Научная статья на тему '“CAMERA LUCIDA”: НОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЦИФРОВОМУ КОНТЕНТУ'

“CAMERA LUCIDA”: НОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЦИФРОВОМУ КОНТЕНТУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЦИФРОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пеннер Р. В.

В XXI в. цифровое является отражением тенденций и трендов социальной реальности и одновременно определяет социальные тренды. Неслучайно то, что в феврале 2022 г. внимание пользователей сети интернет переключилось с информационного повода «пандемия Covid-19» на другой повод, «военный конфликт на Украине». Кажется, что с самого начала военной операции на Украине, к военному противостоянию косвенно подключился весь мир. Каждый обыватель будучи пользователем интернета имеет возможность не только почерпнуть информацию из военных сводок, но и выразить свое мнение по поводу сложившейся ситуации, которое условно можно обозначить одним из трех маркеров: «за Россию», «против России», «нейтральная позиция». Целью статьи является формулировка нового адекватного цифровой и социальной реальности комментария, что продолжает установку, предложенную Р. Бартом в работе «Camera lucida». Тезисы статьи презентированы в следующих посылках. Первая - культурные индустрии являются социальными агентами; вторая - как таковые они выражают проблемы и идеи социальной реальности hic et nunc; третья - они определяют настроение общества и отдельных социальных групп в отношении одного из трех маркеров (преимущественно, отражающих контрарные позиции), представленных выше. Для иллюстрации третьей посылки мы обращаемся к анализу денотативного и коннотативного уровней в музыкальном видеоклипе от Shortparis и Хора ветеранов им. Ф.М. Козлова «Яблонный Сад», размещенному 12 марта 2022 г. на платформе youtube.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“CAMERA LUCIDA”: INFORMATION TRENDS IN THE DIGITAL SPACE

In the 21st century digital re ects tendencies and trends in social reality and at the same time determines social trends. It is no coincidence that in February 2022, the attention of Internet users switched from one newsbreak, the “Covid-19 pandemic” to another, the “military con ict in Ukraine”. It seems that from the very beginning of the military operation in Ukraine, the whole world indirectly joined the military confrontation. Every inhabitant, being an Internet user, has the opportunity not only to draw information from military reports, but also to express their opinion on the current situation, which can be conditionally designated by one of three markers: “for Russia”, “against Russia”, “neutral position”. The aim of the article is to formulate a new commentary adequate to digital and social reality, which continues the frame proposed by R. Barthes in «Camera lucida». Key ideas of the article are presented in the following premises. First, the cultural industries are social agents; second, as such they express the problems and ideas of social reality hic et nunc; third, they determine the mood of the society and separate social groups in relation to one of the three markers (mainly re ecting counter positions) presented above. To illustrate the third premise, we turn to the analysis of the denotative and connotative levels in the music video from Shortparis and the Choir of Veterans named by F.M. Kozlov “Jablonnyj Sad”, posted on March 12, 2022 on the youtube.com.

Текст научной работы на тему «“CAMERA LUCIDA”: НОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЦИФРОВОМУ КОНТЕНТУ»

УДК 101.2

"CAMERA LUCIDA": НОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЦИФРОВОМУ КОНТЕНТУ 1

Пеннер Р. В.

Аннотация: В XXI в. цифровое является отражением тенденций и трендов социальной реальности и одновременно определяет социальные тренды. Неслучайно то, что в феврале 2022 г. внимание пользователей сети интернет переключилось с информационного повода «пандемия Covid-19» на другой повод, «военный конфликт на Украине». Кажется, что с самого начала военной операции на Украине, к военному противостоянию косвенно подключился весь мир. Каждый обыватель будучи пользователем интернета имеет возможность не только почерпнуть информацию из военных сводок, но и выразить свое мнение по поводу сложившейся ситуации, которое условно можно обозначить одним из трех маркеров: «за Россию», «против России», «нейтральная позиция». Целью статьи является формулировка нового адекватного цифровой и социальной реальности комментария, что продолжает установку, предложенную Р. Бартом в работе «Camera lucida». Тезисы статьи презентированы в следующих посылках. Первая - культурные индустрии являются социальными агентами; вторая - как таковые они выражают проблемы и идеи социальной реальности hic et nunc; третья - они определяют настроение общества и отдельных социальных групп в отношении одного из трех маркеров (преимущественно, отражающих контрарные позиции), представленных выше. Для иллюстрации третьей посылки мы обращаемся к анализу денотативного и коннотативного уровней в музыкальном видеоклипе от Shortparis и Хора ветеранов им. Ф.М. Козлова «Яблонный Сад», размещенному 12 марта 2022 г. на платформе youtube.com.

