Научная статья на тему 'БЬЮТИ-КОВОРКИНГ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ'

БЬЮТИ-КОВОРКИНГ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОВОРКИНГ / БЬЮТИ-КОВОРКИНГ / ГИБКИЕ ПРОСТРАНСТВА / БИЗНЕС МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Алёна Андреевна

В статье раскрыта сущность коворкингов, типология гибких пространств, особенности, драйверы развития гибких пространств, рассмотрены бизнес-модели операторов гибких пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEAUTY COWORKING AS A NEW BUSINESS DIRECTION IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

The article reveals the essence of coworking, the typology of flexible spaces, features, drivers of the development of flexible spaces, business models of flexible space operators are considered.

Текст научной работы на тему «БЬЮТИ-КОВОРКИНГ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ»

Библиографический список

1. Налогоплательщики: НК РФ часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ статья 346.12 // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/a1d86f7078e645869b02fde85e8c972193557dee/ (дата обращения: 28.03.2022).

2. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая: федер. закон РФ от 05.08.2000. № 117, ст.346.20 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/3908f157150b10882cccfbb7f35986633 8098767/ (дата обращения: 28.03.2022).

3. О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения: закон Республики Хакасия от 16.11.2009 г. №123-ЗРХ // Гарант: справ. правовая система. URL: https://base.garant.ru/20507527/ (дата обращения: 28.03.2022).

4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: приказ Росстандарта от 31.01.2014. № 14-ст // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 28.03.2022).

5. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджет Республики Хакасия за 2011-2020 гг.: отчет по форме № 5-УСН // nalog.ru: Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn19/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 28.03.2022).

6. О злоупотреблениях налоговыми преимуществами, установленными для малого: Письмо ФНС России от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_317165/ (дата обращения: 28.03.2022).

© Казак В. Н., 2022

УДК 334.722:005.511(571.513)

БЬЮТИ-КОВОРКИНГ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Новикова Алёна Андреевна,

студент

Научный руководитель — А. В. Лавренко, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье раскрыта сущность коворкингов, типология гибких пространств, особенности, драйверы развития гибких пространств, рассмотрены бизнес-модели операторов гибких пространств. Ключевые слова: коворкинг, бьюти-коворкинг, гибкие пространства, бизнес модель.

BEAUTY COWORKING AS A NEW BUSINESS DIRECTION IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

Novikova Alyona Andreevna,

student

Scientific supervisor — A. V. Lavrenko, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Management Department

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article reveals the essence of coworking, the typology of flexible spaces, features, drivers of the development of flexible spaces, business models of flexible space operators are considered. Key words: coworking, beauty coworking, flexible spaces, business model.

Реалии сегодняшнего дня все чаще диктуют новые условия, полностью меняют привычное для нас видение о рабочем месте. Пандемия сыграла большую роль в жизни людей и заставила приспособиться к новым требованиям в работе

организаций. Работодатели осознали тот факт, что сотрудник может справиться со своими обязанностями там, где ему удобно. Это может быть удалённая работа из дома или же в специализированных рабочих пространствах, которые

предоставляются на определённое время для «удалённой» работы - коворкинги.

С развитием индустрии красоты и здоровья на рынке стало появляться множество похожих, пересекающихся ниш. Один из таких трендов - бьюти-коворкинг. Бьюти-коворкинг - это ещё один вариант неформального гибкого офиса. Такие помещения полностью оборудованы под нужды мастеров красоты. Суть работы проста: мастера арендуют такое место на необходимое для него время, это может быть один час, один день, один месяц или же посменно. На данный момент по всему миру насчитывается около 35 тысяч ко-воркингов по различным направлениям. Рассмотрим, какие виды гибких пространств существуют (см. табл. 1).

Объем рынка в стоимостном выражении оценивается примерно в 26 миллиардов долларов. Мировыми лидерами являются крупнейшие города США, Европы, Азии (Нью-Йорк, Лондон, Чикаго...).

К особенностям гибких рабочих пространств можно отнести (табл. 2):

Бьюти-коворкинг - это не новое для России направление работы. Для российского рынка коворкингов последние несколько лет были временем сумасшедшего роста. В 2019 г. объем предложения вырос на 70 % и, несмотря на пандемийный 2020 г., в 2021 г. эта сфера продолжала стремительное развитие. По данным компании Maris, в Санкт Петербурге количество коворкингов в первое полугодие выросло на 30 %.

