превращать проблемные ситуации выбора в новые возможности (жизнестойкость), а для представителей технических профессий способность выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем (М) и регуляторная гибкость (Г) также повышают успешность преодоления жизненных трудностей в ситуации выбора (жизнестойкость). Для смешанной выборки общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности повышает жизнестойкость человека.

На стадии профессиональной адаптации происходит существенный рост взаимосвязи осознанной саморегуляции и жизнестойкости. При этом, вне зависимости от направления профессиональной деятельности респондентов, наибольшая связь показателей жизнестойкости установлена с умением выделять значимые условия достижения целей (М) и готовностью изменять значимые условия и перестраивать программу действий (Г).

Отличия во взаимосвязи осознанной саморегуляции и жизнестойкости между представителями двух сравниваемых групп состоят в том, что для представителей технической сферы на этой стадии становятся значимыми планирование, программирование и оценка результатов своей деятельности, которые и повышают их жизнестойкость, в то время как для представителей социально-гуманитарной сферы на этапе адаптации важна самостоятельность.

На стадии профессионализации для представителей социально-гуманитарных профессий связь показателя «оценивание результатов» с показателями жизнестойкости, снижающаяся от стадии к стадии профессионального становления, перестает быть статистически значимой, тогда как связь показателей жизнестойкости с программированием растет и становится статистически значимой на данном этапе.

Таблица 4. Взаимосвязь осознанной саморегуляции и жизнестойкости на разных стадиях профессионального становления

ж В К ПР ж В К ПР

Показатели осознанной саморегуляции Социально-гуманитарные профессии Технические профессии

Стадия профессионального самоопределения (17-21 лет)

Планирование (Пл) 0,01 0,04 -0,02 -0,10 -0,03 -0,08 0,03 -0,05

Моделирование (М) 0,34 0,25 0,42 0,21 0,66 0,67 0,62 0,46

Программирование (Пр) 0,11 0,10 0,06 0,23 0,24 0,24 0,24 0,12

Оценивание результатов (Ор) 0,46 0,42 0,45 0,36 0,32 0,35 0,27 0,40

Гибкость (Г) 0,30 0,30 0,26 0,24 0,39 0,34 0,46 0,27

Самостоятельность (С) -0,19 -0,13 -0,19 -0,31 -0,07 -0,14 0,01 0,02

Общий уровень саморегуляции (ОУрС) 0,42 0,37 0,43 0,28 0,40 0,36 0,46 0,26

Стадия профессиональной адаптации (22-25 лет)

Планирование (Пл) -0,15 -0,07 -0,14 -0,32 0,45 0,43 0,37 0,43

Моделирование (М) 0,43 0,40 0,33 0,51 0,68 0,62 0,64 0,66

Программирование (Пр) 0,28 0,24 0,27 0,18 0,38 0,34 0,38 0,26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценивание результатов (Ор) 0,31 0,31 0,24 0,25 0,40 0,43 0,42 0,24

Гибкость (Г) 0,65 0,58 0,71 0,59 0,63 0,63 0,64 0,43

Самостоятельность (С) 0,34 0,28 0,51 0,22 -0,04 -0,15 0,04 0,04

Общий уровень саморегуляции (ОУрС) 0,51 0,50 0,53 0,37 0,70 0,65 0,70 0,58

Стадия профессионализации (26-59 лет)

Планирование (Пл) 0,12 0,06 0,17 0,18 0,21 0,27 0,16 0,09

Моделирование (М) 0,21 0,16 0,25 0,19 0,51 0,52 0,52 0,26

Программирование (Пр) 0,25 0,20 0,27 0,25 0,45 0,49 0,43 0,29

Оценивание результатов (Ор) 0,13 0,17 0,06 0,13 0,47 0,51 0,39 0,34

Гибкость (Г) 0,32 0,31 0,24 0,31 0,53 0,51 0,48 0,32

Самостоятельность (С) 0,06 -0,01 0,14 0,04 -0,19 -0,22 -0,12 -0,17

Общий уровень саморегуляции (ОУрС) 0,27 0,22 0,31 0,25 0,60 0,63 0,58 0,30

Примечание: Ж — жизнестойкость, В — вовлеченность, К — контроль, ПР — принятие риска. Жирным шрифтом выделены статистически значимые корреляционные связи: p < 0,05

Отмечается снижение значений и плотности корреляционной связи осознанной саморегуляции и жизнестойкости в сравнении с этапом профессиональной адаптации. Более выражена данная тенденция для представителей социально-гуманитарных профессий, чем для представителей технических профессий.

