Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ'

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основные средства / справедливая стоимость / метод оценки / инструкции по учету / бюджетный учет / федеральные стандарты / fixed assets / fair value / valuation method / accounting instructions / budget accounting / federal standards

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Аминат Хабибуллаевна, Абдуллаев Мурад Альбертович

Статья рассматривает вопросы перехода в бюджетном учете на новые правила учета основных средств, которые имеют свою специфику. Много усилий сейчас направлено на сближение с международными стандартами по учету основных средств, чтобы финансовая отчетность в отношении данных активов, стала прозрачной и правдивой для стейкхолдеров. Гармонизация отчетности бюджетных учреждений необходима для единообразия и сопоставимости финансовой отчетности на основе достоверной информации, в том числе по основным средствам оцененных по справедливой стоимости. Сейчас определение справедливой стоимости уже достаточно известно, хотя до недавнего времени не применяли его это стоимостной критерий, на основе рыночных данных. Рыночную информацию берут относительно активов исходя из рыночных сделок либо других данных. Здесь важно, классифицировать информацию как обычную сделку между рыночными участниками с целью продажи актива или передачи обязательства на дату оценки в текущих рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET ACCOUNTING OF FIXED ASSETS

The article examines the issues of transition in budget accounting to new rules for accounting for fixed assets, which have their own specifics. A lot of efforts are now being directed towards convergence with international standards for the accounting of fixed assets, so that financial statements regarding these assets become transparent and truthful for stakeholders. Harmonization of the reporting of budgetary institutions is necessary for the uniformity and comparability of financial statements based on reliable information, including fixed assets valued at fair value. Now the definition of fair value is already well known, although until recently it was not applied this is a cost criterion based on market data. Market information is taken about assets based on market transactions or other data. It is important here to classify the information as an ordinary transaction between market participants for the purpose of selling an asset or transferring a liability at the valuation date under current market conditions.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ»

Научная статья УДК 657.1

DOI 10.26118/2782-4586.2024.68.38.008

Ибрагимова Аминат Хабибуллаевна

Дагестанский государственный университет

Абдуллаев Мурад Альбертович

Дагестанский государственный университет

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация. Статья рассматривает вопросы перехода в бюджетном учете на новые правила учета основных средств, которые имеют свою специфику. Много усилий сейчас направлено на сближение с международными стандартами по учету основных средств, чтобы финансовая отчетность в отношении данных активов, стала прозрачной и правдивой для стейкхолдеров. Гармонизация отчетности бюджетных учреждений необходима для единообразия и сопоставимости финансовой отчетности на основе достоверной информации, в том числе по основным средствам оцененных по справедливой стоимости.

Сейчас определение справедливой стоимости уже достаточно известно, хотя до недавнего времени не применяли его - это стоимостной критерий, на основе рыночных данных. Рыночную информацию берут относительно активов исходя из рыночных сделок либо других данных. Здесь важно, классифицировать информацию как обычную сделку между рыночными участниками с целью продажи актива или передачи обязательства на дату оценки в текущих рыночных условиях.

Ключевые слова: основные средства, справедливая стоимость, метод оценки, инструкции по учету, бюджетный учет, федеральные стандарты.

Ibragimova Aminat Habibullahevna

Dagestan State University Abdullayev Murad Albertovish

Dagestan State University

BUDGET ACCOUNTING OF FIXED ASSETS

Annotation. The article examines the issues of transition in budget accounting to new rules for accounting for fixed assets, which have their own specifics. A lot of efforts are now being directed towards convergence with international standards for the accounting of fixed assets, so that financial statements regarding these assets become transparent and truthful for stakeholders. Harmonization of the reporting of budgetary institutions is necessary for the uniformity and comparability of financial statements based on reliable information, including fixed assets valued at fair value.

Now the definition of fair value is already well known, although until recently it

was not applied - this is a cost criterion based on market data. Market information is taken about assets based on market transactions or other data. It is important here to classify the information as an ordinary transaction between market participants for the purpose of selling an asset or transferring a liability at the valuation date under current market conditions.

Keywords: fixed assets, fair value, valuation method, accounting instructions, budget accounting, federal standards.

Бюджетный учет основных средств ведется только государственными организациями в соответствии с п. 21 приказа № 157н, также с применением специального плана счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н для казненных учреждений).

Все эти инструкции применялись в работе с основными средствами и до 01.01.2018г. С этого момента плюс к этому, опираются на федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства». Международный стандарт 13 «Оценка справедливой стоимости» гласит, что подобранный для предприятия метод должен быть в полной мере обоснован для нахождения справедливой стоимости. МСФО 13 определяет 3 методики справедливой стоимостной оценки - рыночный, доходный и затратный (рис. 1) [3].

