Научная статья на тему 'Бюджетные полномочия и экономическое развитие региона'

Бюджетные полномочия и экономическое развитие региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ / DISTRIBUTION OF BUDGET AUTHORITY / ДОПУСТИМАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ALLOWABLE DECENTRALIZATION / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / TAX REVENUES / РАСХОДНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / EXPENDITURE POWERS / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TAX CAPACITY / ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ / FINANCIAL ASSISTANCE / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Либерман Т.Н.

Существующая система разграничения доходных и расходных полномочий органов государственной власти ограничивает финансовые возможности региона. Распределение ресурсов осуществляется без учета стратегии и специфики социально-экономического развития территории, не соответствует принципам эффективности и целесообразности. Применение предложенных в статье подходов к разграничению бюджетных полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации позволило бы решить многие региональные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budgetary Authority and Economic Development of the Region

The existing distribution system of revenue and expenditure responsibilities of public authorities limits the financial possibilities of the region. Allocation of resources Is carried out In no consideration of the strategy and peculiarities of social and economic development of the territory and does not conform to the principles of efficiency and expediency. Application of suggested approaches to the delimitation of the budgetary powers between the federal level and the level of federal entities would solve many regional problems.

Текст научной работы на тему «Бюджетные полномочия и экономическое развитие региона»

_Аннотация

Существующая система разграничения доходных и расходных полномочий органов государственной власти ограничивает финансовые возможности региона. Распределение ресурсов осуществляется без учета стратегии и специфики социально-экономического развития территории, не соответствует принципам эффективности и целесообразности. Применение предложенных в статье подходов к разграничению бюджетных полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации позволило бы решить многие региональные проблемы.

Либерман Т.И.

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов Липецкого филиала Орловской региональной академии государственной службы shuti@freemail.ru

бюджетные полномочия и экономическое

развитие региона

Бюджетные полномочия предусматривают разграничение доходных источников и расходных обязательств для целей эффективного развития экономики и ради наиболее полного удовлетворения потребностей населения. Влияние распределения бюджетных полномочий органов государственной власти на экономику региона оценивается по направлениям:

- обеспечения соответствия полномочий, ресурсов и ответственности субъектов межбюджетных отношений;

- совершенствования механизма распределения средств между органами федеральной, регио-

нальной власти, территориями и производствами региональной экономики.

Доходы бюджетов разных уровней

Проблема разграничения полномочий между участниками межбюджетных отношений в России заключается в том, что передача ответственности по финансированию общенациональных и локальных благ из федерального центра субъектам федерации и далее муниципальным образованиям не сопровождается увеличением собственных источников доходов. Из территориальных бюджетов финансируется около 70% госу-

ийское предпринимательство, 2009, № 12 (2)

дарственных расходов на образование, здравоохранение, социальную политику. В то же время основную часть доходов бюджетов территорий составляют федеральные налоги и безвозмездные поступления (в среднем 85-90% от совокупных доходов). Налоговые доходы Липецкой области, например, образуются в основном за счет налога на прибыль организаций (около 60% от общих доходов) (2, с. 82]. Вместе с тем в консолидированном бюджете России доходы федерального бюджета имеют тенденцию к увеличению: с 57% в 2003 году до 63% в 2008 году (3, с. 828]. Анализ распределения бюджетных средств субъектов федерации в муниципальные бюджеты показывает, что происходит увеличение объемов перераспределяемых ресурсов по линии финансовой помощи: с 16% в 2000 году до 40-45%% в 2009 году (1]. Однако на территориях муниципальных образований не происходит увеличения налогового потенциала, вследствие отсутствия стимулов роста доходов и неспособности органов местного самоуправления влиять на параметры общественного воспроизводства. На экономическое развитие региона также оказывает воздействие распределение ресурсов между общественным и рыночным секторами в форме прямого финансирования отраслей каждого сектора или изменения уровня налоговой нагрузки.

