Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ЛП В РОССИИ: ИТОГИ 9 МЕСЯЦЕВ 2019 ГОДА'

БЮДЖЕТНЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ЛП В РОССИИ: ИТОГИ 9 МЕСЯЦЕВ 2019 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА / ТРЕНДЫ / ЛИДЕРЫ / BUDGET SEGMENT OF THE MARKET / TRENDS / LEADERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прожерина Юлия

Бюджетный сегмент рынка играет ключевую роль в системе обеспечения медикаментами больничных учреждений и реализации ЛП в рамках программ льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО) и регионального льготного обеспечения (РЛО). Ключевые тренды данного сегмента по итогам 9 мес. 2019 г. рассмотрены в данном обзоре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budget segment of the PD market in Russia: results for 9 months of 2019

The budget segment of the market plays a key role in the system of medical supply of hospital institutions and in the implementation of PD within the framework of preferential drug provision (PDP) and regional preferential provision (RPP) programmes. The key trends of this segment for 9 months of 2019 are considered in this review.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ЛП В РОССИИ: ИТОГИ 9 МЕСЯЦЕВ 2019 ГОДА»

doi: 10.21518/1561-5936-2019-12-27-29

Сообщение^ероЛ

Бюджетный сегмент рынка ЛП в России: итоги 9 месяцев 2019 года

Юлия Прожерина, «Ремедиум»

Бюджетный сегмент рынка играет ключевую роль в системе обеспечения медикаментами больничных учреждений и реализации ЛП в рамках программ льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО) и регионального льготного обеспечения (РЛО). Ключевые тренды данного сегмента по итогам 9 мес. 2019 г. рассмотрены в данном обзоре.

Ключевые слова: бюджетный сегмент рынка, тренды, лидеры

Для цитирования: Прожерина Ю. Бюджетный сегмент рынка ЛП в России: итоги 9 месяцев 2019 года. Ремедиум. 2019;(12):27-29. doi: 10.21518/1561-5936-2019-12-27-29

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Budget segment of the PD market in Russia: results for 9 months of 2019

Yuliya Prozherina, Remedium

The budget segment of the market plays a key role in the system of medical supply of hospital institutions and in the implementation of PD within the framework of preferential drug provision (PDP) and regional preferential provision (RPP) programmes. The key trends of this segment for 9 months of 2019 are considered in this review.

Keywords: budget segment of the market, trends, leaders

For citation: Prozherina Yu. Budget segment of the PD market in Russia: results for 9 months of 2019. Remedium. 2019;(12):27-29. (In Russ.) doi: 10.21518/1561-5936-2019-12-27-29

Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest.

ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ

По итогам 9 мес. 2019 г. объем бюджетного сегмента рынка ЛП в России достиг 357,6 млрд руб. в ценах закупки, что на 30,5% выше показателей за 9 мес. 2018 г., свидетельствуют данные компании IQVIA (рис. 1). Положительная динамика отмечена и в натуральном выражении. По сравнению с 9 мес. 2018 г. объем бюджетного сектора увеличился на 3,0%, составив 567,7 млн упаковок (рис. 2). При этом рост объемов закупок в натуральном выражении в первую очередь коснулся сегментов ЛЛО и РЛО, в то время как в госпитальном секторе отмечена стагнация объемов закупки.

рисунок 1. Динамика бюджетного сегмента рынка ЛП за 9 мес. 2018 и 2019 гг., млрд руб. figure 1. Dynamics of the budget segment of the PD market for the first 9 months of 2018 and 2019, RUB bln.

ON <xT CO CN с* С" r- СЧ OO О 2 2 ® * L С с О г- 2 % ••о LH СО

Госпитальный ЛЛО РЛО Бюджетный сегмент в целом

1 9 мес. 2018 г. ■ 9 мес. 2019 г. J Прирост

Источник: IQVIA 2019;(12):27-29 | REMEDIUM

28

ФАРМРЫНОК

Во многом рост объемов сегмента в рублях связан с увеличением средней цены закупаемых препаратов. Здесь имеет место не столько инфляция, сколько активная закупка более дорогих ЛП. Как следствие, по итогам 9 мес. 2019 г. средняя цена за одну упаковку препарата в бюджетном сегменте рынка составила порядка 629,9 руб., что на 26,7% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост средних цен закупаемых ЛП отмечен во всех сегментах, но в наибольшей степени коснулся самого емкого по объему госпитального сектора (+37,7% в руб. к 9 мес. 2018 г.; рис. 3).

