СЕЛИВАНОВА Галина Павловна
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита бюджетных и некоммерческих организаций Уральского государственного экономического университета
СИМОНЕНКО Елена Валерьевна
Ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита бюджетных и некоммерческих организаций Уральского государственного экономического университета
Бюджетный учет объектов накопительной составляющей трудовой пенсии
В связи с проводимыми в нашей стране пенсионной реформой и реформой бюджетного учета и отчетности, направленными на сближение отечественных принципов и способов назначения, выплаты и учета трудовой пенсии, особую актуальность приобретает изучение возможностей и методов учета накопительной части страховых взносов, направленных на финансирование будущей трудовой пенсии [3], на счетах бюджетного учета в органах Пенсионного фонда России, а также анализ учетного процесса финансово-хозяйственных операций Пенсионного фонда России со средствами накопительной части страховых взносов, анализ совокупности финансовых отношений, возникающих в процессе формирования, передачи и использования ресурсов Пенсионного фонда России (далее - ПФР) [5].
В отечественной практике уже проводились исследования отраслевых особенностей бюджетного учета на примере объектов здравоохранения И. Н. Калининой [8], в лесном хозяйстве С. И. Колесниковым [9].
Объектами учета в бюджетной сфере выступают имущество учреждения, его обязательства и их движение. В системе обязательного пенсионного страхования и обеспечения [4] объекты бюджетного учета, в частности по операциям со средствами страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, определяются функциями субъектов экономических отношений [7].
В соответствии с действующим законодательством различают следующих участников (субъектов) правоотношений по обязательному пенсионному страхованию и обеспечению: ПФР, страхователи, страховщики, застрахованные лица, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, кредитно-финансовые учреждения (банки-агенты), страховые организации, специализированные депозитарии, актуарии, брокеры, управляющие индексными инвестиционными фондами и др. [7].
Для ведения оперативного учета движения пенсионных средств между субъектами правоотношений по обязательному пенсионному страхованию в системе ПФР взаимодействуют следующие структурные подразделения: Информационный центр
персонифицированного учета, Управление организации персонифицированного учета, Департамент Казначейства ПФР и Департамент организации инвестиционных процессов.
Управление организации персонифицированного учета формирует итоговые показатели систематизации страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР [1], и представляет сведения Департаменту Казначейства Исполнительной дирекции ПФР для внесения корректировок в аналитический учет состояния объектов доходной части бюджета ПФР. Сведения подаются в виде справок произвольного характера. Для этого в Департаменте Казначейства по счету 402 02 160 отражаются суммы поступивших средств на накопительную часть трудовой пенсии.
Формирование итоговых показателей в целом по ПФР осуществляется на основании форм АДВ-11 [1], представленных управлениями (отделами) персонифицированного учета отделений ПФР. Данные итоговой формы АДВ-11 «Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» по России сверяются с итоговыми данными регистров бюджетного учета в Департаменте Казначейства ПФР за прошедший финансовый год. Сверке подлежат объекты бюджетного учета (активы и источники) по поступлению страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на счета ПФР, отраженные в регистрах бюджетного учета.
Данные корректировочных сведений по начислению и уплате страховых взносов за застрахованных лиц, поступающие от страхователей в подразделения персонифицированного учета по окончании нормативных сроков предоставления сведений персонифицированного учета, сводятся по вертикали подчиненности подразделений персонифицированного учета органов ПФР и представляются в Департамент Казначейства ПФР. Департамент Казначейства ПФР отражает полученные сведения на соответствующих аналитических счетах объектов бюджетного учета по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии.
Отчетность по данным базы системы персонифицированного учета за расчетные периоды представляется в подразделение Департамента Казначейства ПФР, функции которого - учетные операции органа, организующего исполнение бюджетов.
Следует отметить, что страховые взносы из органов Казначейства перечисляются в доход бюджета ПФР систематически. Сдача же отчетности и разнесение «аналитики» по каждому застрахованному лицу происходит до 1 марта года, следующего за годом поступления средств [1]. Такого рода «разорванность» во времени поступлений страховых взносов и информации по произведенным зачислениям на лицевые счета застрахованных лиц приводит к отсутствию системности в учете поступивших сумм. Возникает необходимость во введении дополнительных аналитических счетов по объектам источников пенсионных накоплений для установления взаимосвязи данных персонифицированного учета и бюджетного учета. Ситуации могут быть следующие.
Во-первых, в течение года могут поступать взносы от страхователей, которые впоследствии прекратили свое существование. Соответственно, они не представляют свою отчетность по уплаченным страховым взносам в органы ПФР.