Распределение ресурсов

Прямое финансирование не соответствует принципам достаточности и целесообразности. На капиталь-

ные статьи выделяется незначительное количество средств, не в полной мере финансируются общественно значимые отрасли. В бюджете Липецкой области, например, расходы, предусмотренные на поддержку сельского хозяйства и рыболовства, разделены таким образом, что на капитальные статьи направлено 2,7% от общих расходов на эту отрасль. Финансирование охраны окружающей природной среды стоит на последнем месте, и за период с 2002 года по 2009 год снизилось с 0,46% до 0,18% (2, с. 82]. Распределение ресурсов на поддержку предприятий частного сектора не отвечает принципу эффективности. В промышленности Липецкой области сохраняется резкая поляризация отраслей по уровню доходов, низкая рентабельность производимой продукции. В 2008 году около 20% организаций получили убыток на сумму 1 451 622 тыс. рублей, в сельском хозяйстве

Ключевые слова:

распределение бюджетных полномочий,

допустимая децентрализация, налоговые доходы, расходные полномочия, налоговый потенциал, финансовая помощь, экономическое развитие

Keywords:

distribution of budget authority, allowable decentralization, tax revenues, expenditure powers, tax capacity, financial assistance, economic development

о

региональная экономика

рентабельность зерна снизилась примерно в 3 раза. Применение налоговых льгот имеет существенный недостаток, выражающийся в отсутствии полномочий субъектов федерации корректировать поведение экономических субъектов и стимулировать экономическое развитие.

Для совершенствования распределения ресурсов в соответствии с существующим разграничением бюджетных полномочий необходимо увеличение налогового потенциала территорий. Для повышения доходных источников бюджетов субъектов федерации в состав региональных налогов можно включать такие налоги и сборы, которые незначительно различаются по территориям, например водный налог. В отдельных случаях можно предусмотреть введение местных надбавок, увеличивающих на несколько пунктов базовые ставки некоторых налогов. Для стабилизации доходов, увеличения налогового потенциала регионов необходимо предусмотреть введение среднесрочных норма-

из территориальных

бюджетов финансируется около 70% государственных расходов на образование, здравоохранение, социальную политику

тивов отчислений от федеральных налогов в территориальные бюджеты.

Бюджетные полномочия

и региональное развитие

Необходимо повышать возможности региональной власти влиять на экономическую политику предприятия, экологическую безопасность территории. Для этого следует, например, чтобы вред, наносимый природной среде, был компенсирован в форме внесения платежей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов в бюджет той территории, где произведены выбросы.

Для поддержки предприятий на региональном уровне следует предусмотреть выделение отраслевых субсидий и более широко использовать инструменты стимулирования регионального развития: изменение налоговых ставок, развитие рыночной инфраструктуры, страхование рисков, финансирование научных разработок. Это не приведет к возрастанию нецелевых бюджетных расходов, поскольку в регионах больше возможности контролировать распределение и использование средств. В рамках прямого распределения средств на развитие секторов региональной экономики можно использовать блочные и категориальные гранты. При выделении блочного гранта средства используются по усмотрению территорий на развитие отраслей, производящих локальные блага, на которые влияют местные предпочтения. Категориальные гранты следует

российское предпринимательство, 2009, № 12 (2)

направлять на строго определенные цели, для развития отраслей, имеющих общенациональное значение.

Экономическое развитие региона зависит от пропорций распределения ресурсов между уровнями бюджетной системы, отраслями и секторами экономики. Сложившаяся система разграничения бюджетных полномочий, ресурсов не позволяет регионам корректировать политику предприятий, стимулировать экономический рост. Внесение коррективов в систему разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти в соответствии с критериями достаточности, целесообразности и эффективности использования ресурсов позволит улучшить создавшуюся ситуацию.

Литература

1. Закон Липецкой области «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов». // Липецкая газета. - 2008. -№ 232 (23360). - С. 9.

сложившаяся система

разграничения бюджетных полномочий, ресурсов не позволяет регионам корректировать политику предприятий,

стимулировать экономический рост

2. Липецкий статистический ежегодник. 2008: стат. сб. / Липецкстат. - Липецк: 2008. - 365 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. / Росстат. -М., 2008. - 847 с.

4. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для вузов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 367 с.

Liberman T.I.

Cand. of Econ. Sci., Associate professor, Chair of Economics and Finance, Lipetsk Branch of Orel Regional Academy of Civil Service

Budgetary Authority and Economic Development of the Region

_Abstract

The existing distribution system of revenue and expenditure responsibilities of public authorities limits the financial possibilities of the region. Allocation of resources is carried out in no consideration of the strategy and peculiarities of social and economic development of the territory and does not conform to the principles of efficiency and expediency. Application of suggested approaches to the delimitation of the budgetary powers between the federal level and the level of federal entities would solve many regional problems.

региональная экономика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.