Таблица 1

Типология гибких рабочих пространств [1]

Вид Описание

1. Форматные - функция предоставления рабочих мест (основная)

Классический коворкинг Пространство, оборудованное рабочими местами (закреплёнными и незакреплёнными)

Мини-офис Пространство, поделённое на кабинеты для работы небольших команд

Гибридное рабочее пространство Комбинация классических коворкингов и мини-офисов

2. Неформатные - функция предоставления рабочих мест (сопутствующая)

Антикафе Общественное пространство, предоставляющее различные услуги (отдых, развлечение, проведение мероприятий)

Коливинг Объединение рабочего и жилого пространства, совместное проживание и работа близких по духу людей

3. Специализированные - фокус на определённый вид деятельности, предоставление специализированного оборудования

Мастерская Площадка для реализации идей своими руками, предоставляющая оборудованные рабочие места, инструменты, материалы

IT-коворкинг Пространство, оборудованное необходимой техникой для 1Т-специалистов

Творческий коворкинг Специализированный тип коворкинга для представителей культуры, искусства и творческих профессий

Коферма Совместное использование сельскохозяйственных угодий и ресурсов для выращивания урожая и тестирования технологий

Таблица 2

Особенности коворкингов [2]

Особенность Пояснение

Гибкие условия аренды Возможность снять офис на час или несколько месяцев, одному человеку или целой команде, гибкая система абонементов

Разные форматы рабочих мест Возможность аренды закреплённого или незакреплённого места в опен-спейсе или небольшого мини-офиса для всей команды

Многофункциональность Функциональное зонирование (рабочие зоны, зоны для отдыха...)

Нетворкинг и сервисы Разнообразные сервисы для поддержки и развития бизнеса, образовательные мероприятия и нетворкинг

Также, как было отмечено РБК, сейчас на рынке 57 % салонов красоты работают себе в убыток и более 15 % мастеров работают сами на себя. Спрос на услуги красоты остаётся по-прежнему высоким. Следовательно, рынок бьюти-услуг может быть подвержен некоторым изменениям.

Рассмотрим, что поспособствовало развитию гибких рабочих пространств: рост удаленной занятости, переход на гибкий график работы, новые потребители - поколение мел-лениалов, ориентированных на мобильность, рост доли самозанятого населения, совмещение работы по найму с созданием собственного бизнеса, крупнейшие компании выбирают гибкие рабочие пространства, развитие экономики совместного потребления.

Многие предприниматели, предугадывая, что направление бьюти-коворкингов будет востребовано больше, чем салоны красоты, решили открыть их в своих городах. Рассмотрим, какие бизнес-модели имеют место в настоящий момент (табл. 3).

Стоит отметить, что, несмотря на стремительное развитие, ниша бьюти-коворкингов

ещё новая и далека от насыщенности. Эксперты отмечают, что в будущем спрос на такие гибкие офисы будет только расти, и бьюти пространствами начнут пользоваться 80 % мастеров красоты. Например, в Москве насчитывается более 12 тысяч салонов красоты, а бьюти-коворкингов 911 единиц по всей России на начало 2022 г.

Мастера все чаще отказываются работать по договорам долгосрочной аренды. Намного проще арендовать оборудованное место на определённое время и развивать свой личный бренд, чем быть привязанным к салону и навязанным салоном клиентам, работать свободно на себя.

Рассмотрим, какие преимущества даёт бьюти-коворкинг для мастеров индустрии красоты. Также уделим внимание и недостаткам, с которыми, возможно, столкнутся мастера в процессе работы.

Как можно заметить, существуют как положительные, так и отрицательные стороны для мастеров при работе в коворкинге (табл. 4).

Таблица 3

Бизнес-модели операторов бьюти-коворкингов [2]

Бизнес-модель Краткое описание Особенности применения

Аренда помещения Традиционная модель долгосрочной аренды. Оператор гибкого рабочего пространства снимает помещение у собственника, делает ремонт, закупает оборудование и сдаёт на короткий срок отдельные рабочие места Наименее рискованная для собственника и наиболее рискованная для оператора за счёт обязательств по капитальным и операционным расходам. Мировой тренд - сокращение числа операторов, использующих данную модель аренды, однако в России она наиболее распространена

Покупка помещения Оператор покупает помещение, берет на себя капитальные и операционные расходы и сдаёт в аренду рабочие места Модель привлекательна за счёт возможности реорганизации помещений в соответствии с потребностями гибкого рабочего пространства. Однако покупка приводит к появлению дополнительных расходов, связанных со страхованием, налогом на недвижимость и пр.