Table 4. Relationship between conscious self-regulation and hardiness at different stages of professional development

H Iv Ct RA H Iv Ct RA

Indicators of conscious self-regulation Social and humanitarian professions Technical professions

Stage of professional self-determination (17-21 years old)

Planning (Pl) 0.01 0.04 -0.02 -0.10 -0.03 -0.08 0.03 -0.05

Modeling (M) 0.34 0.25 0.42 0.21 0.66 0.67 0.62 0.46

Programming (Pr) 0.11 0.10 0.06 0.23 0.24 0.24 0.24 0.12

Evaluation of results (Er) 0.46 0.42 0.45 0.36 0.32 0.35 0.27 0.40

Flexibility (F) 0.30 0.30 0.26 0.24 0.39 0.34 0.46 0.27

Independence (I) -0.19 -0.13 -0.19 -0.31 -0.07 -0.14 0.01 0.02

General level of self-regulation (GLSR) 0.42 0.37 0.43 0.28 0.40 0.36 0.46 0.26

Stage of professional adaptation (22-25 years old)

Planning (Pl) -0.15 -0.07 -0.14 -0.32 0.45 0.43 0.37 0.43

Modeling (M) 0.43 0.40 0.33 0.51 0.68 0.62 0.64 0.66

Programming (Pr) 0.28 0.24 0.27 0.18 0.38 0.34 0.38 0.26

Evaluation of results (Er) 0.31 0.31 0.24 0.25 0.40 0.43 0.42 0.24

Flexibility (F) 0.65 0.58 0.71 0.59 0.63 0.63 0.64 0.43

Independence (I) 0.34 0.28 0.51 0.22 -0.04 -0.15 0.04 0.04

General level of self-regulation (GLSR) 0.51 0.50 0.53 0.37 0.70 0.65 0.70 0.58

Professionalization stage (26-59 years old)

Planning (Pl) 0.12 0.06 0.17 0.18 0.21 0.27 0.16 0.09

Modeling (M) 0.21 0.16 0.25 0.19 0.51 0.52 0.52 0.26

Programming (Pr) 0.25 0.20 0.27 0.25 0.45 0.49 0.43 0.29

Evaluation of results (Er) 0.13 0.17 0.06 0.13 0.47 0.51 0.39 0.34

Flexibility (F) 0.32 0.31 0.24 0.31 0.53 0.51 0.48 0.32

Independence (I) 0.06 -0.01 0.14 0.04 -0.19 -0.22 -0.12 -0.17

General level of self-regulation (GLSR) 0.27 0.22 0.31 0.25 0.60 0.63 0.58 0.30

Note: H — hardiness, Iv — involvement, Ct — control, RA — risk acceptance. Statistically significant correlations are highlighted in bold: p < 0.05

Только регуляторная гибкость и общий уровень саморегуляции положительно связаны с показателями жизнестойкости на всех этапах профессионального становления.

Обсуждение результатов

Анализ описательных статистик (динамики средних арифметических) позволяет представить некоторые особенности жизнестойкости и осознанной саморегуляции респондентов на разных стадиях профессионального становления. Как отмечалось нами ранее, не установлено значимых различий по показателям осознанной саморегуляции у респондентов на всех этапах профессионального становления. Тем не менее следует отметить, что данные когнитивно-операциональных показателей «планирование» и «программирование» имеют высокие значения (от 6 баллов и выше) на всех этапах профессионального становления (табл. 2, 3). Предполагаем, что на каждой стадии профессионализации актуальной является способность самостоятельно выдвигать и удерживать цели деятельности, продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, а также готовность менять свои планы в сложившихся обстоятельствах.

Общий уровень развития осознанной саморегуляции (ОУС) имеет у респондентов средние значения на всех этапах профессионального становления (от 24 до 32 баллов). При высокой мотивации достижения данный уровень саморегуляции позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели (Моросанова, Кондратюк, 2020).

Сравнение полученных средних значений с нормативными данными теста жизнестойкости позволяет утверждать, что показатели «контроль» и «принятие риска» у респондентов сдвинуты в область высоких значений. Данные показатели жизнестойкости позволяют респондентам, находящимся на разных стадиях профессионализации, быть убежденными в том, что борьба позволит им повлиять на результат, что побуждает их действовать даже при отсутствии надежных гарантий успеха. Они уверены, что активное усвоение новых знаний позволит в последующем их использовать.