Во-вторых, возможна стандартная ситуация, когда все перечисленные взносы были успешно отражены по счетам бюджетного учета.
Также нередки ситуации, при которых не все взносы были успешно отражены в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица из-за ошибок учета застрахованных лиц (наличие несколько страховых номеров, различия в сведениях, поданных страхователями, и сведениях, имеющихся в органах Пенсионного фонда России, и пр.).
Исходя из этого суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, излишне уплаченные страхователями (и поступившие на счета ПФР), можно подразделить на:
1) суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие от страхователей, не зарегистрированных (снятых с учета) в органах ПФР (Авансы «неопознанных» страхователей);
2) суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие от страхователей, зарегистрированных в органах ПФР (Авансы);
3) суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, начисленные и уплаченные страхователями (и поступившие на счета ПФР), но не принятые к разнесению по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц за прошедшие расчетные периоды (Временный резерв бюджета ПФР по накопительной части трудовой пенсии);
4) суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие в бюджет ПФР в предыдущем финансовом году, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.
Соответственно, корреспонденция счетов в момент поступления взносов и после поступления сведений от Управления персонифицированного учета по суммам, разнесенным на лицевые счета застрахованных лиц, будет носить корректировочный характер. Приведем пример.
1. Переучет источника и актива по средствам накопительной части трудовой пенсии, не разнесенным в специальной части индивидуального лицевого счета по состоянию на 1 марта:
Дебет 120201510 «Поступления средств на единый счет бюджета» «сторно»
Кредит 140201160 «Поступления в бюджет взносов, отчислений на социаль-
ные нужды», «сторно»
Одновременно
Дебет 120201510 «Поступления средств на единый счет бюджета»
Аналитика - «Временный резерв бюджета ПФР по накопительной части трудовой пенсии»
Кредит 140202160 «Поступления в резервные фонды от взносов, отчислений
на социальные нужды»
Аналитика - «Временный резерв бюджета ПФР по накопительной части трудовой пенсии».
2. Переучет источника и актива по средствам накопительной части трудовой пенсии, признанным на начало года «Авансами»:
Дебет 120201510 «Поступления средств на единый счет бюджета» «сторно»
Кредит 140201160 «Поступления в бюджет взносов, отчислений на социальные нужды» «сторно»
Одновременно
Дебет 120201510 «Поступления средств на единый счет бюджета»
Аналитика - «Авансы»
Кредит 140202160 «Поступления в резервные фонды от взносов, отчислений на социальные нужды»
Аналитика - «Авансы»
3. Переучет источника и актива по средствам накопительной части трудовой пенсии, разнесенным в специальную часть индивидуального лицевого счета по уточнениям страхователей, ранее учитываемым как «неразнесенные взносы»:
Дебет 120201510 «Поступления средств на единый счет бюджета»
Аналитика - «Временный резерв бюджета ПФР по накопительной части трудовой пенсии» «сторно»
Кредит 140202160 «Поступления в резервные фонды от взносов, отчислений на социальные нужды»
Аналитика - «Временный резерв бюджета ПФР по накопительной части трудовой пенсии» «сторно»
Одновременно
Дебет 120201510 «Поступления средств на единый счет бюджета»
Кредит 140201160 «Поступления в бюджет взносов, отчислений на социаль-
ные нужды».
4. Переучет источника и актива по средствам накопительной части трудовой пенсии, учитываемым ранее как «Авансы» от страхователей:
Дебет 120201510 «Поступления средств на единый счет бюджета»
Аналитика - «Авансы» «сторно»
Кредит 140202160 «Поступления в резервные фонды от взносов, отчислений
на социальные нужды»
Аналитика - «Авансы» «сторно»
Одновременно
Дебет 120201510 «Поступления средств на единый счет бюджета»
Кредит 140201160 «Поступления в бюджет взносов, отчислений на социаль-
ные нужды»
5. Переучет источника и актива по средствам накопительной части трудовой пенсии, учитываемым ранее как «Авансы „неопознанных" страхователей»:
Дебет 120201510 «Поступления средств на единый счет бюджета»
Аналитика - «Авансы „неопознанных" страхователей» «сторно»
Кредит 140202160 «Поступления в резервные фонды от взносов, отчислений
на социальные нужды»
Аналитика - «Авансы „неопознанных" страхователей» «сторно»
Одновременно
Дебет 120201510 «Поступления средств на единый счет бюджета»
Кредит 140201160 «Поступления в бюджет взносов, отчислений на социаль-
ные нужды».