ведущие корпорации

Рейтинг корпораций на бюджетном рынке по итогам 9 мес. 2019 г. претерпел некоторые изменения по сравнению с прошлым годом. Его возглавила компания Novar-tis, переместившись с 4-го на 1-е место. При этом лидер прошлого года - компания Sanofi заняла 4-е место. Корпорации «Биокад» и Johnson & Johnson сохранили свои позиции на рынке, удерживая 2-е и 3-е места в рейтинге соответственно. Вошли в топ-10 в 2019 г. компании Roche, Merck Sharp & Dohme и «Генериум» (табл. 1).

ключевые атс-группы

Наибольший объем продаж в стоимостном выражении на бюджетном рынке по-прежнему приходится на противоопухолевые препараты (АТС-группа «L01»). При этом за рассмотренный период их доля выросла с 18,5 до 25,8%, что позволяет выделить эту группу в качестве одного из ключевых драйверов бюджетного рынка. В тройке лидеров по объему закупок в стоимостном выражении -иммунодепрессанты и противовирусные препараты системного действия (рис. 4).

препараты-лидеры

По итогам 9 мес. 2019 г. лидером по объему закупок в бюджетном

рисунок 2. Динамика бюджетного сегмента рынка ЛП за 9 мес. 2018 и 2019 гг., млн упак. figure 2. Dynamics of the budget segment of the PD market for the first 9 months of 2018 and 2019, mln packs

% с о J э 1

% ™ 1

CO CO ЧГ CO Li^ CD 50,0 61,4 0, 5 5 6 5

Госпитальный ЛЛ0 РЛ0 Бюджетный сегмент в ■ 9 мес. 2018 г. 1 9 мес. 2019 г. f целом Прирост

Источник: IQVIA

рисунок 3. Динамика средних цен на ЛП бюджетного сегмента рынка за 9 мес.

2018 и 2019 гг., руб.

FiGuRE 3. Average prices dynamics for PD of the budget segment of the market for

9 months of 2018 and 2019, RUB

¡5$ r-r-c 3 < ••o ▲ 4 CO с о % 3 ° У г %

1 со 50 2 95 2 со сл

86 2 9 CO 1 1 9 2 6

Госпитальный ЛЛ0 РЛ0 Бюджетный сегмент в целом

1 9 мес. 2018 г. ■ 9 мес. 2019 г. J Прирост

Источник: IQVIA

таблица 1. Топ-10 производителей ЛП на бюджетном сегменте рынка России по итогам 9 мес. 2019 г. table 1. Top-10 producers of PD in the budget segment of the Russian market for 9 months of 2019

рейтинг корпорация Доля продаж, опт. руб. Прирост, % руб.

9 мес. 2018 г. 9 мес. 2019 г. 9 мес. 2018 г. 9 мес. 2019 г.