Партнёрские отношения Собственник берет на себя капитальные расходы по реорганизации пространства (иногда расходы делятся с оператором). Оператор осуществляет операционное управление. Прибыль делится между оператором и собственником Разделение рисков с собственником, поэтому более предпочтительна для операторов гибких рабочих пространств. При экономической успешности пространства выигрыш собственника значительно выше, чем от сдачи в аренду, за счёт разделения прибыли, однако не все собственники готовы взять на себя риски данных моделей. Операторская модель активно используется в гостиничном бизнесе, однако пока не работает на офисном рынке

Операторская модель Собственник предоставляет оператору готовое помещение с отделкой и оборудованием и платит вознаграждение за управление. Оператор отвечает только за управление

Но в регионах всегда всё иначе. По мнению эксперта, основательницы коворкингов Work Kodeb, в г. Тюмень, в отличие от Москвы и городов-миллионников, бизнес в регионах начинает осваивать коворкинги. Предприниматели всё чаще нуждаются в рабочем неформальном пространстве, но при этом во многих городах новые офисы не появляются. Основные проблемы регионов отметил эксперт, Алексей Ольховой - основатель пространства White Studios и основатель пространства «Не офис» в г. Москва. Итак, эксперт выделил следующие проблемы: недостаточный спрос, который не позволяет зарабатывать непосредственно на сдаче пространства, непривычный вид офиса для людей, поскольку они привыкли работать либо в рабочем офисе, либо дома. Поэтому владельцам коворкингов постоянно приходится объяснять все преимущества гибких пространств для широкой аудитории. Также было отмечено, что окупаемость у коворкин-гов дольше, чем в городах-миллионниках, примерно 3-5 лет, так как большая часть затрат идёт на создание технических коммуникаций, ремонт, мебель, технику [3].

Рассмотрим 5 городов, лидирующих по списку коворкингов на начало 2022 г. (табл. 5).

Как мы можем заметить, в числе первых города-миллионники. Далее выделим, сколько бьюти-коворкингов открывается в регионах.

Как мы видим, в таких городах, как г. Хабаровск (с населением 610 305 чел.), г. Тюмень (с населением 816 700 чел.), г. Иваново (с населением 401 505 чел.) есть бьюти-коворкинги (табл. 6). Это говорит о том, что со временем будут открываться гибкие бьюти-пространства и в других городах. Следовательно, для Республики Хакасия (с населением 528 316 чел.) имеет место бьюти-коворкинг.

Как было ранее отмечено, в городах с населением приблизительно как в Республике Хакасия открываются коворкинги. Было решено про-

смотреть все сайты коворкингов в регионах, выделить их основные направления деятельности, для каких мастеров они предназначены, какую арендную плату отдают мастера за место.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что большой популярностью в городах пользуются направления: парикмахерские услуги, окрашивание волос, оформление бровей, маникюр, педикюр, депиляция, массаж. В основном цены за час начинаются от 100-150 руб., в зависимости от направления деятельности мастера. Можно арендовать место на 1 час, на 6 часов, на день, неделю, месяц, 2 месяца. Чтобы разрядить рабочую атмосферу и вовлечь мастеров в жизнь коворкинга, проводят различные мероприятия, такие как: бьюти-боулинг, бьюти-завтрак, бьюти-мафия, квесты по городу, выставки, бьюти-бизнес-дни. Также существует система гибких абонементов (табл. 7).

Далее было проведено два анкетирования среди жителей и мастеров красоты РХ.

По первой анкете (мастера по красоте) можно сделать следующие выводы. По половой принадлежности в % соотношении получилось 64 % - женщин, 36 % - мужчин. Отсюда можно сделать вывод о том, что в индустрии красоты большинство занятых -женщины.

По возрастному признаку большинство опрошенных мастера в возрасте от 26 до35 лет их 57 %. Далее идут мастера в возрасте 19-25 лет (25 %), до 18 лет - 8 %, 36-45 лет - 7 %. 46-55 лет - 2 % и старше 55 лет - 1 %. Нужно отметить тот факт, что в основном опрошенные это достаточно молодые специалисты.

Большинство мастеров оказывают свои услуги в г. Абакан, доля таких мастеров составляет 57 %, далее по величине следует г. Черногорск -29 %. Минусинск и Шушенское составили по 7 %. Думаем, такое деление обусловлено тем, что г. Абакан является столицей РХ, поэтому большее количество мастеров предоставляют свои услуги именно в г. Абакане.