Ключевые слова: цифровое пространство, цифровая философия, цифровая антропология, информационные тренды, цифровая грамотность.

Внешняя политическая и экономическая сводка намедни демонстрирует цикличность истории. На Россию вновь опущен «железный занавес», а информационное поле внутри страны выстраивается вокруг политического противостояния «агрессивному» Западу [16]. Наиболее ярким маркером внутренней политики стали, наверное, немногими прочитываемые знаки «Z» и «V», что, как утверждается, должны объединить страну в этой «войне» [10]. Эти маркеры собирают наше представление о происходящем. Об этом писали ещё в прошлом веке сначала структуралисты, потом постструктуралисты. Не о военной операции, конечно, но о знаках эпохи, что составляют

1 Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда Конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22-18-20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)».

нашу повседневность. Такие знаки Р. Барт называл мифологемами [2]; а работу с ними - семиотическим анализом.

Р. Барт - один из немногих мыслителей, кто работал с т.н. «низким» материалом, новостные заметки, фото и даже реклама. В работе «Camera lucida» Р. Барт открывает читателям свою любовь к фото, но не ко всем; тем, что зацепили его внимание, влюбили в себя. Таким «возлюбленным» Р. Барта является фото Дж. Ван де Зее 1926 г. [1, с. 25]. Сквозь него нам презентирована семейная идиллия четы чернокожих. Посредством фото Р. Барт различает два плана в прочтении фотографий, Studium и Punctum. Studium даёт общий культурный срез той ситуации, что выстраивается на фото, формирует исторический контекст, определяет социальный план. Согласно Studium^ мы узнаем об экономическом («зажиточная» [1, с. 25]) и социальном («конформизм» [1, с. 26] статусах изображённого семейства. Проблема Studium^, по Р. Барту, коренится в том, что он делает фото «проходящим», ставит его в один ряд с теми, что мы бездумно перелистываем в просмотре любого иллюстрированного издания. Punctum, в свою очередь, дефиниру-ется Р. Бартом как «укол» [1, с. 15] или «рана» [1, с. 25]; это то, что в просмотре цепляет наше внимание, как будто колит или кусает наш глаз. Этим укалывающим эффектом сработали на мыслителя сначала шнурки на ботинках центральной фигуры, а вскоре -жемчужная нить той же фигуры.

Punctum, по Р. Барту, индивидуален при прочтении каждым, но отнюдь не случаен. Каждый находит в нем то, что откликается в его памяти, опыте. Punctum заставляет взгляд остановиться, мысль - заработать. Punctum колит и одновременно позволяет спектатору узнать в изображенном то, что ему близко [1, с. 38]. По следам А. Камю Р. Барт выстраивает аллегорию с трудом Сизифа: в просмотре фото усопшей матери все его внимание сфокусировано на попытке реконструировать распадающийся образ. Обессмысливание в этой реконструкции происходит, когда Р. Барт наблюдает факт существования своей матери, но ничего более. Она была; это подтверждают фото. Но каков ее образ, что может сопровождать мыслителя после ее кончины?.. В эту «рану» всякий раз бьют фото при очередном пролистывании, просмотре. Через эту рану выражена проблема узнавания. Фото даёт картинку; задача скриптора в том, чтобы эту картинку прочесть, узнать, «вытащить» из нее обрывки образа, кристаллизовать этот образ. Эта операция оборачивается трудом Сизифа, когда с каждым просмотром фото вновь актуализируются процессы понимания и узнавания, а в конечном счете - их безрезультативность.

В попытке пройтись по пути Р. Барта, кто конструировал философию фотографического образа, M. Duarte сравнил фотографию с письмом [21]. В его анализе размышления Р. Барта синхронизируются с вопрошанием М. Бланшо о другом и инаковости [3]. У обоих мыслителей мы сталкиваемся с глубокой интимностью образа, и в фотографии, и в письме.