Все показатели жизнестойкости более выражены на стадии профессионализации. Эта стадия характеризуется сменой профессиональной позиции субъекта труда, становлением новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самому себе (Зеер, 2003). Выраженность компонентов жизнестойкости на данной стадии позволяет говорить, что в условиях неопределенности, в условиях тревоги и трудностей у субъекта труда выше готовность действовать. Эти данные можно рассматривать как косвенное подтверждение того, что жизнестойкость развивается в течение жизни человека, что это развитие может быть связано и с профессиональным развитием.

Сравнение показателей осознанной саморегуляции и жизнестойкости на разных стадиях профессионализации респондентов социально-гуманитарных и технических профессий позволило установить значимые различия у «гуманитариев» по показателю жизнестойкости «вовлеченность» на разных стадиях профессионального становления. Вовлеченность наиболее выражена у респондентов, находящихся на стадии профессионализации. Данная стадия характеризуется тем, что индивидуализируются технологии выполнения деятельности, вырабатывается собственная профессиональная позиция, оптимальный уро-

вень профессиональной активности. Здесь вовлеченность рассматривается как важный стимул для усвоения нового.

Практически все показатели жизнестойкости на этапах профессионального самоопределения и профессиональной адаптации более выражены у представителей технических профессий. Жизнестойкость данных респондентов влияет на оценку ситуации благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию (МаёШ, 2007).

Что касается осознанной саморегуляции, то регуляторно-личностный показатель «самостоятельность» выше у представителей социально-гуманитарных профессий, поскольку постоянное взаимодействие с другими обуславливает необходимость выстраивать собственные границы (МаёШ, ШаёЬэда, Иа1ег, 1996).

Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции и жизнестойкости на стадии профессионального самоопределения. На стадии профессионального самоопределения не установлено значимых связей жизнестойкости с когнитивно-операциональными показателями саморегуляции «планирование» и «программирование», а также с регуляторно-личностным свойством «самостоятельность».

Когнитивный показатель «моделирование» имеет более тесную связь с показателями жизнестойкости у респондентов технической направленности, а показатель «оценивание результатов» — у респондентов социально-гуманитарной направленности. Предполагаем, что для специалистов, чья деятельность тесно связана с техническими устройствами, осознанность, детализированность и адекватность значимых условий повышает убежденность в том, что можно найти нечто стоящее для себя (вовлеченность), что активность позволит повлиять на результат деятельности (контроль), что из нее можно извлечь опыт (принятие риска). Для специалистов социально-гуманитарной направленности наиболее значимой выступает способность адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности (Ор). Высокие значения данной способности снижают вероятность внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. Способность перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий (Г) имеет статистически значимую связь с показателями «вовлеченность» и «жизнестойкость». Регуляторная гибкость позволяет снижать вероятность возникновения внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях.

Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции и жизнестойкости на стадии профессиональной адаптации. Профессиональная активность субъекта труда на стадии адаптации резко возрастает, коренным образом меняется социальная роль, социально-экономические условия и профессиональные отношения (Зеер, 2003). На данной стадии актуализируется потребность в осознанном регулировании своей активности. Это предположение подтверждается полученными результатами. Установлена взаимосвязь практически всех показателей саморегуляции с компонентами жизнестойкости у представителей технического направления деятельности. Исключение составляет регуляторно-личностный показатель «самостоятельность» у представителей технических

профессий. Выраженные показатели жизнестойкости снижают у них регуля-торную автономность.

Для гуманитариев на стадии адаптации важным регуляторным ресурсом выступает регуляторная гибкость — готовность быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу своих действий. Моделирование значимых условий достижения целей, или наличие развитых представлений о значимых условиях достижения целей деятельности, так же важны для гуманитариев, как и для представителей технических специальностей, поскольку на начальных этапах профессионализации такая способность может свидетельствовать о более высокой мотивации профессиональной деятельности молодых людей и способности решать поставленные профессиональные задачи при возможной нехватке на данном этапе специальных профессиональных знаний. Существенным отличием гуманитариев на данном этапе профессионализации является положительная связь самостоятельности (как способности добиваться своих целей даже в ущерб социальному взаимодействию) с жизнестойкостью респондентов, а именно с таким ее компонентом, как «контроль» (ощущением способности влиять на происходящее) и с их самостоятельностью. Такая закономерность может свидетельствовать о важной роли субъектности гуманитариев в обеспечении жизнестойкости на этапе профессиональной адаптации в форме преодоления возможного сопротивления окружающих, что связано с меньшей регламентацией деятельности гуманитариев и недостаточностью профессионального опыта, который обретается уже на следующем этапе профессионального становления.

Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции и жизнестойкости на стадии профессионализации. На стадии профессионализации в целом снижается связь жизнестойкости с показателями осознанной саморегуляции.

У представителей технических профессий такое снижение менее выражено, чем у социально-гуманитарных, и осуществляется преимущественно за счет снижения связи жизнестойкости и показателей планирования, что может быть обусловлено тем, что на данной стадии основные вопросы организации личной и профессиональной жизни бывают решены лучше, чем на этапах профессионального самоопределения и адаптации.

Для представителей социально-гуманитарных профессий наблюдается снижение связи жизнестойкости практически со всеми компонентами осознанной саморегуляции. При этом наиболее существенно уменьшается связь жизнестойкости с оцениванием результатов, что наблюдается как тренд, начиная со статистически значимой связи с показателем 0,46 (р < 0,001) на стадии самоопределения, снижающейся до границы значимости показателя 0,31 (р = 0,053) на этапе адаптации и теряющей статистическую значимость показателя 0,13 (р = 0,273) на стадии профессионализации. Возможно, это связано с тем, что более профессиональные и старшие сотрудники обладают более сформированными внутренними критериями оценки себя и качества своей работы, и их жизнестойкость меньше зависит от оценок результатов их деятельности со стороны других людей. Профессионалы в большей степени оценивают возможность ошибки как часть трудового процесса и не рассмат-

ривают ее так трагично, как на стадии профессиональной адаптации, они не берут на себя больше ответственности, чем это необходимо для их трудовой деятельности. В силу более длительного «нахождения в профессии» и накопленного профессионального и жизненного опыта, у них больше возможностей для компенсации совершённых ошибок. С возрастом респонденты, образуя сообщества профессионалов, начинают меньше зависеть от конкретного работодателя. Критерии оценки труда, как и сам результат трудовой деятельности гуманитариев, являются менее четкими, чем для представителей технических профессий. В результате, в целом, снижается корреляция показателей жизнестойкости и оценивания результатов у представителей социально-гуманитарных специальностей.

Другой тенденцией для представителей социально-гуманитарных профессий является снижение связи самостоятельности и жизнестойкости на стадии профессионализации по сравнению со стадией адаптации. Вероятно, это обусловлено тем, что респонденты на этой стадии в большей степени ориентированы на работу в команде, что обусловливает снижение связи самостоятельности с жизнестойкостью испытуемых.

Практическое применение

Результаты исследования могут быть положены в основу практических рекомендаций, методических разработок, направленных на развитие жизнестойкости и регуляторных ресурсов человека. Результаты исследования расширяют представления о жизнестойкости и осознанной саморегуляции человека как ресурсах, позволяющих обеспечить оптимальную адаптацию субъекта труда в ситуациях смены вида профессиональной деятельности.

Заключение

Проблема психологических ресурсов, обеспечивающих продуктивность построения жизненных, профессиональных планов и целей деятельности, рассмотрена на примере субъектов, находящихся на разных этапах профессионального становления.

В исследовании проверялись предположения о том, что у представителей социально-гуманитарных и технических профессий на разных стадиях профессионального становления имеются свои особенности взаимосвязи саморегуляции и жизнестойкости, что данная взаимосвязь более выражена на стадиях адаптации и профессионализации у представителей технических профессий.

По результатам исследования выявлены изменения в структуре и силе корреляционных связей между показателями осознанной саморегуляции и жизнестойкости в зависимости от сферы профессиональной деятельности и стадии профессионализации. Практически все показатели осознанной саморегуляции статистически достоверно коррелируют с показателями жизнестойкости у представителей социально-гуманитарных и технических профессий. Однако выраженность данной связи у представителей технических профессий более значима. Наблюдается существенное снижение плотности корреляции

для представителей социально-гуманитарных профессий на стадии профессионализации, что гипотетически может быть объяснено менее жесткими критериями оценки деятельности и большей свободой трудовой деятельности в социально-гуманитарной сфере, чем в технической.

Было установлено, что на показатели жизнестойкости и осознанной саморегуляции в большей степени влияет сфера профессиональной деятельности, чем стадия профессионализации.