Таблица 4

Преимущества и недостатки для мастеров в бьюти-коворкинге

Преимущества Недостатки

Возможность самостоятельно планировать график своей работы, бронирование нужного мастеру времени Если мастер не умеет планировать своё время, то для него будет проблематично составить свой график работы

Отсутствие конфликтов с начальством, а также избавление от лишних затрат и рисков, связанных с длительной арендой кабинета Если отсутствует клиентская база, то мастер должен будет сам её искать или заключить дополнительный договор с ковор-кингом по привлечению клиентов

Широкие возможности для социализации и новые знакомства, возможность на месте повышать свою квалификацию Отслеживание и покупка расходных материалов самостоятельно

Возможность работать на собственных материалах и готовое оснащённое рабочее место со стильным дизайном Местоположение бьюти-коворкинга далеко от дома мастера

Таблица 5

Топ-5 городов по количеству коворкингов (различные направления) в Российской Федерации на начало 2022 года [4]

№ Город, область Общее число коворкингов, ед.

1 Москва 359

2. Санкт-Петербург 124

3. Московская область 47

4. Краснодарский край 36

5. Свердловская область 27

Таблица 6

Бьюти-коворкинги в регионах РФ

Название Город, Население

FASHION STYLE [51 Тюмень 816 700 чел. (2021)

Коворкинг студия и школа красоты 'Make Art' Хабаровск 610 305 чел. (2021)

ArtEl Иваново 401 505 чел. (2021)

Таблица 7

Анализ бьюти-коворкингов в регионах РФ

Название, сайт Город, население Кому подходит Стоимость Особенности

FASHION STYLE Тюмень 816 700 чел. (2021) Парикмахеры, визажисты, nail стилисты, мастера депиляции, массажисты, brow стилисты, косметологи Парикмахерам: 160 руб./час, 1 100 руб./день Материалы по оптовым ценам от дистрибьюторов. Выдается бесплатный крафт-пакет с расходными материалами, проведение мероприятий

Коворкинг студия 'Make Art' [6] Хабаровск 610 305 чел. (2021) Визажисты, бровисты, лэшмейкеры Стоимость: 300 руб./час 1 500 руб./день 5 000 руб./месяц Есть возможность проводить индивидуальное и групповое обучение в большом и малом конференц-залах от 5 до 200 чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ArtEl [7] Иваново 401 505 чел. (2021) Парикмахеры, визажисты, nail стилисты, мастера депиляции, массажисты, brow стилисты, косметологи Для мастеров маникюра: 150 руб./ч, 900 руб./день Проводят конкурсы с розыгрышем денежных призов, обучения, мастер-классы

На следующий вопрос анкеты «В какой сфере бьюти-услуг вы работаете?» ответ был следующим. Большинство мастеров заняты в таких сферах, как: услуги ногтевого сервиса, услуги оформления бровей, визаж, парикмахерские услуги - доля каждого 60 %, далее идут услуги наращивания ресниц с долей в 50 %, космето-

логические услуги, тату и перманентный макияж заняли 30 %, массажистов 20 %. Такое нечёткое деление может быть обусловлено тем, что некоторые мастера работают в нескольких направлениях индустрии красоты, например, один мастер может быть как парикмахером, так и оказывать услуги ногтевого сервиса.

Продолжительность работы в определённой сфере красоты сложилась следующим образом (рис. 1).

На вопрос «К какой организационной форме вы относитесь?» получены следующие ответы (рис. 2). Как мы видим, большинство мастеров относятся к самозанятым - 45 %, далее ИП, их доля 20 %, 15 % в поиске арендного места либо официального трудоустройства, 10 % работают дома и не зарегистрированы. Также были и юридические лица, таких оказалось 5 %. Высокая доля самозанятых мастеров обусловлена тем, что такая организационная форма является новой и требует меньшей уплаты налогов чем у ИП. Также повлияла пандемия, когда многие люди остались без работы и были вынуждены искать новые источники дохода.

Замечено, что 50 % мастеров арендуют для себя рабочее место, либо это может быть отдельный кабинет в салоне красоты. 38 % мастеров ответили, что работают на процентах и 12 % работают дома.

Наиболее важными пунктами в работе для мастеров являются: возможность развиваться, повышать квалификацию, чистота на рабочем месте, дружный коллектив.