Безусловно, Р. Барт не был единственным мыслителем, что поставил перед собой задачу дескрибировать фото. «Философия фотографии» В.В. Савчука, наверное, уже стала своеобразной «иконой» прочтения фотографии скриптором из России [13]. В своей работе философ из Санкт-Петербурга соглашается со своим французским прекурсо-

ром в том, что фотография является непосредственным отображением того, что произошло; она становится своеобразной «хранительницей памяти» [13, с. 6]. Но одновременно с этим В.В. Савчук отрицает прочтение фотографии как раны; наоборот, для него она выступает тем, что приглашает наблюдателя к проживанию реальности, тем, что посредством своей нормативности, заключает видимую реальность в рамку. Отсюда В.В. Савчук заключает, что «фотография выражает подлинность проживания мгновения, поскольку свидетельствует о прямом зрительном контакте с объектом» [13, с. 6]. В этой подлинности остается место для столкновения, спотыкания и укола, но также в ней остается место для радости и спокойствия. Подлинность, по В.В. Савчуку, маркируется желанием прожить и пережить фотографию [13, с. 8]. В своих более поздних работах он обращается к конкретным фотографическим серия петербургских художников [12, 15] и к феномену цифровой фотографии [14]. В отношении последней философ фотографии подмечает, что цифровой формат фото «определяет всю сферу самопрезентации и коммуникации».

Кажется, сколь многое бы не было сказано о каждом феномене реальности, многое остается в ответ еще не произнесенным, не выраженным в литых словесных конструкциях. Это же применимо и к фотографии. Место философии фотографии укрепляется и автономизируется в системе философского знания, что, в том числе, демонстрируют современные западные исследования, где осуществляется поиск новых подходов в выражении философских аспектов фотографии [30], конструируются и анализируются новые теории фотографии [19], выстраивается историческая ретроспектива фотографии, в ее движении от физического объекта реальности к теоретическому объекту [24].

Вместе с тем, в фокусе внимания данной работы лежит попытка конструирования социального понимания того, что происходит с Россией и миром в условиях военной операции на Украине. Призма понимания потому выстраивается посредством семиотического разбора видеоклипа «Яблонный Сад» в исполнении «Shortparis» и «Хора ветеранов им. Ф. М. Козлова», что был выложен на видеосервисе YouTube в марте 2022 г. [26].

В сравнении с фотографией любое аудиовизуальное произведение презентирует картинку в движении. За этим стоит то, что, на наш взгляд, вполне удачно было разведено Ж. Делезом как «образ-движение» и «образ-время». В работе «Кино» Ж. Делез в какой-то мере выстраивает диахронию между кино и фотографией. Фото констатирует факт того, что есть; оно о настоящем, всегда о фиксируемой реальности, в какое бы время эта реальность не была бы зафиксирована. Кино, в свою очередь, никогда о том, что есть, но о том, что было или будет. Тело, по Ж. Делезу, является своеобразным «проводником» в пространства «до» и «после»: «Тело никогда не находится в настоящем времени, а всегда содержит некое «до» и некое «после», усталость и ожидание. Усталость, ожидание и даже отчаяние - это повадки тела. В этом направлении никто не зашел дальше, нежели Антониони. И вот его метод: показ внутреннего мира через поведение, - это уже не переживания, а «то, что остается от истекших переживаний», «то, что наступает после всего, после того, как все было сказано»; такой метод с необходимостью проходит через повадки или позы тела» [5, с. 507]. Ж. Делез усматривает в этом т.н. «магию» кино, тело, что само по себе не мыслит, провоцирует спектатора

подключаться к происходящему на экране, запускает его мысль. «Тело не мыслит, но, будучи упорным и косным в своих привычках, оно заставляет мыслить и принуждает к мысли ускользающее от мысли, жизнь» [5, с. 507].

Кино остается загадкой в философии XXI в. В некоторых случаях следуя за Ж. Делезом, в иных - вступая в дискуссию с ним, мыслители со всего мира продолжают вопрошать о кино. Некоторые заключает, что кинокартинка наиболее полно репрезентирует мир [22]; другие обращаются к аналитической философии как тому инструментарию, что способен выстроить концептуальное исследование, ориентированное на логическую последовательность и ясность аргументации [20]; третьи пытаются осмыслить кино через разбор ключевых понятий (сопереживание, изображение, этика, жанр, интерпретация, повествование, зрелищность и стиль) и обращение к конкретным режиссерам (А. Тарковский, И. Бергман и Т. Малик) [23]; наконец, четвертые ставят вопрос не только о природе кино настоящего и прошлого, но размышляют о новых направлениях исследований движущегося изображения, что выходит за пределы пленки [25].