Литература:

Агаркова Е.И., Чернышова В.М. Профилактика возникновения профессиональной деформации в деятельности педагога. Рабочая тетрадь. Тамбов: ТОИПКРО, 2010.

Банщикова Т.Н., Моросанова В.И. Кросскультурные различия в особенностях взаимосвязи регуляторных процессов и адаптированности студентов к условиям обучения в вузе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 2. С. 173-178. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29968857 (дата обращения 22.12.2021).

Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л. Осознанная саморегуляция как предиктор жизнестойкости субъекта в ситуации смены вида профессиональной деятельности: гендерный аспект // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 1. C. 163-170. doi: 10.37493/2307-907X.2021.1.21

Банщикова Т.Н., Ширяева И.С. Кросс-культурные особенности саморегуляции и со-владающего поведения как осознанные процессы преодоления трудных жизненных ситуаций // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 5. С. 136-145. doi: 10.37493/2307-907X-2019-74-5-136-145

Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Изд-во «Речь», 2004.

Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья. В сборнике Здоровье нации — основа процветания России. Материалы научно-практических конгрессов Третьего Всероссийского форума. М., 2007.

Ванакова Г.В. Саморегуляция как критерий жизнестойкости субъектов образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 36-40. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=17964820 (дата обращения 22.12.2021).

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: Юрайт, 2017. [Электронный ресурс] // URL: https://urait.ru/ bcode/402432 (дата обращения: 22.12.2021).

Володина Т.В., Дмитриева Ю.Н., Калинина Н.В. Жизнестойкость как ресурс преодоления трудных жизненных ситуаций. Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2011.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

Кузнецова А.С. Эффективная саморегуляция функционального состояния как базовая дифференцирующая компетенция в социономических видах труда. В сборнике V съезд общероссийской общественной организации Российское психологическое общество. Материалы участников съезда. М.: РПО, 2012.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006.

Логинова А.В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1750-1752. [Электронный ресурс] // URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=23610461 (дата обращения: 22.12.2021).

Mардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности. M.: 2001.

Mrn^m ЛЖ. Вызовы и риски времени как психологические проблемы личностно-про-фессионального развития современного человека. В сборнике Психология личностно-профес-сионального развития: современные вызовы и риски. Mатериалы XII Mеждyнародной научно-практической конференции. Mосква: Издательство «Перо», 2016.

Mоросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека. В сборнике Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. Mосква: Издательство: Институт психологии РАН, 2017.

Mоросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 4. С. 62-78. [Электронный ресурс] // URL: http://www.tepjournal.ru/ru/ soderzhanie/20l4/tom-7-4/07 (дата обращения: 22.12.2021).

Mоросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. Mосква: Когито-Центр, 2015.

Mоросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Опросник В.И. Mоросановой «Стиль саморегуляции поведения — ССПM 2020» // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 155-167. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44434387 (дата обращения: 22.12.2021).

Наливайко Т.В. Особенности проявления жизнестойкости в структуре социально-психологических свойств личности студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 27. С. 44-49. [Электронный ресурс] // URL: https:// dspace.susu.ru/xmlui/handle/000l.74/3085 (дата обращения: 22.12.2021).

Одинцова M.A. Потеря статуса безработными — это вызов современности? В сборнике Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски. Mатери-алы XII Mеждyнародной научно-практической конференции (г. Mосква, 06-08 июля 2016 г.). Mосква: Издательство «Перо», 2016.

Соломонов В.А., Фомина, Е.А. Анализ регуляторных и личностных ресурсов жизнестойкости субъектов с разным профессиональным опытом. Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина): сборник научных статей / Под ред. В.И. Mоросановой, Ю.П. Зинченко. 2021.

Титова Е.И., Шумакова О.А., Наливайко Т.В., Шумаков В.А., Титова О.А. Особенности жизнестойкости и стилевой саморегуляции у студентов медицинского вуз // Письма в Эмиссия. Офлайн: электронный научный журнал. 2019. № 8. C. 2753.

Фомина Т.Г. Субъективное благополучие младших школьников в различных жизненных сферах и осознанная саморегуляция: гендерный аспект // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. С. 271-275.

Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. Mонография. M.: «Прометей», 2012.

Фоминова А.Н. Роль когнитивных и поведенческих навыков в проявлении жизнестойкости // Концепт. 2012. № 8. С. 65-74. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-kognitivnyh-i-povedencheskih-navykov-v-proyavlenii-zhiznestoykosti (дата обращения: 22.12.2021).