Большинство мастеров проводят от 2 до 6 часов в день и у них неполная рабочая неделя - 41 %. 14,7 % имеют полную запись, на всю неделю, 14,3 % имеют полную запись на несколько недель вперёд. 15 % отметили, что они новички в этой сфере и работают только в случае записи клиента, 10 % находятся на рабочем месте 1-2 часа в день, возможно, это высокооплачиваемые мастера, 5 % отметили, что работают от 1 до 3 часов в неделю (рис. 3).

Про направление бьюти-коворкинга слышали или знают ровно 50 % опрошенных, это неплохой показатель. Значит, люди интересуются таким форматом работы. 36 % ответили, что просто где-то слышали и считают интересным это направление и 14 % опрошенных не знают о таком направлении работы (рис. 4).

64 % мастеров хотели бы работать в бьюти-коворкинге, отмечая то, что в нем присутствует творческая атмосфера и выгодные условия работы. 30 % затруднились ответить, поскольку это новое направление для республики. 6 % отметили, что такой формат работ им не интересен и проще искать аренду в салонах красоты (рис. 5).

Рис. 1. Продолжительность работы в сфере бьюти-услуг

Рис. 2. Отнесённость к определённой организационной форме

Я новичок в этой сфере, работаю по случаю записи клиента

Работаю 1-2 часа в день, нет постоянной клиентской базы

Работаю 1-3 часа в день, неделя расписана полностью

Работаю от 2 до 6 часов в день, неполная неделя У меня полная запись, на всю неделю У меня полная запись, на несколько недель вперед

15

14,7 14,3

41

10

20

30

40

50

0

Рис. 3. Как часто вы находитесь на своем рабочем месте?

Рис. 4. Знаете ли вы, что такое коворкинг для бьюти-мастеров?

Сложно сказать, ведь такого направления у нас в РХ еще не было 30 %

Нет, проще искать аренду в салонах красоты 6 %

Да, это постоянная творческая атмосфера, на выгодных условиях 64 %

Рис. 5. Хотели бы вы работать

Следующий вопрос был направлен на выявление желания работать в бьюти-коворкинге. 70 % опрошенных отметили, что хотели бы работать в бьюти-коворкинге по причине развития в своём направлении в необычном формате работы. 30 % ответили, что не хотят работать в бьюти-коворкинге, потому что им нравится прежнее место работы.

По мнению мастеров, наиболее востребованными услугами в индустрии красоты являются: парикмахерские услуги, услуги ногтевого сервиса - 15 %, услуги оформления бровей - 13 %, услуги наращивания ресниц -12 %, а также тату и перманентный макияж -10 %, по 9 % у услуг визажистов, шугаринга, косметологических услуг, 8 % - занимает массаж.

Также проводилось второе анкетирование, но уже для потребителей услуг. Целью анкеты являлось выяснение востребованности у населения бьюти-услуг и популярности коворкинг-центров. Данная анкета включала в себя 13 вопросов и носила анонимный характер. Участникам предлагалось отметить вариант ответа галочкой.

В анкетировании приняло участие 100 человек. В числе опрошенных были люди, проживающие на территории РХ. Женщин - 79 %, мужчин - 21 %.

в коворкинге для бьюти-мастеров?

Как мы можем заметить, это были люди различных возрастных категорий. Рассмотрим подробнее: люди в возрасте до 18 лет, в основном в эту категорию вошли школьники старших классов, студенты колледжей - 7 %, люди в возрасте от 19 до 25 лет, это студенты бакалавриата, магистратуры, жители РХ - 45 %, далее респонденты в возрасте от 26 до 35 лет, это люди, работающие в различных сферах республики - 20 %, далее возрастная категория 36-45 лет, таких опрошенных 15 %, и также были опрошены люди в возрасте старше 55 лет, таких 3 %.

Большинство опрошенных - жители г. Абакан - 71 %, далее жители г. Черногорска -15 %. Поскольку г. Абакан - это столица РХ, в числе опрошенных стали жители таких населённых пунктов и городов как: Минусинск, Таштып, Курагино, Шушенское, Саяногорск, Усть-Абакан.

Большинство респондентов отметили, что получают бьюти-услуги в г. Абакан (55 чел.) и г. Черногорск (35 чел.). Остальные отметили, что получают услуги по месту жительства.

Следующий вопрос был направлен на выявление мнения населения о насыщенности рынка республики бьюти-услугами. Выяснилось, что 49 % опрошенных считают, что рынок бьюти-услуг насыщен, но не хватает квалифицированных мастеров. 42 % ответили, что

рынок насыщен. 8,8 % ответили, что рынок малонасыщен и хочется новых направлений деятельности мастеров.