Рис. 1. Методы оценки справедливой стоимости по МСФО

Ели речь идет о бюджетных учреждениях, справедливую стоимость актива рассчитывают учитывая характеристики оцениваемого объекта. Здесь важно иметь необходимые и достаточные данные для этого. Характерная в сложившихся обстоятельствах цена и будет справедливой стоимостью, что и представляется как рыночный подход на основе рыночных сделок с участием подобных активов. Приведение будущих потоков доходов и расходов к текущей рыночной стоимости - дисконтирование, представляется как доходный подход. А затратный подход находит текущую стоимость замещения оцениваемого актива, т.е. справедливая стоимость иллюстрирует собой стоимость затрат, которую понесет всякий участник рынка, покупающий актив, имеющий такие же характеристики, но с учетом износа.

При выборе подхода для нахождения справедливой стоимости надлежит учитывать такие факторы (рис. 2).

1. Поиск выбора способа в в подчиненности от природы объекта оценки

2. Изучение и измерение плюсов и минусов отдельных способов и степень допущений применяемых в нем

3. Обязательность использования нескольких способов оценки справедливой стоимости, для сопоставления результатов в рамках рассматриваемыхспособов

Рис. 2. Условия выбора подхода к оценке справедливой стоимости актива

Хотя бы два подхода здесь необходимо использовать, оценивая справедливую стоимость. Такая методика поможет лишний раз произвести проверку результатов оценки и точнее оценить справедливую стоимость.

Перемене поверглись с 2018 года, группы основных средств: одни исключены, а некоторые объединены. Например, в 2018 году исключена группа «Библиотечный фонд», группа «Сооружения» включена в состав группы «Нежилые помещения», а также введены новые группы «Инвестиционная недвижимость», «Многолетние насаждения» [4].

Регистрируют первичные документы или сводный документ в бюджетном учете, отражая факты хозяйственной жизни.

Приказом 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» от 15.04.2021г. [5] регулируется вопрос комплектования первичных документов и регистров бюджетного учета. Данный документ являет собой законную основу электронных документов, для бюджетного учета без бумажной основы. Законодатель сейчас предпочитает электронные документы.

Переход на электронный обмен документами и правила наполнения первичных документов по приведенному выше приказу №61н, описаны в методических рекомендациях, разъясненных письмом Минфина России от 01 декабря 2021 № 02-07-07/98091.

На Приказ 61н с 01.01.2022 г. при ведении бюджетного учета перешли территориальные органы казначейства России, по централизованным полномочиям. Остальные учреждения применять стали их с 01.01.2023 г.

Как следует из письма Минфина России от 18 марта 2021 г №02-07-10/19776, разрешено учреждениям не применять электронные и оставлять бумажные формы документов.

С начала 2018 года в госсектор перешел на условия федерального стандарта «Основные средства». Это документ имеющий указания и принципы учета основных средств, утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н [4].

Определение основных средств в п. 7 ФСБУ звучит так: материальные ценности независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, для постоянной работы учреждением на праве оперативного управления для:

- реализации им полномочий государства (муниципалитета);

- функционирования в части реализации и оказании госуслуг;

- для управления учреждением [4].

Способ к оценке

справедливой

стоимости

основного

средства в

бюджетном

учете

По новым условиям, положенные при их постановке на учет, единицы учета основных средств, возможнореклассифицировать. Данный момент стал новшеством-реклассификация в иную группу, или категорию объектов учета.

Когда происходит реклассификация необходимо паралельноый показ в учете выбытия инвентарного объекта из одной группы и переход в другую группу. При этом реклассификация не повлечет за собой перемену стоимости объекта в бухгалтерском учете и отчетности.

В автоматизированной программе бюджетного учета, показ реклассификации основных средств, получают через операцию «Перемещение ОС, НМА, НПА между счетами», с указанием замененных счетов переведенного актива [9].

Пункт 8 ФСБУ при отражении актива в качестве основного средства, требует соблюдения условий:

- предполагаемое получение экономических выгод при использовании;

- первоначальная ценность может быть надежно оценена.

Если эти названные условия не соблюдаются актив учитывается на забалансовых счетах, а информация показывается в бухгалтерской отчетности.

Каждому инвентарному объекту наделяют номер, и заполняют инвентарную карточку.

Счет 010100000 «Основные средства» применяется для синтетического учета. Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, несмотря на это, всего лишь 18-26 разряды практикуются в бухучете.

Расшифровку разрядов можно изучить в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н)

ГО-

Покупка основных средств отражается на синтетическом счете 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», по группам счетов:

- 010610000 «Вложения в недвижимое имущество»;

- 010620000 «Вложения в особо ценное движимое имущество»;

- 010630000 «Вложения в иное движимое имущество»;

- 010640000 «Вложения в объекты финансовой аренды» и др. [2].

Рассмотрим в табл. 1 проводки по бюджетному учету основных средств в учреждении.