Однако вернемся к видеоклипу. В пределах семиотической работы с ним обратимся к двум срезам, Studium^ и Punctum'y Рассмотрим их в синтетическом единстве, перекличке друг с другом. Но начнем с укола, вернее, с вопроса о том, чем меня как спек-татора зацепила эта работа среди множества иного аудиовизуала.

«Яблонный Сад» попался мне на глаза случайно, в числе прочих рекомендаций от YouTube. Это было в марте 2022 г. Studium обозначенной временной рамки, наверное, можно выразить как попытку, прежде всего, европейских народов (не исключая российский народ) понять, что сейчас происходит. В режиме случайного просмотра «Яблонный Сад» меня уколол: молодая странная поп-рок-группа (пути с которой у меня до того не пересекались) обращается к яркому (в определенном смысле - «жирному») тренду. Обращаются они опосредованно: поют в дуэте с хором ветеранов (1), выстраивают визуальный ряд с акцентуацией на военно-патриотическую сцену (ветераны в форме, сцена обита красным бархатом) (2), поют о яблонях (3). Как кажется, русская культура пытается оплотить идею русской души посредством изображения дерева. Это и «Вишневый сад» А.П. Чехова [17], и «Катюша» М.И. Блантера и М. Исаковского, что открывается словами «Расцветали яблони и груши» [9], и березка, что является неотъемлемой составляющей русской народной сказки, и сами «Яблоки на снегу», что в 1980-е гг. воспел М. Муромов [11], а в 1990-е гг. на нее собрала не менее притягательную кавер-версию пародийная рок-группа «Бони НЕМ» [4].

Яблонный сад «Shortparis» в первой части композиции цветет медом, во второй части - кровью. Уже в этом зреет вопрос, что кроется за образом яблони: идея русскости, духовно неделимой славянскости или вообще пародия на все происходящее. Элементы, на первый взгляд, кажущиеся пародийными, безусловно, приковывают к себе внимание: яблоки закапывают в снег (1), музыкальная синхронность переходит в тревожащую слух асинхронию аккордеона и фортепиано и обратно в мелодичность (что напоминает работы группы «АукцЫон») (2), ветераны на сцене соседствуют с одетыми как-то по-деревенски музыкантами (3), и, конечно, образ фронтмена группы, что не отпускает

напряжения ни во взгляде, ни в движениях, ни в тональности (4).

есть группа из российской глубинки (г. Новокузнецк), что сегодня творит в г. Санкт-Петербург. Shortparis созидает музыкальные эксперименты. Они не только про музыку. Скорее, они про форму отображения своего внутреннего мира, что не укладывается в какой-то один формат искусства. Это музыкальная группа, творящая перформансы. Они странные. Наверное, эта странность вкупе с кажущейся искренностью исполнения создают эффект юродства. В ряд юродивых отечественной музыкальной сцены «Shortparis» вписывает А.И. Шаклеева [18]. Она дефинирует «юродство Христа ради» как архетип, считываемый российской ментальностью. Юродивый, он кто? Он как дурачок. Эта дурачковость позволяет ему вести себя искренне, даже если эта искренность идет в разрез с нормами и требованиями общества. Юродивый не просто глуп от природы, в своей глупости он близок к Богу.

Е.А. Жеребятникова, в свою очередь, задается вопросом, кому страшно в мире «Shortparis» [7]. В этом вопросе экзистенциальный поиск коллектива «Shortparis». Они поют о том, что им страшно [27] и о том, что им стыдно [28]. Но с такими вопросами «Shortparis» диссонируют с юродивым из классической русской литературы. Лизавета из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского, например, никого не боится и ничего не стыдится [6]. Вместе с тем, юродивость остается в их сценическом облике. Проявляется она в том, что они не страшатся и не стыдятся искренне заявить о своих страхе и стыде.

Представляется, что в работе «Яблонный Сад» ритмично, ударно, фальцетом, напряженно, тревожно и, вместе с тем, мелодично они заявляют о боли, что пронзает (или должно пронзить) сегодня всех. В последнем интервью Н. Солодникову фронтмен «Shortparis», Н. Комягин, отметил, с момента их первой встречи, что состоялась 3 года назад, у него сложилось ощущение, что мир изменился больше, чем они [29]. Там же он предположил, что сегодня мы наблюдаем прецедент «выталкивания» страны, народа и всей русской культуры из европейской цивилизации. Во всем этом мы получаем новый экзистенциальный опыт, отсюда должны выработать стратегию поведения. Как показали события с 24 февраля 2022 г. разворачивается наше поведение не в конкретной географической локации, а в интернете. Хочется, чтобы это поведение выстраивалось на принципах цифровой грамотности, что базируется на критическом мышлении, в противовес бездумности и массовой истерии.