Baumeister, R.F., Vonasch, A.J., & Sjâstad H. (2020). The long reach of self-control. Surrounding Self-Control. Oxford University Press. doi: l0.l093/oso/9780l9750094l.003.0002

Maddi, S.R. (2007). Hardiness: The courage to grow from stresses. The Journal of Positive Psychology, 1 (3), 160-168. doi: 10.1080/17439760600619609.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Maddi, S., & Kobasa, S. (1984). The Hardy Executive: Health under Stress. Homewood (IL): Dow Jones-Irwin.

Maddi, S.R, Wadhwa, P., Haier, R.J. (1996). Relationship of hardiness to alcohol and drug use in adolescents. Journal of Drug Alcohol Abuse, 22 (2), 247-257. doi: 10.3109/00952999609001657.

Maddi, S.R., Khoshaba, D.M., Harvey, R.H. (2011). The personality construct of hardiness, V: Relationships with the construction of existential meaning in life. Journal of Humanistic Psychology, 51 (3), 369-388. doi: 10.1177/0022167810388941.

Mead, N.L., Baumeister, R.F. (2021). Do objects fuel thyself? The relationship between objects and self-regulation. Current Opinion in Psychology, 39, 16-19. doi: 10.1016/j.copsyc.2020.07.008.

Schunk, D.H., DiBenedetto, M.K. (2021) Chapter Four. Self-efficacy and human motivation. Advances in Motivation Science, 8, 153-179. doi: 10.1016/bs.adms.2020.10.001

Tsen, M.K., Gu, M., Tan, C.M., Goh, S.K. (2021). Effect of flexible work arrangements on turnover intention: Does job independence matter? International Journal of Sociology, 51 (6), 451-472. doi: 10.1080/00207659.2021.1925409

Winne, P.H. (2021). Open learner models working in symbiosis with self-regulating learners: A research agenda. International Journal of Artificial Intelligence in Education, 31 (3), 446-459. doi: 10.1007/s40593-020-00212-4

Zimmerman, B.J., Kitsantas, A. (2014). Comparing students' self-discipline and self-regulation measures and their prediction of academic achievement. Contemporary Educational Psychology, 39 (2), 145-155. doi: 10.1016/j.cedpsych.2014.03.004

References:

Agarkova, E.I., Chernyshova, V.M. (2010). Prevention of the occurrence of professional deformation in the activities of a teacher. Workbook. Tambov: TOIPKRO. (In Russ.).

Banshchikova, T.N., Morosanova, V.I. (2017). Cross-cultural differences in the features of the relationship between regulatory processes and the adaptation of students to the conditions of study at the university. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta (Bulletin of the North Caucasus Federal University), 2, 173-178. (Retrieved from https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29968857) (review date: 22.12.2021). (In Russ.).

Banshchikova, T.N., Sokolovskii, M.L. (2012). Conscious self-regulation as a predictor of an subject's vitality in the situation of changing the type of professional activity: Gender aspect. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta (Bulletin of the North Caucasus Federal University), 1, 163-170. doi: 10.37493/2307-907X.2021.1.21 (In Russ.).

Banshchikova, T.N., Shiryaeva, I.S. (2019). Cross-cultural features of self-regulation and coping behavior as conscious processes of overcoming difficult life situations. Vestnik Severo-Kavka-zskogo federal'nogo universiteta (Bulletin of the North Caucasus Federal University), 5, 136-145. doi: 10.37493/2307-907X-2019-74-5-136-145 (In Russ.).

Beznosov, S.P. (2004). Professional deformation of personality. St. Petersburg: Rech. (In Russ.).

Bogomaz, S.A. (2007). Human hardiness as a personal resource for coping with stress and achieving a high level of health. In Materials of scientific and practical congresses of the 3th All-Russian Forum "Health of the nation — the basis of prosperity of Russia", (pp. 23-25). Moscow. (In Russ.).

Fomina, T.G. (2020). Subjective well-being of younger schoolchildren in various spheres of life and conscious self-regulation: gender aspect. Ekopsikhologicheskie issledovaniya-6: ekologiya detstva i psikhologiya ustoichivogo razvitiya (Ecopsychological research-6: ecology of childhood and psychology of sustainable development), 6, 271-275. doi: 10.24411/9999-044A-2020-00062 (In Russ.).