Таблица 1 Проводки по поступлению основных средств в учреждение [2]

Проводка Описание проводки

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» Кт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020831660), 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231730) Покупка ОС

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» Кт030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 010400000 «Амортизация», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 010500000 «Материальные запасы» Производство объекта ОС самим учреждением

Дт 010110310 «Основные средства-недвижимое имущество учреждения» Кт 010611310 «Вложения в недвижимое имущество» Ввод в эксплуатацию построенного здания

Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310) Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» Ввод в эксплуатацию купленного, изготовленного хоз. способом ОС

Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310) Кт 030404310 «Внутриведомственные расчетыпо приобретению основных средств» Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего того же распорядителя ресурсов бюджета

Дт 010100000 «Основные 010120310, 010130310)

Кт 040110190 «Доходы текущего финансового года»

средства» (010110310, Прочие безвозмездные поступления ОС

Учреждениям дана возможность амортизировать основные средства линейно по правилу ежемесячных списаний. По правилам п. 86 инструкции №157н амортизационные суммы отражать начинают после ввода в эксплуатацию, в следующем месяце [1].

По мнению практиков, такое уточнение прямо установило одинаковую дату показа в бюджетном учете ежемесячной амортизации - первое число. Некоторые автоматизированные программы начисляют амортизацию последним днем истекшего месяца. В Инструкции № 157н нет предписания о дате начисления амортизации, а указана лишь дата начала ее начисления - первое число.

Однако, искажения учетных записей и показателей отчетности можно избежать. В автоматизированной программе настроить ежемесячное начисление амортизации последним днем месяца, но при выбытии в соответствующем месяце НФА можно настроить функцию доначисления суммы амортизации при формировании документов на выбытие объектов НФА. При таком подходе получают один и тот же результат вне зависимости от установленной даты начисления амортизации за каждый месяц. Здесь необходимо соблюдать условие не начислять амортизацию повторно в конце месяца, на выбывшие в течение месяца объекты. Однако такой порядок надо предусмотреть в учетной политике [7].

Срок полезного использования по описанию из п. 35 стандарта назначают по ожидаемому сроку получения экономических выгод, рекомендаций производителя и гарантийного срока использования объекта.

В бюджетном учете на объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за элиминацией объектов из библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Стоимость таких объектов, одноразово списывается на затраты, с отнесением на забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» (п. 373 Инструкции №157н) [1].

Амортизацию показывают на счете 010400000 «Амортизация». По приказу №174н [2] для записи в учете амортизации используют аналитические счета, с концовкой на 410 в следующей транзакции:

Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271)

Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).

Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами» [6].

Электронный документооборот сейчас внедряется в рамках реализации проекта в госсекторе «Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений». К 2027 году должна быть создана единая электронная система формирования данных (СФАД) учета и отчетности государственных финансов бюджетов бюджетной системы РФ.

СФАД-среда автоматизированного контроллинга, анализа и учета государственных финансов для государственных (муниципальных) органов и организаций бюджетной сферы призвана увеличить эффективность управленческих решений в госсекторе, в том числе по основным средствам.

Список источников

1. Приказ № 157н от 01.12.2010 «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (с изменениями на 27 апреля 2023 года).

2. Приказ Минфина России от 16.12.2010 №174н (ред. от 27.04.2023) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 №217н) (ред. от 11.07.2016).

4. Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. №257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

5. Приказ Минфина России от 15.04.2021 №61н (ред. от 30.10.2023) «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению».

6. Калмыкова Е. Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2020 [Электронный ресурс]. - URL: «Основные средства» https://www.garant.ru/ia/opinion/author/ kalmykova/1454863/ (дата обращения 07.01.2024).

7. Начисление амортизации: неожиданные трудности применения обновленной Инструкции № 157н [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/news/1626173/ (дата обращения 07.01.2024).

8. Основные средства в бюджетном учете — 2022-2023: вводная информация [Электронный ресурс]. - URL: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ ucheta/byudzhetnyj_uchet_osnovnyh_sredstv_nyuansy/ (дата обращения 07.01.2024).

9. Хахулина А. Учет основных средств в учреждениях госсектора в 2022 г. с применением «1С:БГУ», ред. 2 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/ assets/a8/1063157.html (дата обращения 07.01.2024)

10. Мирзаева X. М. Новые правила учета амортизации основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020 «Основные средства» //Journal of Monetary Economics and Management.-2023. - № 1,- C.127-131

11. Османова П.M.Изменения в учете ОС в соответствии с ФСБУ 6/2020 "Основные сред-ства"//Актуальные вопросы современной экономики. 2022,- №5. С.290-295

Сведения об авторах

ИБРАГИМОВА АМИНАТ ХАБИБУЛЛАЕВНА, д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учет», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Рос-

АБДУЛЛАЕВ МУРАД АЛЬБЕРТОВИЧ, студент кафедры «Бухгалтерский учет», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Россия

Information about the authors

IBRAGIMOVA AMINAT HABIBULLAHEVNA, Doctor of Economics, Professor of the Department of Accounting, Dagestan State University, Makhachkala, Russia ABDULLAYEV MURAD ALBERTOVICH, student of the Accounting Department, Dagestan State University, Makhachkala, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.