В регистрах бюджетного учета за предыдущий финансовый год поступления страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии формируются годовыми оборотами по движению объектов бюджетного учета, отражаемых на счетах: 202 01 510 «Средства единого счета бюджета», 402 01 160 «Поступления в бюджет взносов, отчислений на социальные нужды». Поступившие на счета ПФР страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря отражаются В регистрах бюджетного учета переходящими балансовыми остатками на счетах «Средства единого счета бюджета» и «Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета» (в аналитике «Накопительная часть трудовой пенсии»).
Дальнейшее аналитическое уточнение объектов учета определяется степенью важности систематизации поступивших сумм страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии на основании данных персонифицированного учета. И только после этого, по итогам сверки, аналитического уточнения объектов бюджетного учета, отражающих страховые Взносы на накопительную часть трудовой пенсии в регистрах бюджетного учета, Департаменту Казначейства следует готовить показатели для утверждения постановлением Правления ПФР.
Однако для оперативного ведения бюджетного учета средств накопительной составляющей будущей пенсии, переданных во временное управление управляющей компании, негосударственному пенсионному фонду и государственной управляющей компании, необходимо упорядочить систему обмена оперативными данными между структурными подразделениями Пенсионного фонда. Например, в графике документооборота ПФР нет сведений по передаче ежемесячных или квартальных отчетов из Управления организации персонифицированного учета в Департамент Казначейства.
Аналогичная ситуация возникает при взаимодействии с Департаментом организации и контроля инвестиционных процессов - именно здесь аккумулируются сведения о результатах инвестиционной работы государственной управляющей компании и управляющих компаний. Учитывая тот факт, что бюджетный учет в системе Пенсионного фонда представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации [2|, а также об операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств, должен быть выработан соответствующий регламент взаимодействия между структурными подразделениями Исполнительной дирекции Пенсионного фонда России, а также установлены конкретные сроки представления первичных учетных документов для своевременного внесения корректировок в объекты бюджетного учета. Например, в связи с выходом постановления Правительства РФ №741 ПФР в срок не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок, установленный для обращения правопреемников с заявлениями о выплате средств пенсионных накоплений, рассматривает заявления правопреемников, определяет общую сумму средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, подлежащую распределению между правопреемниками, исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии умершего застрахованного лица на дату принятия решения о выплате средств пенсионных накоплений и состоящих из страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, чистого финансового результата от временного размещения ПФР страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, а также осуществляет расчет сумм средств пенсионных накоплений, подлежащих выплате правопреемникам, путем умножения общей суммы средств пенсионных накоплений на установленные доли, и выносит решение о выплате средств пенсионных накоплений [6]. Без оперативной информации о текущем состоянии специальной части индивидуального лицевого счета отразить выплату средств правопреемникам невозможно. Аналогичная ситуация возникает, когда при возможности ежеквартального отражения данных по инвестированию накопительной составляющей будущей пенсии существует необходимость проведения подобных манипуляций ежемесячно. Для реализации такого условия согласно ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» [2] необходимо разработать первичные учетные документы, не предусмотренные альбомами первичных учетных документов, содержащие все обязательные реквизиты для обеспечения достоверного, сплошного непрерывного отражения в бюджетном учете операций со средствами будущей накопительной части пенсии.
На наш взгляд, предложенные меры повысят уровень системности в учете накопительной части взносов, направляемых на формирование накопительной части трудовой пенсии в системе ПФР. Это, в свою очередь, вызовет необходимость разработки и утверждения перечня первичных учетных документов для учета операций со средствами будущей накопительной части пенсии, представления Графика документооборота и Регламента взаимодействия между структурными подразделениями Исполнительной дирекции Пенсионного фонда, а также необходимость выработки мер по упорядочению сроков представления первичных учетных документов в Департамент Казначейства.
Литература
1. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования : Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ.
2. О бухгалтерском учете : Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
3. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации : Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
4. О трудовых пенсиях в Российской Федерации : Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3.
5. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ : Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ.
6. Об утверждении Правил выплаты ПФР правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета : Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. №741,
7. Алексеева, Е. Методика формирования доходов и расходов бюджета ПФР, связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий / Е. Алексеева, Е. Фомина // Пенсионные фонды и инвестиции. - 2006. - №5.
8. Калинина И. Н. Адаптация российских принципов учета расходов в бюджетных учреждениях здравоохранения к МСФО / И. Н. Калинина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - № 13.
9. Колесников С. И. О некоторых проблемах бюджетного учета в лесном хозяйстве / С. И. Колесников // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2006. - №21.