Р. Барт писал: «Фото не «омывают» комнату, в них нет запаха, нет музыки - одна неимоверно разбухшая вещь. Насильственность Фотографии связана не с тем, что она запечатлевает проявления насилия, но с тем, что каждый раз она насильственно заполняет взор и что в ней ничто не в силах подвергнуться отказу или трансформации» [1, с. 51]. Цифра расширяет возможности и пространства насилия. Это информационное насилие, когда внешняя тебе информация диктует практики твоего мышления и поведения. Это насилие мы испытали в период пандемии Covid-19, его же испытываем сегодня в связи с военной операцией. Понимание общества невозможно без учета этого насилия. Оно складывается в трех посылках. Первая - культурные индустрии являются социальными агентами; вторая - как таковые они выражают проблемы и идеи социаль-

ной реальности hic et nunc; третья - они определяют настроение общества и отдельных социальных групп в отношении одного из трех маркеров («за Россию», «против России», «нейтральная позиция»).

Список литературы

1. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ад Маргинем, 2011.

2. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2019.

3. Бланшо М. Неописуемое сообщество. М.: МФФ, 1998.

4. Бони НЕМ. Яблоки на снегу URL: https://www.youtube.com/ watch?v=BDXW3UqXjlQ (дата обращения: 22.06.2022)

5. Делез Ж. Кино. М.: Ад Маргинем, 2004.

6. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Собрание сочинений в 15-ти томах. Т. 9-10. Л.: Наука, 1991.

7. Жеребятникова Е.А. Кому страшно в мире Shortparis: семиотический анализ музыкального клипа // В сборнике: Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения. Сборник материалов VIII (XXII) Международной научно-практической конференции молодых учёных. Отв. редактор А.Г. Кожевникова. Томск, 2021. С. 591-594.

8. Камю А. Миф о Сизифе. М.: Астрель, Neoclassic, АСТ, 2011.

9. Катюша. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Kri7ByE-9Mc (дата обращения: 22.06.2022)

10. Маркировка российской военной техники во время вторжения на Украину. URL: https://inlnk.ru/0QnYBE (дата обращения: 22.06.2022)

11. Муромов М. Яблоки на снегу. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=vFZFijjQ3pg (дата обращения: 22.06.2022)

12. Савчук В.В. Пейзаж в эпоху медиального поворота (о фотографиях Юрия Опри) // EINAI: Философия. Религия. Культура. 2017. Т. 6. № 1 (11). С. 164-196.

13. Савчук В.В. Философия фотографии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

14. Савчук В.В. Фотография в эпоху новых медиа // Studia Culturae. 2015. № 23. С. 177-187.

15. Савчук В.В., Кириллов А.А. Некрополитика концептуальной фотографии // EINAI: Философия. Религия. Культура. 2018. Т. 7. № 2 (14). С. 58-68.

16. Совина М. Запад обвинили в агрессивном поведении. URL: https://lenta.ru/ news/2022/03/03/agressive/ (дата обращения: 22.06.2022)

17. Чехов А.П. Вишневый сад. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 13. М.: Наука, 1986.

18. Шаклеева А.И. Юродствование как феномен российских культурных практик // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2 (113). С. 209-215.

19. Abell C., Atencia-Linares P., McIver Lopes D., Costello D. (2018). The New Theory

of Photography: Critical Examination and Responses. Aisthesis. Pratiche, Linguaggi E Saperi dell'estetico. 11(2), 207-234. https://doi.org/10.13128/Aisthesis-22969

20. Allen R., Smith M. (Eds.). (2011) Film Theory and Philosophy. Oxford Scholarship Online. D0I:10.1093/acprof:oso/9780198159216.001.0001

21. Duarte M.M. (2019) Photography and Writing, or the Intimacy of the Image: A Dialogic Encounter between Barthes's Camera Lucida and Blanchot's Philosophy of Otherness. Photographies. 12:3, 283-301. DOI: 10.1080/17540763.2019.1627392

22. Kardum M. (2020) Film kao filozofija: slucaj Wittgenstein. Filozofska istrazivanja. Vol. 40 No. 4, 665-684. DOI 10.21464/fi40401

23. Livingston P., Plantinga C. (Eds.). (2008) The Routledge Companion to Philosophy and Film (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203879320

24. Maigne C. (2022) Philosophy of photography: From the naturalistic print to the theoretical object. Foreword. Archives de Philosophie. 85 (1), 7-9.