Fominova, A.N. (2012). Hardiness of personality. Monograph. Moscow: Prometei. (Retrieved from https://www.litres.ru/alla-nikolaevna-fominova/zhiznestoykost-lichnosti/) (review date: 22.12.2021). (In Russ.).

Fominova, A.N. (2012). The role of cognitive and behavioral skills in the manifestation of hardiness. Kontsept (Concept), 8, 65-74. (Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kogni-tivnyh-i-povedencheskih-navykov-v-proyavlenii-zhiznestoykosti) (review date: 22.12.2021). (In Russ.).

Kuznetsova, A.S. (2012). Effective self-regulation of the functional state as a basic differentiating competence in socionomic types of work. In Congress of the All-Russian public organization "Russian Psychological Society". Materials of the Congress participants, (pp. 454-455). Moscow: RPO. (In Russ.).

Leontiev, D.A., Rasskazova, E.I. (2006). Test of hardiness. Moscow: Smysl. (In Russ.).

Loginova, A.V. (2015). Professional deformation of the teacher's personality and ways to overcome it. Molodoi uchenyi (Young scientist), 11, 1750-1752. (Retrieved from https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=23610461) (review date: 22.12.2021). (In Russ.).

Mardakhaev, L.V. (2001). Professional activity and personality deformation. Moscow. (In Russ.).

Mitina, L.M. (2016). Challenges and risks of time as psychological problems of personal and professional development of a modern person. In XII International scientific and practical conference "Psychology of personal and professional development: modern challenges and risks", (pp. 8-14). Moscow: Pero. (Retrieved from https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26546278) (review date: 22.12.2021). (In Russ.).

Morosanova, V.I. (2017). Conscious self-regulation as a metasystem of psychological resources for achieving goals and self-development of a person. In A.L. Zhuravlev, V.A. Kol'tsova (Eds.), Fundamental and applied research of modern psychology. Results and prospects of development, (pp. 501-509). Moscow. (Retrieved from https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30669910) (review date: 22.12.2021). (In Russ.)

Morosanova, V.I. (2014). Conscious self-regulation of voluntary human activity as a psychological resource for achieving goals. Teoreticheskaya i eksperimental'nayapsikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 7 (4), 62-78. (Retrieved from http://www.tepjournal.ru/ru/soderzhanie/2014/ tom-7-4/07) (review date: 22.12.2021). (In Russ.).

Morosanova, V.I., Bondarenko, I.N. (2015). Diagnostics of human self-regulation. Moscow: Kog-ito-Tsentr. (In Russ.).

Morosanova, V.I., Kondratyuk, N.G. (2020). Questionnaire of V.I. Morosanova "Style of self-regulation of behavior — SSPM 2020". Voprosypsikhologii (Questions of psychology), 4, 155-167. (Retrieved from https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44434387) (review date: 22.12.2021). (In Russ.).

Nalivaiko, T.V. (2010). Features of the manifestation of hardiness in the structure of socio-psy-chological properties of students' personality. Vestnik Yuzhno-Ural'skogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya (Bulletin of the South Ural State University. Series: Psycholog), 27, 44-49. (Retrieved from https://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/3085) (review date: 22.12.2021). (In Russ.)

Odintsova, M.A. (2016). Is the loss of the status of the unemployed a modern challenge? In XII International Scientific and Practical Conference "Psychology of personal and professional development: modern challenges and risks" (Moscow, 06-08 July 2016), (pp. 322-324). Moscow: Izdatel'stvo "Pero". (Retrieved from https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26391622) (review date: 22.12.2021). (In Russ.).

Solomonov, V.A., Fomina, E.A. (2021). Analysis of regulatory and personal resources of the resilience of subjects with different professional experience. In V.I. Morosanova, Yu.P. Zinchenko (Eds.), Psychology of self-regulation in the context of actual problems of education (to the 90th anniversary of the birth of O.A. Konopkin), (pp. 215-221). (In Russ.).

Titova, E.I., Shumakova, O.A., Nalivaiko, T.V., Shumakov, V.A., Titova, O.A. (2019). Features of resilience and stylistic self-regulation in medical university students. Pis'ma v Ehmissiya. Offlain: elek-tronnyj nauchnyj zhurnal (The Emissia. Offline Letters: electronic scientific journal), 8, 2753. (Retrieved from http://www.emissia.org/offline/2019/2753.htm) (review date: 22.12.2021). (In Russ.).