75 % опрошенных отметили, что посещают салоны красоты 1-2 раза в месяц, 16 % ходят в салоны красоты 2-3 раза в месяц, 9 % опрошенных 4-5 раз в месяц (рис. 6).

Наиболее часто опрошенные пользуются парикмахерскими услугами, услугами ногтевого сервиса, по оформлению бровей, массажу, шугарингу.

При этом наиболее востребованными выделили такие услуги, как: услуги ногтевого сервиса, парикмахерские услуги, наращивание

ресниц, оформление бровей, массаж и косме-тологические услуги.

Большинство опрошенных не знают, что такое бьюти-коворкинг 68 %.

После краткого объяснения сути бъюти-коворкига большая часть 75 % ответили, что такое направление новое для РХ, оно нужное и даст новые рабочие места республике.

63 % ответили, что хотят обслуживаться в бьюти-коворкинге, т.к. им нравится необычный формат. 33 % пойдут обслуживаться при условии, что их мастер будет там работать, 3 % затруднились ответить и 1 % совсем не пойдут (рис. 7).

Рис. 6. Часто посещаемости салонов красоты, парикмахерских населением Республики Хакасия

Рис. 7. Пошли бы вы обслуживаться в бьюти-коворкинг?

83 % отметили, что хотят, чтобы в РХ появился такой формат, как бьюти-коворкинг.

Таким образом, нам удалось проанализировать спрос и предложение на рынке бьюти-услуг в РХ, узнать общественное мнение по поводу открытия такого направления, как

бьюти-коворкинг, подробно узнать о направлении бьюти-коворкинга, проанализировать спрос и предложение на рынке бьюти-услуг в регионах РФ, узнать основные востребованные направления в бьюти-бизнесе.

Библиографический список

1. Маркетинговое исследование Cushman & Wakefield Коворкинги: Секрет успеха. 2018. URL: https://www.forbes.ru/biznes/364383-ofis-mechty-pochemu-moskva-perezhivaet-bum-kovorkingov (дата обращения 02.02.2022).

2. Агентство инноваций г. Москвы. Анализ рынка гибких рабочих пространств г. Москвы. URL: https://innoagency.ru/coworkings/ (дата обращения 05.02.2022).

3. Статья. Рабочие места будущего: где открыть коворкинг, чтобы заработать? [Электронный ресурс] / URL: https://sberbusiness.live/publications/rabochie-mesta-budushchego-gde-otkryt-kovorking-chtoby-zarabotat (дата обращения 05.02.2022).

4. Сборник. Все коворкинги России 2022 г. URL: https://www.kovorkingi.ru/ (дата обращения 05.02.2022).

5. Социальная сеть Instagram, бьюти-коворкинг FASHION STYLE. URL: https://www.instagram.com/fashionstyle_tmn/ (дата обращения 08.02.2022).

6. Социальная сеть Instagram, бьюти-коворкинг Make Art. URL: https://www.instagram.com/makeartkhv/ (дата обращения 08.02.2022)

7. Социальная сеть Instagram, бьюти-коворкинг ArtEl. URL: https://www.instagram.com/artel_beautycoworking_ivanovo/ (дата обращения 08.02.2022)

© Новикова А. А., 2022

УДК [336.14:352]:[616-036.21+578.834.1]

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Ооржак Сылдыс Савельевич,

студент

Волков Андрей Владимирович,

студент

Чамбал Регина Александровна,

студент

Научный руководитель — Т. Н. Пигина, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Пандемия внесла существенные коррективы в социальные, политические, демографические процессы во всех странах мира. Нам предстоит еще осознать и оценить ее воздействие на социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом и отдельных регионов в частности. Одним из аспектов данной проблемы является исследование состояния бюджетов местных органов власти, условий достижения их сбалансированности и устойчивости. Интерес к данному вопросу предопределен тем, что местные бюджеты, аккумулирующие финансовые ресурсы муниципальных образований, являются основой для выполнения основных социальных обязательств государства перед сообществом, проживающим на данной территории. В данной статье проведен анализ влияния пандемии и ее последствий на процессы формирования доходов местных органов власти на примере города Кызыл.

Ключевые слова: бюджет муниципального образования, доходы местного бюджета, налоговые и неналоговые поступления, безвозмездные поступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.