4 1 Novartis 4,4% 5,3% 57,1%

2 2 «Биокад» 4,9% 5,1% 36,8%

3 3 Johnson & Johnson 4,6% 5,1% 42,8%

1 4 Sanofi 5,0% 4,6% 20,3%

5 5 Takeda 4,4% 4,6% 34,8%

6 6 Pfizer 3,9% 4,0% 33,6%

10 7 Roche 2,5% 3,8% 94,1%

13 8 Merck Sharp Dohme 2,4% 3,5% 87,8%

11 9 «Генериум» ЗАО 2,5% 3,2% 68,7%

7 10 Celgene 3,2% 2,9% 21,5%

Источник: IQVIA

РЕМЕДИУМ | 2019;(12):27-29

сегменте в стоимостном выражении остается препарат для лечения множественной миеломы Рев-лимид. Стабильно сохраняет свою позицию в сегменте занимающий третье место пневмококковая вакцина Превенар 13. Удерживает прежнее 5-е место в рейтинге ЛП на основе инсулина гларгин Туджео СолоСтар. В остальном рейтинг существенно изменился. В него вошли новые игроки, среди которых особо стоит отметить противоопухолевые препараты на основе моноклональных антител Опдиво и Китруда, переместившиеся с 29-го на 2-е место и с 75-го на 4-е место соответственно за счет высокого прироста продаж. Вошел в рейтинг и другой противоопухолевый препарата на основе моноклональных антител - Авегра БИОКАД. Таким образом, изменения в рейтинге обусловлены главным образом ростом объемов закупок ЛП, предназначенных для лечения онкологических заболеваний (табл. 2).

новинки сегмента

В 2019 г. в бюджетном сегменте рынка появился ряд новых ЛП. Рейтинг новинок по объему закупок возглавил препарат Элизария («Генериум»), предназначенный для лечения пациентов с парок-сизмальной ночной гемоглоби-нурией и страдающих атипичным гемолитико-уремическим синдромом. По итогам 9 мес. 2019 г. объем реализации этого средства превысил 3,5 млрд руб. в ценах закупки. Глуразим (имиглюцераза) - второй препарат от компании «Генери-ум», вошедший в топ-5 новинок бюджетного сегмента. Он показан для лечения пациентов с болезнью Гоше. Портфель «Биокад» пополнился еще одним ЛП для лечения рассеянного склероза - Терифлу-номидом. Также в топ-5 новинок вошел бренд Вимизайм для лечения мукополисахаридоза IV типа А и иммунодепрессивное средство Феломика (рис. 5).

рисунок 4. Топ-5 ATC-групп 2-го уровня бюджетного рынка по итогам 9 мес.

2019 г., % руб.

figure 4. Top-5 ATC-groups of the 2nd level of the budget market for 9 months of

2019, % RUB.

L01 «Противоопухолевые препараты» L04 «Иммунодепрессанты» 10,6%

J05 «Противовирусные препараты ^Ш 7,2%

системного действия» 7,5%

A10 «Препараты для лечения ^Ш 7 7%

сахарного диабета» ^Ш 7,3%

B02 «Гемостатические средства» ^Ш 7 3%

^Ш 6,3% 1 9 мес. 2018 г. ■ 9 мес. 2019 г.

Источник: IQVIA

таблица 2. Топ-10 торговых наименований бюджетного сегмента рынка по итогам 9 мес. 2019 г. table 2. Top-10 trade names of the budget market segment on the basis of results of 9 months of 2019

рейтинг торговое наименование (корпорация) доля продаж, опт. руб. Прирост, % руб.

9 мес. 2018 г. 9 мес. 2019 г. 9 мес. 2018 г. 9 мес. 2019 г.

1 1 Ревлимид (Celgene) 2,7% 2,1% 57,1%

29 2 Опдиво (Bristol Myers Squibb) 0,5% 1,5% 36,8%

3 3 Превенар 13 (Pfizer) 1,8% 1,3% 42,8%

75 4 Китруда (Merck Sharp Dohme) 0,3% 1,3% 20,3%

5 5 Туджео СолоСтар (Sanofi) 1,3% 1,2% 34,8%

9 6 Гертикад («Биокад») 1,0% 1,2% 33,6%

4 7 Совигрипп («Микроген») 1,4% 1,2% 94,1%

21 8 Авегра БИОКАД («Биокад») 0,6% 1,1% 87,8%

2 9 Солирис (Alexion Pharma) 2,2% 1,1% 68,7%

8 10 Имбрувика (Johnson & Johnson) 1,0% 1,1% 21,5%

Источник: IQVIA

рисунок 5. Топ-10 новых ЛП бюджетного сегмента рынка по итогам 9 мес. 2019 г., млн руб. figure 5. Top-10 new PD of the budget market segment for 9 months of 2019, RUB mln.

Элизария («Генериум»)

Глуразим («Генериум») 516,1

Терифлуномид («Биокад») 469,4

Вимизайм (Biomarine Ireland) 4§6#

феломика («Нанофарма Девелопмент»)

Источник: IQVIA

2019;(12):27-29 | REMEDIUM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.