25. Rawls C., Neiva D., Gouveia S.S. (Eds.). (2019). Philosophy and Film: Bridging Divides (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429435157

26. Shortparis, Хор ветеранов им. Ф. М. Козлова. Яблонный Сад. URL: https://www. youtube.com/watch?app=desktop&v=12CsEuxN5vQ (дата обращения: 22.06.2022)

27. Shortparis. Страшно. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FUdteCBRX9c (дата обращения: 22.06.2022)

28. Shortparis. Стыд. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8nXo65cd9Ck (дата обращения: 22.06.2022)

29. SHORTPARIS: «Война и мир» #ещенепознер URL: https://www.youtube.com/ watch?v=wu1BEWW7zyQ (дата обращения: 22.06.2022)

30. Walden S. (2008) Photography and Philosophy: Essays on the Pencil of Nature. NY: Blackwell Publishing Ltd. DOI: 10.1002/9780470696651

Сведения об авторах

Пеннер Регина Владимировна - к-т филос. наук, доцент, г. Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), доцент кафедры философии.

E-mail: pennerrv@susu.ru

R. V. Penner

"CAMERA LUCIDA": INFORMATION TRENDS IN THE DIGITAL SPACE2

Abstract: In the 21st century digital reflects tendencies and trends in social reality and at the same time determines social trends. It is no coincidence that in February 2022, the attention of Internet users switched from one newsbreak, the "Covid-19 pandemic" to another, the

2 The research was supported by Russian Science Foundation «Conducting fundamental scientific research and exploratory scientific research by individual scientific groups» (regional competition) 2218-20011 «Digital literacy: interdisciplinary research (regional aspect)».

"military conflict in Ukraine". It seems that from the very beginning of the military operation in Ukraine, the whole world indirectly joined the military confrontation. Every inhabitant, being an Internet user, has the opportunity not only to draw information from military reports, but also to express their opinion on the current situation, which can be conditionally designated by one of three markers: "for Russia", "against Russia", "neutral position". The aim of the article is to formulate a new commentary adequate to digital and social reality, which continues the frame proposed by R. Barthes in «Camera lucida». Key ideas of the article are presented in the following premises. First, the cultural industries are social agents; second, as such they express the problems and ideas of social reality hic et nunc; third, they determine the mood of the society and separate social groups in relation to one of the three markers (mainly reflecting counter positions) presented above. To illustrate the third premise, we turn to the analysis of the denotative and connotative levels in the music video from Shortparis and the Choir of Veterans named by F.M. Kozlov "Jablonnyj Sad", posted on March 12, 2022 on the youtube.com.

Keywords: digital space, digital philosophy, digital anthropology, information trends, digital literacy.

References

1. Barthes R. Camera lucida. Kommentarij k fotografii [Camera lucida. Commentary on the photography]. Moscow: Ad Marginem, 2011.

2. Barthes R. Mifologii [Mythologies]. Moscow: Akademicheskij proekt, 2019.

3. Blanshot M. Neopisuemoe soobshhestvo [Indescribable community]. Moscow: MFF, 1998.

4. Boni NEM. Jabloki na snegu [Apples in the Snow] URL: https://www.youtube.com/ watch?v=BDXW3UqXjlQ (accessed 22.06.2022)

5. Deleuze J. Kino [Cinema]. Moscow: Ad Marginem, 2004.

6. Dostoevski) F.M. Brat'ja Karamazovy [The Brothers Karamazov]. T. 9-10. Leningrad: Nauka, 1991.

7. Zherebjatnikova E.A. Komu strashno v mire Shortparis: semioticheskij analiz muzykal'nogo klipa [Who is scared in the Shortparis' world: semiotic analysis of a music video]. Aktual'nye problemy lingvistiki i literaturovedenija. Sbornik materialov VIII (XXII) Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchjonyh. Otv. redaktor A.G. Kozhevnikova [Actual problems of linguistics and literary criticism: collection of materials of the VIII (XXII) International Scientific and Practical Conference of Young Scientists. Ed. by A.G. Kozhevnikov]. Tomsk, 2021, pp. 591-594.