Vanakova, G.V. (2012). Self-regulation as a criterion of hardiness of subjects of the educational process. Vektor nauki Tol'yattinskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: pedagogika, psikhologiya (Vector of science of Togliatti State University. Series: pedagogy, psychology), 3, 36-40. (Retrieved from https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17964820) (review date: 22.12.2021). (In Russ.).

Vodop'yanova, N.E., Starchenkova, E.S. (2017). Burnout syndrome. Diagnostics and prevention: a practical guide. Moscow: Yurait (Retrieved from https://urait.ru/bcode/402432) (review date: 22.12.2021). (In Russ.).

Volodina, T.V., Dmitrieva, Yu.N., Kalinina, N.V. (2011). Hardiness as a resource for overcoming difficult life situations. Ulyanovsk: OGBOU DPO UIPKPRO. (In Russ.).

Zeer, E.F. (2003). Psychology of professions: A textbook for university students. Moscow: Akademicheskii Proekt. (In Russ.)

Zeer, E.F., Symanyuk, E.E. (2005). Psychology of professional destructions. Moscow: Akademich-eskii Proekt. (In Russ.).

Baumeister, R.F., Vonasch, A.J., & Sjastad, H. (2020). The long reach of self-control. Surrounding Self-Control. Oxford University Press. doi: 10.1093/oso/9780197500941.003.0002

Maddi, S.R. (2007). Hardiness: The courage to grow from stresses. The Journal of Positive Psychology, 1 (3), 160-168. doi: 10.1080/17439760600619609

Maddi, S., & Kobasa, S. (1984). The Hardy Executive: Health under Stress. Homewood (IL): Dow Jones-Irwin.

Maddi, S.R, Wadhwa, P., Haier, R.J. (1996). Relationship of hardiness to alcohol and drug use in adolescents. Journal of Drug Alcohol Abuse, 22 (2), 247-257. doi: 10.3109/00952999609001657

Maddi, S.R., Khoshaba, D.M., Harvey, R.H. (2011). The personality construct of hardiness, V: Relationships with the construction of existential meaning in life. Journal of Humanistic Psychology, 51 (3), 369-388. doi: 10.1177/0022167810388941

Mead, N.L., Baumeister, R.F. (2021). Do objects fuel thyself? The relationship between objects and self-regulation. Current Opinion in Psychology, 39, 16-19. doi: 10.1016/j.copsyc.2020.07.008

Schunk, D.H., DiBenedetto, M.K. (2021). Chapter Four. Self-efficacy and human motivation. Advances in Motivation Science, 8, 153-179. doi: 10.1016/bs.adms.2020.10.001

Tsen, M.K., Gu, M., Tan, C.M., Goh, S.K. (2021). Effect of flexible work arrangements on turnover intention: Does job independence matter? International Journal of Sociology, 51 (6), 451-472. doi: 10.1080/00207659.2021.1925409

Winne, P.H. (2021). Open learner models working in symbiosis with self-regulating learners: A research agenda. International Journal of Artificial Intelligence in Education, 31 (3), 446-459. doi: 10.1007/s40593-020-00212-4

Zimmerman, B.J., Kitsantas, A. (2014). Comparing students' self-discipline and self-regulation measures and their prediction of academic achievement. Contemporary Educational Psychology, 39 (2), 145-155. doi: 10.1016/j.cedpsych.2014.03.004.

Статья получена 04.06.2022;

принята 24.06.2022; отредактирована 01.07.2022;

Received 01.02.2022; accepted 24.06.2022; revised 01.07.2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Банщикова Татьяна Николаевна — кандидат психологических наук, доцент, руководитель Научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития Северо-Кавказского федерального университета, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6694-6419

Соколовский Максим Леонидович — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития СевероКавказского федерального университета, [email protected], https://orcid. о^/0000-0003-2524-2500

Фомина Елена Алексеевна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, методологии и технологии образования, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития Северо-Кавказского федерального университета, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9809-5631

ABOUT AUTHORS

Tatyana N. Banshchikova — Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Head of the Scientific-Educational Center for psychological support of personal-professional development, North Caucasus Federal University, [email protected], http:// orcid.org/0000-0002-6694-6419

Maksim L. Sokolovskii — Ph.D. in Psychology, Leading Research associate, Scientific-Educational Center for psychological support of personal-professional development, North Caucasus Federal University, [email protected], https://orcid. org/0000-0003-2524-2500

Elena A. Fomina — Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Methodology and Technology of Education, Leading Research of the Scientific-Educational Center for psychological support of personal-professional development, North Caucasus Federal University, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9809-5631

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.