государственный
финансовый контроль: перспективы реформирования
бюджетные полномочия участников
государственного финансового контроля
Аннотация
На сегодняшний день государственный финансовый контроль в России имеет такую особенность, что сбором и предоставлением информации разным заинтересованным пользователям занимается ряд органов, выполняющих, по сути, аналогичные функции. В статье предлагается один из способов решения этой проблемы.
_Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетная
_сфера, заинтересованные пользователи информацией, использование
_средств, федеральный бюджет, бюджетные полномочия, финансовый аудит
Лукин А.Г.
доцент кафедры финансового управления Самарского государственного технического университета, начальник отдела внутреннего контроля Управления федерального казначейства по Самарской области [email protected]
Государство, формируя денежные потоки, вынуждено оперативно реагировать на изменения, которые противоречили бы принятой кредитно-денежной политике и могли бы привести к нежелательным результатам. Своевременному выявлению этих изменений призван служить, прежде всего, государственный финансовый контроль. Сегодня в Российской Федерации принята концепция государственного финансового контроля как основного направления реализации функции контроля в сфере бюджетных отношений [3]. Хотя полного отказа от негосударственного финансового контроля нет, он в качестве обязательного аудита присутствует в ходе контроля за деятельностью государственных унитарных и автономных предприятий.
Система государственного финансового контроля
Государственный (муниципальный) финансовый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по контролю:
р й
россий
ское предпринимательство, 2010, № 7 (2)
- над обеспечением соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- подтверждением достоверности, полноты и соответствия бюджетной отчетности нормативным требованиям;
- повышением экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [3]. Формы и порядок осуществления финансового контроля в бюджетной сфере установлен Бюджетным кодексом РФ (БК РФ).
На федеральном уровне субъектами государственного финансового контроля являются (см. рис. ниже):
- Счетная палата РФ;
- Главное контрольное управление Президента РФ;
- Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетно-
Рис. Система государственного финансового контроля в бюджетной сфере Российской Федерации
финансы государства
го и валютного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная налоговая служба и др.); - главные распорядители средств федерального бюджета (ГРБС).
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
_...главное
_противоречие
_существующей
_системы
_государственного
_финансового
_контроля в
_Российской
_Федерации -
отсутствие единого _центра
Бюджетные полномочия
Полномочия по осуществлению государственного финансового контроля указанных участников закреплены в законах Российской Федерации. Их изучение позволило синтезировать и сравнить функции участников государственного финансового контроля федерального уровня - Счетной палаты РФ, Федеральной службы финансово-бюджетного и валютного надзора РФ (в таблице - ФБН) Федерального казначейства (в таблице - ФК) и главных распорядителей бюджетных средств (в таблице - ГРБС) (см. табл. на с. 27).
Таблица показывает, что различные органы государственного финансового контроля осуществляют анализ одной и той же информации. При этом заинтересованные пользователи информации у различных участников государственного финансового контроля разные. У Счетной палаты - Совет Федерации РФ, у вневедомственного контроля -Минфин России и Правительство РФ, у ведомственного контроля - руководство главного распорядителя бюджетных средств.
Реформирование системы государственного финансового контроля
Одна и та же по составу информация, но собранная различными органами, поступает различным пользователям. Налицо главное противоречие существующей системы государственного финансового контроля в Российской Федерации - отсутствие единого центра, который, с одной стороны, собирал бы необходимую информацию от различных участников системы, осуществляя при этом координацию их действий, а с другой, направлял бы её заинтересованным пользователям. Идет активная работа по реформированию системы государственного финансового контроля
->/--
^российское предпринимательство, 2010, № 7 (2)
Таблица
Бюджетные полномочия участников государственного финансового контроля федерального уровня в Российской Федерации
Формы, виды и направления контроля Парламентский контроль (Счетная палата) Вневедомственный контроль исполнительной власти (ФК, ФБН) Ведомственный контроль (ГРБС)
Предварительный контроль, в том числе:
экспертизы проектов бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации ст. 157 БК РФ, ст. 9 Закона № 4-ФЗ1 ФБН ст. 157 БК РФ ФК 268 БК РФ ст. 158 БК РФ
Текущий контроль ФК ст. 267 БК РФ
Последующий контроль, в том числе: ст. 9 Закона № 4-ФЗ ФБН ст. 268 БК РФ
финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации ст. 9 Закона № 4-ФЗ ФБН ст. 268 БК РФ ст. 158,269 БК РФ
финансовый контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета ст. 9 Закона № 4-ФЗ ФБН ст. 268 БК РФ ст. 269 БК РФ
финансовый контроль за использованием бюджетных кредитов ФБН ст. 268 БК РФ
контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, законодательства Российской Федерации о фи-нансово-бюджетном контроле и надзоре ФБН ст. 268 БК РФ
проверки бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета ст. 157 БК РФ ФБН ст. 157 БК РФ
заключения на годовой отчет об исполнении федерального бюджета ст. 9 Закона № 4-ФЗ ФБН ст. 157 БК РФ, ФК ст. 166.1 БК РФ
финансовый аудит ст. 270.1 БК РФ
1 Полное название документа Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» - прим.ред.
в Российской Федерации. Как уже отмечалось, организация и осуществление государственного финансового контроля напрямую зависит от финансовой, а в Российской Федерации - от бюджетной политики государства, которая находится сегодня в стадии реформирования. Итогом этих реформ должно стать создание единой системы финансового контроля, которая объединила бы на единых принципах и стандартах сегодняшних разрозненных участников государственного финансового контроля.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
3. Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Одобрена на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 20.05.2010.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
5. Приказ Минфина России от 25.12.2008 № 14бн «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля».
Lukin A.G.
Associate Professor, Chair of Financial Management, Samara State Technical University, Head of Internal Control Department, Office of the Federal Treasury for the Samara Region
Budgetary Authorities of the Participants of the State Financial Control
_Abstract
Tlo date, the special feature of the state financial control in Russia is that a number of organs performing essentially the similar functions collect and provide information to various interested users. The article suggests one of the ways for solving this problem.
Keywords: state financial control, budgetary sphere, users interested in information, use of funds, federal budget, budgetary authorities, financial audit
_идет активная
_работа по
реформированию
_системы
государственного
_финансового
_контроля
_в Российской
Федерации
ссийское предпринимательство, 2010, № 7 (2)