8. Camus A. Mif o Sizife [The myth of Sisyphus]. Moscow: Astrel', Neoclassic, AST, 2011.

9. Katjusha. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Kri7ByE-9Mc (accessed 22.06.2022)

10. Markirovka rossijskoj voennoj tehniki vo vremja vtorzhenija na Ukrainu [Marking of Russian military equipment during the invasion of Ukraine]. URL: https://inlnk. ru/0QnYBE (accessed 22.06.2022)

11. Muromov M. Jabloki na snegu [Apples in the snow]. URL: https://www.youtube. com/watch?v=vFZFijjQ3pg (accessed 22.06.2022)

12. Savchuk V.V. Pejzazh v jepohu medial'nogo povorota (o fotografijah Jurija Opri) [Landscape in the era of the medial turn (on photographs by Yuri Opri)] // EINAI: Filosofija. Religija. Kul'tura. 2017. T. 6. № 1 (11). S. 164-196.

13. Savchuk V.V. Filosofija fotografii [Philosophy of photography]. Saint Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2005.

14. Savchuk V.V. Fotografija v jepohu novyh media [Photography in the Age of New Media] // Studia Culturae. 2015. № 23. S. 177-187.

15. Savchuk V.V., Kirillov A.A. Nekropolitika konceptual'noj fotografii [Necropolitics of conceptual photography] // EINAI: Filosofija. Religija. Kul'tura. 2018. T. 7. № 2 (14). S. 58-68.

16. Sovina M. Zapad obvinili v agressivnom povedenii [The West was accused of aggressive behavior]. URL: https://lenta.ru/news/2022/03/03/agressive/ (accessed 22.06.2022)

17. Chehov A.P. Vishnevyj sad [The Cherry Orchard]. T. 13. Moscow: Nauka, 1986.

18. ShakleevaA.I. Jurodstvovanie kak fenomen rossijskih kul'turnyh praktik [Foolishness as a Phenomenon of Russian Cultural Practices] // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 2 (113). S. 209-215.

19. Abell C., Atencia-Linares P., Mclver Lopes D., Costello D. (2018). The New Theory of Photography: Critical Examination and Responses. Aisthesis. Pratiche, Linguaggi E Saperi dell'estetico. 11(2), 207-234. https://doi.org/10.13128/Aisthesis-22969

20. Allen R., Smith M. (Eds.). (2011) Film Theory and Philosophy. Oxford Scholarship Online. DOI:10.1093/acprof:oso/9780198159216.001.0001

21. Duarte M.M. (2019) Photography and Writing, or the Intimacy of the Image: A Dialogic Encounter between Barthes's Camera Lucida and Blanchot's Philosophy of Otherness. Photographies. 12:3, 283-301. DOI: 10.1080/17540763.2019.1627392

22. Kardum M. (2020) Film kao filozofija: slucaj Wittgenstein. Filozofska istrazivanja. Vol. 40 No. 4, 665-684. DOI 10.21464/fi40401

23. Livingston P., Plantinga C. (Eds.). (2008) The Routledge Companion to Philosophy and Film (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203879320

24. Maigne C. (2022) Philosophy of photography: From the naturalistic print to the theoretical object. Foreword. Archives de Philosophie. 85 (1), 7-9.

25. Rawls C., Neiva D., Gouveia S.S. (Eds.). (2019). Philosophy and Film: Bridging Divides (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429435157

26. Shortparis, Hor veteranov im. F. M. Kozlova. Jablonnyj Sad [Apple orchard]. URL: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=12CsEuxN5vQ (accessed 22.06.2022)

27. Shortparis. Strashno [Scary]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=FUdteCBRX9c (accessed 22.06.2022)

28. Shortparis. Styd [Shame]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8nXo65cd9Ck (accessed 22.06.2022)

29. SHORTPARIS: «Vojna i mir» [War and Peace]. #eshhenepozner URL: https://www. youtube.com/watch?v=wu1BEWW7zyQ (accessed 22.06.2022)

30. Waiden S. (2008) Photography and Philosophy: Essays on the Pencil of Nature. NY: Blackwell Publishing Ltd. DOI: 10.1002/9780470696651

Regina V. Penner - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Chelyabinsk, South Ural State University (National Research University), Associate Professor at the Department of Philosophy.

E-mail: pennerrv@,susu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.